Как снимали фильм «апокалипсис»

О чем фильм?

Гибсон и другие создатели фильма не делали секрета из тех идей, которые им хотелось донести до зрителя. Цивилизация майя так же бездумно потребляла все виды ресурсов, как и современная западная цивилизация, она уничтожала все вокруг себя (вспомним жуткое поле, заваленное распухшими трупами жертв, через которое бежал, спасаясь, Лапа Ягуара) и так же была уверена в собственной непобедимости. Один из авторов сценария, Ф.Сафиния, прямо заявил, что проблемы, с которыми столкнулись майя, необычайно схожи с проблемами, которые стоят сегодня перед нашей цивилизацией. И потому анализ причин гибели цивилизации майя — это еще и попытка найти пути выхода из тупика, в который ведет мир культ потребления.

Но иллюстрацией того, как великая цивилизация разрушает себя изнутри, фильм Гибсона не исчерпывается. Не менее важна для создателей «Апокалипсиса» другая сюжетная линия, связанная с судьбой одного человека. Лапа Ягуара — это одновременно и индеец из лесного племени, живший в начале 16 века, и архетипический образ, понятный каждому. Обращаясь к таким базовым для нашего сознания понятиям, как жизнь и смерть, бегство и спасение, семья и дети, Гибсон пытается создать универсальный рецепт выживания, пригодный для любой эпохи.

Если верить фильму, в этом рецепте три составляющих: отсутствие страха, наличие цели и воинское искусство (в широком смысле слова). Как говорил Каменное Небо: «Страх — это болезнь», а больной человек — не боец, он ослаблен. И хотя покорение древних цивилизаций Мезоамерики конкистадорами остается за кадром, намек на исторические события очевиден: несколько тысяч испанцев завоевали миллионы индейцев еще и потому, что последние смертельно боялись бледнолицых пришельцев и их невиданных животных — коней. Впрочем, вопрос о том, можно ли считать «Апокалипсис» историческим фильмом в полном смысле слова, остается дискутабельным.

История создания фильма «Апокалипсис»

Кинокритики считают, что мотив погони перекликается с работой Уайлда «Голая добыча», вышедшей на экран в 1966 году. Также многие видят аллюзии на вестерн «Убегая от стрелы». Вспомним и сам «Апокалипсис» — съемки фильма завязаны именно на погоне. Она держит зрителей в напряжении и создает динамику.

Авторами сценария картины являются Мел Гибсон и Фархад Сафиния. Эта звездная команда успешно работала вместе над лентой «Страсти Христовы»

Режиссер говорит, что они запланировали встряхнуть шаблонный жанр приключенческого боевика, акцентировав внимание на истории. Всем привычны гонки на машинах, где нужно только переключать скорости

А погоня по джунглям, где люди практически теряют человеческий облик? Такую картину сложно сравнить со многими современными работами с большим количеством спецэффектов, добавленных с помощью программ для обработки видео.

Фильм «Апокалипсис» — моменты съемочного процесса

Гибсон и Сафиния специально изучали вопрос — читали мифы о цивилизации майя, знакомились со священными текстами, беседовали с историками. К примеру, профессорор Иларио Чи Канул участвовал в процессе постановки диалогов. Съемочная группа заранее ездила на Юкатан — планировалось найти места для съемки и увидеть собственными глазами руины майя.

5-я волна (2016)

Появление космического корабля пришельцев над землей не предвещало ничего хорошего. Однако никто не догадывался, что последствия окажутся настолько страшными. Отключение электроэнергии, цунами, пандемия – только часть роковых событий. Все это происходит на глазах шестнадцатилетней Кэсси, не остающейся равнодушной к судьбе человечества. Экранизация романа Рика Янси входит в топ фильмов про конец света в жанре подростковой фантастики.

Оригинальное названиеThe 5th WaveЖанрФантастика, боевик, триллер, приключенияАктерыХлоя Грейс Морец, Ник Робинсон, Рон Ливингстон…СтранаСША, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 5.1, IMDb – 5.2Возрастные ограничения16+

Почему в фильме так много внимания уделяется племени Лапы Ягуара?

Первые 40 минут фильма зрителю демонстрируются все аспекты жизни небольшого индейского племени: охота, досуг, семейные отношения. При этом индейцы показаны не как набор безликих персонажей, представляющих собой фон для главного героя, а как яркие индивидуальности. Семерка, жена главного героя — воплощение материнской и супружеской любви; Каменное Небо — воин и мудрец, обладающий огромным чувством собственного достоинства; безрукий старейшина — носитель коллективной памяти и мифологических традиций. Но задача режиссера отнюдь не в том, чтобы идеализировать жертв, его цели намного серьезнее.

Племя Лапы Ягуара — это архаичное, почти доисторическое сообщество, лишенное деления на классы и живущее в полной гармонии с природой. Его главная ценность — дети, а конфликты между членами племени носят шутливый характер: этим людям не из-за чего враждовать всерьез. Образы положительных «дикарей», живущих в гармонии и любви, бесспорно, восходят корнями к философии Просвещения, противопоставлявшей «детей природы» испорченным цивилизацией горожанам. В «Апокалипсисе» племя Лапы Ягуара, обитающее в джунглях, противостоит городской цивилизации майя как одна из возможных альтернатив.

Актеры и персонажи проекта Брайана Сингера

Актеры фильма «Апокалипсис» — очередного эпизода эпопеи о мутантах, с радостью приняли в свои ряды новые лица. Роль главного демонического антагониста с колоритной предысторией Эна Сабаха Нура исполнил Оскар Айзек. Актер настолько ответственно отнесся к образу своего персонажа, что предложил постановщику несколько идей. Однако главными действующими лицами стали отнюдь не главный злодей со своими Всадниками и даже не Мистик (Дженнифер Лоуренс), хотя так могло показаться по трейлеру

Внимание зрителя сосредоточено на троице старых–новых героев: Ночной змей (Коди Смит-МакФи), Циклоп (Тай Шеридан) и Джин Грей (Софи Тернер), которые просто прекрасны. К сожалению, у Псайлок (Оливия Манн) очень мало реплик, Ангелу (Бен Харди) выделено мало хронометража, зато Ртуть (Эван Питерс) становится полноправным членом группы, персонаж весело шутит, удачно разряжая атмосферу своей несерьезностью

Совсем недолго, но в картине появляется главный персонаж франшизы – Росомаха, которого на протяжении почти 15 лет играет неувядающий Хью Джекман. По признанию актера, он несколько устал от этого образа.

Геошторм (2017)

В увлекательном фантастическом фильме апокалипсис случается из-за экологической катастрофы, когда на планету обрушиваются стихийные бедствия. Для контроля погоды специалисты создали сеть специальных спутников. Но однажды система дает сбой и вместо защиты планеты угрожает всему человечеству. Чтобы предотвратить страшный Геошторм, ученым нужно в рекордно короткий срок найти источник опасности.

Оригинальное названиеGeostormЖанрФантастика, боевик, триллерАктерыДжерард Батлер, Джим Стёрджесс, Эбби Корниш…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 5.7, IMDb – 5.3Возрастные ограничения16+

Почему в фильме так много внимания уделяется племени Лапы Ягуара?

Первые 40 минут фильма зрителю демонстрируются все аспекты жизни небольшого индейского племени: охота, досуг, семейные отношения. При этом индейцы показаны не как набор безликих персонажей, представляющих собой фон для главного героя, а как яркие индивидуальности. Семерка, жена главного героя — воплощение материнской и супружеской любви; Каменное Небо — воин и мудрец, обладающий огромным чувством собственного достоинства; безрукий старейшина — носитель коллективной памяти и мифологических традиций. Но задача режиссера отнюдь не в том, чтобы идеализировать жертв, его цели намного серьезнее.

Племя Лапы Ягуара — это архаичное, почти доисторическое сообщество, лишенное деления на классы и живущее в полной гармонии с природой. Его главная ценность — дети, а конфликты между членами племени носят шутливый характер: этим людям не из-за чего враждовать всерьез. Образы положительных «дикарей», живущих в гармонии и любви, бесспорно, восходят корнями к философии Просвещения, противопоставлявшей «детей природы» испорченным цивилизацией горожанам. В «Апокалипсисе» племя Лапы Ягуара, обитающее в джунглях, противостоит городской цивилизации майя как одна из возможных альтернатив.

Примечания

  1. Комментарии к The Naked Prey // The Criterion Collection DVD.
  2. ↑ . WildAboutMovies.
  3.  (недоступная ссылка).
  4. . News.nationalgeographic.com (28 октября 2010). Дата обращения 15 марта 2012.
  5. McGuire, Mark . Signonsandiego.com (12 декабря 2006). Дата обращения 15 марта 2012.
  6. .
  7.  (недоступная ссылка)
  8. Susan King. Apocalypto’s look mixes fact and fiction, Los Angeles Times (7 декабря 2006).
  9. ↑ . — «About 25 members of the Maya community in Los Angeles were invited to an advance screening of Gibson’s film last week. Two of those who attended came away impressed, but added that they too wished Gibson had shown more of the Maya civilization. «It was a great action film that kept me on the edge of my seat,» said Sara Zapata Mijares, president and founder of Federacion de Clubes Yucatecos-USA. «I think it should have had a little bit more of the culture», such as the pyramids. «It could have shown a little more why these buildings were built.».
  10. ↑ (16 июня 2006).
  11. .
  12. .

Создатели картины

Впервые знаменитый голливудский актёр Мел Гибсон попробовал себя в качестве режиссера в 1993 году, выпустив на экраны драму «Человек без лица». Какого-либо отклика этот фильм не получил, зато 10 номинаций на «Оскар» заслужила вторая работа Гибсона – «Храброе сердце». Третьим режиссерским фильмом стала скандальная драма «Страсти Христовы» с участием Джеймса Кевизела. Кстати, во время съёмок исполнитель роли Христа получил удар молнией. В 2000 гг. у Гибсона появилась идея снять «Апокалипсис».

Сценарий к «Апокалипсису» вместе с Гибсоном писал некий Фархад Сафиния, который также помогал Мелу во время съемок его предыдущей картины. В центр сюжета Гибсон и Сафиния поставили представителей племени майя. Они желали как можно правдивее отобразить их быт со всеми его достоинствами и недостатками. Естественно, во время съемок режиссёр сотрудничал со многими историческими консультантами, включая знатока культуры майя Ричарда Д. Хансена.

Актеры фильма «Апокалипсис» – сплошь коренные юкатанцы или индейцы. Отдельные участники съёмочной группы даже не владели английским языком: только древним языком предков. Таким образом, в плане исторической и лингвистической достоверности к картине сложно придраться.

Апокалипсис и мутанты

На данный момент заключительный эпизод одной из самых успешных голливудских франшиз о мутантах, одаренных сверхспособностями, фильм «Люди Икс: Апокалипсис», срежиссированный Брайаном Сингером, повествует о противостоянии между Апокалипсисом (загримированный до неузнаваемости Оскар Айзек) с его приспешниками – четырьмя Всадниками и плеядой суперзвёзд в составе Майкла Фассбендера, Дженнифер Лоуренс, Николаса Холта, Джеймса Макэвоя и Софии Тернер (из «Игры престолов»). Эта картина не является киноадаптацией в привычном понимании. Актеры фильма «Люди Икс: Апокалипсис» считают проект Брайана Сингера честной экранизацией, старающейся максимально соответствовать комиксным первоисточникам и их канонам.

Прокат и маркетинг

В то время как Мел Гибсон профинансировал съёмки фильма через свою компанию Icon Productions, компания Disney подписала контракт на прокат фильма на нескольких рынках. Привлечение внимания общественности к фильму началось с декабря 2005 года после выпуска короткого трейлера, ещё до начала главных съёмок и до выбора Руди Янгблада на роль Лапы Ягуара. В качестве шутки Гибсон снялся на одном из кадров в образе бородатого режиссёра в клетчатой рубашке с сигаретой в зубах на фоне группы покрытых пылью майя. Бритый наголо Гибсон также снялся во фрагменте введения церемонии присуждения медалей Оскар в 2006 году, снятом на языке майя, где он отказывается провести церемонию. 23 сентября 2006 года недоснятый фильм был показан двум аудиториям, состоящим из коренных американцев в Riverwind Casino (принадлежащего народу чикасоу) городка Голдсби (штат Оклахома) и в университете Кэмерона, города Лотон (Оклахома). 24 сентября Гибсон провёл предварительный показ фильма в Остине (Техас) вместе с исполнителем главной роли Руди Янгбладом. Гибсон показал фильм и в Лос-Анджелесе для членов общины майя, где также принял участие в собрании Q&A Latin Business Association. В связи с восторженными откликами зрителей Disney решила провести показ фильма на более чем 2500 киноэкранах.

Злодеи

В картине Гибсона, кроме ключевого персонажа, имеются два ярко выраженных антагониста.

Один – лидер отряда по прозвищу Главный Волк, в которого прекрасно перевоплотился Рауль Трухильо, танцор и актер, имеющий индейское происхождение. Харизму исполнителя крайне трудно описать словами, его персонаж был признан одним из самых колоритнейших кинозлодеев 2006 года. Его персонаж немыслимо суров и крайне жесток, но эпизоды с его участием хочется пересматривать снова и снова.

Второй – роскошный типаж приспешника Главного Волка по прозвищу Средний Глаз. Его роль исполнил танцор и актер из Мексики Джерардо Тарачена. У исполнителя получился классический злодей – мерзкий, подлый, гнусный, одновременно яркий и запоминающийся.

Ной (2014)

Масштабная картина популярного режиссера Даррена Аронофски основана на библейской истории Всемирного потопа. Ной – единственный праведный человек. Его посещают видения о страшном конце света. Ради выживания семьи Ной принимается за строительство огромного корабля, куда хотели бы попасть многие грешники. Будучи новинкой кино, фильм в первые дни проката собрал рекордную кассу, а исполнитель главной роли Рассел Кроу удостоился аудиенции Папы Римского.

Оригинальное названиеNoahЖанрДрама, приключения, фэнтезиАктерыРассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 5.7Возрастные ограничения12+

«Апокалипсис» и исторические факты

Известно, что Гибсон весьма основательно готовился к съемкам: посещал руины городов майя, читал их священные тексты, пригласил в качестве консультанта известного историка, знатока этой цивилизации — Ричарда Д. Хансена. Стремясь к максимальной достоверности, режиссер даже использовал для съемок юкатекский язык, но все это не уберегло его от упреков в искажении исторических фактов.

Главный упрек касается несовпадения уровня развития цивилизации майя в фильме и в начале 16 века. Да, в период расцвета эта цивилизация придумала свой календарь, строила величественные храмы и приносила масштабные человеческие жертвы, чтобы умилостивить богов. Но период расцвета закончился к концу 9 в., т.е. цивилизация майя пришла в упадок примерно за полтысячелетия до прихода конкистадоров, так что испанцы увидели заброшенные города и угасающую культуру.

С критикой фильма выступили не только историки, но и живущие в мексиканском штате Юкатан вожди майя, заявившие, что их предки и выглядели иначе, и человеческие жертвы приносили по большим праздникам и в умеренном количестве. Однако нельзя не признать, что, отступив от исторического правдоподобия в мелочах, Гибсон сумел создать впечатляющий образ языческой цивилизации доколумбовой эпохи со всеми присущими ей особенностями.  И дело не только в жертвоприношениях: в фильме представлены все классы общества майя, от рабов и строителей до воинов, жрецов и правителей.

Фильм «Апокалипсис»: актеры, фото. Краткий сюжет картины (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Изначально «Апокалипсис» задумывался как фильм-погоня. Вместе с тем Гибсон хотел уделить меньше внимания спецэффектам и «взять» зрителя посредством напряженного развития сюжета.

Картина начинается со сцены, когда индейцы из племени майя приходят в юкатанское поселение за людьми-рабами. Актеры фильма «Апокалипсис», играющие роль древних юкатанцев, пытаются скрыться от охотников за людьми, но спрятать свою семью удаётся лишь главному герою по прозвищу Лапа Ягуара. Сам он попадается в руки захватчиков.

Всех плененных мужчин, согласно обычаю, приносили в жертву. Однако когда наступило время смерти Лапы Ягуара, совершенно внезапно началось солнечное затмение.

В чем смысл финальной сцены?

Некоторые критики сравнивали корабли конкистадоров с античным «богом из машины», т.е. ловким приемом, помогающим разрубить все сюжетные узлы одним махом, но подобное сравнение неубедительно. Ничто не мешало Гибсону и Сафинии «подарить» своему живучему герою полную победу над преследователями, которых  и осталось-то к финалу только двое. На самом деле появление европейцев, осененных знаком креста, знаменует другую альтернативу языческой цивилизации майя — христианство. У майя нет выбора: или назад, в дебри джунглей, или вперед, через кровавое преображение в новый мир с новыми ценностями: время их цивилизации истекло. Подобная трактовка полностью совпадает со смыслом, вложенным режиссером в название фильма.

Немного об актерах

Главную роль исполнил актер Мартин Шин. Он и ранее играл во многих фильмах, но, «Апокалипсис сегодня» принес ему мировую славу. В одном из интервью, актер оговорился, что на время съемок много пил. Это спровоцировало у него сердечный приступ. Озвучивать и заканчивать некоторые эпизоды пришлось брату актера  Джо.

Роль полковника Куртца досталась актеру Марлону Брандо. Его называют величайшим актером за всю историю кино. Лучшие работы «Крестный отец» и «Супермен» 1978 года. Марлон был столь уверен в себе, что когда ему не нравилось что-либо на съемках, актер регулярно угрожал их покинуть вообще. Коппола не стал терпеть капризов и заявил, что ему все равно, после чего Брандо изменил свое поведение. Марлону было позволено лишь часто «отходить» от текста сценария и импровизировать, что, возможно, и помогло фильму достичь во многом успеха.

Аль Пачино отказался от роли Уилларда. Актер предполагал, что съемки будут очень сложными. Коппола даже шутил, что если бы он все-таки согласился, пришлось бы снимать в доме Пачино.

Актер Стив МакКуин мог играть капитана Уилларда. А Харви Кейтел даже успел поиграть эту роль две недели. Но, по неизвестным причинам, в дальнейшем от нее был вынужден отказаться.

Механика сыграл актер Фредерик Форрест. Ранее до «Апокалипсиса» он был номинирован на «Оскар» за превосходную игру в киноленте «Роза».

Интересные факты

  • Картина основана на повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада.
  • Говорят, что эта лента не получила «Оскар» как «Лучший фильм» только потому, что за год ранее премия досталась другому фильму, также про вьетнамскую войну. Лента «Крамер против Крамера», которая обрела эту премию, значительно проще фильма Копполы.
  • Некоторые диалоги записывались после съемок фильма, так как за звуками вертолетов реплик актеров не было слышно.
  • Съемки были затяжными, возникало много проблем, в частности помешал работе тайфун.
  • В сценах с Хоппером на дальних камнях видна надпись «апокалипсис сегодня».
  • Изначально планировалось, что лента будет носить название «Апокалипсис 3» и в ней будет 3 главных героя. Но, Коппола переписал сценарий.
  • Многие утверждают, что большинство актеров и участников съемочной группы употребляли марихуану во время съемок.
  • Вертолеты и пилоты, управляющие ими, вели реальные военные сражения на Филиппинах между съемками ленты.

Критика и некоторые дополнительные факты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Картина «Апокалипсис» нестандартна, поэтому Мелу Гибсону пришлось финансировать её самостоятельно «от» и «до». Зато организовать ограниченный прокат помогла компания Disney.

Прежде чем демонстрировать фильм другим зрителям, актеры фильма «Апокалипсис» (2006), которые относятся к коренному населению Америки, помогли организовать предварительный показ в индейских резервациях. Мел Гибсон услышал положительный отклик от людей, предки которых являются главными героями ленты. После такого успеха продюсерский центр Disney организовал аналогичные показы в 2500 кинотеатрах.

Обычные кинокритики тоже высоко оценили работу Гибсона и его команды. Авторитетные персоны в основном давали оценку 4 из 5 или 5 из 5. Зато после премьеры «Апокалипсиса» остались недовольны ученые, которые считают себя знатоками культуры майя. Они сетовали на то, что режиссёр изобразил их слишком кровожадными.

День апокалипсиса (2013)

В центре событий находится Оуэн – большой любитель просмотра лучших фильмов про апокалипсис. В день рождения его девушки Селены между ними происходит ссора из-за инфантильного поведения парня, прерванная новостью о скором конце света. К счастью, сотни просмотренных фильмов принесли свои плоды. Ведь благодаря им Оуэн точно знает, что нужно делать в подобном случае.

Оригинальное названиеEnd of the WorldЖанрФантастика, боевик, триллер, драма, приключенияАктерыГрег Гранберг, Нил Грэйстон, Кэролайн Кейв…СтранаКанада, СШАРейтингКинопоиск – 4.1, IMDb – 4.8Возрастные ограничения16+

«Апокалипсис» и исторические факты

Известно, что Гибсон весьма основательно готовился к съемкам: посещал руины городов майя, читал их священные тексты, пригласил в качестве консультанта известного историка, знатока этой цивилизации — Ричарда Д. Хансена. Стремясь к максимальной достоверности, режиссер даже использовал для съемок юкатекский язык, но все это не уберегло его от упреков в искажении исторических фактов.

Главный упрек касается несовпадения уровня развития цивилизации майя в фильме и в начале 16 века. Да, в период расцвета эта цивилизация придумала свой календарь, строила величественные храмы и приносила масштабные человеческие жертвы, чтобы умилостивить богов. Но период расцвета закончился к концу 9 в., т.е. цивилизация майя пришла в упадок примерно за полтысячелетия до прихода конкистадоров, так что испанцы увидели заброшенные города и угасающую культуру.

С критикой фильма выступили не только историки, но и живущие в мексиканском штате Юкатан вожди майя, заявившие, что их предки и выглядели иначе, и человеческие жертвы приносили по большим праздникам и в умеренном количестве. Однако нельзя не признать, что, отступив от исторического правдоподобия в мелочах, Гибсон сумел создать впечатляющий образ языческой цивилизации доколумбовой эпохи со всеми присущими ей особенностями.  И дело не только в жертвоприношениях: в фильме представлены все классы общества майя, от рабов и строителей до воинов, жрецов и правителей.

Воины света (2009) Австралия 6.64

В следующем лучшем фильме про конец света все вертится вокруг природы вампиризма. Во вселенной этой картины в 2009 году человечество пережило глобальную эпидемию, которая превратила львиную долю людского населения в вампиров. Биологический функционал вампирских организмов не раскрывается, но ясно, что все вампирские клише типа:

  • небьющегося сердца;
  • бессмертия;
  • нечеловеческой силы;
  • отсутствия отражений в зеркалах;
  • осиновых колов;
  • жуткой жажды до человеческой крови;
  • мутации в тварей, схожих с летучими мышами, присутствуют.

Хоть и не подчиняются законам физики так же, как и зомби, охочие до свежих человеческих мозгов или плоти, о которых мы вскоре поговорим в отдельном топе.

Этот конец света слегка нестандартный, а потому остановимся на нем поподробнее. Действие фильма разворачивается спустя 10 лет после эпидемии. За это время численность настоящих живых людей сократилось до 5%. Большая их часть была благополучно выловлена и подключена к специальным аппаратам, сосущим из них драгоценную кровушку. Остальные вынуждены скрываться по руинам прошлого мира.

Обстановка накалена до предела. Людей остается все меньше, а значит меньше становится и крови. По словам одного из героев фильма, сейчас даже свиную кровь просто так не раздобудешь. А о человеческой и вообще разговоров нет. Поэтому все больше вампиров страдают от голода. Многие от «истощения» начали перерождаться в «деградантов», злобных мутировавших тварей, теряющих рассудок и дар речи. Таких отлавливают и умерщвляют.

Одна из компаний, в которой трудится главный герой фильма про вампирский апокалипсис, пытается создать заменитель человеческой крови. Попытки пока безуспешны. От опытных образцов подопытных буквально рвет она части в прямом смысле слова.

И вот случайно нашему главному герою становится известно, что при контролируемом облучении солнечным ультрафиолетом вампира возможно вновь сделать человеком.

Но что выберет нынешнее общество? Осознавать себя бессмертным, но жить во тьме и, в конце концов, все же, сдохнуть от голода, превратившись в одичалых «деградантов», или вновь стать человеком, смертным, но с возможностью прожить отпущенный тебе срок достойно и со вкусом настоящей жизни?

Что-то подсказывает, что второй вариант понравится не многим. И еще меньше он понравится сильным мира сего, тем, кто построил весь свой бизнес на фермах по откачке крови из немногих оставшихся в живых людей этого постапокалиптического мира.

В чем смысл финальной сцены?

Некоторые критики сравнивали корабли конкистадоров с античным «богом из машины», т.е. ловким приемом, помогающим разрубить все сюжетные узлы одним махом, но подобное сравнение неубедительно. Ничто не мешало Гибсону и Сафинии «подарить» своему живучему герою полную победу над преследователями, которых  и осталось-то к финалу только двое. На самом деле появление европейцев, осененных знаком креста, знаменует другую альтернативу языческой цивилизации майя — христианство. У майя нет выбора: или назад, в дебри джунглей, или вперед, через кровавое преображение в новый мир с новыми ценностями: время их цивилизации истекло. Подобная трактовка полностью совпадает со смыслом, вложенным режиссером в название фильма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector