Биография олега басилашвили: семья, роли в кино, политические взгляды

Получение образования

Сразу после того, как Басилашвили ушла с актерских курсов, девушка выбрала для дальнейшего обучения филологический факультет в городе Санкт-Петербурге, в этом университете когда-то училась ее бабушка. Юная особа возлагала большие надежды и начала сразу строить планы, тщательно перебирая профессии, которые будут доступны после получения диплома. Чтобы не получать благосклонности от преподавателей, девушка решила назваться при подаче документов прабабушкиной фамилией, которая звучала как Тольская. Но документы свидетельствовали о связи с известным актером, поэтому подобную задумку получилось реализовать лишь при общении со сверстниками. Когда друзья приходили к Ксении в гости, они попросту впадали в ступор, увидев ее отца.

Олег Басилашвили: биография

Сегодня советские фильмы считают не просто классикой, а настоящим произведением искусства. Олег Валерианович украсил своим присутствием немало картин, он исполнял запоминающиеся роли, которые по сей день не покидают сердца поклонников. Чего стоит один лишь Воланд из кинофильма «Мастер и Маргарита» или Юрий Самохвалов из «Служебного романа». В 2019 году артист справил свое 85-летие, 60 из которых он посвятил Большому драматическому театру.

Детство и юность, образование

26 сентября 1934 года на свет появился Олег Валерианович Басилашвили. Он родился в Москве, в грузинской семье. Отец, Валериан Ношреванович, являлся выходцем древнего рода, а в столице работал директором политехникума связи им. Вадима Подбельского. Мама Олега, Ильинская Ирина Сергеевна, была филологом по призванию, она автор ряда учебников по русскому языку.

Бабушка Олега не раз отмечала его застенчивость, которая может помешать ходу жизни

У Басилашвили был старший брат Георгий, получивший звание капитана во время Великой Отечественной войны. Но она унесла его жизнь, Георгий получил тяжелое ранение и скончался в Смоленской области. Долгое время его считали пропавшим без вести, лишь в 2017 году выяснились настоящие факты. Однако места, где была война, и кладбища, где хоронили Георгия, уже не существует.

Большое влияние на будущего артиста оказала его бабушка Ольга Николаевна, она занимала в семье лидирующее положение, будучи по характеру сильной, властной женщиной.

Точные науки Басилашвили тянул с трудом, школьная программа угнетала мальчика

Олег Валерианович делился в интервью, что учеба ему давалась тяжело, радости не приносила. В качестве примера он рассказал случай из десятого класса, когда написал хвалебный отзыв к произведению «Золотой теленок», который был запрещен в СССР. Юноша пытался найти себя в художественном искусстве, но оттуда его выгнали едва ли не со скандалом, обвинив в подражании постимпрессионизму.

Но тяга к творчеству была сильной, Олег часто бывал на спектаклях Художественного театра, принимал участие в самодеятельности. Однажды он подал заявление в школу-студию МХАТ, куда его сразу же взяли. Олег Валерианович учился наряду с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым, Владимиром Любимовым. Правда, это решение было принято наперекор семейным устоям, отец считал профессию артиста недостойной мужчины. Впрочем, однажды он пришел на спектакль сына и признал, что был неправ.

Басилашвили всегда тянулся к театру, хотя дорога к нему была наполнена препятствиями

Театральная карьера

Олег Валерианович поступил на курс педагога Павла Массальского. В отличие от школьных лет, студенческие годы были наполнены тяжелым трудом. Будущий артист уважал это время и не тратил его на фривольности, посиделки. Юношей он был видным и статным, выделялся ростом более 180 см. С годами будущий актер становился только привлекательнее, покоряя все новых и новых поклонниц. Именно в студенческие годы Олег впервые женился на студентке Татьяне Дорониной.

В театральной карьере был период, когда Олег Валерианович чуть не сдался

Занимательно, что у супруги дела в театре сложились быстрее, а вот Басилашвили пришлось ждать своей славы едва ли не десяток лет. Он играл небольшие роли, дошло до того, что актер хотел уже уходить из театра. Но режиссер вдруг признался, что Олег ему очень нужен. У Басилашвили появились новые силы на работу, сменилось отношение к репетициям, а с помощью Георгия Александровича Товстоногова актер стать постигать новые глубины собственного мастерства.

Съемки в кино

Поначалу Олегу доставались эпизодические роли. Дела в фильмографии шли примерно так же, как и в театре. Слава пришла немногим позже, чем хотелось артисту. Наряду с театральным успехом в гору пошли дела и на съемочной площадке. Немудрено, ведь Олега начали приглашать в кинокартины после того, как видели его качественную игру в постановках.

Басилашвили сыграл роли в фильмах, которые сегодня являются частью Золотого фонда российского кинематографа

Он снимался в работах Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Бортко. Играл с молодыми российскими звездами – Сергеем Безруковым, Анной Ковальчук, Анатолием Руденко. Также Олег Басилашвили делил площадку с легендарными советскими артистами – Алисой Фрейндлих, Людмилой Гурченко, Никитой Михалковым. И это лишь минимум примеров.

Юность, МХАТ, первая семья и БДТ

Вопреки запретам папы, Басилашвили подал документы в Школу-студию любимого МХАТа и поступил туда с первого раза, на курс педагога Павла Массальского. Учебу Олег вспоминал как серьезный труд, никаких особенных студенческих историй о посиделках, вечеринках, привольной жизни.

Первокурсники МХАТа: Басилашвили, Поболь, Козаков, Любимов

С ним вместе учились Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Евгений Евстигнеев, ставшие впоследствии знаменитыми актерами. Была в рядах его товарищей и первая красавица курса, талантливая ленинградка Татьяна Доронина. Влюбленность и страстный роман обернулись их свадьбой на третьем курсе. По воспоминаниям педагога Ивана Тарханова, торжество отпраздновали у него на квартире, скромно, даже без свадебного платья и обручальных колец. Шел 1955 год, а молодожены – комсомольцы до мозга костей.

Татьяна Доронина и Олег Басилашвили в молодости

Через год семья уехала в Сталинград, куда распределили Олега. Татьяне предложили остаться во МХАТе, но девушка уже была знакома с подвигом жен-декабристок и отказалась, чтобы быть вместе с мужем. Увы, на тот период пришелся эпизод, который впоследствии приведет к окончательному расставанию пары. О нем написала Доронина в своих воспоминаниях.

Олег Басилашвили в роли поручика Кригера («Лермонтов», МХАТ)

Олега пригласили сниматься в «Невесте» и сразу на главную роль, Андрея Андреевича. Он уехал на съемки, а вскоре молодая жена приехала навестить супруга, чтобы сообщить ему серьезную новость – она ждала ребенка. И застала неприглядную картину в комнате мужа – он выпивал с актрисой Татьяной Пилецкой, тоже снимавшейся в картине.

Басилашвили и Пилецкая в фильме «Невеста»

Утром Доронина собрала вещи и отправилась на станцию. В Волгограде, после мучительных размышлений, она сделала аборт, после которого больше не могла иметь детей. А женщина-хирург сказала, что у нее была двойня – мальчик и девочка.

Олег Басилашвили в молодости

Доронина окунулась в работу на провинциальной сцене, семья еще была, но это уже была совсем другая семья. Спустя три года, положенных к отработке, они переехали в Ленинград, где первое время жили у родителей Дорониной. Сначала вместе поступили в Театр имени Ленинского комсомола, а затем стали работать у Георгия Товстоногова в БДТ.

Становление актера прошло под наставничеством Георгия Товстоногова

В 1963 году «простая девочка из рабочей семьи», как о ней рассказывал Басилашвили, подала на развод. Талантливая и востребованная в театре, она больше не видела смысла продолжать жить с мужем под одной крышей. Их брак продлился восемь лет, за это время Олег успел сняться еще в одном фильме («Горячая душа» 1959 года), но в театре долгое время у него не ладилось. Спустя годы Басилашвили скажет о режиссере и художественном руководителе: Актер играл какие-то бледные маленькие роли и собирался уходить из театра. Но режиссер, словно почувствовав его настрой, попросил его этого не делать, сказав всего лишь одну фразу: «Вы мне очень нужны». После этого у Басилашвили словно открылось второе дыхание. И репетиции стали проходить по-другому, он находил в ролях такие глубины с помощью Товстоногова, о которых раньше и не догадывался. Редкие фрагменты из выступлений и репетиций Басилашвили в БДТ Вскоре зритель увидел прекрасные театральные работы актера, в числе которых Хлестаков в «Ревизоре» (спектакль о страхе, как его называет Басилашвили), Серпуховский в «Истории лошади», Басов в «Дачниках». Репетируя Войницкого из «Дяди Вани», актер поражался видению каждого персонажа режиссером и эту его работу критики назвали лучшей на тот период. Сам актер считает своей лучшей работой того времени образ простого человека в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди».

Олег Басилашвили в телеспектакле «Дядя Ваня» (1986)

Спектакли в БДТ им. Г. Товстоногова

Год Фильм Роль
1959 «Варвары» М. Горького; постановка Г. А. Товстоногова Степан Лукин
1959 «Такая любовь» П. Когоута; постановка Р. С. Агамирзяна Милан Стибор (ввод)
1960 «Иркутская история» А. Н. Арбузова; постановка Г. А. Товстоногова Афанасий Лапченко
1960 «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; постановка Г. А. Товстоногова Мичман Кнорис
1961 «Океан» А. П. Штейна; постановка Г. А. Товстоногова Куклин
1961 «Старшая сестра» А. М. Володина; постановка Г. А. Товстоногова Медынский
1962 «Снежная королева» Е. Л. Шварца; постановка М. Л. Рехельса Сказочник
1962 «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка Г. А. Товстоногова Господин N
1963 «Перед ужином» В. С. Розова; постановка В. С. Голикова Валерьян
1963 «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта; постановка Э. Аксера Бучер
1964 «Еще раз про любовь» Э. С. Радзинского; постановка Ю. Е. Аксёнова Феликс
1965 «Три сестры» А. П. Чехова; постановка Г. А. Товстоногова Андрей Прозоров
1966 «Сколько лет, сколько зим» В. Ф. Пановой; постановка Г. А. Товстоногова Начальник Линевского
1967 «Традиционный сбор» В. С. Розова, реж. Г. А. Товстоногов Родионов
1967 «Лиса и виноград» Г. Фигейредо; постановка Г. А. Товстоногова Ксанф
1968 «Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова; постановка Ю. Е. Аксёнова Крестовников
1969 «Король Генрих IV» У. Шекспира; постановка Г. А. Товстоногова Верной
1969 «С вечера до полудня» В. С. Розова; постановка Г. А. Товстоногова Лева
1969 «Два театра» Е. Шанявского; постановка Э. Аксера Автор
1970 «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова; постановка Г. А. Товстоногова Бочаров
1970 «Третья стража» Г. А. Капралови, С. И. Туманова; постановка Г. А. Товстоногова полковник Зотов
1971 «Выпьем за Колумба!» Л. А. Жуховицкого; постановка Г. А. Товстоногова и Ю. Е. Аксёнова Шатунов
1972 «Ревизор» Н. В. Гоголя; постановка Г. А. Товстоногова Хлестаков
1973 «Мольер» по М. А. Булгакова; постановка С. Ю. Юрского Людовик Великий
1974 «Энергичные люди» В. М. Шукшина; постановка Г. А. Товстоногова Простой человек
1975 «История лошади», по повести Л. Н. Толстого «Холстомер»; постановка Г. А. Товстоногова Серпуховской
1976 «Дачники» М. Горького; постановка Г. А. Товстоногова Басов
1977 «Тихий Дон», по М. А. Шолохову; постановка Г. А. Товстоногова Копылов
1978 «Пиквикский клуб», по Ч. Диккенсу Джингль
1978 «Цена» А. Миллера; постановка Р. А. Сироты Виктор Франк (ввод)
1979 «Наш городок» Т. Уайлдера; постановка Э. Аксера Режиссёр
1980 «Волки и овцы» А. Н. Островского; постановка Г. А. Товстоногова Лыняев
1981 «Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского; постановка Г. А. Товстоногова 1-й офицер
1982 «Дядя Ваня» А. П. Чехова; постановка Г. А. Товстоногова Иван Петрович Войницкий
1983 «Кафедра» В. В. Врублевской, пост. М. Ю. Резниковича Брызгалов
1985 «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского; постановка Г. А. Товстоногова Мамаев
1987 «На дне» М. Горького; постановка Г. А. Товстоногова Барон
1989 «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта; постановка В. Воробьева Илл
1991 «Салемские колдуньи» А. Миллера; постановка Т. Н. Чхеидзе, реж. В. Б. Шабалина Дэнфорт
1993 «Вишневый сад» А. П. Чехова; постановка А. Я. Шапиро Гаев
1996 «Антигона» Ж. Ануя; постановка Т. Н. Чхеидзе Креон
1999 «Калифорнийская сюита» Н. Саймона; постановка Н. Н Пинигина Уильям Уоррен, Сидней Николс, Марвин Майклз
2002 «Костюмер» Р. Харвуда; постановка Н. Н. Пинигина Сэр Джон
2004 «Копенгаген» М. Фрейна; постановка Т. Н. Чхеидзе Нильс Бор
2005 «Квартет» Р. Харвуда; постановка Н. Н. Пинигин Уилфред Бонд
2008 «Дядюшкин сон» по повести Ф. М. Достоевского; постановка Темур Чхеидзе Князь К.
2010 «Лето одного года», по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере»; постановка А. М. Прикотенко Норман Тэйер

Детство и семья

Родившегося осенью 1934 года в Москве мальчика родители назвали Олегом. Отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, выходец из древнего грузинского рода, находился в должности директора Московского политехникума связи имени Вадима Подбельского, хотя в юности учился в Институте народов востока, а затем перевелся на этнографический факультет университета.

Олег Басилашвили в детстве

Там он встретил свою будущую жену, Ирину Сергеевну Ильинскую, лингвиста, ставшую доктором филологии и автором нескольких профильных книг, в числе которых словарь языка Пушкина. Мама Олега принимала участие в попытке реформирования синтаксиса и русского правописания. Актер вспоминал позже, что к работе привлекали и его, и бабушку, с которой они вместе заполняли сотни карточек.

Родители Олега Басилашвили. Будущий актер сидит у мамы на руках

На их кухне собирались сотрудники Ирины Сергеевны, которые тоже этим занимались. Курили, спорили, даже кричали. Несколько лет длилась работа, причем это был добровольный энтузиазм. После выхода в свет первого тома словаря (1956 год) в «Литературной газете» его раскритиковали в пух и прах, а у мамы Олега случился первый инфаркт.

Второй том мог и не появиться, если бы не Роман Якобсон, известный лингвист, приехавший в Советский Союз и выступивший на каком-то высоком совещании. Он поздравил передовую советскую науку с двумя великими завоеваниями: запуском первого искусственного спутника Земли и выходом первого тома словаря языка Пушкина. И отношение к работе Ирины Ильинской с товарищами изменилось.

Дедушка Олега со стороны матери, Сергей Ильинский, окончил Московскую духовную семинарию, но в священники не пошел, стал архитектором, по чьему проекту возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.

Дедушка и бабушка Олега Басилашвили

Бабушка, властная и бескомпромиссная, была замечательной хозяйкой дома и центром семьи из шести человек – самого Олега, сводного брата Жоры, которого папа забрал с собой из Грузии, собственно папы, мамы, дедушки и бабушки. Мальчик очень любил ее, несмотря на наказание мокрым полотенцем за воровство. Зато, как говорит Басилашвили, на всю жизнь он запомнил, что воровать – грех. По словам актера, когда в 1941 году отец ушел на фронт, а его семья эвакуировалась во время Великой Отечественной войны в Тбилиси, самым страшным испытанием для мальчика стал голод. У него даже открылся туберкулез, который потом как-то залечили.

Юный Олег Басилашвили в эвакуации

В 1943 году все, кроме Жоры, который пропал без вести на войне, вернулись в Москву. Семья вернулась в родные три комнаты на Покровке. Олега отдали в третий класс столичной школы, но мальчик, которому школьные предметы давались трудно, мечтал о театре:

«Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! – думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».

Его желание стать актером было в штыки воспринято отцом, считавшим актерскую профессию недостойной мужчины. Басилашвили всю сознательную жизнь подспудно старался доказать ему, что это не так. Однажды Валериан Ношреванович пришел на спектакль с участием сына и после занавеса сказал ему, что был неправ. И это было самым важным признанием правильности пути.

Зрелость, кинокарьера

Одновременно с подъемом творческого потенциала в театре, у актера появились первые значимые роли в кино. Арнольд Лахновский из многосерийного «Вечного зова» (режиссеры – Владимир Краснопольский и Валерий Усков) в исполнении Басилашвили должен был быть исключительно отрицательным персонажем. Но актер в корне не соглашался с такой односторонней трактовкой образа белого офицера и смягчил некоторые, особо лживые, по его мнению, эпизоды.

Кадр из фильма «Вечный зов»

Следом он снялся у Никиты Михалкова в «Рабе любви» вместе с Еленой Соловей, Родионом Нахапетовым, Александром Калягиным и у Владимира Басова в «Днях Турбиных» с Андреем Мягковым, Василием Лановым, Андреем Ростоцким.

«Дни Турбиных» (Тальберг)

Но поистине знаменитым на весь Советский Союз Басилашвили стал после роли Самохвалова в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман». Артисту летели тысячи гневных писем со всех концов страны, ведь он так достоверно сыграл подлеца!

«Служебный роман»: Олег Басилашвили в роли Самохвалова

Кто знает, каким был бы фильм «Ирония судьбы или с легким паром», если бы там снялся Олег Валерьянович? На него были сшиты костюмы, сыграны несколько эпизодов. Но в это время умер его отец, а труппа театра БДТ прощалась с безвременно ушедшим Ефимом Копеляном. Артист отказался от роли, зрителю осталась «на память» лишь его фотография, которую выбросил из окна герой Андрея Мягкова.

Фото актера можно заметить в «Иронии судьбы»

Самыми запоминающимися для актера стали съемки у Георгия Данелия в «Осеннем марафоне». Вместе с Евгением Леоновым, Натальей Гундаревой, Галиной Волчек, Мариной Нееловой был создан потрясающий по драматизму, юмору и ироничности фильм.

«Осенний марафон»: Олег Басилашвили и Наталья Гундарева

Басилашвили в своей автобиографичной книге «Неужели это я?! Господи…» так описывает своего героя и значимость роли: Далее были еще роли в кино, которые каждый раз поражали новизной и своеобразием, присущими только Басилашвили. Например, чтобы войти в образ сыщика для съемок у Семена Арановича в «Противостоянии», актер устроился стажером в уголовный розыск и на протяжении двух лет участвовал в разработках версий, наблюдал за ведением допросов.

Кадр из фильма «Противостояние»

У Эльдара Рязанова это «добрейшей души человек» граф Мерзляев («О бедном гусаре замолвите слово»), невинно осужденный и нашедший свою любовь музыкант Платон Рябинин («Вокзал для двоих»), нелепый бомж Федор Степанович, в седьмой раз решивший жениться («Небеса обетованные»), писатель Олег Горюнов («Предсказание»).

«Вокзал для двоих»: Олег Басилашвили и Людмила Гурченко

У Карена Шахназарова Басилашвили – отец Кати («Курьер»), писатель («Город Зеро»), граф Призоров («Сны»), Прохоров («Яды, или всемирная история отравлений»).

Кадр из фильма «Курьер»

У Владимира Бортко актер – генерал Епанчин («Идиот»), Воланд («Мастер и Маргарита»). Что касается роли Воланда, блестяще воплощенную артистом на экране, сам он интерпретирует ее так: После Воланда Басилашвили снялся в нескольких нашумевших сериалах – «Ликвидации» Сергея Урсуляка, «Мареве» Константина Худякова, «Вербном воскресенье» Антона Сиверса, «Соньке – Золотой Ручке» и «Хуторянине» Виктора Мережко.

Олег Басилашвили в роли Воланда («Мастер и Маргарита»)

Запомнили почитатели таланта Басилашвили и его Георгия в комедийной мелодраме Карена Оганесяна, Резо Гигинеишвили, Романа Прыгунова «Без границ», где актер снялся в паре с блистательной Инной Чуриковой. Олег Басилашвили. Линия жизни

Личная жизнь Олега Басилашвили

Со второй женой, журналистом Галиной Мшанской, Олег Валерианович познакомился в 1961 году в Ленинграде. На телевидении снимался телеспектакль «Кюхля», где играл Басилашвили. Галина подбирала к нему музыкальное сопровождение. У обоих был опыт неудавшихся семей, долгое время они лишь присматривались друг к другу. Стеснительный Олег не решался подойти к понравившейся женщине, пока однажды его друг Сергей Юрский не скаламбурил, что у него есть «мшансы».

Галина Мшанская в молодости

Актер стал наведываться в аппаратную, стал провожать Галину до дома. Любовь словно окрылила его, и когда из Москвы приехал отец, то заявил, глядя на экран телевизора, где появилась Мшанская, что собирается жениться именно на этой девушке и сейчас привезет ее знакомить с папой. Он на самом деле приехал на телевидение и остановился лишь потому, что любимая работала в прямом эфире. В тот период Басилашвили был еще не слишком востребованным и в театре и в кино и долго сомневался, что такая блестящая молодая женщина могла выбрать именно его. Но свадьба состоялась.

Олег Басилашвили с женой счастливы в браке больше полувека

Супруги живут вместе в любви и уважении более пятидесяти лет. Галина Евгеньевна – шеф-редактор Санкт-Петербургского отделения ВГТРК. Их старшая дочь Ольга окончила экономический факультет театрального института, работает на телевидении. Младшая, Ксения, стала журналистом и работает на радиостанции «Эхо Москвы». К большой радости Олега Валериановича, старшая дочь подарила ему внучку Маринику (2009 г.р), а младшая внука Тимофея (2013 г.р).

Олег Басилашвили в кругу семьи

Политическая и общественная деятельность[ | ]

Олег Басилашвили (крайний слева) на встрече Владимира Путина с представителями российской интеллигенции, 29 ноября 2006 года В 1990 году Олег Басилашвили был избран Народным депутатом РСФСР, выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Вспоминая об этом периоде, к успехам Михаила Горбачёва отнёс включение граждан в избирательный процесс, однако отметил большое количество демагогии и недостаточную скорость проведения политических и экономических преобразований. Положительно оценивая правление Бориса Ельцина, главными его достижениями Басилашвили считает признание частной собственности, реформы Гайдара, возникновение многопартийной системы, свободу слова; главными ошибками — попытки решить чеченский вопрос военными методами и излишнюю доверчивость в желании найти компромисс с консерваторами и коммунистами.

В 1995 году входил в состав регионального списка кандидатов в депутаты Госдумы РФ от избирательного блока «Демократический выбор России — объединённые демократы». Позже был членом партии «Союз правых сил», после её роспуска поддерживал «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова и «Яблоко»; на президентских выборах — кандидатуры Ирины Хакамады в 2004 и Григория Явлинского в 2012 году. В 2011 году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием о и допустить к выборам все политические силы страны.

В 2000 году Басилашвили был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. Выступал за освобождение Михаила Мирилашвили, Игоря Сутягина, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Светланы Бахминой, Максима Резника, Олега Навального, Кирилла Серебренникова, участников групп «Война» и «Pussy Riot». Негативно отзывался о так называемом «законе Димы Яковлева», запрещающем усыновление детей иностранными гражданами. В 2008 актёр назвал «безнравственным» и «бессмысленным» проведение фестиваля гей-кино «Бок о бок», подчеркнув при этом, что он против преследования ЛГБТ, а сексуальная ориентация — личное дело каждого. Поддерживал идею создания мемориала памяти жертв сталинских репрессий. Высказывался против установки памятников Иосифу Сталину и Григорию Романову, строительства небоскрёба «Охта-центра», постройки храма на месте зелёной зоны в парке Малиновка, закрытия 31-й клинической больницы Санкт-Петербурга.

Комментируя в 2008 году конфликт в Южной Осетии, Олег Валерианович назвал ввод российских войск на эту территорию «оккупацией», так как де-юре регион является частью Грузии. Он призвал деятелей культуры в этой ситуации стараться воспитывать в людях гуманизм и уважение к другим народам. Аналогичное мнение актёр высказал в 2014 по вопросам присоединения Крыма к России и войны на Донбассе. Басилашвили отметил, что ему непонятны цели, которых добиваются повстанцы, а также усомнился в объективности освещения происходящих событий средствами массовой информации. Позже призвал российское общество прекратить идеологическое преследование деятелей культуры, имеющих отличное от российских властей мнение о ситуации на Украине. Был включён Минкультом Украины в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны», хотя сам при этом выразил сомнение в необходимости составления таких списков.

Работа в кино

Начиная с 1956 года биография актера пополнилась и съемками в кино, при этом можно отметить много интересных случаев, которые впоследствии отразились на личной жизни Олега Басилашвили. Не зря еще бабушка великого артиста говорила, что из-за его стеснительности, ему будет сложно в жизни. «Разве актеры бывают стеснительными?» — спросите вы. Да, Олег был именно таким.

Яркий пример его стеснительности проявился во время съемок кинокартины «Вокзал для двоих», где Басилашвили предстоял откровенный поцелуй с Людмилой Гурченко.

Несмотря на дружеские отношения и симпатию, интеллигентный актер не мог себе позволить целоваться с женщиной «на камеру». Потому сценарий фильма пришлось переписывать – под стеснительного Басилашвили.

Олег Басилашвили и Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих»

Интересно: В Москве пройдет выставка и аукцион личных вещей Людмилы Гурченко

Другой интересный, но грустный случай был связан со съемками фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Играть Ипполита должен был Басилашвили, а не полюбившийся зрителям Юрий Яковлев. Однако из-за того, что у Олега Валериановича умер горячо любимый им отец, в фильме сыграть он не смог – актер просто не сумел бы работать в таком состоянии.

В 1980 году история повторилась – теперь Олегу Басилашвили предстояло проститься с матерью, а потому он на время перестал сниматься и пять месяцев провел с мамой на даче, где был с ней до последнего вздоха.

В это время, несмотря на трагичные события в семье актера, Никита Михалков позвал Басилашвили сняться в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» — актер отказался и потому впал в немилость у знаменитого режиссера: больше Михалков его в свои фильмы не звал.

Олег Басилашвили в фильме «Мастер и Маргарита»

Из последних фильмов самой знаменитой ролью артиста стал Воланд в «Мастере и Маргарите». Глядя на фото непревзойденного Олега Басилашвили в этой роли, не возникает сомнений, что именно он – «часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо», несмотря на очень мирную и доброжелательную биографию и личную жизнь актера.

Интересно: Дети Михалкова биография, личная жизнь, дети, жена (фото Никиты и видео)

Фильмография Олега Басилашвили

Год Фильм Роль
1939 Подкидыш

мальчик на велосипеде (нет в титрах)

1956 Невеста

Андрей Андреевич

1959 Горячая душа Стрельников
1959-1961 Поднятая целина казак
1964 Гранатовый браслет Василий Львович
1965 Заговор послов

Роберт Локкарт, глава британской миссии

1966 Старшая сестра Олег Медынский
1967 Седьмой спутник

арестованный офицер

1968 Живой труп

Виктор Михайлович Каренин

1968 Наши знакомые

руководитель самодеятельности

1969 Невероятный Иегудиил Хламида Костерин
1970 Баллада о Беринге и его друзьях

Иван Алексеевич Долгоруков, князь

1970 Возвращение «Святого Луки»

Юрий Константинович Лоскутов, инженер, спекулянт антиквариатом

1973 Подзорная труба (короткометражный) папа Дениски
1973 Вечный зов (фильм 1)

Арнольд Михайлович Лахновский

1974 День приёма по личным вопросам Дятлов
1974 Врача вызывали?

Пётр Иванович, главврач поликлиники № 8

1974 Выбор цели Паш
1975 Воздухоплаватель

Дмитрий Тимофеевич Пташников

1975 Автомобиль и немного статистики

коллекционер автомобилей

1975 Раба любви

Савва Яковлевич Южаков

1976 Всегда со мною…

Василий Антонович Рубцов

1976 Дни Турбиных

Владимир Робертович Тальберг

1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса

Юрген Кройцман

1977 Служебный роман

Юрий Григорьевич Самохвалов / голос по телефону мужа Верочки

1977 Смешные люди!

Фёдор Акимович, следователь

1978 Полковник Шабер

Дервиль, адвокат

1978 Ограбление в полночь «Шеф»
1978 Особых примет нет Николаев
1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова

господин в Петербурге, показавший Обломову язык

1979 Осенний марафон

Андрей Павлович Бузыкин

1980 О бедном гусаре замолвите слово

граф Мерзляев, действительный тайный советник

1982 Вокзал для двоих

Платон Рябинин

1983 Вечный зов (фильм 2)

Арнольд Михайлович Лахновский

1984

Вместе с Дунаевским

1984 И вот пришёл Бумбо…

Илья Митрофанович, отец Сашеньки

1985 Противостояние

Владислав Николаевич Костенко, полковник милиции, сотрудник уголовного розыска

1985 Грустить не надо

исполнение песни «Осень» и танца

1985 Соучастие в убийстве

Томас Хобсон, богатый любовник Бет Тайсон

1986 Курьер

Семён Кузнецов, отец Кати

1986 Лицом к лицу Гадилин
1987 Единожды солгав…

посетитель выставки

1987 Конец света с последующим симпозиумом Стенли Баррет
1988 Большая игра Бреннер
1989 Город Зеро

Василий Чугунов, писатель

1990 Чернов/Chernov

Всеволод Ярмак

1991 Дело

Кандид Касторович Тарелкин

1991 Небеса обетованные

Фёдор Степанович Елистратов, брат Фимы

1992 Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя

подполковник милиции Кузнецов

1993 Предсказание

Олег Владимирович Горюнов

1993 Сны

Дмитрий Призоров, граф

1995 Орёл и решка

Савицкий, профессор

1996 Агнус Дей (не был завершен)

Лежава, офицер НКВД

1998 Судья в ловушке Скуизем
1999 Что сказал покойник шеф мафии
2000 Романовы. Венценосная семья

Фёдоров, профессор

2000 Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат

Николай Степанович Прохоренко, прокурор Санкт-Петербурга

2001 Яды, или Всемирная история отравлений

Прохоров / Папа Александр VI

2002 Азазель

Мизинов, генерал

2002 Под крышами большого города Димов
2003 Идиот

Епанчин, генерал

2004 Дорогая Маша Березина

Геннадий Норштейн

2005 Мастер и Маргарита Воланд
2005 Ленинградец

Николай Савицкий

2006 Сонька Золотая Ручка

Левит Санданович

2006 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя

ансамбль ложкарей

2007 Ликвидация

Игорь Семёнович, старик-ясновидец

2008

Большой вальс (не был завершен)

2008 Не думай про белых обезьян

один из Авторов

2008 Марево

Афанасий Иванович Товстогуб

2008 Взятки гладки

господин Вышневский

2009 Вербное воскресенье

Геннадий Матвеевич Никитин, дед Артура, член Политбюро ЦК КПСС

2010 Демон и Ада
2011 Новые приключения Аладдина рассказчик
2013 Хуторянин

Павел Игнатьевич Сухомлинов, хозяин

2015 Без границ Георгий

Женщина всей жизни Олега Басилашвили

Олег Басилашвили и Галина Мшанская повстречались, когда оба восстанавливали свои душевные силы после неудачного брака. Их свел спектакль «Кюхля», где Басилашвили играл, а Мшанская подбирала музыку.

Олег Басилашвили с женой и дочерьми

По воспоминаниям Олега Басилашвили, Галина обаятельно улыбалась, была весела и приветлива, и Басилашвили влюбился в нее без оглядки. Олег долго не решался к ней подойти, но постепенно пара начала встречаться.

Когда Олег и Галина начинали жить вместе, Басилашвили еще не был так популярен и имел скромную зарплату. Будущие супруги с каждым днем убеждались, что нашли друг друга и через пару лет поженились.

Олег Басилашвили с дочерьми и внуками

Супруги всегда знали, что им под силу пережить любые сложности. Оба увлеченно работали и каждый обожал свое дело. По рассказам Галины, не смотря на сложный характер Басилашвили, в быту с ним очень комфортно, если нет обеда, то он сам сможет приготовить что-нибудь на скорую руку.

По мнению Галины, ее муж очень внимательный: однажды из гастролей в Японии привез любимой жене сразу 6 пар обуви! И отец заботливый: стирал пеленки, кормил детей, ходил с ними на прогулку. А жена Галина помогала ему учить роли.

Олег Басилашвили сейчас

На сегодняшний день Олег Басилашвили является Заслуженным артистом РСФСР, Народным артистом РСФСР и СССР, лауреатом Государственной премии, кавалером «Ордена Мира», почетным гражданином Петербурга и Тбилиси. В его копилке множество наград и премий, среди которых:

  • Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых;
  • Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;
  • Премия «Золотая маска»;
  • Премия «Ника».

Олег Басилашвили на вручении Премии «Ника»

Сейчас у Олега Басилашвили затишье в его творческой биографии, больше времени он уделяет свой личной жизни, детям и внукам. У знаменитого актера есть внук Тимофей и внучка Мариника. Басилашвили очень тепло и бережно относится к своей семье, стараясь посвящать себя воспитанию внуков и общению с родными.

Однако, и на кино остаются силы: в 2015 году на широкие экраны вышла кинокартина «Без границ», где Басилашвили сыграл с Инной Чуриковой.

Важно, что здоровье любимца публики не может не радовать. Хотя в мае 2017 года поклонникам пришлось за него поволноваться – Басилашвили отменил два спектакля из-за обострившейся хронической обструктивной болезни легких, которой болеет уже несколько лет

Олег Басилашвили и Инна Чурикова «Без границ»

Интересно: Инна Чурикова: биография, личная жизнь, фото

Биография Олега Басилашвили полна и чудесных, и грустных моментов, его личной жизнью интересуются тысячи поклонников, с интересом разглядывая фото уже немолодого, но очень эффектного артиста и обсуждая истории  из жизни его самого, супруги и детей. Такая слава дается не каждому. Не только актерский талант, но и высокие душевные качества стали причиной такой огромной любви к Олегу Басилашвили.

 Загрузка …

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector