Владимир басов

Владимир Басов: биография, интересные факты

Владимир Павлович Басов – режиссёр, актёр, сценарист, педагог, член Союза кинематографистов СССР – появился на свет 28 июля 1923 г. в селе Уразове Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Уразово – посёлок городского типа в Валуйском городском округе Белгородской области). Мать будущего артиста – Александра Басова – была дочерью священника. В 1920-х гг. она учила крестьянских детей грамоте и литературе, позже стала работать секретарём районной газеты.

Отец Павел Басултайнен был финном по национальности. Он получил философское образование в Тартуском университете (Эстония). Мужчина являлся революционером-большевиком и имел прозвище Басов, которое позже стало его фамилией. Он был офицером и находился в должности комиссара. Участвовал в боевых сражениях вместе в легендарным Василием Ивановичем Чапаевым (1887 – 1919), воевал с басмачами. Являясь командиром пограничной заставы в Средней Азии, погиб в 1931 г.

Владимиру Басову было 8 лет, когда его героический отец оставил этот мир. Воспитание сына легло на плечи матери, которая активно занималась его развитием. К моменту поступления в школу мальчик был так эрудирован, что его зачислили сразу в 3 класс. Мать с сыном часто переезжали, поэтому Басову приходилось постоянно менять школы в Туркмении, Московской области, Тверской области, Абхазии и закончить общеобразовательное обучение в Москве.

Режиссура

В 1947 году Владимир Басов поступает на режиссерский факультет ВГИКа. В 1952 году он успешно заканчивает режиссерский факультет и начинает работать на «Мосфильме». Сначала он был ассистентом режиссера и работал над картиной «Пржевальский» вместе со своим учителем Сергеем Юткевичем. Набравшись опыта, артист снимает свой первый фильм «Школа мужества». После успешного дебюта Владимир Павлович снимает не один интересный фильм: «Первые радости», «Крушение эмирата», «Жизнь прошла мимо» и многие другие.

В 1960 году Басов снимает новую картину «Битва в пути», которая занимает 6 место в прокате и получает ряд похвальных рецензий от критиков. Настоящим прорывом стал следующий детективный сериал «Щит и меч». Не менее успешной получилась экранизация «Дней Турбинных» в 1975 году. После этого из-за проблем со здоровьем режиссер 5 лет ничего не создавал. Как вспоминает бывшая жена, это был очень трудный период для Володи, но он нашел в себе силы и справился. В 1980 режиссер снимает фильм «Факты минувшего дня», за который его наградили Государственной премией СССР. Казалось, великий Басов вернулся, и зрители снова смогут наслаждаться его творениями. Но в 1983 году болезнь приковала Владимира Павловича на полгода. Через год после этого события Басов приступил к экранизации последней картины «Время и семья Конвей».

Детство

Родился Владимир Владимирович Басов 9 февраля 1959 года, в период расцвета популярности своих родителей – папа был известным режиссером, мама – популярной актрисой, которую узнавали на улицах. Родители были настолько заняты своими делами, что чуть подросшего сына отправили к дедушке с бабушкой в Харьков. Благо старики были еще полны сил и неплохо обеспечены: в советское время пенсия полковника в отставке позволяла обеспечивать горячо любимого внука не только витаминами, но и ежегодно отдыхать на берегу Черного моря. Об этом периоде Владимир Владимирович Басов упоминает в своих интервью с особой теплотой и любовью.

Владимир Басов младший в детстве со своей мамой Натальей Фатеевой

Иногда у мальчика возникали вопросы о маме и папе, которые виделись с ним исключительно редко. Особенно запомнилось Володе, как отец примчался в Харьков, узнав о том, что сын заболел свинкой. Папа был рядом и развлекал заболевшего малыша, рисуя что-то наподобие комиксов. Это был нарисованный рассказ о мальчике, внутри которого живет поросенок. Под каждой картинкой был написан стишок, рисунки получились забавными и интересными. Таким нехитрым способом Басов старший пытался отвлечь сына от болезни и развеселить.

Владимир с отцом и сестрой

Идиллия закончилась, когда пришло время мальчику отправляться в школу. Его мама, Наталья Фатеева в то время жила с космонавтом Борисом Егоровым в Москве, и жизнь Володи ее волновала в последнюю очередь. Чтобы сын не путался под ногами и создавал как можно меньше проблем, актриса устраивает его на пятидневку, объявив мальчику, что домой его будут забирать только на выходные.

Кадр из фильма “Отроки во вселенной”

То памятное время оставило тягостные воспоминания в сердце маленького Володи. Глотая слезы на простынях с казенным штампом, он с завистью думал о других детях, за которыми приезжали родители – актриса никогда не забирала сына домой лично. С особой теплотой вспоминает будущий режиссер редкие обеды с отцом в ресторане и посещения интерната папиной сестрой, увозившей Володю к себе домой. Именно в тесной квартирке с бесчисленным количеством родственников Басов младший понял, что такое совместные обеды, семейные традиции и забота близких.

Владимир Басов младший в молодости

Приезд к маме, такой редкий и такой долгожданный, становился для мальчика чем-то вроде посещения резиденции Деда Мороза. Новый муж Фатеевой, космонавт Егоров, имел приличный вес в обществе, он снабжал жену дорогой и непривычной по тем временам кухонной утварью и бесконечно рассуждал о непонятных для маленького мальчика вещах на английском языке с американскими коллегами. К слову сказать, такое диссидентство сыграло немаловажную роль в жизни Владимира Басова младшего, заставив его рано приобщиться к ценностям демократического устройства государства.

Владимир твердо решиль пойти по стопам своего знаменитого отца

Неприятно читать воспоминания маститого режиссера и продюсера по поводу поездки его в интернат в душном рыбном фургоне из-под рыбы. Как-то не вяжется красавица-мама с образом обиженного ею мальчика, вынужденного возвращаться в интернат тайком, в кузове грузового автомобиля. Еще бы, как могла известная актриса и просто красавица, сознаться всему миру и себе самой, что она является никудышней матерью.

РЕЖИССЕР

В начале 90-х годов, когда российское кино пребывало в глубоком кризисе, Владимир Басов решил попробовать себя в режиссуре. «В 1988 году возникла студия «Дебют», куда я принес  один сценарий, потом другой, третий. И в 1991 году дебютировал как кинорежиссер. Тогда любой желающий, кто имел высшее образование, мог попробовать свои силы. В перестройку, чтобы снимать, «корочки» не требовались. Алеша Балабанов – педагог, Валера Тодоровский – сценарист», — рассказывает Басов.

Первой работой начинающего режиссера стала короткометражка «Автобус» (1991), снятая по рассказам Хулио Кортасара. В картине снялись Инга Ильм и Александр Феклистов.

В 1993 году вышла первая большая работа Басова – криминальная драма «Бездна (Круг седьмой)», снятая по сценарию Эдуарда Володарского.  Речь в картине идет о старинных иконах, ради обладания которыми герои решаются на чудовищные кровавые преступления. Главную роль в картине исполнил Андрей Соколов, а его партнерами стали Алексей Гуськов, Ирина Апексимова, Екатерина Редникова, Лия Ахеджакова, и другие актеры.

Начиная с картины «Одинокий игрок» (1995), Владимир работает в паре со своей женой Ольгой. Вместе супруги сняли более 20 фильмов. «Я — торпеда, которая идет по волнам, а Ольга – глубинная бомба, ее не видно, но она страшнее. То есть она отвечает за глубину повествования, а я за внешний вид», — говорит Басов.

Одна из последних премьер семейного тандема Басовых – картина «Ключи». По сюжету, одинокая девушка Антонина Хавирова мечтает встретить своего суженого, похожего на героя ее любимого сериала. И вот однажды в соседний городок на съемки приезжает ее кумир – актер Болоцкий…В картине снялись: Полина Филоненко, Вадим Колганов, Даниил Белых, Владимир Еремин, и другие. 

Личная жизнь

На первый взгляд, актёр не обладал выдающейся мужской красотой. Но он был наделён неподражаемой харизмой, неотразимым обаянием, артистизмом, острым умом, великолепным красноречием. Басов достаточно зарабатывал, чтобы позволить себе менять автомобили. Он изысканно одевался, курил дорогие сигареты. И необычайно привлекал женщин – на зависть и удивление другим мужчинам, которым было сложно осознать конкурентные преимущества Владимира Павловича.

Артист был трижды женат. И чем старше он становился, тем моложе и красивее у него были жёны. Первой его супругой стала актриса Роза Макагонова (1927 – 1995), которая была на 4 года младше Басова. Они познакомились в студенческие годы во время учёбы во ВГИКе и в 1949 г. поженились. Начинающий режиссёр очень любил свою жену, давал ей роли в своих фильмах. Она снялась в его кинолентах «Школа мужества», «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето».

Однако Роза не пылала к мужу сильными чувствами, проявляя к нему лишь заботу и уважение. Детей в семье не было. В 1957 г. спустя 8 лет супружеской жизни он расстались. Прощание сопровождалось скандалом. Когда Басов со своими вещами покидал их совместное жильё, Макагонова швырнула в него раскладушкой. Не растерявшись, он забрал этот предмет с собой. Позже бывшие супруги помирились и сохранили дружеские отношения. Когда Басов был болен, Роза навещала его в больнице.

В 1957 г. на съёмках фильма «Случай на шахте восемь» режиссёр познакомился с красавицей Натальей Фатеевой (р. 1934), которая на 11 лет моложе его. В 1958 г. 35-летний Владимир Павлович женился на ней. В следующем 1959 г. в их союзе родился сын Владимир Басов – младший, который пошёл по стопам отца и уже подростком дебютировал в фильме «Москва – Кассиопея» (1973). В 1981 г. он окончил курс Сергея Бондарчука во ВГИКе и активно проявил себя как актёр, режиссёр и продюсер.

Фатеева любила знаменитого супруга. Она носила ему термосы с едой на съёмочную площадку. Её восхищала его творческая одержимость и энергетика. Но молодой жене приходилось терпеть его пристрастие к алкоголю. Режиссёр постоянно изводил красивую актрису безудержной ревностью. В конце концов, Наталья не выдержала, и в 1961 г. они развелись. Артистка не желала больше видеть бывшего мужа и не хотела, чтобы он общался с сыном. Но всё же Басов-старший не терял с ним связь.

В драме Владимира Басова «Время и семья Конвей» (1984) отец с сыном сыграли Эрнеста Бивера: Басов-младший исполнил роль Бивера в молодости, а Басов-старший – его же 20 лет спустя. Примечательно, что в этой уникальной киноработе сыграли и другие звёздные родители с детьми: Евгений и Андрей Леоновы, Олег и Антон Табаковы, Ростислав и Игорь Янковские, Ирина Скобцева и её дочь Алёна Сергеевна Бондарчук и другие звёздные семьи.

Свою третью любовь режиссёр встретил на пробах драмы «Метель» (1964). Юная Валентина Титова (р. 1942), которая на 19 лет моложе его, так понравилась Басову, что он через Министерство культуры добился её утверждения на главную роль. Во время съёмок он проявлял к ней столько внимания, что её сердце не смогло устоять. Несмотря на разницу в возрасте, в 1964 г. они поженились. В 1965 г. у них родился сын Александр, а в 1969 г. – дочь Елизавета.

Режиссёр активно снимал жену в своих фильмах, помимо которых у неё были и другие кинопроекты. Но для юной актрисы на первом месте стояла карьера, а не муж. На съёмках драмы Игоря Таланкина «Отец Сергий» (1978) она познакомилась с оператором Георгием Рербергом (1937 – 1999), который был на 5 лет старше её. И в 1978 г. после 14 лет совместной жизни 36-летняя актриса покинула 55-летнего Басова, уйдя к более молодому возлюбленному.

Владимир Павлович надеялся, что Титова вернётся к нему, но этого не последовало. Не желая отдавать ей детей, он отсудил у бывшей супруги право их воспитывать – наследники Басова остались с ним. Сын Александр пошёл по стопам отца и стал режиссёром. Дочь, решив стать балериной, не смогла поступить училище Большого театра, поэтому окончила Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Позже она вышла замуж за грека и уехала с ним во Францию, живёт в Париже.

Личная жизнь

Владимир Басов трижды пробовал обрести счастье в личной жизни. Коллеги-мужчины удивлялись, как с такой нестандартной внешностью ему удавалось завоевывать женщин, причем считавшихся первыми красавицами советского кинематографа. Все дело было в красноречии, таланте и харизме знаменитого артиста. Даже в повседневной жизни он выглядел по-заграничному – изысканно одевался, курил дорогие сигареты и часто менял машины.

С первой женой, актрисой Розой Макагоновой, режиссер познакомился во время учебы, но брак распался. Причиной развода, по одной версии, стало нежелание женщины заводить детей. По другой – этого не хотел сам Басов, понимавший, что сильных чувств Роза к нему не испытывала. Но бывшие супруги не перестали общаться, Макагонова позже навещала больного Владимира в больнице.

Во второй раз режиссер женился на красавице Наталье Фатеевой. В 1959 году актриса родила Басову сына Владимира. Он пошел по отцовским стопам, отучился во ВГИКе у Сергея Бондарчука. С детства начал сниматься, а потом снимать фильмы. После развода Наталья Николаевна вычеркнула мужа из жизни, хотела, чтобы и сын забыл об отце. Однако Владимир Павлович всегда был в курсе, чем занят его наследник. Позднее Басов-младший рассказал, что мать попросту не звала его к телефону, когда звонил отец.

Владимир Басов и Валентина Титова

Внук режиссера не пошел по творческому пути, хотя мальчишкой засветился в «Ералаше» и в единичных киноэпизодах. Иван Басов окончил гуманитарный институт, работает переводчиком, познакомил русскоязычную аудиторию с рассказами о Гарри Поттере.

С третьей женой Валентиной Титовой Басов познакомился на пробах фильма «Метель». Едва увидев молодую женщину, Владимир сразу сказал, что женится. Конечно, ему никто не поверил. На режиссерские знаки внимания актриса не обращала внимания, но Басов всегда умел красиво ухаживать, и Валентина не устояла. В семье родились сын Александр и дочь Елизавета.

Артистка больше занималась карьерой, нежели бытом. Вскоре пара рассталась, вернее, Титова ушла к оператору Георгию Ивановичу Рербергу. Басов надеялся, что Валентина вернется в семью, но этого не произошло. Режиссер даже судился с супругой по поводу лишения материнских прав. В итоге дети остались с отцом.

Шоу «Пусть говорят» — «Секреты личной жизни Владимира Басова»

По версии сына, роман Титовой с Рербергом начался позже, когда мать переехала на съемную квартиру. А говорить, что один ушел, а другой остался, неверно:

Александр – режиссер, продюсер и сценарист, создатель комедии «ДМБ» с порядковыми номерами 002, 003 и 004 (чтобы не путали с культовым одноименным фильмом Романа Качанова).

Как и отец, трижды женат, сейчас с актрисой Юлией Яновской воспитывает пасынка Петра. Сын Мстислав от первого брака, еще один внук Владимира Павловича – военнослужащий. Елизавета стала танцовщицей, вышла замуж за иностранца и уехала во Францию. Вырастила дочь Ариадну.

Первые съёмки и первое замужество

Впервые Титова снялась в кино в 1962 году. Она сыграла эпизодическую роль в фильме «Всё остаётся людям». Фамилию даже не напечатали в титрах. Сниматься у Басова было честью для начинающей актрисы, но Валентина думала о любви и театре.

Владимир Павлович Басов был известным режиссёром и мастером виртуозных шуток и импровизаций. Пригласив Титову сниматься в экранизации пушкинской «Метели» и получив отказ, он со свойственной эксцентричностью объявил: «Женюсь». Не все сразу поверили в серьёзность этого намерения, но Басов был непреклонен. Он добился официального разрешения для участия студентки в съёмках. Титову утвердили на роль Марьи Гавриловны. Из студии при БДТ она не ушла, но главных ролей в театре ей уже не предлагали.

Валентина Антиповна снялась в «Метели» и вернулась в Ленинград заканчивать учёбу

Басов стал частым гостем в Ленинграде, встречал Валентину у театра, завораживал вниманием и красноречием. Девушка, со свойственной ей искренностью и прямотой, рассказала Шалевичу об ухаживании режиссёра

Она ждала определённой реакции, но не дождалась. Неопределённость была во всём: в неоформленных отношениях, в отсутствии жилья, в планах. Валентине хотелось стабильности в личной жизни. Басов был надёжным, любящим и свободным.

Валентина переехала к Басову в Москву на улицу Пырьева и стала обустраивать три небольшие комнаты, которые стали ей настоящим домом. Титова содержала их в идеальном порядке, создавала уют и хорошо готовила. В 1965 появился на свет сын Александр, а в 1969 – дочь Елизавета. Они были счастливы. Валентина много снималась, служила в Театре-студии киноактёра, была преданной женой и заботливой мамой.

Беда пришла внезапно. Валентина даже не догадывалась, что муж сможет так сильно запить, хотя до их встречи с ним такое случалось. Она боролась за сохранение семьи как могла. Два последних года совместной жизни дались тяжело – оба оказались в больнице. Она – с подозрением на онкологию, а он – с инфарктом. И опять неожиданный поворот – преданная жена уходит из семьи, дети остаются с отцом.

Басов и Титова развелись в 1978 году. Валентина Антиповна знала, что Владимир Павлович – образцовый отец. Приняв полную ответственность за детей на себя, он сможет вернуться к нормальной жизни. Всё так и получилось. Басов перестал пить, снимал сам, снимался в фильмах других режиссёров, участвовал в телевизионных передачах, воспитывал детей и обеспечивал им достойную жизнь. Личную жизнь он так и не устроил.

Дети не сразу поняли маму, были обижены на неё, но постепенно отношения наладились. Кстати, Валентина не забывала и бывшего мужа. Когда у Басова случился инсульт, именно она неустанно ухаживала за ним в больнице, кормила с ложечки, мыла палату.

В период совместной жизни с Владимиром Басовым, фильмография Титовой пополнилась тридцатью картинами. В некоторых фильмах Валентина Антиповна сыграла роли главных героинь:

  • «Возвращение к жизни», 1971, Мари;
  • «Море нашей надежды», 1971, Ольга;
  • «Опасный поворот», 1972 Фреда Кэплен;
  • «Не пройдёт и года…», 1973, Маргарита Васильевна;
  • «Дни Турбиных», 1976, Елена Тальберг.

Небольшие, ярко сыгранные роли, которые также запомнились зрителю: курсантка Нина, «Спица» из фильма «Щит и меч», Мери Короткова – «Отец Сергий».

Война…

Год 1941… Басов собирается поступать во ВГИК. Он твердо убежден, что поступит с первого раза. Планы талантливого паренька разрушила война. Володя приписывает себе год и уходит добровольцем на фронт. Первое время он был лейтенантом интендантской бригады, организовывая по полторы сотни концертов на передовой. А позже его отправляют в минометную бригаду, которой удалось совершить много подвигов.

В феврале победного 45-го Басова отправляют в госпиталь с ранением. После того как выздоровел, он снова возвращается в строй. Победу молодой человек встретил в чине капитана и с орденом Красной Звезды. Он мог сделать отличную карьеру военного, но мечты его были совершенно о другом.

Личная жизнь

Личная жизнь актера Владимира Басова была связана с известными в то время актрисами. Первой его женой была актриса Роза Макагонова, с ней они вместе учились во ВГИКе. Однако брак оказался недолгим. Как признавался сам актер, для этого брака они были слишком молоды.

Вскоре после расставания с первой супругой Владимир Басов знакомится с эффектной студенткой ВГИКа Натальей Фатеевой. Спустя непродолжительный период времени он женится на ней, и в 1959 году у них рождается сын Владимир. Брак Натальи Фатеевой и Владимира Басова продлился три года. По поводу их расставания существует несколько версий, одной из которых явилась сильная ревность со стороны актера.

Третьей супругой стала Валентина Титова, которая тоже была актрисой. В браке родилось двое детей – сын Александр в 1965 году и дочь Елизавета в 1969 году. Хотя этот брак и оказался более продолжительным, ему все же было суждено распасться. После развода суд решил оставить детей с Владимиром Басовым.

В середине сентября 1987 года после второго инсульта В. Басов скончался в больнице, что стало для многих тяжелой утратой.

Образование и режиссёрская деятельность

Вернувшись к мирной жизни, в 1947 г. фронтовик стал студентом режиссёрского факультета ВГИКа, обучаясь на курсе Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Одновременно с учёбой в 1950 – 1952 гг. он работал ассистентом режиссёра. В 1952 г. Басов окончил вуз и был принят в киностудию «Мосфильм» в качестве режиссёра. Его дебютной работой стал телеспектакль «Нахлебник» (1953), поставленный им в Театре-студии киноактёра совместно с Борисом Лифановым и Мстиславом Корчагиным.

В 1954 г. вышла лента «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара, которую режиссёр начал снимать вместе с Мстиславом Корчагиным (1922 – 1953). Но его коллега погиб в авиакатастрофе, и Басову пришлось заканчивать кинокартину самостоятельно. Драма была признана лучшим воспитательным фильмом и получила премию кинофестиваля в Карловых Варах. Здесь сыграла первая жена режиссёра Роза Макагонова, дебютировали Леонид Харитонов, Юрий Катин-Ярцев и Ролан Быков.

Затем последовали фильмы «Первые радости» (1956), «Случай на шахте восемь» (1957), «Золотой дом» (1959), «Битва в пути» (1961) и др. В 1958 г. вышла драма «Жизнь прошла мимо» о жизни вора-рецидивиста Акулы, который сбежал из колонии и хочет вновь заняться воровством, но его прежние подельники больше не желают возвращаться к своему тёмному прошлому. В 1964 г. состоялась премьера драмы «Тишина». Этот фильм получил главный приз I Всесоюзного кинофестиваля.

В том же году зрители увидели экранизацию повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Перед самым началом съёмок на роль Марьи Гавриловны уже была утверждена актриса. Но 41-летний режиссёр, познакомившись с 22-летней артисткой Валентиной Титовой, предложил ей перевоплотиться в этот образ. Начинающая актриса отказывалась, так как была очень загружена в театре. Тогда Басов через Министерство культуры СССР добился её утверждения на главную роль.

Во время съёмок Басов настойчиво ухаживал за понравившейся ему девушкой, и после премьеры они поженились. Находясь с ним в браке, Титова играла в кинолентах своего мужа-режиссёра: «Щит и меч» (1968), «Возвращение к жизни» (1972), «Опасный поворот» (1972), «Нейлон 100 %» (1973), «Дни Турбиных» (1976). Однако после развода Басов больше не снимал её в своих фильмах. Но талантливой актрисе это не помешало сделать успешную карьеру – в её фильмографии почти 80 киноролей.

В режиссёрской карьере Басова отдельного внимания заслуживает фильм «Щит и меч», снятый по роману Вадима Кожевникова. Кинолента стала одной из первых, где зрители увидели реальную работу разведчиков в Великой Отечественной войне без пренебрежительного изображения врагов. 4-серийный фильм имел огромный успех. На его первую часть «Без права быть собой» было продано 68,3 миллиона билетов, что поставило ленту на 8 место в рейтинге самых кассовых советских фильмов.

