Алиса фрейндлих

Второй театр, второй брак

Личная жизнь Алисы Фрейндлих такая же разноплановая и насыщенная, как и ее карьера. Еще, будучи студенткой, она выходит замуж за однокурсника Владимира Карасева. Но их брак продлился очень мало, всего лишь год, и еще до того, как они закончили учиться, решили разойтись.

Третий брак состоялся у Алисы с Юрием Соловьем. Но и этот брак продлился весьма недолго, потому что в семье постоянно были скандалы и разборки. Причину Алиса объясняет тем, что у нее всегда было все в порядке в жизни, а у него нет, вот поэтому это и давило на них.

И когда супруги поняли, что стрессов у них гораздо больше, чем хорошего, они решили, что должны подать на развод, чтобы не досаждать друг другу. Правда, сделали муж и жена это мирно, и до сих пор сохраняют хорошие отношения, регулярно созваниваются и мило общаются.

К слову, бывает, ищут в Сети: Алиса Фрейндлих дата смерти, думая, что она уже умерла, но пока актриса чувствует себя прекрасно и любит жизнь.

После получения диплома она поступила в труппу театра им. Комиссаржевской. Но биография актрисы Алисы Фрейндлих началась немного раньше. Она снимается в кино с 1955 года. Но в театре ей не предлагают главных ролей. Играет она мальчишек-сорванцов.

Она вспоминает те годы с теплотой – многому приходилось учиться. Способность впитывать новое — ее характерная черта.

Карьера многих актеров заканчивается после такого испытания. Всю жизнь на втором плане действительно не каждый выдержит. Кто-то уходит из профессии, но не Алиса Фрейндлих, биография которой является темой нашего обзора.

В биографии актрисы Алисы Фрейндлих личная жизнь и творчество тесно связаны. Игорь Владимиров не только пригласил в свой театр начинающую актрису, но и предложил ей руку и сердце. Алиса Бруновна перешла в театр Ленсовета, где он был руководителем, и вышла замуж за своего наставника.

Семейные неурядицы порой заставляют жизнь сделать резкий поворот. Особенно когда это касается личной жизни и детей. В биографии Алисы Фрейндлих наступил момент, когда она больше не могла терпеть амурные дела супруга. Было время, когда ничего не радовало. Спасение Алиса Бруновна находила в работе.

После развода с Владимировым последовал брак с Ю. Соловьем, который в то время был актером. Варваре уже было тринадцать лет, и она не хотела видеть в своем доме чужого мужчину. Они так и не нашли общий язык.

В театр Товстоногова Алиса Бруновна пришла зрелой яркой актрисой. Она сыграла Ирину в пьесе Володина, Глафиру Достоевского в «Волки и овцы», серию характеров в пьесах Чехова, Шиллера, Горького, Шекспира и многих других.

Сейчас с ее участием здесь идет постановка «Дядюшкин сон», где она исполняет роль Москалевой, «Лето одного года», в которой она исполняет роль Э. Тейлер, и постановка по произведениям Л. Толстого, где она играет музейного работника. Интересна ее работа в спектакле «Алиса».

По сей день связана Алиса Бруновна с БДТ. Руководство театра заключило с ней контракт и уверено, что она не подведет. Только когда умер в катастрофе бывший муж дочери Тарасов, она не вышла на спектакль.

Биография актрисы Алисы Фрейндлих

Личная жизнь

Служба в театре

Роли в кино

1. Владимир Карасев (1956-1957)

2. Игорь Владимиров (1961-1981)

3. Юрий Соловей (1981-1990)

1. Театр им. Комиссаржевской (1957-1961) – 10 ролей.

2. Театр им. Ленсовета (1967- 1983) – 21 роль

3. БДТ (с 1983 по настоящее время)– 16 ролей

73 роли

Фрейндлих вернулась в школу № 239, где сразу же записалась на занятия в театральный кружок, руководителем которого была знаменитая актриса Мария Призван-Соколова. Преподавательнице очень понравилась девочка, именно она с первого взгляда рассмотрела в ней будущую актрису.

Во время учёбы на третьем курсе Алиса по уши влюбилась в сокурсника Владимира Карасёва. Ранняя любовь закончилась браком, но он продержался совсем недолго, уже после окончания учебного заведения пара распалась.

В 1957 году Фрейндлих успешно окончила институт. Она безукоризненно играла в дипломной постановке «Мораль пани Дульской», что помогло ей в дальнейшем стать актрисой Ленинградского драматического театра имени В.Ф.

Комиссаржевской. Сначала ей доставались роли хулиганов и мальчишек, она плакала по ночам и страдала, потому что играет совсем не то, что хотелось бы. Тем не менее этот театр стал для неё отличной школой.

Детство в блокадном Ленинграде

Зимой 1934 года в семье актера Бруно Артуровича и бухгалтера Ксении Федоровны Фрейндлих из Ленинграда родилась девочка, которую назвали Алисой. Мама хотела назвать дочку Наташей, но папа, немец по происхождению, настоял на своем, мотивируя, что отчество не сочетается с именем «Наташа». Ксения убедила его только в том, что девочку нужно записать русской, а не немкой.

Родители Алисы Фрейндлих в молодости

Родители познакомились на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, куда псковитянка Ксения Федорова (девичья фамилия), участвовавшая в самодеятельных постановках, приехала учиться, но в итоге вышла замуж за Бруно, родила дочь и окончила лишь бухгалтерские курсы, всю последующую жизнь отдав работе в Центральной сберкассе Октябрьского района Ленинграда.

Алиса Фрейндлих в детстве (на фото: с мамой и тетей)

Бруно в то время уже был ведущим актером театра. Его предки, немецкие художники-стеклодувы, приехали в Россию по приглашению императора Петра Первого, чтобы обучать своему мастерству русских учеников. Отец Бруно не стал продолжать династию, занявшись обувным делом, но в 1917 году скоропостижно скончался. Его сын решил посвятить жизнь сцене.

Детское фото Алисы Фрейндлих

Алиса Бруновна вспоминала, как она, трехлетняя малышка, попала на премьеру спектакля в консерватории. Впечатление ее было настолько сильным, что она сама с собой стала играть «в театр», напевая запомнившиеся мелодии. Когда Алиса готовилась к поступлению в первый класс, родители развелись. Она и мама остались жить с бабушкой, Шарлоттой Фридриховной Зейтц-Фрейндлих. Шел 1941 год. Отец уехал с театральной труппой в Ташкент. Вовсю развернулись репрессии против немцев, живущих в России. Лишь спустя годы Алиса узнала, что папин брат и его жена были арестованы и расстреляны. Развод родителей, по сути, уберег их с мамой от подобной участи.

Шарлотта Фридриховна с внуками: Алисой и Эдуардом

Благодаря бабушке они смогли пережить ужас ленинградской блокады. Шарлотта Фридриховна установила неукоснительный режим питания, рачительно распоряжаясь немногими съестными запасами. Фрейндлих вспоминала позже, что лишь благодаря этой строгой дисциплине они сумели выжить. Каша, сваренная на столярном клее с добавлением горчицы из бабушкиных запасов, делалась вкуснее, а кипяток с содой был вместо газировки.

Во время блокады семья проживала на первом этаже, и соседи по подъезду иногда спускались к ним в квартиру, чтобы переждать воздушную тревогу. В один из налетов, словно по наитию, они все же спустились в бомбоубежище. Именно в этот раз авиабомбой разрушило их квартиру, после чего малышка и ее родные переехали в коммунальную комнату, окна которой выходили на Исаакиевскую площадь и школу №239, в которую Алиса ходила в первый класс, пока была возможность.

Школьное фото из архива Алисы Фрейндлих

Вернулась она в эту школу лишь в восемь лет, зимой 1943 года. Дети сидели в варежках и шубах, писали буквы и цифры на полях газет и старых бланков, поскольку тетрадей не было. На Алису, наполовину немку, смотрели косо. Психологическое напряжение усугублялось и физическим ослабленным состоянием, и постоянным ощущением холода. Чтобы спастись от него, женщины топили печку-буржуйку, используя вместо дров имевшуюся в квартире мебель. С горечью вспоминала Фрейндлих, как в топку печи бросались редкие книги, к примеру, прижизненное собрание сочинений Льва Толстого. Но выбора не было, сожженные фолианты продлевали жизнь. О детстве, Ленинграде, близких людях и многом другом Люди стали выезжать из блокадного Ленинграда, собралась в дорогу и Шарлотта Фридриховна. Алиса запомнила огромные котлы на вокзале, в которых от сильного мороза замерзали разваренные макароны для отъезжающих. Их нарезали буханками и раздавали, чтобы люди не умерли в пути с голода. Бабушка отрезала кусок от своей доли и передала Алисе с мамой, которые оставались в городе. Как они узнали позже, Шарлотта Фридриховна так и не доехала до места, скончавшись по дороге. Ей было всего 68. «Всего», – подчеркивала Фрейндлих, когда ей самой было уже значительно больше.

Всю войну Ксения Федоровна работала бухгалтером, а по ее окончании вместе с Алисой уехала к родственникам в Эстонию, где они прожили до 1948 года.

Фильмы

Если в шестидесятых годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли актрису почти не приглашали. В своей дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Актриса сыграла школьницу в «Бессмертной песни», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-Людоедку в фильме «12 стульев» и множество других эпизодических ролей. Исключением была комедия «Похождение зубного врача».Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих лишь в 1974, она снялась в целой серии достаточно популярных кинофильмов: «Анна и Командор», «Агония», «Соломенная шляпа» и «Принцесса на горошине».

Но всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной её сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в фильме, так как, по его мнению, от этого могла пострадать ее работа в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и долго уговаривать режиссера, чтобы он согласился.Актриса учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Артистка сама нашла подходящий костюм для своей героини, походку она скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в фильме Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале фильма и цветущую женщину после преображения Кулагиной.

Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной Анатолия Новосельцева исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркую роль секретарши Верочки, ответственной за перевоплощение своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Кулагиной стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.

После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла ещё одну выдающуюся роль – Королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, какой должна быть её героиня.

Затем Алиса сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» — классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.В 1981 году в жизни Фрейндлих произошло много ключевых событий, которые повлияли на её дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание Народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала ещё два года.

В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в ключевых ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и многие другие.

Параллельно актриса снималась в кино: «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Бесприданница» и других.

После распада СССР в карьере Фрейндлих наблюдается застой. В 1993 она снялась в продолжении «Мушкетеров», но оно не было столь популярным как первая часть. Однако стоит отметить фильм Тодоровского «Подмосковные вечера» 1993 года, он принес актрисе её первую премию «Ника» за главную женскую роль.

Начало творческой карьеры и два замужества

Еще студенткой Фрейндлих снялась в нескольких эпизодах двух драматических фильмов: «Бессмертная песня» (ее фамилию даже не указали в титрах) и «Таланты и поклонники» (в главных ролях были заняты Павел Кадочников и Тамара Алешина).

Кадр из фильма «Бессмертная песня». Одна из первых ролей Фрейндлих

Третьекурсницей Алиса влюбилась в однокурсника Владимира Карасева и стала его женой. Вместе они получили дипломы и по распределению попали в театр имени Веры Комиссаржевской. Ютясь в комнатке, предоставленной молодоженам семьей Фрейндлих, оба почувствовали, что еще не готовы к семейной жизни. К тому же работа в театре требовала полной самоотдачи, чувства постепенно сошли на нет, и пара рассталась.

Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев, ее первый муж

Не последнюю роль в разводе сыграла и встреча Алисы с режиссером Игорем Владимировым, приглашенным в театр для постановки спектакля «Время любить». Фрейндлих была покорена известным в театральных кругах ловеласом, в особенности его чувством юмора. Он был старше актрисы на 16 лет, мудрее и опытнее. Сразу рассмотрев ее талант, Владимиров настоял, чтобы Алиса перешла на службу в театр Ленсовета, где он был главным режиссером.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров

Вскоре, получив развод с Зинаидой Шарко, Игорь Петрович сделал предложение Фрейндлих, и они поженились. Практически все свои постановки Владимиров создавал для новой примы и жены, грани таланта которой сверкали все ярче. Она – Элиза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Таня из одноименной пьесы Алексея Арбузова, Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, Гелена из «Варшавской мелодии» Леонида Зорина. Взыскательный ленинградский зритель вскоре стал приходить в театр именно «на Фрейндлих».

Молодая Алиса Фрейндлих в спектакле «Пигмалион»

Одними из ее лучших ролей на подмостках театра стала Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» и Раневская из «Вишневого сада».

Фото со спектакля «Вишневый сад»

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Детские и юношеские годы

Родилась будущая звезда отечественного кинематографа Алиса Бруновна в зимнем Ленинграде восьмого декабря 1934г. Родители будущей актрисы познакомились на уроках театральных курсов. Отец девочки Фрейндлих Бруно переехал из Германии в Российскую Империю времен Екатерины ІІ. Его семья занималась стекольным делом, но продолжить дело предков не вышло – легкие Бруно были недостаточно сильными для стеклодува.

Тогда дедушка Алисы, Артур Фрейндлих, решил организовать предприятие по пошиву обуви. Но и этим планам не было суждено реализоваться – Артур неожиданно умер.

Мама Алисы Бруновны родилась в Пскове, а в Ленинград приехала с целью стать актрисой. Именно эта мечта свела молодую девушку с перспективным актером Бруно Фрейндлихом.

Когда в молодой семье появился ребенок, мама Ксения хотела дать девочке имя Наталья, но отец с бабушкой настаивали на красивом имени Алиса. Не смотря на немецкие корни папы, девочку записали русской.

Маленькая Алиса с самого детства проявила склонности к пению, творчеству. В трехлетнем возрасте девочка присутствовала на дипломном выступлении в консерватории родственников по маминой линии. Концерт настолько потряс детскую душу, что малышка дома постоянно играла в театр, наряжаясь в платья матери, и напевала песенки.

Еще до начала Великой Отечественной войны Бруно отправился в Ташкент с театральным коллективом на гастроли. Поездка стала поводом для развода родителей Алисы. Девочка осталась в Ленинграде с бабушкой и мамой. Советская власть вынудила родственников отца покинуть Россию, а семью брата Бруно Фрейндлиха приговорили к расстрелу.

В год, когда Германия напала на Советский Союз, Алиса пошла в 1-ый класс. А через несколько дней немецкие войска окружили Ленинград. Если в интервью журналисты задают вопросы о временах блокады, актриса называет тот период жизни самым тяжелым и одновременно самым ярким. Алиса Бруновна помнит то время в мельчайших деталях. Семилетняя девочка пережила голодное время блокады только благодаря своей бабушке. Бережливая немка составила режим питания, пайки хлеба хватало на дольше.

Но даже строгий режим не смог сберечь здоровье женщин. Физическое состояние Ксении Федоровны и Алисы было довольно слабым. Свой отпечаток накладывало и психологический прессинг, связанный с натиском общественности из-за немецкого происхождения семьи. Мама Алисы работала бухгалтером во время войны, а как только война завершилась Ксения с дочерью уехали в Эстонию.

С матерью Алиса жила 3 года в Таллине. После окончания девочкой 5-ого класса средней школы, они снова приехали в Северную столицу. Здесь Алиса продолжила учебу в своей старой ленинградской средней школе. Фрейндлих Бруно тоже вернулся в город с новой женой. Мать Алисы никогда не препятствовала встречам дочери с отцом, а вот жена Бруно не приветствовала такое общение.

Учась в школе, Фрейндлих Алиса увлеклась театральным искусством, посещала занятия, на которых преподавала Мария Призван-Соколова. Преподаватель сразу рассмотрела одаренность девочки и взялась за ее образование на поприще актерского мастерства. Именно благодаря этим урокам Алиса с первой же попытки поступила на первый курс театрального института Ленинграда имени Островского.

Театральная карьера

Перспективная выпускница театрального института г.Ленинград поступает на службу в драмтеатр им.Комиссаржевской. В процессе работы в театральной труппе Алиса прошла все тяготы и невзгоды. Фрейндлих доставались исключительно роли, неугодные приме Поповой Эмме. Такая ситуация вынуждала молодую актрису сильно переживать. Но это научило Алису Бруновну выносить любые неприятности. На сцене драматического театра Фрейндлих успешно сыграла около десяти ролей.

Позднее актриса перешла в академтеатр им. Ленсовета. Именно этот театр принес миниатюрной Алисе Бруновне (рост – 153 см) популярность. Актерский талант и специфика исполнения ролей сделали ее ведущей артисткой театра. Благодаря руководителю театра Владимирову, который прислушивался к индивидуальному подходу Фрейндлих к каждой роли, любая постановка была успешной.

Алиса Фрейндлих: биография

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.

Детство в блокадном Ленинграде, семья

Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.

Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели

Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.

Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.

Когда Алиса была маленькой, родители расстались

Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.

После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.

Юность в послевоенное время, образование

Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.

Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности

Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.

В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона

К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.

Карьера актрисы

После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.

В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».

Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»

Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года

Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».

В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького

Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».

Где живет

Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.

Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга

Театр

Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой работой актрисы на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноименной пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а Фрейндлих его совершенно не знала, в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Примечательно, что на роль Гоги ее «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама актриса, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

Позже Алиса Бруновна отмечала: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя…».

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в Театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а ее саму даже называли «первой леди театра». Среди репертуара актрисы были: Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта, Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского.

В 1966 году, когда главный режиссер и художественный руководитель Игорь Владимиров ставил «Трехгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Невзирая на это, артистка сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом.

Отдельно выделялся и Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон», на постановку которого с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. Фрейндлих говорила, что эта роль была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает ее наиболее симпатичной в своей театральной карьере.

Актриса прослужила в Ленсовете ровно двадцать два сезона. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Специально для нее восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина.

БДТ: 1983 — настоящее время

С 1983 года Алиса Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Дебют Алисы Бруновны на сцене БДТ состоялся в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Фрейндлих.

Одна из крупных и запоминающихся работ актрисы — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого она впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.

Кроме того, были у Фрейндлих сразу три роли в мюзикле Саймона «Последний пылкий влюбленный» и Настя в пьесе Максима Горького «На дне».

На сцене этого театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который является одним из ее любимых авторов.

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (Москалева Марья Александровна), «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере» (Этель Тэйер), «Война и мир Толстого» по мотивам романа Л. Толстого «Война и мир» (Наталья Ильинична, сотрудник музея).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Алиса).

Фильмография

Год Фильм Роль
1955 Неоконченная повесть эпизод; в титрах не указана
1955 Таланты и поклонники эпизод
1957 Бессмертная песня гимназистка; в титрах не указана
1958 Город зажигает огни Зина Пичикова
1959 Повесть о молодожёнах Галя
1961 Полосатый рейс буфетчица
1964 Фро Наташа Букова
1965 Первый посетитель Таня
1965 Похождения зубного врача Маша
1966 12 стульев Эллочка-Людоедка
1966 Три толстяка Суок; озвучка в некоторых эпизодах
1967 Его звали Роберт исполнение песни
1968 Город и песня певица
1968 Любить… Аня
1969 Вальс Маруся
1969 Вчера, сегодня и всегда жена подсудимого
1969 Семейное счастье Анна Семёновна Капитонова
1969 Великие холода мама; озвучка
1970 Тайна железной двери Люся Рыжкова, мама Толика
1972 Моя жизнь Полознева
1973 Исполняющий обязанности Евгения Синеграч
1973 Мелодии Верийского квартала Алиса Аквамаринская
1974 Анна и Командор Анна
1974 Соломенная шляпка баронесса де Шампеньи
1975 Агония Анна Александровна Вырубова
1976 Всегда со мною… Таня Ильина
1976 Принцесса на горошине королева-мать
1976 Голубой щенок щенок; озвучка
1977 Служебный роман Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра)
1977 Поезд памяти озвучка
1978 Д’Артаньян и три мушкетёра королева Анна Австрийская
1978 Старомодная комедия Лидия Васильевна Жербер
1978 Комедия ошибок Лиз; озвучка
1979 Сталкер жена Сталкера
1980 Сергей Иванович уходит на пенсию Наташа
1980 Три года Полина Рассудина
1980 Разлучённые озвучка
1981 Опасный возраст Лилия Ивановна Родимцева
1981 Спасибо за нелётную погоду Имя персонажа не указано
1982 Два голоса Екатерина
1982 Пятый десяток Екатерина Александровна Ёлочкина
1983 Клетка для канареек мать Олеси
1984 Жестокий романс Харита Игнатьевна Огудалова
1984 Успех Зинаида Николаевна Арсеньева
1985 Простая смерть Прасковья Фёдоровна
1986 Прости Елизавета Андреевна
1986 Тайна Снежной королевы Снежная Королева
1987 Чехарда Маргарита Васильевна Кудрявцева
1988 Будни и праздники Серафимы Глюкиной Серафима Глюкина
1989 Последний пылкий влюблённый все 3 женские роли
1992 Мушкетёры двадцать лет спустя королева Анна Австрийская
1993 Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя королева Анна Австрийская
1994 Подмосковные вечера Ирина Дмитриевна
1994 Охота Имя персонажа не указано
1995 Исповедь незнакомцу Имя персонажа не указано
2002 Женская логика Ольга Петровна Туманова
2002 Женская логика 2 Ольга Петровна Туманова
2003 Женская логика 3 Ольга Петровна Туманова
2004 Женская логика 4 Ольга Петровна Туманова
2004 На Верхней Масловке Анна Борисовна
2006 Женская логика 5 Ольга Петровна Туманова
2008 Васильевский остров Анна Игнатьевна
2008 Марево Пульхерия Ивановна Товстогубиха
2008 Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину мама Бродского
2009 Возвращение мушкетёров королева Анна Австрийская
2014 Бульварное кольцо Имя персонажа не указано
2014 Линия Марты Марья Михайловна
2017 Большой Галина Михайловна Белецкая, наставница Юли
2017 Карп отмороженный Людмила
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector