«любить только мужчин — какая скука!» жизнь и драма марины цветаевой

Москва

Марина Цветаева. Москва, 1939 г.

Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном.

По возвращении Марину Цветаеву поселили на даче НКВД в Болшеве. В конце августа 1939-го арестовали Ариадну, в октябре — Сергея Эфрона. Ариадна была осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. При допросах вынуждена была дать показания против отца. В 1949 году была арестована повторно и приговорена к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края. В 1955 году ее реабилитировали за отсутствием состава преступления. Вернулась в Москву, где и скончалась в июле 1975 года. Сергея Эфрона расстреляют в октябре 1941-го — об этом Цветаева уже не узнает…

Марина Цветаева, 1940 г.

Одиночество снова сдавило Марину Ивановну змеиным кольцом — и его удушье было гораздо больнее, чем в «чужой» Европе, ведь в стране советов не было семьи и нельзя было публиковаться. 

Марина взялась было за привычный труд поэтов — переводы, — но заработанного едва хватало. Надеяться на выход сборника не было смысла — критик Зеленский одной лишь строчкой в своей рецензии перечеркнул литературное будущее: она указывает на «искажение души продуктами капитализма».

В качестве бреда

Еще одну версию даже версией назвать нельзя. Поскольку воспринимается бредом. Но раз существует – не обойдешь. Всегда находились люди, готовые, чтоб хоть как-то оторвать славу у великих, коснуться «жареного». Пусть и не существующего. Главное – броско изложить.

Так вот, по этой версии, причина гибели Цветаевой вовсе не психологические проблемы, не бытовая неустроенность поэта, а – ее отношение к сыну — как Федры – к Ипполиту.

Один из тех, кто ее излагает с давних пор и придерживается – Борис Парамонов – писатель, публицист, автор радио «Свобода».

Он «анализирует» стихи поэта под каким-то своим взглядом, с высоты своего мировидения и отыскивает в них то, что другим читателям и исследователям не обнаружить при всем их желании.

На службе Иностранного отдела ОГПУ

Этим его желанием воспользовались сотрудники советских спецслужб. После того как Сергей Яковлевич обратился в посольство СССР, ему было сказано, что как бывший белогвардеец, с оружием в руках выступавший против нынешнего правительства, он должен искупить свою вину сотрудничеством с ними и выполнением ряда заданий.

Завербованный таким образом, Эфрон в 1931 году стал агентом Иностранного отдела ОГПУ в Париже. В течение последующих лет он принимал участие в целом ряде операций, наиболее известными из которых является похищение генерала Миллира – создателя печально известного Русского Обще-Воинского Союза, действовавшего затем в годы Второй мировой войны на стороне немцев, и ликвидация советского агента-невозвращенца Игнатия Рейса (Порецкого).

Отношения с властью

Изначально Марина Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, как и ее муж. В приходе большевиков к власти она видела большую трагедию и конец родной России. Однако в самой эмиграции она постепенно отдаляется от белого движения, и ее отношение к советской власти становится все более неоднозначным. Цветаева никогда не принимала «красной» идеологии, однако видела в новом государстве творческий вызов для молодежи, которая могла покорить вершины, недоступные «побежденному» поколению.

Очевидно, непримиримый конфликт с властью только углубляется вследствие семейной трагедии поэтессы, убийства ее мужа и заключения дочери.

Значение творчества поэтессы

Интересующая нас поэтесса, к сожалению, при жизни не дождалась признания. Ей приходилось голодать, а творческие вечера и сборники по достоинству не были оценены современниками. В настоящее время, однако, Цветаева считается по праву одним из наиболее ярких представителей русской поэзии Серебряного века. Краткая биография Цветаевой Марины Ивановны, а также ее стихи включены в обязательную школьную программу. Очень популярны сегодня ее стихотворения, многие из которых стали известными романсами, положенными на музыку. Сейчас не только в России, но и за рубежом пользуется любовью и признанием Марина Цветаева. Краткая биография на английском языке Марины Ивановны, например, была создана многими авторами. В Нидерландах, в Лейдене, находится дом, на стене которого написаны стихи Цветаевой (фото представлено ниже).

Эмиграция

Весной 1922 было семьей получено разрешение: выехать заграницу к мужу и отцу Сергею Эфрону. Первая их остановка — Берлин. Затем они перебрались в предместья Праги, где прожили около трех лет. Родив Георгия, писательница со своей семьей переезжает в Париж. Даже заграницей поэтесса продолжала общение с Борисом Пастернаком и другими русскими литераторами.

Произведения, выпущенные заграницей, не приносили много прибыли, хоть и имели успех. Семейство эмигрантов было фактически нищим. Матери семьи еле удавалось сварить суп на всю семью из того, что получилось подобрать на рынке. Ее муж не может работать, так как серьезно болен. Единственный доход идет от пошива шляпок дочерью поэтессы. Этих денег слишком мало для содержания семьи из четырех человек.

15 марта 1937 года Але дали разрешение уехать домой. Тем же годом Эфрон был заподозрен как соучастник в политическом убийстве, поэтому он принял решение сбежать из Франции. Позднее писательница в 39-ом вернулась в СССР.

Смерть

Заграницей семья Цветаевой нищенствовала, хотя старшая дочь и сама поэтесса пытались зарабатывать деньги. Они посылают прошение с просьбой вернуться в Советский Союз. Разными путями семья перебирается на Родину, но полоса неприятностей не окончилась: Ариадну арестовывают, потом Сергея Эфрона. Через пятнадцать лет дочь Марины вышла из тюрьмы, а мужа поэтессы расстреляли.

Цветаева во время войны с фашистами забрала сына и эвакуировалась в Елабугу. Есть очень много версий о жизни Марины с сыном в этом маленьком городке. Но ни один из этих вариантов документально не подтверждён. Итог весьма печален: поэтесса кончает свою жизнь самоубийством, она повесилась в доме, куда её определили на жильё после приезда. Гениальная поэтесса умерла, но её творчество живёт.

Любовь, как розовый сердолик

Марина была влюбчивой натурой. Уже в 18 лет она страдала от неразделенной любви и искала утешения в новых отношениях. Она нашла их во время пребывания у родственника в Крыму в городе Коктебель. Прогуливая по пляжу, она заметила красивого и хрупкого юношу. Марина поразилась его красоте и глазам, взгляд которых проникал ей в душу. Она решила, что этот парень станет ее мужем, если подарит любимый камень. То ли это была случайность, то ли воля судьбы, но он нашел любимый камень Марины и подарил ей. Этим камнем оказался розовый сердолик.

Будущего мужа Марины Цветаевой звали Сергеем Эфроном. Он родился в семье еврейских революционеров. Его родители были заняты революционной деятельностью и времени на воспитание 9 детей у них не оставалось. Своих родителей Сергей практически не видел, но это не мешало сильно их любить. Когда парень узнал, что его мать покончила жизнь самоубийством, то для него это стало страшным ударом, от которого он не смог оправиться на протяжении всей жизни. Для Сергея любая разлука была сродни смерти. Именно это доставляло ему массу переживаний в семейной жизни.

Сергей и Марина стали супругами после 6 месяцев со дня знакомства. Уже через несколько месяцев у них родилась дочь, которую назвали Ариадна. Спустя некоторое время супруги стали родителями еще одной дочери Ирины. Третьим ребенком стал сын Георгий.

Муж

Эту фотографию, сделанную в 1911 году, Цветаева отправила Максимилиану Волошину с письмом на ее обороте: «Дорогой Макс, вот Сережа и Марина, люби их вместе или по отдельности, только непременно люби и непременно обоих <…>».

Цветаева выйдет замуж за Сергея Эфрона — офицера, интеллигента, джентльмена — в 1912 году. Он станет ее единственным мужем и лучшим другом. С ним будут связаны у Цветаевой самые лучшие и светлые моменты жизни, но во многом именно он станет причиной самых кошмарных ее дней и ночей. В их союзе появится на свет трое детей: Ариадна, Ирина и Георгий.

После революции Сергей присоединился к армии и идеологии Деникина, и после победы большевиков Эфрону ничего не оставалось, как спешно покинуть «красную» Россию, сбежав в Европу. Сама Цветаева произошедший переворот со всей прозаической ясностью называла «бунтом сатанинских сил». Понятно, что в стране советов у такой «несговорчивой» жены белогвардейца будущего не было. К тому же вступать во взаимовыгодные контакты Марина Ивановна не умела, держала себя на некотором отдалении от тех, кто был в фаворе, предпочитая согласие со своей совестью, а не угодливое поддакивание. 

Символическая могила

2 сентября Марину Цветаеву похоронили в южной стороне Петропавловского кладбища в Елабуге, где хоронили тогда всех эвакуированных. Точное место неизвестно, существуют только версии.

Позднее на этом месте вместо креста было установлено гранитное надгробие. Оно стало считаться официальной могилой поэтессы по решению союза литераторов в 2000-х годах, однако ни краеведы, ни историки не имеют этому мнению весомых подтверждений.

Зато есть место, которое отметила при жизни сама Марина. В Париже, вспоминая родину, она написала:

«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу; поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА».

Ее желание было исполнено, в городе Тарусе на берегу Оки лежит такой камень.

Папа

Первое фото в альбоме — отец семейства, Иван Владимирович Цветаев, в парадном мундире. Родился он в семье священника. Под руководством отца (мать рано умерла) Иван и трое его братьев должны были пойти по проторенной дороге «поповичей»: духовное училище, духовная семинария. Но по окончании последней Иван решил изменить траекторию жизни и поступил в Медико-хирургическую академию.

Из-за состояния здоровья он перешел в Императорский университет в Петербурге на историко-филологический факультет. Дальнейшее его профессиональное развитие шло исключительно по линии классических языков — в 1874 году он даже отправился в Италию для изучения древних местных языков и письменности. 

Так сын сельского священника стал ученым — в 1877 году его пригласили преподавать латынь в Московский университет.

Первая жена, Варвара Иловайская, расширила охват его научных интересов: Иван Цветаев стал изучать не только языки древности, но и собственно материальную культуру первых цивилизаций. Иван Владимирович вошел в историю как основатель Музея изящных искусств (впоследствии — Музей изобразительных искусств А.С. Пушкина). 

Интересные факты

  1. Германия и Древняя Греция – самые обожаемые страны писательницы.
  2. Любимый камень поэтессы – сердолик. Она всегда утверждала, что ее мужем станет тот, кто угадает, какой у нее любимый камень. В день ее знакомства с мужем, Сергей подарил ей тот самый заветный предмет, случайно найдя его на берегу моря. Так и сложилась судьба Марины Цветаевой.
  3. Переезжая, наша героиня попросила помощи в сборах у Бориса Пастернака. Он принес веревку для чемодана и в шутку сказал: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Эти слова стали пророческими. На той самой веревке позже покончила с собой писательница.
  4. Марина Цветаева верила — имя, данное человеку при рождении, влияет на его будущее. Интересная жизнь, по ее мнению, определялась уже на этапе зачатия. Она хотела назвать своего сына Борисом, а не Георгием, так как была уверена, что буква «й» в имени лишает мужественности.
  5. Марина Ивановна не любила младшую дочь, а вот старшую просто боготворила, ревнуя ее даже к родственницам. Ирину она считала слабоумной, ведь девочка действительно медленно развивалась и была не столь умна и сообразительна, как ее старшая сестра. В приюте Ирина часто билась головой о стены и пол, чем вызывала недоумение сверстников. А вот Ариадна состояла в тесных отношениях с матерью, поэтому Цветаева старалась давать ей больше еды. Когда старшая дочь заболела малярией, мать винила в этом Ирину и отдавала больной все имеющиеся припасы (она навещала их в приюте и приносила еду). Возможно, из-за этого пренебрежения Ирина и умерла.
  6. Когда одна из дочерей во время отлучки матери съела кочан капусты, мать так разозлилась, что привязывала ребенка к стулу каждый раз, когда уходила из дома.
  7. Марина Цветаева очень любила поэзию А. Ахматовой и жаждала с ней увидеться, но после холодной и краткой встречи двух женщин данное отношение резко переменилось. Обе поэтессы очень резко и надменно отзывались друг о друге всю жизнь.

Советская Россия

«Это поистине был вихрь, водоворот мыслей, чувств, фантазий, ассоциаций. Она могла быть одновременно и во вчера, и в завтра, где-то на погосте в тарусской деревеньке и возле Нотр-Дам, и на наших тихих, булыжных Конюшках, и в Карфагене! Следить за ходом, вернее, за полетом ее мысли было увлекательно и в то же время неимоверно трудно», — писала о Цветаевой автор книги воспоминаний «Скрещение судеб» Мария Белкина, которая виделась с поэтессой после ее возвращения из эмиграции.
«В той России, советской России, где мы жили, она была абсолютно не своевременна, ее могли воспринимать только отдельные личности. Это теперь она очень современна, стала всем известна, и ее популярность грандиозна. Так бывает в жизни: творчество воспринимается потом, позже. Цветаева абсолютно опережала свое время — и формой, и содержанием».

Марина Цветаева: детство и юность

Отец Марины Цветаевой был профессором в Московском университете, а мать — пианисткой. Марина родилась в 1892 году и с детства знала несколько языков. Цветаева училась в России и за границей, в том числе изучала литературу в Сорбонне.

В семье обстановка была напряженная — Марина и Анастасия были детьми от второго брака отца, однако в доме еще жили дети его первой жены — Валерия и Андрей. Цветаевы общались между собой во время ужина, а затем расходились по своим комнатам. Мать Марины умерла, когда дочери было 14 лет. Отец Цветаевой к концу жизни признавался: «Семья мне не удалась».

Дети часто дрались, и воспоминания о ссорах остались в их дневниках. Анастасия писала: «В пылу драк каждый из нас имеет свою специальность: Андрюша «щипается», Муся кусается, а я царапаюсь». Однако повзрослев, сестры стали близки: подруга Цветаевой Софья Липеровская писала, что Марина почти не расставалась с Анастасией.

Анастасия и Марина Цветаевы. (Wikimedia Commons)

Цветаеву можно было бы назвать «трудным подростком»: она много времени проводила в своей комнате, закладывала вещи в ломбард, когда ей не хватало денег, красила волосы, а в 17 лет начала курить, в том числе «мужские» сигареты. Марина восхищалась Наполеоном: на стенах в ее комнате висели его портреты. Подруги Цветаевой из московской гимназии говорили, что Марина много читала, ее захватывал мир книг — она полностью погружалась в него и жизни героев. Также Марина жала руку и здоровалась «по-мужски». Она сменила несколько гимназий: ее часто вызывали к директору, а ей не хотелось никого слушаться.

Летом Цветаевы отдыхали в городе Таруса, недалеко от Москвы. Сюда Марина приглашала своих подруг из гимназии. Ночью девочки вылезали из дома через окно и шли купаться в реке. Они любили кататься на пароме, Марина читала свои стихи, которые потом вошли в ее первый сборник «Вечерний альбом».

Творческая биография Марины Цветаевой в России

Первые поэтические сочинения Цветаевой были напечатаны издательством «Мусагет». Юная поэтесса не пропускает лекций, занятий кружков при этом издательстве. Круг ее знакомых пополнился за счет московских символистов.

Сентябрь-октябрь 1910 года – Марина выпускает первую книгу поэзии «Вечерний альбом». Она состояла из произведений, созданных в школьные годы. «Дневниковые» записи (стихи) объясняются посвящением сборника памяти Марии Башкирцевой. Творчество Цветаевой не осталось незамеченным: Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Николай Гумилёв оценили его по достоинству. Через несколько месяцев после первого грандиозного успеха было написано прозаическое произведение «Волшебство в стихах Брюсова». Второй сборник поэтессы выходит в 1912 году, называется «Волшебный фонарь».

Третий «Из двух книг» появляется в следующем году. Марина приехала незадолго до Революции в город Александров к сестре Анастасии с мужем. Здесь были созданы «Стихи о Москве», «К Ахматовой». Всё творчество гениальной поэтессы данного периода было посвящено любимой Москве, близким. Литературоведы назвали этот небольшой промежуток времени из биографии – « Александровским летом Цветаевой».

События гражданской войны нашли отражение в цикле стихотворений «Лебединый стан». За 1918-1920 годы были написаны:

  • поэма «Егорушка»;
  • «Царь-девица»;
  • «На красном коне»;
  • романтические пьесы.

Цветаева остро воспринимала всё, что происходило на Родине. Не могла мириться с делением людей на «красных» и «белых», своих и чужих. Эти годы были очень тяжелыми для нее. Одно из красивейших стихотворений, посвященное мужу, было написано в 1920 году:

Жизнь в Европе

Европейская «прописка» длилась до 1939 года, года семья возвращается в Россию. За время европейской «ссылки» Марина написала поэмы «Поэма Конца», «Поэма Горы», «С моря», «Крысолов» и ещё ряд знаковых произведений. Большинство из написанного в этот период не было опубликовано, так как характер Цветаевой не позволил ей найти поддержку в эмигрантской среде. Марина не желала участвовать ни в каких политических союзах, было против интриг и не стала сторонницей заговоров против СССР, хотя и негативно относилась к советской власти.

Достаток был минимален, жить часто приходилось впроголодь и снимать недорогие комнаты в деревне или пригороде Парижа. Ещё одна причина частой смены места жительства была в том, что Марина плохо уживалась с соседями и хозяевами жилья. Если бы не редкая, но меткая материальная помощь небольшого круга почитателей Цветаевой, то возможно семье пришлось бы раньше вернуться на Родину.

Марина пишет в Европе не только стихи, но и в 1926 году издаёт статью «Поэт о критике», после чего её часто зовут на творческие вечера, но и круг недругов расширяется. В статье поэтесса подвергает критике критиков, что пришлось последним не по душе. Бунин «получает по шее» в статье за критику Есенина, а Зинаида Гиппиус за Пастернака. Бунин отыгрался на литературно-публицистическом журнале «Весть», который начал выпускать Эфрон, муж Марины. Он назвал журнал «скучным и дурным», что было больно слышать Сергею.

Постепенно интерес в Европе к Цветаевой снижался, за глаза её называли «большевичкой», хотя никакой лести в сторону советской власти Марина не писала. Эфрон чаще становился на поддержку новой власти, но насколько это было искренне из уст русского офицера большой вопрос. Позже стало известно, что Эфрон с 1931 года был сотрудником НКВД, которое после и поставит точку в его биографии.

С дочерью Аделаидой

Цветаева, находясь в Европе, отлично знала о судьбе царской семьи и в 1930 году решила передать свой взгляд на трагические события в «Поэме о Царской семье», хотя и понимала, что произведение не найдёт отклика по ряду причин. Писала ради долга сказать. Сегодня из поэмы сохранился лишь фрагмент «Сибирь»:

От Ходынского Поля красного До веселого и красивогоАлексея Кровоточивого На последнюю каплю — щедрого! Половина — давно ли первого? — Осиянного и весеннего —Часа — царствованья я— последнего На Руси…         Не страшитесь: жив… Обессилев — устав — изныв Ждать, отчаявшись — на часы! Спит Наследник всея Руси.

Русская Сафо

Поэтесса, критик и переводчица София Парнок (1885-1933) родилась Таганроге в семье медиков. У девочки были сложные отношения с отцом, который после смерти матери быстро женился на гувернантке. Она окончила гимназию с золотой медалью, после чего училась в консерватории в Женеве и на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.  После короткого брака с литератором В. Волькенштейном Парнок стала известна благодаря своим романам с женщинами и лирике, посвященной гомосексуальной тематике.

По воспоминаниям одной из современниц, в ней было «какое-то обаяние — она умела слушать, вовремя задать вопрос, ободряющий или сбивающий с толку едва заметной иронией, — словом, это была женщина, которую могли слушаться».

Пост гражданской войны

По окончании гражданской войны Эфрон эмигрировал в Берлин. Там в мае 1922 года Эфрон воссоединился в Берлине со своей женой Цветаевой и дочерью Ариадной, которые покинули Советский Союз. В августе 1922 года семья переехала в Прагу . Живя в постоянной нищете, не имея возможности позволить себе жилье в самой Праге, с Эфроном, изучавшим политику и социологию в Карловом университете и живя в общежитиях, Цветаева и Ариадна нашли комнаты в деревне за городом. Она пишет: «нас пожирают уголь, газ, молочник, пекарь … единственное мясо, которое мы едим, — конина».

Летом 1924 года Эфрон и Цветаева уехали из Праги в пригород и некоторое время жили в Йиловиште , а затем перебрались во Вшеноры , где Цветаева зачала сына Георгия, которого впоследствии назвала Мур. Он был трудным ребенком, но Цетаева безумно любила его. Поскольку Эфрон теперь редко бывает свободен от туберкулеза, их дочери Ариадне отводилась роль помощницы и наперсницы матери, и, следовательно, она чувствовала себя лишенной большей части своего детства.

В 1925 году семья поселилась в Париже , где прожила следующие 14 лет. В это время Цветаева заболела туберкулезом.

Русская революция и гражданская война

Эфрон пошел добровольцем в армию в 1914 году, а к 1917 году он был офицером 56-го резерва в Москве . В октябре 1917 года он участвовал в боях с большевиками в Москве , затем присоединился к Белой армии и участвовал в Ледовом марше и обороне Крыма, а Марина вернулась в Москву в надежде воссоединиться с мужем. Однако в то время отношения между Эфроном и Цветаевой были сильно натянутыми, и между ними было очень мало общения. Эфрон был особенно разочарован тем, что, по его мнению, было революцией, в значительной степени не поддерживаемой русским народом, выражение которой вдохновило Цветаеву на « Рассвет на рельсах».

Пять лет она была в ловушке в Москве, где был страшный голод . Московский голод сильно ударил по Цветаевой. Голод и беспокойство размыли ее внешний вид. Не имея ближайших родственников, к которым можно было бы обратиться, у нее не было возможности прокормить себя или своих дочерей. В 1919 году она поместила обеих дочерей в государственный детский дом, ошибочно полагая, что там их лучше кормят. Аля заболела, и Цветаева забрала ее, но Ирина умерла там от голода в 1920 году.

Мама

Мама поэтессы — Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Она получила блестящее домашнее образование, была необыкновенно творчески одарена. Игре на фортепиано училась у Надежды Муромцевой, любимой ученицы Рубинштейна, живописи — у Клодта. Была страстной, эмоциональной натурой, и Марина в этом смысле, несомненно, вся в мать.

В дневниках Марина Цветаева часто вспоминала, что мать создала в доме уникальную творческую атмосферу, благодаря которой ей удалось воспитать дочерей эмоционально восприимчивыми, чуткими. Мария Александровна души не чаяла в детях и активно участвовала в жизни мужа: Марина отмечала, что мама была посвящена во все дела музея, вела переписку, верила и активно поддерживала Ивана Владимировича во всех его начинаниях. 

Интересные факты из жизни

Цветаева с детства была неординарной личностью, поэтому её жизнь наполнена интересными событиями. В 16 лет Марина сделала попытку самоубийства на фоне безответной любви – пистолет дал осечку. Со смертью поэтесса играла не раз и после этого . Так, после возвращения в СССР она вполне серьёзно заявляла, что повесится, если за ней придут из НКВД. Хватит о грустном.

В юности кто-то сказал Цветаевой, что для того чтобы волосы завивались надо побрить голову. Марина делала это раз десять. Другой поделился, что шампиньоны помогают похудеть и Марина несколько недель питалась только ими. В 16 лет Цветаева послала дворника за настойкой – пила и бросала бутылки в окно. По тем временам – это кошмар.

Чуть позже Марина разместила брачное объявление и потом долго смеялась, когда в дом повадились, не первой свежести, женихи. Однажды ей так понравилась работа художника, к которому она пришла, чтобы он написал портрет, что уходя, она под платьем унесла с собой эскизы.

Всю жизнь, с раннего детства и до смерти Цветаева вставала с первыми петухами, обливалась ледяной водой и пила крепкий кофе. Никогда не была привередлива в одежде – предпочитала модным нарядам мешковатое платье и обязательные бусы.

Икона, перед которой венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева, сейчас находится в Москве, в церкви Воскресенья Словущего, что в Брюсовом переулке. Венчались молодые в Палашах, в церкви Рождества Христова, но после революции храм разрушили, а церковную утварь выкинули. Местная бабушка нашла икону, привела её в порядок и вернула в патриархию.

Табличка с могилы Якова Эфрона, Елизаветы Дурново и Константина Эфрона

После завершения революционной карьеры Эфроны не раз пытались вернуться в Российскую империю, и лишь в 1886 году их прошение было принято. В первое время после возвращения на родину они вели тихую семейную жизнь, воспитывая многочисленных детей — к рожденным еще во Франции Анне, Петру и Елизавете в России прибавились Вера, Глеб, Сергей и Константин.

Но спокойная жизнь продолжалась недолго — в 1901 году фамилия Эфрон вновь начала появляться в полицейских сводках. Повзрослевшие дочери — Анна и Вера — стали принимать участие в студенческих революционных кружках, а вскоре на тропу антиправительственной деятельности вновь ступила и их мать. Елизавету Петровну несколько раз задерживали, а после одного из арестов поместили в Бутырскую тюрьму. На свободу она вышла только через 9 месяцев, после того как за нее внесли залог. Полицейское преследование вынудило Елизавету Петровну опять бежать за границу.

Табличка с могилы Я. Эфрона, Е. Дурново и К. Эфрона. (Антон Усанов. МОСГОРТУР)

В 1907 году она вместе с сыном Константином уехала в Женеву, а оттуда перебралась в Париж. Период пребывания в столице Франции стал одним из самых трагичных в жизни членов семьи Эфрон.

В начале 1909 года к жене, уже будучи тяжелобольным, приехал Яков Константинович, в июне этого же года он умер. Через полгода семью ожидала очередная трагедия — в 1910 году покончил с собой младший сын Эфронов — четырнадцатилетний Константин. Мать, оставшаяся один на один с этой трагедией, не сумела справиться с горем и на следующий день тоже свела счеты с жизнью.

Мемориальная табличка появилась на надгробном камне родителей и сына в 1938 году, ее установила Марина Цветаева. В фондах музея этот предмет оказался в 1982 году.

Семья Цветаевой

Родилась Цветаева Марина 26 сентября (по старому стилю — 8 октября) 1892 года в городе Москве. Отец ее, как мы уже упоминали, был ученым, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Он являлся создателем, а также первым директором (с 1911 по 1913 год) Музея изящных искусств. Первый брак профессора был очень удачным, но после появления на свет двух детей молодая жена скончалась, и Иван Цветаев повторно женился на Марии Мейн. В 1892 году, 26 сентября, у этой пары появилась девочка, которая получила имя Марина (то есть «морская»). Так начинается биография Марины Ивановны Цветаевой.

Мама, Мейн Мария Александровна, умерла в 1906 году. Она была пианисткой, ученицей Рубинштейна А. Г. Эта женщина оказала огромное влияние на Марину. Она мечтала, чтобы дочь также стала пианисткой. Однако мир поэзии манил юную Цветаеву больше, чем исполнение гамм. Еще в шестилетнем возрасте девочка написала первые стихи. Причем не только на русском творила Марина, но и на французском и немецком языках. Достаточно строго воспитывала дочерей (Марину и ее сестру Анастасию) мать. Они получили превосходное образование. Дед сводных брата и сестры — историк и публицист Иловайский Дмитрий Иванович.

Страстная бунтарка

Крупнейший поэт, прозаик и переводчица Марина Цветаева (1892—1941) была дочерью профессора Московского университета Ивана Цветаева — основателя Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке). Детство детей Цветаевых прошло в «царстве белых статуй и старых книг». Марина называла музей «нашим гигантским младшим братом», потому что родители неистово занимались его обустройством.

Отец был очень занятым и добрым, своей мягкостью он сглаживал буйный темперамент молодой и талантливой матери, чьими картинами, музыкой и настроением был наполнен весь дом. Марина с сестрами и братом достаточно рано остались без родителей — ей было всего 14, когда мама умерла от чахотки, и 21 год, когда умер отец. В будущем поэте всю жизнь гремучей смесью кипели два разных родительских характера — отцовская преданность идее, трудолюбие и материнская страстная нетерпимость.

В 19 лет Марина познакомилась с 18-летним Сергеем Эфроном в Крыму на коктебельской даче у поэта и художника Максимилиана Волошина и через полгода с ним обвенчалась.

Судьба их семьи была непростой и даже жестокой — война, послереволюционная неустроенность, участие Сергея в Белом движении и трехгодичная разлука, смерть младшей дочери, эмиграция, безденежье, возвращение на родину, арест Эфрона, арест старшей дочери Ариадны, Великая Отечественная война и эвакуация, закончившаяся гибелью Цветаевой. Быть мужем поэта – участь нелегкая, но Эфрон понимал цветаевскую «безбрежность в мире мер» и был терпелив к Марининым страстям на протяжении всей супружеской жизни. «…Ты уцелеешь на скрижалях», — пообещала Цветаева и увековечила мужа в стихах, подчеркивая его рыцарство и порядочность.

Творческая биография Ариадны Эфрон

Ариадна Сергеевна Эфрон была сотрудником таких французских журналов как «Россия сегодня», «Франция — СССР», «Для Вас», французского журнала «Наш Союз», где печатались не только её очерки, статьи и переводы, но и были размещены иллюстрации к ним. Для этих и других изданий она переводила стихи Маяковского и других советских поэтов. Её собственные работы были изданы в девяностых годах прошлого столетия.

Ариадна Эфрон в детстве

Ариадна Эфрон в детстве с сестрой Ириной

Ариадна Эфрон трудилась над переводом стихов великого Виктора Гюго, Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Верлена и других зарубежных литераторов. За время своего творчества писательница опубликовала наследие, оставленное её матерью, и написала серию воспоминаний о матери, напечатанных в журналах «Звезда» и «Литературная Армения».

Студент-филолог

Поскольку Сергей Эфрон рос в семье, где родители на первое место ставили борьбу за светлое будущее, забота о нём легла на старших сестёр и родственников отца. Тем не менее Сергей получил достойное образование. Успешно окончив известную в своё время Поливановскую гимназию и поступив на филологический факультет Московского университета, начал пробовать свои силы в литературной и театральной деятельности.

Он рано лишился родителей. В 1909 году не стало отца, а на следующий год в Париже покончила с собой мать, не пережившая самоубийства своего младшего сына Константина. С этого времени и вплоть до совершеннолетия над Сергеем была установлена опека его родственников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector