Бернардо бертолуччи

Фильмы

Первая полнометражка Бертолуччи «Костлявая кума» — детективный триллер об убийстве «ночной бабочки». Лента «Перед революцией», снятая через 2 года, гораздо дальше от кинематографического мейнстрима — это осовремененная интерпретация романа Стендаля «Пармская обитель», рассказывающая о юноше, который, протестуя против буржуазной морали, рвет отношения с невестой и вступает в связь с тетушкой.

Режиссер Бернардо Бертолуччи

Далее в фильмографии Бертолуччи следуют загадочная картина о сумасшествии синефила («Партнер») и увлекательная лента «Стратегия паука» — первое обращение режиссера к исследованию источников фашизма. В «Стратегии» границы между прошлым и настоящим, правдой и вымыслом размыты, а за кадром постоянно звучит музыка Верди. Фабула ленты несколько напоминает сюжет тогда еще не снятого фильма «Однажды в Америке».

Всемирно известная картина «Конформист» снята Бертолуччи после вступления в Коммунистическую партию. Режиссер заставляет зрителей почувствовать себя участниками фашистских преступлений. Большую роль в сюжете играют сексуальные инверсии героев.

Марлон Брандо, Бернардо Бертолуччи и Мария Шнайдер на съемках фильма «Последнее танго в Париже»

Вымораживающий зрителей эротический триллер «Последнее танго в Париже» получил 2 номинации на «Оскар», но оба исполнителя главных ролей – Марлон Брандо и Мария Шнайдер – утверждали, что чувствовали себя униженными режиссером. Лента упоминается в картине другого оскароносного лауреата Владимира Меньшова «Зависть богов». Итальянский суд запретил прокат фильма, приговорил режиссера к условному сроку и на 5 лет лишил права участвовать в выборах.

Следующим шедевром Бертолуччи стала эпическая лента «Двадцатый век» продолжительностью 317 минут, рассказывающая о дружбе простака и потомственного аристократа на фоне эпохи. Главные роли сыграли Жерар Депардье и Роберт де Ниро. Фильм шокировал зрителей эпизодом двойной мастурбации главных героев.

Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро и Жерар Депардье на съемках фильма «Двадцатый век»

Начало 80-х годов ознаменовалось съемками «Трагедии смешного человека», в которой владелец завода по производству сыров мучается от необходимости заплатить выкуп за похищенного сына.

Следующие 3 картины Бертолуччи снимались в экзотических для европейцев странах. Это получившая 9 «Оскаров» лента «Последний император», консультантом которой выступал брат монарха, снятый в Африке фильм «Под покровом небес», которым остался недоволен автор первоисточника – классик американской литературы Пол Боулз, и поляризация основ буддизма «Маленький Будда».

Киану Ривз и Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда»

Картина, одобренная далай ламой, повествует о поисках очередной реинкарнации Будды. Фильм интересен игрой Киану Ривза и первыми в истории кинематографа съемками в Бутане. За роль в ленте актер Крис Айзек номинирован на антипремию «Золотая малина».

В фильме «Ускользающая красота» героиня Лив Тайлер выясняет, кто является ее биологическим отцом, и мечтает о близости с человеком, подарившим ей поцелуй 4 года назад. Любопытно, что сама артистка узнала, кто ее отец, лишь в 9 лет.

Бернардо Бертолуччи на съемочной площадке

Фильм «Мечтатели» воспевает красоту и молодость. Два парня и девушка на фоне студенческой революции во французской столице наслаждаются свободой и эротическими радостями, отвергая буржуазную мораль. Это самый юный, по ощущению, фильм Бертолуччи. В картине дебютировала будущая «девушка Бонда» Ева Грин.

«Я и ты» — последний фильм Бертолуччи, снятый режиссером, прикованным к инвалидной коляске. Сохранились фото, подтверждающие трудовой героизм Бернардо. Лента рассказывает о подростке, испытывающем трудности в общении.

«Последний император» (1987)

Картина рассказывает о последнем императоре Китая Пу И, который был повелителем огромного количества человек. Ему предсказывали «десять тысяч лет счастья», но XX век перемен внес свои коррективы в мир древних традиций. Последний из династии Пу И в 1908 году, в возрасте трех лет, был возведен на Трон Дракона. Люди относились к императору-ребенку с трепетом, возводя его в ранг божества. Ему было разрешено все, кроме одного, ему не разрешалось покидать пределы дворца.

Биографическая драма Бернардо Бертолуччи получила положительные отзывы критиков, 9 статуэток «Оскар», 4 награды «Золотой глобус» и 3 премии BAFTA. Фильм также имел кассовый успех: только в прокате в США собрал более $43 миллиона при бюджете 23 миллиона.

С каких фильмов не стоит начинать

1 / 2

Кадр из фильма «Луна». 1979 год 20th Century Fox

2 / 2

Кадр из фильма «Трагедия смешного человека». 1981 год Ladd Company, Warner Bros.

С «Луны» (1979) и «Трагедии смешного человека» (1981). Оба фильма посвя­щены рвущимся связям между поколениями. «Луна» — экзистенциальная драма о поиске отца и собственной идентичности. «Трагедия смешного человека» — своеобразный перевертыш «Луны»: это криминальная драма об отце, который пытается вернуть сына, взятого в заложники. После скандального «Последнего танго в Париже» и эпического «Двадцатого века» от Бертолуччи ждали совсем другого, и картины были приняты прохладно

В случае с «Трагедией смешного человека» внимание прессы и вовсе пере­ключилось с режиссера на актера — главную роль в этом фильме сыграл один из самых популярных итальянских артистов Уго Тоньяцци. На фоне нарастаю­щего кризиса итальянского кино Бертолуччи уезжает из Италии

Следующий фильм на родине он снимет только через 15 лет.

Кадр из фильма «Я и ты». 2012 год

Не стоит, пожалуй, начинать и с его последней картины «Я и ты» (2012). В этой драме взросления, каждый кадр которой полон поэзией, Бертолуччи прощается со своим детством. Начиная с юности режиссер пытался выйти из тени своего отца, знаменитого поэта Аттилио Бертолуччи. А к концу жизни пришел с рито­рическим вопросом: «Разве не обречены дети поэтов пытаться визуализировать то, что отцы описывали словами?»  Б. Бертолуччи. Мое прекрасное наваждение. М., 2012. Фильм наполнен отсылками и к картинам самого Бертолуччи, и к картинам, которые на него повлияли, — в частности, в финальных кадрах режиссер цитирует «Четыреста ударов» Трюффо. Все это будет хорошо видно уже после знакомства с основными произведениями Бертолуччи, поэтому фильмом «Я и ты» лучше завершить путешествие по его творчеству.

Ранний период жизни

Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).

Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).

У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.

Много уровней «Конформиста»

«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.

«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.

Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.

Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».

Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.

«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.

На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.

«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.

Личная жизнь

Бернардо вступал в брак дважды, но оба союза не принесли кинематографисту детей.

Бернардо Бертолуччи и его первая жена Адриана Асти

Первая спутница жизни – итальянская артистка Адриана Асти – была старше режиссера на 8 лет и к моменту съемок в фильме Бертолуччи «Перед революцией» уже мелькнула в звездной ленте Лукино Висконти про боксера Рокко. Семейный союз просуществовал 5 лет.

Вторая жена – сценарист и режиссер, уроженка Танзании Клер Пиплоу. Этот брак выдержал проверку временем и продлился 40 лет, до смерти Бертолуччи.

Бернардо Бертолуччи и его вторая жена Клер Пиплоу

В целом о личной жизни режиссера, приговоренного к условному сроку «за аморальность», известно мало. Кинематографисту приписывают роман с художницей Марией Паолой Майно. Бернардо был увлекающимся человеком, однако влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – поклонялся марксизму и фрейдизму, от атеизма, исповедуемого в молодости, перешел к буддизму. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф.

Титану итальянского кино принадлежит ряд ярких афоризмов. Кинематографист считал, что «любви нет, существуют только подтверждения этого чувства», а запреты провоцируют людей на борьбу со скукой.

С каких фильмов не стоит начинать

Кадр из фильма «Невинный». 1976 год

С последней картины «Невинный» (1976) по раннему роману Габриеле д’Аннунцио: Висконти снимал ее в инвалидном кресле после перелома шейки бедра и не успел закончить. Режиссер умер от тромбоза через несколько дней после просмотра чернового монтажа, которым остался недоволен.

Кадр из фильма «Посторонний». 1967 год

Не лучшая точка входа в мир Висконти и еще одна экранизация (1967) — романа Альбера Камю «Посторонний». Этот фильм со звездами европейского кино Марчелло Мастроянни и Анной Кариной был номинирован на «Золотого льва Святого Марка» в Венеции и американскую премию «Золотой глобус», но наград не получил и был прохладно принят критиками. От Висконти ждали радикальной интерпретации, но он, наоборот, экранизировал Камю слишком близко к тексту, и на фоне других работ фильм кажется блеклым.

Кадр из фильма «Одержимость». 1943 год

И, пожалуй, не стоит начинать знакомство с Висконти с его первого фильма «Одержимость» (1943) с Кларой Каламаи и Массимо Джиротти. Черты уникального авторского стиля здесь еще не проявлены в полной мере и будут лучше видны после просмотра главных картин режиссера.

Тематика фильмов Бертолуччи

Критики делят фильмографию Бертолуччи на несколько периодов:

·        Первый поэтический период – тот самый, когда он хотел образом победить слово, показать поэзию картин, красок, пейзажей , панорам и человеческих лиц, включая сюда и диалоги, то есть слова, как одну из составляющих тех же образов.

·        Так называемый почвеннический, или приземленный, который был начат фильмом «Стратегия паука» и закончился лентой  «Двадцатый век».

·        И, наконец, так называемый заморский период с китайскими и буддийскими мотивами – фильмы с участием интернациональных звезд кино : в кадре здесь Африка, Китай, Тибет, США.

«Мечтатели» (2003)

Действие фильма разворачивается в Париже. в мае 1968 года, когда во время европейской контркультурной революции студенты строили баррикады.

Молодой американец Мэтью приезжает в столицу Франции  по программе студенческого обмена, чтобы улучшить свое знание французского. Там он находит единомышленников – Изабель и ее брата Тео, которые дни и ночи напролет смотрят фильмы и не выходят из дома. Сначала простое увлечение кино перерастает в сложную паутину психологических и сексуальных отношений. В это же время беспорядки на улицах Парижа достигают своей кульминации.

Слоган фильма звучит так: «Вместе – все возможно. Вместе – ничто не запрещено». Изначально на главную роль рассматривались актеры Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Но Ди Каприо отказался, так как был задействован в это время в картине «Авиатор», а Джилленхол не захотел сниматься из-за наличия обнаженных сцен. В итоге Бертолуччи отдал роль Майклу Питту прямо перед началом съемок.

Детство знаменитости

Родился Бернардо в 1940 году, в семье профессора истории искусств, и с детства часто бывал на съемках фильмов. Наверное, этот вид искусства у него уже тогда был, что называется, «в крови», потому  что многие члены его семьи связаны именно с кино.

С шести лет он начал подражать отцу – писать стихи, потому что очень уважал своего отца Аттилио.

Уже в 17 лет Бернардо снимает любительский фильм «Канатная дорога», а еще через год – ленту «Смерть свиньи».

Однако учиться Бертолуччи отправляется на филологический факультет, и здесь его талант проявляется в поэзии:  он выпускает сборник «В поисках тайны», за что и получает Национальную литературную премию.

Так со школьной скамьи, от режиссерских проб Бернардо дошел до значительных высот в литературе. И не бросил поэзию, хотя съемочные площадки влекли его неудержимо.

Фильм Про. Коллекции

Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.

Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы

Конформист

Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер

Последнее танго в Париже

Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер

Двадцатый век

Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер

Последний император

Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер

Ускользающая красота

От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»

Мечтатели

Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер

Ты и я

Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»

Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже

Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул

Новинка

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

Почести

  • Гранд-Кавалер ордена За заслуги перед Итальянской Республикой в Италии ( Рим , 2 июня 1988 года), по предложению Совета Министров.
  • Золотая медаль итальянской медалью за заслуги культуры и искусства в Италии ( Рим , 21 февраля 2001). За то, что сумел совместить поэзию и великолепное кино, как это было в истории итальянского кино . За то, что вы знаете, как вести диалог между разными культурами и мирами, оставаясь прочно укоренившимися в культуре вашей страны. За то, что смогла с энтузиазмом и смелостью представить политическую, социальную и культурную историю последних ста лет.
  • Почетная степень магистра истории и критики искусств и исполнительского мастерства Пармского университета ( Laurea Magistrale Honoris Causa in Storia e crisica delle arti e dello spettacolo ). Бернардо Бертолуччи — один из величайших и признанных режиссеров в мире. Его кино является ориентиром для целых поколений режиссеров, взволновало миллионы зрителей, а также вызвало широкие культурные дебаты, выходящие далеко за рамки киноиндустрии, и является предметом значительных исторических и теоретических исследований, опубликованных на всех основных языках мира. .

«Осажденные»

Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.

Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.

Возвращение в Италию

В возрасте 45 лет Бертолуччи вернулся в Италию, где снимает фильмы новой тематики – это  лента «Ускользающая красота»  и фильм «Осажденные».

С началом нового века он продолжает работать  — выходят фильмы «Мечтатели»(2003) и «Я и ты» (2012). Критики писали, что его последний фильм – самый честный и искренний, самый легкий.  Он снимал его уже сидя в инвалидном кресле – перенес несколько сложных операций на позвоночнике. Здесь видна сквозная тема многих фильмов Бертолуччи: существование героя в замкнутом пространстве, где происходит его трансформация.

И если поэтом он стал, как говорят, «по праву рождения», потому что поэтом был его отец, то режиссером он стал по велению сердца. Сам режиссер шутил иногда, что он стремился спрятаться за камерой, чтобы поэтизировать и приукрасить жизнь.

А еще в 2011 году Бертолуччи получил награду Каннского кинофестиваля «За вклад в искусство» — это его вторая Золотая пальмовая ветвь.  

Игра с Годаром

Бернардо Бертолуччи был поклонником франко-швейцарского режиссёра Жан-Люка Годара. Он вдохновлялся его творчеством и всегда прислушивался к мнению мастера.

«Я не рассказывал об этом десятки лет, но Годар был для меня настоящим гуру. Я считал, что история кино делится на два периода: до Годара и после Годара — как до и после Рождества Христова. Поэтому его мнение о фильме было для меня очень важным», — рассказал режиссёр.

Бертолуччи во многих картинах всячески цитировал и упоминал Годара. «Конформист» не стал исключением: в фильме были показаны реальный адрес и телефон Жан-Люка, по сюжету принадлежавшие профессору. Бертолуччи уверял, что это была своеобразная игра, а «Конформист» в некотором смысле — фильм о нём и его учителе Годаре.

«Я — Марчелло, я снимаю кино про фашистов и хочу убить Годара — революционера, снимающего революционное кино, — у которого я учился», — объяснял Бертолуччи.

Известно, что Годар не оценил эту «игру». Бертолуччи рассказывал, что после премьеры режиссёр подошёл к нему и молча протянул листок с изображением Мао Цзэдуна и короткой фразой: «Ты должен бороться с индивидуализмом и капитализмом». Взбешённый Бертолуччи скомкал и выбросил записку. Но спустя годы об этом пожалел — решил, что её стоило оставить на память.

Заключение

Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.

Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.

Автор статьи:  Ульяна  Гуляева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector