Нина архипова, актриса: биография, личная жизнь, фильмография
Содержание:
Танцы на проволоке
Многодетная мать довольно спокойно воспринимает крики детей. В конце концов, в этом мире вечно кто-то недоволен. Однажды трехлетний Ванечка вожделел деревянный меч, которым рубились ребята рядом с нами. Можно ли выразить его разочарование в справедливости всего сущего в этот момент? У меня таких слов не было, у него тоже. Он рыдал, я гладила его по спине, мы смирялись.
В течение часа к нам подошли несколько мужчин, которые авторитетно заявляли, что мальчики плакать не должны. Эти добрые и внимательные люди уходили с задумчивыми лицами, когда я говорила им: «Все люди плачут, если они расстроились до глубины души. Вы ведь плачете, если у вас настоящее большое горе?»
Тема общения с людьми неисчерпаема: «Ой, а это все ваши?», «А как вы справляетесь?», «А как вы всё успеваете?», «А вы будете заводить еще детей?», «А почему вы не похожи на многодетных?», «А тебя не мучает совесть, что ты работаешь?» Мне кажется, многие люди говорят в этот момент сами с собой. Конечно, не все довольны. Соседки обсуждают: «Своих толпу нарожали, еще и чужих в гости приглашают». Видимо, гости положены только семьям с одним или двумя детьми.
Когда двойняшки только родились, передо мной встал вопрос логистики: Маше было чуть меньше пяти, Ване – чуть больше полутора. Январь, дворники торжествуют. Я мотала двойняшек в слинг, одну вперед, вторую назад, старших брала за руки, и мы так ходили на прогулку. Как-то рядом остановился огромный джип, оттуда высунулся водитель, который кричал: «Браво!» и аплодировал.
Может, он тоже любит ходить в цирк и смотреть на воздушных гимнастов?
Личная жизнь
Выдающаяся актриса Архипова была замужем три раза. Первым ее супругом стал композитор Александр Голубенцев. Во время их знакомства Голубенцев тоже работал в театре, отвечая за музыкальную часть спектаклей. Он был старше Нины Николаевны на двадцать два года, но зато был таким начитанным и образованным, что она слушала, затаив дыхание. Александр Александрович не только знал три иностранных языка, но и увлекался парусным спортом.
Тогда он казался молодой девушке человеком из совершенно другого мира. Поэтому с таким трепетом она слушала его рассказы о живописи и музыке. Но вскоре Александр Александрович сделал Нине предложение, и девушка, не раздумывая, согласилась. Осенью 1942 года в этом браке родилась дочь Наталья, которая затем пошла по стопам матери, став актрисой и телеведущей. Голосом Натальи Голубенцевой разговаривает известный герой Степашка из программы «Спокойной ночи, малыши».
Но однажды Нина Архипова, личная жизнь которой насыщена событиями, поняла, что больше не любит мужа, и об этом сразу же сказала ему. Потом они несколько лет еще жили вместе в одной квартире.
Со своим вторым мужем Нина Николаевна познакомилась на гастролях в Донецке. Борис Горбатов – писатель, который проживал в этом городе. Сначала он показывал ей местность, а затем на третий день знакомства сделал предложение. Она согласилась. А зимой 1953 года в этом браке родились двойняшки Елена и Михаил. Но уже на следующий год муж умер.
Третьим супругом известной актрисы Архиповой стал актер Георгий Менглет. Они познакомились, когда играли в одном спектакле. Умерла актриса Архипова в апреле 2016 года в столице.
Неудачный брак
Нина Николаевна Архипова долго шла к личному счастью. В молодости у нее возникли отношения с коллегой по театру имени Вахтангова, именитым композитором Александром Голубенцевым. Избранник был на 22 года старше. Это был неофициальный брак, так как Голубенцев не хотел формальностей.
Сказать, что эти отношения были спокойными, нельзя. Мужчина мог накричать на Архипову, если был не в настроении. Не раз актриса в слезах приходила к подругам в поисках моральной поддержки.
В 1942 году у пары родилась дочь Наталья. В будущем она прославилась как актриса телепередачи «Спокойной ночи, малыши!», озвучившая Степашку. Но рождение ребенка не спасло брак от распада.
От чего умерла актриса кино Нина Агапова, причина смерти
В возрасте 95 лет скончалась советская и российская актриса театра и кино, известная по эпизодическим ролям в культовых картинах Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая Нина Агапова. О смерти заслуженной артистки РСФСР сообщил киновед и главный редактор киностудии «Союзмультфильм» Сергей Капков на своей странице в Facebook.
По словам Капкова, Агапова была рождена, чтобы стать звездой экранов первой величины, но в советском кинематографе не нашлось места для ее шарма. В последние годы жизни актриса отказывалась от интервью, не стремилась на публику и в разного рода шоу. Киновед отметил, что не раз вспоминал с артисткой прошлое за рюмочкой и неизменно записывал ее меткие цитаты.
«В Театре-студии киноактера она играла и водевили, и мюзиклы, а на экране возникала лишь в эпизодах — в шикарных платьях, париках, на высоких каблуках. У нее до старости были прекрасная фигура и стать! Она запросто играла бы и комических старух, но такие роли ей предложили всего пару раз. А потом она просто ушла из кино и со сцены. Закрылась дома», — написал Капков.
Друг и коллега покойной подчеркнул, что Агапова была очень остроумной и бесконечно самоироничной женщиной. Он с теплотой упомянул вечера, когда на посиделках собирались актриса, ее супруг-оператор Сергей Полуянов, режиссеры Григорий Чухрай, Леонид Гайдай, актер Владимир Басов — удивительно преданные друг другу и профессии люди, уникальное поколение.
Легко ли фигуристу
Главное, чему научило меня материнство – не задавать лишних вопросов. Детей надо информировать. Фраза: «Доченька, смотри, какое симпатичное платье, правда?» – это ошибка. Никаких риторических приемчиков. Не давайте детям повод задумываться над подобными вопросами. А то ведь они могут начать отвечать совсем не так, как вы бы хотели.
Все условные морковки надо именно подвешивать. Тщательность формулировок в этом деле – залог успеха. Нельзя сказать: «Если ты не прекратишь орать, я не куплю тебе мороженое». Лучше сказать: «Если ты сейчас успокоишься, я куплю тебе мороженое».
Всё время нужно соблюдать равновесие на острой грани между строгостью и потаканием. Если вы вдруг что-то запретили, а дети очень просят, многие родители впадают в кататонию и продолжают настаивать на запрете, не вполне уже сами понимая, зачем. Эта внутренняя неуверенность очень считывается детьми, и требования плавно переходят в истерику с валянием по полу. В такие моменты я вспоминаю про иерархичность мира. Делаю хмурую паузу. И милостиво позволяю. Вообще, помилование – это очень приятно. Будь я самодуром, делала бы это ежедневно. В качестве просвещенного диктатора приходится ограничивать себя рациональными доводами.
Еще мы учим детей приходить со своими конфликтами к нам. Ни разу не видела, чтобы маленькие дети сами могли разрулить конфликт ко всеобщему удовольствию. Хотя мы конфликты не разруливаем, скорее, выступаем посредниками, осуществляем функции надзора и утешения. Драться и отбирать что-то мы не разрешаем. Эта родительская деятельность отнимает много времени и внимания, но, кажется, приносит результат.
Образование
В детские годы Нина Архипова, биография которой насыщена событиями, любила петь, танцевать, играла на фортепиано. Эти музыкальные способности ей передались от матери. Любила она посещать и театры, но вот сама никогда не задумывалась о том, чтобы стать актрисой. Однажды, когда они с подружкой гуляли, увидели у Дворца пионеров объявление о том, что идет набор в театральную группу. Девочки решили попробовать свои силы. Это и повлияло в дальнейшем на выбор профессии.
Сразу же по окончании школьного обучения Нина Архипова, актриса, которую знает и любит вся страна, подает документы в несколько учебных заведений. Так, она пыталась поступить в театральную студию при Вахтанговском театре, в ГИТИС, в театральную студию при Малом театре и даже в МГУ, выбрав юридический факультет.
Во всех этих учебных заведениях она успешно сдала экзамены и даже везде была принята. Но Нина Николаевна остановила свой выбор на театральном училище имени Щукина. Она попала на курс знаменитого в то время актерского педагога Мансуровой. Уже в 1945 году она успешно окончила Щукинское училище.
Биография Нины Агаповой
Нина Агапова родилась 30 мая 1926 года в Москве. Ее родители, деревенские жители из-под Коломны, перебрались в столицу на заработки. Мать была ткачихой на фабрике, а отец занимался торговлей в магазине. Мужчина скончался от туберкулеза летом 1945-го.
Артистичная девочка с большим творческим потенциалом очень любила петь и танцевать. В 15 лет она стала участницей хора имени Петра Яркова, с которым гастролировала по стране.
В военные годы Агапова побывала на Дальнем Востоке, в Сибири и Крыму, на Урале и даже исполняла песни на Карельском фронте. Каждое выступление артистов хора было не просто вокальным эпизодом, а становилось целым представлением. Зрители отмечали пластику, легкость и изящность Нины и советовали обязательно выучиться на актрису.
Послевоенное время ознаменовалось большим интересом к кинематографу. Кино стало быстро развиваться, и талантливая молодежь наперебой заявлялась на кастинги «Мосфильма». Нина не воспринимала это увлечение всерьез, но тоже посещала пробы. Оказавшись среди артисток, пришедших на смотр к фильму «Человек № 217», Агапова познакомилась с ассистентом режиссера, который посоветовал ей задуматься о карьере актрисы.
Девушка прислушалась к рекомендациям и поступила во ВГИК. Став студенткой актерско-режиссерского курса Сергея Юткевича и Михаила Ромма, она постигала азы драматического искусства. После получения диплома в 1951 году Нина вошла в труппу Театра-студии киноактера. Эти подмостки стали исполнительнице родными, на них Агапова выступала вплоть до 1990-го.
Творческая биография актрисы была чрезвычайно богатой на интересные проекты, на сотрудничество с талантливыми деятелями искусства и на возможность реализации. На театральных подмостках москвичке удалось стать одной из ведущих актрис. Едва она появилась в театре, режиссер Борис Андреев отметил вокальные способности артистки. Она была задействована в постановках «Восемь женщин», «Обыкновенное чудо», «Бесприданница», «Комедия ошибок», «Бабий бунт» и других.
Дебют в кино состоялся в 1950 году. Девушке досталась роль в картине «Донецкие шахтеры». В молодости режиссеры часто предлагали Нине изображать в кадре иностранок и утонченных дам, но не предоставляли шанса воплотить образы первого плана. Актрисе же удавалось запомниться зрителям, даже играя второстепенного персонажа.
Среди картин, в которых Нине Агаповой досталось чуть больше экранного времени, числятся фильмы «Доброе утро», «К Черному морю», «По семейным обстоятельствам», «Небеса обетованные».
Артистка также была задействована в знаменитых советских лентах «Дайте жалобную книгу», «Старики-разбойники», «12 стульев», «Зигзаг удачи», «Неуловимые мстители». Свой голос она подарила нескольким персонажам художественных фильмов, будучи занятой в разных проектах как актриса дубляжа.
Покинув Театр-студию киноактера в 1990 году, Агапова взяла большой перерыв в драматической деятельности.
В 1997-м она вошла в состав труппы «Блуждающие звезды» под управлением режиссера Павла Тихомирова. Коллектив представлял постановки в Домах творчества, а артистка с удовольствием демонстрировала публике свое вокальное дарование.
В возрасте 80 лет исполнительница дебютировала на сцене Большого театра и была задействована в нескольких спектаклях, шедших на этой сцене. Она играла в постановках «Бал-2000», «Новогодняя елка в Большом» и «Евгений Онегин».
Многодетным бесплатно (в третий вторник каждого месяца)
Мне не хочется заниматься мелочным подсчетом своих утрат на ниве материнства. Но мимо этого невозможно пройти, если вы решаетесь на путь многодетности. Здоровье серьезно подкашивается. Я не очень переживаю, мне в этом помогает ослабевшая от хронического недосыпания память.
Сложнее пережить калькуляцию стоимости билетов на море. Или счета от врачей – в хорошую и бесплатную медицину я не очень верю. Дети ходят на четыре кружка, по одному на нос, сын посещает логопеда, старшая дочка – продленку. В прошлом году продленка была бесплатной и до 18. В этом году она стала платной и до 17. Это всё надо оплачивать. Так же, как и походы в театры, музеи и кино. Практика льготных билетов в музеи себя не оправдала в глазах нашего правительства, поэтому многодетным вход бесплатно. Один раз в месяц, отметьте этот день в своем календаре заранее, пожалуйста. Третий вторник каждого месяца, приходите еще. Некоторые музеи еще держатся за льготы, но их всё меньше.
Одежда. Про нее я могу сочинять саги. От кого кому что переходит, что надо докупить старшим, где, как и когда (я закупаюсь за год или два заранее, на распродажах). Два раза в год вещи надо разобрать, перетасовать то, что еще хоть кому-то впору, выкинуть лишнее, раздать маленькое. Миграция сапог из кладовки в гардероб и обратно помогает мне определиться во временах года. Накопленный опыт позволяет написать календарь примет.
Работающая многодетная мать vs неработающая
Хотя сейчас часто можно встретить многодетную семью, многодетность – всё еще немного сенсация.
Иногда мне кажется, что самым большим моим достижением в жизни стало звание мамы четырех детей. Не то чтобы других достижений было очень много, или их стоило отдельно упоминать, но всё же я – не только родитель.
У меня есть и другие занятия, другие интересы, планы, мечты, разбившиеся надежды, неусвоенный опыт и прочие компоненты, необходимые человеку для задушевных разговоров на кухне. Социуму же интересен в основном мой семейный статус. Может, это какое-то глубинное, заложенное в человеке желание ужаснуться чужому авантюризму? Я лично очень люблю выступления воздушных гимнастов под куполом цирка – сердце так и замирает.
Мне нужно написать колонку, статью, разобрать фотосъемку, прослушать несколько уроков по курсу, на который я записана. Еще в планах сходить с подругой на выставку Серова. Потом надо развезти детей по кружкам. Приготовить ужин, уложить детей спать. Быть работающей многодетной мамой непросто.
Я пробовала быть неработающей многодетной мамой – и это еще сложнее. Потому что рано или поздно приходишь к подлой мысли про лучшие годы. Мне очень не хочется превращаться в женщину, которая всё время требует от своих близких компенсировать молодость, красоту, здоровье. Да, есть люди, которые смогли перешагнуть это в себе, только их число можно соотнести со статистической погрешностью. Праведников никогда не было много.
Кинематографическая карьера
Дебютом в кино очаровательной актрисы Архиповой стала роль учительницы Кати в киноленте «Наше сердце», которая вышла на экраны в 1946 году. Нина Архипова, фильмография которой насчитывает более 20 кинолент, обычно в кино исполняла роли добрых и мягких женщин. В 1950 году Нина Николаевна в киноленте «Щедрое лето» сыграла роль Веры Горошко
Для актрисы эта роль стала самой важной
Популярность и слава пришли к Нине Николаевне после того, как на экраны вышел телевизионный спектакль «Проснись и пой!». Но все-таки регулярно она стала сниматься в кино лишь только в семидесятые годы. Ее самыми значительными персонажами являются: мама Насти в киноленте «Ох уж эта Настя!», Анна Зайцева в кинокартине «Два гусара», Елена Михайловна в фильме «Утомленные солнцем» и другие.
Последним фильмом талантливой и очаровательной актрисы Архиповой стала кинолента «Белый человек», которая вышла на экраны в 2012 году. В этом фильме она успешно сыграла роль Варвары Уваровой.
Детский дом
Детство у будущей актрисы Архиповой было непростым и тяжелым. Когда ей исполнилось восемь лет, ее мама бросила семью и уехала с чужим мужчиной в другой город, оставив дочь отцу. Жить вдвоем с папой оказалось трудно, так как он целыми днями был занят на работе.
В результате отец принял решение, что его маленькая дочь не должна быть целыми днями одна дома, и отдал Нину в детский дом, пообещав, что потом ее заберет оттуда. Девочка, понимая, что так надо, даже не плакала. Но и в детском доме жизнь была трудной, так как детей было много, то на одной кровати им приходилось спать вдвоем, а иногда даже втроем.
Не хватало детям и еды. Голод их мучил постоянно. Чтобы уснуть, они тихонечко пробирались на кухню, чтобы попить теплую воду, и пока желудок молчал, старались провалиться в сон. Но больше всего девочке хотелось домой.
Однажды она уговорила своих друзей по детскому дому сбежать. Для этого им нужно было перелезть через высокий деревянный забор. Но когда эта преграда уже почти была позади, одна из досок забора обломилась, и вместо прыжка Архипова Нина упала, сильно ударившись о землю. Удар пришелся на спину, поэтому она даже не смогла подняться. Так она получила серьезную травму позвоночника.
Если в детском возрасте она просто несколько дней пролежала в больнице, не вставая с кровати, то в последние дни своей жизни актриса смогла передвигаться лишь только на инвалидной коляске. Врачи утверждали, что это и был результат той серьезной травмы, которую она получила в детстве. Всего в детском доме Архипова Нина прожила полтора года.
Из детского дома Нину забрала к себе мама. К этому времени она уже нашла себе нового мужа, который был большим начальником. У Ивана Михайловича Кудрявцева была своя отдельная квартира на Арбатской площади, где и поселилась теперь Нина вместе с мамой.
Но прожили они в этой квартире всего лишь несколько месяцев. Мама постоянно ссорилась со своим супругом. Однажды Нина делала уроки в комнате и услышала, как в соседней комнате раздался выстрел. В квартире они были лишь только вдвоем с мамой. Новый муж еще не вернулся с работы, а мама застрелилась. Нине тогда было всего лишь десять лет. Так она никогда и не узнала, почему мама так поступила. Никакой записки мама тоже не оставила. Через четыре года девочка потеряла отца и осталась круглой сиротой.
Карьера
Окончив учебу в 1945 году, Нина Николаевна пришла в труппу театра имени Вахтангова. Его сцене артистка посвятила 6 лет. После она перешла в Московский театр сатиры. Там Архипова прослужила до конца своей жизни.
Нина Архипова была в большей степени театральной актрисой, но периодически всё же снималась в кино. Дебют на большом экране состоялся еще в 1946 году в ленте «Наше сердце». Из театра Вахтангова артистка ушла из-за комедии «Щедрое лето», так как начальство не хотело отпускать Архипову на съемки.
Наиболее плодотворным десятилетием для актрисы стали 1970-е годы. А в 1994 году Нина Николаевна появилась в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».