«покровские ворота»: актеры и роли, история создания картины

Бывшие супруги

Все события разворачиваются в столице страны. Перед зрителем проходят будни коммунальной жизни пятидесятых. Нескольким примечательным персонажам довелось проживать на одной площади. Одну комнату занимают Костик, симпатичный студент, и его тетушка. В другой проживает эстрадный артист-куплетист Велюров. Смешная тройка, занимающая следующее помещение, заслуживает особого внимания.

Давно в разводе двое из жильцов, Маргарита Павловна и Лев Евгеньевич Хоботовы. Эск-супруга собирается вновь выходить замуж. Однако пока что энергичная дама не успела получить собственной жилплощади. По этой причине все участники «треугольника» вынуждены жить под одной крышей единым коллективом. Правда, проблема вовсе не так проста.

Маргарите привычна опека над бывшим мужем. Она даже допустить мысли о том, что Хоботов в состоянии решить что-то без ее участия, не может. Лев Евгеньевич регулярно пытается отстаивать собственное право на самостоятельность.  Однако получается все в реальной жизни у талантливого литератора весьма неубедительно.

Все претендентки на сердце и руку Хоботова выпроваживаются с территории моментально стараниями экс-супруги. Невозможно даже представить, чем может завершиться такое противостояние. Прогнозировать зрители могут на протяжении всей картины. Исполнителей ключевых ролей отличает особый шарм и характерность. Актерский состав киноленты поистине звездный.

Роль Льва Хоботова блистательно исполнил актер из Петербурга Анатолий Равикович. Исполнитель гениально вписался в образ героя. Персонаж получился удивительно трогательным, наивным. Каждый кадр с его участием вызывает у зрителей сочувствие. Подлинным украшением фильма стала Инна Ульянова в образе Маргариты Павловны, властной и всезнающей дамы. В афоризм превратилась ее реплика «Хоботов, это мелко!». После адресованного же героине Елены Кореневой просто гениального монолога непроизвольно начинается смех.

Сюжет фильма

Сюжет на первый взгляд незамысловатый. Молодой человек из провинции приезжает в столицу учиться. Живет он у своей тетушки, коренной москвички. В комнатах по соседству обитают известный куплетист Велюров и странная на первый взгляд троица: муж, жена и… снова муж. Решительная и активная Маргарита Павловна устала от своего умного, интеллигентного Льва Евгеньевича, у которого все валится из рук, и сходится с его антиподом — Саввой Игнатьевичем.

Вокруг них жизнь бьет ключом, все ищут любви и находят ее. Но не только они являются героями картины. Фильм прежде всего о городе, столице. Заметно, что Москва в картине снята оператором Немоляевым с большой любовью.

Инна Ульянова: спасение утопающей

«Хоботов! Это мелко!», – восклицает Маргарита Павловна Хоботова, одна из самых громких и активных обитательниц коммуналки в Петровском проезде. Эта не в меру энергичная женщина, взявшаяся «спасать» своего бывшего мужа и ведущая странную и диковатую игру а-ля «тройственный союз» вызывает настоящий суеверный ужас у многих, кто смотрел «Покровские ворота». «Женщина сказочного ума! Занимается Южной Америкой!», — так описывает ее второй муж Савва Игнатьич. Маргарита Павловна способна «задушить любовью» и отдает всю себя на защиту обоих своих мужчин от страшного внешнего мира.

Фото: Малышев Николай/ТАСС

Для Инны Ульяновой, исполнительницы роли Маргариты Павловны, эта роль стала звездной

Именно благодаря ей она стала супер-узнаваемой и на нее обратили внимание режиссеры. До этого она смогла засветиться лишь в «Семнадцати мгновениях весны» в роли подвыпившей дамочки с лисой

После выхода фильма на экраны она снялась еще в нескольких характерных ролях в кино и сериалах. В 90-е годы запомнилась всей стране как дама, которая пользуется средством «Comet»: «Да, милочка, из-за такой ванны и на квартиру не клюнут». На телевидении вела программы «Дело хозяйское» и «На здоровье!». Инна Ульянова была 2 года замужем за Борисом Голдаевым, а потом она больше не выходила замуж. Детей у нее не было. 9 июня 2005 соседи актрисы вызвали «Скорую помощь», когда обнаружили, что она неделю не выходит из дома. Причиной смерти был цирроз печени. Инна Ульянова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Сюжет фильма

Начало 80-х годов. Герой картины стоит в московском дворике и наблюдает за сносом старого жилого дома. В его голове всплывают картины Москвы второй половины 50-х годов. К этому времени относятся основные события картины.

Костик Ромин (О. Меньшиков) – молодой аспирант-историк, приезжает из провинции в столицу и поселяется в коммунальной квартире тетушки Алисы Витальевны (С. Пилявская). Парня ждет учеба в университете, но больше всего его влечет незнакомая столичная жизнь. Коммунальная квартира – особый мир со своими историями, романами, семейными драмами и нелепыми ситуациями.

У молодящегося артиста Мосэстрады Аркадия Варламовича Велюрова (Л. Броневой) возникли серьезные любовные чувства к молоденькой пловчихе общества «Трудовые резервы» Светлане (Т. Догилева).

Необъяснимые отношения царят между переводчицей Маргаритой Павловной (Инна Ульянова), ее бывшим супругом Львом Евгеньевичем Хоботовым (А. Равикович) и новым мужем Саввой Игнатьевичем (В. Борцов). Не желая упускать из виду бывшего мужа, Хоботова пытается создать так называемый «тройственный союз».

У Льва совсем другие планы. Ему хочется освободиться от назойливого внимания Маргариты, которая считает, что бывших супругов не бывает, и настойчиво вмешивается в личную жизнь Хоботова. Она не одобряет его лирические отношения со скромной медсестрой Людочкой (Е. Коренева).

У Костика сразу находится свое место в этом «скворечнике». Его задача – стать посредником между жильцами. Например, чего стоит его пафосное общение с Велюровым. Он пытается объяснить артисту, что пришло время побороть его пагубную страсть к горячительным напиткам. Но при этом озорной юноша провоцирует Велюрова на новую попойку, делая ему незавуалированное предложение: «Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?»

Для Хоботова и его возлюбленной Людочки Костик становится ангелом-хранителем. Он ловко проворачивает операцию с переодеванием попавшего в больницу Льва Евгеньевича и освобождает его от слишком «заботливой» бывшей супруги.

Сам Ромин также находит свою любовь. С появлением в его жизни сотрудницы загса Риты (В

Воилкова) молодой человек резко меняет свои привычки, расстается с многочисленными поклонницами и все внимание дарит своей возлюбленной

Что будет дальше с героями картины, неизвестно. Никто так и не узнает, смог ли Хоботов построить крепкую семью с Людочкой, смирилась ли с потерей власти над бывшим мужем Маргарита Павловна, и была ли она счастлива с Саввой Игнатьевичем, как сложилась артистическая карьера Велюрова.

В финальной сцене повзрослевший Костик (М. Козаков) с грустью вспоминает о былых друзьях: «Где вы теперь, друзья моей юности? Вы, бескорыстные подружки?»

 Актеры фильма «Девчата».

Создание картины

Роль мотоциклиста Савранского, совершавшего в фильме настоящие телепортационные полеты, исполнял «байкер-чародей», каскадер и тренер столичной сборной по мотоболу Леонид Машков.

Идеальный ансамбль артистов мог и вовсе не появиться на экране никогда. Начались злоключения картины с отказа режиссера Козакова в 1981 от съемок в «Государственной границе». Популярный артист получил намек от вышестоящего руководства, что его проект зрители могут и не увидеть. После такого предупреждения актер согласился сниматься у Бориса Степанова. Госкино этот вариант устраивал, препятствий работе не было.

Однако практически сразу после завершения озвучивания и окончания съемочных работ за границу уехала Елена Коренева. В тот период творчество исполнителей-эмигрантов находилось на особом контроле. По причине отъезда исполнительницы на ПМЖ за рубеж картину с ее участием могли запретить. По счастью, этого удалось избежать.

Снимали фильм по пьесе Леонида Зорина. Драматург создал ранее произведение «Транзит», написал сценарий «Царской охоты», «Закона». Все образы «Покровских ворот» оказались удивительно близки зрителям. Козаков был одним из первых постановщиков одноименного произведения в Театре на Малой Бронной. Мысль о переносе забавной трагикомедии на телевизионный экран появилась у него сразу. Началась работа над киносценарием.

Отъезд Кореневой все же отразился на судьбе ленты. После показа в 1983 картину положили на полку на три года. Затем зрители снова могли любоваться понравившимися персонажами.

Леонид Броневой: 70 лет на сцене

До роли артиста Велюрова в «Покровских воротах», Леонид Броневой был всем известен, как Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…», – его знаменитая фраза и спокойный, ровный взгляд группенфюрера СС стали его визитной карточкой. Кстати, изначально Татьяна Лиознова, режиссер этой картины, предлагала ему роль Гитлера, но жена Броневого заявила: «Если согласишься на Гитлера – развод!». Броневой выбрал играть Мюллера, и получил за нее не только орден Трудового Красного Знамени, но и народное признание. С тех пор этот образ стал неотделим от самого актера, что изрядно раздражало самого Броневого.

Вторым популярным персонажем актёра стал Доктор из фильма Марка Захарова «Формула любви». Он меланхоличный, повидавший на своем веку человек, которого даже съеденной на глазах железной вилкой не удивишь, а оживающие статуи для него – это всего лишь очередной диагноз. Примерно таким же – со слегка отсутствующим взглядом и непробиваемой невозмутимостью – вышел и его персонаж Герцога в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Его фразы тоже разошлись на цитаты: «Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!».

Фото: Строков Михаил/ТАСС

В «Покровских воротах» Броневой воплотил персонажа с куда более обширным набором эмоций. Он сыграл эстрадника-куплетиста Велюрова, тщеславного и склонного к алкогольным срывам («А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!»). Велюров влюблен в пловчиху Свету (Татьяна Догилева), но та не отвечает ему взаимностью, и артист впадает в творческий кризис: «Оставьте меня. Я тоскую как Блок». В такие дни призыв Костика «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» становится для него актуальным, но в нем нет цинизма, и этим он симпатичен, хотя и вызывает жалость. Кстати, когда в стране шла антиалкогольная кампания, сцены с «рюмашками» вырезали из фильма.

Наряду с успехами на экране Броневой имел популярность и на театральном поприще. С 60-х по 1988-й он работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, где была активно занят, а с 1989 перешел «Ленком». Для него там всегда находились роли в топовых спектаклях («Королевские игры», «Варвар и еретик», «Женитьба», «Вишневый сад» и других). Марк Захаров, художественный руководитель театра, высоко ценил его артистический талант и человеческие качества. Он отмечал, что Броневой оказал огромное влияние как на «Ленком», так и на весь российский театр. В 2008 году получил премию «Ника» за роль старика-актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи». Жизнь артиста прервалась в 2017 году, когда ему было 88 лет.

«Мучитель, тиран и деспот»: как работалось с Козаковым и что предсказал Костик Ромин

Татьяну Догилеву, сыгравшую роль пловчихи Светланы из общества «Трудовые резервы», в бассейне подменила дублерша, а вот танцы исполняла сама актриса. Как рассказывал режиссер, он лично обучал Меньшикова и Догилеву движениям рок-н-ролла. Правда, в результате получилась лишь «слабая пародия».

К работе с Козаковым каждый актер относился по-разному. Например, Татьяна Догилева вспоминала о режиссере, как о человеке, который создавал невероятную атмосферу во время съемок. Он постоянно показывал актерам, как нужно играть, знал текст каждого исполнителя наизусть. А вот Анатолий Равикович, сыгравший Хоботова, о Козакове отзывался как об интеллектуале и знатоке поэзии, но в то же время как о «мучителе, тиране и деспоте». По словам Равиковича, любое отступление от сценария режиссер расценивал как выпад против себя.

Интересный факт: в одной из сцен было предсказано историческое событие! Когда Костик Ромин звонил очередной пассии, он пошутил: «На дне озера Титикака обнаружен весьма древ­ний город, так что, до свиданья, дорогая, я надол­го уезжаю». Спустя почти 20 лет, в 2000 году, археологи действительно обнаружили на дне озера следы затонувшего города.

«Слишком знаменит для коммуналки»: как подбирали актеров?

Изначально на роли Хоботовых и Саввы Игнатьевича рассматривались Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Никита Михалков. Однако последнему сценарий не понравился и он дал твердый отказ, а Миронову отказал сам режиссер, ему показалось, что актер слишком знаменит для коммуналки. Елена Коренева тоже не хотела исполнять роль медсестры Людочки, но мама девушка, второй режиссер «Покровских ворот» Наталья Коренева, сумела убедить дочь.

Загадочного Савранского, того самого «призрачного гонщика», сыграл каскадер и постановщик трюков Леонид Машков. Он снялся почти в 100 фильмах, но практически нигде не показывал своего лица.

А вот на роль Костика Ромина претендента искали долго – в общей сложности было просмотрено 19 кандидатов, но ни один из них не понравился ни режиссеру, ни съемочной группе. Казалось, что идеального Ромина найти невозможно, но тут жена Козакова вспомнила о юноше, которого однажды увидела в каком-то фильме. Им оказался студент Щепкинского училища Олег Меньшиков. Молодой актер покорил всех, в том числе и Зорина, ведь «он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста».

Анатолий Равикович: театр на первом месте

Анатолию Равиковичу роль Хоботова далась с трудом. О съёмочном процессе он вспоминал как о «муках, которые кончились только с последним словом на озвучивании». Например, та сцена, когда медсестра Людочка (Елена Коренева) делает ему укол, переснималась несколько раз, потому что, по мнению режиссера, Хоботов неубедительно говорил фразу: «Как вы это делали, вы так это делали! Вы… прекрасно кололи». Актер это воспринимал как доказательство собственной несостоятельности в профессии. Но сам Андрей Миронов хотел сыграть этого персонажа, а выбрали в итоге Равиковича!

Хоботов – это постоянно попадающий в нелепые ситуации, плохо приспособленный к жизни человек. Он чувствительный и ранимый, как большой ребенок, и никак не может отвязаться от навязчивого участия своей бывшей жены. Себя он считает «независимым умом», который «не боится банальностей». Очень волнительно наблюдать за развитием сюжета: справиться ли Хоботов, хватит ли у него смелости? Так и хочется «болеть» за него: «Давай, Хоботов, покажи им!»

Роль Хоботова для Равиковича была первой крупной киноработой и быстро привлекла к нему внимание режиссеров. Однако этот успех артист развивать не спешил, позиционируя себя, прежде всего, артистом театра

Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»

В шестидесятые Равикович работал в театре имени Ленсовета, а с 1988 года перешел Санкт-Петербургском театре Комедии им. H. П. Акимова. В нем он играл Аметистова в «Зойкиной квартире», Кюрма в «Биографии», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» A. Доде, Ромула Августула в «Ромуле Великом», Сарафанова в «Свидании в предместье». Также он играл в Театре Антона Чехова («Поза эмигранта» «Ужин с дураком») и Театре Хазанова («Ночь в Венеции»). В кино он сыграл из заметных – роль кардинала Мазарини в «Трех мушкетерах», а из «проходных» – еще около 30 ролей. Последние годы жизни актёр страдал от последствий давнего инфаркта, но продолжал работать. В 2000-е годы Равикович написал книгу воспоминаний «Негероический герой». 

Актеры и роли

Сейчас сценаристу Леониду Зорину уже исполнилось девяносто два года. В фильме он — тот самый Костик, которого играет Олег Меньшиков, а образы остальных персонажей сценарист скопировал со своих соседей. Прообразом Маргариты Павловны стала блестящая женщина, переводчица с французского Надежда Михайловна Жаркова. Ее первым мужем был Борис Ааронович Песис (в фильме Хоботов), также специалист по французской литературе.

Пробы на роль Хоботова проходили многие артисты. Но только актер Санкт-Петербургского Академического театра комедии снялся в фильме «Покровские ворота». Анатолий Равикович в роль Хоботова вложил всю свою душу, по сути, он играл самого себя, — доброго, интеллигентного человека.

Михаил Казаков вспоминал, что руководство страны не одобрило вначале сценарий картины о Москве пятидесятых годов, так как посчитало, что он легкомысленный. Но Казаков не отступал, тогда ему поставили условие: сыграть Феликса Дзержинского в фильме «Государственная граница». Артист вынужденно согласился. В дальнейшем Казакову пришлось играть Железного Феликса еще в двух картинах.

Наконец добро было получено, и Казаков принялся за работу. Но и здесь Госкино требовало, чтобы на главные роли были утверждены известные актеры. «Покровские ворота» пришлось снимать долго. Так, на роль Хоботова настоятельно рекомендовали Андрея Миронова, Маргаритой Павловной могла стать Наталья Гундарева, а Саввой Игнатьевичем — Никита Михалков. Но режиссер настоял на том, чтобы эти роли достались тогда малоизвестным актерам. В фильме «Покровские ворота» Инна Ульянова сыграла Маргариту Павловну, а роли ее супругов достались Анатолию Равиковичу и Виктору Борцову.

Сложнее всего было найти актера на роль Костика. Так как Леонид Зорин являлся прототипом этого героя, то сам лично выбирал актера. Увидев Олега Меньшикова, сценарист сразу утвердил его на роль самого себя.

Путь через цензуру: после съемок

У фильма был тернистый путь даже после съемок. Сначала картину оценил худсовет «Телефильма», который принял ленту неоднозначно. Марк Захаров, не стесняясь в выражениях, назвал фильм китчем. Формально утверждение картины состоялось, но здесь возникли новые непредвиденные обстоятельства: Елена Коренева уехала в США, а такой поступок в то время не приветствовался. Выход фильма в эфир затягивался, кроме того, он вызвал возражения со стороны Сергея Лапина: ему не понравился якобы искаженный образ советского воина – герой Савва Игнатьевич. В итоге после внесения многочисленных исправлений фильм все-таки был допущен к эфиру и премьерный показ состоялся.

Однако на этом манипуляции с фильмом не закончились: из «Покровских ворот» то вырезали, то обратно возвращали эпизоды и фразы. Когда-то из ленты были убраны слова «натюрлих», «ферштейн», а также полька. Во второй половине 1980-х годов, во время антиалкогольной кампании, исключили некоторые сцены с Велюровым – те, где он «хлопал по рюмашке».

Фильм не сразу был принят зрителями, но сегодня он носит в себе историческую и художественную ценность, рассказывая о повседневности обычных жителей московской коммунальной квартиры.

Олег Меньшиков: проснулся знаменитым

Это тот самый случай, когда актер «проснулся знаменитым». Нельзя сказать, что Олег Меньшиков был неизвестен публике в 1982 году, но широкую известность открыли актеру именно «Покровские ворота». «Вам нужен творческий непокой!», – восклицает Костик Ромин, персонаж Олега Меньшикова, обращаясь к стареющим обитателям коммуналки.

Костик себе на уме, но с виду простачок: цитирует Пушкина, устраивает жизнь своих соседей, «взрослых тетенек и дяденек», брызжет энергией и романтикой молодости. Он – краснобай, дамский угодник, «знаток человеческих душ» и азартный игрок («Партия переходит в эндшпиль, и играть его, девушки, буду я!»). Несмотря на возраст, он подчас демонстрирует глубокое понимание жизни: «И всё-таки поверьте историку – осчастливить против желания нельзя». Этот образ у Меньшикова получился утонченным и исключительно обаятельным.

Первым, кто попал под обаяние актера, стал режиссер картины Михаил Козаков. Когда Меньшиков пришел на пробы с Татьяной Догилевой, Козаков и оператор картины Николай Немоляев поняли: без этого актера картина не состоится. Так же отреагировал и Леонид Зорин –автор пьесы, по которой снят фильм.

После выхода картины Олег Меньшиков стал секс-символом 80-х. Фильм принес ему известность, хотя сам он в одном интервью сомневался, что это так: «Считают, тут-то я и прямо подскочил знаменитым, чего на самом деле не было». По мнению публициста Дмитрия Быкова, «поздний Меньшиков – классический заложник замечательной профессиональной выучки». После роли Костика последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах «Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), за которую он получил Серебряную медаль имени А. П. Довженко. 

Фото: Яцина Владимир/ТАСС

Оглушительный взлет его карьеры случился после роли в оскароносном фильме «Утомленные солнцем». Со своей подругой Татьяной Догилевой, с которой он подружился в «Покровских воротах», они встретились на площадке фильма «Восток-Запад». Не прошли незамеченными и его театральные роли: он блестяще сыграл императора Калигулу, Сергея Есенина и Вацлава Нижинского. В театре он был не только актером, но и показал свой талант организатора и режиссера. Это привело к тому, что в 2012 году ему доверили ответственную должность – художественного руководителя драматического Театра имени Ермоловой. В том же году в кино вышел фильм «Легенда № 17», в котором Меньшиков появился в образе хоккейного тренера Анатолия Тарасова. 

Несмотря на то, что актер почти не дает интервью и неизменно отвечает отказом на предложения о съемках за границей, назвать его жизнь скудной на события сложно. В 2018 году он снялся в фильмах «Гоголь. Начало» в образе следователя Якова Петровича Гуро, побывал доверенным лицом кандидата в мэры в Москвы Сергея Собянина, начал преподавать в ГИТИСе. В интернете он запустил свой канал «ОМ», на котором выкладывает свои интервью с известными личностями. Его собеседниками успели побывать Данила Козловский, Алла Пугачева, Виктор Сухоруков, Федор Конюхов, Слава Полунин и другие знаменитости.

Костик и Велюров

Главного героя, студента Константина Ромина или Костика, исполнил молодой актер Олег Меньшиков. Впоследствии он превратился в знаковую фигуру для отечественного кинематографа. Именно с «Покровских ворот» стартовала блистательная карьера исполнителя.

Легкомысленный Костя едва ли не единственный из обитателей квартиры встает на сторону Льва Евгеньевича.  Именно Костику Хоботов в финале фильма обязан своему, пусть и карикатурному, но побегу вместе с возлюбленной на мотоцикле.

Уже позврослевшего Костика сыграл сам Михаил Козаков. По его задумке исполнители приносили домашни черно-белые снимки. Детские и юношеские фото появлялись рядом с фамилиями артистов в титрах, словно заставляя время двигаться в обратную сторону.

Весьма характерен и ярок образ куплетиста Велюрова, созданный Леонидом Броневым. К моменту съемок исполнитель уже был знаменитым артистом. Он играл в таких культовых фильмах как «Семнадцать мгновений весны», «Следствие ведут знатоки».

Особое место в комнате артиста Мосэстрады занимает афиша. На ней Велюров в концертном костюме. Алая роза на рояле – для него признак успешности. Леонидом Броневым создана талантливая пародия на популярных куплетистов. Однако актер создал и образ путь тщеславного, но все-таки обаятельного человека. Исполнитель предельно гротескно показал слабости героя. Иногда в Велюрове проскакивают неприкаянность с наивным простодушием.

Застигнутый врасплох вспыхнувшей к пловчихе Светлане любовью Велюров забывает привычную патетику куплетов и поет своей наяде лирическую песню из популярной в то время киноленты. На фоне растерянности и одиночества утратившего весь пафос артиста особенно заметно понимание в глазах уморительно точной Догилевой.

Елена Коренева: сбежавшая за океан

Елена Коренева, которой в картине была предложена роль медсестры Людочки, поначалу отказалась от съёмок. Её не вдохновили ни сценарий («какой-то натужный юмор»), ни ее персонаж. Согласилась она только потому, что ее уговорила ее мама Наталья Коренева, которая работала на картине вторым режиссером. Она же, кстати, и «открыла» Олега Меньшикова, увидев его в каком-то спектакле.

Елене Кореневой хорошо удавались роли нежных, наивных и бесхитростных натур – вспомнить хотя бы ее роль Таи в «Сибириаде» или Марты, возлюбленной Барона Мюнхгаузена из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Роль в «Покровских воротах» ей явно удалась, но почти сразу же после выхода картины Коренева уехала в США и вышла там замуж за преподавателя русского языка и литературы. Такой «финт» актрисы привел к тому, что фильм на какое-то время положили на полку.

В Америке Коренева пробовала себя в кино, но впоследствии говорила: «Нашим соотечественникам там светят только фильмы категории «Б» – то есть, второго сорта. За несколько лет я снялась в эпизодических ролях только в двух картинах, одна из которых – «Любовники Марии» Михалкова-Кончаловского». 

Фото: ТАСС

Когда американский брак закончился разводом, Коренева стала работать официанткой в русском ресторане, объясняя это так: «В Америке это самый распространенный способ подзаработать для людей творческих: у тебя много свободного времени, а чаевые (кстати, очень неплохие) целиком идут тебе в карман». Там она познакомилась с поэтом Иосифом Бродским и танцовщиком Михаилом Барышниковым.

Хотя она и оставалась советской гражданкой, ей 3,5 года не давали визу в СССР. Впервые приехать в Москву она смогла только в 1987 году, а в начале 90-х вернулась насовсем. Она написала автобиографическую книгу с самокритичным названием «Идиотка» и начала активно сниматься в отечественных кинокартинах. Параллельно она поступила в Театр современной пьесы. В 1999 году окончила Высшие режиссёрские курсы и сняла две короткометражных картины: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша». Она была в жюри кинофестивалей «Амурская осень – 2009» и «Лістапад» в Минске. Свои политические взгляды артистка выражала активно и радикально. Она неоднократно принимала участие в правозащитных и благотворительных акциях, оппозиционных и антивоенных митингах. Сейчас она продолжает жить в России, а на ее счету сейчас более 60 лей в кино и семь – в спектаклях.

Виктор Борцов: обаятельный тюфяк

Сначала предполагалось, что роль немногословного и симпатичного «тюфяка», мужа Маргариты Павловны Саввы Игнатьевича сыграет Никита Михалков, но тот нашел сценарный материал неинтересным и отказался. Тогда режиссер Козаков решил взять на роли обитателей «скворечника» малоизвестных артистов. Одним из них стал Виктор Борцов. Он мало говорит и тяжело смотрит: «Щас я вам покажу, где здесь хунд беграбен, то есть собака зарыта!». Эти и другие его меткие словечки в разные времена вырезали из картины – худсовет говорил, что ими он «искажает образ советского воина». Но потом, с послаблением цензуры «натюрлих» и «ферштейн», исполняемые героями полька «Мой отец запрещал…» и песня «Розамунда» были возвращены.

Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»

После выхода «Покровских ворот» Борцов сыграл множество ролей в хорошем кино, правда, далеко не главных. Например, роль подпитого посетителя привокзального ресторана в «Вокзале для двоих», Гаврилу в «Гардемаринах, вперед!», Протасова в «Марше Турецкого» и еще около 30 разных ролей. Его основная работа была в Малом театр, где он работал с 1957 года и переиграл там весь классический репертуар. Умер он, когда ему было в 74 года.

Савва и другие

Кинотетушкой Костика Алисой Витальевной стала Софья Пилявская. Она сыграла за свою карьеру немало выдающихся ролей. Среди них и графиня Вронская из «Анны Карениной», и Раиса Павловна в «Доживем до понедельника».

Бывший фронтовик, жених энергичного деспота Маргариты – Савва Игнатьевич. Этот образ идеально создан актером столичного Малого театра Виктором Борцовым. Сам артист участия в боевых действиях не принимал. Зато сыгравший роль его фронтового товарища в фильме Владимир Пицек и впрямь участвовал в Великой Отечественной войне.

Персонажей второго плана, но не меньшей значимости, сыграли Игорь Дмитриев, Валентина Воилкова, Елена Коренева. Пловчихой Светланой в картине стала Татьяна Догилева. Ее жизнерадостная и просто искрящаяся весельем героиня получилась очень убедительной. В бассейне вместо актрисы снималась дублерша. Сама артистка исполняла стильные танцы.

Валентина Воилкова перевоплотилась в возлюбленную Костика Риту. Ее героиня появляется в первых кадрах. Мчащийся на мотоцикле студент видит грациозную незнакомку и машет ей рукой. Случайная встреча Костиком не забыта. Он оповещает всех о грядущих переменах.

Образ феи мистически возникает и в ночном троллейбусе, и на катке. Костик не может понять, видит ли он мечту или реальную девушку. Настоящее знакомство происходит в ЗАГСе во время бракосочетания Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича.

По пьесе Зорина, имя подруги Костика – Алевтина. Режиссер назвал героине именем супруги драматурга. Даже внешне Воилкова была на нее похожа.

Особенности фильма

При всем великолепии проект не избежал некоторых исторических ошибок. Все киноляпы связаны с транспортом. В кадр несколько раз попадают троллейбусы, появляются автомашины с номерами более позднего образца, чем время действия фильма.

Единство времени и места для постановки пьесы стало обязательным условием. Смена обстановки на цене возможна не более трех раз в среднем. Намного больше возможностей у кинематографа. По этой причине картина заметно расходится с первоисточником. Разница прослеживается не только в обстановке. Она заметна в образах.

В речи Саввы Игнатьевича постоянно мелькают немецкие слова, выражения. В привычке Костика употребление французских словосочетаний. Однако в пьесе Зорина оба героя разговаривают как обычные люди без привычки употребления иностранных слов.

Картина, роли и их исполнители более трех десятилетий остаются в сердцах зрителей. В каждом из героев ставшего культовым фильма публика находит что-то родное, свое. Поэтому кинолента входит в золотую коллекцию отечественного кино. Она вряд ли пропадет с экранов. Заслугой работы съемочной группы стала жизненная правда, присущая картине и обеспечившая ее долгожительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector