Адмиралъ фильм

Содержание:

«Майская ночь, или Утопленница»

Николай Гоголь (иллюстрации Анатолия Зверева)

90-летие со дня рождения художника Анатолия Зверева российские арт-институции отметили с размахом. В Москве открылись сразу три его ретроспективы. Но если Музей AZ демонстрирует творчество нонкомформиста во всем жанровом разнообразии, да и галерея «Веллум» не стала сужать стилевые рамки и ограничила лишь период создания работ (1950–1960-е), то Art4 сосредоточился на единственном цикле — графических иллюстрациях к «Майской ночи» Гоголя. И совершенно логичным выглядит решение не только показать оригиналы в выставочном пространстве, но и издать репродукции вместе с повестью.

В середине 1950-х Зверев создал иллюстрации к целому ряду произведений Гоголя — увы, работа эта шла в стол, без каких-либо перспектив публикации. Потому многие из листов со временем разлетелись по коллекционерам и случайным людям. Циклу по «Майской ночи», включающему три десятка работ, повезло больше других: он сохранил целостность, и сегодня мы можем оценить не только диалог текста с изображениями, но и собственную зверевскую «драматургию». Так, например, ко многим мизансценам он делает по две картинки, чтобы показать персонажей в динамике — получается своего рода раскадровка.

И в то же время каждый рисунок прекрасен сам по себе. Это еще ранний Зверев, не успевший увлечься абстракционизмом. Все его образы вполне реалистичны. Потому-то рекомендовать книгу, выпущенную с коллекционным шиком — в альбомном формате, можно не только ценителям искусства, но и читателям, не привыкшим к арт-экспериментам. В том числе детям. Знатоков же интерпретация художника приведет в настоящий восторг. Ему чудесным образом удалось передать ироничную интонацию, обаяние и внутреннюю свободу гоголевской прозы.

«Однажды в Голливуде»

Квентин Тарантино

Дебютный роман культового режиссера дает понять, как на самом деле мог бы выглядеть идеальный фильм «Однажды в… Голливуде» — если бы не было никаких индустриальных ограничений, бюджетных и студийных компромиссов. Если бы Тарантино мог снимать именно так, как требуют замысел и герои. Что ж, мы бы увидели сюжетно похожее, но всё же другое кино. Раза в три более длинное, более кровожадное, более откровенное. На порядок более жестокое. И настолько неполиткорректное, что оскорбились бы все. Особенно меняется впечатление о каскадере Клиффе Буте (его сыграл Брэд Питт). То, что на экране дано намеками, в книге проговорено прямым текстом: стальные нервы, жесткие принципы, руки по локоть в крови. Сексист, расист, убийца. Это могла быть лучшая роль Питта за всю карьеру.

«Однажды в Голливуде» — ни в коем случае не новеллизация или дополненный описаниями сценарий, как можно было бы подумать. Понятно, в романе полно фирменных диалогов, в том числе нам знакомых, но Тарантино иначе строит многие сцены, уже засвеченные в фильме, расширяет линии и добавляет новые, а точку ставит в совершенно другом месте (киношный финал он между делом, в проброс пересказывает уже в седьмой главе). Иными словами, это книга не режиссера, а литератора, который использует специфические литературные художественные средства. Пусть и цели его те же. Как и фильм, роман — сочувственная ода армии не очень талантливых и не очень успешных артистов, которым порой везло заниматься любимым делом. Это роскошные поминки по маскулинности старого Голливуда, когда суровые мужики играли в плохом кино, но играли самих себя.

Ю Несбё, «Крысиный остров и другие истории» («Азбука-Аттикус»)

«Крысиный остров и другие истории» — второй сборник произведений норвежского писателя Ю Несбё. В первый вошли семь криминальных рассказов, так или иначе связанных с темой ревности. В новой книге автор размышляет о гибели цивилизации и о том, что из себя представляют его современники.

Зарубежные критики называют истории Несбё «леденящими кровь» и среди достоинств книги отмечают неожиданные повороты сюжета, ярких персонажей и лаконичный стиль повествования. Сюжеты автора, по мнению экспертов, ошеломляют и захватывают.

«Несбё с мрачным удовольствием исследует самые тёмные криминальные умы и помещает своих убийц туда, где вы меньше всего ожидаете их найти», — говорится в рецензии Vanity Fair.

  • Ю Несбё, «Крысиный остров и другие истории»

История создания

Первоначальный вариант сценария был написан историком-романистом Анатолием Виноградовым в 1944 году, во время его пребывания на фронте. В титрах фильма фамилия Виноградова не указана, однако сценарий указан в официальной библиографии. Он также упоминается Святославом Бэлзой в предисловии к трехтомному сборнику сочинений.

Фильм создан по инициативе ВМФ СССР (вице-адмирал Николай Кузнецов ), чтобы заявить об исторической роли адмирала Ушакова в истории российского флота, поскольку утверждение Ордена Ушакова главным военно-морским приказом вызвало много вопросов в СССР. В составлении и корректировке сценария ведущую роль играло руководство ВМФ и МИД СССР (по вопросам внешней политики исторического периода). Съемки велись в крепости Белгород- Днестровский.

В этом фильме дебютировали актеры Владимир Этуш (в статье об Этуше указан другой) дебютировали в фильме и Готлиб Ронинсон (в титрах не показан).

Городок Поварихино: где проходили съемки фильма?

Основные съемки проходили в курортном городе Сочи. Некоторые сцены были сняты на печально известном пароходе «Адмирал Нахимов», который затонул при кораблекрушении 31 августа 1986 года. Тогда в результате столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» погибли 423 человека. Съемки фильма «Дамы приглашают кавалеров» стали одними из последних, которые провели на этом судне.

А вот городка Поварихино, что неудивительно, на карте нет. Съемки проходили в подмосковном городе Коломна. Именно по ее улицам маршируют солдаты, чуть позже герои скрепляют свои узы в местном ЗАГСе, а потом отправляются по маршруту всех новобрачных. Задумка создателей фильма состояла в том, чтобы показать настоящую провинциальную, простую русскую жизнь. И им это удалось.

Моника Блэк, «Земля, одержимая демонами: Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии» («Альпина нон-фикшн»)

В книге историка Моники Блэк прослеживаются истоки интереса жителей послевоенной Германии к оккультизму, уходящего корнями в Средневековье. Автор рассказывает о роли целительства, ведьмовства и прочих иррациональных явлений в жизни людей и пытается найти логичное объяснение вниманию к подобным вещам. Так, по данным Блэк, в Германии в период с 1947 по 1965 год шла охота на ведьм, а многие граждане объясняли некоторые события влиянием демонов. Кроме того, существует информация об известном в те времена «целителе», в том числе предлагающем услуги экзорциста.  

«Книга полна примеров, связанных с конкретными судьбами, повествование легко воспринимается и захватывает не меньше иного мистического триллера», — говорится в официальной аннотации.

  • Моника Блэк, «Земля, одержимая демонами: Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии»

Карла Наумбург, «Как перестать срываться на детей. Воспитание без стресса, истерик и чувства вины» (МИФ)

Доктор философии из США Карла Наумбург непрерывно исследует тему воспитания детей

Она, мать двух девочек, называет воспитание самой важной и тяжёлой работой, с которой ей приходилось справляться. Наумбург отмечает, что общение с детьми повлияло на направление её профессиональной деятельности — она выступила автором множества статей и трёх книг на эту тему

В своей новой работе Карла Наумбург учит родителей вовремя распознавать приближение эмоциональных вспышек и не срываться на детей. Также автор обещает помочь читателям справиться со стрессом и стыдом, появляющимися после истерики, если её всё же не удалось сдержать.

  • Карла Наумбург, «Как перестать срываться на детей. Воспитание без стресса, истерик и чувства вины»

Арик Кершенбаум, «Путеводитель зоолога по Галактике: Что земные животные могут рассказать об инопланетянах — и о нас самих» («Альпина нон-фикшн»)

В своей книге зоолог Арик Кершенбаум, опираясь на физические и биологические законы Вселенной, описывает, какими могут быть разумные представители других планет. Он размышляет на тему их внешности, способов передвижения и общения.

На исследование Кершенбаума вдохновило наблюдение за животными. Он изучал их особенности коммуникации и в своём докладе задался вопросом: «Если бы птицы умели говорить, мы бы заметили это?» Автор пытался найти чёткие критерии «языка» животных, а позднее стал рассматривать в контексте этой темы сигналы из космоса и раздумывать, могут ли они оказаться неизвестным землянам языком.

  • Арик Кершенбаум, «Путеводитель зоолога по Галактике: Что земные животные могут рассказать об инопланетянах — и о нас самих»

«Свободные полеты в гамаке»

Юрий Рост

Всего через полгода после «Группового портрета на фоне жизни» писатель и фотограф Юрий Рост выпустил новый сборник увлекательных баек и ироничных литературных портретов известных людей. В отличие от предыдущего издания, здесь практически нет иллюстраций — от авторского жанра фотоальбома с развернутыми (и одновременно лаконичными) текстами Рост отказывается в пользу более традиционных, чисто текстовых мемуаров, хотя и сохраняющих излюбленную автором мозаичность повествования. Ряд историй, кстати, перекочевал из «Портрета», но порой возникающее ощущение дежавю не портит общее впечатление — это можно сравнить с посиделками за праздничным столом, когда даже известные всем присутствующим подробности вызывают взрывы хохота, как в первый раз.

Юрий Михайлович — как раз такой рассказчик-балагур, знавший всех, видевший многое и умеющий подать каждую деталь со смаком, начиная от обстоятельств собственного первого секса и заканчивая вступлением Георгия Данелии в Академию дураков, основанную Славой Полуниным. Когда режиссер фильма «Кин-дза-дза!», получивший высокое звание «полного дурака», позвонил похвастаться своему соратнику и другу — композитору Гии Канчели, тот потребовал написать и ему рекомендацию на вступление.

Предисловие к книге названо «Поверх голов (причитания после ковида)». Но это — единственная примета тревожного пандемического времени. Своими емкими эссе Юрий Рост переносит читателя в прекрасный мир, где смерть и болезнь остаются за кадром, а персонажи — реальные и выдуманные — сплошь красивые, талантливые и влюбленные в жизнь. Или хотя бы смешные, что тоже немало.

Татьяна Хабенская, «Мой адмирал» (АСТ)

Татьяна Хабенская, мать народного артиста России и нового художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Константина Хабенского, в своей книге делится воспоминаниями, связанными с сыном. В числе прочего она рассказывает о знакомстве с будущим мужем, детстве Константина Хабенского, его первых шагах в профессии и проектах, которые принесли актёру широкую известность. Некоторые фрагменты сопровождают комментарии самого артиста.

«Воспоминания хороши тем, что (если только это не сухие факты и цифры) накладываются на другие воспоминания и превращаются в нечто третье, похожее уже на художественное произведение, основанное на реальных событиях. Итак, вы держите в руках воспоминания моей мамы. Я позволил себе лишь некоторые комментарии на полях, чтобы вы не забывали о том, что это воспоминания!» — так говорит о книге Константин Хабенский.

  • Татьяна Хабенская, «Мой адмирал»

«Его обожал весь Тбилиси, но в один день мы поняли, что он ничтожество»: знаменитые актеры комедии

В роли главной героини Нюры режиссеры видел только одну актрису. Ею стала всенародно любимая артистка – Марина Неелова. В конце 1970-х годов ее популярность была просто огромной – Неелова была ведущей актрисой театра «Современник», она стала единственной из исполнительниц, ради которой театр подстраивал свое расписание. Особенно актриса полюбилась зрителю за то, что исполнила сразу две роли в фильме «Старая, старая сказка». Неелова привлекала публику своим шармом и фигурой настоящей балерины. Поэтому худсовет сильно сомневался, что советскому зрителю удастся поверить в сюжет – разве может такая красивая женщина искать себе мужчину? Операторам и режиссеру пришлось проделать колоссальную работу, особенно учитывая характер артистки – она очень любила спорить со всей съемочной группой. Но за неповторимый талант ей прощали все.

Роль одного из ухажеров, инженера Анзора, сыграл Гия Перадзе. И, действительно, актер был эмоциональным максималистом и в жизни:

Фото: Кадр из фильма

Гия Перадзе любил женскую компанию, и даже будучи женатым, не сильно себя сдерживал. После развода с третьей женой он какое-то время ухаживал за актрисой Еленой Сафоновой, но из-за разницы в менталитетах девушка отказала ему. Тогда Перадзе довольно быстро женился на другой. Однажды ранним утром между молодоженами вспыхнула ссора. Гия схватился за пистолет, сделанный в виде ручки (он купил его на гастролях в Италии) и выстрелил. Актер испугался и сбежал, позже скорая установит, что рана не была смертельной – девушка умерла от потери крови. Перадзе посадили на семь лет, но после выхода из тюрьмы он не смог смириться со всеобщим презрением – спился и вскоре умер.

На роль второго жениха выбрали Николая Караченцова. В тот момент он тоже был особенно популярным и любимым актером с плотно забитым рабочим графиком. Но артист смог выкроить буквально несколько дней, за которые он успел приехать в Сочи и сняться в фильме.

Фото: Кадр из фильма

Самым удачливым и в то же время трогательным, немного занудным женихом стал Саня Свинцов. Его роль исполнил Леонид Куравлев, известный по советскому фильму ужасов «Вий» и комедийной роли Жоржа Милославского в киноленте «Иван Васильевич меняет профессию». Всего на счету актера более 200 разноплановых ролей, но некоторые его коллеги до сих пор считают, что именно Саня Свинцов стал его лучшей работой. Интересно, что этот герой фильма настолько понравился сценаристам, что они решили переписать финал. В первоначальной версии Нюра возвращается домой одна ни с чем, но позже пришла идея сделать счастливый конец – фильм досняли и теперь в финале появляется герой Куравлева.

«Бобер, выдыхай!»

Вадим Михайлин

На наших глазах культура интернет-мемов фактически похоронила феномен анекдота — кажется, даже в компаниях сегодня не рассказывают истории, а показывают смешные картинки с телефона. Ну что ж, самое время разобраться в том, что же мы потеряли. Уже написано много исследований о специфике явления, формах и механизмах функционирования, составлены даже указатели сюжетов. В первую очередь, конечно, «повезло» политическому анекдоту, который раньше исследователей стали собирать и фиксировать специальные органы в те времена, когда за шутку можно было поплатиться свободой. Книга же антрополога Вадима Михайлина в первую очередь исследует анекдоты неполитические, в диапазоне от чукотского цикла до зооморфных историй — про зверей, настоящих и вымышленных.

Почему в конце 1970-х анекдоты про Штирлица были заразительны (собеседник спешил предложить в ответ что-то свое с тем же героем), а вот зооморфный анекдот такой реакции, как правило, не вызывал? Почему какие-то популярные мультфильмы (например, про Чебурашку и крокодила Гену) активно мотивировали народное творчество, а другие (про медвежонка Умку) — нет? Наконец, чем попугай похож на позднесоветского интеллигента? В книге много точно сформулированных вопросов и любопытных ответов, впечатляющий обзор возможных масскультных источников тех или иных классических ситуаций, героев анекдотов

Иными словами, это большой шаг в изучении темы, но немаловажно и то, что получилась очень смешная книга. Да, анекдоты надо рассказывать и слушать, но в нынешних реалиях и прочитать неплохо

Бросать

  • Иван Переверзев в роли адмирала Федора Федоровича Ушакова
  • Борис Ливанов — князь Григорий Александрович Потемкин
  • Сергей Бондарчук в роли Тихона Алексеевича Прокофьева
  • Владимир Дружников — мичман Васильев
  • Геннадий Юдин — капитан Дмитрий Николаевич Сенявин
  • Владимир Васильев в роли султана Эски Хасана
  • Николай Свободин в роли Мордовцева
  • Николай Чистяков в роли Войновича
  • Михаил Пуговкин в роли Пирожкова
  • Алексей Алексеев в роли Метаксы
  • Георгий Юматов — Виктор Ермолаев
  • Павел Волков в роли доктора Ермолаева
  • Ольга Жизнева в роли императрицы Екатерины Великой
  • Николай Хрящиков в роли Хворина, дворцового стража
  • Николай Волков в роли Уильяма Питта
  • Иван Соловьев в роли адмирала Горацио Нельсона
  • Владимир Этуш в роли капитана Саид-Али
  • Павел Шпрингфельд в роли судостроителя Орфано
  • Григорий Шпигель в роли Томаса Грея
  • Лев Фенин в роли Роберта Ансли
  • Петр Соболевский — английский посол
  • Ян Янакиев — посол Франции
  • Георгий Георгиу — посол Турции
  • Вячеслав Гостинский в роли Ланского
  • Николай Кутузов в роли генерала
  • Виктор Кулаков в роли Коровина
  • Петр Любешкин в роли Лепехина
  • Владимир Туманов в роли Ноги
  • Галина Фролова в роли Марии Спиридоновой
  • Елена Максимова в роли Сенявиновой
  • Готлиб Ронинсон в роли турка
  • Эммануил Геллер, как турецкий адмирал
  • Владимир Осенев — горожанин
  • Виктор Авдюшко — моряк
  • Глеб Романов в эпизоде
  • Сергей Солоницкий — посол Германии
  • Виктор Балашов в эпизоде
  • Андрей Фаит в эпизоде

Историчность

Назначение Ушакова на Черноморский флот (1783 г.) происходит сразу после отказа от должности капитана императорской яхты, а после яхты в 1780-1782 гг. — на Черноморский флот. был командиром линкора «Виктор», который участвовал в политике «вооруженного нейтралитета» в составе эскадры в Средиземном море.

Потемкин изображен лишенным левого глаза, тогда как на самом деле он не видел своего правого.

Один из главных действующих лиц — граф мордовский, председатель Черноморского адмиралтейства, на тот момент не существовавший (очевидно, имеется в виду Н. Мордвинов).

Турецкий султан один и тот же как в начале, так и в конце русско-турецкой войны 1787-1791 годов, тогда как до 1789 года султаном был Абдул-Хамид I, а затем его племянник Селим III.

Турецкий султан обвиняет советников в том, что они поклялись, что небо скоро упадет на землю и воды Дуная потекут вспять, чем его флот будет разбит. На самом деле эта фраза была ответом начальника крепости Исмаила Айдозле-Мехмет-паши на ультиматум Суворова перед штурмом.

В закадровом комментарии говорится о победе Ушакова под Синопом, которую, как известно, одержал не он, а П.С. Нахимов. Возможно, рассматриваются действия Черноморского флота с турецкого побережья в 1789-1790 годах, когда был нанесен удар по ряду турецких портов, в том числе по Синопу.

После захвата Измаила именно сильный флот оставался последней надеждой Османской империи, поэтому упоминания о «разбитом флоте» довольно странны.

Захваченный в бою у Тендера турецкий линкор «Мелеки-Бахри» изображен трехпалубным (то есть с 90 орудиями), тогда как на самом деле это был двухгодичный 66-пушечный корабль. Кроме того, Мелеки-Бахри был захвачен линкором «Мария Магдалина», а не святым Павлом. В фильме рассказывается о нескольких кораблях, захваченных на Тендере, а на экране показаны линейные корабли, а еще один был захвачен, «Мелеки-Бахри».

В битве при Фидониси корабль Войновича «Преображение Господня» выиграл битву с двумя кораблями турецкого вице-адмирала и потопил турецкий «Шебек», тогда как в фильме всю битву возглавлял Ушаков с авангардом, а только Войнович. молился.

Марк Войнович показан человеком преклонного возраста, на самом деле на момент описания ему было около 40 лет, к тому же он был на пять лет моложе Ушакова. Н.К. Свободину, сыгравшему Мордовцева, было 55 лет, а его прототипу Мордвинову даже в 1791 году, когда фильм заканчивается, — 37 лет.

Флагманским кораблем Ушакова на протяжении всего фильма является 66-пушечный «Святой Павел», тогда как уже в первом «независимом» сражении в Керченском проливе его флагманом было 84-пушечное «Рождество Христово».

Битва при Калиакрии показана как решающий разгром турецкого флота, хотя турки не потеряли ни одного корабля и смогли уйти благодаря конструктивному превосходству своих кораблей. Однако турецкий флот был сильно дезорганизован — большая часть кораблей рассыпалась по побережью Румели, получив разную степень повреждения. Флагман Турции затонул, уже достигнув Константинополя, что произвело тяжелое впечатление на жителей столицы Османской империи.

«Мой адмирал»

Татьяна Хабенская

Удивительно и в то же время по-своему показательно, что первую биографию артиста Константина Хабенского написала его мама. Удивительно, потому что такое бывает нечасто. Пусть это и не уникальный случай (была же, например, книга «Мой сын БГ» Людмилы Гребенщиковой), но всё же обычно книги пишут профессиональные критики, коллеги. Еще чаще сами артисты берутся за перо. А тут мама. И всё равно при всей редкости книга показательная.

Взаимоотношения зрителя и артиста — интимные, почти семейные. Для миллионов людей благодаря любимым ролям они порой становятся живее и ближе иных знакомых и друзей. Константин Хабенский — наш друг и родственник уже много лет, начиная с сериала «Убойная сила» и кинохита «Ночной дозор», а для кого-то — и с первых громких ролей в Театре имени Ленсовета. Но сам книгу о себе он вряд ли напишет. Даже интервью артист дает редко, и то, как правило, по поводам, связанным с благотворительностью.

Но и в книге мамы едва ли треть посвящена благотворительным проектам сына — сети детских студий «Оперение», спектаклю «Поколение Маугли», именному фонду, помогающему детям с заболеваниями головного и спинного мозга. В целом же это калейдоскоп самых разных историй о Константине Хабенском — в том числе про детство, юность, первые шаги в карьере и первые успехи. Что не знает мама, дополняют монологи коллег: Михаила Пореченкова, Михаила Трухина, Юрия Башмета, Тимура Бекмамбетова и многих других. Что мама преувеличивает, путает или неточно вспоминает, сын сам поправляет на полях.

Среди рассказанных историй — как в детстве будущий артист провалился в открытый люк (и мама спасла ему жизнь), променял драгоценную сгущенку на катафоты для велосипеда, с цветами уходил из театра «Сатирикон» и как уроки вокала для роли Петра Лещенко ранили его самолюбие.

Пола Хокинс, «Тлеющий огонь» (АСТ)

Пола Хокинс известна как автор популярного романа «Девушка в поезде»: он был переведён на 40 языков и продан по всему миру тиражом порядка 23 млн экземпляров. Её новая книга — ещё один триллер, но на сей раз сюжет разворачивается вокруг убийства молодого художника. Полиция подозревает в преступлении его девушку, однако постепенно выясняется, что мотив был и у других героев.

«В этой книге я прежде всего хотела раскрыть мысль, что ни одна трагедия не случается сама по себе, в отрыве от всего остального. Несчастный случай в детстве может обернуться неприятными последствиями десять лет спустя, и вся ваша жизнь может пойти под откос, если вы не в то время доверитесь не тому человеку. Мне интересно, как мы становимся теми, кто мы есть: как мы выбираем, за что держаться, и как эти вещи могут причинить нам боль», — рассказывает Хокинс.

Издатель обещает, что мрачный и напряжённый роман удивит читателя неожиданными поворотами сюжета.

  • Пола Хокинс, «Тлеющий огонь»

Чарльз Соломон, Джеймс Бакстер, Томм Мур, Росс Стюарт, «Легенда о волках» (МИФ)

Артбук «Легенда о волках» будет интересен не только поклонникам одноимённого мультфильма, но и любителям анимации в целом. На страницах книги рассказывается о создании картины с момента возникновения идеи вплоть до окончания работы. В артбуке представлены многочисленные эскизы и иллюстрации, появлявшиеся по мере того, как авторы проекта продумывали героев, локации.

Кроме того, в книге собраны интервью с аниматорами, режиссёрами и другими членами трудившейся над мультфильмом команды.  

Действие анимационной ленты «Легенда о волках» разворачивается в Ирландии середины XVII века. В окрестностях города Килкенни участились случаи нападения волков на людей. Охотник пытается поймать хищников, однако не справляется со своей задачей. Однажды его дочь-подросток решает помочь отцу и уходит из дома в лес, где её ждёт множество открытий. Проект был номинирован на «Оскар» как лучший анимационный фильм.

  • Чарльз Соломон, Джеймс Бакстер, Томм Мур, Росс Стюарт, «Легенда о волках»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector