Алиса фрейндлих. биография

Второй театр, второй брак

Личная жизнь Алисы Фрейндлих такая же разноплановая и насыщенная, как и ее карьера. Еще, будучи студенткой, она выходит замуж за однокурсника Владимира Карасева. Но их брак продлился очень мало, всего лишь год, и еще до того, как они закончили учиться, решили разойтись.

Третий брак состоялся у Алисы с Юрием Соловьем. Но и этот брак продлился весьма недолго, потому что в семье постоянно были скандалы и разборки. Причину Алиса объясняет тем, что у нее всегда было все в порядке в жизни, а у него нет, вот поэтому это и давило на них.

И когда супруги поняли, что стрессов у них гораздо больше, чем хорошего, они решили, что должны подать на развод, чтобы не досаждать друг другу. Правда, сделали муж и жена это мирно, и до сих пор сохраняют хорошие отношения, регулярно созваниваются и мило общаются.

К слову, бывает, ищут в Сети: Алиса Фрейндлих дата смерти, думая, что она уже умерла, но пока актриса чувствует себя прекрасно и любит жизнь.

После получения диплома она поступила в труппу театра им. Комиссаржевской. Но биография актрисы Алисы Фрейндлих началась немного раньше. Она снимается в кино с 1955 года. Но в театре ей не предлагают главных ролей. Играет она мальчишек-сорванцов.

Она вспоминает те годы с теплотой – многому приходилось учиться. Способность впитывать новое — ее характерная черта.

Карьера многих актеров заканчивается после такого испытания. Всю жизнь на втором плане действительно не каждый выдержит. Кто-то уходит из профессии, но не Алиса Фрейндлих, биография которой является темой нашего обзора.

В биографии актрисы Алисы Фрейндлих личная жизнь и творчество тесно связаны. Игорь Владимиров не только пригласил в свой театр начинающую актрису, но и предложил ей руку и сердце. Алиса Бруновна перешла в театр Ленсовета, где он был руководителем, и вышла замуж за своего наставника.

Семейные неурядицы порой заставляют жизнь сделать резкий поворот. Особенно когда это касается личной жизни и детей. В биографии Алисы Фрейндлих наступил момент, когда она больше не могла терпеть амурные дела супруга. Было время, когда ничего не радовало. Спасение Алиса Бруновна находила в работе.

После развода с Владимировым последовал брак с Ю. Соловьем, который в то время был актером. Варваре уже было тринадцать лет, и она не хотела видеть в своем доме чужого мужчину. Они так и не нашли общий язык.

В театр Товстоногова Алиса Бруновна пришла зрелой яркой актрисой. Она сыграла Ирину в пьесе Володина, Глафиру Достоевского в «Волки и овцы», серию характеров в пьесах Чехова, Шиллера, Горького, Шекспира и многих других.

Сейчас с ее участием здесь идет постановка «Дядюшкин сон», где она исполняет роль Москалевой, «Лето одного года», в которой она исполняет роль Э. Тейлер, и постановка по произведениям Л. Толстого, где она играет музейного работника. Интересна ее работа в спектакле «Алиса».

По сей день связана Алиса Бруновна с БДТ. Руководство театра заключило с ней контракт и уверено, что она не подведет. Только когда умер в катастрофе бывший муж дочери Тарасов, она не вышла на спектакль.

Биография актрисы Алисы Фрейндлих

Личная жизнь

Служба в театре

Роли в кино

1. Владимир Карасев (1956-1957)

2. Игорь Владимиров (1961-1981)

3. Юрий Соловей (1981-1990)

1. Театр им. Комиссаржевской (1957-1961) – 10 ролей.

2. Театр им. Ленсовета (1967- 1983) – 21 роль

3. БДТ (с 1983 по настоящее время)– 16 ролей

73 роли

Фрейндлих вернулась в школу № 239, где сразу же записалась на занятия в театральный кружок, руководителем которого была знаменитая актриса Мария Призван-Соколова. Преподавательнице очень понравилась девочка, именно она с первого взгляда рассмотрела в ней будущую актрису.

Во время учёбы на третьем курсе Алиса по уши влюбилась в сокурсника Владимира Карасёва. Ранняя любовь закончилась браком, но он продержался совсем недолго, уже после окончания учебного заведения пара распалась.

В 1957 году Фрейндлих успешно окончила институт. Она безукоризненно играла в дипломной постановке «Мораль пани Дульской», что помогло ей в дальнейшем стать актрисой Ленинградского драматического театра имени В.Ф.

Комиссаржевской. Сначала ей доставались роли хулиганов и мальчишек, она плакала по ночам и страдала, потому что играет совсем не то, что хотелось бы. Тем не менее этот театр стал для неё отличной школой.

Юрий Соловей

Актер моложе Алисы Бруновны на 15 лет. Их сблизила работа в спектакле «Варшавская мелодия». Но востребованность талантливой жены выводила Юрия из себя. В театре Соловья называли «мужем Фрейндлих», что не способствовало повышению самооценки. К тому же у Юрия не сложились отношения с Варей, она открыто хамила молодому мужу мамы. Соловью предложил работу в Германии, но жена отказалась с ним ехать.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Ушла из «Little Big»: что стало причиной ухода Олимпии из группы?

После развода супруги сохранили хорошие отношения. Юрий нашел себя в живописи, и Алиса Бруновна посещает выставки бывшего мужа. Устроил Соловей и личную жизнь, он женат на актрисе Римме Шибаевой.

Больше построить семейную жизнь Алиса Фрейндлих не пыталась. Работа в театре, съемки в кино и общение с дочерью, внуками и правнучкой стали для нее равноценной заменой личной жизни.

Даты и события в жизни

  1. Родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде.
  2. В первый класс школы Алиса Фрейндлих пошла в 1941 г.
  3. После 1945 г. родственники в Эстонии приютили маму с дочерью Алисой, где они и прожили 3 года.
  4. В 1948 г. семья снова возвращается домой в Ленинград.
  5. В 1953 г. будущая актриса поступает в Ленинградский театральный институт им. Островского.
  6. Первые роли в кинематографе Алисе довелось сыграть в 1955 г. в картинах «Таланты и поклонники» и «Неоконченная повесть». Впоследствии ей не удавалось получать заметные роли, а предлагаемые режиссерами были малозаметны и не интересны.
  7. В 1956 г. Алиса вышла замуж за Владимира Карасева, с которым училась на 3-м курсе. Пылкость чувств молодых людей быстро прошла и уже через год пара развелась, не выдержав трудностей совместного быта и большой занятости обоих актеров на работе.
  8. В 1957 г. она с успехом окончила обучение и ее пригласили служить в труппу Ленинградского драматического театра им. Комиссаржевской.
  9. В 1961 г. театр Ленсовета становится вторым местом работы Алисы Фрейндлих под руководством Игоря Владимирова. Именно благодаря ему актриса смогла раскрыть свой талант. Владимиров заметил и оценил специфику и индивидуальность, которые Фрейндлих придавала образам на сцене. Вскоре они поженились и 13 марта 1968 г. их семья полнилась маленькой дочерью Варварой.
  10. Первая главная роль в кино досталась актрисе в 1974 г. в фильме «Анна и Командор» режиссера Евгения Хринюка. Ей посчастливилось сниматься с такими знаменитостями, как Лановой и Смоктуновский.
  11. Картина «Служебный роман» вышла в прокат в 1977 г. и стала настоящим прорывом в актерской карьере артистки. За трансформацией некрасивой и нескладной героини следили миллионы зрителей. Режиссер Эльдар Рязанов сумел гениально создать блестящий актерский дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым. Чтобы образ строгой Людмилы Прокофьевны был максимально правдоподобен, актриса лично пересмотрела большие гардеробные на «Мосфильме» в поисках того самого коричневого костюма.
  12. В 1979 г. режиссер Андрей Тарковский приглашает Алису на эпизодическую роль в картине «Сталкер», где ее актерский талант был высоко отмечен критиками. Этот год знаменателен еще одной гениальной работой — ролью королевы Анны в картине «Д ´Артаньян и три мушкетера».
  13. Расставание с Игорем Владимировым в 1981 г. Через некоторое время Фрейндлих третий раз выходит замуж за Юрия Соловья – актера и художника. Но и этот брак распался в 1990г.
  14. 1981 г. принес талантливой актрисе заслуженную награду – звание народной артистки СССР.
  15. С 1983 г. Алиса Фрейндлих перешла на работу в Большой драматический театр им. Горького. Она давно мечтала о роли леди Макбет в пьесе Шекспира и ей блестяще удалось сыграть ее.
  16. На протяжении 80-х годов Алиса Фрейндлих продолжала не только играть на театральной сцене, но и активно сниматься в кино. В 1981 г. вышел фильм «Опасный возраст», в 1984 г. «Клетка для канареек» и «Жестокий романс».
  17. 1994 г. отмечен еще одной достойной наградой – Алиса Фрейндлих получила первую премию «Ника», снявшись в картине «Подмосковные вечера» у режиссера Валерия Тодоровского.
  18. Долгое время актриса не была задействована в кинематографе и только в 2004 г. она получает роль в фильме «На Верхней Масловке», в котором снимается с Евгением Мироновым, исполняя роль скульптора. За эту работу ее вновь награждают премией «Ника».
  19. Звание лучшей драматической актрисы Алиса Фрейндлих получает в 2006 г. на театральной премии «Золотая Маска».
  20. Еще одна награда на кинопремии «Ника» вручается актрисе в 2015 г., как приз «За честь и достоинство».
  21. В 2020 г. список наград пополнился премией «Золотой орел», которой отмечен особый вклад актрисы в российский кинематограф.

«ЧЕРНОВИК» И «ПИГМАЛИОН»

В союзе с Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих достигла пика карьеры Окруженная творческими людьми, Алиса Бруновна начинала отношения с мужчинами из театральной среды. Так, первым супругом актрисы стал однокурсник Владимир Карасев. Брак с ним артистка называла студенческим, а однажды и вовсе окрестила черновиком.

«Он на меня страшно обиделся, когда я сказала, что это была старая знакомая студенческая любовь, продлившаяся полтора года. Хотя считаю, что это была «проба» или неопытная попытка узнать, что это такое», — отмечала звезда в интервью для документального фильма «Фрейндлих. Алиса в стране лицедеев».

Отношения супругов окончательно разрушила новая любовь Алисы Бруновны: в конце 50-х она познакомилась с режиссером Игорем Владимировым.

В театре и кино Игорь Владимиров мерк рядом с знаменитой супругой Служебный роман с драматургом вылился для Фрейндлих во второй брак. Отношения казались идеальными: Владимиров не только раскрыл избранницу как актрису, но и был с ней на одной волне во всем, что касалось быта и совместной жизни. Алиса Бруновна боготворила супруга, называла его Пигмалионом и наставником, поражалась удивительному взаимопониманию, царившему в их доме.

не пропуститеАлиса Фрейндлих: «Мы еще не разошлись с первым мужем, когда я влюбилась во Владимирова»

Игоря Петровича полюбила вся семья Фрейндлих, особенно, мама. Большим счастьем для близких артистки было появление на свет ее дочери Варвары. Из-за загруженности на работе у родителей не хватало времени на ребенка, и до 10 лет девочку воспитывала няня. При этом Варя с детства восхищалась мамой и папой и в итоге пошла по их стопам, став актрисой.

Как бы ни был гармоничен союз Алисы Бруновны с избранником, в любой семье назревают проблемы. На репетициях драматург и его муза по-прежнему работали идеально, появлялись они вместе и в кино, например, в фильме «Старомодная комедия». Но за пределами сцены в паре все чаще случались скандалы. Поговаривали, что Владимирова задевали заметки в газетах, где его называли не иначе как «мужем Фрейндлих». Успехи супруги тяготили мэтра, а Андрей Тарковский подлил масла в огонь, когда публично заявил, что артистка погибает в театре, где от потенциала режиссера почти ничего не осталось.

Ходили слухи, что существовала и другая причина для развода: измены Владимирова. Алиса Бруновна не подтверждала сплетен, однако о любвеобильности драматурга красноречиво говорила его предыдущая избранница артистка Зинаида Шарко. Однажды она обнаружила у режиссера записную книжку с огромным списком «фавориток», убедившись в его неверности.

не пропустите«Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель»: фаворитки бывшего мужа Алисы Фрейндлих

Так или иначе, спустя 20 лет брака Фрейндлих рассталась с любовью всей ее жизни. Через год она нашла утешение в союзе с художником и актером Юрием Соловьем, с которым работала в театре. К сожалению, и этот избранник не смог принять того факта, что жена успешнее: карьера самого Соловья шла ко дну. Не способствовала улучшению отношений пары и реакция Варвары на другого мужчину в доме — девушка не поладила с ним.

«Мне с Юрой было хорошо, хотя он, как никто другой из моих мужей, ревновал меня к профессии. Предложил мне уехать в Германию, у него там появилась работа. Я отказалась, и мы расстались», — поясняла Фрейндлих.

Театр

Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой работой актрисы на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноименной пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а Фрейндлих его совершенно не знала, в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Примечательно, что на роль Гоги ее «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама актриса, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

Позже Алиса Бруновна отмечала: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя…».

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в Театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а ее саму даже называли «первой леди театра». Среди репертуара актрисы были: Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта, Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского.

В 1966 году, когда главный режиссер и художественный руководитель Игорь Владимиров ставил «Трехгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Невзирая на это, артистка сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом.

Отдельно выделялся и Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон», на постановку которого с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. Фрейндлих говорила, что эта роль была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает ее наиболее симпатичной в своей театральной карьере.

Актриса прослужила в Ленсовете ровно двадцать два сезона. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Специально для нее восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина.

БДТ: 1983 — настоящее время

С 1983 года Алиса Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Дебют Алисы Бруновны на сцене БДТ состоялся в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Фрейндлих.

Одна из крупных и запоминающихся работ актрисы — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого она впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.

Кроме того, были у Фрейндлих сразу три роли в мюзикле Саймона «Последний пылкий влюбленный» и Настя в пьесе Максима Горького «На дне».

На сцене этого театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который является одним из ее любимых авторов.

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (Москалева Марья Александровна), «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере» (Этель Тэйер), «Война и мир Толстого» по мотивам романа Л. Толстого «Война и мир» (Наталья Ильинична, сотрудник музея).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Алиса).

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Алиса Фрейндлих: биография

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.

Детство в блокадном Ленинграде, семья

Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.

Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели

Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.

Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.

Когда Алиса была маленькой, родители расстались

Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.

После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.

Юность в послевоенное время, образование

Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.

Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности

Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.

В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона

К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.

Карьера актрисы

После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.

В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».

Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»

Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года

Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».

В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького

Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».

Где живет

Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.

Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга

Фильмы

Если в шестидесятых годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли актрису почти не приглашали. В своей дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Актриса сыграла школьницу в «Бессмертной песни», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-Людоедку в фильме «12 стульев» и множество других эпизодических ролей. Исключением была комедия «Похождение зубного врача».

Алиса Фрейндлих в фильме “Полосатый рейс

Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих лишь в 1974, она снялась в целой серии достаточно популярных кинофильмов: «Анна и Командор», «Агония», «Соломенная шляпа» и «Принцесса на горошине».

Но всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной её сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в фильме, так как, по его мнению, от этого могла пострадать ее работа в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и долго уговаривать режиссера, чтобы он согласился.

Алиса Фрейндлих в фильме “Служебный роман

Актриса учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Артистка сама нашла подходящий костюм для своей героини, походку она скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в фильме Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале фильма и цветущую женщину после преображения Кулагиной.

Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной Анатолия Новосельцева исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркую роль секретарши Верочки, ответственной за перевоплощение своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Кулагиной стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.

После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла ещё одну выдающуюся роль – Королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, какой должна быть её героиня.

Затем Алиса сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» — классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.

Алиса Фрейндлих в роли королевы Анны

В 1981 году в жизни Фрейндлих произошло много ключевых событий, которые повлияли на её дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание Народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала ещё два года.

В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в ключевых ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и многие другие.

Алиса Фрейндлих в спектакле «Коварство и любовь»

Параллельно актриса снималась в кино: «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Бесприданница» и других.

После распада СССР в карьере Фрейндлих наблюдается застой. В 1993 она снялась в продолжении «Мушкетеров», но оно не было столь популярным как первая часть. Однако стоит отметить фильм Тодоровского «Подмосковные вечера» 1993 года, он принес актрисе её первую премию «Ника» за главную женскую роль.

Фильмография

В отличие от театра, в кинематографе Алисе поначалу не предлагали главных ролей. В начале своей карьеры Фрейндлих играла лишь эпизодические роли.

Только в 1974 г. ей удалось снятся сразу в нескольких популярных картинах: «Агония», «Соломенная шляпа» и «Принцесса на горошине». Однако она по-прежнему оставалась в тени знаменитых советских актрис.

В 1977 г. ее заметил режиссер Эльдар Рязанов, который был восхищен игрой Фрейндлих. Вскоре он утвердил ее на главную роль в фильме «Служебный роман», который впоследствии станет классикой отечественного кинематографа.

Стоит заметить, что сама актриса очень серьезно отнеслась к данной роли.

Алиса Фрейндлих делала все возможное, чтобы максимально точно передать образ своей героини.

Кроме главной роли Рязанов доверил Фрейндлих исполнить в картине все женские песни, так как заметил у нее хороший голос. После премьеры «Служебного романа» на Алису обрушилась всесоюзная слава.

Затем она снялась в «Трех мушкетерах» и в «Комедии ошибок». В 1981 г. Алиса Фрейндлих была удостоена звания Народной артистки СССР.

В 1983 г. она начала работать в Большом драматическом театре имени М. Горького. Там она была ведущей актрисой. Параллельно с этим она снялась в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова.

В этом знаменитом фильме ее партнерами были такие звезды, как Никита Михалков, Андрей Мягков и Лариса Гузеева.

После распада СССР в 1991 г. в биографии Алисы Фрейндлих был вынужденный творческий перерыв. Ведь страна переживала не самые легкие времена, вследствие чего народ мало интересовался театром и кино.

В 1993 г. актриса Фрейндлих снялась в фильме «Подмосковные вечера» и за главную женскую роль была удостоена премии «Ника».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector