Почему майя менглет уехала из страны почти в 70 лет
Содержание:
Детство и юность
Георгий родился 4 сентября 1912 года в Воронеже. Отец Павел Владимирович – военнослужащий, мать Екатерина Михайловна – домохозяйка. Редкой фамилией семья обязана предку со стороны отца. После Отечественной войны 1812 года французский капитан с фамилией Менглет не вернулся на родину, обрусел, принял православие. По национальности будущий актер – русский, но не без европейского «вмешательства».
Актер Георгий Менглет
В детстве мальчик увлекался фотографией, кино, театром и футболом. Страсть к последнему пронес через всю жизнь, оставаясь заядлым болельщиком до преклонных лет. Дочь актера Майя вспоминала:
Школьная учительница по литературе Александра Ивановна стала первой, кто заметил в Жоре актерский талант в чтении по ролям произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Благодаря ей в биографии появились первые роли. Игра на уроке переросла в спектакль, где мальчик сыграл Чацкого. Постановка прошла хорошо, а в воронежской школе № 11 появился собственный театр им. А. С. Грибоедова.
Георгий Менглет
Ребята, среди которых и Менглет, погрузились в актерский мир. Школьники давали постановки за стенами школы, выступали на сценах клубов, народных домов, кинотеатров Воронежа. На юных артистов приходили посмотреть взрослые коллеги по цеху.
После школы юноша решил поступать в столичный ЦЕТЕТИС (позже ГИТИС, затем РАТИ). Мама его одноклассницы приходилась племянницей великому Станиславскому и даже написала мальчику рекомендательное письмо, адресованное родственнику, которым Жора так и не воспользовался. Добиться хотел сам. В 1930-м с первого раза поступил на курс Андрея Петровского.
Георгий Менглет в молодости
Уже в студенчестве играл в Государственном историко-революционном театре в постановках по произведениям Кэтрин Мур, Николая Лернера и Уильяма Шекспира. Год стажировался в Театре сатиры, сцена которого стала его мечтой. Фундаментальное влияние на становление юного актера оказал Алексей Дикий, народный артист СССР.
Еще школьником, приехав в составе воронежской делегации футболистов на открытие стадиона «Динамо», увидел работу режиссера. Постановка врезалась в память юного Жоры, поэтому неудивительно, что при первой возможности в 22 года стал играть в его студии.
Георгий Менглет
Вскоре мастерская закрылась, а Дикого назначили худруком БДТ, куда он пригласил большинство труппы. Среди актеров был и Менглет.
Уже в 1937-м Дикого арестовывают, а у молодого и полного творческих замыслов Георгия рождается мысль продолжить дело учителя, открыв негласный «театр Дикого» в одной из отдаленных республик СССР. В том же году покидает столичный БДТ и с группой единомышленников открывает Русский драматический театр в Сталинабаде (позже – Душанбе).
Судьба русской Софи Лорен: вот отчего актриса Майя Менглет уехала за границу
В 2000 году Россию покинула знаменитая актриса Майя Менглет. Неожиданный отъезд именитой артистки стал потрясением для московских театралов. Позднее Майя Георгиевна признавалась: они с мужем Леонидом Сатановским изначально вовсе не планировали перебираться за границу.
Менглет мечтала всю жизнь играть в Театре Станиславского. Увы, артистов подтолкнуло к отъезду отвратительное отношение к ним тогдашнего директора театра, человека хваткого, но абсолютно лишенного творческой жилки. Именно из-за его выходок страну навсегда покинула та, кого раньше называли русской Софи Лорен!
Девушка из актерской семьи
Майя Георгиевна — актриса во втором поколении. Ее отец всю жизнь посвятил театру и готовил дочь к тому, что та тоже станет знаменитой артисткой. Доходило до крайностей: как-то раз, узнав, что дочь думает над карьерой манекенщицы, Менглет-старший без раздумий влепил ей пощечину.
Девушка тогда уже училась в Школе-студии МХАТ, и отец воспринял ее колебания как предательство по отношению к театру.
«Дело было в Пенькове»
Окончив обучения, Майя пошла работать в Театр Станиславского
Талантливая молодая актриса быстро привлекла к себе внимание публики
Истинная слава, однако, пришла к женщине после съемок в фильме «Дело было в Пенькове». Там 22-летняя Менглет играла бок о бок с признанными звездами, Светланой Дружининой и Вячеславом Тихоновым.
Заслуженная слава
Мало кто верил, что молодая и неопытная актриса сможет держаться на одном уровне со знаменитостями. Но природный дар и редкая внешность Майи Георгиевны очаровали людей.
Забавно, что сама артистка считала тогда, будто особой красотой не обладает. После фильма в Менглет влюбились тысячи мужчин, а по киностудии начали ходить слухи.
Сплетни о романах Менглет
Сплетники шептались, что у молодой красавицы был роман с Вячеславом Тихоновым, исполнителем одной из главных ролей фильма. Как вспоминает сама актриса, Тихонов ею не интересовался.
Зато Менглет смогла сама того не желая очаровать Станислава Ростоцкого, режиссера фильма!
Обворожительная актриса
Многие именитые мужчины позже пали жертвами красоты Майи Георгиевны. Так, например, в фильме «Аленка» партнером артистки был Василий Шукшин, вместе с которым Менглет снималась в весьма откровенной для советского кинематографа сцене.
После съемок актер несколько раз приезжал к красавице и кричал у нее под окнами: «Майя, выйди, я тебя обожаю!»
Счастливый брак
В личной жизни, впрочем, Менглет была на диво постоянным человеком. Еще во время учебы во МХАТе Майя Георгиевна вышла замуж за коллегу Леонида Сатановского.
Позже она подарила любимому двоих сыновей. Вместе супруги прожили больше 60 лет, вплоть до 2020 года, когда Леонида Моисеевича не стало.
Сыновья Менглет
Старший сын четы Менглет-Сатановских уехал за границу еще в 1978 году, влюбившись в студентку из Германии. Младший эмигрировал в 90-е, став впоследствии успешным ученым-химиком, доктором наук.
Сами Майя Георгиевна и Леонид Моисеевич не собирались никуда ехать даже тогда, когда их перестали звать сниматься в кино.
Прощание с Родиной
Увы, предательство со стороны родного театра не оставило актерской паре выбора. Менглет вспоминает: в те дни они просто не понимали, как жить дальше.
Приглашение от сыновей приехать к ним в далекую Австралию стало решением всех проблем. Заметим, даже за океаном Майя с Леонидом продолжали заниматься любимым делом: играли в Монреальском русском драматическом театре.
Сейчас актриса, которую когда-то называли русской Софи Лорен, по-прежнему живет в Австралии. Потеряв мужа, женщина посвятила себя внучкам и правнучкам.
Напомним, ранее мы писали о самой Софи Лорен.
А еще показывали, как легендарная актриса выглядит сейчас.
Поделиться
актриса ссср эмиграция
Алексей (Алекс) Менглет
Только один сын Майи выбрал актерскую профессию. Младший Дмитрий окончил МГУ и посвятил свою жизнь науке, а старший Алексей как раз учился в ГИТИСе. В юности он сыграл в нескольких советских фильмах.
Алексея ждало неплохое будущее в Театре Маяковского, который был готов распахнуть перед ним свои двери. Однако неожиданно для родителей молодой человек полюбил немецкую студентку, которая училась тогда в МГУ, и решил эмигрировать. Для Майи в тот момент её мир рухнул.
Алексей Менглет в фильмах «Мальчики» (1971) и «Старая крепость» (1973)
Менглет-младший и раньше был бунтарем: отрастил волосы, слушал запрещенную музыку, плохо учился в школе, да и в институте руководитель курса Андрей Гончаров жаловался на его поведение. Тем не менее, актерский талант династии Менглет он унаследовал, и Майя рассчитывала на то, что сын сделает прекрасную карьеру в родной стране.
Еще год после отъезда Алексея родителям не разрешали с ним видеться, а у подъезда постоянно дежурили агенты в штатском. Видимо, опасались, что и Майя с Леонидом тоже решатся на эмиграцию, что при их статусе было чревато скандалом. Когда их оставили в покое, супруги навестили Алексея в Германии.
Алексей Менглет
Через несколько лет семья Алексея переехала в Австралию, где он сделал неплохую актерскую карьеру и по сей день играет в театре, снимается в кино и сериалах.
Младший брат Дмитрий в 90-х также решился на переезд в Австралию, сейчас он живет и работает в Малайзии. Внучки Майи Менглет не продолжили династию и практически не говорят по-русски. Одна стала архитектором, а вторая переехала во Францию и работает переводчиком. Есть у Майи уже и правнучка.
Забавные случаи из жизни
В жизни Георгия Менглета было много забавных ситуаций, он часто рассказывал о них друзьям. Вот некоторые из этих историй:
1. Дочь актера – Майя Менглет – стала очень известной после успеха фильма «Дело было в Пенькове», а ее отец в то время еще не был знаком широкому зрителю. Когда он с кем-нибудь знакомился и называл свою фамилию, его сразу же спрашивали: не родственник ли он знаменитой киноактрисы?
Отцу очень хотелось сравняться по популярности со своей дочерью, но это удалось ему нескоро. Ведь он предпочитал не сниматься в кино, а именно оно является самым массовым видом искусства. Менглет стал по-настоящему знаменит и узнаваем многомиллионной советской зрительской аудиторией только после премьеры двух новых серий «Знатоков» в 1975 году, где он бесподобно сыграл роль обаятельного жулика.
2. В 1952 году режиссер Александров приступил к съемкам фильма о композиторе Глинке. На главную роль он пригласил попробоваться Менглета. Кинопробы были удачными, но на художественном совете было сказано, что будет очень странным, если роль русского композитора будет играть актер по фамилии Менглет.
После этого замечания для фильма подыскали другого актера, а Георгий Менглет очень обиделся на кинематограф и несколько лет старался избегать кинопроб.
3. В двадцатые годы молодой артист ездил с агитбригадой по деревням. На одном из представлений, когда актер пел перед крестьянской публикой частушки о «кулаках» и «подкулачниках», один из деревенских мужиков встал со своего места, подошел к Менглету и обрушил на его голову удар огромной дубиной.
К счастью, артист успел быстро отклониться, и это спасло его от тяжелой травмы. На следующий день почти все столичные советские газеты напечатали заметки об этом инциденте. Так Менглет впервые ощутил вкус «славы».
Отношения с отцом и уход любимого человека
Майя Георгиевна всегда с уважением говорила об отце. Однако несколько лет и слышать о нём не хотела. Обида, в буквальном смысле, её «захлестнула». Всё из-за того, что Георгий Павлович изменил своей жене.
В начале 60-х Менглет влюбился в актрису Нину Архипову. К тому времени Майя успела побывать замужем, родить сына и развестись. Несмотря на то, что её первый брак тоже распался, она не могла понять, как родитель осмелился бросить маму и жениться на другой женщине.
Майя Менглет и Леонид Сатановский
Ко всему прочему, Георгий Павлович, давая интервью, вспоминал только детей Архиповой от первого брака. Как будто у него не было родной дочери и внуков. Позже отношения между ними наладились, но обида у Майи так и осталась на всю жизнь…
В 2015 году актриса овдовела. Уход мужа, Леонида Моисеевича, перенесла с трудом. Супруги прожили вместе почти 60 лет. Сейчас звезде кино 85, и она посвящает всю себя воспитанию внуков и правнуков.
В Москву приезжает изредка. До сих пор не может забыть, как ей и Леониду Сатановскому указали на дверь. Майя Менглет по прежнему гражданка России и хранит паспорт. Несмотря на то, что 15 лет живет на чужбине, скучает по Родине… Ведь она у неё одна.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
-
2021-04-21T01:40:12+00:00
Хорошо слушать Родину , когда у тебя паспорт Австралии
-
2021-02-15T17:44:34+00:00
Как жаль, что Леонид Моисеевич покинул этот мир. Я познакомилась с ним в круизе на теплоходе «Федор Шаляпин». Утром, когда еще все спали после ночных посиделок, мы оказывались на палубе одни, он включал транзистор и говорил: «Послушаем Родину?» И эти короткие встречи остались в моей памяти на всю жизнь. Чудесная была пара — он и Майя. И еще — Алла Йошпе и Стахан Рахимов.
Вопреки кино
Известность Менглета была значительной, но все же не такой, как у выдающихся актеров советского кинематографа. «Виновен» в этом профессиональный вкус: актер Менглет Георгий категорически предпочитал театральные подмостки кинопленке. Знакомые утверждали, что само появление камеры вызывало у него раздражение.
Кадр из фильма «Короткие истории», 1963 г.
Но театральные актеры не столь узнаваемы, как актеры кинематографа – это издержки жанра. Его хорошо знали по имени и намного хуже – в лицо.
Впрочем, это никак не относится к раннему периоду его биографии. Когда кинематограф еще не затмил театр, молодой Менглет был любимцем женщин – его вечно осаждали поклонницы. Утверждается, что к этому успеху немалое отношение имела роль соблазнителя Жоржа Дюруа в «Милом друге» по Мопассану. Фото Георгия Менглета в это время шли нарасхват.
Кадр из фильма «Офицер флота», 1971 г.
Имя актера было известным – на его счету были десятки сложнейших ролей. Актер работал в постановках шедевров А.Островского, Б.Шоу, Ж.-П.Сартра, Э.Золя, Н.Хикмета и даже Шекспира. Успешен он был и в современных отечественных пьесах – к примеру, в «Клопе» Маяковского или «Теркина на том свете» по Твардовскому. Менглет не так уж часто играл главные роли, но ведь талант актера не измеряется местом его роли в общем списке…
С распространением телевидения актер оценил жанр телеспектакля. Многие его любимые спектакли («Ревизор», «Овод», «Женитьбы Фигаро» и ряд других) были перенесены на телеэкран, и здесь уже Менглет охотно работал на телекамеру. Он даже согласился на участие в постоянном сатирическом театральном проекте на ТВ (как сейчас бы сказали, «шоу») «Кабачок 13 стульев» и успешно работал в нем с 1968 по 1981 год.
Хобби актера
В юности Менглет страстно увлекался фотографией и очень любил читать книги. Позже он стал настоящим футбольным фанатом. Болел за команду ЦСКА. Если его любимая команда выигрывала матч, он радовался словно ребенок. В случае проигрыша он звонил своему другу – конферансье Евгению Кравинскому (такому же страстному болельщику) – и буквально рыдал в телефонную трубку. Об этом рассказывала журналистам Нина Архипова.
Также она говорила, что знаменитый артист был очень домашним человеком. Менглет не любил шумных компаний и ресторанов, всегда старался после спектакля сразу же отправиться домой.
Биография
Дочь Георгия Менглета и Валентины Королёвой.
В 1953 году поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова.
Была актрисой Театра им. Станиславского, которому отдала 43 года, и в котором мечтала играть всю свою жизнь.
Вошла в историю советского кино как исполнительница главной роли в культовом фильме 1950-х годов «Дело было в Пенькове».
После кончины главного режиссёра Виталия Ланского в 1997 в театре произошли значительные перемены. Из воспоминаний Майи Менглет: «Всё управление перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой „коммерческой хваткой“. Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки. После одной из оскорбительных выходок „бизнесмена от театра“ мы с мужем подали заявление об уходе, которое было моментально подписано»
Потеря родного театра стала для четы Менглет-Сатановских настоящей трагедией. Как признавалась Майя Менглет, они просто не знали куда себя деть, как жить дальше. Решение пришло неожиданно — сыновья пригласили родителей к себе в Австралию. В последние годы вместе с мужем играла в Монреальском Русском драматическом театре им. Л. В. Варпаховского, организованном Анной Варпаховской и Григорием Зискиным. С театром они гастролировали по многим городам США и Канады. Помимо этого, Майя Менглет работала в спектаклях русской антрепризы Михаила Козакова.
Несмотря на эмиграцию, Майя Менглет и Леонид Сатановский оставались гражданами России и периодически приезжали в Москву.
Личная жизнь
Вскоре после поступления в Школу-студию МХАТ вышла замуж за актёра Леонида Сатановского, с которым прожила в браке более 60 лет вплоть до его кончины в 2015 году. В браке родилось двое сыновей.
В 1978 году старший сын, к тому времени заканчивавший ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к немке из Западной Германии, учившейся в Московском университете. Два года молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию.
Младший сын — химик, доктор наук; в 1990-е годы эмигрировал вслед за старшим братом в Австралию.
Перемены в жизни
Долгие сорок три года творческой биографии Майи Менглет были связаны с Московским драматическим театром. Именно в этом театре она мечтала играть с самого раннего детства. А во взрослой жизни он стал для неё и её супруга вторым домом. Однако с театром пришлось порвать из-за непорядочности нового руководителя. Майя Георгиевна так описывает этот злосчастный случай. В 2002 году за несколько недель до выхода нового спектакля Леонид по болезни пропустил две репетиции. За два дня на его роль успели взять другого артиста. Когда Майя Георгиевна узнала об этой несправедливости, то пошла к директору театра, чтобы прояснить ситуацию. На стук долго никто не открывал. Когда дверь, наконец, открылась, то оказалось, что директор был нетрезв. На все вопросы Майи Менглет у него нашёлся один ответ: «Если не довольны – увольняйтесь!». Она в этот же день написала заявление по собственному желанию, которое незамедлительно подписали. Муж поступил точно так же. После этого их упрашивали вернуться чиновники из министерства культуры, но возвращаться в родной театр, чтобы видеть произвол нового руководства, им не хотелось. Расставание с местом, которому была отдана большая часть жизни, была одной из самых печальных страниц в биографии Майи Менглет и её мужа.
Театр
Уже в молодости артист получил звание «Заслуженный артист Таджикской ССР». На сцене основанного им театра в Сталинабаде сыграл свыше 20 ролей, прежде чем стал худруком Первого фронтового театра Таджикской ССР, в составе которого ездил и поддерживал боевой дух солдат спектаклем-концертом «Привет, друзья!», давал страху смерти отпор.
Георгий Менглет в театре
Среди зрителей постановки был сам маршал Советского союза Константин Рокоссовский. В книге «Актер – лицо действующее» Менглет так описал эту встречу:
В 1944 году в Румынии фронтовая деятельность Георгия Павловича окончилась. Артист вернулся в Москву, где начал выступать в театре им. Е. Вахтангова у Рубена Симонова, но несколько месяцев спустя получил звонок из Театра сатиры, который с юношеских лет оставался мечтой.
Георгий Менглет во время войны
В 1945-м актер поступил туда на службу и выступал на этой сцене до конца жизни, сыграв в более чем 70 постановках. Зрителю запомнились его образы карьериста Жоржа Дюруа в «Милом друге», судьи Бридуазона в «Женитьбе Фигаро», полковника Фредамбе в «Интервенции» и десятки иных ролей.
Детство и юность
Майя Георгиевна Менглет родилась 8 августа 1935 года в Москве. Отец Георгий Павлович родом из Воронежа. Необычная для русского уха фамилия досталась ему от предков по отцу, коренных французов, которые остались в России после войны 1812 года. А великим предком по матери был царский генерал Охотин, участник обороны Шипки во время русско-турецкой войны.
Георгий Менглет и Майя Менглет
Мама актрисы Валентина Королева была наполовину латышкой по национальности, дочерью революционерки и меньшевика, родом из Красноярска. С будущим мужем она познакомилась в одной из агитбригад, в которых студенты ГИТИСа (тогда ЦЕТИТИСа) разъезжали по раскулаченным селам.
В 1937 году, когда Майе было 2 года, родители, забрав дочь, уехали в Душанбе (тогда Сталинабад) поднимать новый русский театр в таджикской столице. Здесь девочка росла до 10 лет. Родители играли в театре, скоро отец стал худруком.
В 1943 году Майя получила первый актерский опыт – сыграла в эпизоде биографического фильма «Лермонтов», снятого на Сталинабадской киностудии. После войны Георгия Павловича вновь пригласили в Москву, и семья перебралась в столицу. Отец недолго поработал в театре имени Вахтангова, затем перешел в Театр сатиры, в котором будет служить до конца своих дней.
Майя Менглет в молодости
Юная Майя, несмотря на пример родителей-актеров, не сразу выбрала проторенную ими дорожку. Долго сомневалась в себе, своей внешности, хотела поступать на иняз. Но в итоге все-таки подала документы в Школу-студию МХАТ в 1953 году.
Зря Менглет переживала по поводу своей привлекательности. В вуз девушка поступала такой красавицей, что неожиданно для себя получила предложение работать в Доме моделей на Кузнецком мосту. Кроме того, стройную брюнетку (169 см) пообещали сразу отправить в Англию на стажировку. Когда она, восторженная, сообщила об этом отцу, тот отвесил ей пощечину – предать театр для него было самым низким делом.
Творчество
Роли в театре
Государственный историко-революционный театр (Москва)
- 1932 «По указу Его Величества» Л. Мура (пост. А. Кричко) — Н. А. Добролюбов
- 1933 «Чернышевский и Александр-2» Н. Лернера (пост. И. Рапопорта и А. Козловского) — Андронадзе
- 1933 «Виндзорские проказницы» Шекспира (пост. А. Кричко) — Каюс
Театр-студия под руководством А. Дикого
- 1934 «Ревнивый старик» Сервантеса (реж. А. Д. Дикий) — Любовник
- 1935 «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову (постановка А. Д. Дикого) — приказчик Сергей
Большой драматический театр имени Горького
- 1936 «Аристократы» А. Погодина (реж. Б. Тамарин) — Боткин
- 1936 «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа (реж. А. Д. Дикий) — прапорщик Сезан
- 1936 «Русалка» по А. С. Пушкину (реж. А. Дикий, Б. Бабочкин, В. Ланге, С. Марголин, Я. Штейн) — Князь
Русский драматический театр (Сталинабад)
- 1937 «Земля» Н. Е. Вирты (пост. Я. Штейна) — Листрат
- 1937 «Ночной смотр» В. Шкваркина (пост. И. Савельева) — Верховский
- 1937 «Очная ставка» бр. Тур и Л. Шейнина (пост. А. Бендера) — шпион Иванов
- 1937«Пограничник» В. Билль-Белоцерковского(пост. А. Бендера и П. Ершова) — Хитров
- 1937 «Похищение Елены» Л. Вернейля (пост. А. Бендера) — Жермон
- 1938 «Без вины виноватые» А. Н. Островского (пост. А. Бендера) — Незнамов
- 1938 На дне М. Горького (пост. В. Ланге) — Барон
- 1938 «Разлом» Б. А. Лавренёва (реж. М. М. Яншин и В. Ланге) — матрос Пузырь
- 1938 «Волки и овцы» А. Н. Островского (пост. В. О. Топоркова и П. Ершова) — Беркутов
- 1938 «Бесприданница» А. Н. Островского — Сергей Сергеевич Паратов
- 1939 «Князь Мстислав Удалой» И. Прута (пост. А. Бендера) — Лосенко
- 1939 «Павел Греков» Б. Войтехова (пост. А. Бендера) — Сорокин
- 1939 «Повесть о женщине» Л. Левина (пост. Г. Менглета) — Бережной
- 1939 «Страшный суд» В. Шкваркина (пост. А. Бендера) — Блажевич
- 1940 «Мой сын» Ш. Гергеля и О. Литовского (пост. В. Ланге) — Ковач
- 1940 «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (пост. С. Якушева) — Марк Громан
- 1941 «Продолжение следует» А. Я. Бруштейн (пост. О. Солюса) — Макс
- 1942 «Мать» К. Чапека (пост. С. Юткевича) — Пётр
- 1942 «Дым отечества» братья Тур и Л. Р. Шейнина (пост. В. Ланге) — Якутович
- 1942 «Тот, кого искали» А. Б. Раскина (пост. О. Солюса) — Женечка
- 1942 «Русские люди» К. Симонова (пост. О. Солюса) — Козловский
- 1942 «Фронт» А. Корнейчука (пост. В. Ланге) — Крикун
- 1942 «Пропавший без вести» С. В. Михалкова и Н. Кружкова (пост. О. Солюса) — Николай Чирков
Фронтовой театр под руководством Г. Менглета
1943 «Салом, друзья!» Б. Ласкина и Н. Рожкова (пост. С. Юткевича) — Фронтовик ,лейтенант-лётчик и др.
Московский театр Сатиры
- «Похищение Елены» Л. Вернейля — Жермон
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Василий Иванович Беркутов
- «Господин Дюруа» по Г. де Мопассану — Жорж Дюруа
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
- 1953 — «Баня» В. В. Маяковского — Победоносиков
- 1955 — «Клоп» В. В. Маяковского — Олег Баян
- 1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Бернард Шоу — капитан Шотовер
- «Комедия ошибок» Шекспира — Антифол Сиракузский иАнтифол Эфесский
- «Их было трое» В. С. Масса — Чарльз Олбрайт
- «Жорж де Валера» Ж. П. Сартра — Жорж де Валера
- «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо — Либеро
- «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — Гектор Хешебай икапитан Шотовер
- «200 тысяч на мелкие расходы» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — дядя Гриша
- «Бидерман и поджигатели» М. Фриша — Готлиб Бидерман
- «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина — Брюкин
- 1967 — «Доходное место» А. Н. Островского; режиссёр М. Захаров — Александр Владимирович Вышневский
- 1967 — «Интервенция» Л.И Славина; режиссёр В. Плучек — полковник Фредамбе
- 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше; реж. В. Плучек — дон Гусман Бридуазон
- 1970 — «Проснись и пой» Дьярфаша; режиссёр М. Захаров — Пишта Орбак
- 1971 — «Темп-1929» по произведениям Н. Погодина; реж. М. Захаров — Руководящее лицо
- 1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Артемий Филиппович Земляника
- «Её превосходительство» С. И. Алёшина — Карл
- «Чудак» Н. Хикмета — Реджеб Бей
- «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Григорий Борисович Кучумов
- «Страсти Черноморья» Ф. А. Искандера — Первый пенсионер
- «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана — Гранд-Скубик
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс
Театр «Вернисаж»
«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
Роли в кино
- 1942 — Швейк готовится к бою
- 1943 — Лермонтов — князь А. И. Васильчиков
- 1959 — Обнажённая со скрипкой — Себастьян
- 1963 — Короткие истории
- 1966 — Лабиринт — Директор газеты
- 1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро
- 1974 — Проснись и пой — Пишта Орбок
- 1975 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар — начальник свалки Евгений Евгеньевич Воронцов
- 1982 — Ревизор — Артемий Филиппович Земляника
- 1985 — Победа — Черчилль