Театр одной королевы. между любовью и семьей вия артмане выбрала семью

Образ в народном фольклоре

Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.

Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.

Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

– Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей – обратился он к своим богатырям.

И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.

Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.

Вечный образ Вия

Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.

Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.

Вот таким необычным оказался Вий в сказаниях и самых разных их интерпретациях. Какой же он: мудрый или ужасающий, величественный или отвратительный? Мне кажется, в нём сочетаются все эти качества, ведь сложно найти более противоречивого тёмного бога славянского пантеона. Вот и получается так, что Вия можно назвать одновременно и устрашающим монстром, и очищающим пламенем, и хранителем душ умерших.

Мистические факты

За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.

  • Спустя два года после смерти Александра Птушко скончался оператор Федор Проворов, он, как и Птушко, не дожил до своего дня рождения месяц.
  • В 1973 году скончался не только Птушко, но и Степан Шкурат. Роль Явтуха в «Вие» для него стала последней.
  • Актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, скончался в 1971 году в возрасте 48 лет от остановки сердца.
  • Съемки фильма проходили в Илецком монастыре в Чернигове, в поселке Седнев. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла.
  • На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину – все актрисы отказывались еще на стадии проб из-за суеверия. Поэтому Ведьму сыграл актер Николай Кутузов. Во время съемок Кутузов начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого он даже не выпивал. Свою тягу к спиртному он объяснял страхом перед нечистой силой и «дьявольской ролью».

Настоящая причина смерти паночки

После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.

Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?

Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.

Кадр из фильма «Вий»

Актриса Вия Артмане

Имя при рождении: Алида Фрицевна Артмане. Родилась 21 августа 1929 года в Кайве, Тукумский уезд, Латвия. Умерла 11 октября 2008 (79 лет). Народная артистка Латвийской ССР, Народная артистка СССР. Приняла православие, взяв имя Елизавета. — Лев.

Слава Артмане не знала границ! Но здесь мы не будем говорить о ее творчестве и фильмографии. Посмотрим как складывалась ее необыкновенная судьба.

Она по праву считается одной из самых утонченных артисток отечественного кинематографа, особенно ей удавались на экране как аристократические натуры, так и душевные лиричные героини.

Кто знал актрису лично, говорят о ее деликатности в общении. Кто бы мог подумать, что она была отнюдь не «голубых кровей». Давайте приоткроем занавес …

Настоящее имя актрисы — Алида. Она родилась в деревне, в семье крестьян. Мать — Анна, полька. Отец — Фриц, из прибалтийских немцев. Когда ему было 19 лет, он умер от несчастного случая за 4 месяца до рождения дочери.

Мать с грудным ребенком — Алидой скиталась по разным углам, затем батрачила у зажиточных крестьян. В 10 лет мать отдала Алиду в пастушки, пять лет она работала пастухом.

Когда Алида училась в школе, она хотела стать юристом, «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых», но волшебство кино и театра ее притягивало больше.

Когда девушке исполнилось 15 лет, они с матерью осели в Риге. Здесь мать устроилась работать уборщицей на радио, а Алида стала ее помощницей. Как же было трудно жить на эти гроши: покупать еду, одежду и книги. В Риге они жили в крохотной комнатке с низким потолком, похожей на чердак.

Чемодан служил письменным столом. В одной из рижских танцевальных школ Алида училась танцам. Потом ее увлек театр и она вопреки всему поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса (здесь она проработает 50 лет!) Она поменяла свое имя на более звучное — Вия и начала новую жизнь.

Александр Птушко

Мастера сказочного жанра в кино и главного режиссера «Вия» Александра Птушко проклятие фильма также не обошло стороной. Сценарий для первого советского ужастика он писал в перерывах между съемками своих сказок. Правда, снимать его сам он не собирался и доверил это дело старшекурсникам режиссерского факультета Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако студенты не справились, и за дело пришлось браться самому. Птушко создал фантастическую «нечисть»: пригласил артистов цирка, спортсменов и карликов. Им красили в синюшный и серый оттенок, приделывали дополнительные носы, подбородки и уши, замазывали лица.

После «Вия» режиссер снял «Руслана и Людмилу», мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве». По последнему он даже написал сценарий, но из-за болезни задуманному не суждено было сбыться. В последние годы жизни режиссер страдал тяжелой болезнью почек. Но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя и работал до последних дней свой жизни.

Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве в возрасте 72 лет.

Детство и юность

Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.

Актриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)

Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.

Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.

Вия Артмане в молодости (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена, Теннесси Уильямса, Бертольда Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.

Бог Вий в северной традиции гадания и магии

Реза Бога Вия – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Всевидящее Око.

Номер резы – 9

Гадание. Вопрошание Бога.

Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь

Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.

Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.

Магия. Когда приглашают Бога Вия.

В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса!

Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел» называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Вий встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Последние статьи

  •   Почему звезда «Турецкого гамбита» молчала о служебном романе и скрывала имя отца своей дочери: Ольга Красько сегодня, 09:23
  •   Какой была в реальной жизни «Белая королева» — идеальная женщина Средневековья, которую любили и презирали: Елизавета Вудвилл 29.11.2021, 21:51
  •   Как работала антирусская пропаганда 150 лет назад, и Кто покрывал преступления турок в Болгарии 29.11.2021, 19:13
  •   Путешественник без пальцев, человек-рекорд и другие экстремалы, которые в одиночку совершили кругосветное путешествие 29.11.2021, 17:08
  •   Чем примечательны город майя Тикаль, остров Пасхи и другие достопримечательности, которые ЮНЕСКО взял под охрану в 2021 году 29.11.2021, 15:09
  •   Из-за чего началось и чем закончилось одно из самых крупных социалистических восстаний: Парижская коммуна 29.11.2021, 13:29
  •   Как молодая геолог в 1941 году нашла уникальную Долину гейзеров, и куда в наши дни подевался гейзер Большая печка 29.11.2021, 11:47
  •   Почём русская живопись на аукционах Лондона: Самые дорогие картины по стартовой цене 29.11.2021, 10:29
  •   Почему Александра Градского привозили на съемки «Голоса» на носилках и еще 5 фактов о легендарном артисте 29.11.2021, 09:24
  •   Почему единственная россиянка, живущая среди папуасов на острове Сумба, считает его похожим на СССР 28.11.2021, 23:48

Все статьи

Праздники, посвященные божеству

Отдельных праздников, посвящённых Вию славяне не отмечали. Они обращались к мифическому существу, только когда провожали в мир Нави усопших: просили Вия позаботиться о родственнике и вычистить из него всё злое.

Иногда древние славяне – мужчины – проводили специальные ритуалы, посвящённые божеству.

До начала обряда готовили жертвенный костёр (потому что Вий – покровитель пекла), а перед тем как зажечь огонь, участники обряда зачитывали древнее послание к божеству:

«Страшный и беспощадный бог Вий, ты правитель в мире нижнем, мире подземном, мире жарком. Во власти твоей души наших предков, согрешивших и не прощённых.

Нет тебе равных по силе ни под землей, ни на земле. Взгляд твой поражает навсегда, появление твое зовёт за собой беду. Молим тебя, страшный и беспощадный Вий, пощадить нас и предков наших, простить нам и им прегрешения наши вольные и невольные.

И не держи зла ни на них, ни на нас».

В православной культуре Вия сравнивают с Касьяном-Кощеем, который всё «косой косил». На что посмотрит – то и сдохнет или испортится. День злого Касьяна отмечали 29 февраля, его тоже считали сторожем адских ворот.

Правда работа и Вия, и Касьяна была больше чем, просто присмотр за умершими. Они выискивали ещё и грешников, которые по разным причинам не попали в ад, а должны были бы.

Бог Вий персонаж разных поверий, сказок и повестей, которые дошли до нашего времени. Самые известные из них следующие: «Вий» Николая Васильевича Гоголя, «Бой на Калиновом мосту» и «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» Александра Николаевича Афанасьева.

Знаменитые веки Вия

Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?

Хочу заметить, что вопрос имени Вия волнует многих исследователей. В древней мифологии иранцев и индийских преданиях есть рассказы о боге Вайю. Не сомневаюсь, вы заметили некоторое сходство в произношении имён двух богов. На родство с Вием у Вайю указывает и его сфера деятельности. Он считался безжалостным повелителем ураганов, нёс смерть и разрушения, а значит, вполне мог «трансформироваться» в повелителя подземного царства и мертвецов.

Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.

Наталья Варлей

После ухода Завьяловой режиссеры бросились срочно искать другую актрису на главную женскую роль. Появиться на пробах согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей, однако по странному стечению обстоятельств Болотова вдруг заболела. Было решено утвердить Варлей – юная актриса не боялась ни гробов, ни мистики. Кроме того, Наталья Варлей обладала хорошей физической подготовкой, что также сыграло большую роль.

Для съемок «Вия» было изготовлено три гроба: первый, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съемок, актриса (на тот момент она была студенткой Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и готовилась к зачетам.

Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967

Второй гроб был закрытым и маленьким, именно его двигали сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Варлей приходилось стоять во весь рост – в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому и пристегивали актрису. Такие полеты проходили на высоте 15 метров! В один из съемочных дней чуть не произошел несчастные случай – у актрисы закружилась голова, а страховка так некстати подвела, и Варлей выпала из гроба. Избежать трагедии удалось чудом – девушку поймал Леонид Куравлев.

Несмотря на то, что жизнь актрисы сложилась не так трагично, как у ее предшественницы, на сегодняшний день Наталья Варлей живет одна с кошками (их число достигало 14). Обрести любовь артистка так и не смогла, хотя и была трижды замужем. Первым супругом стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с ним юную Наташу отговаривали все друзья, и вскоре супруги развелись. Второй раз Варлей вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, однако он вскоре стал злоупотреблять алкоголем, и пара рассталась спустя несколько месяцев брака. Третий, и последний раз Наталья вышла замуж за бизнесмена Владимира, но и этот брак продержался недолго.

Вия Фрицевна Артмане

Семья:

  • муж — Артур Димитерс (1915-1986), актер театра;
  • сын — Каспар Димитерс (1957), музыкант;
  • дочь — Кристиана Димитере (1965), художник.

Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь

К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым.

Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.

Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.

Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.

Евгений Матвеев

Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым.

Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме «Родная кровь»

О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.

С дочерью Кристианой

В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились — рушить свои семьи они не станут, она — ради сына, а он — ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.

Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.

Дети Вии Артмане

Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере

Жизнь королевы

С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.

Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.

Но  она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.

Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем ЕлизаветаВыходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

Вия Артмане: биография (видео)

Всегда на высоте

Пожалуй, самой неотразимой героиней в исполнении Артмане стала Джулия Ламберт — стареющая, но пылкая звезда сцены по роману Сомерсета Моэма «Театр», «очаровательная негодяйка», как ее называла сама Вия Фрицевна: «Такую женщину каждый мужчина хотел бы видеть рядом… Джулия — человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть».

Разумеется, после премьеры «Театра» тут же принялись судачить: мол, образ не слишком везучей в любви примы потому так хорошо удался Артмане, что как две капли воды «слизан» с нее самой. Вия Фрицевна признавалась, что семейная жизнь с Димитерсом и в самом деле оказалась отнюдь не пределом мечтаний, однако называла мужа своей отдушиной. А их сын Каспарс утверждал, что без супруга она вовсе не стала бы великой актрисой: «Возвратившись вечером со спектакля, родители могли часами сидеть и разбирать только что увиденный спектакль… Мама была счастлива с ним как актриса и несчастна как женщина. Но еще несчастнее она стала, овдовев. Без него наступило время ее творческого одиночества».

После смерти Димитерса Артмане недолго оставалась примой. Из театра она ушла сама, с поистине королевским достоинством: «Я не хотела, чтобы от меня осталось грустное впечатление, будто я актриса, которую нужно жалеть. Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте. И, когда я потеряла надежду на этой высоте еще хоть что-то сыграть, я удалилась».

…Скончалась Вия Фрицевна в октябре 2008-го на 80-м году жизни. Она всегда мечтала, чтобы у ее могилы люди не скорбели, а отдавали дань творчеству. Именно поэтому памятник актрисе, поставленный на средства ее поклонника — некоего щедрого белорусского бизнесмена, выполнен в виде полукруглой сцены с партером и занавесом. Ее последний персональный маленький театр…

С костюмами выкрутились, с актерами попали «в яблочко». Фото: Public domain

Последние годы и печальный уход

К сожалению, когда знаменитая актриса достигла пожилого возраста, былое величие забылось. Власти лишили ее шикарной квартиры в Риге, и Вия Фрицевна была вынуждена жить на даче.

Вия Артмане (слева в фильме «Театр)

Актрису мучили хронические заболевания, в числе которых трофические язвы на ногах.

Утешала звезду лишь религия, в конце жизни она приняла крещение под именем Елизавета.

После инфаркта и нескольких инсультов, актриса уже не смогла оправиться и в октябре 2008 года ее не стало. Королеве рижского кино было 80 лет.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Трудное детство и настоящее имя

На самом деле актрису звали Алида. Да и фамилия у нее была немного другой.

Алида Фрицевна Артманс родилась 21 августа 1929 года в маленьком поселке под названием Кайве, в Латвии. Отца девочка не знала, он погиб незадолго до ее рождения. Мама вскоре вышла замуж повторно, и отчим был очень жестоким и пьющим человеком.

Вия Артмане в детстве и юности

Алида рано узнала, что такое нищета. С 10 лет она работала пастушкой, ухаживая за соседским скотом.

В 15 лет Артманс переезжает в Ригу, с мечтой поступить в юридический институт. Но девушка случайно попадает в театр, и, очарованная действом на сцене, решает стать актрисой.

Она поступает в школу актеров при художественном театре и с успехом заканчивает ее в конце 40-х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector