Как снимался «тот самый мюнхгаузен»: приключения ярмольника, абдулова и янковского в германии

Звездные роли в кино

1968 год стал знаковым для Олега Ивановича. Его пригласили принять участие сразу в две картины. Причем в одной он играл немецкого офицера (Генрих Шварцкопф – “Щит и меч”), а в другой красноармейца-кинооператора (Андрей Некрасов – “Служили два товарища”).

Обе ленты имели успех и прославили талантливого актера на весь Советский Союз. Его партнерами стали: С. Любшин, А. Демидова, Л. Чурсина, В. Басов (он же режиссер картины “Щит и меч”), Р. Быков, В. Высоцкий, И. Саввина, А. Папанов, Р. Ткачук.

В одном интервью Янковский сказал, что ему посчастливилось работать с Андреем Тарковским и Марком Захаровым. В экранизации “Зеркало” сыграл отца главного героя, в глубокой психологической драме “Ностальгия” – русского писателя, в музыкальной ленте “Обыкновенное чудо” – Волшебника, приключенческой комедии “Тот самый Мюнхгаузен” – барона Карла Мюнхгаузена.

Олег Янковский. Слева в фильме «Тот самый барон Мюнхгаузен», 1979 год. Справа с Галиной Беляевой в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», 1978 год

Всего в кинокопилке великолепного актера около 90 разножанровых картин: драма “Жди меня, Анна”, детектив “Сержант милиции”, мелодрама “Сладкая женщина”, экранизация “Мой ласковый и нежный зверь”, лента “Мы, нижеподписавшиеся”, детектив “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, комедия “Влюблен по собственному желанию”, картина “Дом, который  построил Свифт”, драма “Полеты во сне и наяву”, историческая лента “Два гусара”, драма “Храни меня мой талисман”, экранизация “Убить дракона”, историческая лента “Цареубийца”, мелодрама “Приходи на меня посмотреть”, картина “Любовник”, драма “Анна Каренина”, историческая лента “Царь” (последняя роль, 2009 год).

Семья потомственных дворян

Родные места харизматичного актера – Казахстан. Именно там, в поселке Карсакпай (Карагадинская обл.) в феврале 1944 года на свет появился Олег Иванович. На тот момент его семья, по приказу правительства, пребывала в ссылке.

Ивана Янковского (отца) в тридцатых годах несколько раз арестовывали за дружбу с “врагом народа” М.Н. Тухачевским. Кроме этого, главе семейства не могли простить дворянское происхождение и участие в Первой Мировой войне в составе Семеновского полка.

Янковские, чтобы их и далее не преследовали, избавились от семейного архива. Единственное, что сохранили, уникальную библиотеку, которую собирали долгое время. Иван Павлович трудился на плавильном комбинате в Джезказгане (где некоторое время проживала семья). Позже в закрытом комбинате в Худжанде (в прошлом Ленинабад).

Мама, Марина Ивановна, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей: Ростислава, Николая и Олега (младшего сына). В начале 50-х родители решили переехать в Саратов. Через пару лет семья осталась без кормильца.

Овдовевшей Марии Ивановне пришлось устроиться на работу бухгалтером. Несмотря на это, денег катастрофически не хватало. Вскоре Ростислав начал служить в Ленинабатском театре. Далее получил приглашение влиться в коллектив Минского театра. Чтобы матери было легче, забрал к себе младшего брата.

Олег Янковский в юности и молодости

Янковский вместо Миронова

«Семнадцать мгновений весны» длятся 46 лет

Как снимали фильм

Изначально Захаров думал отдать эту роль Андрею Миронову, игравшему в его «Двенадцати стульях» и «Обыкновенном чуде». Миронов оказался занят, и режиссер остановился на кандидатуре Олега Янковского, с которым тоже работал уже не первый раз. Кроме Захарова мало кто поверил в этот выбор с самого начала. Дело в том, что у Янковского сложилось свое актерское амплуа, и совсем не комедийное – он играл суровых, жестких, бескомпромиссных людей, а тут – фантазер и сказочник. К тому же, если театральному «Мюнхгаузену» Владимиру Зельдину на момент постановки спектакля было около 60 лет, что соответствует литературному источнику, то Янковскому было 35. Однако режиссер отстоял перед худсоветом его кандидатуру, ну а актер доказал многогранность своего таланта.

Сам Янковский называл эту роль одной из самых любимых: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы».

Фото: Коньков Александр/ТАСС

Образование и карьера

В родном городе Рудольф получил начальное образование, и в 1755 году поступил на факультет права в Геттингенский университет. Через пять лет получил степень бакалавра по филологии. Семь лет спустя вернулся в Ганновер. Первое время работал писарем, а затем — секретарем в библиотеке. В 1767 он получил профессорскую должность в Каролинуме.

Автору “Барона Мюнхгаузена” Рудольфу Распе принадлежат многочисленные исследования в области геологии, минералогии, литературы. В известных журналах он публикует рецензии, и это открывает перед ним двери научных сообщество Лондона и Геттингена. В поисках старинных манускриптов Распе дважды путешествовал по Вестфалии.

Из-за недостатка средств Распе выкрал часть монет из коллекции ландграфа, у которого работал смотрителем антикварного кабинета. Хозяин выдал ордер на его арест, но Рудольфу удалось беспрепятственно добраться до Лондона. К этому времени он был уже известен как литератор и специалист-геолог. Несмотря на скандальную славу, Распе приглашают в различные проекты. В 1794 году он планирует заложить шахту в Ирландии, но не успевает — в конце года писатель умер от сыпного тифа.

Олень безрогий и другие звери

Один из самых запоминающихся моментов приключений барона Мюнхгаузена – история про оленя с цветущим вишневым деревом вместо рогов. Когда съемки дошли до эпизода с оленем, выяснилось, что настал сезон, когда эти животные уже сбросили свои рога, поэтому бутафорию крепить просто не к чему. Вот тут команде пришлось поломать голову.

Но это было еще полдела. На биостанции МГУ достали ствол вишни, к которому прикрепили искусственные цветы. Затем балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем.

Еще одна техническая сложность возникла в эпизоде, когда слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак. Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. «По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного, – отмечал Якубович. – Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

Успехи в литературе

Имя Распе находилось в каталоге 500 лучших писателей Великобритании, к нему относились уважительно и называли “чтимым чужеземцем”. Один из первых он заинтересовался древними временами Германии и написал первый рыцарский роман

Он досконально исследовал “Песни Оссиана”, подчеркивая важность такой литературы

В 1785 году он опубликовал первые истории о бароне Мюнхгаузене, лейтмотив которых — наказание за ложь, а все события в книге связаны с морем. Имя Распе занимает почетное место в немецкой литературе, но, несмотря на все его заслуги в памяти потомков, он останется автором Мюнхгаузена.

Фильмы

Галлюцинации барона Мюнхгаузена (1911)

Страна: Франция

Порой даже известным выдумщикам необходимо отдохнуть от суеты, торжественных приёмов и шумных вечеринок, чтобы набраться сил. А сказочные сны могут стать источником вдохновения для новых, ещё более удивительных историй.

Барон Мюнхгаузен за короткий послеобеденный отдых не раз облился холодным потом.

Кто ему только не явился во снах! Огнедышащие драконы, бесы, прелестные нимфы, готовые в любое мгновение обернуться злобным хищником…

https://youtube.com/watch?v=ceAPTdsx0FE%3F

Мюнхгаузен (1943)

Страна: Германия

В роли барона Мюнхгаузена: Ханс Альберс

18 век. Барон Мюнхгаузен, пребывая на службе у Екатерины Великой, оказывается в центре дворцовых интриг и сплетен.

Оказав услугу волшебнику Калиостро, барон получает от него вечную молодость. Вскоре царица назначает Мюнхгаузена командиром полка, и барон принимает участие в сражении с турками под Очаковым. Оседлав пушечное ядро, Мюнхгаузен невольно влетает в крепость, занятую турками, и попадает в плен.

Чтобы получить долгожданную свободу, нужно совершить невозможное — доставить султану бутылку изысканного Токайского вина прямо со стола Марии Терезии. Но ещё никому не удавалось добраться из Константинополя в Вену всего за час…

https://youtube.com/watch?v=4obsDERBMgQ%3F

Барон Мюнхгаузен (1961)

Страна: Чехословакия

В роли барона Мюнхгаузена: Милош Копецки

Космонавт Тоник не подозревал, что, высадившись на Луне, он повстречает там барона Мюнхгаузена, Сирано де Бержерака и жюль-верновского героя Бирбикена.

Персонажи известных книг приняли молодого учёного-астронома, одетого в скафандр, за лунного жителя, и решили рассказать первому «лунному человеку» о Земле.

Наших героев ждут невероятные приключения: плавание внутри огромной рыбы, спасение венецианской принцессы из гарема и, конечно же, совершенно фантастическое возвращение на Землю.

https://youtube.com/watch?v=AYYeredHVQU%3F

Новые приключения барона Мюнхаузена (1972)

Страна: СССР

В роли барона Мюнхгаузена: Юрий Саранцев

Барону Мюнхаузену необходимо попасть на встречу с юными читателями, которая проходит в Дворце Пионеров. Но незнание правил дорожного движения приводит к череде невероятных приключений.

Путешествие на вертолёте в огромной банке с надписью «Килька», удивительные события на рыбокомбинате, где нашего незадачливого героя закатали в консервную банку…

Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает, а у барона Мюнхаузена всегда найдётся удивительно правдивое объяснение всех происшествий.

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Страна: СССР

В роли барона Мюнхгаузена: ‎Олег Янковский

1779 год, Германия.

Нет ни одного человека в округе, кто бы не слышала удивительные истории барона Мюнхгаузена. Кто-то считает, что в рассказах барона нет ни капли правды. Однако наш герой патологически не умеет лгать, а все его фантазии дивным образом сбываются.

Барон Мюнхгаузен мечтает жениться на прелестной девушке по имени Марта, но бывшая супруга барона всячески пытается помешать этому браку…

https://youtube.com/watch?v=OWB4k-YXJUM%3F

https://youtube.com/watch?v=tw0VrqbKe7U%3F

Приключения барона Мюнхгаузена (1988)

Режиссер: Терри Гиллиам

В роли барона Мюнхгаузена: Джон Невилл

Только барону Мюнхгаузену известна вся правда о его невероятных приключениях. Однажды он, легендарный романтик, путешественник и фантазёр всё-таки решается рассказать истинную историю своих похождений.

Но неужели ему на самом деле довелось встретиться с обнажённой Венерой, полетать на раскалённом ядре, сразиться с грифоном, и даже столкнуться с собственной Смертью? Это просто невозможно!..

Но всем на свете известно: барон Мюнхгаузен никогда не лжёт. Все его поразительные истории — чистейшая правда.

https://youtube.com/watch?v=wjAqP6tfqQM%3F

Барон Мюнхгаузен (2012)

Страна: Германия

В роли барона Мюнхгаузена: Ян Йозеф Лиферс

Барон Мюнхгаузен, остановившись в крохотной гостинице, рассказывает нам о своих былых подвигах и приключениях.

Кто бы мог подумать, но именно он, барон, спас Санкт-Петербург и Екатерину Великую, остановив наступление турецких войск. Во время этого кровопролитного сражения барону довелось познакомиться с самым быстрым человеком и с самым могущественным человеком на свете.

Ради победы над турецким султаном бесстрашный Мюнхгаузен оседлал пушечное ядро

https://youtube.com/watch?v=f9NYZRbSR_E%3F

В эпизодах

В небольшом эпизоде фильма, роль одного из придворных в свите герцога, сыграл сам Григорий Горин. Так как картина снималась большей частью в Германии, в кадрах массовки участвуют коренные жители тех мест, одетые в соответствующие костюмы. Более полный список актеров и их ролей с соответствующими фото можно увидеть в википедии.

«Тот самый Мюнгхаузен» – фильм, вошедший в классику российского кино, шедевр юмора, образности и драматической игры актеров, гармония декораций, костюмов и движений, идеальное сочетание скрупулезно проработанных деталей, глубокой эмоциональности и профессионально отточенного артистизма. Фильм, построенный, как историческая реконструкция, не смущает анахронизмами и точно доставит удовольствие даже современному избалованному зрителю.

Борьба за героя

Надо сказать, что Янковского на главную роль Марку Анатольевичу пришлось пробивать. Несмотря на то что Олег Иванович на тот момент сыграл уже в 30 фильмах. Однако Янковский был далеко не так знаменит по сравнению с Андреем Мироновым, который изначально должен был сниматься в этой картине. Зато Янковский всегда добавлял в свою игру нотку иронии, именно это и было нужно Захарову. И Захаров сумел убедить и Горина (тот тоже настаивал на Миронове), и начальников от кино утвердить на эту роль Олега Ивановича.

Именно игра Янковского определила рисунок всего фильма, добавив сюжету комической ленты некой запредельности происходящего, ироничности, сумасшедшинки. «Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу, — рассказывал в одном интервью Янковский. — Распяли человека и спрашивают: „Ну как тебе там?“ — „Да ничего… Только улыбаться больно“. Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь».

Статья по теме

Под счастливой звездой. Как роль Бабы-яги «выдала» Инну Чурикову замуж

На роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен Захаров пригласил приму своего театра Инну Чурикову, будучи уверенным, что ленкомовская звезда блестяще сыграет покинутую супругу главного героя. Так и произошло, фразы баронессы из уст царственной Инны Михайловны звучат шедеврально: «Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» Кстати, Чурикова попросила, чтобы на роль её сына Феофила взяли Леонида Ярмольника. Но, как вспоминает Ярмольник, на съемках она была к нему невероятно требовательна и во время дублей с пощечиной молодого человека не щадила, била по-настоящему: «Чтобы было убедительнее».

А звезда труппы Захарова Александр Абдулов, сыгравший любовника баронессы Генриха Рамкопфа, пострадал ради той самой правдивости в кадре. В одной сцене нужно было прыгнуть с высоты. Артист уговорил Захарова, чтобы тот разрешил ему сыграть сложную сцену самому, без каскадёра. В результате Абдулов повредил палец на ноге и работал потом, превозмогая боль.

Инна Чурикова, Олег Ярмольник, Александр Абдулов.  Кадр из фильма

Что касается Броневого, то на момент съемок в картине «Тот самый Мюнхгаузен» в роли курфюрста Ганновера Леонид Сергеевич ещё не состоял в труппе «Ленкома»: туда он придёт лишь в 1988 году и прослужит до самой смерти. Но Захаров, по всей видимости, чувствовал «своих» актёров: он приглашал Броневого сниматься во все свои фильмы без проб. Так было и в этот раз. Леонид Сергеевич в роли курфюрста Ганновера с его заявлениями — «Свободная линия плеча, зауженные панталоны… Вы могли бы стать примером для нашей молодежи!» — оказался блистателен.

Статья по теме

«Врать нет сил!» Как предавали и спасали Владимира Долинского

Но тяжелее всего Захарову пришлось с утверждением на роль в картине ещё одного актёра «Ленкома»: Владимира Долинского, которому предназначалась роль пастора. Ведь Владимир Абрамович тогда только-только вышел из «мест весьма отдаленных». Как рассказывал «АиФ» Долинский, сразу после освобождения из тюрьмы его пригласил в гости Захаров: «Я пришёл, сидел часа четыре у них. Захаров хотел посмотреть, не в наколках ли я или с фиксами, не разучился ли говорить. А я очень смешно и трогательно рассказывал ему и про зону, и про всё… В „Ленкоме“ я тут же начал вводиться в спектакли. 1 февраля 1977 года я вернулся, а 3-го уже работал в театре: с ещё не снятой судимостью, без московской прописки… А дальше пошли приглашения в кино, хотя за меня Захарову приходилось биться».

Олег Янковский, Владимир Долинский, Елена Коренева. Кадр из фильма

Игорь Кваша (1933 — 2012)

Игорь Кваша — тогда и в последние годы| cloudarticles.info, forumodua.com

Артист Игорь Кваша сыграл в картине Захарова роль бургомистра, которая помогла ему прославиться и запомниться зрителю. Играть в театре Игорь Владимирович начал раньше, чем сниматься в кино, на его счету более 50 спектаклей. Фильмография Кваши насчитывает такие работы, как “Соломенная шляпка”, “Сыщик”, “Акселератка”, “Человек с бульвара Капуцинов”, “Ребро Адама”, “Московская сага”, “Белая гвардия” и др.

30 августа 2012 года Игорь Кваша скончался от легочного сердца, вызванного гнойным бронхитом на фоне болезни легких. Похоронили артиста на Троекуровском кладбище.

Производство [ править ]

Фильм снимался в социалистической Восточной Германии (настоящий Мюнхгаузен жил в городе Боденвердер недалеко от Ганновера , в капиталистической Западной Германии). Организовать съемки фильма в ГДР было намного проще, поэтому локацией стали улицы Вернигероде, имевшие «аутентичный» вид, и город практически не пострадал во время Второй мировой войны .

Немецкие актеры и граждане принимали участие в массовых сценах и эпизодических ролях. Например, в самой первой сцене все, кроме Янковского и Катин-Ярцева, — немцы. Отчасти это видно потому, что немецкая артикуляция не соответствует русскому дубляжу. Захаров не привык снимать на натуре ; у него были проблемы с координацией немецких актеров и съемками в ненастную погоду.

В отличие от других работ Захарова, фильм относительно легко прошел цензурные барьеры. Вырезана всего одна сцена, на которой охотники изучают произведения барона Мюнхгаузена. Сцена посчитали слишком смелой, потому что вся страна в то время изучала произведения Леонида Брежнева .

Позже, в 1990-х годах диалог между Мюнхгаузеном и пастором был сокращен. Эти строки были вырезаны: «Я читал … вашу книгу … Что за чушь вы придумываете!». Барон ответил: «Я читал твою — и она ничуть не лучше». Пастор: «Что?» Барон, «Библия».

История создания

Автор первых рассказов о приключениях барона Мюнхгаузена — сам барон Мюнхгаузен. Мало кому известно, что дворянин существовал в действительности. Карл Фридрих родился в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. В 15 лет молодой человек отправился на военную службу, а выйдя на пенсию, проводил вечера за рассказами небылиц:

Мужчина собирал в собственном доме соседей и друзей, усаживался перед пылающим камином и в лицах разыгрывал сцены из пережитых приключений. Иногда барон добавлял к правдоподобным рассказам небольшие детали, чтобы заинтересовать слушателей.

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен

Позже парочку таких небылиц анонимно опубликовали в сборниках «Der Sonderling» («Дурак») и «Vademecum fur lustige Leute» («Путеводитель веселых людей»). Рассказы подписаны инициалами Мюнхгаузена, но мужчина не подтверждал собственного авторства. Слава среди местных жителей росла. Теперь любимым местом для бесед со слушателями стала гостиница «Король Пруссии». Именно там байки веселого барона услышал писатель Рудольф Эрих Распе.

Портрет Рудольфа Эриха Распе

В 1786 году свет увидела книга «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Чтобы добавить остроты, Распе вставил в первоначальные рассказы барона больше несуразицы. Произведение вышло на английском языке.

В том же году Готфрид Бюргер — немецкий переводчик — опубликовал свою версию подвигов барона, добавив в переведенное повествование больше сатиры. Главная мысль книги кардинально изменилась. Теперь приключения Мюнхгаузена перестали быть просто небылицами, а приобрели яркий сатирическо-политический оттенок.

Памятник Готфриду Бюргеру

Хотя творение Бюргера «Удивительные путешествия барона фон Мюнхгаузена на воде и на суше, походы и веселые приключения, как он обычно рассказывал о них за бутылкой вина в кругу своих друзей» вышло анонимно, реальный барон догадался, кто прославил его имя:

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

Лежащая в основе пьеса Григория Горина «Самый правдивый» на самом деле была написана не для фильма, а для спектакля. Более того, написана она была по просьбе актёра Владимира Зельдина, которому очень хотелось воссоздать на сцене образ знаменитого барона. Спектакль шёл в Театре Советской армии и очень понравился Марку Захарову, который как раз искал, что бы такое снять после нашумевшего «Обыкновенного чуда».

В руках режиссёра сценарий был значительно переработан. Что касается музыки, то многие пишут, что Рыбников написал её ещё для спектакля, и в фильм она вошла практически без изменений. Однако сам композитор рассказывал об этом несколько иначе.

Скан, обложка диска

И действительно, музыка в фильме стала невычленяемой — она буквально управляла настроением зрителя. А последняя тема, когда Мюнхгаузен произносит своё знаменитое «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» и лезет на верное самоубийство в жерло пушки по лестнице (а лестница оказывается бесконечной), вызывает настоящий катарсис.

Кадр из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»

Кстати, эта музыкальная тема в 2005 году стала причиной странного конфликта между Рыбниковым и группой ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ. Всё началось с того, что группа подготовила для трибьюта композитора песню, названную «Королевская свадьба». Сергей Калугин написал на мелодию финала из «Мюнхгаузена» свой героически-романтичный текст, а группа сделала жёсткую рок-аранжировку.

https://youtube.com/watch?v=6iPrbCS5Jyg

Подобный приём группы АЛИСА (когда Кинчев написал слова на тему из «Острова сокровищ») не вызвал у композитора никаких претензий, а вот версию ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ он почему-то принял в штыки.

Музыканты опешили. Но им так было жаль своей песни, что они решили схитрить. Во-первых, они дополнили и развили композицию, превратив её в 10-минутную мистерию. Во-вторых, музыкант Юрий Русланов сумел так изменить первоначальную мелодию Рыбникова, что она осталась узнаваемой, хотя ни одной нотой не пересекалась с оригиналом.

И ещё одно интересное наблюдение. Может, мне только кажется, но первые такты знаменитого эстрадного хита Валерия Леонтьева «Полёт на дельтаплане» уж больно напоминают вступление к главной теме из «Мюнхгаузена».

https://youtube.com/watch?v=fGJNAlYtQAA

«Вам и не снилось» (1980)

История этого фильма началась с того, что Галина Щербакова написала повесть под названием «Роман и Юлька». Имена были выбраны не случайно — ведь писательница создала современную интерпретацию Шекспировской пьесы о Ромео и Джульетте, которой, как известно, «печальней нет на свете». Щербакова отослала повесть в издательство журнала «Юность». Но публикация затянулась, и писательница послала копию ещё и на «Мосфильм».

Скан, обложка диска

Там среагировали быстрее — материал приглянулся режиссёру Илье Фрэзу. Правда, по непонятным причинам, он переименовал Юлю в Катю, хотя и сохранил отсылку на Шекспира (в фильме герои идут в театр на «Вестсайдскую историю» — ещё одну адаптацию классического сюжета).

Если роль Ромы исполнил настоящий 16-летний школьник, то Катю сыграла 23-летняя замужняя Татьяна Аксюта — правда, настолько субтильная, что разницы в возрасте никто и не заметил.

Музыку к этому фильму Алексей Рыбников поначалу задумывал как чисто инструментальную. Однако в дело вмешался почти мистический случай.

Ещё с 1970 года в творческих запасниках композитора хранилась одна красивая светлая мелодия. И вот однажды рука Рыбникова неожиданно потянулась к одному из томиков собрания сочинений индийского писателя и лауреата Нобелевской премии 1913 г. — Рабиндраната Тагора. Книга раскрылась на финале романа «Последняя поэма» (1929). Роман повествовал о юноше Омито и девушке Лабонно, которые влюблены друг в друга, но лишены возможности соединиться в этом мире. Поэтому в прощальном письме-стихотворении Лабонно пишет Омито о том, что, несмотря ни на что, между ними останется духовная связь, неподвластная времени и пространству.

Правда, это стихотворение в переводе Аделины Адалис в оригинале было очень философским и длинным, поэтому в песню попали лишь отдельные и немного обработанные строфы. Так куплет «Я уплываю, — и время несет меня…» потерял первую — чисто индусскую — строчку: «В древний поток изменений заброшена…». А вот лишь некоторые не вошедшие отрывки из оригинального текста:

Кадры из к/ф «Вам и не снилось»

Полностью песня, так и названная «Последняя поэма», звучит только в начальных титрах, но её мелодия постоянно сопровождает фильм, внося в него жизнеутверждающую ноту. Вот и режиссёр отказался от трагического финала повести и пощадил Ромку, сорвавшегося с подоконника.

В фильме «Последнюю поэму» исполнила Ирина Отиева и Вера Соколова. Годом позже на телеконкурсе «Песня года — 1981» песню уже исполнил узбекский ансамбль ЯЛЛА, добавив в оригинал восточный колорит. Ну, а журнал «Советский экран» назвал «Вам и не снилось» лучшим фильмом года.

«Последняя поэма» пророчески стала последней из широко известных киноработ Алексея Рыбникова. Далее в творчестве композитора последовала драматическая история постановки знаменитой оперы «Юнона и Авось»

Сегодня Алексей Львович занимается своим театром и созданием серьёзных симфонических произведений. А вот для кино пока работать не планирует.

Музыку, как всегда, можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.

https://youtube.com/watch?v=rbuqo8NEkbU

Предыдущие статьи цикла о киномузыке А. Рыбникова:

Реальный персонаж

Реальное историческое лицо — барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен — превратилось в литературный персонаж. Многие и по сей день думают, что это вымышленное лицо. На самом деле древний саксонский род Мюнхгаузенов ведет свою родословную с 1183 года. Прототип героя книги Распе родился в Боденвердере в мае 1720 года. Дом, где прошло детство барона Мюнхгаузена, сохранился до сих пор.

Среди представителей древнего рода были монахи и рыцари, основатель Геттингенского университета и премьер-министр. Рыцарь Хейно — основатель рода — жил в монастыре. Покинул обитель, начал новую жизнь и взял фамилию Мюнхгаузен — “Дом монаха”. На всех гербах этого рода изображен монах с посохом и книгой.

Хиппующая фрау Марта

В фильме совсем мало женских персонажей. По сути они ограничиваются возлюбленной Мюнхгаузена Мартой, роль которой досталась Елене Кореневой, и его формальной женой Якобиной Мюнхгаузен, которую блестяще сыграла Инна Чурикова. Сложись все немного иначе, Мартой, скорее всего, стала бы Татьяна Догилева, именно ее хотел снимать Захаров. Но худсовет отклонил кандидатуру Татьяны Анатольевны. Помимо Догилевой, на эту роль претендовали Ирина Мазуркевич, Галина Золотарева, Елена Коренева. Актрису выбрали по фото, притом что Коренева в то время носила стрижку «под мальчика».

10 фактов о фильме «Мы из джаза»

Беременная Долина и «неудачная» смерть Брежнева

Для Кореневой это была уже не первая заметная роль. Еще на втором курсе института она сыграла главную роль в картине «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского. Тогда у молодой актрисы и режиссера случился роман, который продлился несколько лет. Съемки «Мюнхгаузена» в основном проходили в Германии, Инна Чурикова появлялась наездами, и большую часть времени Коренева проводила в мужском коллективе, испытывая на себе полушутливый натиск мужчин, то предлагающих руку и сердце, как было с Ярмольником, то уговаривающих на дерзкие розыгрыши. «Когда шутки с пивом и эксперименты с немецким языком исчерпали себя, наступила пора маеты романтическо-сексуального свойства», – писала актриса.

Иногда к ухаживаниям подключался Янковский. Говорят, что как-то раз он подошел к молодой актрисе и томным голосом начал: «Смогу ли я когда-нибудь гордиться, что имел честь притронуться… испытать… прочувствовать…». Тут же двое ассистентов подхватили Елену на руки, занесли в комнату Янковского и водрузили на его кровать. Но дальше шуток дело не зашло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector