Трактир на пятницкой (фильм)
Содержание:
Содержание фильма «Трактир на Пятницкой»:
Москва 20-х годов. НЭПманские магазины, яркий блеск витрин и гомон столичных ресторанов. Трактир на Пятницкой место встречи элиты московского криминального мира…
1920-е годы, эпоха НЭПа. Лучшие сотрудники Московского уголовного розыска были привлечены к операции по ликвидации банды преступников-рецидивистов во главе с Игорем Рыбиным по кличке «Серый», базирующейся в трактире на Пятницкой. Бандиты совершают разбои, грабежи и убийства. Их жертвой становится, в частности, старый большевик Александр Калугин, помогающий милиции.
Сотрудник МУРа Николай Панин (Виктор Перевалов) внедряется в банду, устроившись половым (представившись хозяйке её потерянным сводным братом), теперь он «Рыжий». Но тут происходит неожиданное — из лагеря сбегает бандит, под именем которого он и внедрился…
Параллельно развивается любовная линия «Пашки-Америки» (известного базарного карманника) и приезжей из деревни Алёны, которую он выручил в трудную минуту.
Руководит бандой хозяйка трактира вместе со своим женихом Серым. Они обеспокоены, поскольку замечают утечку информации. Серый требует от Пашки-Америки помочь установить милицейского информатора. За это берётся криминальный партнёр Серого Михаил Лавров по кличке «Француз», обладающий большим интеллектом и дедуктивными способностями. Под подозрением оказываются несколько человек, в том числе половой Рыжий, завсегдатай трактира Гремин, сам Француз и Михаил Рюмин по кличке «Цыган» — бывший соратник Француза по боям Первой мировой и бывший белый офицер, не успевший бежать из Крыма при эвакуации врангелевской армии («Последний пароход на Константинополь ушёл без меня» — говорит он при встрече с Французом).
Постепенно круг сужается: либо Француз, либо Цыган. Пружиной действия становится вычисление внедрённого агента. Серый «верит Цыгану сердцем, а Французу головой» и не может определиться. Выясняется, что бандитский агент есть и в стане милиционеров. Начальник угрозыска Климов подозревает своего заместителя Зайцева, дворянина по происхождению и бывшего сотрудника царской полиции. Тем не менее доказательств он не имеет. По ходу фильма выясняется, что Климов ошибается: подлинный агент — не Зайцев, а Ваня Шлёнов, бывший махновец и давний сообщник хозяйки трактира, находящийся вне подозрений.
Тем временем Француз вычисляет агента Рыжего, но Пашка-Америка предупреждает его, и Панин успевает уйти. В трактире на Пятницкой появляется милиция. Французу удаётся скомпрометировать Цыгана и уверить Серого, что тот служит в угрозыске. Цыгана берут в заложники.
Банда пытается скрыться. Тем временем у Шлёнова сдают нервы и он кончает с собой прямо в здании МУРа. Шокированный Климов извиняется перед Зайцевым.
Подвал, где скрылись бандиты, окружён милицией. Серый отказывается сдаться и погибает в перестрелке с Климовым. Остальные бандиты арестованы. Выясняется, что агент угрозыска — не Рюмин-Цыган, а Лавров-Француз — бывший царский офицер, в отличие от Рюмина ставший большевиком и командиром РККА, затем перешедший на службу в милицию.
В финале Пашка-Америка с Алёной уезжают к ней в деревню.
Актёры
В главных ролях:
- Геннадий Корольков — Василий Васильевич Климов, начальник милиции
- Тамара Сёмина — Ирина Васильевна Холмина, хозяйка трактира
- Константин Григорьев — Игорь Рыбин («Серый»), главарь банды
- Лев Прыгунов — Михаил Лавров («Француз»), бывший прапорщик
- Николай Ерёменко — князь Михаил Николаевич Рюмин («Цыган»-«Мишель»), бывший прапорщик
- Виктор Перевалов — Николай Панин, половой «Рыжий» (чекист)
- Александр Галибин — Павел Иванович Антонов («Пашка-Америка»), вор-щипач
В ролях:
- Марина Дюжева — Алёнка, подруга Павла
- Лариса Ерёмина — Варвара Сергеевна, певица (вокал — Жанна Бичевская)
- Глеб Стриженов — Владимир Сергеевич Гремин, музыкант в трактире, дворянин, бывший штабс-капитан
- Юрий Назаров — Иван Шлёнов
- Юрий Волков — Александр Петрович Калугин, старый милиционер
- Игорь Васильев — Сергей Николаевич Зайцев, следователь
- Алексей Панькин — «Свисток»
- Юрий Потёмкин — «Хват»
- Анатолий Ведёнкин — Витун, милиционер
- Владимир Дружников — Пётр Петрович Волохов
- Владимир Приходько — Митрич, бандит-трактирщик
- Виктор Косых — Лёнька, бандит
Отличия от повести
По сравнению с книгой в фильме сильно изменён образ Михаила Рюмина — Цыгана. Авторы фильма представили его беспринципным и безыдейным. Он стремится лишь к наживе и к эмиграции. «Уехать хотел. Далеко. Ненавижу грядущего хама», — говорит он на допросе у Зайцева.
В книге же Цыган выведен как яркий образ идейного и убеждённого человека. Он с детства увлечён криминальной романтикой, укрывает беглого каторжника, в котором видит Жана Вальжана. С бандой Серого Цыган связывается не затем, чтобы награбить денег и бежать из России, а для того, чтобы использовать криминальную структуру в политической борьбе с Советской властью.
Именно поэтому он спасает Серого от милиции при ограблении магазина: «Не был бы ты мне так нужен, оставил бы подыхать под забором, — неожиданно громко ответил Цыган». В фильме же самоотверженность Цыгана в этом эпизоде выглядит недостаточно мотивированной.
Политические взгляды Рюмина не вполне ясны (явно не монархист; в характере и поведении просматриваются эсеровские и отчасти анархистские черты). Но настроен он жёстко антисоветски и антибольшевистски. Возможно, таково его отношение к любому государству.
В эпизоде фильма, где сотрудники угрозыска обезвреживают банду, Серый отстреливается, а Цыган лишь отпускает ироничные реплики. В книге происходит обратное:
Другое различие состоит в том, что по книге главарём банды была не хозяйка — любовница Серого, а хозяин — скупщик краденого, бывший агент царской охранки.
В книге глубже и детальнее выведены образы рядовых бандитов, особенно «висельника и мокрушника Свистка», фанатично преданного Серому.
Сотрудник угрозыска Михаил Лавров в повести носит кличку «Серж», а не «Француз».
Детство и юность
Будущий актер Анатолий Васильев родился 6 ноября 1946 года в городе Нижний Тагил. Это довольно крупный населенный пункт в Свердловской области. Недалеко от нынешнего Екатеринбурга.
Родители молодого человека были как нельзя далеки от мира профессионального искусства, театра и кино.
Отец служил крупным чиновником. По роду деятельности был вынужден часто перебираться с одного места на другое. Мать не работала, занималась домашним хозяйством. Семьей и ребенком. Она отдавала все свои силы единственному сыну и супругу.
Анатолий Васильев в детстве
Однако женщина была развита, обладала хорошим художественным вкусом. Любила театр и качественную музыку. Страсть к высокому искусству она привила и Анатолию Васильеву, с которым проводила все свое время.
Когда подошел момент, будущий актер пошел в школу. Однако доучиться в Нижнем Тагиле не смог. Очень скоро отца перевели в Брянск. Молодой человек продолжил учебу, получал общее образование на новом месте.
В другом окружении Васильев быстро освоился. Нашел друзей, знакомых. Благодаря природным качествам, стал авторитетом, к которому прислушивались в классе.
В юные годы молодой человек окончательно влюбился в театр. Записался в местный драматический кружок. Все свободное время отдавал искусству. Нарабатывал первый профессиональный опыт. Пусть пока в незначительном масштабе местечковой театральной секции.
Анатолий Васильев в молодости
Закономерным итогом оказалось решение молодого Анатолия Васильева стать профессиональным артистом. Об этом он начал задумываться незадолго до окончания средней школы.
После получения аттестата, молодой человек заявил родителям о своем желании пойти по творческому пути — стать актером. Отец мальчика был человеком жестким. Строгий родитель был категорически против такого решения.
Он видел сына обладателем серьезного образования, мужской профессии. Перечить его воле Анатолий Васильев не стал. Он подал документы в машиностроительный техникум. Одно из наиболее престижных учебных заведений города.
Однако выдержать смог всего два курса образования. Очень скоро молодой человек понял, что машиностроение, техническая работа — совсем не то, что он искал. Ему это не годится.
Ломать себя Васильев не пожелал. Будущий артист принял волевое решение. Забрал документы из машиностроительного техникума и вопреки желанию сурового родителя отправился покорять Москву.
В середине 60-х годов молодой человек приехал в столицу Советского Союза. Такое решение было довольно опрометчивым, поскольку ни денег, ни своего угла у Васильева в городе не было. Однако он не унывал.
Молодой Анатолий Васильев
С первого раза талантливый мужчина попал в Школу-студию МХАТ. Отец долгое время выражал недовольство таким легкомыслием сына. Однако за него вступилась мать. В результате строгий родитель смягчился.
Анатолий Александрович Васильев получил возможность исполнить свою давнюю мечту. В течение последующих нескольких лет он усердно постигал актерское ремесло, искусство.
Руководителем и наставником молодого человека стал Василий Петрович Марков. Видный артист, а также талантливый педагог, что называется, старой школы.
Серьезных проблем во время учебы мужчина не испытывал. Уже в те годы он проявлял талант и умения зрелого артиста, что сыграло роль в будущем.
Диплом о профессиональном образовании актер получил в 1969 году. С этого момента началась его карьера, которая продолжается до сих пор.
Работал на износ
В начале восьмидесятых Васильев подал на развод с Мирошниченко. Игорь Алексеевич хотел иметь детей, но супруга не была готова одарить его потомством, поскольку хотела сосредоточиться на карьере. Последней каплей для актёра стало известие о том, что Ирина сделала аборт. Впрочем, с бывшей женой он до конца жизни сохранил дружеские отношения. Позднее Васильев женился в третий раз, на женщине по имени Людмила, которая была далека от мира театра и кино, но и третий брак не принёс ему детей.
В восьмидесятые годы Игорь Алексеевич сыграл яркие роли в приключенческих фильмах «Завещание профессора Доуэля» и «Оружие Зевса». Примечательно, что советские режиссёры считали внешность Васильева «европейской», а потому нередко предлагали ему играть немцев и британцев, которые чаще всего оказывались отрицательными персонажами.
Актёр продолжил сниматься в кино и выступать на театральной сцене и после краха Советского Союза. Порой он появлялся и в сериалах, но, по воспоминаниям коллег, многосерийные телевизионные проекты Васильев недолюбливал, поскольку не был доволен качеством сценариев. Тем не менее, свою последнюю роль он сыграл именно в сериале «Возьми меня с собой», который вышел на экраны в 2008 году. Игорь Васильев слыл очень дисциплинированным актёром, он не отказывался выйти на сцену или выехать на съёмки даже если ему нездоровилось. Васильев работал на износ и в декабре 2008 года его организм не выдержал такого обращения: актёр скончался от сердечного приступа в возрасте 69 лет.
Игорь Васильев был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.