Вера николаевна пашенная

Последняя роль

В январе 1962 года в Малом театре стартовала пьеса «Гроза» по сценарию Островского. Постановка пользовалась огромным успехом у столичных театралов. И это неудивительно, ведь одну из центральных ролей в спектакле исполняла Вера Пашенная. Как оказалось позже, это была последняя пьеса выдающейся артистки. На то время актриса находилась в довольно преклонном возрасте и регулярно болела. Однако ее выдержка продолжала поражать окружающих. Актриса не сдавалась, днями и ночами отрабатывая реплики с партнерами по постановке.

Когда показ спектакля «Гроза» завершился, творческой труппе наконец удалось уговорить Веру Николаевну отдохнуть. Актриса получила путевку в санаторий и отправилась загород. Казалось, что ее жизни на тот момент ничего не угрожает. Однако по возвращению в Москву пожилая артистка стала чувствовать себя хуже. У Веры Николаевны проявилось общее недомогание. Состояние актрисы ухудшалось с каждым днем. Ирина Витольдовна – дочь актрисы — решила перевезти больную раком мать в собственную квартиру. Но даже тщательный уход за Верой Николаевной со стороны близких людей не позволил избежать трагедии. 28 октября 1962-го знаменитая театральная и киноактриса ушла из жизни.

Провожать Веру Пашенную в последний путь собралось пол-Москвы. Прощание с актрисой состоялось у входа в Малый театр, перед которым был размещен гроб с телом артистки. Вокруг театра собралась огромная толпа поклонников творчества Веры Николаевны. На протяжении нескольких часов никто никуда не расходился. Мужчины толпились вокруг театра, сняв головные уборы и склонив головы, а женщины не могли остановить слезы.

Вскоре после смерти знаменитой артистки на доме по улице Газетный переулок, 1/12 в Москве появилась мемориальная доска с ее именем. Именно здесь в свое время проживала легендарная театральная актриса.

Дебют в театре

В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.

В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.

Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.

Раннее замужество

Незадолго до выпуска из Московского театрального училища Вера Пашенная, фото которой можно увидеть в статье, решила связать жизнь с довольно известным актером по имени Витольд Полонский. Венчание состоялось для молодых людей в июне 1905 года.

Вскоре новоиспеченные супруги переехали в небольшую комнату на Петровке, аренду которой оплачивали совместными усилиями.

В замужестве Вера Пашенная стала посвящать все свободно время работе в театре. Помимо прочего, начинающая актриса готовилась к рождению первого ребенка. Супруг молодой актрисы стал выказывать недовольство ее занятостью на сцене. Вскоре ни один день в доме молодоженов не обходился без скандалов.

Осенью 1906-го Пашенная Вера Николаевна, актриса, родила дочь, которую назвали Ириной. Однако даже появление на свет первенца не спасло семью от скоропостижного развала. Когда девочке исполнилось 3 года, знаменитая актерская чета окончательно решила расторгнуть брак.

Личная жизнь

Случайное знакомство в купе поезда с актером МХАТа Игорем Золотовицким переросло в бурный роман, а спустя несколько лет – в супружескую жизнь. В браке у пары родилось двое сыновей Алексей и Александр.

Оба молодых человека сейчас стараются идти по стопам родителей и осваивают актерскую профессию, а также увлекаются музыкой. А в далекое время перестройки уже знаменитой актрисе пришлось прервать свою карьеру по причине декретного отпуска, а потом и в связи с отсутствием предложений об участии в съемках. Все это время основным источником дохода семьи стала активно развивающаяся актерская профессия супруга, часто бывающего в заграничных поездках с популярными театральными спектаклями МХАТа.

Тяжелая болезнь

В 1961 году на сцене Малого театра состоялась премьера постановки «Честность» по произведению писателя А. Сафронова. В пьесе Вере Николаевне достался образ пожилой коммунистки по фамилии Колесова. Спектакль ставился к памятной дате – открытию 22-го съезда КПСС. Поэтому неудивительно, что все артисты, которые готовились к участию в пьесе, находились в нервном состоянии. Однако больше всего репетиции негативно отражались на самочувствии Пашенной. Артистка постоянно ощущала себя усталой и больной. Вскоре коллеги по сценической площадке забили тревогу и, как оказалось, не понапрасну.

В один момент Вере Пашенной потребовалась врачебная помощь. В ходе репетиций к показу будущей пьесы в театр была вызвана карета скорой помощи. После целой череды обследований Вере Николаевне поставили неутешительный диагноз – рак. Вначале актриса согласилась пройти комплексное лечение. Однако после проведения нескольких дней на больничной койке решила выписаться из медицинского учреждения. Актрису угнетала тамошняя атмосфера. Пашенная не привыкла проводить день за днем бездельничая. Да и оставаться наедине со своей проблемой артистка также не желала.

Вернувшись к работе в театре, Вера Николаевна осознавала, что это станет для нее приговором. Но артистка продолжала выходить на сцену, играя своих сильных, непокорных героинь. В утреннее время Пашенная посещала больницу, где проходила процедуры по облучению рентгеном. Уже в обеденное время ее можно было лицезреть в полной бодрости духа на сценической площадке.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Пашенная Вера Николаевна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. Проверено 28 сентября 2015.
  2. ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  3. Рощин-Инсаров Николай Петрович — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  4. Толченова Н. П. Живая Пашенная. — 2-е изд., перераб. — М.: Советская Россия, 1987. — С. 4. — 126 с.
  5. ↑ «К 120-летию со дня рождения Веры Николаевны Пашенной» «Живая Пашенная». Малый театр (28 июня 2007).
  6. Полонская И. В. Вера Николаевна Пашенная. Статьи. Воспоминания. — М.: Искусство, 1971. — С. 242. — 304 с.
  7. ↑ Театр П. П. Струйского | Topography of Terror, Moscow
  8. В. А. Гапеенко. Авторский блог Валентины Гапеенко: «Вера Пашенная и театр её имени».
  9. ↑ «Присуждение учёных званий выдающимся мастерам театрального искусства». «Известия» № 87 (7463) от 13 апреля 1941 года
  10. ↑ Пашенная Вера Николаевна. Новодевичье кладбище.
  11. ↑ Толченова, с. 6.
  12. ↑ Пашенная Вера Николаевна. KM.ru.
  13. ↑ Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933)
  14. ↑ ГОМЕРОВСКОЕ РОДСТВО ПОЭТОВ. Часть 1-я
  15. ↑ Спектакль «Гроза» Архивировано 19 июня 2009 года., страница аудио архива театра
  16. ↑ Пашеная Вера Николаевна (1887—1962)
  17. ↑ О департаменте

Работа в театре

Харыбина Вера Анатольевна со школьной скамьи мечтала об актерской профессии. Родители, профессора Московского авиационного института, не стали препятствовать дочери в исполнении мечты, и уже в 22-летнем возрасте Вера получает диплом об окончании театрального училища им. Щепкина.

В советские годы молодым выпускникам вузов и начинающим специалистам выдавалось распределение на работу. Именно по распределению Вера Харыбина была принята в состав Московского академического театра сатиры, которому посвятила 30 лет своей жизни.

Заядлые театралы могут вспомнить актрису в молодости по образу Пеппи в одноименном спектакле, в роли одной из принцесс в постановке о жизни короля Людовика XIV по роману А. Дюма. В возрасте 27 лет Вера Харыбина сумела сыграть непростую роль директора школы в спектакле «Роковая ошибка».

О семье актрисы

Вера Пашенная родилась в семье русского провинциального актера Николая Пашенного, известного под сценическим псевдонимом Рощин-Инсаров. Играть в театре отец нашей героини начинал на любительских площадках Москвы. Настоящим родным домом для него стали театральные труппы Немчиновского и Секретаревского театров. Это были небольшие сцены, с которых, тем не менее, сошла целая плеяда выдающихся советских артистов.

В молодые годы в театре играла и мать Веры – Евгения Пашенная. Ее ожидала успешная сценическая карьера. Однако Евгения Николаевна заметила, что театральная деятельность не оставляет ей времени на семью. С этого момента она отказалась от выступлений на сцене и регулярных гастролей. Впрочем, протест матери Веры Николаевны против занятости в театре вскоре негативно отразился на отношениях с мужем. В результате – некогда крепкая семья в скором времени распалась.

Биография[править | править код]

Вера Пашенная родилась в Москве в семье известного актёра Николая Петровича Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный), происходившего из помещичьей семьи. Мать — Евгения Николаевна Пашенная, в молодости играла в любительских театрах, но затем оставила сцену ради семьи. Вскоре родители расстались и мать вышла замуж за Николая Петровича Кончаловского, заменившего Вере отца.

В 1904—1907 годах училась у Александра Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища.

С 1907 года выступала на сцене Малого театра. Заменив в одном из спектаклей Марию Ермолову, быстро добилась признания и вскоре стала ведущей актрисой театра.

С 1914 года начала преподавать в драматических классах училища, впоследствии известного как Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.

В 1921 году играла в Театре Корша (3-й театр РСФСР. Комедия), с 1923 по 1924 год — в Замоскворецком театре Петра Струйского, в 1924 году — в Музыкальной студии при МХАТ под руководством Владимира Немировича-Данченко; в 1922—1923 годах по приглашению Константина Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа.

Всего на театральной сцене Пашенная сыграла более ста ролей.

В 1924 году вместе с Надеждой Смирновой организовала Театр-студию из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре и стала его директором.

В 1936 году, отправившись на гастроли в Игарку, основала там Народный театр.

С 1933 года руководила несколькими курсами Щепкинского училища, а в 1941 году ей было присвоено звание профессора. Руководитель кафедры актёрского мастерства училища с 1945 года.

В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей и сцен с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений Пушкина, Некрасова, Короленко, Горького, Полевого, Пановой в её исполнении.

Член КПСС с 1954 года.

Вера Пашенная скончалась 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

  • Отец — Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия Пашенный, 1861—1899), драматический артист.
  • Мать — Евгения Николаевна Пашенная.
  • Отчим — Николай Петрович Кончаловский.
  • Сестра — Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (1883—1970), драматическая актриса. В 1919 году эмигрировала в Европу.
  • Первый муж — Витольд Альфонсович Полонский (1879—1919), актёр.
    • Дочь — Ирина.
  • Второй муж — Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933), актёр.

Режиссерская работа

Спустя некоторое время Вера Харыбина заинтересовалась режиссерской работой и приняла решение продолжить свое образование на режиссерском факультете Всероссийского государственного института кинематографии. Руководителем курса, на котором актриса осваивала новую профессию, был признанный кинорежиссер, создатель не одного десятка кинолент, включая «Республику Шкид» и «Возвращение Броненосца», Геннадий Полока.

В 1997 году, став дипломированным режиссером, Вера Харыбина начала снимать сериалы. Многосерийные ленты «Маша Березина», «Грехи отцов», а также популярный фильм «Адъютанты любви» снимались при участии Харыбиной.

Во время поиска очередного проекта для съемок Вере Анатольевне поступает предложение о документальном кино. Так актриса открыла для себя новую спецификацию – режиссер документального кино.

В 2014 году на юбилейном кинофестивале «Кинотавр» был представлен необычный проект – фильм с элементами как документального, так и игрового кино «Спроси меня», режиссером и идейным вдохновителем которого выступила Вера Харыбина. Фото с красной дорожки Сочинского фестиваля бережно хранят у себя студенты МХАТа, ставшие главными действующими лицами полнометражной ленты.

Фильм «Спроси меня» получился достаточно необычным: с одной стороны – это полноценное документальное кино о жизни и судьбе восьми реальных персонажей с непохожими судьбами и жизнями, а с другой – участниками съемок стали студенты театральных вузов, примеряющие на себя чужой жизненный путь. Специфическое кино не стало призером кинофестиваля, зато было высоко оценено коллегами и критиками.

Творчество

Роли в театре

На театральной сцене Вера Николаевна Пашенная сыграла более 100 ролей.

  • 1907 — «Дельцы» И. И. Колышко — Вера
  • 1907 — «Джентльмен» А. И. Сумбатова — Кэт
  • 1908 — «Без вины виновные» А. Н. Островского — Аннушка
  • 1908 — «На покое» А. И. Куприна и А. И. Свирского — Маша
  • 1908 — «Франческа да Римини» Габриеле д’ Аннунцио — Франческа
  • 1908 — «Казённая квартира» В. А. Рышкова — Таня Дедявкина
  • 1908 — «В борьбе за мужчину» К. Фибих — Христиана Мюллер
  • 1909 — «Белая ворона» Е. Н. Чирикова — Липа
  • 1909 — «Жены» Д. Я. Айзмана — Наденька
  • 1909 — «Бедная жена» А. Н. Островского — Марья Андреевна
  • 1910 — «В старенькые годы» И. В. Шпажинского — Клавдия
  • 1910 — «Старый обряд» А. Н. Будищева — Татьяна Кондарева
  • 1926 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Любовь Яровая
  • 1949 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Вениамин Цыганков — Анна Андреевна
  • 1952 — «Васса Железнова» М. Горьковатого — Васса Борисовна Железнова
  • 1957 — «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки — хозяйка Нискаувори
  • 1960 — «Остров Афродиты» А. Парниса. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский — Ламбрини
  • 1961 — «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: Вера Пашенная, М. Н. Гладков — Марфа Игнатьевна Кабанова

Фильмография

  • 1912 — Бесприданница — Лариса
  • 1912 — Гроза — Катерина
  • 1912 — Потаенна дома № 5 — куртизанка Эльза
  • 1919 — Поликушка — Акулина
  • 1920 — Колченогий барин — Катенька Мордвинская
  • 1952 — Горе от разума — Хлёстова
  • 1952 — Волки и овцы — Мурзавецкая
  • 1953 — Васса Железнова — Васса Борисовна Железнова
  • 1956 — Дорога правды
  • 1957 — Екатерина Воронина — бабушка Екатерины
  • 1958 — Кретин — Генеральша Епанчина
  • 1959 — Повесть о молодожёнах — Ольга Николаевна, директор детского дома
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector