Степан рожнов — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
Связать науку и производство
Игорь, в одном из своих видео вы говорите, что курс вашего хозяйства направлен на высокие технологии и современные методы производства. Почему технологии для вас важны?
Наша задача — добиться наибольшей рентабельности. Поэтому применение современных технологий — это не ради хайпа в Интернете, а для того, чтобы научиться получать максимальную прибыль с каждого клочка земли
В прошлом году, в августе, мы провели важное исследование с московским институтом имени В.В. Докучаева (ФИЦ «Почвенный институт имени Докучаева»
– Прим. Sfera.fm). Результатом стала интерактивная карта глубины залегания грунтовых вод. Благодаря ей мы узнали, что на наших полях есть разные участки: такие, где вода высоко к поверхности — на глубине 3–5 м, и такие, где она на глубине 7–10 м.
Такая информация дает понимание, на каком поле, например, кукуруза даже в засушливый год даст хороший урожай, а на каком — может погибнуть. Когда мы составляем севооборот, эти данные помогают прогнозировать урожай и при необходимости корректировать норму высева, внесение удобрений.
Кто был инициатором такого исследования?
Сотрудники института благодаря как раз YouTube-каналу вышли на связь и предложили провести эту работу на наших землях. Работать «в стол» им не хотелось, а в моем случае они увидели готовность к практическому внедрению научных изысканий. И если другие аграрии узнают об эффективности использования такой карты, то это будет важным достижением для специалистов.
Сейчас, когда эти карты уже есть, я делал съемку с воздуха и увидел по высоте растений, по наливу, что высота грунтовых вод действительно влияет на то, как чувствуют себя культуры. Вот это исследование, применение его результатов — интерактивных карт — и есть самое инновационное на сегодняшний момент в нашем хозяйстве.
Не крутые комбайны и сеялки дают результат
Важно проанализировать свои поля и применить в деле научный подход. Использовать весь потенциал современной техники невозможно, если нет научной базы
Как это работает?
На компьютере благодаря интерактивной карте залегания грунтовых вод задаются нормы высева на разных участках. Где залегание выше — там кукуруза будет посеяна чаще, потому что влаги хватит большему количеству растений. На засушливых участках семена упадут в землю реже, но результат будет лучше, потому что растениям не придется конкурировать за воду. Получается, что поле засевается по принципу принтера — где-то гуще, где-то реже. Это дает эффективность.
Техника, которая у нас есть сейчас, позволяет задавать нормы высева через компьютер для каждого участка, отправлять их непосредственно на сеялку. На данных этой карты можно завязать целый комплекс работ: внос удобрений, обработку почвы. Я вижу иногда, как покупают крутую технику и не используют в полной мере ее возможности. Это как купить айфон только для того, чтобы отправлять с него простые эсэмэски.
То есть как только результат исследования оказался у вас на руках, вы, не откладывая, стали его применять?
Дифференцированный посев с использованием компьютера мы только будем внедрять. Сейчас мы протестировали технологию в ручном режиме. Наше хозяйство много вкладывает в различные исследования: по содержанию микроэлементов, по различным патологиям. В сельском хозяйстве, к сожалению, наука оторвана от производства, соединить их сложно. Ученые и институты сегодня имеют и постоянно преумножают нужные нам знания, а мы не можем их внедрить. Институты же не имеют техники, чтобы подтверждать все опытным путем, а у нас она есть. В общем, нужен баланс.
Мы постепенно движемся к тому, чтобы все-таки научиться применять знания на земле, много тестов и опытов проводим на полях, правда, теория подтверждается на практике не всегда. Почти все наши земли разделены на опытные участки. Например, на одном и том же участке я наблюдаю на протяжении нескольких лет, как влияет внесение удобрения. Сейчас это гранулированный куриный помет. Причем это не одноразовый такой эксперимент, я анализирую и накопительный эффект на протяжении нескольких лет, и применение в разных условиях — и при засухе, и в дождливый сезон. Эти знания и помогают получать урожай. Не техника, не деньги — именно знания. Делать это нужно каждому хозяйству.
Универсального рецепта нет, всё индивидуально. Страна у нас большая, разные почвы, разные климатические зоны. То, что может быть эффективно у нас, за 100–200 км уже не сработает.
Избавить сельское хозяйство от стереотипов
Поговорим не о вашей аудитории в интернете, а о тех людях, которые вас окружают в реальности.
В селе к нам очень хорошо относятся. Мы строили хозяйство с нуля, на глазах у всех. Нам не досталось наследия советского времени: фермы или строений колхозных. Мы все построили на пустыре своими силами. И никто никогда нам не говорил, что все, что мы имеем, — незаслуженно.
Мой отец вырос в многодетной семье, одиннадцать детей. Он начинал с братьями. В то время колхоз еще разваливался, и некоторые люди оттуда решили работать с отцом. В первые годы жизни нашего хозяйства общий труд был колоссальным. Я тогда учился в 8-м классе, тоже работал в меру сил. Душевное было время: ночевали в палатках, сторожили с братом технику в полях… Сегодня мы стараемся платить достойные зарплаты и арендную плату за паи. Стараемся завязать весь коллектив на общий результат.
Вы согласны со званием самого известного блогера Черноземья?
Мне мое воспитание не позволяет (улыбается). Создавая блог, я хотел просто делиться своим опытом. Чтобы не рассказывать это каждому отдельно по телефону, а просто выкладывать в Сеть доступное всем видео. Когда я сам проводил эксперименты – нигде не мог найти нужную информацию. Тогда и решил сам создать такой информационный ресурс. Если каждый будет вот так делиться своими знаниями, опытом, то вместе мы будем развиваться и идти вперед намного быстрее. Учиться на чужих ошибках все-таки правильнее. Считаю, что нужно честно, не утаивая, делиться с другими людьми, это тебе вернется…
В этом и есть успех канала?
Может быть. Но у канала «Обычный фермер» есть еще одна цель — избавить сельское хозяйство от стереотипов. Я хочу показать, что фермерство — это круто, это не грязь и пот. Это – инновации, это – сфера развития.
Мои дети и их ровесники смотрят мой канал, и я монтирую иногда такие мотивационные ролики, чтобы они видели, какой это драйв — работа в поле. Раз уж у современных детей жизнь перешла в гаджеты, то пусть уж они смотрят и на то, как работают их отцы. Пусть трое моих детей видят и знают, что фермер может быть счастливым и может говорить с ними на одном языке. Мне очень хочется поднять престиж фермерства, это моя мечта. И я начал с себя. Своим коллегам-фермерам хочу пожелать высоких урожаев и хороших цен. И чтобы техника не ломалась! Желаю всем думать головой, а уж потом делать руками.
Выбрать соответствующую технику
Расскажите о сельхозтехнике, на которой вы работаете. При сравнении отечественной и импортной на чьей стороне будет перевес?
Отец занимается фермерством двадцать лет. Последние десять я вместе с ним. Все начиналось с отечественной техники, бывшей в употреблении. Поначалу, на первых этапах развития, стояли другие задачи — нужно было создавать инфраструктуру хозяйства, и мы закрывали именно эти «узкие места».
Уже когда я стал заниматься хозяйством, был фундамент, и, чтобы перейти на новую ступень развития, требовалось расширение наших возможностей. Мы проанализировали и поняли, что «узкое место» в тот момент — именно техника. Имеющийся комбайн не мог убирать быстро, из-за этого происходили потери. Все это мы просчитали и поняли, что вложения в импортную технику себя оправдают. И взяли кредиты.
Те самые, льготные?
Тогда, в 2012 году, обычные. В 2014–2015-х — уже льготные. Сейчас кредитов уже практически нет. Так мы закрыли «узкие места» и продолжили работу.
Потом случился кризис, скачок доллара, рынок лихорадило, все испугались, и мы тоже. Пришлось снова анализировать, выбирать, и мы закупили отечественную технику: комбайны «Полесье», тракторы «Кировец». Спустя три года мы их продали и обновили парк полностью импортной техникой. Просчитали эффективность, рентабельность на 5–7 лет, и оказалось, что импортная техника для нас сегодня выгоднее.
На ваш взгляд, на что ориентироваться отечественному машиностроению, чтобы быть востребованным у аграриев?
Делать упор на качество. Некачественные комплектующие влекут за собой поломки. Каждая поломка — это простой. В нашем деле простой может привести к потере урожая и обойтись гораздо дороже, чем экономия на технике.
В своих видео вы делаете акцент на определенной марке.
У нас на полях работает техника John Deerе. У этой техники есть характеристики, позволяющие работать ей в связке с другими устройствами. Комбайн, убирая поле, «рисует» карту урожайности, я могу ее анализировать послойно, по годам. Эту карту я сравниваю с опытными участками и понимаю результаты. Из года в год мы сеем по определенным маршрутам, и эти маршруты передаются на комбайн, с комбайна — на опрыскиватель. Вся техника – это единая команда. При выгрузке зерна на ходу комбайн «видит» трактор.
Поля К(ф)Х Рожнов
Да, дорого, но я сторонник того, чтобы все возможности техники применять по максимуму. Несколько лет назад, с помощью гугл-карт мы оптимизировали маршруты, рассчитали минимальное количество разворотов техники. Сейчас это все делает компьютер на картах JohnDeer, там это все проще.
У каждого взрослого свои игрушки. Мне это интересно, я хочу этим заниматься. За такими технологиями — будущее сельхозпроизводства. В крупных холдингах, где на поля по заранее прописанному маршруту выходит одновременно 10 комбайнов, и они «видят» друг друга, они — одна команда, и это очень удобно и современно. Механизатору остается только нажать на кнопку и следить за выполнением программы.
Можно ли говорить о существенных различиях фермерских хозяйств в разных регионах?
Ну, конечно, и первое – это урожайность. От нее всё зависит. Если мы можем позволить себе современную технику на площади 1, 5 тысячи гектаров, то в Саратовской, Волгоградской, Оренбургской областях, где зона земледелия более рискованная, она доступна хозяйствам с площадями в 10 раз больше нашего.
Но даже у нас по Воронежской области различия заметны. Кто-то применяет новые технологии, готов рисковать, закупая новую технику, а кто-то применяет осторожную стратегию и не делает этого. Понять можно: рискнул, купил технику дорогую, случилась засуха — и ты прогорел. Но, может, всё получится, тогда и развитие ускорится. Кто прав — сказать сложно, у каждого — свой путь.
Применять или не применять?
Вы делали видеообзор технологии полосного рыхления — strip-till — планировали внедрять у себя. Удалось применить ее в своем хозяйстве? И что вы думаете об этой не очень популярной у российских фермеров технологии?
Я нашел в соседнем районе хозяйство, которое работает по технологии strip-till. К сожалению, его руководители и агрономы не захотели со мной делиться опытом, и я сам ездил к ним на поля, смотрел. Высокой урожайности, по сравнению с классической технологией, я не увидел. Решил, что пока вкладываться смысла нет.
Возможно, если производители дадут технику на испытание, на тест-драйв, мы попробуем. Технология эта новая, и производители хотят рекламы. Но, буду честен, если технология не будет работать, то будет антиреклама. Не каждый производитель на такое согласится. В общем, я решил еще подождать.
Интересный был материал «Безводный аммиак: разрушители легенд». Именно за него вы получили специальный приз конкурса «Открытая Сфера» от компании «ЭФКО». Вы применяете эту технологию у себя?
Безводный аммиак применяет мой друг, фермер из Тамбовской области. Удобрение это — самое дешевое и самое эффективное, но и самое опасное. Аммиак — это газ, в случае аварии образуется облако, которое не рассеивается. Если его занесет в населенный пункт, то у жителей это может вызвать спазм дыхательных путей. Очень опасное мероприятие, техника безопасности должна на 150% выполняться.
Так что мы, проанализировав, решили использовать водный аммиак, или аммиачную воду. Это дороже, не так удобно и быстро, требуется много жидкости, опять же специфический запах, но это намного безопаснее. И вся инфраструктура для применения аммиачной воды у нас есть.
Избит. Убит?
В конце января 2012 года Девотченко написал в соцсетях, что его избили в метро лица кавказской национальности, которым не понравилась его внешность.
— Какие-то дагестанские парни решили, что негоже с серьгой в ухе быть «мущщиной». И выдрали серьгу, и всё такое… — рассказывал актёр. Особенно Алексея возмутило, что присутствовавшие на станции вахтёрша и милиционер не вмешались и не оказали ему помощь.
Алексей Девотченко в сериале «Боец. Рождение легенды». Кадр из сериала
5 ноября 2014 года Девотченко был найден мёртвым. Труп актёра обнаружили на съёмной квартире в Москве. Следователи не нашли на теле признаков насильственной смерти, однако позднее в СМИ просочилась информация о том, что на ногах и голове Алексея были заметные повреждения. Кроме того, упоминалось о следах крови на разбитой дверце стеклянного шкафчика, дверной притолоке и мебели.
По официальной версии, причиной смерти актёра стала кровопотеря в результате травмы, полученной в состоянии алкогольного опьянения — на съёмной квартире нашли несколько пустых бутылок из-под виски. Однако Станислав Садальский в соцсетях сравнил смерть Девотченко с гибелью Андрея Панина и сообщил, что, согласно его источникам, Алексей был убит
Версии об убийстве придерживается и российская правозащитница Ольга Курносова, которая обратила внимание на то, как поспешно было кремировано тело артиста
Алексей Девотченко в фильме «Праздник непослушания». Кадр из фильма
8 ноября 2014 года в театре «Гоголь-центр» состоялось прощание с Алексеем Девотченко.
— Это был человек с очень чёткой гражданской позицией, с невозможностью жить во лжи, и это его медленно убивало, — сказал об Алексее худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников.
Девотченко оставил после себя жену Светлану Фридман и сына Кирилла, которые живут в Санкт-Петербурге.
Кукуруза и соя: выращивать, стремясь к идеалу
Ваша отдельная любовь — кукуруза. Почему?
Кукуруза — фантастическое растение. Если початок уронить на землю, он сгниет. Чтобы кукуруза проросла, нужно отделить зерно, посадить его. То есть без участия человека кукуруза не вырастет. Эта культура выведена человеком и возделывается человеком, не природой. На стенах пирамид майя есть рисунки, на которых боги передают кукурузу в руки людей.
Кукуруза — та культура, которую интересно изучать. Когда эти знания начинаешь применять, то кукуруза дает очень хорошую отдачу. На правильно выбранный участок, на нужное количество удобрений кукуруза очень отзывчива. Как за ней ухаживать, тем она и ответит. Подсолнечник в этом плане неинтересен, хоть и рентабелен. С ним все понятно: посев, одна–две обработки, уборка. С кукурузой же приходится повозиться, подумать, поработать больше.
Кукуруза, как и соя, – потрясающие культуры. Они требуют знаний, определенного подхода, правильных технологий. Большую часть всех экспериментов мне нравится проводить на сое и кукурузе. Они – самые что ни на есть культурные растения, не выдерживают даже соседства с сорняками. Приходится много труда в них вкладывать. Но одновременно – это самые рентабельные и самые интересные культуры.
Один из ваших роликов называется «Как вырастить крутую сою».
Соя — культура новая в севообороте, не все умеют ее выращивать, и мы решили сделать такие уроки, чтобы наш опыт могли использовать другие.
Универсального рецепта выращивания сои нет. Нужно выполнить десять этапов, каждый — идеально. Тогда и получишь хороший урожай. Важен комплексный подход. Это как будто собрать пазл. Нет одной детали или она лежит неправильно – и все испорчено. Неправильно посеял, не на ту глубину, не те средства защиты использовал, неправильно обработал, неправильная техника, неправильно убрал – чем больше ошибок на каждом этапе, тем существеннее потери. Соя и кукуруза – те культуры, с которыми нужно постараться и каждый шаг при выращивании сделать идеально.
Планы развития К(ф)Х Рожнов – далеко ли они заходят?
Мы стараемся работать с трезвой головой. Главное — не заиграться, не переоценить себя, не обанкротиться. Мы стараемся быть реалистами, но при этом иметь возможность постепенного бесконечного развития. Хотим просто работать — легко, в удовольствие. Хотим, чтобы наши люди получали достойную зарплату, чтобы им наша работа тоже нравилась. Моя мечта — чтобы человек вообще не работал в полях, как в фильме «Интерстеллар». Мои десять сотрудников не останутся при этом без работы, они просто переквалифицируются, но их труд станет легче, а денег они заработают больше.
То есть задачи расширить площади нет?
Расширить площади — практически нереально. Поэтому мы стараемся повышать эффективность на имеющихся полях. Чем меньше хозяйство, тем больше требуется интенсивности. На наших площадях нам еще есть куда расти.