Шарыкина, валентина дмитриевна
Содержание:
- Кино (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Экскурс в историю семьи
- Пани Зося
- «ПЕЛЬТЦЕР МЕНЯ НЕДОЛЮБЛИВАЛА»
- Артистическая натура
- Детство и юность
- Фильмография
- Личная жизнь
- Разлад дружбы
- Настоящая любовь
- Заноза в сердце
- Детство
- Театр Сатиры
- Биография
- «У ШИРВИНДТА ОЧЕНЬ УМНАЯ ЖЕНА»
- Возвращение в спектакль (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Кино (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Несмотря на загруженность в театре и на телевидении, актриса оставила свой след и в кинематографе. Фильмы с Валентиной Шарыкиной также заслуживают внимания. Первую роль звезда получила в 1962 году. Она сыграла Веру в военной драме Евгения Карелова «Третий тайм». В следующем году актрису утвердили на роль Бригиты в экранизации оперы Чайковского «Иоланта». В 1966 году в копилке Валентины появились сразу три роли:
- Шуры в знаменитой мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра»;
- Люси в драме Марлена Хуциева «Июльский дождь»;
- эпизодическая роль в драме о советских летчиках «Дни летные».
В 1967 году актриса сыграла небольшую роль в военной драме своего гражданского мужа Евгения Ташкова «Майор Вихрь». Позже режиссер снял возлюбленную еще в одной картине: драме «Дети Ванюшина». В ней Валентина воплотила образ Людмилы Красавиной. В семидесятые годы актриса снялась в следующих ролях:
- Вера в музыкальной мелодраме Александра Муратова «Умеете ли вы жить?»;
- Елизавета в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие»;
- стюардесса Маша Терехова в музыкальной комедии Ольгерда Воронцова «Алло, Варшава!»;
- эпизодическая роль в сказке Александра Птушко «Руслан и Людмила»;
- актриса Катенька Колпакова в историческом фильме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы»;
- Клавдия Корнеевна в детском фильме Игоря Ветрова «Ни дня без приключений»;
- Марина Киселева в детективе Станислава Говорухина «Контрабанда»;
- Валерия Назарова в детективной драме «Преступление»;
- небольшая роль второго плана в музыкальном фильме Евгения Гинзбурга «Волшебный фонарь».
Далее, следовал перерыв в кино в течение двенадцати лет. Лишь в 1988 году Валентина снялась в сказке Леонида Горовца «Поляна сказок». Роль была эпизодической, после которой вновь последовал двенадцатилетний перерыв. С 2000 года актрису вновь стали приглашать в кино. Она воплотила такие образы, как:
- мама главной героини в комедии Дмитрия Иванова «Витрина»;
- генеральша Иволгина в черной комедии Романа Качанова «Даун Хаус»;
- домработница в музыкальной комедии Тиграна Кеосаяна «Ландыш серебристый 2»;
- Людмила Телепнева в драме Сергея Урсуляка «Долгое прощание»;
- небольшая роль в комедийном сериале «Большие девочки»;
- забавная старушка в телеромане Александра Канановича «Проводница, или рельсы счастья»;
- Матильда Воронина в сериале Александра Замятина «Аэропорт 2»;
- Генриетта в комедийной мелодраме Александра Карпиловского «Снежный ангел»;
- небольшая роль в молодежном сериале «Своя команда»;
- Мария Рюмина в детективном сериале Александра Калугина «Вернуть на доследование»;
- доктор «смерть» в детективном сериале «Экстренный вызов».
Экскурс в историю семьи
Анализируя свои неудавшиеся браки, Валентина Дмитриевна пришла к заключению, что винить только мужчину в неудавшихся отношениях неправильно. Женщины бывают неготовыми строить серьезные отношения и воспринимать мужчин всерьез. Личная жизнь Валентины Шарыкиной не складывалась, потому что образцом мужчины в семейных отношениях был ее родной отец. И через его модель поведения она смотрела на своих мужчин. Она не доверяла им, предполагая, что они обязательно предадут, как это сделал ее отец…
Отец изменил матери с фронтовой медицинской сестрой, которая об этом написала Валиной маме. Та его не простила, даже отказалась от алиментов. Сложно было, но мама была сильной и гордой. Она тянула много лет непосильный груз воспитания двух детей отца от первого брака и совместных детей: сына Алика и дочь Валентину. В итоге поставила всех на ноги.
Отец не остался с фронтовой подругой, но и домой не вернулся. Было у него несколько жен и девять детей от разных браков. В интервью Валентина Дмитриевна рассказывала, что могла встретиться со своим отцом, но, узнав от его последней из жен, что он продолжает изменять своим женщинам и бросает их с детьми, от встречи отказалась.
Пани Зося
Кроме работы в Театре сатиры, Валентина Шарыкина была задействована в телевизионном музыкально-развлекательном шоу «Кабачок 13 стульев». Подобная передача выходила на телеэкранах СССР впервые. Она очень быстро заслужила всенародную любовь. За пятнадцать лет, в течение которых длилось шоу, зрители так привыкли к его персонажам, что называли задействованных актеров их именами. «Кабачок» был создан Георгием Зелинским, который был заведующим труппы Театра сатиры. Он пригласил Шарыкину на роль польской девушки Зоси, работающей официанткой. Ей нравилась работа в шоу. С артистами вели занятия преподаватели вокала и хореографии.
Фото Валентины Шарыкиной стали появляться в популярных журналах. Передачу транслировали и в Польше. Все актеры, задействованные в ней, были удостоены званием заслуженных артистов этой страны. Когда шоу закрыли, Валентина поняла, что существует и другая сторона медали. Актрису перестали приглашать в кино. Режиссерам казался образ пани Зоси слишком навязчивым. Они не хотели, чтобы героинь Шарыкиной отождествляли с ним.
«ПЕЛЬТЦЕР МЕНЯ НЕДОЛЮБЛИВАЛА»
— У вас в театре играл замечательный артист Георгий Менглет, сейчас незаслуженно забытый. Каким он вам запомнился?
— Жорик и Нина Николаевна Архипова — это была удивительная пара. И у них были удивительные отношения: Жорик жить без нее не мог, и они друг другу все прощали. Менглет, например, любил схватить молоденькую девочку за грудь. И как-то одна актриса пожаловалась Архиповой: «Нина Николаевна, а что ваш муж все время хватает за грудь?» «А тебе что, жалко?» — последовал ответ.
Имея такого мужа, невозможно было не обладать чувством юмора. И Георгий Павлович ко всему относился с улыбкой, с иронией. Но всегда боролся за Нину Николаевну, старался работать с ней вместе. Помню, когда пришла в театр, меня ввели на роль Зои Березкиной в спектакле «Клоп», а ее играла Нина Николаевна. Менглет играл Баяна. И он, конечно, расстраивался, что жена не участвует в спектакле и что в Италию она не поехала с этой ролью, но даже слова мне не сказал, и я не чувствовала никакой обиды. Вот Нина Николаевна сердилась, не могла себя сдержать.
— У вас в театре были и знаковые актрисы. С кем-то из них дружили?
— У меня добрые отношения всегда были с Верой Кузьминичной Васильевой. Вот гениальный человек в том плане, что ни с кем никогда не ссорилась. Верочка — дипломат потрясающий! Скажем, Ольга Аросева на нее наскакивала, а она: «Олечка, хорошо-хорошо, я так и сделаю».
Вот Аросева обладала по-настоящему мужским характером. В принципе, ко мне по-доброму относилась. Но когда забывала какую-то реплику, все сваливала на меня и отчитывала.
Не моего характера человек, поэтому иногда с ней бывало трудновато. Но она вообще женщин не очень любила. На телевидении как-то разбирали песенку одну с оператором. Аросева входит и говорит: «Ну сколько вы будете с ней заниматься? Пора мной заняться!» Конечно, мне обидно было, я же совсем молоденькая. А проходит время, она мне говорит как ни в чем не бывало: «Валька, дай мне твои часики». «Пожалуйста», — отвечаю. На нее нельзя было обижаться, просто такой характер — резкий и дерзкий.
— А Татьяна Пельтцер как к вам относилась?
— Если честно, недолюбливала. Не было у нас с ней контакта. Пельтцер славилась своим непростым характером. Например, перед выходом на сцену она должна была непременно с кем-то поругаться, чтобы возбудиться. Все это знали, но что поделаешь?
— Зато у вас, кажется, удивительно мягкий характер. Всех оправдываете, даже тех, кто делал вам больно.
— А как иначе? Не годится жить по принципу: каждое лыко в строку. Я просто очень верующий человек, много читала Евангелие, и там написано: что посеешь, то и пожнешь.
— Андрей Миронов говорил, что вы не умеете работать локтями. Роли, наверное, можно получить в «кулачном бою», но любовь зрителей — никогда. А вас любят и ждут новых встреч.
— И я очень надеюсь, что снова выйду на сцену и встречусь с моим любимым зрителем. Ведь именно театр, зрители, коллеги и воспоминания о тех, кто ушел, дают мне силы справиться со всеми неприятностями и идти дальше…
Ирина Тульчинская.
Фото: PERSONA STARS,
Артистическая натура
Валентина Шарыкина появилась на свет в семье военного лётчика и актрисы в 1940 году в Свердловске. К сожалению, во время войны отец девочки на фронте влюбился в медсестру, а мама, узнав об этом, прекратила всякое общение с бывшим мужем. Много лет спустя отец писал Валентине, надеялся на встречу, но она в тот момент не смогла переступить через свои детские обиды и от общения отказалась.После войны Валентина Шарыкина оказалась в Иркутске вместе с мамой Ириной Анатольевной Рогозинской, которая служила в музыкальном театре. Маленькая Валя знала там каждый уголок, её любили все артисты и музыканты, а когда театр отправлялся на гастроли, Валентина всегда ехала с мамой.
Естественно, ни о какой другой профессии, кроме актёрской, Валентина и слышать не хотела. После получения аттестата она поступила в Новосибирский театральный институт, а спустя всего год, когда была на гастролях в Москве, с первого же раза поступила в Щукинское училище.Она училась на одном курсе с Андреем Мироновым, который помогал будущей актрисе подтягивать «хвосты» и исправлять тройки. А позже всё тот же Миронов попросил подыграть ему во время показа в Театре сатиры. В результате они оба оказались зачислены в труппу. Валентина Шарыкина служит в Театре Сатиры вот уже 57 лет.
Детство и юность
Энциклопедии утверждают, что Шарыкина родилась в Киеве, однако актриса говорит, что появилась на свет в Свердловске. Валя была младшей в семье, в которой росли также три брата — один полнородный и два единокровных.
Валентина Шарыкина в молодости (кадр из фильма «Дни летные»)
Отца — военного летчика артистка не помнит, поскольку на начало войны девочке было меньше года. Мать, артистка оперетты Ирина Рогозинская, полячка по национальности, получила с фронта письмо с известием о романе мужа с медсестрой. На этом родители Вали расстались.
У Шарыкиной было несколько отчимов, включая поэта Николая Доризо, писателя Бориса Костюковского и генерала Ивана Вовченко. Родной отец написал Вале письмо, когда девушка училась в театральном училище. Мужчина хотел помириться с дочерью и познакомить с братьями и сестрами от других браков. Но будущая актриса считала, что отец предал мать, и отказалась от общения.
Шарыкину едва не отчислили из Щукинского училища за плохую успеваемость. Подтянуть артистические навыки и научиться справляться с волнением девушке помог староста группы Андрей Миронов. На студенческих фото будущая артистка выглядит очень скромной.
В Театр сатиры Валентина также поступила благодаря наследнику актерской династии — у Миронова заболела партнерша, с которой он должен был идти на прослушивание, и парень попросил Шарыкину подыграть ему в демонстрируемой сценке. Режиссер театра Валентин Плучек взял на работу обоих молодых актеров.
Фильмография
1962 — Третий тайм — Вера
1963 — Иоланта — Бригита
1966 — Дни лётные
1966 — Старшая сестра — Шура
1966 — Июльский дождь — Люся
1967 — Майор Вихрь — девушка, танцующая в ресторане
1971 — Умеете ли вы жить?
1971 — Егор Булычов и другие — Елизавета
1971 — Алло, Варшава! — стюардесса Маша Терехова
1972 — Руслан и Людмила
1972 — Приваловские миллионы — актриса Катенька Ивановна Колпакова
1972 — Ни дня без приключений — Клавдия Корнеевна
1973 — Дети Ванюшина — Людмила Красавина
1974 — Контрабанда — Марина Киселёва
1974 — Бенефис Савелия Крамарова — камео
1976 — Преступление — Валерия Назарова
1976 — Волшебный фонарь — прекрасная поселянка
1988 — Поляна сказок
2000 — Витрина
2001 — Даун Хаус — генеральша Иволгина
2004 — Слепой
2004 — Ландыш серебристый-2
2004 — Долгое прощание — Ляля Телепнёва (в старости)
2004 — 2013 — Кулагин и партнёры
2005 — Мошенники
2006 — Ты — это я
2006 — Большие девочки
2006 — Случайный попутчик
2006 — Рельсы счастья
2006 — Аэропорт-2
2007 — Снежный ангел
2007 — Своя команда
2009 — Вернуть на доследование — Мария Юрьевна Рюмина
2010 — Экстренный вызов. Доктор смерть
2010 — Воронины — Татьяна Алексеевна, новая пассия Сергея Геннадьевича
2011 — Ельцин. Три дня в августе — Эмма Язова
2011 — Ласточкино гнездо
2012 — Верю
2012 — Праздник взаперти
2012 — Счастливы вместе
2013 — Истребители
2013 — Муж счастливой женщины
2013 — Точка взрыва
2014 — Братаны-4
2015 — Вакантна жизнь шеф-повара
2016 — Против всех правил
2018 — Любовь по ошибке
2019 — А у нас во дворе… 2 — смотрительница музея
Личная жизнь
Первый муж актрисы Игорь на момент зарождения чувств учился на вечернем отделении Щукинского училища. Молодые люди познакомились в пансионате, куда дал путевки профком. Однако после вуза парень не реализовался в актерской профессии и устроился работать на Московский автозавод имени Лихачева. Через 5 лет на съемках фильма «Майор Вихрь» Валентина влюбилась в Евгения Ташкова и ушла от Игоря.
Вскоре «пани Зося» с ужасом узнала, что режиссер женат на актрисе Екатерине Савиновой, которая неизлечимо больна. Чтобы забыть любимого мужчину, Шарыкина вышла замуж за актера Марка Туманова. Ташков уговаривал Валентину не регистрировать отношения с артистом оперетты, но женщина была непреклонна в намерении порвать с режиссером.
Марк оказался добрым и заботливым мужем, помогавшим Шарыкиной совмещать работу в театре и на телевидении. Но когда Валентина находилась на гастролях в Магнитогорске, Ташков прислал актрисе телеграмму с известием, что Екатерина Савинова трагически погибла.
Валентина Шарыкина и ее муж Юрий / SYL.ru
После возвращения Шарыкиной в Москву режиссер каждый вечер поджидал любимую у театра. Однажды женщина сдалась и ушла к Евгению Ивановичу, взяв на себя заботы о его сыне-подростке.
Фактический брак с Ташковым продлился 10 лет. Затем режиссер влюбился в юную Татьяну Васильеву, игравшую главную роль в фильме Евгения Ивановича по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», и женился на девушке.
Следующий брак с врачом-хирургом актриса предпочитает не вспоминать — муж сильно пил. Счастье в личной жизни Шарыкина обрела с инженером Юрием Владимировичем Извековым, союз с которым длится десятки лет.
Детей у актрисы нет. Единственная беременность от Ташкова закончилась выкидышем. В доме Извекова и Шарыкиной всегда живут кошки и собаки. Кроме постоянных питомцев, это найденыши, которым супруги подыскивают заботливых хозяев.
Разлад дружбы
Первое время работы в театре проходило для начинающей актрисы успешно. Ей сразу досталось несколько достойных ролей. Одной из них стала роль Сюзанны в «Женитьбе Фигаро». Партнером по спектаклю стал Андрей Миронов. Он был очень влюбчив и не мог играть чувства, если партнерша не привлекала его как женщина. Андрей сразу признался в этом Валентине, а позже сделал все, чтобы на роль Сюзанны взяли его протеже — молодую актрису Татьяну Егорову. Валентина Шарыкина никогда не отличалась склочным характером, поэтому тихо отошла в сторону. После этого случая ей доставались роли в массовке на протяжении долгих тринадцати лет. На Миронова у актрисы сначала была обида, они какое-то время не общались. Но потом приятельские отношения возобновились. Мягкий характер Валентины никогда не позволял ей надолго сердиться на кого-либо.
Настоящая любовь
Он увидел Валентину Дмитриевну в автобусе, а потом долго шёл за ней по улице, не решаясь познакомиться. Когда же Валентина Дмитриевна спросила, что ему нужно, он просто оставил ей свой номер телефона и сказал: «Позвоните, если вам будет плохо. Я тут же приеду!»Она позвонила. Потом ещё и ещё… Независимо от того, где находился Юрий, он тут же бросал все свои дела и приезжал. Они гуляли вместе по Москве, он показывал ей «свою» столицу, рассказывал о жизни, о несбывшейся мечте стать художником, о работе на заводе и о вере в Бога.
Незаметно они стали необходимы друг другу. Валентина Дмитриевна со своим супругом Юрием счастлива уже почти 40 лет. С ним она поняла, что значит любить и быть любимой, чувствовать себя по-настоящему замужем.
К сожалению, мамой она так и не стала, но на судьбу никогда не жалуется. Валентина Дмитриевна считает, что она понесла заслуженное наказание за свою любовь к женатому человеку, за обиды двоих своих мужей, которых она бросила ради Евгения Ташкова. А своё счастье актриса считает настоящим чудом. И не устаёт благодарить Бога за подаренную когда-то встречу с Юрием.В 1960-1970-х гг. самой популярной и самой любимой среди зрителей была телепередача «Кабачок «13 стульев». Возможно, такой успех отчасти объяснялся тем, что ее поклонником был Леонид Брежнев. Актеры Театра сатиры, игравшие в «Кабачке», стали известны во всем Союзе под именами своих экранных героев: пани Моника, пан Директор, пани Катарина, пан Профессор и т. д. Но не всем посчастливилось задержаться там надолго – Андрей Миронов выдержал всего две передачи.
Заноза в сердце
Она впервые вышла замуж ещё в студенческие годы. С Игорем они учились в Щукинском училище на разных курсах, а познакомились в санатории. Курортная романтика увлекла обоих, и вскоре молодые люди уже спешили под венец.После окончания училища супруг актрисы так и не смог найти место в театре, устроился работать на завод. Это никак не способствовало созданию хорошей атмосферы в семье. Начались разногласия, ссоры, даже скандалы.
Актриса уже снималась в «Кабачке 13 стульев» и ей сотнями приносили письма от поклонников, в которых мужчины разных возрастов клялись в вечной любви пане Зосе и предлагали Валентине Шарыкиной руку и сердце.
А потом её пригласили сняться в эпизодической роли в фильме «Майор Вихрь», где актриса познакомилась с Евгением Ташковым. Она влюбилась едва ли не с первого взгляда и тут же подала на развод с мужем, не желая обманывать супруга. Она всецело отдалась во власть своих чувств. И лишь спустя время Валентина узнала: Евгений Ташков женат на актрисе Екатерине Савиновой, той самой, что сыграла Фросю Бурлакову в картине «Приходите завтра».Валентина Шарыкина порвала с Ташковым в тот же миг. Она считала себя не в праве встречаться с женатым мужчиной. Она расставалась с ним навсегда. Пытаясь забыть любимого человека, Валентина Дмитриевна очень быстро приняла предложение руки и сердца от актёра Марка Туманова.
Прошло всего три года, Екатерина Савинова трагически погибла, а Евгений Ташков стал делать всё, чтобы вернуть Валентину. Он писал ей письма, звонил, пока она была на гастролях, а сразу после возвращения актрисы в Москву попросил её о встрече возле театра.Пока актриса сидела в машине у Ташкова, кто-то из коллег сообщил Марку Туманову о встрече его супруги с мужчиной. В результате вышла не очень красивая сцена. Валентина ушла, предоставив мужчинам возможность выяснить отношения. После спектакля её встретил Евгений Ташков и отвёз прямиком к себе домой.
Детство
Валентина Шарыкина родом с Украины, из Киева. Девочка родилась в очень верующей семье. Ее мама и бабушка были польками по национальности и, соответственно, католичками по вероисповеданию. Поскольку в те годы в Киеве не было действующего костела, бабушка крестила и воспитывала внучку в Православии. Валентина Дмитриевна вспоминает: «Она с детства ставила меня на колени и заставляла молиться. Я молилась на русском языке, а бабушка на польском. Каждую неделю по выходным дням она водила меня в Киевскую Лавру, там мы посещали службу в православной церкви, где я молилась, стоя на коленях. Тексты всех молитв я изучила не по молитвослову (тогда молитвословов не было), а со слов женщин, которые приходили в храм. Они молились вслух, и так, из уст в уста, передавались молитвы. Еще в раннем детстве я узнала, что такое грех, что можно делать истинно верующему человеку, а что нельзя. Такое начальное воспитание было очень сильным, оно вошло в мою плоть и кровь».
Валентина в детства была убеждена, что станет актрисой. Да и как иначе, — она же практически выросла за кулисами, ведь ее мама была артисткой оперетты. Кстати, отец Валентины был настроен против этой стороны жизни жены, что и привело к их разрыву.
После развода мама вместе с Валентиной уехала в Иркутск. Там, в Сибири, девочка открыла для себя новый мир. Она и сегодня с восхищением говорит о сибиряках, как об особенных, замечательных людях. А какие учителя обучали ее в школе! Интеллигентнейшие люди, из бывших сосланных. Валентина Дмитриевна вспоминает: «Мои школьные учителя, которые были удивительно умными, интеллигентными людьми и талантливыми педагогами, занимались развитием и души, и ума, заставляя нас не только читать книги, но и участвовать в различных диспутах».
Театр Сатиры
Андрей Миронов сыграл большую роль в жизни Валентины Шарыкиной. Она вспоминает: «Андрюша был светлым, лучезарным человеком, актером огромного таланта и обаяния, с потрясающим чувством юмора». Благодаря Андрею Валентина Шарыкина попала в знаменитый Театр Сатиры. А произошло это так. Учась на четвертом курсе, она стала готовиться к показу в театр «Современник». Миронов же в это время репетировал отрывок для Театра Сатиры. Накануне показа у Андрея заболела партнерша, и он попросил Валентину подыграть ему. Она подыграла, да так и осталась в этом театре вместе с Мироновым.
Творческий путь актрисы в Театре Сатиры начался со спектакля «Проделки Скапена» Мольера
Блестящая работа молодой актрисы уже тогда привлекла внимание зрителей. Потом были: Эльмира в спектакле «Тартюф, или Обманщик» Мольера, Серафима Владимировна в спектакле «Бег» по Булгакову, Миранда в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М.Фриша, Поля в «Бане» Маяковского, Зоя Берёзкина в его же «Клопе», Чебоксарова в «Бешенных деньгах» Островского, Габи в «Восьми любящих женщин» Тома
Героиням Шарыкиной всегда были присущи естественность, очарование, нежность и одновременно некоторая строгость, и это придавало им особый шарм.
На сцене Театра Сатиры Валентине Дмитриевне посчастливилось работать вместе с выдающимися мастерами: Верой Васильевой, Ольгой Аросевой, Зоей Зелинской, Георгием Менглетом, Анатолием Папановым. О всех них актриса отзывается с большой теплотой, уважением и благодарностью.
Много лет Валентина Шарыкина играла роль мамы Малыша в знаменитом спектакле «Малыш и Карлсон», в котором просто блистал Спартак Мишулин. «Очень талантливый человек был, и уж если выходил на сцену, то согнать его оттуда было невозможно», — вспоминает актриса.
Биография
Валентина Шарыкина родилась 25 февраля 1940 года в Киеве (по её собственным словам — в Свердловске). Бабушка и мама были польками по национальности и католичками по вероисповеданию. Дед по материнской линии был врачом, имел дом в Киеве на площади Богдана Хмельницкого, содержал аптеку, расстрелян в 1917 году, имущество национализировано. Отец, лётчик, участник Великой Отечественной войны, оставил семью в военные годы. Мама, Ирина Анатольевна Рогозинская (1915—1991; по словам Валентины Шарыкиной, в действительности её мать появилась на свет 17 января 1913 года в Киеве), окончила Свердловскую консерваторию, выступала в оперетте, в 1950 году из-за конфликта с новым мужем переехала с дочерью в Иркутск; в 1957 году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Валентина имела ещё полнородного старшего брата и двух единокровных братьев от первого брака отца. В дальнейшем у отца были ещё семейные отношения и дети в других браках. Несколько раз вступала в брак и мама, среди её мужей — поэт Николай Доризо, генерал Иван Вовченко, писатель Борис Костюковский.
Среднее образование Валентина получила в школе № 17 города Иркутска.
В 1962 году окончила Училище им. Б. Щукина (курс И. М. Рапопорта и А. И. Борисова, однокурсниками были Андрей Миронов и Виктория Лепко) и стала актрисой Московского театра сатиры. Имела также приглашение в театр «Современник»
Зрителям запомнилась как исполнительница роли пани Зоси в советской телевизионной юмористической передаче Кабачок «13 стульев». Валентина Шарыкина участвовала в выпусках программы на протяжении 15 лет. За эту роль в 1976 году актриса была удостоена почётного звания заслуженного деятеля культуры Польши.
«У ШИРВИНДТА ОЧЕНЬ УМНАЯ ЖЕНА»
— Ваше отношение к Валентину Плучеку?
— С ним было очень интересно работать, и постановки у него были колоссальные. Он говорил, что мы его краски, а он — художник, он нас варьирует и видит, кто что должен играть… У меня к нему отношение, если можно так сказать, резко положительное. И ко мне он не приставал со своими любезностями. Да, было дело, как-то пытался поухаживать за мной, и я сказала: «Я очень люблю свой театр!» «Ну и люби свой театр!» — отрезал Плучек. Какое-то время не давал мне ролей, но потом я ему понадобилась как краска и опять работали вместе.
— Про него говорят, что был просто отъявленный донжуан, это правда?
— Дело в том, что там, где власть у мужчины, — это закономерность. Посмотрите, что сейчас творится в офисах и так далее. Ну и режиссеры пытаются использовать свое положение. Кому нравятся мальчики, кому — девочки.
— Но Ширвиндт, нынешний худрук Сатиры, он же не такой?
— У Александра Анатольевича очень умная жена, которая ему все прощала. Думаю, и у него были какие-то романы. Мужчина не может быть без романов.
— Недавно вся страна гудела по поводу внебрачного сына Спартака Мишулина…
— Спартачок прежде всего замечательный актер. Это просто чудо, мы с ним столько вместе играли! На редкость заразительный партнер!.. А что касается его второй семьи, я ничего об этом не знала. У нас в «Кабачке» (в знаменитом «Кабачке «13 стульев» Шарыкина играла пани Зосю, а Мишулин — пана Директора. — Ред.) была такая шутка: «Слышали, у пана Директора родилась тройня. Все три матери чувствуют себя хорошо». Я только знала, что Спартачок очень любил свою жену Валю и дочь Карину. Он так долго мечтал об этой девочке, и наконец она родилась. Спартак и на операцию лег из-за дочки, чтобы продлить себе немного жизнь. Ему хорошо сделали шунтирование, но не проверили почки, и во время операции они отказали. Наступила смерть.
— Трагическая судьба оказалась и у Романа Ткачука.
— Да, тоже был замечательный человек. И тоже увлекался женщинами, у него были страстные романы. Но любил Ромочка только одну — свою жену Майю, она была завлитом, кажется, на телевидении. Рома боялся оставлять ее одну — она начала пить. И он пил вместе с ней. Потом она выпила какую-то отраву… А Ромочка кому-то из наших актеров сказал, что если Майка умрет, то он уйдет за ней. И он допил то, что было в ее стакане. Утром нашли их обоих мертвыми. И похоронили под одним крестом.
Миронов привел ее в театр, но потом сплетни их развели.
Возвращение в спектакль (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Вернуться в спектакль Валентине Шарыкиной невольно помогла Вера Васильева. Она играла в «Женитьбе Фигаро» роль графини. Перед самыми гастролями Васильева заболела. Директор театра стал искать ей замену. Шарыкина первой вызвалась на исполнение роли. В успех этого предприятия многие не верили. Сама Валентина ужасно волновалась. На первой репетиции, промахнувшись мимо кресла, она упала на пол. Первой мыслью актрисы стала уверенность, что ее уволят из театра. Но, когда все присутствующие на сцене и за кулисами разразились неудержимым хохотом, Шарыкина вздохнула с облегчением. А в конце репетиции актриса впервые поймала на себе взгляд Андрея Миронова, полный уважения и гордости. Так актрису утвердили на роль графини. А когда Васильева вышла с больничного, спектакль играли двумя составами.