На главную роль капитана советской разведки Александра Белова, мастерски перевоплощающегося в обер-лейтенанта абвера Йоганна Вайса и гауптштурмфюрера СС Петера Крауса, был выбран актёр Станислав Любшин. На выбор повлияли консультанты, являющиеся реальными сотрудниками разведки. Они утверждали, что истинный секретный агент должен быть не суперменом, а иметь обычный вид. За эту роль, по опросу журнала «Советский экран», его признали лучшим актёром 1968 года.

Роль одного из главных героев Генриха Шварцкопфа – друга Йоганна Вайса – стала дебютной для начинающего актёра Олега Янковского

Сидя в ресторане во Львове, куда он с Саратовским театром приехал на гастроли, артист привлёк к себе внимание Басова, который тогда искал актёра с арийской внешностью. Владимир Павлович сказал ассистентке, что этот юноша прекрасно подошёл бы на роль, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог

Где найти артиста с таким умным лицом?».

Позже помощница режиссёра Наталья Терпсихорова встретила Янковского на «Мосфильме». Узнав, что он актёр из Саратова, она пригласила его на кинопробы. Олег, тогда ещё «необстрелянный, кинематографом не испорченный», покоряющий «обаянием непринуждённости», как вспоминал Басов, понравился режиссёру, и был утверждён на роль Генриха Шварцкопфа. Так, благодаря судьбоносной случайности, Янковский попал в кинематограф, которому позже он подарил более 80 ролей.

Басов предпочитал в фильмах стремительно развивающиеся действия. Он не терпел, когда на экране или на площадке что-то затягивалось, откладывалось. Во время создания кинолент он ощущал себя хозяином съёмочного процесса. Владимир Павлович стремился контролировать всех задействованных лиц, начиная от актёров и заканчивая младшим осветителем. Не все артисты соглашались с ним сотрудничать. В основном, он снимал своих друзей, привыкших к его стилю работы.

Смерть режиссера

После развода с третьей женой Владимир стал чувствовать себя ужасно. У него началась депрессия, которую он стал лечить алкоголем. Мужчина постоянно употреблял спиртные напитки и появлялся в обществе только в пьяном виде.

В 1984 году мужчина перенес серьезный инсульт. Последствия от болезни оказались серьезными. Позднее мужчина испытал еще два инсульта. Четвертый приступ повлек за собой смертельный исход. В 1987 году сердце легендарного актера и режиссера перестало биться. Владимира Басова похоронили на Кунцевском кладбище.

На могильной плите артиста изображена кинопленка. Рисунок является данью памяти о деятельности режиссера

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.03.1964)
  • Народный артист РСФСР (7 января 1977 года) — за заслуги в области советского киноискусства
  • Народный артист СССР (1983)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1982) — за фильм «Факты минувшего дня»
  • Орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • Орден Отечественной войны I степени (1985)
  • Орден Красной Звезды (1945)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1943)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • МКФ в Карловых Варах (Премия за лучший воспитательный фильм — кинокартину «Школа мужества», 1954)
  • ВКФ в Ленинграде (Главная и вторая премии (по разделу фильмов о жизни и труде), фильм «Тишина», 1964)

АКТЕР

Первой большой работой Владимира после окончания института стала роль Эрнеста Биверса в картине «Время и семья Конвей», снятой отцом актера – режиссером Владимиром Басовым. После этого были роли в фильмах «Сон в руку, или Чемодан», «Чужие здесь не ходят», «Авария – дочь мента», «Волкодав», и других.

Сегодня фильмография Басова насчитывает около 40 актерских работ в кино. В последнее время Владимира все чаще можно увидеть в его собственных картинах. «Любовь.ru», «Кобра», «Обратный путь», «Салями», «Красавица и чудовище», «Серьезные отношения» — вот лишь малая часть фильмов, в которых Владимиру Басову удалось мастерски выступить в роли и актера, и режиссера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector