Олег меньшиков: путь к актёрскому олимпу и личная жизнь актёра

Совместная жизнь

Теперь встречу с Анастасией Черновой Меньшиков называет главным событием в своей жизни. Однако на карьере Черновой «звездный» брак никак не отразился. Несмотря на официальную регистрацию с известным актером, Анастасия Чернова так и не стала востребованной артисткой. Как утверждает Меньшиков, молодая супруга не пользуется популярностью у режиссеров, но и пользоваться протекцией мужа отказывается. Однако, по словам Олега Евгеньевича, они оба обладают сложными характерами. Тем не менее Анастасия, как выражается Меньшиков, не лезет к нему в душу и умеет видеть ту границу, которую он когда-то отчертил мелом между собой и одноклассницей. Никакими подробностями личной жизни актер по-прежнему не делится с журналистами. Единственное, что удалось узнать представителям прессы, это то, что Меньшиков избавился от некоторых холостяцких привычек. Чернову, которая родилась в многодетной семье, все время удивляло, что Олег Евгеньевич может поужинать или пообедать в одиночестве. Поэтому теперь Меньшиков непременно ждет супругу для того, чтобы вместе с ней сесть за стол.

В столице

Вступительные экзамены в ГИТИС Анастасия успешно сдала с первой попытки, начала учебу в мастерской Александра Зубарева. После поступления Чернова проживала в общежитии. Позже, объединившись с сестрой, как говорится «в складчину», они сняли жилье, небольшую комнатку.

Анастасия Чернова в юности

К учебе Анастасия относилась серьезно и заслужила уважение преподавателей. По отзывам педагогов, Настя была талантливой, одаренной, внимательной ученицей. Отношения с однокурсниками складывались хорошо. Имея открытый к общению, доброжелательный характер, Анастасия пользовалась любовью и уважением товарищей.

Перед каждым выступлением в студенческих спектаклях Анастасия сильно волновалась, переживала до слез, но всегда находила силы справиться с волнением.

В центре внимания

В школьные годы будущий артист в плане успеваемости звезд с неба не хватал. Но при этом следил, чтобы в табели не появлялось троек, — самолюбие не позволяло

Зато вниманием противоположного пола уже тогда Олег обижен не был

Симпатичный молодой человек привлекал одноклассниц как собственной благожелательностью, не переходящей, впрочем, границ сдержанного дружеского внимания, так и умением в нужный момент забавно пошутить. Да и занятия в музыкальной школе пригодились — Меньшиков, пользовавшийся популярностью у многочисленных ровесниц, способен удивить был и оригинальной музыкальной импровизацией.

Соученики вспоминают, что в школе во многих классах стояли фортепьяно, и Олег частенько на переменах давал небольшие концерты, собиравшие вокруг парня самых разных слушателей.

Детство и юность

Родился будущий актёр в Серпухове Московской области 8 ноября 1960 года. Его родители по национальности русские, не имели никакого отношения к кино и театру. Отец — Меньшиков Евгений Яковлевич — военный инженер, мама — Елена Иннокентьевна работала в больнице врачом-неврологом. После рождения первенца семья переезжает в Москву, где им дают небольшую квартиру-хрущёвку. Именно здесь и прошла молодость артиста.

Мать заметила, что сын обладает музыкальным слухом и отдала его в музыкальную школу, где он посещал занятия класса скрипки. В 6 лет (1967) мальчик поступает в среднюю школу № 688. Там учится также хорошо и прилежно.

Бывшие одноклассники вспоминают, что Олег пользовался популярностью среди девочек, которые около него постоянно «крутились». И это неудивительно. Ведь парень обладал не только привлекательными внешними данными, но был остроумен, вежлив, умён и музыкален.

Ещё в школе Меньшиков увлёкся театром. Два раза в неделю посещал театр Оперетты. Театральные постановки, которые ему очень нравились, пересматривал по несколько раз. Со временем это увлечение переросло в самостоятельные спектакли в старших классах. Причём музыку и слова подбирал сам.

Однажды семью будущего актёра (на тот момент ему было 14 лет) пригласили на свадьбу девушки, мать которой была костюмером в Малом театре. На торжестве Олег успевал играть на фортепиано, аккомпанировал певцам, импровизировал и декламировал стихотворения. В числе гостей был преподаватель знаменитого Щепкинского училища Владимир Монахов. Он заметил юного таланта и пригласил на прослушивание.

И Меньшиков без долгих раздумий пришёл. Ему предложили прочитать отрывок из любого произведения. Юноша выбрал «Желания славы» Пушкина. Монахов был приятно удивлён прочтением и посоветовал не зарывать свой актёрский талант, а, наоборот, постоянно совершенствоваться в этом направлении. Олег так и поступил. После окончания школы подал документы в «Щепку». Родители не были в восторге от такого решения сына, но не стали отговаривать.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Меньшикову

Меньшиков выглядит молодо, подтянуто, он всегда на позитиве. Сложно представить, что этому мужественному, но улыбчивому мужчине уже 56 лет, ведь выглядит он значительно моложе. Рост у него составляет 178 сантиметров, а вес 78 килограммов. То есть, несмотря на то, что Олегу Меньшикову уже не двадцать лет, он может дать «фору» молодым парням, своим прекрасным внешним видом, жизнерадостностью и умением преодолевать различные преграды, которые ставит жизнь. Иначе быть не может, нужно лишь взглянуть на актера в любой картине, как тут же поражает своим обаянием и харизмой, благодаря которым он так узнаваем среди зрителей.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Меньшикову, всегда можно найти в Сети, ведь про этого обаятельного актера достаточно информации. Сложно представить, чтобы он мог заниматься по жизни чем-то другим, кроме творчества, ведь это его стезя от и до. Но актерами, как известно, не рождаются, ими становятся, выбирая, как и любую другую профессию. Поэтому в этой статьи мы рассмотрим все то, что сделала Меньшикова таким особенным, помогающим ему выделяться даже среди самых ярких знаменитостей. Его жизненный путь стал примером того, что всего можно добиться, если действительно захотеть и поставить истинную цель.

Новый век

В 2000 году Меньшиков сам посидел в режиссерском кресле, результатом чего стал фильм-спектакль «Горе от ума» по Грибоедову, в котором он сам предстал в роли Александра Чацкого.Олег Меньшиков: монолог Чацкого («Горе от ума»)В драме Филиппа Янковского «Статский советник» по мотивам романа Бориса Акунина Меньшиков исполнил главную роль – статского советника Эраста Фандорина.


Олег Меньшиков в роли Эраста Фандорина («Статский советник»)Затем он попробовал себя в роли Великого комбинатора в очередной экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (режиссер Ульяна Шилкина). Увы, проект не «выстрелил» и на актера, не избежавшего сравнений с Андреем Мироновым и Арчилом Гомиашвили, обрушился шквал критики.


Остапа Бендера в исполнении Меньшикова встретили прохладно«Остап Бендер – один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе XX века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплощали его образ на экране. Роль Остапа Бендера – это не просто возможность воскресить в памяти зрителя текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов. Очевидно, что нынешний Бендер не может быть точно таким же, как и первый Остап российского кино, блистательно сыгранный Сергеем Юрским. Существует мнение, что телевизионный формат не достаточно хорош для серьезного актера театра и кино, но я так не думаю. Ведь все зависит от материала. В этом смысле Остап Бендер близок мне как минимум одним качеством – авантюризмом», – рассказывал о своем герое Олег Меньшиков.


Остап Бендер близок актеру авантюризмомСледующая довольно интересная и сложная роль последовала в сериале «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака, где Меньшиков вновь сыграл главную роль. Примечательно, что сниматься в «Живаго» он не желал, и переубедить его смог лишь режиссер Александр Прошкин, обвинивший его в «простаивании таланта» в длинном письме.


Кадр из сериала «Доктор Живаго»В 2010 году актера можно было видеть в проекте «О чем говорят мужчины» Леонида Бараца и компании – он появился в врезке «Сто умных мыслей от ста умных мужчин».Олег Меньшиков о недопустимом — ELLE ФактыДалее же последовали съемки в продолжении эпопеи «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. «Сиквел» легендарной картины вышел аж в трех экземплярах: «Предстояние» (2010), «Цитадель» (2011) и сериал «Утомленные солнцем» (2011). Однако отзывы на «грандиозное возвращение» были выдержаны в яростно-негативном ключе.


Олег Меньшиков в продолжении «Утомленных солнцем»В 2012 году Меньшиков сыграл «отца русского хоккея», тренера Анатолия Тарасова, в биографической ленте о Валерии Харламове «Легенда №17». Фильм вмиг сделал Данилу Козловского звездой первой величины, а работу Меньшикова назвала «грандиозной» дочь тренера Татьяна Тарасова.


Олег Меньшиков и Данила Козловский на премьере «Легенды №17»В 2021 году Меньшиков появился в образе полковника Лебедева в ленте Федора Бондарчука «Притяжение» с Ириной Старшенбаум и Александром Петровым. Многие зрители, например, видеоблогер Евгений Баженов, недоумевали, как столь разборчивый и искусный актер согласился участвовать в откровенно некачественной, сырой молодежной фантастике о вторжении инопланетян в Чертаново.


Полковник Лебедев («Притяжение»)

«Покровские ворота»

Михаил Козаков уже почти утвердил актерский состав мелодрамы «Покровские ворота», рассказывавшей о жизни столь непохожих людей в пределах одной коммунальной квартиры. Был найден поэт и ценитель женской красоты Велюров (Леонид Броневой), и меланхоличный интеллигент Равикович (Лев Хоботов), однако на роль молодого «прожигателя жизни» Костика Козаков не нашел никого.

«Покровские ворота»: Олег Меньшиков в роли Костика

Он уже испытал полтора десятка актеров, но никто не подходил. Козаков уже отчаялся, когда на помощь ему пришла супруга, случайно увидевшая по телевизору первый фильм с Меньшиковым – «Жду и надеюсь». Молодой актер ей понравился, она записала его имя и посоветовала супругу. И как только Олег появился на съемочной площадке, всем стало ясно – вот тот самый Костик. Олег Меньшиков о фильме «Покровские ворота» Интересно, что в это время Меньшикова утвердили на роль в картине «Частная жизнь» Юлия Райзмана, но режиссеры договорились, что Меньшиков все-таки останется в «Покровских воротах».

Фильм был снят по одноименной пьесе Леонида Зорина – пьесе автобиографичной, однако даже самый дотошный зритель не нашел ни единого зазора между автором и героем Меньшикова. Долгое время после премьеры Олега воспринимали исключительно как Костика, олицетворявшего собой беззаботный дух молодости. И сегодня этот образ многие считают одним из самых удачных в фильмографии Меньшикова.

Первая звездная роль Меньшикова

После первого триумфа режиссеры начали наперебой звать Меньшикова к себе. В 80-х годах актер играл самые разноплановые роли: был и романтическим героем в ленте «Капитан Фракасс», и рассеянным волокитой в картине «Володя большой и Володя маленький», и морским офицером в фильме «Моонзунд».

Кадр из фильма «Капитан Фракасс»

Удачно в это время складывалась и театральная карьера. Меньшиков сыграл одну из самых заметных ролей – Ганечку в «Идиоте», в 1985 году оставил Театр Советской Армии, далее работал в театре имени Ермоловой, куда перешел вместе с Татьяной Догилевой и Александром Балуевым.

Олег Меньшиков никогда не боялся сложного материала, однако его настрой был сломлен руководителем театра Валерием Фокиным. Вскоре после неприятности с постановкой по Набокову «Приглашение на казнь» (Меньшиков, жаждущий сыграть Цинцинната, отказался от роли Пьера и в итоге не участвовал в спектакле вообще), актер покинул театра и разорвал отношения с бывшими коллегами. Позже он перешел в театр им. Моссовета, где был занят в постановке «Калигула» (1990).

Биография Олега Меньшикова (актер)

Биография Олега Меньшикова (актер) берет свое начало 8 ноября 1960 году. Он родился в семье простых людей, которые были далеки от театра и кино. Мама работала врачом, отец был военным инженером. Почти сразу же, после рождения будущего актера, все его семейство переехало в Москву, где Олег провел свое детство и юность.  Тяга к музыке у парня проявилась еще, когда он был совсем маленьким. Стал играть на скрипке, посещать специализированную школу музыки даже раньше, чем обычную. То есть почти с рождения подружился с музыкальным миром. Он был мальчиком дисциплинированным, поэтому учился хорошо. Хотя и не был первым учеником, все же, благодаря самолюбию, не позволял себе получать тройки.

Во время учебы, Олег просто «болел» опереттой. Два раза в неделю он посещал различные спектакли, очень любил наблюдать за игрой актеров. Тогда же, вдохновленный выступлениями, он начал писать собственные произведения, которые даже ставили на новогодних утренниках в школе, где он учился. Тогда же он раскрыл в себе прекрасный режиссерский потенциал, даже помог одноклассникам выявить в себе талант актеров. Так что он не только готов был играть сам, но еще и помогать в этом тем, кто тоже этого хотел. Некоторые одноклассники вспоминают о Меньшикове с теплотой и благодарностью, рассказывая о его лидерских качествах.

В классе Меньшиков считался тем, кто всех объединяет, потому что без него не обходились ни одни вечера, утренники, школьные посиделки. Во многих классах стояло фортепиано, поэтому на переменах Олег с удовольствием играл на нем, его в этом поддерживали одноклассники, подпевая под музыкальные композиции. Причем он способен был собрать разных и непохожих друг на друга людей. Рядом группами собирались хулиганы и отличники, лентяи и спортсмены. К любому, будущий артист способен был найти подход, общий язык. Он прекрасно ладил со всеми, никогда не встревал в драку, скорее наоборот, помогал другим ее избежать. Олег действительно был особенным для своих одноклассников, да и вообще, для людей, которые его окружали.

После того, как он закончил школу во второй половине семидесятых годов, перед ним встал вопрос о том, как быть дальше. Точнее, кем ему быть в будущем? После не слишком долгих раздумий, понял, что хочет выбрать актерское будущее. Родители не обрадовались такому выбору, потому что считали, что это не серьезная профессия и не принесет сыну стабильности. Но и мешать ему не стали, решив, что юноша уже достаточно взрослый для того, чтобы решать судьбу самостоятельно. Тогда он решил попробовать сдать вступительные экзамены в Щепкинское училище.

У него это получилось удачно

Уже на первом курсе, у него получилось привлечь к себе внимание своим талантом и незаурядными умственными способностями. Вместе с однокурсниками постоянно ставил какие-то номера юмористического характера

Он проявлял себя не только в актерской сфере, но еще и в режиссерском плане. Ни один студенческий капустник не обходился без него. Благодаря тонкому юмору, наблюдательности и харизме, ему удавалось полноценно передавать смешные моменты из жизни училища на сцене.

Звездные роли, должность худрука и конфликт с Догилевой

Зрители с восторгом приняли картину «Легенда № 17» Тактика Меньшикова принесла плоды: каждый фильм с его участием становился громким событием. «Кавказский пленник», «Сибирский цирюльник», «Статский советник» — критики всегда положительно отзывались об игре Олега Евгеньевича. В 2006-м он перевоплотился в Остапа Бендера и Юрия Живаго, с восторгом зрители приняли картину «Легенда № 17», где актер снялся в роли тренера Анатолия Тарасова.

«Я двое суток не спала перед премьерой. И сегодня пережила то состояние, которое было у меня в детстве перед матчами, — делилась Татьяна Тарасова. — И это очень похоже по духу, по нерву на то, что было у отца. Он меня растил с такой же строгостью, как и остальных хоккеистов. И это было правильно. Тренер — это и педагог, и психолог, и артист. Это все в одном. Это не только учитель, он должен из человека, в котором увидел искру, всеми способами сделать лучшего. И я считаю, что в этом фильме главная роль все-таки у Меньшикова».

не пропуститеЛегенда № 17. Роковое предсказание и авария, унесшая жизнь Валерия Харламова

Остались поклонники, для которых актер все еще ассоциируется с Костиком из «Покровских ворот». Однако Меньшиков стремился двигаться дальше и, несмотря на скептические оценки современного кинематографа, находил режиссеров, с которыми по-настоящему хотел сотрудничать. Так, он с удовольствием поучаствовал в съемках фантастических лент Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение».

Меньшиков в фантастической ленте Бондарчука «Притяжение» Олега Евгеньевича давно не воспринимают только как актера. Помимо работы в кино и на сцене, артист преподавал в ГИТИСе, занимался озвучиванием, становился ведущим. В 2012-м Меньшикова назначили худруком Театра имени Ермоловой, на сцене которого впоследствии снимались выпуски авторского YouTube-шоу, где звезда брал интервью у коллег.

не пропуститеАлла Пугачева открыла свои секреты Олегу Меньшикову

Но что приход Меньшикова значил для труппы? Новая метла по-новому метет, вот и Олег Евгеньевич принялся модернизировать репертуар, расставшись с большей частью прежних спектаклей. Кроме того, он сразу же затеял в здании ремонт, пояснив, что в театре «все начинается с вешалки».

В 2012-м Олега Меньшикова назначили худруком Театра имени Ермоловой

«Оставил из старого репертуара четыре спектакля: «Одесса 913», «Фотофиниш», «Весенняя гроза» и «Не для меня…». Мне говорили знакомые: «С ума сошел?! Ты оставил без работы труппу! Будет актерский бунт!» Но я уверен в своей правоте. Когда на сборе труппы я выступил с программной речью… раздались аплодисменты. Этого я никак не ожидал», — с гордостью рассказывал Меньшиков.

не пропуститеСтрадавшая анорексией дочь Татьяны Догилевой снялась обнаженной

Однако не все артисты оказались довольны. Странная история случилась с Татьяной Догилевой: сначала она заявила, что сама уволилась из Театра Ермоловой, где годами почти не появлялась и планировала уйти с наступлением 55-летнего возраста, а затем обвинила во всех грехах Меньшикова. Дело в том, что актеры были давними друзьями, когда-то Олег Евгеньевич даже крестил дочку Догилевой. Потом их пути разошлись, общение почти прекратилось. И вот на пресс-конференции худрук театра произнес фразу о том, что в принципе неприлично получать деньги и при этом не выходить на сцену, ведь по сути Татьяна долгое время просто числилась в труппе.

Больше Догилева не желает вспоминать о старой дружбе с Меньшиковым

«Приехал из Лондона с Олимпиады, где любовался победами спортсменов в компании сильных мира полоумного сего, и давай подругу молодости увольнять, — сетовала Догилева. — Звания они мне в театре не дали, когда я еще много играла, с жилплощадью не помогли, когда я не знала, куда новорожденную приносить. Ну, ничего они мне хорошего не сделали. А теперь новый худрук, большой друг прежнего, в прессе пишет, что мне неприлично получать зарплату. Эх, законов ты, Олежек, не знаешь! А мне работу кто-нибудь предоставил? А когда я сама предложила поставить спектакль на спонсорские деньги, то мне и в этом было отказано. Увольняю тебя из крестных моей дочери. Не нужны такие ни ей, ни мне».

не пропуститеАлкоголизм, депрессия и анорексия дочери: драмы жизни Татьяны Догилевой

Больше конфликтную ситуацию Меньшиков не комментировал, зато делился с прессой данными об успехах своего театра. Так, в первый же год после «революции» Олега Евгеньевича посещаемость учреждения повысилась на 94 процента. Интереса прибавляли и новые формы выступлений: читка сценариев, интервью между артистами и общение со зрителями.

Фильмы

В 1980 году 19-летний актер дебютировал на киноэкране, сыграв Шурку в телевизионной драме «Жду и надеюсь» Шахбазяна. Именно благодаря этой картине он через два года получил свою звездную роль – Костика в комедии «Покровские ворота».

Олег Меньшиков в фильме “Покровские ворота

Случилось так, что Михаил Козаков на тот момент уже набрал актерский состав «Покровских ворот». Но на роль студента Кости долго никого не могли найти. Два десятка молодых актеров прошли пробы, но безуспешно. Помогла с поисками супруга режиссера, посмотревшая дебютный фильм Меньшикова «Жду и надеюсь». Молодой актер так ей понравился, что она его надолго запомнила и в нужный момент посоветовала супругу. Костик был найден. Эта работа сделала Олега Меньшикова кумиром отечественного зрителя.

Олег Меньшиков в фильме “Родня”

Прибавили популярности и небольшие эпизодические роли в замечательных фильмах «Родня» Михалкова и ленте «Полеты во сне и наяву» Балаяна. Часто режиссеры и сценаристы уже в ходе съемок расширяли и углубляли роли, которые исполнял Олег Меньшиков. В 80-х годах его наперегонки звали в свои фильмы самые именитые режиссеры. Так, Меньшиков появился в фильме «Капитан Фракасс», в картинах «Володя большой и Володя маленький» и «Моонзунд». Интересно, что все эти роли были разноплановыми и непохожими, но артист одинаково отлично справлялся со всеми.

Олег Меньшиков в фильме “Утомленные солнцем”

В 90-х Меньшиков уже тщательно отбирает и предлагаемые роли, и режиссеров. Каждая новая картина с его участием становится событием для истинных киногурманов и кинокритиков. Некоторые ленты «вытягивает» именно талант артиста Меньшикова, как это случилось с картиной «Дюба-дюба» Хвана. Еще одна блестящая работа – Митя в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова.

В 1996 году артист собрал в свою копилку множество наград за работу в драме Сергея Бодрова «Кавказский пленник». Но не успели поклонники таланта Меньшикова насладиться этим фильмом, как очень скоро появился еще один, не менее замечательный «Сибирский цирюльник» Михалкова. Здесь Олег Евгеньевич сыграл главную роль. И как всегда – это была виртуозная работа.

Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера

Заметной стала работа Олега Меньшикова в сериале «Золотой теленок» – очередной экранизации знаменитого романа Ильфа и Петрова. Образ Остапа Бендера, доставшийся Меньшикову, является одним из самых ярких и популярных, поскольку уже не одному поколению актеров довелось воплощать его на экране. На этот раз – в современном сериале. Сам актер поведал в одном из интервью о том, что для него было интересно сыграть «современного» Бендера, который должен отличаться от того, что в свое время блистательно сыграл Сергей Юрский. По словам актера, Бендер близок Меньшикову как минимум одним качеством – авантюризмом.

Олег Меньшиков сыграл Юрия Живаго

Сложной и глубокой была работа Меньшикова в ленте «Доктор Живаго» по роману Пастернака. Олег Евгеньевич и Чулпан Хаматова сыграли главные роли, вызвав волну одобрительных отзывов кинокритиков.

В 2003 году Меньшиков стал Народным артистом Российской Федерации.

Состояние здоровья

В 2021 году в интервью Светлане Бондарчук Олег Евгеньевич признался, что в 2020 году попал в больницу и после операции чуть не умер. Тогда многие считали, что госпитализация артиста была вызвана коронавирусной инфекцией.

На самом же деле Меньшиков лег на плановую операцию, которая, по прогнозам медиков, должна был пройти без каких-либо осложнений. Однако на деле все оказалось трагичнее.

У актера упало давление, остановилось сердце, он на неделю впал в кому, во сне летал на космическом корабле, где поставили безумный спектакль с убийствами. К счастью, врачам удалось спасти знаменитость. Правда, среди прогнозов звучали как ментальные нарушения, так и всевозможные проблемы с двигательным аппаратом.

Потом состояние артиста улучшилось, они с женой испытали огромное облегчение.

Кино

Первую свою роль в кино – разведчика Шурки в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» Олег Меньшиков сыграл в 1980 году, будучи студентом четвертого курса училища. Затем последовали роли второго плана в фильмах «Родня» Никиты Михалкова и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Учась на последнем курсе Театрального училища, Меньшиков снялся в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» в главной роли. Фильм вышел на экраны в 1982 году и сразу принес актеру популярность. Его Костик – до сих пор один их самых любимых персонажей отечественного кинематографа.

Потом последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах: «Капитан Фракасс», «Полоса препятствий», «Михайло Ломоносов», «Володя большой, Володя маленький», «Мой любимый клоун», «По главной улице с оркестром», «Моонзунд», «Дюба-дюба», «Брызги шампанского», «Жизнь по лимиту», «Лестница», «Яма», и др.

В 1994 году Олег Меньшиков снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», роль в котором стала одной из самый ярких в творческой биографии актера и принесла ему несколько премий: Государственную премию России, приз Кинопрессы – «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко – Золотой листок».

Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова старшего «Кавказский пленник», снятая в 1996 году была также отмечена многими наградами, среди которых: «Золотой Овен», Гран при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, приз за лучшую мужскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль, Государственная премия РФ.

В 1998 году актер вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился третьей Государственной премии России, а также премии «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль.

В 1999 году на экраны вышла картина «Мама» режиссера Дениса Евстигнеева с участием многих звезд российского кино, таких как Нонна Мордюкова, Владимир Машков, Евгений Миронов. Герой Меньшикова – Ленчик — стал центром фильма, рассказывающего историю женщины-матери, совершившей преступление в надежде на лучшее будущее своих детей.

В том же году он получил приглашение на одну из главных ролей в ленте французского  режиссера Варнье «Восток – Запад». Фильм был номинирован на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».

В 2003 году Олег Меньшиков снялся в английском сериале «Главный подозреваемый», затем были «Золотой теленок», «Статский советник», «Доктор Живаго» и «Утомленные солнцем 2».

Одна из последних его работ в кино — роль тренера Анатолия Тарасова в фильме «Легенда №17». «После того, как я сыграл тренера Тарасова, у меня новое поколение поклонников появилось — 15-летние пацаны. Кто-то мне рассказывал, что шли мимо мемориальной доски: «В этом доме жил великий тренер Анатолий Тарасов». А навстречу два пацана. Прочитали, и один другому говорит: «И надо было подписать: «А сыграл его в кино Олег Меньшиков». Это приятно. Это радостные моменты».

Театр

В 1981 году Олег получил диплом и начал работу в Малом театре. Спустя год его призвали на службу, он попал в Центральный академический театр Советской армии. Одной из лучших его ролей того периода стал Ганечка из «Идиота» Достоевского.

После армии Меньшиков четыре года выступал на сцене театра имени Ермоловой, где наиболее заметно проявил себя в таких ролях:

  • секретарь в спектакле «Говори!»;
  • Робеспьер во «Втором годе свободы»;
  • Серёжа в «Спортивных сценах 1981 года».

Покинув театр Ермоловой, Меньшиков стал свободным актёром, был задействован в постановках разных театров.

Спектакль «Калигула», который поставил в театре Моссовета Пётр Фоменко, стал легендой. Постановка проходила на малой сцене, в зрительском зале всегда был аншлаг, люди в семь утра занимали очередь в кассу за билетами. К сожалению, жизнь спектакля оказалась короткой, мало кто успел его лицезреть. Но те, кто видел постановку и игру Меньшикова, говорили о нём, как об актёре высочайшего класса – блистательный, высокоэстетичный, умный, одухотворённый, интеллигентный. Сразу столько качеств совмещал в себе Олег. Роль Калигулы принесла Меньшикову в 1990 году диплом и премию фестиваля «Московские сезоны».

Также немного зрителей посмотрело в 1993 году и постановку «Нижинского» в театральном антрепризном агентстве «Богис». Но как отзывались попавшие на спектакль счастливчики, он смотрелся на одном дыхании. Блестящая игра дуэта – Александр Феклистов и Олег Меньшиков – не давала зрителям дождаться занавеса, они рвались в гримёрку к актёрам в антракте с букетами цветов.

Под эгидой этого же агентства «Богис» должна была состояться постановка «Гамлета». Даже уже был подписан контракт о начале работы между московскими театральными менеджерами и прибалтийским режиссёром Някрошусом. Но потом множество проблем, и финансовых в том числе, не дали ещё одной истории о принце датском увидеть огней рампы. А роль Гамлета осталась для Меньшикова несбывшейся мечтой.

Но помимо шекспировского персонажа, Олег воплотил на сцене другие блистательные образы:

  • Ихарев в гоголевских «Игроках» (1992);
  • Чацкий в «Горе от ума» (1998);
  • Гюнтер в «Кухне» (2000);
  • Трубач в моноспектакле «1900» (2008).

За воплощение образа Сергея Есенина в постановке «Когда она танцевала» Олег получил престижную премию Британской Академии искусств (Лоуренса Оливье).

В 2012 году Меньшиков был назначен художественным руководителем в драматическом театре имени Ермоловой.

В другие театры Олег ходит очень редко. Он ведь сам театральный актёр, режиссёр, директор и руководитель. Ему ходить в другой театр ‒ это всё равно, что стоматологу пойти посмотреть, как коллеги лечат зубы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector