Почему у фильма два названия, кто нарисовал «портрет клетчатого»: 20 фактов о фильме «приключения принца флоризеля»
Содержание:
Образ и биография Флоризеля
Блистательный принц за время пребывания в столице Великобритании успел снискать славу щедрого и доброжелательного господина. Правда, свою личность и имя утаивал, представляясь Теофилусом Годолом.
Стивенсон охарактеризовал персонаж с разных сторон. Это был человек «спокойный до флегматичности», философ, предпочитающий во всем делать собственные выводы и полагаться исключительно на опыт.
Судьба этого героя обрисовывалась не в радужных для него красках — наследование королевства, полная безопасность и скука. Флоризель, напротив, стремился к эксцентричности и насыщенным приключениям. Поэтому неоднократно на него накатывали приступы хандры, которые он пытался вылечить охотой и прогулками по вечернему Лондону.
Его спутник, полковник Джеральдин, сопровождал королевскую персону и был готов умереть ради принца. Он был молод и отважен, способен на безрассудство, но исполнителен.
Марк (Виталий Ильин) и Принц Флоризель (Олег Даль)
Путешествуя по Лондону, главный герой менял внешность, но изменить образ мышления мужчине не удавалось. Он, воспитанный в соответствии с представлениями о чести и достоинстве, не позволял себе пустых слов и всегда выполнял данные обещания.
Эти двое уже не раз попадали в опасные ситуации, но благодаря рыцарской верности полковника и стойкому характеру принца им удавалось выходить из неудобных положений без серьезных последствий.
Одним вечером Флоризель и Джеральдин сидели в ресторане и уже собирались домой, как вдруг в заведение вошел мужчина с двумя помощниками. В руках эти люди держали подносы с пирожными, которые стали раздавать посетителям.
Полковник Джеральдин (Игорь Дмитриев) и Принц Флоризель (Олег Даль)
Кто-то охотно ел, другие отказывались. Когда троица подошла к столику принца, то Флоризель разговорился с мужчиной, затребовав с того обещание отобедать с ним.
За разговором так и не захотевший представиться молодой человек поведал пугающую историю. В прошлом он богатый наследник, обанкротился и теперь собирается в «Клуб самоубийц», так как самостоятельно лишить себя жизни страшится.
40 фунтов — вот цена, которую придется заплатить, чтобы войти в это сообщество и закончить бесполезное существование. Флоризель был сильно заинтересован этим клубом. Поэтому убедил нового знакомого, что хочет того же — умереть. Джеральдин, привыкший идти за хозяином в огонь и воду, подтвердил готовность к суициду.
Принц Флоризель (Олег Даль) и Клетчатый (Донатас Банионис)
«Клуб самоубийц» — заведение, в котором верховодит таинственный Председатель. Он раскидывает карты между членами тайного сообщества. Тому, кому выпадет туз пик, приходит время умирать. А тот, кто вытянет туз треф, становится убийцей.
Флоризель, связанный договором, идти на попятную уже не мог. И по страшному стечению обстоятельств вытянул карту жертвы. Он понимал, что его дни сочтены, и винил себя в легкомысленности. К счастью, на помощь пришел Джеральдин, нанявший людей для спасения принца.
В итоге главный герой перевез всех потенциальных самоубийц в свою резиденцию, дал работу, чтобы те оставили глупые мысли о смерти. А вот с Председателем мужчина решил расквитаться по-другому. Он отправил его в «путешествие» по Европе вместе с младшим братом Джеральдина, намекнув, что тот и станет тем человеком, который «вытащит» для злодея туз треф.
Однако Председателю удалось избежать справедливой кары. Когда до королевского наследника дошли вести о смерти брата полковника, он разыскал хозяина «Клуба самоубийц» и лишил того жизни, вызвав на дуэль.
Принц Флоризель в фильмах
С легкой руки режиссера Евгения Татарского родина наследника королевства назвалась Баккардией, Джеральдин постарел, а таинственный продавец пирожных перевоплотился из банкрота в художника-абстракциониста Перкинса.
В 1981 году на Центральном телевидении СССР прошла премьера советского фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятого по мотивам рассказов Роберта Льюиса Стивенсона. Интересно, что к показу кинолента была готова уже в 1979-м.
Кино произвело большое впечатление на аудиторию. Картина в жанре иронического детектива и сегодня, спустя десятки лет, остается в списке любимых у почитателей экранизаций английской классики.
Наряду с таким сериалом, как «Приключения Шерлока Холмса», работа Татарского была оценена и в СССР, и за границей. И, несмотря на более ранние экранизации в США (1909-го и 1974-го), остается на недосягаемой высоте.
Олег Даль в роли Принца Флоризеля в фильме «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»
Завязка сюжета происходит с первых же секунд фильма. Молодого, но уже пресыщенного жизнью главного персонажа сыграл Олег Даль. Образ его напарника воплотил Игорь Дмитриев. Прогуливаясь по набережной, герои встречают парня, который привязал к шее камень и собирается спрыгнуть вниз с моста.
Им оказывается художник Перкинс (Асхаб Абакаров). Позже он приводит новых знакомых в «Клуб самоубийц» под руководством Председателя — Клетчатого. Роль вершителя судеб тайного сообщества талантливо сыграл харизматичный актер Донатас Банионис.
Советская экранизация предстала в 3 сериях, общая длительность киноленты — 190 минут. За это время герои успели не только расквитаться с жестоким Председателем, но и отыскать знаменитый алмаз Раджи.
Олег Даль, который не был избалован в своей карьере главными ролями, талантливо продемонстрировал амплуа приятного молодого человека, обуреваемого скукой. Его персонаж — настоящий мужчина, которому понятие чести дороже жизни.
Главный герой фильма элегантен и благороден, это та самая «титулованная особа», а его верный помощник ничем не уступает. Джеральдин менее легкомыслен и безрассуден. Творческий дуэт актеров позволил киноленте отметиться в сознании зрителей как наиболее удачная экранизация произведения Стивенсона.
Невыносимый Даль и горе костюмера
Немного фантастический сюжет фильма почти сразу же превращается в детектив. Путешествуя по городу со своим другом, полковником Джеральдином, Флоризель знакомится с художником Перкинсом, который приводит героев в некий «Клуб самоубийц». Принц движим идеей раскрыть тайну зловещего клуба и вывести на чистую воду его председателя. Флоризель – поистине великий детектив, этакий Шерлок Холмс, который ко всему прочему обладает возможностями титулованной особы. К его услугам всегда любые деньги и армия помощников, готовых выполнить любое поручение по мановению руки. Для этой роли режиссеру был необходим настоящий аристократ. Его он почти сразу нашел в лице Олега Даля.
С Олегом Далем тогда мечтали работать многие, но он многим отказывал, и причины отказов никак не объяснял. А те режиссеры, с которым он соглашался сотрудничать, тоже часто были не рады: за актером закрепилась слава капризного скандалиста. Татарскому повезло: прочитав сценарий про Флоризеля, Даль тут же подтвердил свое участие в фильме. История ему очень понравилась. Но почти сразу он попытался выдвинуть режиссеру свои условия: попросил взять на роль Джеральдина своего друга – актера Юрия Богатырева. Однако Татарский, уже видевший в роли соратника принца другого артиста, Игоря Дмитриева, не пошел на уступки, и Далю пришлось подчиниться.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля» Неприятности начались в первый же день съемок. Режиссеру позвонили с площадки: «Срочно приезжай, Даль скандалит!». Гнев Даля обрушился на художника по костюмам. Наряд, который ему предложили для роли, актеру категорически не понравился. Справедливости ради стоит отметить, что костюм и вправду сидел на артисте плохо: спереди приходилось прикалывать булавку, сзади наряд горбился, да и «пряжка» принца не устроила. Это ли Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе?
К счастью, художник-постановщик «Ленфильма», до этого много работавшая с Далем, помогла подобрать другую одежду, которая пришлась актеру по душе. Когда фильм вышел, стало очевидно: потрепанные нервы съемочной группы режиссера стоили того. Флоризель в исполнении Олега Даля получился утонченно-реалистичным и в то же время сказочно-невероятным.
Театр и кинематограф
В 1977 году начал выступать на сцене БДТ. Сыграл более 30 разножанровых ролей и был верен родным подмосткам до конца своих дней.
Самые известные театральные работы: “Тихий Дон” (Листницкий-младший), “Ревизор” (Свистунов), “Визит старой дамы” (Роби), “Фома” (Мизинчиков), “Ночь перед Рождеством” (Запорожец), “Борис Годунов” (Годунов) и др. Коллеги утверждали, что в моноспектаклях Матвеев был неотразим.
На съемочной площадке оказался в 16-летнем возрасте. На тот момент Леонид Макарычев искал актеров в свою картину “Красные пчелы”. Симпатичный подросток чем-то зацепил режиссера, и ему досталась эпизодическая роль посетителя ресторана.
Валерий Матвеев в фильмах «Монолог», 1972 год (слева) и «Комедия ошибок», 1978 год
Обратил внимание на Валерия и Илья Авербах. Благодаря ему Матвеев, не имея актерского образования, получил роль второго плана в ленте “Монолог” и смог приобрести неоценимый опыт у таких великолепных мастеров, как: Михаил Глузский, Маргарита Терехова, Станислав Любшин, Марина Неёлова, Евгения Ханаева, Эрнст Романов
Популярность всесоюзного масштаба ощутил после премьеры экранизации Е. Татарского “Приключения принца Флоризеля”. Трехсерийная лента имела невероятный успех и до сих пор считается одной из лучших картин советского кинематографа. Режиссеру удалось собрать прекрасный актерский ансамбль: О. Даль, Д. Банионис, И. Дмитриев, Л. Полищук. В. Басов, Е. Цыплакова, М. Пуговкин, Е. Киндинов.
Валерий Матвеев в фильмах «Колье Шарлотты», 1984 год (слева) и «Вербное Воскресенье», 2009 год
Всего Валерий Матвеев был задействован в 25 фильмах, которые и сейчас зрители смотрят с удовольствием: детектив “Колье Шарлотты” (Игорь Линев), лента “Комедия ошибок”, (Герцог), драма “Никудышная” (Гена Мельников), биографическая картина “Жизнь Берлиоза” (Ленц), экранизация “Кража” (Доблмен), киноповесть “Предел возможного” (Володя), криминальная лента “Неустановленное лицо” (Балакин), комедия “Чокнутые” (слуга Отрешковых) и др.
В новом тысячелетии замечательного актера очень редко приглашали сниматься. Практически промелькнул в детективе “Ниро Вульф и Арчи Гудвин”, исторической картине “Романовы. Венценосная семья”, драме “Вербное Воскресенье”. Последний раз сыграл художника Мосина в криминальном сериале “Улицы разбитых фонарей-10”.
О судьбах коллег актера можно узнать, прочитав статьи:
Слишком «не советский» фильм
В образе Флоризеля, как и во всем фильме в целом, время от времени проскакивали намеки на тоталитарную советскую власть. Мало того, что главный герой – принц, так еще и постоянно слышатся фразы вроде «Государство – это я» (прозвучала она, кстати, из уст попугая Флоризеля). Художественный совет «Ленфильма» ленту раскритиковал, а в Госкино принимать ее вообще отказались. Кроме того, чиновников возмутило название фильма. Изначально картина называлась «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы». Ясное дело, в Советском Союзе ни о каких титулованных особах, а уж тем более самоубийствах и речи быть не могло. Режиссер уступил: фильм переименовали в нейтральное «Приключения принца Флоризеля».
Однажды Татарский услышал по радио передачу, где звучал хорошо знакомый ему голос Игоря Дмитриева – того самого полковника Джеральдина. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица его героя. За каких-то два часа Татарский написал текст ко всем трем сериям. В первых числах января 1981 года Татарскому позвонили с радостным известием: «13 января выпускаем». Несмотря на ожидания руководства Госкино, после первого показа фильм не приобрел оглушительного успеха. Татарскому выдвинули претензии: якобы, широкая зрительская аудитория ироничную ленту с двойными смыслами попросту не поняла. Но прошли годы, а к «Приключениям принца Флоризеля» зрители так и не потеряли интерес, ведь разгадывать ребусы и считывать двойные смыслы куда любопытнее, чем смотреть незамысловатые ток-шоу и сериалы. Это тонкая интеллектуальная игра, которая и сейчас доступна далеко не всем.
Немного о личном
Так получилось, что при жизни у Валерия Евгеньевича никто не удосужился взять интервью. Поинтересоваться: есть ли семья, дети, увлечения, хобби.
Валерий Матвеев в фильме «Жизнь Берлиоза», 1982 год
Уже после ухода советского актера, коллеги вспоминали, каким он был доброжелательным, ярким и нестандартным человеком. Что обладал широким, мощным актерским диапазоном, но реализовать его в полной мере не смог.
Говорят, что Матвеев имел множество достоинств и один весомый недостаток – всегда и при любых обстоятельствах говорил в глаза всё, что думал. Конечно, правдивые слова редко кому нравились. Но по-другому поступать актер считал для себя неприемлемым.
Бытует мнение, что по этой причине Валерий Евгеньевич не был удостоен никакого звания. И все же, он оставил после себя светлую память, интересные роли. А еще благодарных учеников, которым передал свой опыт, занимаясь преподавательской деятельностью в Гос. университете культуры и искусства.
На протяжении многих лет Матвеев традиционно представлял Петра Первого на празднествах Дня города (Санкт-Петербург), который горожане отмечали 27 мая. К сожалению, в 2014-м году это замечательное событие прошло без талантливого актера. Он ушел не дожив всего 11 дней до этого торжества и дня своего рождения.
Валерий Матвеев в фильме «Приключения принца Флоризеля», 1979 год
О том, что Валерий Евгеньевич был серьезно болен и стойко боролся с коварным недугом, знали самые близкие люди. Его могила находится на Серафимском кладбище в Санкт-Петербурге. Недооцененному актеру, который так полюбился зрителям в роли колоритного ковбоя (с экрана им говоривший: “А здесь нечестно играют…”), было всего 57 лет. Спасибо, что дочитали статью, пишите комментарии. Мы благодарны за лайк. Подписаться просто — жмите желтую кнопку.