Татьяна пельтцер

Краткая биография

  1. В 1920 году началась актерская карьера в передвижном театре политуправления. Юной артистке было всего 16 лет.
  2. С 1921 по 1923 год актриса сменила несколько театров, нигде долго не задерживаясь. Из театра Моссовета ее уволили «за профнепригодность». Тогда Татьяна Ивановна устроилась работать машинисткой.
  3. 1927 год – свадьба с Гансом Тейблером. Он был подающим надежды немецким философом и коммунистом.
  4. В 1930 году Татьяна Ивановна переехала в Германию вместе с мужем. Там она вела жизнь обеспеченной и состоятельной женщины. Однажды она даже оказалась на выступлении Адольфа Гитлера. За границей артистка сыграла единственную роль в постановке «Инга», режиссером которой был Эрвин Пискатор. Вероятно, Пельтцер скучала по родине, поэтому через четыре года развелась и вернулась в СССР.
  5. В 1934 году актриса снова стала работать машинисткой на заводе, где трудился ее младший брат Александр. Она пыталась вернуться в театр Моссовета, но была снова уволена через два года с прежней формулировкой.
  6. В 1936 году актриса, разочаровавшись в московских театралах, уехала в Ярославль и служила там в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г. Волкова. Долго прожить в провинциальном городе она не смогла и решила вернуться в Москву в 1938 году.
  7. В 1940 году Пельтцер работала в Московском театре «Эрмитаж». В то время он назывался «Московский театр эстрады и миниатюр». Здесь раскрылся ее актерский талант. Позже, в Великую Отечественную войну всем немцам грозила депортация. За Татьяну Пельтцер и ее родных вступились заслуженные артисты.
  8. В 1943 году Пельтцер сыграла жену доктора в своем первом фильме «Свадьба». Ее имени в титрах не было.
  9. С 1947 по 1977 год Татьяна Ивановна работала в Московском театре сатиры.
  10. С 1949 по 1988 год Пельтцер озвучивала персонажей советских мультфильмов («Три толстяка», «Необычный друг», «Приключения домовенка» и другие).
  11. В 1950 году актриса окончила университет марксизма-ленинизма при Центральном доме работников искусств, а в 1956 году стала членом КПСС.
  12. В 1953 году с премьерой фильма «Свадьба с приданым» к Пельтцер наконец пришла всенародная известность. Она сыграла небольшую роль. Ее героиня Лукерья Похлебкина – отрицательный персонаж, объединивший в себе все недостатки старых людей.
  13. В 1955 году состоялась премьера кинофильма «Солдат Иван Бровкин». В нем артистка сыграла роль матери Ивана, Евдокии Макаровны Бровкиной. В следующем фильме «Иван Бровкин на целине» специально переписали роль для Татьяны Пельтцер, чтобы она была одной из основных. Фильм вышел на экраны в 1959 году.
  14. 29 марта 1959 года умер Иван Романович. Последние годы он провел вместе с дочерью и был всей ее семьей.
  15. В середине 1960-х Татьяна Ивановна познакомилась с молодым режиссером Марком Захаровым. Сначала она отнеслась к нему скептически из-за молодого возраста, но после постановки спектакля «Доходное место» изменила свое мнение.
  16. В 1968 и 1977 году актриса сыграла в фильмах жену сельского участкового Анискина «Деревенский детектив» и «И снова Анискин».
  17. В 1972 году Пельтцер награждена званием Народной артистки СССР.
  18. С 1977 года актриса стала служить в театре им. Ленинского комсомола.
  19. С 1980 по 1988 год Пельтцер сыграла бабушек в трех эпизодах киножурнала «Ералаш».
  20. В 1989 году Марк Захаров поставил спектакль «Поминальная молитва», где Татьяна Ивановна играла почти без слов. К тому времени у нее начала пропадать память, тексты путались и забывались. В этому же году была последняя роль в фильме «Князь Удача Андреевич».
  21. Почти весь 1991 год Пельтцер провела в психиатрической лечебнице. Она страдала от мании преследования и почти никого не узнавала.
  22. В 1992 году Татьяна Ивановна неудачно упала и получила перелом шейки бедра. Она тяжело болела и умерла 16 июля 1992 года в 88 лет. Актрису похоронили на Введенском кладбище.

Личная жизнь

Замужем актриса была всего один раз – за немцем Гансом Тейблером. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что жить вдали от СССР Татьяна не смогла. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Детей у них не было. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Семьей актрисы был ее отец. Последние годы жизни он прожил у нее – молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны Пельтцер человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы.

Актриса была в форме даже в старости. Она каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет она много бегала, много курила, пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она была простоватой растеряхой, а в жизни – педантом и аккуратисткой. Актриса никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с ней было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

Театр «Ленком»

В 1977 году в театре Сатиры у актрисы начались разногласия с режиссёром Валентином Плучеком. Татьяна Ивановна перешла в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выходила на сцену в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер вошла в театр как «комедийная старуха» и стала в нём царицей. Бенефисом была роль старушки Фёдоровны в постановке произведения Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порою шли только на эту актрису.

Последним спектаклем в её жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна уже плохо передвигалась, забывала текст, но Марк Захаров всё равно сделал эту постановку, специально под неё. Персонаж старой еврейки Берты придумал для Пельтцер Григорий Горин. Роль её сына играл Александр Абдулов. Он настолько бережно водил Татьяну Ивановну по сцене, будто она была фарфоровой кружечкой тонкой ручной работы. Именно такой хрупкой драгоценностью её считали все актёры театра Ленком.

А зрители на этом спектакле улыбались и плакали. Улыбка была от счастья, что им выпала честь видеть на сцене великую актрису. А слёзы от того, что все понимали – они прощались с Татьяной Ивановной Пельтцер.

Вас никто не любит… кроме народа!

Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду»

Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер

В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»

«Вас вообще никто не любит… кроме народа»

Коллеги по сцене не всегда благосклонно воспринимали прямолинейную Пельтцер, которая зачастую не стеснялась в выражениях. Когда в Театр сатиры пришел молодой режиссер Марк Захаров — ставить «Доходное место», — в зале раздался голос актрисы Татьяны Ивановны: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру». Спектакль вышел удачным, и актриса играла у Захарова во всех пяти постановках в Театре сатиры.

Роль тети Тони, активной и жизнерадостной старушки, в постановке «Проснись и пой» на долгие годы стала для Татьяны Пельтцер настоящим бенефисом со взлетами по лестнице, танцами и песнями. Актриса демонстрировала безупречный комедийный стиль.

Татьяна Пельтцер с Александром Абдуловым. Фото: ruspekh.ru

В 73 года она решила начать новую жизнь на новой сцене — перешла в «Ленком» вслед за Марком Захаровым. Пельтцер заверила: «Марк Анатольевич, я буду играть у вас все, что скажете». Молодой режиссер терпеливо принимал критику вспыльчивой актрисы и учитывал возраст Татьяны Ивановны. Когда ее стала подводить память, реплики в постановках стали совсем короткими, и коллеги по цеху подсказывали прямо по ходу спектакля. Одна из последних работ Татьяны Пельтцер — «Поминальная молитва» — была практически без слов. Старую еврейку Берту выводил под руку сын Манахем — Александр Абдулов. Зал встречал любимую актрису долгими овациями, стоя, со слезами на глазах…

Последние годы великой актрисы

Очень долгое время здоровью актрисы можно было только позавидовать, но старость брала свое: в конце 80-х Татьяна Ивановна начала терять память. Она просила свою домработницу Анну Кукину помогать ей разучивать роли, но все-равно не могла запомнить текст. К тому же у Пельтцер начала развиваться болезнь Альцгеймера, чем воспользовалась (по словам Кукиной) некая ее подруга Ирина Михайловна. Она настроила уже не осознающую реальность актрису против человека, прослужившего у нее 22 года и вынудила Анну уйти, приставив к Татьяне Ивановне другую домработницу. Целью авантюристки была 2-х комнатная квартира Пельтцер на Черниховской. Добившись завещания в свою пользу, Ирина Михайловна избавились от актрисы, упрятав ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.

Московская психиатрическая больница имени Ганнушкина. Фото fb.ru

По словам той же Анны Кукиной, Марку Захарову удалось вызволить ее оттуда, но пережитый стресс в общей палате для душевно больных, окончательно подорвал здоровье Татьяны Ивановны. Кукина вернулась в дом актрисы, а завещание (как Пельтцер изначально хотела) переоформили на домработницу. В 92-ом г. актриса снова попала в лечебницу, откуда уже не вышла. Она уже никого не узнавала и не вставала с постели. Анна ухаживала за Татьяной Ивановной до ее последних дней. Актриса скончалась 16-го июля 1992-го г. на 89-ом году жизни и похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.

Фото moscow-tombs.ru

Личная жизнь

Брак с немцем Гансом стал для Татьяны Пельтцер единственным. Как сама вспоминала актриса, их роман был очень бурный. Но, прожив чуть менее пяти лет, супруги развелись по инициативе актрисы, которая признавалась, что полюбила другого.

Расстались они друзьями. Будучи проездом в Москве, бывший муж не раз захаживал в гости к Татьяне Ивановне, да и его сын мог навестить актрису.

Больше замуж она не выходила, детей не было. Хотя именно роли чьих-то мамаш и бабушек удавались Пельтцер лучше всего.

От отсутствия семьи Татьяна Ивановна не страдала. Она была окружена весёлыми коллегами, с которыми любила поиграть в преферанс.

К тому же на плечи Татьяны Ивановны легла забота о престарелом отце и брате, ставшем инвалидом посте аварии.

Коллеги вспоминают об артистке, как об очень аккуратной и собранной. Она всегда завораживала мощной харизмой, подавляла своим бешеным темпераментом, поэтому работать с ней было непросто.

Пельтцер всегда старалась выглядеть презентабельно. До глубокой старости делала зарядку, выходила на пробежки, наряжалась и делала прически.

Единственным недостатком актрисы было курение и любовь к крепкому кофе. В остальном она следила за питанием и на гастролях всегда готовила себе сама.

Театр и фильмы

В конце сороковых годов Татьяна Пельтцер представляла собой уже немолодую и довольно неудачливую актрису. Она была зачислена в труппу театра Сатиры. Но в то время актриса и представить не могла, что эта сцена принесет ей славу. Благодаря фильму «Свадьба с приданым» о Пельтцер узнала вся страна. Актрисе на момент выхода картины в прокат было сорок семь лет. В этом фильме она сыграла неблагополучную и изрядно пьющую старуху. А с выходом на экран «Солдата Ивана Бровкина» к Татьяне пришла настоящая всенародная любовь.

Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной. В жизни актриса мало общего имела со своими экранными персонажами. У актрисы был безупречный вкус в одежде. Свободное от работы время она предпочитала проводить в ресторанах. К тому же, Татьяна Пельтцер была заядлой курильщицей, и избавиться от вредной привычки не смогла до последних лет жизни. Будучи уже немолодой и, не отличаясь красотой, она давала повод слухам о многочисленных романах. Однако подробности личной жизни актриса скрывала даже от близких подруг.

Театр стал домом для Татьяны Пельтцер. Она проводила здесь большую часть времени. А обстоятельства личной жизни лишали ее последней надеждой на счастье. Отец актрисы тяжело болел. После спектакля и оваций она торопилась домой. Днем нанимала сиделку. Но как бы тяжело не было немолодой актрисе разрываться между театром и домом, после смерти отца она познала горечь настоящего одиночества.

А спустя год попал в аварию брат. После катастрофы Александр Пельтцер стал инвалидом. Жена и дети от него отказались, и единственным человеком, который взял на себя заботу о человеке, прикованном к инвалидной коляске, стала сестра. Татьяна Пельтцер снова спешила из театра домой.

В театре Сатиры Татьяна Пельтцер проработала тридцать лет. Но после грандиозного скандала с главным режиссером она покинула и эту сцену. Вскоре актрису пригласили в свой театр Марк Захаров. В «Ленкоме» Татьяна Пельтцер провела последние годы. Она выходила на сцену даже тогда, когда память стала ей отказывать.

Театральная сцена

Актерскую карьеру на театральной сцене Татьяна начала в 16 лет (1920 год). Она стала сотрудницей в Передвижном театре Политуправления. Но долго девушка здесь не проработала. Татьяна меняла места работы практически каждый год. А из Театра Моссовета Пельтцер уволили за профнепригодность. Чтобы зарабатывать на жизнь, девушка была вынуждена работать машинисткой.

В Москве Татьяна вращалась в кругах немецкой элиты, где познакомилась с Тейблером Гансом, молодым философом и коммунистом из Германии. Молодых людей связывали романтические отношения, результатом которых стала свадьба в 1927 году. Через пару лет семейная пара перебирается в Берлин. В Германии Таня устроилась в торговое представительство СССР машинисткой. О несостоявшейся у себя на родине актрисе из Советского Союза узнал немецкий режиссер Пискатор Эрвин и предложил ей принять участие в своей постановке под названием «Инга».

Несмотря на то, что девушка прекрасно знала немецкий язык и была хорошо знакома с нравами в Германии, она тосковала по родине. В связи с этим крепкие семейные отношения дали трещину. Развод не заставил себя долго ждать. Татьяна вернулась в Москву, вернула себе фамилию отца. Дружеские отношения с бывшим мужем Пельтцер поддерживала еще много лет.

Татьяна Ивановна по возвращении на родину снова пытается заняться актерским мастерством и устраивается в Театр им. Моссовета. И снова неудача, уволившись с театра, в 1934г. приступает к работе на завод АМО в качестве машинистки. На этом же заводе работал брат Татьяны Александр главным инженером.

После нескольких неудачных попыток закрепиться на театральной сцене в Москве Пельтцер решает переехать в город на Волге Ярославль. Здесь она была принята в один из старейших театров России. Через 2 года Татьяна снова покинула театр, на этот раз по собственному желанию. Снова вверх взяла тоска по родному городу Москва. Возвращение девушки в Москву совпало с открытием нового Театра Миниатюр.

Именно в этом театре молодая актриса проработала довольно длительный срок – около 7 лет. Татьяна играла пролетарские роли, людей рабочего класса: гардеробщица, банщица, продавщица, молочница. Для потомственной аристократки и девушки с высокой самооценкой такие роли были недостаточно серьезными. Но девушка не отклонила, ни одного предложения об участии в постановках, так как действительно любила актерское искусство. В связи с отсутствием должного образования, карьера Пельтцер продвигалась крайне медленно. Несмотря на это, через 2-3 месяца регулярных выступлений, у девушки уже появились поклонники актерского таланта.

Настоящий подъем актерской популярности Татьяны Ивановны, когда она работала в академическом театре сатиры (с 1947 года). Выступления настолько увлекли Пельтцер, что театральная атмосфера стала для нее как второй дом. Каждую роль актриса пропускала через себя и полностью проникалась характером персонажа. Не удивительно, что за короткое время Татьяна получила долгожданную всесоюзную известность. Знаменитой актриса стала после исполнения роли персонажа Лукерьи пьесе «Свадьба с приданым». А так как спектакль был заснят на кинематографическую пленку, то Татьяна одновременно стала и киноактрисой – спектакль показывали во всех кинотеатрах страны.

70-е годы стали пиком популярности в карьере Пельтцер. Наиболее запоминающимися ролями были:

  • Марселина – «Женитьба Фигаро»;
  • тетя Тоня – «Проснись и пой»;
  • Прасковья – «Старая дева».

Почетное звание Народной артистки СССР Татьяна Ивановна получила в 1972г. не последнюю роль в получении звания сыграл Захаров Марк, который утверждал актрису на главные роли Академическом театре Москвы. Но после того, как Захаров перешел в Ленком, с новым руководством Пельтцер не нашла общий язык. Татьяна Ивановна принимает решение тоже перевестись в Ленком, чтобы возобновить карьеру в уже преклонном возрасте.

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.

Татьяна Пельтцер Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.

Замуж Пельтцер вышла только раз за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого и зачем-то призналась в этом мужу. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер

Биографы так и не нашли ответа на вопрос, как женщине, по некоторым сведениям, получившей немецкое гражданство, удалось уцелеть в период репрессий, вернуть прежнюю фамилию и остаться жить в Москве.

Выдвигались предположения, что Пельтцер согласилась сотрудничать с НКВД, впрочем, не получившие подтверждения. Да и от депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зелёная, Борис Андреев и Мария Миронова. Они пошли в Министерство культуры и убедили чиновников в благонадежности артистки.

Татьяна Пельтцер в последние годы Семьей актрисы стали отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в 1975-м.

Актриса была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она выглядела простоватой растеряхой, а в жизни оказалась педантом и аккуратисткой. Никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с Пельтцер, по отзывам коллег, было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

История появления семьи Пельтцер в России

Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.

Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.

Театр

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.

Татьяна Пельтцер в молодости

Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

Татьяна Пельтцер в театре

Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)

Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.

В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.

Народная артистка СССР Татьяна Пельтцер

С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».

Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».

Профессиональная деятельность

За всю свою жизнь Татьяна Пельтцер сменила много различных театров. В качестве профессиональной актрисы Татьяна дебютировала в 1916 году в антрепризном спектакле Николая Синельникова. Имела опыт работы в Передвижном театре Красной армии в Ейске, в Колхозном театре, в театре Военно-морского флота и многих других.

В 1930 году переехала с супругом в Германию, где устроилась работать в советское торгпредство. В этот период Татьяна играла в спектакле «Инга» немецкого театрального режиссёра. Через год, в 1931 году, артистка вернулась в Советский Союз. Татьяна устроилась работать в театр Моссовета (на тот момент МГСПС). Без профессионального образования актрису приняли во вспомогательный состав, где она проработала четыре года.

С 1936 по 1938 Татьяна Пельтцер служила в Ярославском драматическом театре. Потом вернулась в Москву и начала играть в только что создавшемся Театре миниатюр. На сцене театра Татьяна трудилась семь лет. В тот период, несмотря на то, что актриса играла обычных рабочих женщин (управдом, молочница, банщица и других), у Татьяны появилась масса поклонников.

В 1947 году артистка стала служить в Московском академическом театре сатиры, который в итоге стал для Татьяны Ивановны вторым домом. На театральных подмостках этого театра актриса стала известной благодаря яркой роли Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым». В 1953 году театральный проект сняли и показали на телевидении. После выхода спектакля на телеэкраны артистка проснулась знаменитой.

Пик карьеры Татьяны Ивановны пришёлся на 70-е годы. Среди многочисленных театральных постановок, в которых принимала участие актриса, особо выделялись «Проснись и пой!» (тётя Тоня), «Женитьба Фигаро» (Марселина) и «Старая дева» (Прасковья). В театре Татьяна Ивановна играла 30 лет, до ухода в «Ленком» Марка Захарова, который был почитателем её актёрского таланта.

В кино актриса стала сниматься достаточно поздно, когда ей было 39 лет. Дебютной картиной Татьяны Ивановны стала в 1943 году военная картина режиссёра Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (роль колхозницы). Уже на следующий год актрисе досталась роль жены доктора в комедии «Свадьба». Фильмография артистки состоит более чем из 130 кинопроектов. Чаще всего в полнометражных фильмах Татьяна Ивановна играла матерей, бабушек и нянечек.

Её образы в различных проектах всегда были добрые, внимательные и душевные женщины. Известной и признанной артистка стала к 50 годам. Татьяне Ивановне успешно удавалось совмещать съёмки, как в серьёзных полнометражных картинах, так и в детских сказках. Среди ярких и интересных работ в карьере актрисы можно выделить следующие фильмы: «Простые люди», «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Солдат Иван Бровкин», «Это мы не проходили», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Вам и не снилось».

Также Татьяна Ивановна запомнилась харизматичными ролями в таких сказках, как:

  • «Там, на неведомых дорожках»;
  • «Двенадцать месяцев»;
  • «Царевич Проша»;
  • «Морозко»;
  • «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».

Также артистка регулярно снималась в знаменитом детском киножурнале «Ералаш». Татьяна Ивановна имела большой опыт озвучивания многочисленных советских мультфильмов.

Кроме этого, озвучивала разные радиопостановки. Последними проектами артистки в кино стали: «Раз, два, горе – не беда!», «Малявкин и компания» и «Князь Удача Андреевич».

Детство

Отец Татьяны, Иоганн Робертович (или Иван Романович, как он сам всегда представлялся), с ранней молодости серьезно занимался своим развитием. Он стал блестящим актером. Снискав большой успех и популярность как актер, он не остановился на достигнутом и стал великолепным режиссером.

Иван Романович проводил очень много времени со своей любимой дочкой Танечкой, сам обучал ее актерскому мастерству. Впервые девочка появилась на сцене в десятилетнем возрасте в спектакле, который назывался «Камо грядеши».

Татьяна очень хорошо училась в школе. Будущая артистка буквально разрывалась между театром и школой. Ее талантом все восхищались, многие известные актеры предсказывали ей великое будущее. Отец гордился дочерью и во всем ей помогал.

По характеру будущая актриса была напористой, эмоциональной, неуступчивой – все это она унаследовала от своего папы. Артистка была прямолинейна, говорила все, что думает, и иногда это было не совсем приятно окружающим. Многим актерам было сложно с ней работать, случались конфликтные ситуации прямо на сцене. Но зато она была любимицей зрителей, которые души в ней не чаяли и всегда с нетерпением ждали нового спектакля с ее участием.

Смерть

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов. Отношения у этой пары были особые. Пельтцер ценила в молодом коллеге талант и открытость, а он осыпал ее только им двоим понятными комплиментами.

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов Со временем «любимой бабушке страны» пришлось лечиться в психиатрической клинике. В 1992-м Пельтцер снова попала в больницу с нервным перенапряжением. Там актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причина смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.

Могила Татьяны Пельтцер Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив — театру «Ленком». Памяти любимицы миллионов телеканал культура посвятил документальный фильм «Родное лицо».

Существует легенда, что незадолго до смерти к актрисе обратились с просьбой использовать ее фото в рекламе сигарет. Татьяна Пельтцер заметила:

Театр и фильмы

В конце сороковых годов Татьяна Пельтцер представляла собой уже немолодую и довольно неудачливую актрису. Она была зачислена в труппу театра Сатиры. Но в то время актриса и представить не могла, что эта сцена принесет ей славу. Благодаря фильму «Свадьба с приданым» о Пельтцер узнала вся страна. Актрисе на момент выхода картины в прокат было сорок семь лет. В этом фильме она сыграла неблагополучную и изрядно пьющую старуху. А с выходом на экран «Солдата Ивана Бровкина» к Татьяне пришла настоящая всенародная любовь.

Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной. В жизни актриса мало общего имела со своими экранными персонажами. У актрисы был безупречный вкус в одежде. Свободное от работы время она предпочитала проводить в ресторанах. К тому же, Татьяна Пельтцер была заядлой курильщицей, и избавиться от вредной привычки не смогла до последних лет жизни. Будучи уже немолодой и, не отличаясь красотой, она давала повод слухам о многочисленных романах. Однако подробности личной жизни актриса скрывала даже от близких подруг.

Юношеские годы

Родилась звезда советского театра и кино летом 1904 года шестого июня в Москве. Предки Татьяны Ивановны были именитыми евреями со стороны матери. Дедушка был киевским раввином. А по отцу корни актрисы уходят в Германию. Вплоть до начала ІІ мировой войны в семье придерживались немецких обычаев и культурных ценностей, а также разговаривали между собой на немецком языке.

Глава семьи Пельтцер был режиссером и актером. Он также выступал и на театральной сцене. Татьяна очень любила отца, именно благодаря его влиянию девочка выбрала свой жизненный путь. Иван Пельцер привил дочери оптимистический взгляд на жизнь, многогранное восприятие жизни.

Получить профильное образование Татьяне Ивановне не довелось. Отсутствие диплома создавало некоторые сложности в карьере талантливой актрисы. Чаще ее воспринимали не серьезно. Истинную любовь зрителя, одобрение критиков и признание культурной элиты Пельтцер получила, когда ей было уже за 50. До этого момента актриса сменила множество театров из-за того, что коллектив не признавал ее врожденный актерский талант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector