11 полнометражных фильмов кристофера нолана (включая «довод») от худшего к лучшему, от тьмы

Некоторые люди, с которыми регулярно работает

Критерий включения актёров в этот список — минимум три разные роли в фильмах. Трилогия о Бэтмене засчитывается за одну.

С годами у Нолана, как и у многих других режиссёров, сложилась команда проверенных людей, с которыми он снимает фильмы. Расскажем поподробнее и о них.

  • Из актёров можно отметить следующих:
    • Киллиан Мёрфи — помимо всей трилогии о Тёмном рыцаре, снялся во «Внедрении» и «Дюнкерке».
    • Том Харди — снялся во «Внедрении», третьем фильме о Тёмном рыцаре и «Дюнкерке», причём в двух последних фильмах у него ещё и противоположные амплуа.
  • Другие члены команды.
    • Эмма Томас — продюсер практически всех его фильмов (за исключением «Помни» и «Бессонницы»).
    • Джонатан Нолан  — участвовал в создании сценариев фильмов «Помни», «Престиж», «Тёмного рыцаря» и «Возрождения легенды», а также «Интерстеллара». Не меньше известен как продюсер и сценарист сериала «Мир Дикого Запада»
    • Композитор Ханс Циммер, мастер оркестровой бомбёжки, у Нолана, однако, рождающий неожиданные для себя электронные саундтреки («Внедрение», «Интерстеллар»). Сотрудничество началось с «Бэтмена: Начало», с тех пор так и продолжилось — остальные два фильма трилогии

      До Ханса Циммера музыку к фильмам неизменно писал Дэвид Джулиан. Музыку к «Престижу» тоже написал он.

      , «Внедрение», «Интерстеллар» и «Дюнкерк».

«Бэтмен: Начало» (2005)

Everett Collection/Legion Media

Вообще-то, «Бэтмен: Начало» — пример героического кризис-менеджмента. Потому что покойный Джоэл Шумахер и беспокойный Тим Бертон превратили франшизу в то еще шапито. Одутловатый Майкл Китон словно бы олицетворял безразличие Бертона к самому герою. А соски на костюме Джорджа Клуни давали исчерпывающее представление о серьезности Шумахера. И вдруг Бэтмен переродился — и оказался героем глубоким, как та пещера, в которой мы его впервые находим. «Бэтмен: Начало» — безупречное подростковое кино о превращении слабости в силу и преодолении страха. Мальчик, испугавшийся в опере летучих мышей на сцене, чувствует себя виновником смерти родителей; но именно маска летучей мыши в итоге становится символом его отваги и воли. Герой-сирота настолько одержим воспитанием своего духа и закалкой своего тела, что даже оружие мастерит сам. И тут уж до всех доходит, что Бэтмен — наш «Брат». Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» (2006) и перед смешным «Железным человеком» (2008), «Бэтмен» становится отправной точкой в летописи современных кинокомиксов. А Нолан уворачивается от соблазна стать для DCEU (DC Extended Universe) кем-то вроде Кевина Файги из MCU (Marvel Cinematic Universe) — и вовремя уступает железный трон Заку Снайдеру. Лишнее доказательство того, что мудрец умеет ценить время.

Примечания

  1. Для него эта роль стала последней, которую он сыграл до конца…
  2. Один из них лишился пальцев, другой — стал хромым.
  3. В российском прокате название фильма из-за отсутствия информации о сюжете перевели как «Начало», однако в официальном дубляже самого́ фильма термин переведён именно как «внедрение».
  4. Положительные, видимо, писались «по привычке», ибо Нолана ругать почему-то не принято.
  5. Написал рассказ, адаптированный уже самим Кристофером.
  6. Вдвоём перерабатывали оригинальную книгу.
  7. В первых двух частях совместно с Джеймсом Ньютоном Ховардом.
В эту статью следует добавить:

  • Краткое резюме о третьей части «Тёмного рыцаря» и о фильмах, где выступил продюсером.
  • Иллюстрации.

«Довод» (2020)

Everett Collection/Legion Media

«Довод» — самый сложный, эффектный и внешне успешный из аттракционов Нолана. Билеты в IMAX он окупает первой же сценой. А чтобы понять хореографию драк между героями из будущего и героями из настоящего, вы сходите в кино дважды-трижды. Приключения героев — со взломом сокровищниц, похищением красавиц, штурмом крепостей и погонями с ограблениями — превосходят все, что доводилось пережить Джеймсу Бонду и Итану Ханту. А пленка, на которую снят фильм, словно бы хранит на себе отпечатки пальцев всех людей на земле, посвятивших себя созданию развлекательного кино. Но после титров вы вдруг обнаружите, что не полюбили ни одного героя — кроме разве что того тихого парня, которого играет Роберт Паттинсон. И остались без привычного домашнего задания от Кристофера Нолана — режиссера-самоучки, давно ставшего для нас профессором любых точных наук и любых изящных искусств. И все это очень странно. Подробнее (но без спойлеров) — .

«Престиж» (2006)

Everett Collection/Legion Media

А вот и кино о фокусниках — и, кстати, пятый по счету фильм Кристофера Нолана в топ-50 на сайте iMDB. Но как он там оказался — не совсем понятно: для истории про магический наив это кино чересчур технично и педантично.

Возможно, Ноланов вновь подводит работа с чужим материалом — братья писали сценарий на основе романа Кристофера Приста. Возможно, дело в соседстве фильма с харизматичным «Иллюзионистом», вышедшим в том же 2006 году и смешавшим «Престижу» карты. Или же в том, что конфликт двух одинаково интересных (и в целом положительных) героев — не конек Нолана, персонажи которого обычно сражаются либо с памятью, либо со снами, либо со стихией, либо с самими собой. Кристофер Нолан — не Майкл Манн, чтобы снимать кино про спарринги угрюмых мужчин. Его в любой схватке интересуют правила, но настоящим героям по ним играть скучно. Вот и получается, что в соперничестве добросовестных фокусников, сыгранных Хью Джекманом и Кристианом Бейлом, не на кого делать ставки. Единственная отрада — то, что героями вновь движет любовь и желание творить, чтобы если не воскресить, то хотя бы отомстить (и освободиться от боли).

«Дюнкерк» (2017)

Alamy/Legion Media

Кино о войне, нарушающее все правила кино о войне. Враг обезличен, а герои превращены в испачканную грязью массовку. Конфликт людей подменяется спором стихий: воды и огня, песка и неба. Время становится судьей, но этот судья никому не намерен объяснять правила игры. Искусный монтаж трех сюжетных линий (одна длится неделю, другая — день, третья — считаные часы) приведет старомодный жанр в соответствие с темпоритмом нового зрителя. А съемка на пленку и звук, который в полной мере можно услышать лишь в IMAX, докажут, что 3D и VR возможны и без очков и шлемов. При этом иммерсивность «Дюнкерка» заключается не только в его зрелищности, но и в той душевной работе, в которую он втягивает зрителя. История фильма пунктирна, поэтому нам самим приходится соединять линии и сопереживать героям куда больше, чем это принято в приключенческом или эпическом кино о войне.

Кристофер Нолан. Биография:

Кристофер Джонатан Джеймс Нолан родился в Лондоне, в семье англичанина и американской стюардессы. Детство провёл в разъездах между США и Англией, достигнув совершеннолетия, получил двойное гражданство.

В свои 45 Нолан снял девять полнометражных фильмов, в общей сложности его картины заработали в мировом прокате более 4 миллиардов долларов, более половины этой суммы принесли две картины — «Тёмный рыцарь» и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».

Первый свой полнометражный фильм — «Преследование» (1998) — Нолану удалось снять всего за 6 тысяч долларов. Вторая картина — «Помни» (2000) — также малобюджетная, была выпущена голливудской студией Newmarket Films и сразу стала культовой. За этот фильм Нолан вместе со своим братом Джонатаном Ноланом, по рассказу которого был создан сценарий, был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

После этого на студии Warner Bros. Нолан снял «Бессоницу» (2002), в которую смог привлечь таких знаменитостей как Аль Пачино, Робин Уильямс и Хилари Суонк.

В 2005 году с фильмом «Бэтмен: Начало» Нолан дебютирует как режиссёр крупнобюджетных блокбастеров. Предложенная им совместно со сценаристом Дэвидом Гойером концепция будущего фильма была одобрена компанией Warner Bros., которая с 1997 года искала режиссёра для перезагрузки франчайза. Картина в итоге была признана одним из самых удачных фильмов серии и собрала хорошую кассу, дав начало такому явлению современного популярного кино как серьёзный комикс.

После этого Нолан снял «Престиж» (2006) и очередной фильм о Бэтмэне — «Тёмный рыцарь» (2008), которому сопутствовал ещё больший успех и после которого Нолан окончательно обзавёлся армией фанатов по всему миру. «Тёмный рыцарь» заработал в прокате более миллиарда долларов и сразу поднялся на верхние строчки рейтинга IMDb.

Этот успех позволил Нолану снять фильм своей мечты — «Начало», идею которого, по словам режиссёра, он вынашивал 10 лет. «Начало» стало квинтэссенцией авторского стиля Нолана — снимать высокобюджетные блокбастеры в виде интеллектуальных триллеров. Картина впервые в карьере Нолана номинировалась на «Оскар» в категории «лучший фильм», но проиграла фильму Тома Хупера «Король говорит».

В 2012 вышел «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», сборы которого в мировом прокате, как и предыдущего фильма трилогии о Бэтмане, перевалили за миллиард, однако на этом фильме, по мнению критиков, идея серьёзного комикса исчерпала себя, продемонстрировав в итоге своё бессилие перед законами крупнобюджетного жанрового кино.

В 2014 году Нолан выпустил фантастический триллер «Интерстеллар». Картина была отмечена «Оскаром» за визуальные эффекты, заработала $670 млн в мировом прокате, однако сама попытка Нолана сыграть на поле научной фантастики была сильно раскритикована.

На большинстве картин Нолан работает со своей командой — как продюсер ему помогает жена Эмма Томас, с которой они воспитывают четверых детей, сценарии он часто пишет вместе с младшим братом Джонатаном, а оператором семи из девяти картин Нолана был Уолли Пфистер, который четырежды номинировался на «Оскар» за фильмы Нолана и один раз получил его (за «Начало»).

«Бессонница» (2002)

Everett Collection/Legion Media

Третий полный метр в фильмографии Нолана, предшественниками которого были бюджетное, но изобретательное «Преследование», снятое в Англии, и сенсационный «Помни», открывший для режиссера Америку. Как это часто бывает с появившимися из ниоткуда вундеркиндами, Нолану тут же предложили огромный бюджет, лучших звезд (Аль Пачино и Робина Уильямса) и чужой (а ведь он привык писать с братом!) сценарий. Причем материал был вторичен вдвойне: в основе рукописи американки Хиллари Сайц лежал одноименный норвежский триллер 1997 года со Стелланом Скарсгардом. Продюсером фильма выступил Стивен Содерберг, сыгравший большую роль в продвижении «Помни» (см. ниже). Но он не поддержал Кристофера и Джонатана Нолана, когда они захотели сами написать сценарий. Результат — фильм с сильнейшими актерскими работами, искусной режиссурой и редким для Нолана нарастанием напряжения. Но с историей, которую зритель забывает почти моментально. Зато киноманам, привыкшим смотреть фильмы ночи напролет, наверняка понравится, как Нолан и Аль Пачино превращают чувство бессонницы в вязкую систему координат. Эти люди видят мир как мы, а мы — как они. И за это фильму простишь что угодно.

«Помни» (2000)

Alamy/Legion Media

Человек, который в состоянии помнить лишь последние пятнадцать минут своей жизни, пытается отомстить за смерть жены. «Мементо» («Помни» в нашем прокате) — первый американский фильм Нолана с шестизначным бюджетом, звездами (Гаем Пирсом из «Секретов Лос-Анджелеса» и Кэрри-Энн Мосс из «Матрицы») и промокампанией, начавшейся в Венеции-2000 и завершившейся на «Оскаре-2001». И в то же время — абсолютно свободное авторское высказывание и декларация метода, которому Нолан будет предан еще как минимум двадцать лет. И дело не только в нелинейном повествовании. И не только в переходах от внешней к внутренней фокализации истории (мы то видим мир глазами героя, то видим героя глазами других персонажей, но никогда не обладаем всей полнотой информации, как в традиционных сюжетах). И не в загадках и отсылках, которые тешат самолюбие зрителей — таких же киноведов-самоучек, как и сам Нолан.

Дело в другом: любовь (и ее производная — ярость мести за утрату любви), отсутствующая в «Преследовании», но играющая важную роль во всех следующих фильмах Нолана, здесь впервые становится такой же единицей измерения, как и расстояние и время. Герой забывает все — но только не смерть своей жены. Второстепенная героиня, которой потерявший память муж каждый день ставит уколы инсулина, переводит стрелки часов, чтобы ценой своей жизни проверить силу чувств супруга. В следующих фильмах Нолан сосредоточится на других проявлениях любви: ребенка к родителям («Бэтмен»), творца к искусству («Престиж»), отца к детям («Интерстеллар»), гражданина к стране «(Дюнкерк»), матери к сыну («Довод»). Но в каждой его работе чувства неизменно будут подчинять себе ход времени, силу стихий и полет планет.

И в то же время в фильме есть проблема, которая еще не раз даст о себе знать в творчестве Нолана. Разрезая сюжет на кусочки и перемешивая их, режиссер делает то же самое и с эмоциями зрителя. Накал страстей не нарастает, переживания не усиливаются, а каскад финалов нам приходится скорее анализировать, чем чувствовать. Но все встает на свои места при втором просмотре. Кстати, именно после «Мементо» у Нолана появляется репутация коммерческого режиссера, на фильмы которого, несмотря на их сложность, зрители готовы ходить дважды. Тем забавнее, что сама картина долго не могла найти прокатчика в Америке. Несмотря на успешные показы в Венеции, Торонто и на «Сандэнсе», дистрибьюторы из США боялись «Мементо». Среди тех, кто от него отказался, был и Харви Вайнштейн. Но ситуацию спас Стивен Содерберг, который никак не был связан с проектом Нолана — но, став его фанатом, буквально призывал прокатчиков купить фильм. С тех пор Нолан остается, возможно, единственным режиссером-сценаристом, который всегда приносит студиям деньги — и поэтому ему разрешают все снимать, что он захочет.

«Темный рыцарь»

Спустя три года после «Бессонницы» вышла как раз та самая первая визитная карточка Нолана — «Бэтмен: начало». Визитная карточка, потому что именно по трилогии фильмов про Бэтмена можно практически целиком описать феномен популярности Кристофера Нолана и исследовать его художественные приемы.

Превратить известный комикс со всеми прилагающимися «бумами» и «бамсами» в тяжеловесную нуарную историю, где каждую вторую реплику хочется записать в личный цитатник — это именно то, за что многие полюбили нолановских «Бэтменов». Во-первых, свежо. Именно после этого, например, Зак Снайдер сделал другие схожие по стилистике культовые экранизации супергеройских комиксов: «Хранители» и «Бэтмен против Супермена».

И если старые истории про мстителя в маске отдавали инфантильностью с чрезмерно разукрашенными злодеями и полярным распределением на «злых» и «добрых», то в трилогии Нолана все намного степеннее. В «Темном рыцаре» Джокер, естественно, тоже носит специфический грим. Но в каждом его действии и слове заложена идея. Именно пытаясь противостоять этой идее, Бэтмен не убивает злодея, когда у него была такая возможность. А третий ключевой персонаж — Харви Дент — и вовсе иллюстрирует собой градацию нравственной цепочки, отчетливо расфокусируя понятия добра и справедливости.

И вот за эту попытку концептуализировать привычные образы, Нолана судя по всему и любят. Он заставил людей даже с самыми высокими запросами, которые пренебрежительно фыркают на постер «Мстителей», завороженно наблюдать за историей Бэтмена.

биография

Ранние годы

Кристофер Нолан родился в семье Джозефа и Бернадетт Нолан. Он вырос в Маллингаре , Ирландия. Из-за удушья при рождении Кристофер родился с необратимым нарушением его «нервно-сигнальной системы, состояние, которое, по его словам, теперь называется дистонией ». Из-за этих осложнений Нолан родился с церебральным параличом и мог двигать только головой и глазами. В начале его жизни люди считали его умственно отсталым, но мать доказала, что они ошибались. Бернадет привела сына к доктору Кьярану Барри. Он был консультантом по физической медицине и ревматологии, особенно интересовался детьми с церебральным параличом. Доктор Барри был прикреплен к Центральной лечебной клинике. Он играл в игры с Кристофером, малышом, и при этом заметил, что ребенок ожидал его действий, и сообщил матери, что он в здравом уме.

Из-за тяжести паралича он передвигался на инвалидной коляске. В интервью его отец объяснил, как в возрасте 10 лет доктор Барри назначил ему лекарство, которое «расслабило его, так что он мог использовать указатель, прикрепленный к его голове, для набора текста». Чтобы писать, Нолан использовал специальный компьютер и клавиатуру; чтобы помочь ему печатать, его мать держала его голову сложенными ладонями, пока Кристофер тщательно выбирал каждое слово, букву за буквой, указкой на его лбу.

Он общался с другими, двигая глазами, используя сигнальную систему. Когда он был молод, его отец рассказывал ему истории и читал отрывки из Джеймса Джойса , Сэмюэля Беккета и Д.Х. Лоуренса, чтобы поддерживать его ум в возбужденном состоянии. Его мать натягивала буквы алфавита на кухне, где поддерживала поток разговора. Его сестра Ивонн пела песни и разыгрывала пародии. Его мать заявила, что «он много писал с 11 лет и написал много стихов, рассказов и двух пьес, многие из которых были опубликованы». Многие из писаний, описанных здесь матерью Нолана, были составлены для его первой публикации — книги « Взрыв плотины снов».

Зрелая работа

Став подростком, Нолан получил образование в Центральной лечебной клинической школе , средней школе Маунт-Темпл и в Тринити-колледже в Дублине . Его первая книга была опубликована, когда ему было пятнадцать. Он также был удостоен звания почетного доктора литературы в Великобритании, медали за выдающиеся достижения от Общества писателей Организации Объединенных Наций и награды «Человек года» в Ирландии. В пятнадцать лет он опубликовал свой сборник стихов под названием « Взрыв плотины снов» . Он написал отчет о своем детстве « Под оком часов» , опубликованный издательством St. Martin’s Press, который принес ему премию «Книга года Уитбреда» в Великобритании в 1987 году в возрасте 21 года. Вскоре он бросил Тринити-колледж, чтобы писать. роман под названием «Баньяновое дерево» (1999).

Нолан потратил более десяти лет на написание «Баньянового дерева» . Как сообщает The New York Times, эта книга представляет собой историю семьи, занимающейся молочным животноводством в графстве Уэстмит , родом из Нолана . История увидена глазами стареющей матери. Он сказал Publishers Weekly , что это было вдохновлено изображением «старухи, держащей свои юбки, когда она готовилась прыгнуть через колею в поле». Рецензия на книгу была сделана в The New York Times Мэганом О’Рурком. Она рассматривает книгу и связывает ее с « Портретом художника в молодости » Джеймса Джойса , в котором главный герой оставляет свою мать в Ирландии, а сам отправляется путешествовать по миру. Однако Нолан дает читателю версию истории матери. «И поэтому, в конце концов, можно подозревать, что он хочет, чтобы добродушные, банальные методы Минни стали их собственным достижением, напоминая нам, что жизнь продолжается в тех местах, которые остались позади».

Смерть

Во время работы над новым романом 20 февраля 2009 года Нолан внезапно скончался в возрасте 43 лет в больнице Бомонт в Дублине после того, как кусок лосося застрял в его дыхательных путях.

Президент Ирландии Мэри Макалис , услышав эту новость, сказала:

Министр искусств Мартин Каллен Т.Д. подумал, что люди должны черпать вдохновение из жизни Нолана. «С изяществом и мужеством, при поддержке своей семьи, он никогда не сдавался и никогда не сдавался Его смелое творчество обеспечило письменное наследие».

Ничего не было выпущено из книги, находящейся в разработке в 2009 году после его смерти.

Биография

Родился Кристофер Нолан в Лондоне 30 июля 1970 года в англо-американской семье. Мать Кристофера американка, отец англичанин. Образование получает в Лондонском университете, где изучает английскую литературу. Первый эксперименты с кинокамерой проводит еще в восьмилетнем возрасте. Дебютирует в 1988 году с полнометражной кинолентой «Следующий», снятой всего за 6000 долларов. Картина горячо обсуждается на различных кинофестивалях. В 2000 году Нолан создает еще одну малобюджетную картину «Мементо», снятую по одноименному рассказу его брата Джонатана. За эту работу братьев номинируют на Оскар.

Несмотря на то, что первые работы Нолана зачастую представляют собой философские исследования, перспектива стать фаворитом аудитории авторского кино молодого и амбициозного Кристофера не прельщает. В 2002 году Нолан заканчивает работу по стилизации скандинавской картины «Бессонница» для англоязычной аудитории, в съемках фильма принимаю участие звезды мировой величины (Робин Уильямс и Аль Пачино). Вышедшая на экран картина, заставляет заговорить о Нолане, как о надежде кассового кинематографа. На него обращают внимания акулы киноиндустрии.

«Темный рыцарь» (2008)

Alamy/Legion Media

Если «Бэтмен: Начало» — это нолановское «Детство» (кстати, логотип Бэтмена мелькает в «Преследовании» и «Мементо»; наверное, это Нолан из будущего шлет себе знаки), то «Темный рыцарь» — это уже его «Отрочество»; горькая история о расставании с ясными установками на жизнь. Эскалация конфликтов — и внутренних и внешних — в «Темном рыцаре» такова, что предыдущий фильм на его фоне кажется скучной экспозицией к настоящему действию. В картинах Нолана много схваток между мужчинами, посвятившими всю свою жизнь тренировкам ума, тела и духа, но битва Бэтмена с Джокером — самая былинная из них. И дело не в безусловных талантах актеров (тот же Кристиан Бейл в «Престиже» как-то теряется; но не сияет там и Хью Джекман), а в том, что Джокер плевать хотел на дуэльный кодекс. В «Темном рыцаре» есть пьянящий хаос, которого в прочих, строго структурированных, фильмах Нолана не встретить. И эта энтропия (слово, которое не раз прозвучит в «Доводе»; готовим вас к нему) заставляет меняться самого Бэтмена, превращая его в первого супергероя, который растет и развивается от фильма к фильму. И да, здесь есть Хит Леджер и его завещание не быть серьезными — никому и никогда. Сам Нолан этому завещанию не внемлет — и слава богу.

Детство и юность

Кристофер Нолан родился 30 июля 1970 года в семье англичанина и американки. Его отец, Бернард Джеймс Нолан, зарабатывал на жизнь рекламой, а мать, Кристина Дженсен, работала бортпроводницей. Семья имела отношение к кинематографу. Родственники Кристофера по отцовской линии – дядя Джон Нолан и его супруга Ким Хартман – строили актерскую карьеру. Их дочь, двоюродная сестра будущего режиссера Миранда, также пошла по стопам родителей.

В детстве обнаружилось, что Кристофер не различает красный и зеленый оттенки. Тем не менее то, что Нолан – дальтоник, не помешало ему в дальнейшем заняться визуальным искусством. Развитию нестандартного мышления режиссера поспособствовало и то, что он от природы был левшой.

Детство Кристофера и его младшего брата Джонатана Нолана проходило на две страны, оба имеют двойное гражданство. Кстати, Джонатан – соавтор сценариев киношедевров брата.

Кристофер Нолан в молодости

Нолан, может, и пошел бы по другому пути, если бы не «Звездные войны» Джорджа Лукаса и перезапущенная в прокат фантастическая лента Стэнли Кубрика «Космическая одиссея». Картины произвели на Кристофера настолько сильное впечатление, что он начал писать закрученные сюжеты, а затем снимал их на папину камеру. Героями короткометражных фильмов становились игрушки. Мальчику в то время было 8 лет.

Детское увлечение стало страстью Кристофера. Молодой человек знал, что будет снимать фильмы, но не верил в себя. Как говорил позднее режиссер в собственных интервью, он не был везунчиком по жизни, больше пессимистом, что заметно по выражению глаз мастера.

После школы Кристофер Нолан отправился получать образование в Лондонский университет, поступил на факультет английской литературы и продолжал эксперименты с режиссурой. Несколько короткометражек Нолана («Кража», «Жук-скакун», «Тарантелла»), созданных им в молодости, показали на фестивалях, в том числе и в Кембридже.

«Интерстеллар» (2014)

Everett Collection/Legion Media

В «Интерстелларе» бортовой компьютер космического корабля любезно позволял астронавтам задать для него «уровень чувства юмора». И кажется, это было ответом на вечную претензию к Ноланам, что в их фильмах нет самоиронии (да и просто иронии — тоже). В «Доводе» шуток станет еще больше — и заодно выяснится, что Джон Дэвид Вашингтон из «Футболистов» и «Черного клановца» — лучшая служба доставки этих шуток. Но именно после «Интерстеллара» понимаешь, что нолановская серьезность — лучшее, что в нем есть. И ему, в отличие, например, от Даррена Аронофски, можно простить любой пафос. В мире хватает рассказчиков и режиссеров, способных исцелять зрителя иронией и утешать анекдотами — а вот Ноланов с их страстным академизмом всего двое. У кого еще космическая музыка Ханса Циммера ложится на церковный орган? У кого еще хватит наглости рассыпать по черному небу, словно звезды, строки из стихотворения (Дилана Томаса — подскажет нам потом «Википедия») о борьбе света и тьмы? Кто еще так сильно благоговеет перед книжным знанием, что превращает детскую библиотеку в место, где будет спасен мир? И кто еще из режиссеров не стесняется своей почти религиозной веры в любовь как силу, способную подчинять себе и материю, и время, и саму смерть?

В «Интерстелларе» столько идеализма и гуманизма, что на юмор у автора просто не остается сил. К тому же он наверняка понимает: от его отчаянного призыва становиться лучше мы отшутимся сами.

«Начало» (2010)

Alamy/Legion Media

Авантюрист, способный проникать в чужие сны, спускается на самый нижний из кругов этого ада ради своей возлюбленной. Вышедшее вслед за «Островом проклятых» «Начало» окончательно превращает ДиКаприо из героя-подростка (которым он оставался даже в сценах супружеской жизни из «Дороги перемен») в мужчину, которому есть о чем сожалеть. Бессчетные смысловые и орнаментальные цитаты (такую классификацию функциональных отсылок в искусстве предложил исследователь Ури Гершкович) Нолана перестают казаться пижонством — просто человек рассказывает фундаментальную историю, а тут не избежать совпадений и вечных образов. А зрители наконец-то усваивают правила игры, которые оказываются не такими уж и сложными: только и нужно, что следить за волчком. Монументальная конструкция фильма оказывается легкой на подъем благодаря тому, что героями движет любовь. Все как в «Ходячем замке».

Так все-таки, гений?

Отвечая на этот вопрос важно помнить, что «гением» Нолана называют не критики, а именно зритель. И если американский режиссер сумел подобрать ключ к запросу мировой аудитории, это значит, что доля справедливости в столь лестном описании его деятельности есть

Если выбор любимого фильма — это дело субъективное, то неудивительно, что для каждого человека есть свои имена, которые бы он поставил напротив слова «гений».

Но уникальность Кристофера Нолана заключается как раз в том, что большинству зрителей и критиков он все-таки нравится. Да, у него есть менее удачные картины, а есть действительно выдающиеся. Нашей редакции, в частности, чрезвычайно нравится «Дюнкерк»

Но что важно, Нолан не снял ни одного по-настоящему зашкварного фильма. Такого, чтобы на титрах хотелось забрызгать экран телевизора слюной и больше никогда не произносить вслух имя режиссера

И, если гениальность заключается не в умении выдавать шедевр на шедевре, а именно в том, чтобы никогда не оступаться, то да, Нолан действительно гений.

Несмотря на замысловатость его сюжетов и фраз, Нолан говорит со зрителем на понятном языке и в крайне увлекательной форме. И именно форма, то есть его режиссерский стиль, как нам кажется, делают его картины такими запоминающимися. Воспитанник классической киношколы (Нолан до сих пор снимает исключительно на пленочную камеру), он верен традициям голливудского кино. В его картинах нельзя найти изъяны, которые менее талантливые постановщики списывают на авторский стиль. Его сценарии пишутся с инженерной точностью. А учитывая сложность некоторых его сюжетов, таких как «Начало» или «Интерстеллар», остается только позавидовать его умению бесшовно раскрыть тему, не скатываясь в занудную медитацию.

Главное умение Кристофера Нолана — это объединять в своих фильмах амбиции блокбастера и философию. Этому соответствует подход к созданию его картин: подбор актеров, операторов, декораторов, костюмеров, композиторов — на каждом этапе режиссеру удается заполучить лучших представителей своей профессии. И замыкает команду он — литератор и постановщик в одном лице, который доказал, что и авторские фильмы могут быть коммерчески успешными.

Лучшие фильмы Кристофера Нолана

Первый фильм, в котором Кристофер Нолан стал режиссером — Воровство 1996 года. Всего он снял более 13 фильмов.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 8/10. Его лучшие работы:

Темный рыцарь (2008)

 9.0

The Dark Knight
Триллер, Драма, Криминал, Боевик
США, Великобритания

152 мин.

Бэтмен приступает к ужесточенной борьбе с криминалом. Вместе со своими союзниками лейтенантом Джимом Гордоном и прокурором Харви Дентом они хотят оградить людей от преступников, которые населили город. Их работа оказывается эффективной, но совсем скоро они становятся жертвами хаоса, который создал набирающий популярность криминальный гений Джокер, пугающий горожан. Его щеки полностью в шрамах, которые сохраняют на его лице постоянную улыбку, кроме этого он использует …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Нолан отдал свои предпочтения Хиту Леджеру и утвердил его на роль Джокера

Во избежание утечки информации об картине, Нолан дал ей фальшивое рабочее название, в котором использовал имя своего сына Рори

К выходу картины на экраны, исполнитель одной из главных ролей Хит Леджер умер, а потому режиссер посвятил ему свою картину и это можно увидеть, посмотрев финальные титры

Это уже третий фильм, в котором главную роль Кристофер поручил исполнять актёру Кристиану Бэйлу

режиссер продюсер сценарист

Награды Всего: побед 21, номинаций 34

Начало (2010)

 8.8

Inception
Триллер, Фантастика, Приключение, Боевик
Великобритания, США

148 мин.

Кобб – вор. Но он не совсем обычный вор. Он не грабит банки и дома. Он владеет тонким искусством извлечения ценных материалов из человеческого разума во время сна. Он получает множество важных заказов, но из-за столь опасной работы он лишается всего, что было ему дорого.
И вскоре Коббу предоставляется возможность раз и навсегда покончить с этой опасной игрой. Но задание не из простых – нужно не украсть информацию, а поместить ее в глубины разума, зародить идею в мозге человека.
Для выполнения …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Рассказал, что снежный пейзаж на третьем уровне сна навеян его любимым фильмом про Джеймса Бонда «На секретной службе Ее Величества».

режиссер продюсер сценарист

Награды Оскар: номинаций 2   Золотой глобус: номинаций 2   BAFTA: номинаций 2   Всего: побед 41, номинаций 65

Интерстеллар (2014)

 8.6

Interstellar
Фантастика, Драма, Приключение
Великобритания, Канада, США

169 мин.

Для человечества настали трудные времена. Планета переживает чудовищную засуху, которая лишает людей возможности заниматься фермерством. Многочисленные пожары привели к тому, что продовольственные угодья начали неустанно иссякать, и человеческий род оказался на грани голодного вымирания.
Ученые пришли к выводу, что Землю невозможно спасти, но вполне возможно её покинуть. Команде лучших астронавтов предстоит преодолеть пространственно-временной тоннель и самостоятельно отыскать планету, которая …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

По состоянию на 2016 год это самая длинная картина в фильмографии режиссера. Она длится 169 минут.

Первоначальное название фильма — «Письмо Флоры». Кристофер Нолан назвал так картину в честь своей дочери Флоры.

режиссер продюсер сценарист

Награды Всего: побед 4, номинаций 15

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

 8.4

The Dark Knight Rises
Криминал, Боевик
Великобритания, США

164 мин.

Бэтмен, героический рыцарь Готэма, на восемь лет скрылся из поля зрения народа после громкого дела прокурора Харви Дента. Бэтмен взял вину за его убийство на себя, хотя сам был невиновен, но решил, что так будет лучше для всех. Пока зло не появилось в Готэме, Брюс Уэйн мог вести спокойную жизнь, не прибегая к костюму Бэтмена и не выходя из тени.
Однако вскоре в городе появляется Бэйн – серьезный и опасный враг, который носит пугающую маску и терроризирует народ своей ужасной деятельностью. Он …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Сообщил актерам концовку фильма в устной форме, чтобы избежать любых утечек.

режиссер продюсер сценарист

Награды Всего: побед 3, номинаций 8

Поп-культура

История жизни и творчество Нолана упоминаются в нескольких музыкальных произведениях. Рок-группа U2 , участники которой ходили в школу вместе с Ноланом, написала о нем свою песню » Miracle Drug » (из книги » Как разобрать атомную бомбу» ).

Боно сказал о Нолане:

На альбоме REM » Green » 1988 года песня » The Wrong Child » была вдохновлена ​​мемуарами Нолана Under the Eye of the Clock . Песня повествует о ребенке, который хочет играть со своими сверстниками на улице, но вместо этого над ним смеются. На протяжении всей песни припев «Я не должен быть таким / Но все в порядке» повторяется несколько раз.

Однажды к Нолану обратился продюсер из Лос-Анджелеса, который хотел снять его биографию в кино. Нолан отклонил предложение и ответил:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector