Топ-25 фильмов мартина скорсезе от худшего к лучшему
Содержание:
Блокбастеры, женщины и американские мифы
С темпом и тоном «Ирландца» резонирует и недавняя горькая колонка Мартина Скорсезе в The New York Times об эпохе блокбастеров, которую многие восприняли как брюзжание старика — мем «окей, бумер» вовремя подоспел. В этом тексте — простом, прозрачном, печальном и сочащемся любовью к делу жизни — Скорсезе скорбит по времени, когда кино было риском, и одновременно защищается от обвинений в консерватизме. Он пишет, что не против конвейерной сборки современных франшиз, а против того, что блокбастеры предлагаются в большинстве мировых кинотеатров как единственно возможное кино
Скорсезе говорит о важности архивных и репертуарных кинотеатров, где можно посмотреть и Пола Томаса Андерсона, и Уэса Андерсона, не чувствуя себя избранным меньшинством. И, выпуская «Ирландца» на Netflix, фантазирует о возможности показывать на большом экране кино другого темпа, которое он снял и в котором рискует перед молодой аудиторией, знающей Хичкока и Тарковского дай бог по именам
«Видение художника, конечно, и есть самый большой риск» — и именно о препятствиях выразить себя для кинематографистов и зрителей колонка Скорсезе против рыночной уравниловки. Компьютерное восстание из мертвых Джеймса Дина или голограмма Фредди Меркьюри — еще одно лицо будущего некино, рядом с которым омоложенные Де Ниро и Пачино все еще смотрятся живее всех живых — потому что их режиссер знает, что с ними делать в настоящем времени, пока они дышат и способны поделиться своим талантом с нами. Старикам тут, казалось бы, не место, но семья без дедушки — уже другая семья.
Другая особенность «Ирландца» — женщинам здесь тоже не место. Если в «Хороших парнях» и «Казино» (и в родственных им «Лице со шрамом» или «Однажды в Америке») женщина или женщины всегда были центром повествования и объектом желания и конкуренции, то в «Ирландце» они попросту на периферии, и тому в сюжете дано очевидное объяснение. Жены показательно не лезут в дела, видя в кошмарах, как взрываются их машины. Не задают напрасных вопросов, на которые им все равно не ответят. Возраст промискуитета в прошлом, и вопрос соблазна не стоит: жены удобно находятся поблизости, чтобы вовремя записать на них десятую часть собственности и всучить им кровавую одежду после очередного дела. It is a man’s world. Женщины делают вид, что их мужья не красят стены. Дочери с отцами предпочитают не разговаривать.
Еще в «Ирландце» Скорсезе трезво развеивает два главных американских мифа — о справедливом правосудии и о демократии. Америка без коррупции из документальных свидетельств Фрэнка Ширана — это великое надувательство. Если мы видим в фильме детали крупным планом, то, скорее всего, это конверты с деньгами, которые передают из рук в руки за выполненные задания и оказанные услуги. Иногда мелькают микрофоны, которые вешают на кротов. Все продается и покупается — свидетели на суде и свобода, отведенный вовремя взгляд и закрытый рот. Закон эфемерен, его не существует, а исход судов чаще всего известен, если кого-то из лояльных людей не перекупят за большую стоимость. Лояльность — главная ценность в реальности «Ирландца», и она или не продается, или продается однажды по самой высокой цене: именно так Фрэнк Ширан получает один из трех золотых перстней — символ неприкосновенности и пожизненной защиты. Вопрос, как и когда продать свою лояльность, встает в «Ирландце» перед каждым, но о неминуемом конце игры помнят все. Афера по-американски (о том же самом, но в чуть меньших масштабах — замечательный ретроэпос Дэвида О. Рассела) — единственный способ делать дела как на уровне мафии, так и на уровне государства.
Некуда торопиться
То, что происходит в реальной жизни и всех криминальных фильмах Скорсезе (и не только его), — бизнес-интересы стремительно переплетаются с семейными: перед нами снова фигура крестного отца, жены обедают вместе, дети едят с «партнерами по бизнесу» мороженое, династические браки между кланами обеспечивают многолетнее перемирие. Между Фрэнком и Джимми возникает настоящая симпатия и долгосрочное взаимное доверие. И, застряв между Рассом, который привел его в большую игру, и Джимми, который доверяет ему как надежному партнеру, Фрэнк пытается не подвести обоих, что по правилам мафии невозможно: хозяин только один. Пока ты сам не становишься хозяином всех.
Совершенно очевидно, почему новый фильм Скорсезе вышел именно на Netflix — кому, как не мастеру и одному из самых осведомленных синефилов в мире (не верите — посмотрите на IMDb, сколько образовательных кинопроектов он сделал и сколько фильмов других режиссеров спродюсировал), знать, как сложно удержать зрительское внимание. Три с половиной часа — это не мини-сериал, удобно разрезанный на главы, и не фильм в кинотеатре, который не способны высидеть приученные к хронометражу 100–140 минут зрители стандартных синеплексов
220 минут «Ирландца» — обстоятельная трапеза длиной в вечер, растянутая на несколько приемов, где зрителю дана свобода выйти из-за стола, но не прерывать плавное течение самого фильма. Скорсезе не тормозит и не разгоняется, а едет в повествовании на одной и той же скорости — той, с которой Фрэнк Ширан вел фуры на трассах между американскими городами.
«Славные парни» (1990)
Следующий шедевр режиссера, с которым непременно стоит ознакомиться его поклонникам, получил название «Славные парни». Мартин Скорсезе представил эту увлекательную криминальную драму на зрительский суд в 1990 году. Сюжет фильма позаимствован из произведения «Умник», написанного Николасом Пиледжи, причем автор вдохновлялся событиями, имевшими место в реальности.
Главный герой еще в детстве обещает себе, что станет гангстером и хозяином жизни. Он целенаправленно движется к своей мечте, стараясь не сворачивать с избранного пути. Успехи молодого человека на криминальном поприще приводят к тому, что его соглашаются впустить в свой узкий круг мафиозные боссы, после чего его жизнь превращается в настоящее поле битвы, а вовсе не в сказку, о которой он грезил. Герой не может доверять никому, даже тем, кого еще недавно считал своими лучшими друзьями.
Звездами криминальной драмы «Славные парни» стали Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта и Джо Пеши. Если с Пеши и Де Ниро режиссер работал и ранее, то Лиотту он открыл для себя именно благодаря совместной работе над этой картиной.
«Казино» (1995)
«Казино» — очередная гениальная гангстерская драма, которую снял Скорсезе Мартин. Сюжет фильма был позаимствован из одноименного произведения, написанного в соавторстве Ларри Шндлингом и Николасом Пиледжи. Считается, что эта картина подарила одну из лучших ролей актрисе Шэрон Стоун, которая составила компанию любимому актеру Скорсезе Де Ниро.
Название гангстерской драмы указывает на то, что события имеют тесную связь с игорным бизнесом. В центре внимания зрителей оказываются злоключения центрального персонажа – бедняги Сэма. Добросовестный трудяга вынужден сотрудничать с мафией, а затем и вовсе его сердце похищает элитная девушка по вызову.
Что еще посмотреть
Конечно же, талантливому мэтру удаются не только фильмы, но и сериалы, доказательством чего может служить «Винил». Мартин Скорсезе не только вошел в команду режиссеров этого телепроекта, увидевшего свет в 2016 году, но и приложил руку к созданию сценария. Сериал непременно должны увидеть зрители, которым интересно то, как выглядел Нью-Йорк в 70-е, так как создателям великолепно удалось передать атмосферу того времени.
В центре внимания оказывается музыкальный продюсер, на протяжении всей жизни считавший себя любимцем фортуны. Оказывается, что и он не застрахован от творческого кризиса, который угрожает не только его карьере, но и семейным отношениям. К тому же когда-то герой страдал от наркозависимости, и пагубная страсть, с которой вроде бы удалось справиться, время от времени напоминает о себе. В надежде оставить кризис позади персонаж создает собственную музыкальную группу. Главная ее задача заключается в том, чтобы вернуть ему покинувшее его вдохновение и возродить интерес к жизни.
Таковы самые известные произведения, которые к 74 годам успел снять Мартин Скорсезе. Фильмография режиссера в настоящий момент включает более 50 фильмов и сериалов.
«Волк с Уолл-стрит» (2013)
Какие еще непременно стоит посмотреть фильмы Мартина Скорсезе? Список лучших фильмов режиссера не будет полным, если не добавить в него его относительно новое произведение. Речь идет о черной комедии «Волк с Уолл-стрит», увидевшей свет в 2013 году. В главной роли вновь снимается один из любимых актеров мэтра – Леонардо Ди Каприо.
Сюжет фильма позаимствован из нашумевших мемуаров Джордана Белфорта, знаменитого американского брокера. Когда-то этот человек основал с нуля прибыльную брокерскую контору, однако в итоге позволил себе выйти за рамки закона и отказался в тюрьме по обвинению в отмывании денег. «Волк с Уолл-стрит» начинается с того, что главный герой устраивается рядовым сотрудником в брокерскую контору.
Начинающий брокер Белфорт полон решимости зарабатывать деньги честным трудом. Но он быстро оказывается под влиянием своего начальника, который делает все возможное для того, чтобы сбить юношу с истинного пути. Контора практически сразу разоряется, однако Джордан уже начинает вынашивать планы о создании собственной фирмы. Сначала все идет прекрасно, организация приносит сумасшедшую прибыль, а герой ведет все более и более легкомысленный образ жизни
Его бесшабашное поведение заставляет органы правопорядка обратить на молодого бизнесмена пристальное внимание
Великая эпоха
«Ирландец» при всей его сдержанности и неспешности смотрится как пенсионерское продолжение «Волка с Уолл-стрит» — самого резвого фильма Скорсезе за последние пару десятилетий. Если бы Гордона Белфорта не посадили в тюрьму в расцвете лет и он не вышел бы на свободу вести мастер-классы по продажам, тыча слушателям в лицо ручкой, то, скорее всего, стал бы Фрэнком Шираном с поправкой на полное отсутствие гедонизма. Если мир с Уолл-стрит — это махинации с цифрами, красивая жизнь, трофейная жена в обтягивающем платье, наркотики и тусовки у бассейна, то главный наркотик героев «Ирландца» — это контроль. Марго Робби в прошлом, если она когда-то и была объектом интереса, главное в жизни — работа: палить и не запалиться. Как бы ярко ни складывалась молодость и зрелость, финал для каждого — инвалидное кресло или палка, внимательная медсестра на 50 лет младше, которая спрашивает, почему дети приезжают так редко.