Роман полански биография.режиссер,сценарист,кинопродюсер

Роман Полански насильник

Лишь в 1974 году Роман Полански вернулся в режиссуру и снял гангстерский боевик «Китайский квартал». Кстати, на съемках он вдрызг переругался со своим давнишним другом и исполнителем главной роли Джеком Николсоном. Дело в том, что в самый разгар съемок Николсон убежал с площадки, чтобы посмотреть баскетбольный матч. Роман Полански в ярости расколотил телевизор, за что Николсон назвал его «сукиным поляком». А через три года‚ в 1977 году, из США пришлось спешно убегать самому Роману Полански.

Роман Полански и Джек Николсон

Джек Николсон сыграл в судьбе Полански роковую роль. Именно в доме этого артиста произошло событие, которое поставило знаменитого режиссера практически вне закона. В 1977 году против него было выдвинуто обвинение в том, что он изнасиловал 13-летнюю девочку Саманту Гейли, когда гостил у Джека Николсона в его особняке.

Саманта Гейли

По словам самой Саманты, Полански пригласил ее якобы на съемки для французского журнала Vogue. После чего, как утверждала Гейли, режиссер напоил ее шампанским с наркотиком метаквалоном. А потом склонил к оральному и анальному сексу.

— Я говорила: «Нет, нет, я не хочу туда. Нет, я не хочу этого делать»,  рассказывала пострадавшая в одном из интервью. Но Роман Полански принудил ее, полубесчувственную, к сексу, совершив несколько половых актов.

В результате звезду мировой режиссуры, лауреата «Оскара», «Золотого медведя» и многих других кинонаград арестовали. Изначально режиссера обвинили в изнасиловании с использованием наркотиков, извращении, содомии, развратных действиях в отношении ребенка, не достигшего 14 лет.

Однако суд учел, что Роман Полански признал себя виновным в связи с несовершеннолетней. Поэтому последовало так называемое «судебное соглашение», и большинство обвинений, в том числе и в изнасиловании, были сняты. Однако и оставшегося хватало на несколько десятилетий жизни за решеткой.

Примечания

  1. // imdb.com  (Проверено 28 сентября 2009)
  2. ↑ Roman Polanski: Interviews. University Press of Mississippi, 2005. ISBN 978-1-57806-800-5. Pages 105, 172.
  3. , Roman Polanski Media Archive
  4. , FindLaw
  5. Leaming, Barbera. Polanski, A Biography: The Filmmaker as Voyeur. New York: Simon and Schuster. 1981. 155
  6. Richard Corliss. . Time. 2 May 1983, Vol. 121, Iss. 18, pg. 44-49
  7. James Morrison. . University of Illinois Press, 2007. p 127. ISBN 0-252-07446-7, 9780252074462
  8. Denise Worrell. The Atlantic Monthly Press. 1989. pp. 108—114. ISBN 0-87113-306-7
  9. Harlan Kennedy. . American Film. October 1979.
  10. «Не прощай, Америка!» Коммерсантъ-Власть, № 39, 2009
  11. . Коммерсантъ № 141 (4441) (5 августа 2010). из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
  12. Rowell, Erica. The Brothers Grim: The Films of Ethan and Joel Coen. Lanham, Maryland: The Scarecrow Press, Inc., 2007. P.122. — ISBN 0-8108-5850-9
  13. // КоммерсантЪ. 1996. 25 июня. № 106(1064)
  14. Lynch on Lynch. IBSN 9780571220182. Page 98.
  15. // NEWSru.com. 2007. 11 мая.
  16. // Rolling Stone. 2007. Сентябрь.
  17. // Variety. 2007. Sep. 11.

Комментарии

Назаров Александр Юрьевич

куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»

Салаев Александр Рафикович

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса

Наталья Алексеевна Сергунина

руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы

Радионова Светлана Геннадьевна

руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора

Назаров Андрей Геннадьевич

экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования

Плутник Александр Альбертович

юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»

Токарев Владимир Александрович

российский государственный деятель

Елисеев Алексей Андреевич

Руководитель Департамента капитального ремонта города Москвы

Влияние

Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра нео-нуар в 1990-е годы. Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии». И если Лодзь формировал абсурдизм молодого Поланского, то присудивший режиссёру Золотую пальмовую ветвь («Пианист», 2002) Дэвид Линч в весьма зрелом возрасте отдал должное этому городу, сняв здесь свою «Внутреннюю империю» (2006).

Шэрон Тейт

Отношения с Шэрон Тейт стали для Романа самыми яркими, но в то же время самыми трагичными. Познакомились молодые люди на банкете в честь начала съемок картины «Бал вампиров». В тот вечер режиссеру представили возможность пообщаться с актрисой, которую подобрали на главную роль. Роман не оценил этого выбора, ведь ему нужна была рыжеволосая красавица с четким европейским колоритом.

Тейт ему же тогда показалась очень американской красавицей, при этом она была еще и блондинкой. Однако мужчина сумел оценить девушку по достоинству. А Тейт поборола эмоции, которые возникли у нее в первую встречу. Она на тот момент подумала, что Роман низкорослый, переполнен цинизмом, при этом обладал жутким акцентом и глупым оскорбительным чувством юмора. Но позже она сумела проникнуться Романом.

Это был лишь легкомысленный роман, который в последующем перерос в глубокие чувства. А сама Тейт была тогда помолвлена с голливудским стилистом Джеем Сэбрингом. Но это не помешало им 20 января 1968 года пожениться.

По итогу актриса все же снялась в фильме режиссера,  для роли он надел на красавицу рыжий парик. И даже нашел способ показать прекрасную фигуру актрисы, ведь ее крадет вампир из ванны обнаженной. И сам Роман снялся в фильме. Он играл роль помощника на вампиров, который постоянно пялился на красоток. Фильм был очень похож на смесь триллера и сказки.

Полански в то время безумно мечтал снимать жену в каждой своей картине, ведь он восхищался ею во всех планах. Но в то же время ем было неловко оставлять других актрис без шанса на роль.

Отношения развивались более, чем удачно. Девушка забеременела и возлюбленные ждали пополнение. Но все было разрушено в один момент. В ночь с 8 на 9 августа 1969 Шэрон Тейт была убита. Как выяснилось позже, убили Шэрон Тейт люди из секты Чарльза Мэнсона. Актрису не сумели спасти, скончалась она от многочисленных ножевых ранений. Еще трагичнее эта история была от того, что до родов убитой жене Романа Полански оставалось всего две недели.

Нереализованные проекты

В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к давно задуманной экранизации повести Достоевского «Двойник». Однако на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в которой главный герой в исполнении Джона Траволты должен был появиться обнажённым. Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без объяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке. Полански впоследствии прокомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили огромные усилия в этот проект, и тут совершенно внезапно всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который давно работает со мной в качестве художника-постановщика, плакал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за фильм зарплату в 20 млн долларов, вести себя столь глупым образом?» С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, в частности, Дэвид Линч.

«Помпеи»

В 2007 году широко анонсировалось начало съёмок фильма по роману Роберта Харриса — «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон . Однако работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на фильм уже купили дистрибьюторы из 35 стран. В 2014 году фильм всё же вышел с другим режиссёром и актерами.

Китайский квартал (Chinatown, 1974)

Джек Николсон все-таки попал в фильм Полански, где пару ему составила Фэй Данауэй — обладательница не только воистину гигантских скул, но и просто блестящая актриса, идеально вписанная в антураж старомодного детектива. Здесь Полански — заезжий гость из Европы — первым индуцировал интерес американцев к давно уже заглохшей эстетике нуара 40-50-х. В одном из эпизодов появляется сам режиссер, и остается только пожалеть, что Полански так редко бывает в кадре. Актер он отличный, не хуже аналогичных типажей Дастина Хоффмана или Харви Кейтеля, чьи предки также были родом из Польши. Между прочим, в свое время 14-летний Роман прошел кастинг из почти сотни претендентов и был утвержден Валентином Катаевым на роль в «Сыне полка» для постановки в варшавском театре.

Скандалы в жизни Романа Полански

Полански уже снискал успех в Голливуде, стал обладателем нескольких кинопремий, когда СМИ разразились чудовищным скандалом. Романа Полански обвинили в изнасиловании несовершеннолетней девушки. Саманта Геймер, она же Саманта Гейли, — 13-летняя модель, приглашенная для съемок на обложку французского Vogue, стала жертвой драмы.

Саманта Гейли

Когда нелицеприятный факт всплыл, девушка рассказывала, что якобы все случилось в доме Джека Николсона. Полански опоил юную особу шампанским с примесью наркотических веществ и принудил ее к извращениям. После ареста режиссер частично признал свою вину, дабы смягчить наказание. А потом, по совету адвокатов, Полански сбежал в столицу Великобритании, а дальше – во Францию, откуда экстрадиция его как подсудимого была невозможна.

В конечном итоге, спустя много лет гонений, Саманта отказалась от иска, но уголовное преследование режиссера не прекратилось.

Подобный эпизод повторился в 1982 году. Достоверность рассказа британской киноактрисы Шарлотты Льюис подтверждена не была. Но красотка делилась с репортерами подробностями о том, как Роман Полански «силой взял ее» 16-летнюю в парижском доме в период съемок ленты «Пираты».

Шарлотта Льюис

Барбара Квятковская-Ласс

Случайным образом вышло так, что женами режиссера всегда были женщины, принадлежащие миру кино. Первые серьезные отношения случились у мужчины в конце пятидесятых годов. Тогда случился служебный роман, который плавно и успешно сформировался в серьезные отношения, которые в скором времени были узаконены.

Первой любовь Романа стала красавица и умница танцовщица по имени Барбара Квятковская. На тот момент она еще не была известной актрисой, но делала шаги к этой цели. Полански помог своей избраннице, ведь в 1959 году он выпустил в свет 20-минутную элегию под названием «Когда падают ангелы». Это история о престарелой работнице общественно туалета, которая покадрово вспоминает самые запоминающиеся моменты своей жизни. Саму работницу сыграл кинорежиссер, а ее же в молодости сыграла Квятковская.

В том же году возлюбленные решили узаконить свои отношения и поженились. Просуществовали эти отношения довольно долго, но не вечно. А именно до 1962 года.

Дело в том, что Барбара стала активно развивать свою кинокарьеру и опережала талантливого мужа. Она первая перебралась за рубеж. Там она чуть ли не с первых день получила множество ролей в следующих проектах: «Тысячное окно» с Жан-Луи Трентиньяном, «Как хорошо жить» ч Аленом Делоном, «Любовь в двадцать лет» Анджея Вайда. Квятковская выделилась тем, что стала первой избранницей режиссера, которая получила роль в его фильме.

Фильмы

В кинематографе Моргана Полански дебютировала в 1999 году, появившись на несколько секунд в эпизоде детектива Романа Полански «Девятые врата», в котором главную роль исполнил Джонни Депп. Через три года отец вновь дал небольшую роль Моргане в военной драме «Пианист» с Эдрианом Броуди в роли Владислава Шпильмана. Картина получила три премии «Оскар», две награды BAFTA, Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля и семь статуэток французской премии «Сезар». Международный прокат киноленты принес создателям фильма $120 млн.

Актриса Моргана Полански

В 2005 году состоялась премьера драмы Романа Полански «Оливер Твист», снятой по одноименному роману Чарльза Диккенса. Идею создания картины Роману предложила супруга, актриса Эммануэль Сенье: родители хотели сделать детям подарок в виде интересного фильма. Моргана и Элвис также получили эпизодические роли в картине. Моргана сыграла дочь фермера, которая делится с Оливером Твистом едой, а Элвис исполнил роль мальчика-прохожего.

Моргана Полански в фильме «Оливер Твист»

В этом же году Моргана засветилась в музыкальной драме Эмманюэля Берко «Задний план», в которой рассказывалось о любви девочки-подростка к поп-диве. Полански в фильме досталась роль плачущей фанатки. Главных героинь сыграли мама Морганы Эмманюэль Сенье и Изильд Ле Беско. В 16 лет Моргана приняла участие в съемках политического триллера «Призрак» режиссера Романа Полански, созданного по одноименной книге Роберта Харриса.

Моргана Полански в фильме «Призрак»

Премьера фильма проходила на Берлинском фестивале 2010 года в то время, как режиссер содержался в тюрьме по обвинению тридцатилетней давности. Картина получила международный резонанс, а Роман Полански заочно удостоился главной премии кинофестиваля. В картине речь шла о марионеточности любого государственного правительства. Главные роли в фильме исполнили Юэн Макгрегор, Пирс Броснан и Оливия Уильямс. Моргана Полански перевоплотилась в администратора отеля.

Моргана Полански в роли принцессы Гислы

Настоящий прорыв в творческой биографии молодой актрисы произошел в 2015, когда Моргану пригласили в сериал режиссера Майкла Херста «Викинги» на роль первого плана франкской принцессы Гислы, невесты героя Ролло. Роль жениха девушки, основоположника Нормандской династии, исполнил Клайв Стэнден. Моргана Полански появилась в третьем сезоне и сразу же завоевала симпатии зрителей. Количество поклонников, подписанных на ее страницу в «Инстаграме», увеличилось до 56 тысяч человек.

Моргана Полански в сериале “Викинги”

В «Викингах» Моргане Полански посчастливилось поработать в международном актерском составе, в который вошли Трэвис Фиммел, Кэтрин Винник, Алисса Сазерленд, Александр Людвиг. В этом же году девушка снялась в независимом английском проекте «Грешная земля» режиссера Расселла Инглэнда. Вместе с Полански главные роли в фильме ужасов исполнили Амит Чана, Поппи Дрейтон, Маркус Гриффитс и Эндрю Льюис.

Нож в воде (Knife in the Water, 1962)

По-хорошему этот фильм нужно было поместить в первую пятерку

Полнометражный дебют Полански был номинирован на «Оскар» и сразу привлек внимание к молодому польскому режиссеру. Но сегодня современный зритель плохо знает об этой ленте, которую я склонен назвать самой любимой у Полански

Благополучный и весьма уверенный в себе мужик подбирает на яхту случайного попутчика, который запускает реактор копившихся противоречий супругов. Сценарий к этому фильму написал Ежи Сколимовски, впоследствии также ставший знаменитым на Западе режиссером. Съемочная группа сознательно сделала, чтобы в кадре «Ножа» не маячили плакаты и другая коммунистическая символика, сделав историю универсальной.

Что смотреть дальше

1 / 2

Кадр из фильма «Ребенок Розмари». 1968 год Paramount Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Жилец». 1976 год Marianne Productions

«Ребенок Розмари» (1968) — первый американский фильм Поланского. Он не только стал настоящим хитом и породил целую серию «сатанинских триллеров», но и сыграл немалую роль в становлении нового Голливуда  Новый Голливуд — период в истории американского кино конца 1960–70-х годов, связанный с отменой цензуры, что повлекло за собой обновление языка и значительное расширение тематического спектра.. Экранизация одноименного романа Айры Левина о женщине, которая внушила себе, что вынашивает ребенка дьявола, производит пугающее впечатление. Несмотря на неспешный темп, картина обволакивает зрителя душной атмос­ферой тревоги и паранойи. Не приносит облегчения и открытый финал. Снятый уже во Франции «Жилец» (1976) по роману Ролана Топора интересен в первую очередь тем, что главную роль в нем великолепно исполнил сам Поланский. «Я — гражданин Франции», — повторяет герой фильма, и в его реплике слышны комплексы автора. В то же время ему удается разбавить зловещую атмосферу черным юмором.

Кадр из фильма «Китайский квартал». 1974 год

Если в психологических триллерах Поланский отчасти следовал за Альфредом Хичкоком, то в «Китайском квартале» (1974) с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй он отдает дань классическому нуару 1940-х. Главные герои этой запутанной криминальной истории — невозмутимый частный детектив и его обворожительная клиентка с темным прошлым. Сюжет, игра актеров, работа оператора, монтаж и музыка к фильму — здесь все безупречно. 

Кадр из фильма «Нож в воде». 1962 год

Представление о Поланском будет неполным без его польских фильмов. Дебютный «Нож в воде» (1962) был номинирован на «Оскар», проиграв «Восьми с половиной» Феллини и вызвав бурю негодования на родине у партийной верхушки. Мелодраматический треугольник, состоящий из журналиста средних лет, его молодой жены и парня-автостопщика, который преграждает им дорогу, показался властям подозрительным и недостойным экрана. Дебютанта обвиняли в космополитизме и в том, что изображаемый им стиль жизни нетипичен для социалистического общества. Напряжение в кадре рождается буквально из воздуха и в ограниченном пространстве: почти все действие фильма разворачивается на яхте, где и героям, а тем более оператору почти нет места. Это один из немногих фильмов, которые можно назвать польским аналогом «новой волны» (которую Поланский, впрочем, упрекал в дилетантизме).

Кадр из фильма «Пианист». 2002 год

«Пианист» (2002) — англоязычная копродукция, снятая в Польше и принесшая автору «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и три «Оскара». Сам Поланский признавался, что все сделанное им до этого было лишь подготовкой к «Пианисту». Критики пытались обнаружить автобиографические мотивы во многих его работах, но здесь они очевидны: детство в краковском гетто и счастливый побег из него не могли не наложить отпечаток на жизнь буду­щего режиссера. Наверное, именно поэтому реальная история музыканта Владислава Шпильмана, прошедшего через оккупационный ад, получилась такой реалистичной и пронзительной.

Настасья Кински

Долгое время Роман не мог справиться с горем. Но спустя долгие годы, а именно в 1976 году дал своей личной жизни еще один шанс. Полански начал отношения с молодой актрисой Настасьей Кински. У них была невероятная разница в возрасте. Ему на тот момент уже было 43 года, а девушке всего 15 лет.

Итогом этих необычных отношений стал фильм «Тэсс». Полански решил экранизировать роман Томаса Харди под названием «Тэсс их рода д’Эрбервиллей». Посвятил этот фильм он своей возлюбленной Шэрон Тэйт, ведь именно она натолкнула его на мысль экранизировать роман. Однажды он подарила режиссеру данную книгу и добавила, что из этого может получиться гениальный фильм. Титры были закончены короткой, но уместной фразой «to Sharon».

Актриса же со смущением вспоминает те годы своей жизни и карьеры. Она говорит о том, что в молодые годы сумела получить невероятный шанс учиться у великих режиссеров, хоть и была управляема ими. Тогда она позволяла себе учить их, хотя и не была профессионалом. Теперь она может сказать, за что она получила отвратительную репутацию и по какой причине многие ее не любили.

Несмотря на скверный характер девушки, фильм вышел в свет. Он был невероятно положительно оценен как критиками, так и зрителями. И был удостоен трех «Оскаров». А Кински тогда получила «Золотой глобус».

Отношения распались, но Роман многое вложил в эту девушку. Он пытался воспитать ее не только как актрису, но и как личность. Тратился на курсы актерского мастерства у известных в этой сфере личностей и это лишь малая часть его заслуг.

События из жизни

  1. В 1955 году Роман снялся у известного польского кинорежиссёра Анджея Вайды в ленте «Поколение». По его протекции Полански стал студентом киношколы в Лодзи, которую официально не окончил, но в 1959 году оставил. Он не без оснований решил, что получил достаточно знаний и навыков для работы в кино в качестве актёра и режиссёра. Но режиссура привлекала больше.
  2. В 1958 году, ещё будучи студентом, он получил признание, представив картину «Двое мужчин и шкаф». Фильм был удостоен бронзовой медали на Брюссельской Всемирной ярмарке, а помимо этого, ещё четырёх международных премий.
  3. В 1962 году состоялся дебют на широком экране. Вышла первая полнометражная картина «Нож в воде» – абсурдистский триллер, имевший скромный прокат на родине, но встреченный на ура за океаном. В США он был выдвинут на «Оскар» и получил эту награду в разделе «Лучший иностранный фильм».
  4. С 1964 по 1968 годы Полански обосновался в Англии, где жанр чёрного готического романа имел давние корни. Здесь он снял фильмы «Отвращение» с К. Денёв, «Тупик». Обе работы получили призы на Берлинском фестивале. В съёмках Роман зачастую отводил и себе небольшие актёрские роли.
  5. Далее пошло сгущение красок и чёрного юмора: «Бал вампиров», «Бесстрашные охотники на вампиров». Тяжёлую и мрачную атмосферу комедий о вампирах под силу выдержать не каждому зрителю. На съёмках последней из них режиссёр встретил актрису из США Шэрон Тейт, которая стала его женой.
  6. В 1968 году вместе с нею Роман переехал в Америку. В этом же году он дебютировал в Голливуде с фильмом ужасов «Ребёнок Розмари». Пришла широкая известность мастера жанра нуар. Успех в кино получил ужасное преломление в собственной жизни: в 1969 году была убита беременная жена режиссёра.
  7. В 1969 году под впечатлением личной трагедии Полански покинул Голливуд, а в 1974 возвратился, чтобы снять «Китайский квартал», который получил «Оскара» и стал лучшим фильмом 70-ых в личной фильмографии. Режиссёрская работа в нём была отмечена «Золотым глобусом».
  8. Во второй половине 70-ых режиссёр приезжал Европу и в 1976 году во Франции снял картину «Жилец» – последнюю часть трилогии, в которую ранее вошли «Отвращение» и «Ребёнок Розмари». Он сам сыграл главную роль в паре с Изабель Аджани.
  9. В 1978 году Полански вынужден был бежать из США, где против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней фотомодели Саманты Геймер. До побега Роман Полански побывал в психиатрической клинике при калифорнийской тюрьме. Накануне вынесения приговора он бежал в Англию, затем во Францию, перемещаясь позже в Швейцарию, Польшу.
  10. Фильм 1979 года «Тэсс» был снят на севере Франции и посвящён памяти погибшей жены Шэрон Тейт. Главную роль в нём сыграла юная немецкая актриса Наталья Кински. В прессу просочились слухи о романе режиссёра с 15-летней Кински. В 1981 году лента была удостоена «Оскара» за лучшую режиссуру, а также получила премию «Сезар».
  11. В 80-2000-ые годы Роман Полански окончательно обосновался во Франции, женился на актрисе-француженке Эмманюэль Сенье и обзавёлся двумя детьми. Почти во всех снятых фильмах присутствует его жена («Неистовый», «Горькая луна», «Венера в мехах», «Основано на реальных событиях», «Офицер и шпион»).
  12. В 1999 году в мистическом триллере «Девятые врата» вместе с Э. Сенье режиссёр снял их маленькую дочь Морган в эпизодической сцене в аэропорту. Звёздным актёром фильма стал Джонни Дэпп, исполнивший главную роль.
  13. Тема Холокоста, которая оставила трагический след в личной судьбе и всегда жила в мыслях Р. Полански, получила воплощение в историческом фильме «Пианист» (2002 г.), посвящённом реальной судьбе пианиста Владислава Шпильмана. За эту киноработу автор в 2002 году получил главный приз Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь» и премию «Оскар». Актёр Э. Броуди за главную роль тоже удостоился «Оскара».
  14. В 2009 году прибывший на кинофестиваль в Цюрих получить награду за режиссёрскую деятельность Роман Полански был арестован полицией Швейцарии по требованию властей США. Обвинения 20-летней давности против него по американским законам оставались в силе. За режиссёра вступилась общественность, актёры и деятели культуры многих стран, министр культуры Франции.
  15. В 2010 году, когда мастер кино находился под арестом, на Берлинском кинофестивале его новый фильм «Призрак» получил приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру. После этого власти Швейцарии, а затем и Польши не нашли оснований для задержания Полански и передачи его американским властям. Режиссёр был освобождён.
  16. В последнее десятилетие самой значительной кинолентой Романа Полански стал фильм 2019 года «Офицер и шпион», удостоенный двух премий «Сезар» – за лучшую режиссёрскую работу и лучший сценарий.

Роман Полански в 2020 г.

Шэрон Тейт и Роман Полански

В 1968 на съемочной площадке фильма «Бесстрашные охотники на вампиров» Полански встретил свою вторую жену, Шэрон Тейт.

Роман Полански и Шэрон Тейт

Точнее, познакомились они немного раньше: режиссеру представили актрису, которая должна была сыграть главную роль в его новом фильме. Стоит обмолвиться, что ни он, ни она друг другу не понравились. Красавица-блондинка, по мнению Полански, совершенно не подходила по параметрам на роль. А Шэрон сочла низкорослого, циничного иностранца с жутким акцентом и сексистскими шутками отталкивающе неприятным.

Роман и Шэрон

Однако уже на первых съемках Шэрон Тейт и Роман Полански четко уловили искру, пробежавшую между ними. Режиссер «отбил» ее у звездного стилиста Джея Сэбринга и привел под венец. Мужчина был настолько покорен красотой и личностными качествами Шэрон, что готов был снимать ее в каждом своем фильме. Пара наслаждалась каждой минутой вместе, считая дни до рождения первенца.

Роман и Шэрон

С Шэрон связана главная трагедия в личной жизни Романа Полански, от которой он долго не мог оправиться. В ночь на 9 августа 1969 в дом Шэрон Тейт и Романа Полански ворвалась банда сектантов-сатанистов, возглавляемая Чарльзом Мэнсоном. Многочисленные ножевые ранения, нанесенные Тейт не оставили шансов на выживание ни ей, ни их с Полански малышу.

Больших трудов и неимоверных усилий стоило Роману выбраться из затяжной депрессии. Спасала лишь работа.

Детство и юность

Роман Полански появился на свет в Париже 18 августа 1933 года в семье польских евреев. В Польшу родители возвратились, когда сыну исполнилось 3 года. Они поселились в Кракове, родном городе отца. У Романа была сводная сестра по матери, Анета. Отец Рышард Либлинг и мать Була (до замужества Кац-Предборска) после прихода фашистов оказались в краковском еврейском гетто.

Роман Полански в детстве

Позже Була Либлинг погибла в Освенциме, а глава семьи уцелел в концлагерях, прожил долгую жизнь и умер в 1984 году в возрасте 81 года. Во время немецкой оккупации его сын, будущий известный режиссёр, жил в польской семье, которая укрывала его по договорённости с Рышардом. Страшным воспоминанием этого времени для мальчика стала сцена, когда он выполнял роль мишени во время стрельб немцев.

В 1945 году, после войны, отец и сын нашли друг друга и поселились в Варшаве. Роман стал учиться в технической школе. Но интерес к искусству привёл его на киностудию. На детском телевидении были сделаны первые попытки заявить о себе как об актёре. Подросток стал играть и в радиоспектаклях.

Роман Полански в юности

В 1948 году в Варшавском театре юного зрителя он сыграл главную роль в пьесе по повести В. Катаева «Сын полка». Путь в кино начался с увиденного в кинотеатре фильма «Выбывший из игры» в жанре чёрной драмы. Юноша был потрясён и решил сделать всё, чтобы оказаться там, где делают кино.

В молодости

Основные темы

«Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось ещё. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно».

Роман Полански

Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.

Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.

Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.

Зло у Поланского может принимать самые разные формы:

  • Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).
  • Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, Сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
  • Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агенткой ЦРУ, инспирировавшей преступления мирового масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров («Оливер Твист»).

С каких фильмов не стоит начинать

1 / 2

Кадр из фильма «Что?». 1972 год Compagnia Cinematografica Champion, Dieter Geissler Filmproduktion, Les Films Concordia

2 / 2

Кадр из фильма «Пираты». 1986 год Accent Films, Carthago Coop. Cinematográfica, Cominco, Cannon Film Distributing

В головокружительной карьере режиссера случались и провалы. Если неко­торые фильмы — например, пародийный ужастик «Бал вампиров» (1967) или суровая, буквально пропитанная кровью экранизация «Макбета» (1971) — незаслуженно становились объектом критики и годы спустя все же были оценены, то несколько работ и сейчас выглядят неудачными. Прежде всего, это «Что?» (1972): картину не спасло ни участие Марчелло Мастроянни, ни забав­ные эротические эскапады, в которых Поланский знает толк. Не обязательно смотреть и «Пиратов» (1986) — масштабный костюмный боевик с эффект­ными декорациями и лишь парой динамичных и запоминающихся эпизодов. Режиссер вспоминал, что съемки, проходившие в Тунисе, не задались с самого начала и в итоге привели к полному краху.

Цитаты о Поланском

Роман Поланский. 1969 год

«Роман придирчив и требует предельной четкости при написании сценария. Он абсолютно не признает эмоциональный, туманный режиссерский сценарий (вроде „атмосфера становилась все более угрожающей“, „он как никогда казался задумчивым“) — недостаток, которым страдают многие сценаристы. Он настаивает, чтобы мы писали только то, что может быть услышано или увидено: „Остальное — ложь“. Он очень любит конкретные детали… <…>
     Его познания во всех областях киноискусства исчерпывающи и энцикло­педичны. Он следит за всем: за операторской работой, за гримом актеров, за освещением, за костюмами. Многие режиссеры любят снимать тремя-четырьмя камерами. Симптоматично, что Роман любит рисковать — как канатоходец, который работает под куполом цирка без сетки. Он пользуется одной камерой и предпочитает длинные планы. Поскольку он работает с одной камерой, ему приходится делать по несколько дублей. И актеры уже привыкли к его бормотанию: „Хорошо, гораздо лучше. Еще раз попробуем“»  К. Тайнен. Магнитное поле. Роман Поланский ставит «Макбета» // Киноведческие записки. № 40. 1998. Перевод Н. А. Пригожевой..

«В техническом отношении Поланский — лучший режиссер из всех, с кем мне доводилось работать за пятьдесят лет карьеры, а я сотрудничал и со старыми мастерами вроде Луи Маля и Феллини. Они тоже мастера своего дела, но Роман все же лучше. Он знал о камерах и объективах (которые отличал один от дру­гого с первого взгляда) почти столько же, сколько я, и мне часто казалось, что ему по силам самому снять фильм — он, трое актеров и, может, костюмер»  Цит. по: К. Сэндфорд. Роман Полански. Биография. М., 2012..

«Поланский чутко фиксирует фальшь, он внимателен ко всем подробностям фильма. Я пристально наблюдал, как он играет своего героя и как одно­вре­менно наблюдает за всем, что происходит на плане. Меня поразили его молодость, его вера в силу и возможности кино. Все было так, как если бы этих почти пятидесяти лет вовсе не существовало»  А. Вайда. Кино и все остальное. М., 2005..

как начать смотреть фильмы

Ларса фон Триера

Бернардо Бертолуччи

Хаяо Миядзаки

Альфреда Хичкока

Вуди Аллена

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Маргиналия дня

Рожающие мужчиныСтихотворение дня

Григорий ДашевскийХайку дня

Рансэцу о смерти

Архив

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector