7 интересных фактов из жизни петра тодоровского

Интервью

О войне

«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».

Об актерской и режиссерской профессиях

«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.

Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».

«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».

«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».

«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».

«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».

«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».

О зрителе 

«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».

Об искусстве

«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».

«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».

О женщинах

«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».

О жизни

«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».

Детство и юность

26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.

Петр Тодоровский

После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.

Петр Тодоровский в молодости

После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.

Личная жизнь

Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.

Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко

На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.

Петр Тодоровский с женой Мирой

Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.

Петр Тодоровский с женой и сыном

Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.

Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.

Петр Тодоровский с семьей

Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.

Петр Тодоровский

«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил Петр Тодоровский. Оператор, сценарист, режиссер, композитор, он оставил нам в наследство столько своих чудесных «игр», изумительных фильмов, легких, ироничных, мудрых и, самое главное, неизменно добрых. Петр Ефимович был открытым, солнечным человеком. То же самое можно сказать и о его картинах.

Петр Тодоровский родился в 1925 году в городе Бобринец (Украина). С 1943 года воевал, принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Войну закончил у Шёнхаузена на Эльбе лейтенантом. Военная тема — особая в творчестве режиссера. Ей посвящены его пронзительные фильмы «Военно-полевой роман», «В созвездии Быка», «Риорита». Уже после смерти Петра Ефимовича его жена Мира Тодоровская экранизировала последний сценарий режиссера «Встреча на Эльбе», где он рассказывал о том, что пережил сам.

В 1949 году Петр Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). А дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов в качестве оператора киноальманаха «Молдавские напевы».

Как режиссер Петр Тодоровский дебютировал в 1962 году, сняв фильм «Никогда». О чем бы ни рассказывал Петр Ефимович в своих картинах, его истории всегда отличала лирическая, душевная интонация, мягкий юмор и безграничная любовь и милосердие к людям. Экран ведь тонкая материя, его не обманешь, и, если режиссер, по сути дела, равнодушен к своим героям, а увлечен лишь внешними эффектами и сюжетными ходами, это видно сразу. У Тодоровского этого быть просто не могло. Его герои покоряют практически с первого кадра, становятся чуть ли не родными и не отпускают даже после финальных титров. Всей душой переживаешь за молодую влюбленную пару из «Городского романса», восхищаешься силой и слабостью Маргариты из «Любимой женщины механика Гаврилова», невозможно спокойно наблюдать за жизненными перипетиями персонажей «Военно-полевого романа» и картины «Анкор, еще анкор!» (кстати, эти работы чем-то перекликаются друг с другом, там и главную героиню зовут одинаково — Люба Антипова).

Петр Тодоровский на съемках фильма «Последняя жертва». Фотография: uznayvse.ru

Петр Тодоровский на XVII всесоюзном кинофестивале. Фотография: kinokopilka.pro

Ирина Розанова и Петр Тодоровский на съемках фильма «Анкор, еще анкор!». 1992 год. Фотография: aif.ru

В 1989 году Петр Тодоровский буквально взорвал советский кинематограф своей «Интердевочкой». Режиссеру удалось подать эту щекотливую для нашего кино тех лет тему деликатно и в то же время жестко и пронзительно.

В 2001 году режиссер снял трогательный фильм «Жизнь забавами полна», где показал целую галерею смешных, непутевых, неустроенных людей, живущих на стыке эпох и отчаянно, до дрожи нуждающихся в любви. Недаром рефреном фильма звучит стихотворение Григория Поженяна «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил».

А еще Петр Тодоровский был замечательным композитором и музыкантом. Во многих фильмах режиссера звучит его музыка.

Петра Ефимовича Тодоровского не стало 24 мая 2013 года.

Петр Тодоровский

Пересматриваем любимые фильмы знаменитого режиссера.

Они сражались за Родину. Актеры-фронтовики

Их становится все меньше, их практически уже нет. Но остается наша память и великая благодарность.

Документальное кино. Портреты режиссеров отечественной киноклассики

Великие имена. Великие таланты. Великие фильмы.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография и личная жизнь

Евгения Хиривская (Брик) родилась 3 сентября 1981 года в Москве. Воспитывалась в интеллигентной семье, отец работал кандидатом физико-математических наук, мать всегда мечтала об актерской карьере, но после рождения двух дочерей, решила стать домохозяйкой и посвятить себя воспитанию девочек.

С самого раннего детства Евгения проявляла себя творчески, устраивала и участвовала в различных концертах и спектаклях, а в возрасте пяти лет и вовсе стала моделью.

Тогда еще совсем маленькую Евгению заметили и пригласили поработать манекенщицей в Общесоюзный дом моделей, где по ее параметрам шили модную одежду. Родители не препятствовали развитию дочери, а наоборот поддерживали во всех ее начинаниях.

Евгения участвовала в модельных показах и часто фотографировалась для модных журналов. В качестве приятного бонуса маленькая модель получала все рекламируемые ею наряды, что не могло не радовать.

Училась Евгения в спецшколе с английским уклоном, однако в 13 лет родители решили перевести свое чадо в более престижное учебное заведение, которым стала известная школа при Щепкинском училище.

Юношеские годы

В 1998 году окончив школу, Евгения поступила в ГИТИС на курс Александра Збруева, который окончила с отличием.

С 2000 года Брик начала посещать всевозможные кастинги в надежде получить хотя бы какую-то роль, однако удача улыбнулась девушке только в 2001 году.

Личная жизнь и увлечения

Со своим будущим мужем Валерием Тодоровским Евгения познакомилась на кастинге в 2004 году. Тогда привлекательная радио ведущая получила отказ, чем была очень расстроена.

Успокоить заплаканную девушку подошел статный режиссер, с которым у Брик и завязался бурный роман. Пара долго скрывала свои отношения, пока в 2006 году не стало известно о грядущей свадьбе.

Известно, что муж актрисы намного старшее ее самой, однако, Евгению это ничуть не смущает. В 2009 году в семье родилась дочь, которую назвали Зоей.

Роды проходили в Лос-Анджелесе, куда Евгения и Валерий приехали на время, но чуть позже решили остаться. Теперь актриса живет на две страны, приезжая в Россию в двух случаях, навестить родственников и сняться в кино.

Как призналась сама Евгения у нее достаточно много увлечений. Актриса обожает кататься на коньках и лыжах, любит путешествовать по экзотическим странам, коллекционировать необычные вещи и рисовать.

Профессиональная жизнь

Карьера Евгении началась в 2001 году, когда амбициозная студентка дебютировала в таких фильмах как «Северное сияние» и «Интересные мужчины». Однако популярность пришла к Брик лишь после съемок в таких популярных сериалах как «Марш Турецкого» (2002) и «Каменская 3» (2003).

В том же 2003 году актрису пригласили работать на радио «Маяк».

Именно тогда Хиривская решила взять фамилию Брик, которая принадлежит ее родной бабушке

Связанно данное изменение с тем, что последняя фамилия более звучная и легко запоминается, что очень важно для любой начинающей актрисы

В 2004 году карьера Евгении пошла в гору, выгодные предложения начали поступать одни за другими. Вскоре актриса снялась в таких картинах, как «Мужчины не плачут» (2004), «Тариф на любовь» (2004), «Бухта Филиппа» (2005), «Граф Монтенегро» (2006) и многое другое.

Однако настоящая популярность пришла к Брик после съемок в красочном фильме «Стиляги» (2008), где актриса перевоплотилась в комсомолку по имени Катя.

Яркая роль подарила Евгении возможность в последующем сняться в таких картинах как «Предлагаемые обстоятельства» (2009), «Географ глобус пропил» (2013), «Темный мир: Равновесие» (2013), «Елки 1914» (2014), «Эти глаза напротив» (2015) и «Пятница» (2016).

В 2016 году Евгения получила вторую главную роль в комедийном шпионском сериале «Адаптация», где сыграла девушку Марину. Последней работой актрисы стал сериал «Оптимисты», премьера которого назначена на 2017 год.

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

События биографии

  1. 1948-1949 – Работал на заводе стеклотары. Одновременно заканчивал 10-й класс и брал у художника уроки рисования.
  2. 1949 – Поступил во ВГИК, на операторский факультет. После 1-го курса его собирались исключать как «бездарного», но он осенью сумел пересдать экзамен по мастерству.
  3. 1954 – Окончив с красным дипломом институт, снимал сюжеты для киножурнала «Советская Молдавия». Был оператором 1-го молдавского художественного фильма – «Молдавские напевы» А. Золотницкого
  4. 1955-1964 – Был оператором на Одесской киностудии. Снял картины: «Моя дочь», «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Жажда», «Никогда». В последней был сорежиссером В. Дьяченко.
  5. 1960-2009 – Написал музыку для кинолент «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Пришельцам новым» и нескольких своих фильмов.
  6. 1965 – Самостоятельный режиссерский дебют – военная мелодрама «Верность», в котором Тодоровский выступил и сценаристом вместе с Б. Окуджавой. Сюжетом послужили воспоминания Петра Ефимовича об учебе в военном училище, пути на фронт и первом бое. В этом же году перешел работать на «Мосфильм».
  7. 1965-2001 – Исполнял песни в фильмах «Рабочий поселок», «Вылет задерживается», «Маленький человек в большой войне», «Жизнь забавами полна». В этот же период аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен.
  8. 1967-1981 – Был режиссером картин «Фокусник», «Своя земля», «Любимая женщина механика Гаврилова».
  9. 1970 – Был режиссером мелодрамы «Городской романс», сценарий к которой написал совместно с Ф. Миронером. Снялся в роли старшего лейтенанта Яковенко в фильме М. Хуциева «Был месяц май».
  10. 1975 – Поставил драму «Последняя жертва» по одноименной пьесе А. Островского и своему сценарию, написанному совместно с В. Зуевым.
  11. 1977 – Снялся в эпизоде картины «Трясина».
  12. 1978 – Был режиссером и сценаристом (совместно с В. Коноваловым) фильма «В день праздника».
  13. 1983 – Стал сценаристом и режиссером драмы «Военно-полевой роман». Толчком к написанию сценария послужила встреча автора с продавщицей пирожков Любой, у которой был фронтовой роман с комбатом, погибшим в наступлении под Вислой. Эту картину и ныне считают одной из лучших лент о любви.
  14. 1986 – Написал с А. Буравским и поставил трагикомедию «По главной улице с оркестром».
  15. 1989 – По роману В. Кунина снял нашумевшую советскую драму «Интердевочка» на скандальную для СССР тему о валютных проститутках.
  16. 1992 – Снял комедийную драму «Анкор, еще анкор!» – о гарнизоне, в котором жили семьи военных, победивших в войну. С этого момента стал писать музыку для своих фильмов.
  17. 1995 – Выпустил в кинопрокат социальную драму «Какая чудная игра».
  18. 1998 – Снял лирическую драму «Ретро втроем».
  19. 2001 – Выпустил мелодраму «Жизнь забавами полна». В этом же году написал музыку для фильма Г. Сукачева «Праздник», после чего подружился с этим режиссером и дал вместе с ним ряд концертов.
  20. 2003 – Снял лирическую военную драму «В созвездии быка», основанную на автобиографическом периоде жизни в эвакуации. Написал сценарий и музыку для детектива В. Новака «Личная жизнь официальных людей», рассказывавшего о совместном милицейском расследовании супругов Пантелеевых. В ходе работы Вера увидела новые стороны характера супруга Анатолия и поняла, что все еще любит его. Это помогло работникам правоохранительных органов сохранить чуть было не распавшуюся семью.
  21. 2004 – Сыграл местного жителя в ленте «Курсанты», снятой А. Кавуном по автобиографической книге П. Тодоровского «Вспоминай – не вспоминай».
  22. 1975 – Снялся в эпизоде комедии «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».
  23. 2008 – Снял военную драму «Риорита» о провокаторе, из личной корысти обрекшем ушедшего воевать жителя и трех его сыновей на смерть.
  24. 2002-2007 – Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров вместе с Н. Рязанцевой.
  25. 2009 – Снялся в документальном биографическом фильме «Монолог в четырех частях. Петр Тодоровский», к которому также написал музыку.
  26. 24 мая 2013 – Умер после сердечного приступа. Могила находится на Новодевичьем кладбище.
  27. 2015 – Вышла на экраны военная драма «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе» по сценарию Тодоровского, снять который он не успел.

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Награды и номинации

  • 1990 — Спецприз прессы и приз кинофестиваля «Дебют-1990» в Москве — за фильм «Катафалк»
  • 1991 — Гран-при Международного кинофестиваля в Мангейме — за фильм «Катафалк»
  • 1992 — Приз за лучшую работу режиссёра с актёрами на кинофестивале «Созвездие» в Смоленске — за фильм «Любовь»
  • 1994 — Премия «Зелёное яблоко» за лучший фильм года в Москве — за фильм «Подмосковные вечера». 1994 — Приз кинопрессы «Фильм, определяющий киностиль года» в Москве — за фильм «Подмосковные вечера».
  • 1998 — Гран-при VI кинофестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге — за фильм «Страна глухих». 1998 — Главный приз IV кинофорума «Серебряный гвоздь» в Сочи — за фильм «Страна глухих».
  • 1998 — Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен»: Лучший фильм года — за фильм «Страна глухих»
  • 2002 — Гран-При XIII Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» — за фильм «Любовник»
  • 2004 — Гран-При XV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» — за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн».
  • 2004 — Приз гильдии киноведов и кинокритиков кинофестиваля «Кинотавр» — за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн».
  • 2004 — Приз за лучший фильм российской программы XXVI Московского Международного кинофестиваля в Москве — за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн».
  • 2004 — Приз Жюри Международной кинокритики ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах — за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн».
  • 2004 — «Золотой орёл» — премия в категории «Лучшая режиссёрская работа» и номинация на премию за лучший игровой фильм — за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн».
  • 2009 — «Золотой орёл» — премия в категории за лучший игровой фильм — за фильм «Стиляги»
  • 2009 — Премия «Ника» за лучший игровой фильм — за фильм «Стиляги»
  • Номинации на премию «Ника» в категориях «Лучшая режиссёрская работа» и Лучший игровой фильм 1995 — за фильм «Подмосковные вечера»
  • 1999 — за фильм «Страна глухих»
  • 2003 — за фильм «Любовник»
  • 2009 — за фильм «Стиляги»

2013 — Специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год — за сериал «Оттепель» .
2015 — Премия «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал — за сериал «Оттепель»
2015 — Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2015 год — за создание телевизионного сериала «Оттепель»
2021 — Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени — за большой вклад в развитие отечественной культуры, искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность
2021 — приз Мэра Москвы «За создание образа Москвы в киноискусстве» (первое место) — за фильм «Большой»

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector