Анатолий кубацкий
Содержание:
- Яблоко раздора (1962)
- Общаться не с кем, сын приезжает редко
- Жизнь в кино
- Оставил сыну квартиру — и перебрался в Дом ветеранов кино
- Сорока-воровка (1958)
- Дом ветеранов кино
- Биография[ | код]
- Начало карьеры
- Личная жизнь
- Фильмография[ | код]
- Однажды предложили поработать на радио за… 7 рублей
- Детство и юность
- Что еще посмотреть
- Марья-искусница (1960)
- Путь в искусство
Яблоко раздора (1962)
Боевик, Комедия, Советский фильм
Режиссер: Валентин Плучек
В ролях: Борис Тенин, Евгений Весник, Татьяна Пельтцер
Председатель благополучного колхоза Илья Руденко приготовился к торжественной встрече своего знаменитого земляка полковника в отставке Коваля. Приехав в Затишье отдохнуть, бывший полковник был удивлен странному подходу Ильи к коллективному благополучию. А когда председатель стал готовить весь урожай яблоневого сада для отправки на Север, чтобы продать там втридорога, Коваль сказал свое слово жестко и однозначно — и получил такую же однозначную поддержку у всех жителей Затишья
Общаться не с кем, сын приезжает редко
Воспоминаний у актера — дай Бог каждому! Еще до 1917 года его старший брат увлекся постановкой любительских спектаклей, с этого все и началось. Ребята выбирали водевиль, играли, а потом устраивали бал и дарили призы. Дамам — за вальс, кавалерам — за мазурку. Все происходило в квартире Кубацких. Здесь же рисовали афиши, потом тайно расклеивали их по городу, чтобы не платить за это денег. В общем, есть что вспомнить.
https://youtube.com/watch?v=lC7kjQbe6CQ
Ну, скажем, встречали ли вы человека, который видел последнего русского царя? В 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие дома Романовых, мама пятилетнего мальчика Толи Кубацкого взяла его и других своих детей на встречу с Николаем II. Впрочем, встреча – это, конечно, громко сказано. Император с дочерьми просто проезжал в ландо по московским улицам. Но и это было огромным событием: просто постоять где-то рядом…
Прямо перед Февральской революцией маленький Толя катался на коньках и повредил ногу: говорит, до сих пор похрустывает. Тогда еще в булочной бесплатно раздавали сахар, и он, прихрамывая, тоже встал в очередь. Сахара не досталось… А спустя несколько месяцев грянул Октябрьский переворот, и мальчишки бегали на Сухаревку смотреть на баррикады. Еще через пару лет — голод, брюшной тиф. До революции Кубацкий три года проучился в церковно-приходской школе, после нее поступил в училище, позже артиллеристом участвовал в финской войне, был в окружении… Сложно представить, что все это мог пережить один человек.
— О чем-нибудь жалеете, Анатолий Львович? Может, что-то сложилось не так, как хотелось бы?
— Я не конструктор своей жизни: никогда ничего не планировал. Живу, как предлагает жизнь. И ничего от нее не требую. Жаль только, людей в Доме ветеранов мало: не знаю, наберется ли человек 20. Актеров практически нет, общаться не с кем. А сын приезжает редко.
Жизнь в кино
Разбойничьим атаманом Кубацкий стал в «Морозко». А появление актера в «Огне, воде и… медных трубах» получилось весьма эффектным. Исполнитель перевоплотился в прислуживающего Кощею одноглазого оборотня.
Благодаря таланту и сказкам Роу артист приобрел известность. Анатолия Львовича сразу узнавали на улицах, ему приходили от поклонников письма.
Но знаменитый исполнитель признавался, что звездности своей он не ощущал никогда.
Не всегда были идеальными отношения актера с режиссером. Кубацкий пытался убедить Роу в необходимости смены актерского состава. Но завершился разговор грубым отказом. После ссоры сотрудничество не прекратилось.
Закончилось оно лишь со смертью постановщика, но в его последнем творении, «Золотых рогах», Анатолий Львович уже не играл. Снимался Кубацкий в «Дуэнье», «Взятке», «Приваловских миллионах». Он работал в картинах «Деревенский детектив», «Анна Каренина», «Василий Суриков», «Тихая пристань».
В 1991 в мини-сериале «Грех» актер исполнил последнюю в жизни роль. Активно исполнитель занимался дубляжом. Звучный и сильный голос Кубацкого запомнился многочисленным поклонникам.
Оставил сыну квартиру — и перебрался в Дом ветеранов кино
Мы встречались с Анатолием Львовичем, когда ему было уже 90. Незадолго до этого, к юбилею, российское правительство прислало актеру телеграмму: поздравляем с 60-летием творческой деятельности. Никто из чиновников, видимо, и предположить не мог, что этот человек впервые снялся в кино в 1928 году, когда ему было 20. Словом, ошиблись на десяток лет. А между тем он был единственным таким актером из здравствующих. И при этом — необыкновенно одиноким. Последние годы Анатолий Кубацкий провел в Доме ветеранов кино.
— После смерти жены я долго держался, — делился он со мной переживаниями. — 55 лет вместе прожили. Сына вырастили, он архитектором стал. Но вы же понимаете: у него своя семья (Юлию Анатольевичу тогда уже было 63 года. — Прим.). С утра все на целый день уходят на работу, я остаюсь дома один. Ну и не выдержал: оставил им свою квартиру и перебрался сюда.
https://youtube.com/watch?v=TjKvtg5vInE
Анатолий Львович родился в многодетной семье, у него было еще два брата и три сестры. Детство актера прошло между Самотекой и Екатерининской площадью, в Лаврских переулках Москвы. Отец — поляк, приехал сюда из Польши на заработки. Мама родом из Архангельской губернии.
В 1926 году Анатолий, увидев в городе объявление, пришел в студию Завадского, а уже через пару лет супруга режиссера Вера Марецкая сосватала молодого актера в эпизод картины «Простые сердца», где сама исполняла главную роль.
Сорока-воровка (1958)
Драма, Советский фильм
tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Александр Герцен
Режиссер: Наум Трахтенберг
В ролях: Николай Афанасьев, Зинаида Кириенко, Виктор Коршунов
Первая половина 19-го столетия, Россия. В захудалом театре актёрствуют помаленьку Щепин и Угрюмов. В какой-то момент мужчины решают бросить свой театр и отправиться на поиски лучшей доли. Недолго думая, мужчины решают отправиться в крепостной театр, принадлежащий богатому князю Скалинскому. Князь прекрасно осведомлён о талантах Щепина и его товарища-комика, поэтому тепло встречает актёров. Для Скалинского это прекрасная возможность немного «поднять» свой театр. Практически сразу князь предлагает актёрам поучаствовать в его новой пьесе, но не в качестве актёров, а в качестве судей.
Дом ветеранов кино
После смерти жены Анатолий Львович чувствовал себя заброшенным, одиноким. Какое-то время актер держался и старался жить обычной жизнью, но быстро сдался. Он решил, что будет с большим комфортом доживать свой век в Доме ветеранов кино. Актер оставил свою квартиру сыну и перебрался туда. Ему было тогда около 80 лет.
В Доме ветеранов кино Кубацкий прожил более десяти лет. Больше всего актера огорчало отсутствие общения. Сын навещал отца нечасто, в самом доме проживало мало людей. Друзей у него к тому времени уже практически не осталось. Анатолий Львович, всеми забытый, жил воспоминаниями.
Биография[ | код]
Происходит из семьи обрусевших поляков. Отец — Лев Станиславович (1862 г. р.) — родом из с. Люнды Новогрудской волости Липновского уезда Полоцкой губернии, работал гардеробщиком в камерном театре. Мать — из Архангельской губернии, была домохозяйкой. В семье было шестеро детей, Анатолий был младшим. Старшие братья: Витольд Львович (репрессирован 20 августа 1937 года), Виктор Львович (1891—1970) — виолончелист и дирижёр, заслуженный артист Республики (1930).
С юных лет Анатолий увлёкся театром, хотя отец был против его актёрской карьеры. С 1929 года, после окончания Театр-студии под руководством Ю. Завадского, — актёр различных театров Москвы. В —1942 годах — артист Всесоюзного радио, в 1942— — актёр театра имени В. Маяковского, в 1957— — актёр Театра-студии киноактёра, в 1959— — киностудии имени М. Горького.
Мастер эпизода, один из самых популярных актёров советской киносказки. Анатолий Кубацкий обладал колоритной внешностью и запоминающимся голосом. Снимался во многих фильмах режиссёра Александра Роу. Создал целую галерею персонажей: разбойников, королей, колдунов и так далее. Самые заметные роли — Король Йагупоп 77-й («Королевство кривых зеркал») и Водокрут 13-й («Марья-искусница»). Также много работал на озвучивании мультфильмов и дубляже иностранных фильмов.
В 65 лет Кубацкий вышел на пенсию и почти перестал сниматься в кино. Последние годы (с 1995 по 2001 годы) провёл в Доме ветеранов кино, куда перебрался добровольно.
Жил на Б. Дмитровке, 8; ул. Белинского, 4; ул. Петровские линии, 1.
Скончался 29 декабря 2001 года. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище.
Семья | код
- Жена (с 1935) — Раиса Ефимовна Ельперт-Гальперина (ум. 1987), родом из Одессы
Сын — Юлий (30.04.1936 — 22.10.2017), окончил архитектурный институт и руководил мастерской в «Моспроекте».
, окончила противопожарный техникум и занималась проектированием оборудования. Супруги прожили вместе 52 года.
Начало карьеры
До начала революции Кубацкий успел три года проучиться в церковноприходской школе. Будущий лицедей отправился по случайно замеченному объявлению о наборе актеров. Решение сына очень не нравилось отцу, однако юноша от мечты отказываться не пожелал.
Театр-студию под руководством Юрия Завадского он закончил в 1929. После завершения учебы начинающий лицедей играл на сценах столичных театров. Участие в советско-финской войне ненадолго прервало исполнительскую карьеру.
В 1942 Кубацкий стал штатным актером театра имени Маяковского. В 1957 Анатолий Львович ненадолго перешел в Театр-студию киноактера. Первая роль досталась Кубацкому при помощи Веры Марецкой. Знаменитая актриса снималась у Верховского в «Простых сердцах». Она и убедила постановщика, что в эпизоде он обязан снять Анатолия в образе Федьки.
В 1952 был «Ревизор», где артист перевоплотился в слугу трактира. Первая значимая роль пришла, когда исполнителю было сорок шесть. В картине «Случай в тайге» он играл Никиту Степановича. Далее вышли несколько лент с его участием. Среди них «Земля и люди», «Убийство на улице Данте», «Дело было в Пенькове».
Личная жизнь
Единственную любовь и супругу актера звали Раиса Гальперина. Она была очень серьезной женщиной и хорошим специалистом по проектированию оборудования. К профессии мужа Раиса Ефимовна относилась ровно, и никогда не восторгалась его талантом.
Но зато она знала вспыльчивый характер Анатолия Львовича и умело его «гасила». Супруги прожили более 50 лет. В середине 30-х на свет появился сын Юлий. По стопам отца не пошел, закончил архитектурно-строительный институт.
В 1987-м году Кубацкий стал вдовцом. Это случилось 1 ноября, в день рождения актера. С каждым годом здоровье Анатолия Львовича ухудшалось. Он то и дело вспоминал, как заботилась о нем любимая супруга. Одному жить становилось все тяжелее, и тогда актер решил переехать жить в Дом ветеранов. Квартиру отдал единственному сыну.
Юлий не препятствовал отцу, а впоследствии очень редко его навещал. Летом 2000 года об актере вспомнили журналисты. Им Анатолий Кубацкий показал свою крохотную комнату и жаловался на персонал.
На вопрос, кто еще его навещает, грустно ответил: «Да, никто. Сыну некогда, бывшие коллеги – кто ушел уже, а остальные забыли… Кому я нужен, старый? Хотя, однажды, правда давненько, приезжали общественники, значок вручили — «Отличник кинематографистов». Ещё фуражку подарили, вот…».
Ушел Анатолий Львович за пару дней до наступления 2002 года, в окружении не близких, а чужих людей. О том, что Кубацкого не стало, сообщить по ТВ не посчитали нужным. Звания у талантливого актера никакого нет. Отдельной могилы тоже.
Великого мастера, подарившего нам прекрасных сказочных героев, мы помним и считаем самым Народным артистом!
Если публикация интересна: пишите комментарии, делитесь с друзьями, жмите и
Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: , , ,
Также предлагаем прочитать другие интересные статьи о советских актерах:
Всем желаем здоровья и благополучия!
Фильмография[ | код]
Фильмы | код
- — Простые сердца — Федька
- — В людях — Ермохин, денщик (нет в титрах)
- — Ревизор — слуга трактирный
- — Случай в тайге — Никита Степанович, браконьер
- — Море студёное — дед Никифор
- — Земля и люди — Болтушок
- — Убийство на улице Данте — Исидор
- — Дело было в Пенькове — Глечиков
- — Отряд Трубачёва сражается — дед Михайло
- — Партизанская искра — пан Каль, староста
- — Новые похождения Кота в сапогах — дедушка / король Унылио
- — Сорока-воровка — Угрюмов
- — У тихой пристани — Куприянов
- — В степной тиши — Силантий
- — Василий Суриков — Тюлькин
- — Жестокость — Возница
- — Марья-искусница — Водокрут XIII
- — Хлеб и розы — Анисим Охапкин
- — Вечера на хуторе близ Диканьки — кум Панас
- — Водяной (к/м) — Пестриков
- — Сердце не прощает
- — Весёлые истории — керосинщик
- — Яблоко раздора — дед Селивон
- — Королевство кривых зеркал — король Йагупоп 77-й
- — Дальние страны — Петунин
- — Морозко — атаман разбойников
- — Сердце матери — Степаныч (нет в титрах)
- — Утоление жажды — Лузгин
- — Когда играет клавесин — пассажир речного трамвайчика
- — Анна Каренина — Матвей, камердинер Стивы
- — Огонь, вода и… медные трубы — Одноглазый
- — Деревенский детектив — Иван
- — Щит и меч — группенфюрер Франц
- — Варвара-краса, длинная коса — Афоня, дьяк
- — Сказка о сказке (к/м) — старик
- — Сеспель — доктор
- — Счастливый Кукушкин — отец Людмилы
- — Приваловские миллионы — Бельмонтов
- — Спасённое имя — Кайтан
- — Чиполлино — староста Баклажан
- — Северная рапсодия — любитель хоккея
- — Концерт для двух скрипок — Еким Афанасьевич (нет в титрах)
- — Дуэнья — Пабло, настоятель
- — Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова — толстячок
- — Грех — Викентий Степаныч
Озвучивание мультфильмов | код
- — Конёк-горбунок — Гаврило
- — Заколдованный мальчик — Гном
- — Скоро будет дождь — Онг Зёй, властелин неба
- — Заокеанский репортёр — босс газеты «Стрикороба корпорейшн» (нет в титрах)
- — Портрет — Заяц-художник
- 1965 — Ни богу, ни чёрту — чёрт (нет в титрах)
- 1965 — Ваше здоровье — доктор (нет в титрах)
- — Песенка в лесу — Ёж
- 1967 — Сказка о золотом петушке — боярин в синем / старик с палкой
- — Пластилиновый ёжик — ёж (нет в титрах)
- — По щучьему велению (кукольный спектакль) — царь
- — Домик на колёсах — Волшебник
- — Куда летишь, Витар? — профессор всептичьих наук
- 1972 — В лесу родилась ёлочка — Дед Мороз
- — Похождения Чичикова. Ноздрёв — Мижуев
- — Конёк-Горбунок — Гаврило (переозвучка, в титрах не указан)
- 1975 — Как верблюжонок и ослик в школу ходили — Ворон-учитель
Однажды предложили поработать на радио за… 7 рублей
Анатолий Кубацкий снялся в 44 картинах, но званий никаких так и не получил. Не в тех фильмах снимался? Не у тех режиссеров? Удивительно, что и любимец Роу Георгий Милляр умер в одиночестве и нищете.
— Вам не обидно? Не чувствуете себя немного забытым?
— Ну как сказать? — рассмеялся Анатолий Львович. — Просто не думаю об этом. Я не из того теста. Разные ведь бывают характеры. У меня какой? Акакия Акакиевича знаете? Вот я Башмачкин. Я сознательно ушел на пенсию, решив: буду нужен — найдут. А не нужен — ну, значит, такая судьба… Это раньше я выходил на улицу Горького и только и делал, что здоровался. В последние годы уже никто не здоровается…
Статья по теме
Пришла бедуля — ушёл Бедуля. История «заслуженного хулигана БССР»
— А если вам скажут: «нужен», но… денег не предложат?
— Однажды так и произошло. На радио работают актеры, которые постоянно участвуют в разных передачах. (Кстати, мы с Ростиславом Пляттом пришли на радио в 1931 году как дикторы. Но мы же были актерами!) Все они играют в разных театрах, а я уже вышел на пенсию, когда руководство радиокомитета решило всех перерегистрировать. У тех актеров были какие-то ходатайства из театров, и только у меня — ничего. Тогда одна дама, пришедшая на радио после меня, но ставшая режиссером, дала мне роль. А поскольку я уже не был тарифицирован, она предложила мне поработать за… 7 рублей. Столько платили человеку с улицы, когда приглашали на радио сказать что-то вроде «а-бэ».
Детство и юность
Родился будущий актер в 1908 году в многодетной московской семье 1 ноября. Ребенок у гардеробщика камерного театра и домохозяйки стал младшим.
Кроме него в семье росли двое братьев и три сестры. Анатолий помогал увлеченному режиссурой спектаклей старшем брату в устройстве любительских театральных постановок в квартире. Дети сами рисовали афиши, клеили по городу, привлекая новых зрителей.
После постановки организовывался бал. Танцорам выдавались призы. Анатолий Львович видел последнего императора. Пятилетний мальчик отправился со всеми на празднование трехсотлетия дома Романовых.
Сам праздник ребенок запомнил плохо, слишком уж был мал. После Октябрьской революции семье пришлось пережить немало. Они прошли и эпидемию сыпного тифа, и голод.
Что еще посмотреть
Анатолий Львович, конечно же, снимался не только в сказках Роу. Его можно увидеть и в проектах других режиссеров.
- «Взятка».
- «Дуэнья».
- «Концерт для двух скрипок».
- «Северная рапсодия».
- «Чиполлино».
- «Приваловские миллионы».
- «Спасенное имя».
- «Деревенский детектив».
- «Щит и меч».
- «Анна Каренина».
- «Когда играет клавесин».
- «Утоление жажды».
- «Дальние страны».
- «Понедельник – день тяжелый».
- «Яблоко раздора».
- «Веселые истории».
- «Сердце не прощает».
- «Хлеб и розы».
- «Василий Суриков».
- «В степной тиши».
- «Жестокость».
- «У тихой пристани».
Мини-сериал «Грех» вышел в 1991 году. Телепроект интересен тем, что в нем сыграл свою последнюю роль Анатолий Львович.
Марья-искусница (1960)
Приключения, Семейный, Сказка, Советский фильм
tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Евгений Шварц
Режиссер: Александр Роу
В ролях: Николай Кузнецов, Виктор Перевалов, Анатолий Кубацкий
Закончился срок солдатской службы, спешит солдат домой, поведать близких, родных. Ждут его односельчане, хозяйство. Отвоевался служивый, хочется ему покоя и мирной жизни. Но судьба, видимо, не закончила испытывать его на крепость духа и мужества. Отзывчив солдат, характер суровый, а душа – добрая. Не может он пройти мимо несправедливости, не может ни вступиться за слабых и обиженных. Встречается ему на пути маленький мальчик Иванушка, без отца вырос, а теперь ещё и матери лишился. Матушка его – Марья-Искусница, мастерица на все руки и красавица, попала в плен. Придётся солдату по пути домой, сделать ещё одно доброе дело – помочь Иванушке и его матушке. А там, глядишь, и своё счастье найти.
Путь в искусство
Настоящую популярность и любовь зрителей Кубацкий ощутил достаточно поздно, сыграв главного героя (шахматного Короля) в детской экранизации Александра Роу «Новые похождения Кота в сапогах».
На тот момент артисту исполнилось 50 лет. И в его кинокопилке были знаковые роли: браконьер – «Случай в тайге», Глечиков Василий – «Дело было в Пенькове», Исидор – «Убийство на улице Данте».
В мир искусства замечательный актер попал не случайно. Его старший брат был творческой личностью, самостоятельно создавал любительские спектакли с декорациями и костюмами. Любил музыку и позже стал известным виолончелистом и дирижером.
Анатолий увлекся театром, и мечтал стать профессиональным артистом. Отец не одобрял решения сына. Наверное, потому что видел, какими подневольными людьми были служители Мельпомены (был штатным сотрудником, гардеробщиком).
И все же Анатолий поступил в Театр-студию, которой руководил Ю. Завадский. В конце 20-х годов её окончил.