Фильм «евдокия»: актеры и судьба
Содержание:
- Владимир Ивашов (1939–1995)
- Сюжет:
- Воспитание
- Дети Чернышевых
- Память
- Алевтина Румянцева (1929-2011)
- Личная жизнь
- Людмила Хитяева (1930)
- Айрат Арсланов (1928–2010)
- Фильмы
- Детство и юность
- Юность и студенческие годы Лебедева
- Детские годы и начало войны
- Николай Лебедев (1921)
- Лента
- Курение и алкоголь, тема религии
- Страсть или Семья
Владимир Ивашов (1939–1995)
Фото: кадр из фильма «Евдокия» / кадр из фильма «Тридцатого уничтожить!»
Роль приемного сына семьи Чернышевых, Павла, в ленте исполнил Владимир Ивашов. В фильмографии артиста после «Евдокии» было много запоминающихся работ: Печорин в «Герое нашего времени», адъютант Кудасова Перов в «Новых приключениях неуловимых», капитан Афанасьев в «Фронте без флангов» и другие.
В 90-х исполнитель успел сыграть полковника КГБ в боевике «Тридцатого уничтожить!» и мистера Лоу в авантюрной комедии «Сыскное бюро “Феликс”». В 1995 году Владимир Ивашов умер во время операции по удалению язвы желудка — сердце актера не выдержало.
Сюжет:
Евдоким Чернышев – простой советский человек, в юности он мечтал о большой семье с весёлой детворой и прекрасной женой-хозяйкой. Вернувшись с фронта и устроившись на завод, он знакомится с Евдокией – его поражает и схожесть их имён, и красота, и домовитость женщины, да и самой Евдокии он нравится. Молодые быстро женятся и селятся в дом, который Евдоким отстроил вместе со своими братьями.
Стоит отметить, что большинство современных фильмов о любви заканчиваются свадьбой, показывая только первые этапы отношений между мужчиной и женщиной, так называемый «конфетно-букетный период». История семьи Чернышевых со свадьбы только начинается, и дальше фильм показывает отношения мужчины и женщины во всей их многогранности в течение многих лет, со всеми радостями и трудностями.
Счастье оказалось недолгим, вскоре «добрые люди» в красках просвещают Евдокима, почему красивая, ладная и неглупая Евдокия до сих пор была не замужем. Как выяснилось, в юности у неё был роман с неким Ахмедом, после оного она стала бесплодной. Но желанию героев стать родителями суждено всё же осуществиться.
В первые же несколько лет у семьи Чернышевых появляется несколько детей – осиротевшая Наташа, после неё – босяк Андрей, а после и ещё трое детей, которые различными путями обретали свой новый дом. Последнего ребёнка – Сашу – вообще подкидывают к дому:
Большой семье предстоит пережить и горе, и любовь, и праздники, и войну, и даже искушение в лице вернувшегося Ахмеда.
Воспитание
Другая идея фильма – это безграничное уважение ко всякому труду. Каждый из детей Чернышевых нашёл в жизни свои таланты: кто-то с детства любящий рисовать и получающий от старшей сестры лишние краски поступил в художественную школу; кто-то стал партийным работником; кто-то так же, как отец, отдал свою жизнь простому физическому труду, а одна из дочерей Чернышевых – Наталья – пугала свою мать тем, как любила читать и больше занималась наукой и учебой, а не гуляла с влюблёнными в неё товарищами. Однако после всего Наталья не стала «старой девой» и нашла своё счастье, пусть и в более позднем возрасте, и вообще в другом городе, чем того хотела мать.
С помощью родителей, их благословления на любую самостоятельно выбранную дорогу, дети становились настоящими Людьми, специалистами в своём деле, а также обретали семейное счастье, по примеру родителей обзаводились большими и крепкими семьями.
Тем самым, родительская любовь в фильме – не слепая и всепоглощающая, но такая, о которой сказано: «Ребёнок — гость в твоём доме: накорми, воспитай и отпусти». Так же делали и Чернышевы, не требуя благодарности за свой родительский труд, они отпускали детей, получая от них в ответ добрые дела.
О том, что Чернышевы прекрасно воспитали своих наследников, можно понять даже по тому, что трое из четырёх, абсолютно разных детей, когда пришло время, сами же пошли на фронт, бросив все хлопоты и планы – они ушли защищать Родину.
Дети Чернышевых
От «добрых людей» в своём окружении Евдокия часто слышит упреки, что дети не её, а значит, она не имеет никакого на них права. Евдокия же, показывая удивительное душевное благородство, просит детей не называть её матерью, если у этих детей жива и знакома им их родная мать. Тем самым Чернышевы не позволяют своим наследникам забывать свой истинный род, никогда не пытаясь встать на место кровных родителей, хоть дети все равно упорно называют Евдокию и Евдокима своими матерью и отцом, показывая тем самым уважение, любовь и благодарность им.
Только лишь с последним сыном Сашей пришлось встать против его родной матери – женщины-алкоголички, которая после того, как сама же подбросила его Евдокии, явившись спустя пять лет, начала требовать алименты, а после отказа платить ежемесячную дань, обратилась в суд, пытаясь забрать ребёнка.
Это единственный случай, когда родной родитель ребёнка показан в негативном свете, и Евдокия полностью заменила Саше мать. Но в будущем он общался с приёмной сестрой на «вы», явно зная, что он не родной по крови сын Чернышевых.
В финале истории, под конец жизни, Евдоким и Евдокия получают то, что хотели – большой дом, съехавшихся погостить детей и множество внуков. Большая и дружная семья.
Жизнь большой семьи в фильме показана не безоблачно. Есть и с финансами определённые проблемы, так что дом строился сначала Евдокимом и его братьями (в начале фильма было упоминание, что сам Евдоким из многодетной семьи), а после достраивать его помогал сын Андрей. И дети не всегда ладят: простой и трудолюбивый Андрей не понимает, зачем Наташа учится – всё равно замуж выйдет, и всё. Умная и любящая учиться Наташа не понимает боевую правдолюбку Катю, которая срывает со стены картину, подаренную Ахмедом и, тем самым, причиняет матери боль. Дети постоянно пропадают то в других городах, то на войне, и Евдокия с болью их отпускает.
В общем и целом уют большого дома показан со всеми горестями и радостями. Даже несмотря на то, что Евдокия первое время безграмотная, а Евдоким трудится простым работником завода, в своих знаниях и понимании жизни они выглядят разумнее многих своих сверстниц и сверстников. А самое главное, что по своим нравственным качествам эти герои – удивительный пример для остальных: пример честности, порядочности, верности и любви, которая не была похожа на романтическую, страстную любовь, но при этом пережила огромные испытания.
Память
Журналисты часто проявляют интерес к Лебедеву, ведь он не только артист, но и живой свидетель исторических событий. Побеседовать с ним приезжают даже из Германии.
— Они меня попросили подробно описать все зверства, издевательства, которые были в лагере, — вспоминает о таком визите Николай Сергеевич. — Представляете, я должен рассказывать немцам про зверства их предков! Нужно им это было, чтобы воспитывать на таких рассказах молодёжь. Чтобы такое никогда не повторилось.
О советском прошлом у артиста остались смешанные воспоминания.
— Для меня загадка — личность Сталина. При этом сразу хочу оговориться: я его тоже ненавижу. Он мне испортил жизнь, ведь в 1937 году пострадали многие мои родственники. Я достаточно пострадал, — признаётся Лебедев. — Но при этом уверен, что через два поколения к Сталину будет ещё больше интереса, чем есть уже сейчас. Это личность, хоть и со знаком «минус».
Своих детей у Николая Сергеевича нет, и сейчас о нём заботится сын его покойной супруги, актрисы Анны Касенкиной.
Алевтина Румянцева (1929-2011)
Фото: кадр из фильма «Евдокия» / кадр из сериала «Нежное чудовище»
Если Наровчатовой пришлось воплощать на экране образ Наташи в юные годы, то Алевтине Румянцевой довелось изображать дочь Чернышевых взрослой. После съемок Татьяна Лиознова еще не раз приглашала актрису в свои проекты. Так, например, Румянцева появилась в картинах режиссера «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал».
С началом 90-х Румянцева пропала с экранов. Только в нулевые артистка вновь вернулась в индустрию, сыграв несколько эпизодических ролей в сериалах «Тотализатор», «Конец света» и «Нежное чудовище». Умерла Алевтина Румянцева летом 2011 года после продолжительной болезни.
Личная жизнь
Нетрудно догадаться, что такая яркая и темпераментная женщина хрупкого телосложения (рост актрисы – 164 см) всегда пользовалась большим успехом у мужчин, но отношения у нее сложились только с одним из них. С Сергеем Германом, почти своим однофамильцем, Евдокия Германова познакомилась летом 2010-го. Он был красив и интеллигентен. В молодости мужчина окончил театральный институт, но не пошел по актерской стезе, а стал работать водителем. Вскоре влюбленные начали жить вместе.
Евдокия Германова в молодости
Семейное счастье длилось недолго. Супруги ссорились, и однажды одна из ссор закончилась травмой Евдокии. Германова выгнала мужа из дома и даже подала на него в суд. После пережитого больше попыток сблизиться с мужчинами актриса не предпринимала, а полностью подчинила личную жизнь профессиональной.
Как не получилось создать семью, так не сложилось и с детьми. Евдокия Германова приняла решение усыновить ребенка. Артистка объехала несколько детских домов, пока в одном из них не встретила Колю. Мальчик, гулявший во дворе, кинулся к ней на шею, и она поняла, что он будет ее сыном.
Евдокия Германова с приемным сыном
Счастье материнства разбилось о тяжелую наследственность, как говорила в интервью сама артистка. В многочисленных шоу и интервью Германова не раз рассказывала, что, будучи маленьким, мальчик начал таскать вещи у ее коллег, рассказывал сверстникам, что мама его бьет.
В ток-шоу актриса сообщила, что однажды Коля схватил нож и кинулся на нее. Обследовав ребенка, врачи поставили ему диагноз: прогрессирующая шизофрения. Евдокия Германова, не раздумывая, отдала приемного сына в специализированную клинику.
Евдокия Германова в ток-шоу «Пусть говорят»
Эта история вызвала бурную реакцию в СМИ. Звезды и журналисты разделились на 2 лагеря: кто-то сочувствовал сердобольной артистке, другие же уверяли, что Николай – совершенно здоровый молодой человек, а Германова попросту не справилась с ролью матери, сославшись на дурные гены ребенка.
Людмила Хитяева (1930)
Фото: кадр из фильма «Евдокия» / Первый канал
Роль Евдокии Чернышевой — женщины, не сумевшей забыть о своей девичьей любви, — в картине исполнила Людмила Хитяева. Фильм «Евдокия» пришелся на период наибольшей популярности актрисы, продолжавшийся с начала 60-х по конец 70-х. В этот временной промежуток артистка успела появиться в лентах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Стряпуха», «Приваловские миллионы», «Финист — Ясный Сокол» и ряде других.
Начиная с середины 80-х годов имя актрисы все реже появлялось в титрах. Последний раз Людмила Хитяева снялась в картинах «Хлеб той зимы» и «Сыщики районного масшатаба – 2» в 2008 году. Также артистка выступала в качестве ведущей шоу «Дело ваше», выходившего на Первом канале. Сейчас Хитяева отошла от дел, однако на одиночество не жалуется — хватает общества друзей и поклонников.
Айрат Арсланов (1928–2010)
Фото: кадр из фильма «Евдокия» / Россия-1 (Татарстан)
Айрат Арсланов, сыгравший в картине Татьяны Лиозновой Ахмета (о котором спустя годы грезит главная героиня, утратившая из-за того давнего романа возможность иметь детей), на киноэкранах появлялся нечасто. Помимо «Евдокии», в фильмографии артиста числится только одна кинолента — «26 бакинских комиссаров» Аждара Ибрагимова.
В остальное время Арсланова в республиках СССР и за рубежом знали как диктора и мастера художественного слова, вещавшего со сцены произведения советских поэтов и писателей. В 2010 году Айрат Гареевич скончался.
Фильмы
Первый раз в кино Евдокия Германова снялась еще до того, как Олег Табаков разглядел ее актерские таланты. Не менее знаменитый в будущем, чем Табаков, а тогда еще молодой начинающий режиссер Владимир Меньшов позвал 17-летнюю девушку, которая называла себя Диной, сниматься в его дебютной картине «Розыгрыш». Актриса сыграла одноклассницу главного героя Дашу Розанову.
Фильм получил огромное количество наград и прославил актеров, большинство из которых снимались в кино впервые в жизни, на всю страну. Самым известным из них стал бывший до съемок в «Розыгрыше» простым школьником Дмитрий Харатьян. Кстати, в ремейке фильма в 2008 году он сыграл отца главного героя, а Германова – мать главной героини.
Евдокия Германова в ленте «Розыгрыш»
Работа с Германовой в «Розыгрыше» так понравилась Меньшову, что он хотел даже пригласить ее на роль Александры в свой оскароносный, как потом окажется, фильм «Москва слезам не верит». Но режиссер остановил свой выбор на Наталье Вавиловой, которая была внешне похожа на Веру Алентову, чью дочь ей предстояло сыграть.
Поступив в ГИТИС, кино Германова не бросила, снималась практически каждый год: «Стажер» и «Портрет с дождем» – в 1977-м, «Сцены из семейной жизни» – в 1979-м. В 1982 году она играет главную героиню кинокомедии Ролана Быкова «Свадебный подарок». И, наконец, в 1988-м, после выхода на экраны фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура», к актрисе приходит настоящая слава. Германова играет прекрасную Сэнди, за руку и сердце которой сражаются герои фильма.
Евдокия Германова в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура»
Главную героиню, натурщицу Ларису по прозвищу Ниагара, актриса сыграла в одноименной картине 1991 года выпуска. Женщина неожиданно для себя встречает любовь в лице студента художественного училища. В актерском дуэте с Германовой блистал молодой Валерий Николаев. В этом же году вышел лучший фильм артистки по мнению критиков – драма «Кикс», где Евдокия предстала в образе звезды эстрады Жанны Плавской, которая страдает от наркозависимости.
В 1995 году Германова делит любовь зрителей с Евгением Мироновым, партнером по фильму Владимира Хотиненко «Мусульманин». В драме она играет влюбленную в героя Миронова первую красавицу деревни Верку.
Евдокия Германова и Евгений Миронов в драме «Мусульманин»
Первое профессиональное признание к Евдокии Германовой пришло еще в 80-е. Это был Гран-при V Всесоюзного фестиваля молодых кинематографистов за лучшую женскую роль в фильме О. Наруцкой «Нам не дано предугадать».
Потом были приз зрительских симпатий и приз жюри I Всеукраинского фестиваля за лучшую женскую роль в фильме А. Визиря «Ниагара»; главный приз на IV Фестивале актёров кино «Созвездие» и «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах за лучшую женскую роль в психологическом триллере С. Ливнева «Кикс»; премия МКФ в Салониках за работу в фильме того же режиссера «Серп и молот», и, наконец, Приз Веры Холодной за грациозность актерской работы.
Евдокия Германова в фильме «Ниагара»
В 2003-м Евдокия Германова блестяще воплотила образ эмигрантки в одноименной мелодраме. В 2005-м ее партнером на съемочной площадке стал Алексей Чадов. В фильме «Русское» по мотивам произведений Эдуарда Лимонова он играл главного героя, а Германова исполняла роль его матери.
Затем Евдокия Германова все чаще снималась в сериалах, среди которых – мелодрама «Барвиха», криминальный фильм «Журов», детектив «Сорок третий номер». Появилась артистка и в ярких авторских проектах – «Дом солнца» режиссера Гарика Сукачева и «Жила-была одна баба», драме Андрея Смирнова.
Евдокия Германова в картине «Русское»
Среди последних эффектных работ в фильмографии Германовой значатся роли в фильме «Анна Каренина. История Вронского» и сериале «Анна Каренина», а также драме «А.Л.Ж.И.Р.».
С начала 2000-х актриса получила возможность передавать свой профессиональный опыт молодежи. Евдокия Алексеевна стала преподавательницей в Школе-студии МХАТ, затем – в Международном славянском институте.
Евдокия Германова преподает
Со временем успешного педагога стали приглашать с лекциями в Московский институт «Останкино», а вскоре число ее подопечных пополнилось студентами из Гарварда. Получив вторую специальность психолога, женщина заняла должность руководителя мастерской театрального факультета Университета «Синергия», а в 2018-м получила пост заведующей той же кафедры.
Детство и юность
Заслуженная артистка России, актриса Евдокия Германова – коренная москвичка. С детства они с младшей сестрой Любовью мечтали стать актрисами. Евдокия так упорно шла к своей цели, что даже 6 провалов на вступительных экзаменах в ГИТИС не смогли сломить ее волю к победе.
Евдокия Германова в молодости
Девушка, не имевшая никакого актерского образования, приходила к режиссерам московских театров с просьбой дать ей хоть какую-нибудь роль, и некоторые из них были просто не в силах противостоять ее упорству.
Однажды волею случая в зрительном зале оказался сам Олег Табаков. Пораженный энергетикой и темпераментом Германовой, знаменитый режиссер взял ее к себе на курс в ГИТИС без экзаменов, а после его окончания позвал работать в свой театр.
Евдокия Германова и ее сестра Любовь Германова
Любовь Германова тоже получила актерское образование. Вместе сестры сыграли в двух фильмах – «Несовершеннолетние», вышедшем в 1976-м, и «Кикс», картине 1991 года. Как отмечают зрители, актрисы похожи друг на друга, словно близнецы, что заметно на их совместных фото, но на самом деле Любовь младше Евдокии на 2 года.
Юность и студенческие годы Лебедева
Лебедев родился в семье коренных москвичей. Мальчик жил с родителями в собственной квартире в самом центре столицы. Напротив их дом был знаменитый в то время театр «Унион». Мать Коли работала кассиром при театре Моссовета. Мальчик проводил много времени у нее на службе, предпочитая гулять с мамой, нежели учился. Известно, что Лебедев был в школе далеко не хорошистом – двойки и тройки были для него обычным делом. Чтобы ребенок не болтался по улицам, мать часто отправляла его смотреть спектакли в том же театре, где и работала.
«Право на выбор» 1984 г. Фото взято из открытых источников
Позже Лебедев рассказывал, что почти все постановки смотрел неоднократно, а на «Чапая» сходил целых 15 раз! Именно театр стал его учителем по жизни, а окончательно образ мышления помогла сформировать война. После окончания школы Николай учился в театральной студии и МТЮЗ. Далее его забрали на фронт. Будущему актеру приходилось несколько раз быть в плену, и чудом удавалось бежать. О своих злоключениях Лебедев не раз рассказывал в интервью.
Анна Касенкина в фильме-спектакле «Небо-земля» 1979. Фото взято из открытых источников
После завершения боевых действий Лебедев вновь вернулся в театр юного зрителя. Несмотря на огромное желание и усилия, Николаю так и не посчастливилось устроиться в труппу МХАТ, только потому, что бывших военнопленных там сторонились. Только старый знакомый по МТЮЗ – режиссер Юрий Завадский, принял его на работу. При этом артист даже не сразу был принят официально. Более 10 лет за ним еще продолжалась слежка, многочисленные допросы. А уже вначале 60-х началась карьере Лебедева в кино.
Детские годы и начало войны
Николай Сергеевич – коренной москвич, он появился на свет 15 декабря 1921 года. Его мама работала в Театре Моссовета кассиром. Женщина часто брала маленького Колю с собой. Поэтому большую часть детства мальчик провёл в театре. У родителей не было возможности много времени уделять воспитанию сына. Периодически мальчик был предоставлен сам себе. Из-за этого Коля рос непослушным ребёнком, плохо учился, часто прогуливал школу.
Легендарный советский актёр Николай Лебедев
В 9 классе Лебедева выгнали из школы. К счастью, юноша не растерялся. Он сразу пошёл подавать документы в театральную студию. Николай понимал, что среднее образование получить необходимо, а потому записался на курсы. В 1940 году он окончил студию и решил продолжать осваивать актёрскую карьеру. Лебедев поступил в труппу МТЮЗ. Однако в 1941 году его призвали на фронт.
Часть, где служил Николай, отправили на Украину. В августе молодой солдат попал в плен, откуда ему посчастливилось сбежать. Потом Лебедев несколько раз попадался немцам, но каждый раз ему удавалось бежать.
https://youtube.com/watch?v=Tnx_0A8JcVQ
Когда солдата поймали на линии фронта, его отправили в концлагерь. Биография актёра насчитывает несколько лагерей, в числе которых даже Освенцим. После окончания войны Лебедев вернулся в Москву.
Николай Лебедев (1921)
Фото: кадр из фильма «Евдокия» / телеканал «Ностальгия»
Образ Евдокима Чернышева, не готового простить главной героине грез о бывшем возлюбленном, на экране воплотил Николай Лебедев. Для артиста фильм «Евдокия» стал одной из самых ярких работ в кинематографе, с которой способна сравниться только роль Митрофана Савельева в «Вечном зове».
В конце 80-х актер перестал сниматься. А в последнее время появлялся на экранах исключительно в качестве приглашенного гостя в различных телепроектах. Так, в 2011 году в гости к Николаю Лебедеву, живущему в семье приемного сына, приходила съемочная группа «Пока все дома». А в 2019-м на канале «Ностальгия» вышла передача «Рожденные в СССР» с участием артиста.
Лента
Образы будущего мира |
Коронованые вирусы и… размножение «почкованием» |
Письмо депутатам от наивного избирателя |
Наш аргумент – «Курск» |
Что ваша квартира расскажет о вас? |
Хорошего дня! |
Вопрос-Ответ от 29 ноября 2021 г. Валерий Пякин |
Подгребём углей в костёр Праведника? |
По ком звонит колокол в Австралии. |
Учите уроки истории… |
Анализ основных положений марксизма с точки зрения ПСУ. (Ч.2) Прибавочная стоимость |
Геополитика за 6 минут: Д.Маккиндер, А.Мэхэн, К.Хаусхофер, Н.Данилевский |
Кинчев против принудительной вакцинации и QRепостного права |
Отдел кадров президентов и премьер министров. |
Советская печать о недостатках советского строя |
Тест на человеческое достоинство, право на Жизнь! |
Курение и алкоголь, тема религии
Единственным, по-настоящему серьёзным, недостатком фильма «Евдокия» является то, насколько часто его герои курят и периодически употребляют алкоголь. В частности, Евдоким курит едва ли не каждое своё появление в кадре, Катерина и Андрей тоже наследуют эту черту. А любое праздничное застолье в фильме не обходится без употребления алкогольных напитков.
Стоит отдельного упоминания и образ настоящей матери Саши – молодой женщины, страдающей алкогольной зависимостью, которая вместо того, чтобы позаботиться о своём сыне, устроиться работать, шантажировала Евдокию тем, что обратится в суд для восстановления своих материнских прав, если та ей не даст денег, после получения которых, находясь в состоянии алкогольного опъянения, написала расписку об отказе от сына. Этот момент сюжета показывает насколько низко может пасть человек, когда он позволяет себе безволие в борьбе с пагубными пристрастиями, которые потом становятся единственным смыслом жизни.
Посему, к сожалению, придётся не согласиться с изначальным рейтингом 0+, поскольку ребёнку придётся пояснять, что такое частое курение и употребление алкоголя главными героями не являются положительными качествами человека.
Также верующим людям может не понравиться то, каким образом в фильме раскрыта тема религии: добрые две трети сюжета Евдокия показана как очень набожная женщина, и даже из-за религиозных разногласий она рассталась с Ахмедом. Во время войны она вымаливала возвращение одного из своих сыновей, и закадровый голос рассказчика говорил о том, что если Бог и существует – то не допустил бы войны. Евдокия словно договорилась о сделке с Богом, и после того, как один из сыновей не вернулся с фронта, под гнетом горя она и вовсе отказывается от веры, однако на её нравственности и жизненной позиции это в дальнейшем не отражается.
По всей видимости, добавление этого момента в сюжет было обусловлено либо требованиями идеологии, либо ошибками в мировоззрении создателей картины, которые хотели бы видеть в Боге «главного полицейского». Прекратить войны на земле и построить справедливую жизнь – это, скорее, миссия самих людей, которым как раз для этого и даны разум, свободная воля и совесть.
Секс: Отсутствует. Насилие: Отсутствует. Наркотики: Многие герои постоянно курят в кадре, а любой праздник не обходится без алкоголя за столом.
Мораль: Фильм воспитывает идеал Мужчины и Женщины, идеал Семьи, которая сталкиваясь с любыми трудностями всегда остается крепкой и дружной. Также показано воспитание детей, при котором дети сами выбирают свою судьбу, и, несмотря на внутренние желания родителей, они приемлют выбор своих детей. Показано положительное и правильное отношение к приёмным семьям, где усыновить чужих детей – подвиг и естественно правильное, и праведное дело. Показано правильное отношение к семье, где страсть и временное увлечение, именуемые «романтической любовью», не должны и не могут встать на пути спокойной жизни семьи.
Фильм рекомендуется к просмотру аудитории старше 6 лет (при просмотре с детьми, необходимо обратить внимание на тему алкоголя, табака)
Страсть или Семья
Первое романтическое увлечение и тем более первый мужчина на всю жизнь оставляет огромный след в душе женщины. Это же мягко показывает и фильм. Во-первых, после первого неудачного романа, Евдокия остаётся бесплодной, а безграмотная деревенская девушка, если бы не вышла замуж, явно бы пропала, поэтому её встреча с Евдокимом, и их взаимное притяжение друг к другу, явились огромной удачей, словно подарком с небес. Как бы сложилась её судьба, если бы не это везение, остаётся лишь догадываться, этот момент также является неким назиданием девушкам, так как повершившая слабому душевно Ахмеду, Евдокия едва не разрушила свою жизнь.
И вот, уже замужняя, Евдокия, хоть и любит и ценит своего мужа, но по-прежнему переживает свою первую любовь к Ахмеду. В один непрекрасный день Ахмед решил вернуться. Евдокия стала разрываться между семьёй и былыми отношениями. Разумеется, ни о какой измене даже речи и не шло. Но сам факт того, что Евдокия мается, общается с Ахмедом и сама же себя изводит, вроде бы и понимая, что не делает ничего дурного и просто общается, но с другой стороны, душевно уже не верна Евдокиму.
Тоже интересный момент, вызывающий вопрос – что такое верность? Неужели только физический запрет на интимные отношения с другим человеком? Может быть, она гораздо тоньше, может быть, понятие верности – это душевное и психологическое состояние абсолютной преданности своему мужчине/своей женщине?
Эта ситуация вынуждает Евдокима принять серьёзные меры. Его откровенный разговор с женой, удивительно тонкий и верный и в психологическом плане, и одновременно с уважением и пониманием своей жены дал верные плоды. Более никогда семья Чернышевых не была в таком, близком к разводу, положении. Однако картина, подаренная в своё время Ахмедом, всё равно осталась в их доме, скорее как некая реликвия, напоминающая о том, что семья сумела пройти и через этот непростой этап.
Тем самым, в фильме очень чётко показано различие между семьёй и временной влюблённостью, и, в отличие от множества современных, эта картина призывает к благоразумию и верности прежним клятвам и обещаниям, сохранению традиционных семейных ценностей, а не потаканию временному гормональному влечению.