Гриценко, лилия олимпиевна

Биография

В 1937 году она перебежала в оперно-драматическую студию имени Станиславского (класс А. В. Неждановой), которую закончила в 1941 году. После окончания вошла в труппу студии (с 1948 года — театр, сейчас Столичный драматический театр им. К. С. Станиславского), где служила до 1958 года.

В 1958—1960 годы была в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1960 году стала актрисой Столичного драматического театра имени Пушкина, в каком проработала до выхода на пенсию.

Дебют в синематографе состоялся в 1944 году, когда Лилия Гриценко исполнила роль Оксаны в экранизации оперы Чайковского «Черевички». В особенности много снималась в 1950—1970-е годы. Всего снялась более чем в 40 фильмах, участвовала в озвучивании мультов.

В сентябре 1988 года ушла на пенсию. Погибла 9 января 1989 года, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом со своим братом Николаем Гриценко.

Печальный финал

В последние годы жизни Николая Гриценко сестры не было рядомТак случилось, что в последние годы жизни рядом с Николаем Олимпиевичем не оказалось сестры. В театре знали, что между артистами произошел некий конфликт, но чем он был вызван — неизвестно. В итоге каждый переживал свое горе без поддержки родственника: Лиля развелась с мужем Борисом Равенских и запила так, что лишилась работы в театре. А ее брат после 50 начал терять самое дорогое для актера — память.

Сперва он ловко выкручивался из ситуации, если забывал кусочек текста: со стороны казалось, что не артист, а его персонаж рассеян. Но к началу 70-х масштаб проблемы стал очевиден коллегам и режиссерам. Остается лишь удивляться, как, читая реплики по шпаргалке, Гриценко умудрялся играть по-прежнему блестяще. Так, эпизод с немецким генералом в «17 мгновениях весны» Николай Олимпиевич исполнил бесподобно, хотя уже был серьезно болен.«Это было «документальное» кино, ощущение, что снимали на скрытую камеру трагедию конкретного, живого, настоящего человека. Николай Олимпиевич всегда таким был», — подчеркивал Леонид Ярмольник.Во время съемок в «17 мгновениях весны» актер был уже серьезно боленНегативно на его здоровье повлиял и уход близких людей: похороны режиссера Рубена Симонова, смерть мамы. Одиночество актера достигло своего пика, он казался окружающим потерянным, словно не знал, куда идти и что делать. Последняя спутница жизни определила артиста в психиатрическую клинику, заявив, что тот склеротик, много пьет и все забывает, а находиться с ним в одной квартире опасно. Никто не вступился за гениального лицедея, его забрали из театра при полном попустительстве властей.Николай Олимпиевич редко узнавал приходивших навестить его в медицинском учреждении коллег. Отдушиной для него стали посещения одного театроведа: женщина приезжала с собакой, которую Гриценко очень любил. Хотя животное не пускали на территорию клиники, актеру было достаточно идти параллельно с ним по другую сторону забора.Лилию Гриценко похоронили рядом с братомНе прошло и года, как жизнь артиста трагически оборвалась. Однажды ночью Гриценко залез в общий холодильник и съел чужие продукты, за что был жестоко избит другими пациентами. Может, измученный организм крайне пострадал от побоев, а может, сердце не выдержало такого унижения, но 8 декабря 1979-го Николай Гриценко умер.По мистическому совпадению, в тот день в театр имени Вахтангова ворвался и пролетел прямо над сценой белый голубь, словно душа Гриценко прощалась с подмостками. Символичным казалось и то, что через пару лет после его смерти Лилии Гриценко предложили роль слабоумной женщины, запертой в Доме престарелых. Сама же актриса ушла из жизни спустя 10-летие, в 1989-м. Одинокая, больная и забытая всеми, как и ее брат.

Творчество[править | править код]

Работы в театре

Театр имени К. С. Станиславского

  • «Мадам Баттерфляй» — Чио-Чио-сан
  • «Иоланта» — Иоланта
  • «Сорочинская ярмарка» — Парася
  • «Маскарад» — Нина (1941)
  • «День чудесных обманов» — Инесса (1943)
  • «В тиши лесов» — Анюта (1948)
  • «С любовью не шутят» — Леонора (1949)
  • «Отцы и дети» — Фенечка (1949)
  • «Грибоедов» — Нина Чавчавадзе (1951)
  • «Наследники Рабурдена» — Шарлотта (1952)
  • «Бесприданница» — Лариса (1953)
  • «Семья Бугровых» — Ирина (1953)
  • «Весенний поток» — Катерина (1954)
  • «Чайка» — Нина Заречная (1954)
  • «Дни Турбиных» — Елена Тальберг (1954)
  • «Трус» — Существо (1956)
  • «Домик у моря» — Катарина (1956)

Театр имени А. С. Пушкина

  • «День рождения Терезы» — Тереза (1961)
  • «Романьола» — Доменика (1963)
  • «Изгнание блудного беса» — Мирра Михайловна
  • «Деревья умирают стоя» — Бабушка
  • «Консул Берник» — Бетти Берник
  • «Повесть о спасённой любви» — Наташа (1964)
  • «Парусиновый портфель» — Бабушка (1967)
  • «Метель» — Катерина (также режиссёр) (1967)
  • «Воскресенье в Риме» — Аугуста Паничетти (1968)
  • «Драматическая песня» — Баба (1971)
  • «Похождения бравого солдата Швейка» — Баронесса (1971)
  • «Человек и джентльмен» — Матильда Боцци (1972)
  • «Недоросль» — Простакова (1975)
  • «Мораль пани Дульской» — пани Дульская (1976)
  • «Без вины виноватые» — Галчиха (1977)
  • «Дети солнца» — Антоновна (1979)
  • «Оптимистическая трагедия» — Старая женщина (1981)

Фильмография

  1. 1944 — Черевички — Оксана
  2. 1950 — Прощай, Америка! — Анна Бедфорд
  3. 1951 — Белинский — крепостная
  4. 1952 — Римский-Корсаков — Надежда Ивановна Забела-Врубель
  5. 1954 — Верные друзья — Наталья Сергеевна Калинина, животновод
  6. 1955 — Мать — Софья
  7. 1956 — Иван Франко — Ольга
  8. 1956 — Кровавый рассвет — Маланка
  9. 1956 — Полюшко-поле — Екатерина Анисимовна
  10. 1958 — Андрейка — Анна
  11. 1958 — Шофёр поневоле — Клавдия Васильевна, старшая медсестра
  12. 1959 — Неподдающиеся — мать Нади
  13. 1959 — Хованщина — Сусанна, раскольница
  14. 1960 — Ребята с Канонерского — тётя Люся
  15. 1960 — Чужая беда — Пелагея
  16. 1961 — Горизонт — Дарья Петровна Голованова, жена председателя
  17. 1963 — Тишина — Эльга Борисовна Мукомолова
  18. 1965 — Знойный июль — Людмила Сергеевна
  19. 1966 — У нас есть дети — Софья Львовна, соседка
  20. 1966 — В западне — хозяйка дома
  21. 1967 — Седьмой спутник — Соня Приклонская, жена полковника
  22. 1969 — Анна Снегина (фильм-спектакль) — мать Анны
  23. 1970 — Семья Коцюбинских — Варвара Николаевна, мать Примакова
  24. 1971 — Весёлые Жабокричи — Рындычка
  25. 1972 — Адрес вашего дома — Анна Фёдоровна, мать «академика»
  26. 1974 — Ваши права? — Маргарита Карловна, учительница
  27. 1975 — Граф Люксембург (фильм-спектакль) — мадам Фостен
  28. 1975 — Полковник в отставке — Олимпиада Касьяновна
  29. 1976 — Ключ без права передачи — Лилия Олимпиевна
  30. 1978 — Сегодня или никогда — Марфуша
  31. 1979 — Поездка через город — старушка с капустой
  32. 1979 — Фантазии Фарятьева — тётя Фарятьева
  33. 1980 — Долгие дни, короткие недели — конструктор
  34. 1982 — Просто ужас! — учительница географии
  35. 1982 — Солнечный ветер — Екатерина Андреевна, мать Пономарёва
  36. 1982 — Частная жизнь — Марья Андреевна, тёща Абрикосова
  37. 1983 — Долгая дорога к себе — Елена Владимировна
  38. 1983 — Ученик лекаря — мать больного
  39. 1984 — Парад планет — Анна Васильевна, «мать» Костина
  40. 1985 — Личное дело судьи Ивановой — бабушка, мать Любови Григорьевны
  41. 1985 — Непохожая — бабушка на собрании
  42. 1985 — Я тебя помню — сестра Ольга
  43. 1985 — Пять минут страха — Зинаида Васильевна Брошкина
  44. 1986 — Рядом с вами — Элеонора Савицкая
  45. 1987 — Сын — смотрительница музея
  46. 1988 — Вербена (короткометражный) — Елизавета Андреевна
  47. 1988 — Работа над ошибками — Мария Сергеевна

Озвучивание мультфильмов

  1. 1951 — Ночь перед Рождеством — Оксана
  2. 1953 — Полёт на Луну — Софья Андреевна, штурман
  3. 1955 — Остров ошибок — птичка с промокашки
  4. 1955 — Стёпа-моряк — Стёпа
  5. 1956 — Небесное созданье — Алла Семёновна Вихревая, певица
  6. 1957 — Верлиока — Верёвочка
  7. 1957 — Исполнение желаний — Алели

Телевидение

Летом 2017-го Гриценко попал на проект «Дом-2». Харизматичный молодой человек сразу заявил, что пришел на шоу за сердцем Лизы Триандафилиди. К тому времени на лобном месту уже была сестра Романа Марина Африкантова. О Лизе Гриценко быстро поменял свое мнение, узнав что девушка спала со священником.

На шоу «Дом-2» Роман часто находился в центре любовных треугольников. В борьбе за дамское сердце он оказывался больнице после драк. Настоящей сенсацией стало поведение участника на островах. Он решил, что способен добиться расположения ведущей Ольги Бузовой. Пара даже была замечена целующейся на съемочной площадке.

Так и не добившись взаимности от певицы, Роман переключился на Елену Хроминову. После этого Ольга, неожиданно для всех устроила истерику, назвав Гриценко легкомысленным. Через некоторое время молодой человек решил добровольно покинуть проект.

Спустя полгода Роман вновь появился на лобном месте. Однако, долго на телепередаче не пробыл. К тому времени он стал активно развивать личный блог в «Инстаграме».

Несмотря ни на что Гриценко не оставил попыток покорить сердце Бузовой. Он принял участие в проекте «План Б», где вместе с другими претендентами боролся за признание певицы. Блогер не боится совершать ошибок. Он зарекомендовал себя как сильного и целеустремленного мужчину. К сожалению, очередная попытка завести отношения со звездой не увенчалась успехом.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Гриценко складывалась не менее ярко, нежели актерская карьера. Первой женой всенародного кумира стала актриса Ирина Бунина. Детей в этом браке не было. Вторая супруга актера также была артисткой. Инна Малиновская — так звали избранницу Николая Олимпиевича — подарила мужу дочь Екатерину.

Николай Гриценко и Ирина Бунина

Николай Гриценко слыл ловеласом и не упускал случая приударить за понравившейся барышней. Романы актера обрастали легендами. Одни из таких отношений — с фотографом Галиной Кмит — оказались серьезными.

Николай Гриценко с дочерью Катей

Якобы Гриценко даже предлагал даме руку и сердце, но законный супруг возлюбленной не давал Галине развод. Немногим позднее Галина Кмит родила сына Дениса. Николай Олимпиевич отказался признать ребенка, опасаясь алиментов. Женщина зарегистрировала родившегося сына на имя мужа, Леонида Кмита. Этого ребенка Николай Гриценко так и не увидел.

Личная жизнь

Со своим мужем — режиссером Борисом Равенских — артистка познакомилась незадолго до образования театра имени Константина Станиславского. Девушка сыграла главную роль в спектакле будущего избранника и вскоре получила статус его музы, а затем и жены.

Борис позаботился о том, чтобы карьера Лилии пошла в гору, сделал ее звездой своих постановок и фильмов. Но взамен актриса должна была терпеть непростой характер супруга, который мог накричать на нее при коллегах и даже поднимал руку.

По воспоминаниям современников, Гриценко боготворила Бориса. Она следовала за ним словно тень и готова была часами тихонько ждать в уголке, пока он общается с поклонниками. Но Равенских не ценил преданность супруги и вскоре увлекся молодой актрисой Верой Васильевой. К тому же Лилия была бесплодной и не могла подарить мужу наследника.

Лилия Гриценко и Александр Шворин (кадры из фильмов «Парад планет» и «Законный брак»)

Из-за измен Бориса чувства женщины начали угасать, и в этот тяжелый период ее биографии в труппу пришел работать Александр Шворин, который легко покорил сердце артистки. Их не смутил даже тот факт, что Гриценко была на 14 лет старше молодого возлюбленного. Ради него она подала на развод с Равенских и ушла из театра Станиславского.

Следующие годы женщина прожила в гражданском браке с Александром. Но счастье оказалось недолгим, и совместная жизнь закончилась предательством избранника. В этот период Лилия осталась одна — брошенная и забытая, без детей и родных.

Но неожиданно ей протянул руку помощи Равенских, пригласивший работать в театр имени Александра Пушкина. Это словно вернуло звезде смысл существования, а вот наладить личную жизнь артистка так и не смогла, хоть у нее и был непродолжительный роман с пианистом Максимом Кузнецом.

Из техников — в лицедеи

Николая приняли в театр имени Вахтангова с распростертыми объятьямиНиколай появился на свет в Донецкой области на станции Ясиноватая в 1912 году.
Детство мальчика выпало на страшный период гражданской войны, самые ожесточенные бои шли как раз на Донбассе. Неслучайно незадолго до рождения сестры Гриценко Лили семья переехала в Горловку, чтобы сбежать от кровавого кошмара.

В те непростые времена будущее виделось исключительно рабочим. После школы Николай окончил транспортный техникум и устроился на железную дорогу. Но на этом юноша не остановился, смело можно сказать, что поговорка «Век живи — век учись» в точности отражала его позицию. Парень постоянно шутил, балагурил и веселил коллег, так что мало кто удивился, когда он поступил на музыкально-драматический рабфак, а затем и в театральный институт Киева.Можно было бы предположить, что талантливый юноша и его не менее одаренная младшая сестра перебрались в Москву в надежде на творческие перспективы, но имелась и более веская причина для смены места жительства: отца Гриценко, который работал директором завода, репрессировали и расстреляли в 1937-м. В отчаянии мама собрала самые необходимые вещи и вместе с родными сбежала в новую жизнь. К тому моменту 23-летний Николай уже успел жениться на девушке по имени Зинаида, так что в столицу отправилась и она.Совместной картиной для Николая и Лилии Гриценко стала «Прощай, Америка!»С распростертыми объятьями Николая приняли в театр имени Вахтангова, а его сестру, которая обладала сильным поставленным голосом — в оперно-драматическую студию. В дальнейшем актер получил образование в «Щуке», что еще больше повысило его авторитет среди коллег.

«Гриценко — лучший лицедей Вахтанговского театра. Лицедей делает лица. Некоторые актеры обижаются: «Какой я тебе лицедей? Я заслуженный артист!» Я говорю: «Дурак ты. Актеры, чем они разнообразнее в характерах, которые они выносят на суд народа, на сцену, тем они талантливее, гениальнее». Гриценко Николай Олимпиевич, мы его звали Грицук, — это была фантастика», — делился Василий Лановой в документальном фильме «Николай и Лилия Гриценко. Отверженные звезды» на ТВЦ.Николаю даже не нужен был костюм и грим, чтобы зритель разгадал и принял созданный им образ. Даже крохотные роли он играл по-разному, что одновременно восхищало и пугало режиссера Рубена Симонова: другие артисты предлагали пару вариантов перевоплощения в одного литературного героя, а Гриценко — 10. Актера все чаще называли гением.В картине «Анна Каренина» актер блестяще отразил характер Алексея КаренинаПервый опыт работы перед камерой артист получил благодаря приглашению на второстепенную роль в ленту «Машенька». Кинорежиссеры сразу поняли, что из актера выйдет толк, предложения стали поступать одно за другим. Совместной картиной для Николая и Лилии Гриценко оказалась «Прощай, Америка!», правда, фильм не завершили, а пленка с ним пролежала на полке до 90-х.

Свои звездные роли Николай сыграл позднее. Так, в конце 60-х вышла «Анна Каренина», где он блестяще отразил характер супруга главной героини. После премьеры критики писали, что благодаря таланту Николая Олимпиевича получилась история не об Анне, а о трагедии Алексея Каренина. В 70-х актер перевоплотился в Перфильева в «Земле Санникова», немецкого генерала из «17 мгновений весны» и в Николая Татаринова в «Двух капитанах».Одинаково удачно артисту удавались комедийные и драматические персонажи, но лучше всего — герои потерянные, сломленные, забытые миром. Ведь лицедей не понаслышке знал, что такое быть брошенным…

Творчество

Работы в театре

  • «Мадам Баттерфляй» — Баттерфляй
  • «Сорочинская ярмарка» — Парася
  • «В тишине лесов» — Анюта
  • «С любовью не шутят» — Леонора
  • «Отцы и дети» — Феничка
  • «Грибоедов» — Нина
  • «Наследники Рабурдена» — Шарлотта
  • «Бесприданница» — Лариса (1953)
  • «Вешние воды» — Катерина
  • «Чайка» — Нина Заречная
  • «Дни Турбиных» — Лена Тальберг
  • «Домик у моря» — Катарина
  • «День рождения Терезы» — Тереза
  • «Романьола» — Доменика
  • «Изгнание блудного беса» — Мирра Михайловна
  • «Деревья погибают стоя» — бабушка
  • «Консул Берник» — Бетти Берник
  • «Повесть о выручилённой любви» — Наташа
  • «Метель» — Катерина
  • «Недоросль» — Простакова
  • «Без вины виноватые» — Галчиха
  • «Дети солнца» — Антоновна

1944 — Черевички — Оксана
1950 — Прощай, Америка! — Анна Бедфорд
1951 — Белинский — крепостная актриса
1952 — Римский-Корсаков — Надежда Ивановна Забела-Врубель
1954 — Верные друзья — Наталья Сергеевна Калинина, животновод
1955 — Мама — Софья
1956 — Иван Франко — Ольга
1956 — Кровавый рассвет — Маланка
1956 — Полюшко-поле — Екатерина Анисимовна
1958 — Андрейка — Анна
1958 — Шофёр поневоле — Клавдия Васильевна, старшая медсестра
1959 — Неподдающиеся — мама Нади
1959 — Хованщина — Сусанна, раскольница
1960 — Ребята с Канонерского — тётя Люся
1960 — Чужая неудача — Пелагея
1961 — Горизонт — Дарья Петровна Голованова, супруга председателя
1963 — Тишь — Мукомолова
1965 — Жаркий июль — Людмила Сергеевна
1966 — В ловушке — хозяйка дома
1967 — Седьмой спутник — Соня Приклонская, супруга полковника
1970 — Семья Коцюбинских — мама Примакова
1971 — Радостные Жабокричи — Рындычка
1972 — Адресок вашего дома — Анна Федоровна, мама «академика»
1974 — Ваши права? — Маргарита Карловна, учительница
1976 — Ключ без права передачи — Лилия Олимпиевна
1976 — Полковник в отставке — Олимпиада Касьяновна
1978 — Сейчас либо никогда — Марфуша
1979 — Поездка через город — старушка с капустой
1979 — Фантазии Фарятьева — тётя Фарятьева
1980 — Долгие деньки, недлинные недели — дама на собрании
1982 — Просто кошмар! — учительница географии
1982 — Солнечный ветер — Екатерина Андреевна, мама Пономарева
1982 — Личная жизнь — Марья Андреевна
1983 — Долгая дорога к для себя — Лена Владимировна
1983 — Ученик лекаря — мама инвалида
1984 — Парад планет — Анна Васильевна, «мать» Костина
1985 — Личное дело судьи Ивановой — бабушка, мама Любови Григорьевны
1985 — Непохожая — старушка на собрании
1985 — Я тебя помню — сестра Ольга
1986 — Сошедшие с небес — эпизод
1987 — Отпрыск — смотрительница музея
1988 — Работа над ошибками — старушка
1951 — Ночь перед Рождеством — Оксана
1953 — Полёт на Луну — штурман
1955 — Полуостров ошибок — птичка с промокашки
1955 — Стёпа-моряк — Стёпа
1956 — Небесное создание
1957 — Выполнение желаний — Алели

Театр и кино

После получения актерского диплома, Шворин долго искал свой театр. Сначала он получил приглашение в Театр имени Станиславского, затем в Театр на Малой Бронной. Служил в знаменитой Таганке. И только Театр имени Маяковского стал артисту родным. Здесь он сыграл лучшие роли и проработал до самой смерти.

В кино красивого юношу пригласили в 1955 году. Это была картина под названием «Ляна».

Но настоящий успех ему конечно же принес фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». В нём Шворин воплотил образ завистливого брата главного героя в исполнении Алексея Баталова.

Герой Шворина – Марк был влюблен в девушку своего двоюродного брата Бориса. Когда тот ушел на фронт, воспользовался случаем и женился на ней. В отличие от брата, у Марка была бронь.

Фильм принес огромную популярность всем актерам, которые в нем снимались. Также стал известен за пределами Союза. Его даже разрешили показать в Каннах, где отметили высокой наградой.

Годом ранее талантливого и видного актера заметил режиссер-сказочник А. Птушко и предложил роль Сокольничка в художественном фильме о богатыре Илье Муромце.

У актера Александра Шворина было немало и ведущих ролей в кино: «Деловые люди», «Лавина с гор», «Законный брак», «По тонкому льду».

Артист был довольно востребованным, много снимался. Каждое участие обворожительного красавца в фильмах не оставалось незамеченным.

Александр Шворин был душой компании в театральных кругах, имел много друзей, любил шумные застолья.

А вот с руководством ладил не очень. Мог поспорить с режиссерами или даже с партийным начальством. Актеру не очень-то нравился политический строй.

Возможно поэтому «неугодного» актера не выдвигали на получение званий и наград.

Биография[править | править код]

Лилия Олимпиевна Гриценко родилась 11 (24) декабря 1917 года в Горловке Донецкой области (Украина) в семье железнодорожника. Она была вторым ребёнком в семье, пятью годами ранее родился её брат Николай, впоследствии известный актёр, народный артист СССР. В 1925 году семья переехала на станцию Ясиноватая, а в 1930 году — в Макеевку. В Макеевке Лилия Гриценко занималась в самодеятельности, делая большие успехи в области вокала. В 1935 году она приняла участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности сначала в Сталино (ныне Донецк), а затем в Днепропетровске (ныне Днепр), где заняла первое место. После этого её пригласили в Москву в оперную студию при Большом театре СССР, где она училась в классе Е. К. Катульской.

В 1937 году Лилия перешла в оперно-драматическую студию имени Станиславского (класс А. В. Неждановой), которую окончила в 1941 году. В том же году сыграла свою первую главную драматическую роль — Нины Арбениной в спектакле «Маскарад» по пьесе М. Ю. Лермонтова. Спектакль был поставлен молодым режиссёром Борисом Равенских, вскоре ставшим её мужем. После окончания учёбы вошла в труппу студии (с 1948 года — театр, ныне Электротеатр Станиславский), где служила до 1957 года. Была ведущей актрисой театра, исполняя главные роли во многих спектаклях, в особенности в постановках Б. И. Равенских и М. М. Яншина.

В 1958—1960 годах состояла в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1960 году стала актрисой Московского драматического театра имени Пушкина, в котором проработала до выхода на пенсию.

Дебют в кинематографе состоялся в 1944 году, когда Лилия Гриценко исполнила роль Оксаны в экранизации оперы Чайковского «Черевички». Затем, в 1950 году она получила главную роль в фильме Александра Довженко «Прощай, Америка!», где снималась вместе с братом. Но в середине съёмочного процесса работа над фильмом была прекращена, и он так и не вышел на экраны. Звёздной ролью Лилии Гриценко стала роль Натальи Сергеевны в комедии Михаила Калатозова «Верные друзья». Всего снялась более чем в 40 фильмах, участвовала в озвучивании мультфильмов и радиопередач. Лилия Гриценко много выступала как профессиональная певица (лирическое сопрано) с программами русской классики, романсов и произведений современных авторов. Ей принадлежит немалая заслуга в возрождении на эстраде старинного романса.

В сентябре 1988 года ушла из театра на пенсию. Умерла 9 января 1989 года, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом со своим братом Николаем Гриценко.

Фильмы

Дебют Николая Гриценко в кино состоялся в 1942 году. Это была картина под названием «Машенька», снятая Юлием Райзманом. Роль Николаю Олимпиевичу досталась столь незначительная, что имя актера даже не появилось в финальных титрах. Однако эта работа стала знаковой для Гриценко, подарив первый и очень важный опыт работы перед камерой.

Николай Гриценко в фильме «Места тут тихие»

После первых же съемок Николая Олимпиевича буквально засыпали предложениями. Актер постоянно снимался, не отказываясь ни от главных ролей, ни от второстепенных и эпизодических.

При этом, даже входя в образ незначительного персонажа, выкладывался так, как будто играл главную роль. Удивительно: Николаю Гриценко удавались и комедийные сюжеты, и трагические характеры. Актер с легкостью перевоплощался, заставляя зрителей поверить в то, что происходит на экране.

Николай Гриценко в фильме «Анна Каренина»

Критики и киноманы отмечают роль Александра Каренина в фильме режиссера Александра Зархи «Анна Каренина» по одноименному роману Льва Толстого. Актер и внешне, и по темпераменту идеально вжился в этот образ. Анну сыграла актриса Татьяна Самойлова. Также коллегами Николая Гриценко стали Василий Лановой (сыгравший Вронского), Анастасия Вертинская, Юрий Яковлев.

Удалась Николаю Гриценко и роль в картине для детей «Два капитана» по произведению Вениамина Каверина. Здесь актер сыграл Николая Антоновича Татарина, директора школы. Эту трогательную приключенческую эпопею в шести сериях снял режиссер Евгений Карелов.

Николай Гриценко в фильме «Два капитана»

Вместе с Николаем Гриценко на съемочной площадке работали актеры Борис Токарев, Елена Прудникова, Зинаида Кириенко. Эта картина о чести и честности, смелости и героизме актуальна до сих пор, равно как и одноименный роман.

Также фильмографию Николая Гриценко украшает роль в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны», где актеру достался образ немецкого генерала. И вновь внешность и драматический талант Николая Олимпиевича позволили ему идеально влиться в героя, оживить его.

Николай Гриценко в фильме «Семнадцать мгновений весны»

В этой военной драме Татьяны Лиозновой (по произведению Юлиана Семенова) также сыграли Леонид Броневой, Юрий Визбор, Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев.

Роль Гриценко была довольно короткой, однако и с ней актеру было трудно справиться: в то время Николай Олимпиевич уже был серьезно болен, с трудом запоминал слова роли. Поэтому по всему вагону, в котором происходило действие эпизода, были развешаны подсказки. И даже несмотря на это, Гриценко мастерски сыграл роль, а эпизод этот считается одним из самых сильных в фильме.

Личная жизнь

Со своим мужем — режиссером Борисом Равенских — артистка познакомилась незадолго до образования театра имени Константина Станиславского. Девушка сыграла главную роль в спектакле будущего избранника и вскоре получила статус его музы, а затем и жены.

Борис позаботился о том, чтобы карьера Лилии пошла в гору, сделал ее звездой своих постановок и фильмов. Но взамен актриса должна была терпеть непростой характер супруга, который мог накричать на нее при коллегах и даже поднимал руку.

По воспоминаниям современников, Гриценко боготворила Бориса. Она следовала за ним словно тень и готова была часами тихонько ждать в уголке, пока он общается с поклонниками. Но Равенских не ценил преданность супруги и вскоре увлекся молодой актрисой Верой Васильевой. К тому же Лилия была бесплодной и не могла подарить мужу наследника.

Лилия Гриценко и Александр Шворин (кадры из фильмов «Парад планет» и «Законный брак»)

Из-за измен Бориса чувства женщины начали угасать, и в этот тяжелый период ее биографии в труппу пришел работать Александр Шворин, который легко покорил сердце артистки. Их не смутил даже тот факт, что Гриценко была на 14 лет старше молодого возлюбленного. Ради него она подала на развод с Равенских и ушла из театра Станиславского.

Следующие годы женщина прожила в гражданском браке с Александром. Но счастье оказалось недолгим, и совместная жизнь закончилась предательством избранника. В этот период Лилия осталась одна — брошенная и забытая, без детей и родных.

Но неожиданно ей протянул руку помощи Равенских, пригласивший работать в театр имени Александра Пушкина. Это словно вернуло звезде смысл существования, а вот наладить личную жизнь артистка так и не смогла, хоть у нее и был непродолжительный роман с пианистом Максимом Кузнецом.

Детство и юность

Будущий актер родился 24 июля 1912 года на станции Ясиноватая (сейчас это город Ясиноватая на территории Донецкой области). У Николая Гриценко была младшая сестра Лилия. Путь Николая Олимпиевича к славе не был быстрым и прямым: сразу после школы Гриценко поступил в днепропетровский транспортный политехникум, после которого устроился на работу на железную дорогу. Сначала молодой человек освоил профессию техника-смотрителя путей и зданий, затем некоторое время работал конструктором на заводе.

Актер Николай Гриценко

Там же, на заводе, Николай Гриценко впервые сыграл в любительском спектакле и попал под очарование магии сцены. Спустя некоторое время Николай Олимпиевич поступил на рабфак, чтобы профессионально изучить драматическое искусство.

В 1934-м, окончив рабочий факультет, Гриценко продолжил совершенствоваться как актер в киевском драматическом техникуме. Спустя год Николай Олимпиевич понял, что всерьез хочет связать жизнь с театром и кино, и переехал в Москву, справедливо рассудив, что там у него будет гораздо больше шансов реализоваться творчески.

Николай Гриценко в молодости

В 1935-м Гриценко стал студентом театрального училища при МХАТе втором (этот художественный театр, получивший порядковый номер, существовал до 1936 года).

Затем Николай Олимпиевич год провел в театральной школе при Театре Красной армии и в 1937 поступил в легендарную «Щуку» (тогда это было училище при театре имени Евгения Вахтангова). Талантливого студента заметили, и сразу после окончания училища (в 1940-м) Николай Гриценко присоединился к официальной труппе вахтанговского театра.

«Дом-2»

Популярным среди девушек Роман слыл всегда. Высокий рост в 185 см, накаченное тело, красивое лицо – это привлекало дам, как молодых, так и взрослых. Но Гриценко решил попытать счастья на телепроекте «Дом — 2». Это оказалось судьбоносным решением. Приход произошел 2 июня 2017 года.

Парень сразу покорил участников проекта. Роман не стал ходить вокруг да около, а признался, что на лобном месте оказался из-за Лизы Триандафилиди. Позже мнение о симпатичной девушке Гриценко поменял. Оказалось, что дама состояла в интимных отношениях с экс-священником Вальтером.

Роман Гриценко и Лиза Триандафилиди

Для молодого человека важно, чтобы девушка была красивой, но это не главное. Сердце участника «Дома — 2» может покорить умная, яркая, душевная леди, способная поддержать любимого мужчину в сложной ситуации. Роман считает, что девушка должна уметь готовить и вести хозяйство

Роман считает, что девушка должна уметь готовить и вести хозяйство.

Общение с участницей проекта Саидой Бабаевой привело к романтичным отношениям. Но искра между молодыми людьми сияла недолго. Связь прекратилась. Одиночество – это не для Романа, поэтому построить любовь на ТВ Гриценко решил с Марией Кохно. Это оказалось ошибкой. Парень недоволен поведением женщины.

Роман Гриценко и Мария Кохно

Сплетни о распущенности Мэри Кулешовой не мешают молодому человеку восхищаться дамой. Роман после возвращения девушки с Сейшел хочет попытать счастья. Коллеги по телепроекту считают, что парень пришел в «Дом-2» ради славы, а не поиска любви.

Своеобразная влюбленность у Гриценко сформировалась по отношению к Лизе Триандафилиди, к которой изначально пришел на проект молодой человек. Ребята решили стать парой. Но один проступок — и Роман готов отказаться от девушки-мечты. Парень недоволен тем, как Лиза проводит время без него. Ревность перешла границы. Гриценко высказался открыто о неправильном поведении возлюбленной.

Роман Гриценко в шоу «Дом-2»

Саймон решил защитить честь дамы, но ссора молодых людей переросла в драку, по итогам которой Роман оказался в больнице. Насколько серьезными оказались повреждения – неизвестно. Но нахождение в медицинском учреждении не прошло зря для Гриценко. Парень увлекся медсестрой. Лиза из-за этого решила окончательно порвать романтические отношения с парнем.

Театр и фильмы

На сцене театра имени Станиславского, с которого началась актерская карьера Гриценко, она успела сыграть яркие роли в пьесах «Маскарад», «Отцы и дети», «Грибоедов», «Чайка», поражая зрителей проникновенностью, искренностью и чистотой исполнения.

Лилия Гриценко в фильме «Верные друзья»

Дебют артистки в кино начался с главной роли. В картине «Черевички» она воплотила образ красавицы Оксаны. После этого фильмография Лилии пополнилась такими проектами, как «Белинский», «Прощай, Америка!» и «Римский-Корсаков», но звездную славу ей принес образ Натальи Калининой в фильме «Верные друзья».

После перехода в театр Пушкина Гриценко тоже не осталась без внимания. Хоть музой главного режиссера на тот момент и была Тамара Лякина, Равенских не оставил бывшую супругу без ролей. Женщина блистала в постановках «Романьола», «Консул Берник» и «Метель», срывая овации публики.

В кино исполнительница тоже долго сохраняла статус любимицы зрителей и режиссеров. Поклонников восхищало ее умение вжиться в образ, эмоциональность, трогательность и женственность, которая заставляла сопереживать всем ее героиням. Актриса играла центральных персонажей в фильмах «Шофер поневоле», «Веселые Жабокричи» и «Фантазии Фарятьева».

Лилия Гриценко и брат Николай Гриценко (кадры из фильмов «Адрес вашего дома» и «Память сердца»)

Но в старости популярность исполнительницы пошла на спад. Если в кино ей еще удавалось играть главные роли, то в театре Лилии оставалось довольствоваться эпизодическими появлениями в спектаклях. А в 1988 году ее и вовсе отправили на пенсию.

Личная жизнь

На любовном фронте у Александра Борисовича бурлили настоящие страсти. Любвеобильный мужчина имел множество громких романов и мог похвастаться связями со знаменитыми актрисами. Например, наиболее известны его отношения с актрисой-красавицей Лилией Гриценко (сестрой актера Николая Гриценко).

Также актеру предписывают роман и даже короткий брак с дочерью известного актёра Сергея Лукьянова.

Доподлинно известно, что артист состоял в браке с дочерью полярного лётчика, носившего гордое звание Героя Советского Союза, Александре Ляпидевской.

Они познакомились еще будучи студентами. Шворин долго добивался расположения Александры, очень красиво ухаживал.

После заключения брака, девушка сопровождала мужа на съёмках. Когда один из режиссеров посоветовал ей поступить в театральный, Шворин был категорически против. Это стало причиной их размолвки, а позже и окончательного расставания.

Александр очень переживал разрыв с любимой. А Ляпидевская вскоре вышла замуж за актера Анатолия Кузнецова.

В конце концов, Шворин обрел свое счастье с простым экономистом Викторией.

Детей у актера не появилось ни в одном из браков.

Последние годы

С наступлением 90-х работы в кино не стало. Спасала актера только работа в любимом театре и хобби – резьба по дереву.

Но вскоре о театре пришлось забыть – Шворина начали мучить сильнейшие приступы астмы.

В конце концов, врачи поставили неутешительный диагноз – эмфизема легких.

Замечательного актера не стало 23 августа 1993 года. Ему было не так уж много, всего 62 года.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

  • 2021-08-11T02:22:01+00:00

    После заключения брака НЕТ ЗАПЯТОЙ девушка сопровождала

  • 2021-08-11T02:20:39+00:00

    Однако НЕТ ЗАПЯТОЙ характер у артиста был непростой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector