Анатолий солоницын: неудачные браки, неоплаченный долг и ранний уход легенды ссср

Путь к мечте

Родным городом матери был Саратов. Именно там семья осела по окончании войны. Юноша поступил в техникум, где получил рабочую специальность, начав трудиться на заводе слесарем-инструментальщиком. Отца перевели во Фрунзе, и в Киргизии Анатолий решил продолжить школьное образование. В девятом классе он активно участвовал в самодеятельности, читая со сцены стихи и развлекая сверстников куплетами. К нему пришёл настоящий успех, ибо из различных учреждений города посыпались приглашения с просьбой о выступлении.

Анатолий Солоницын, фото которого представлено в статье, отправился покорять Москву. Трижды он пытался штурмовать ГИТИС, но срезался на третьем туре. На совести членов экзаменационной комиссии останется тот факт, что они не смогли разглядеть в скромном, даже застенчивом юноше с глубоко запавшими глазами и печатью страдания на лице, будущую «звезду» отечественного кинематографа. После третьей неудачи будущий актёр отправился в студию Свердловского драмтеатра, открывшуюся накануне. По её окончании был принят в штат театра, исполняя на сцене свои первые роли.

Достижения

Анатолий Солоницын прошёл тернистый путь и не раз жертвовал здоровьем ради создания правдивых образов на сцене и на экране. Несмотря на все трудности и препятствия, артист пробился к вершинам актерской профессии и вписал свое имя в историю отечественного и мирового кино.

За свою недолгую жизнь Анатолий Алексеевич успел сыграть более сотни ролей на театральных подмостках и около 50 ролей в кино, прославился в СССР и за рубежом, получил престижные премии международных кинофестивалей. Студенты театральных ВУЗов по сей день изучают работы Солоницына, как образец актерского мастерства.

Личная жизнь

В молодости и зрелости личная жизнь у Анатолия Солоницына не сложилась, и он не был по-настоящему счастлив с женами из творческих кругов. Сначала произошел развод с Людмилой, работавшей гримером Свердловской киностудии, из-за постоянных отъездов актера и отсутствия общих детей.

Со второй супругой, профессиональной артисткой, мужчина прожил десятилетие, и у них родилась дочь Лариса, ставшая директором музея кино. Со временем семейные отношения накалились, и творческие люди решили расстаться, поняв, что продолжать жить вместе будет тяжело.

Алексей Солоницын, сын Анатолия Солоницына

В течение ряда лет актер довольствовался мимолетными несерьезными романами, а потом повстречал молодую женщину, скрасившую череду монотонных дней. В третьем браке с женой Светланой появился сын Алексей Солоницын, который снялся у Маргариты Тереховой и устроился в кинокомпанию «Коктебель».

На протяжении жизни Анатолий поддерживал связь с единокровным младшим братом, который после смерти именитого родственника снял документальный фильм «Острова». В нем рассказывалось о семье актера и его творческой карьере, которую, по мнению многих, продвигала судьба.

Детство и юность

Отто, или Анатолий, Солоницын появился на свет в августе 1934 года и жил в Богородске Нижегородской области в известной с древних времен семье. Его предок Захар-летописец, известный с середины XIX века, создавал тексты литературных преданий и сказаний о старине.

Отец Алексей работал журналистом в местном ежедневнике «Горьковская правда», освещавшем в то время спасение челюскинцев, которым руководил Отто Шмидт. Автор статей назвал сына в честь этого храброго исследователя, но не знал, что после войны с Германией имя приобретет другой колорит.

В момент переезда семьи будущего актера на берега Волги, в город Саратов, мальчик стал Анатолием Солоницыным, учеником 1-го класса одной из школ. В то время главными детскими увлечениями были советские художественные фильмы, произведения русских классиков и игра в хоккей и футбол.

Актер Анатолий Солоницын

Толик считался физически развитым, образованным, привлекательным парнем, перед которым открылось будущее в любой из известных профессиональных сфер. Он выбрал строительное училище и стал слесарем-инструментальщиком, решив, что это самая престижная из доступных рабочих карьер.

Пару месяцев Солоницын трудился на одном из саратовских предприятий, а потом отца отправили в Киргизию, и жена с сыном поехали с ним. В городе Фрунзе, ныне Бишкеке, парень увлекся художественной самодеятельностью и вскоре присоединился к любительскому коллективу из молодых женщин и мужчин.

Анатолий декламировал стихотворения и исполнял комические куплеты, и вскоре окружающим стало понятно, что в дальнейшем его ждет успех. Но решение поступать на актерское отделение московского института театрального искусства вызвало неодобрение окружающих, беззлобные шутки и дружеский смех.

Солоницыну не удалось стать студентом ГИТИСа ни с первой, ни со второй попытки, и он отправился искать счастье в Свердловск. В недавно открывшейся художественной студии способности Солоницына оценили, и среди молодых преподавателей нашлись верные друзья.

В 1960 году талантливый парень вышел на сцену и в местном театре драмы и комедии сыграл пару десятков ролей. Потом он работал в творческих коллективах советских социалистических республик, появляясь в оригинальных постановках творчески одаренных людей.

В течение четырех лет судьба актера была связана с Театром им. Ленсовета, где режиссер Арсений Сагальчик представил немало интересных пьес. Потом сценарист Андрей Тарковский пригласил юношу в спектакль «Гамлет», и трагический образ принца Датского вызвал общественный интерес.

В интервью журналистам Анатолий Алексеевич говорил, что был недоволен ролью, которая отняла много эмоций, моральных и физических сил. Он радовался, что в конце 60-х ушел из театра в кинематограф и нашел того зрителя, который его ценил и любил.

Фильмография

Год Заголовок Роль Заметки
1966 г. Андрей Рублев Андрей Рублев
1968 г. Анютина дороги Степан
1968 г. Нет пути сквозь огонь Иван Евстрюков
1969 г. Один шанс из тысячи капитан Мигунко
1971 г. Испытание на дороге (отрезок Коловерт)
1972 г. Солярис Доктор Сарториус, астробиолог
1973 Любить человека Дмитрий Калмыков
1973 Гроссмейстер
1973 Зарубки на память Ромус Чербану
1974 г. Под en steinhimmel Хоффмайер, оберст
1974 г. Агония Полковник
1974 г. Дома среди незнакомцев Сарычев
1974 г. Последний день зимы
1975 г. Зеркало Судебный врач
1975 г. Воздухоплаватель Директор авиационной школы Анри Фарман
1975 г. Там, за горизонтом
1975 г. Между небом и землёй Орлов
1976 г. Доверие Бочажников
1977 г. Восхождение Портнов, нацистский следователь
1977 г. Легенда о плитке Фишман
1978 г. Юлия Вревская
1978 г. А у нас была тишина … Петруха
1978 г. Предвещает победу Виктор Вершинин
1979 г. Трасса
1979 г. Сумка коллекционера Иван Тимофеевич
1979 г. Поворот Константин Королев
1979 г. Сталкер Писатель
1979 г. Телохранитель Султан-Назар
1980 г. Сергей Иванович уходит на пенсию Владимир Васильевич
1981 г. Двадцать шесть дней из жизни Достоевского Федор Достоевский
1981 г. Таинственный старик Кондратий
1981 г. Распутин Полковник
1981 г. Тайна записной книги Мартын Мартыныч
1981 г. Раскиданное гнездо Странник
1981 г. Мужики! Художник
1981 г. Из жизни отдыхающих Толик Чикин
1982 г. Остановился поезд Малинин, журналист
1982 г. Шляпа
1986 г. Проверка на дорогах Игорь Леонидович Петушков (финальная роль в кино)

Любимый актер Андрея Тарковского

После выхода фантастической драмы «Солярис» пресса назвала Солоницына любимым актером Андрея Тарковского с согласия выдающихся коллег. Мастерское воплощение сценического образа астробиолога Сарториуса принесла фильму, завоевавшему награды, невероятный для СССР успех.

Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский

Сотрудничество Анатолия с режиссером московской киностудии продолжилось в картине «Зеркало», появившейся в середине 70-х годов. Роли Прохожего изначально не было в одобренном руководством сценарии, и вписать туда нового персонажа стоило невероятных трудов.

В 1979 году на экраны вышел фильм «Сталкер» с участием актеров Александра Кайдановского, Алисы Фрейндлих и Николая Гринько. Экранизация романа «Пикник на обочине» получила приз Каннского фестиваля и стала началом новой эры в советском художественном кино.

Тарковский в жизни артиста

Лучшие работы Тарковского, в которых снимался Солоницын, вошли в Золотой фонд мировой киноиндустрии:

  • «Солярис» (1972) – фантастическая драма по одноимённому произведению Станислава Лема, где актёр выступил в образе учёного Сарториуса.
  • «Зеркало» (1974) – автобиографический фильм-размышление, в котором роль Доктора была специально введена для Солоницына.
  • «Сталкер» (1979) – фантастическая притча по «Пикнику на обочине» братьев Стругацких. Роль Писателя.

Тарковский мечтал о своём театре. В 70-е он поставил с труппой М. Захарова «Гамлета», где сыграл его любимый актёр. Анатолий Солоницын, биография которого описана братом Алексеем («Повесть о старшем брате»), последовал за мэтром. Однако спектакль не стал явлением театрального искусства. Режиссёр был кинематографистом и мыслил кадром, что несколько мешало на сцене. В 1980-м он покинул Россию, выехав на съёмки «Ностальгии» в Италию. Сценарий писался под Солоницына, но тот уже был серьёзно болен, и в картине снялся О. Янковский. Это окончательно подкосило актёра, через год ушедшего из жизни.

Краткая биография

  • В 1955 г. подал документы в ГИТИС и даже прошел два тура вступительных испытаний, однако провалил последний экзамен. Юноша не опустил руки и попробовал поступить через год, однако вновь не смог одолеть третий тур.
  • В 1957 г. снова «штурмовал» экзаменационную комиссию ГИТИСа, но в очередной раз получил отказ. Анатолий оставил мечту о столичном ВУЗе и поехал в Свердловск, где с первой попытки поступил в студию при драматическом театре.
  • В 1960 г. успешно окончил театральную студию и влился в труппу Свердловского драмтеатра. Молодой актёр сыграл во многих постановках, в основном ему доставались роли второго плана.
  • В 60-е гг. часто менял место жительства и работу, переезжал из города в город, из республики в республику. За 12 лет артист успел потрудиться в театрах Свердловска, Новосибирска, Таллина и Минска, а также сняться во многих кинокартинах.
  • В 1963 г. дебютировал в кино, сыграв главную роль в фильме «Дело Курта Клаузевица».
  • В 1964 г. режиссер Андрей Тарковский приступил к работе над исторической драмой «Андрей Рублёв». Сценарий будущей киноленты опубликовали в журнале «Искусство кино». Узнав о предстоящих съёмках, актер загорелся желанием сыграть иконописца, взял отпуск в театре, приехал в столицу и сразу же отправился на пробы. Режиссер утвердил артиста, несмотря на протесты художественных советов, которые не хотели брать на главную роль малоизвестного провинциального актера. Историки поддержали выбор Тарковского. Картина была готова в 1966 г, но из-за цензуры увидела свет значительно позже. В дальнейшем режиссёр приглашал Анатолия во все свои фильмы и порой даже придумывал роли специального под актёра.

В фильме «Андрей Рублёв» (1964)

  • В 1967 г. вышли сразу две киноленты с участием артиста: «В огне брода нет» и «Анютина дорога».
  • В 1968 г. сыграл главную роль в военном фильме «Один шанс из тысячи».
  • В 1969 г. был приглашен на роль казака в картину «В лазоревой степи». Во время съёмок актёр тяжело простудился и заболел пневмонией. Анатолий не успел восстановиться и был вынужден продолжать работать не долечившись. Это решение сыграло роковую роль в судьбе артиста.
  • В 1971 г. появился в военной драме «Проверка на дорогах».
  • В 1972 г. был принят в штат Ленинградского театра им. Ленсовета.
  • В том же году снялся сразу в пяти кинофильмах. Самой значимой работой стало участие в легендарной картине Тарковского «Солярис».

В фильме «Солярис» (1972)

  • В 1974 г. на экраны страны вышли шесть фильмов с участием Солоницына, в том числе «Зеркало» Тарковского-младшего и «Свой среди чужих, чужой среди своих» Н. Михалкова.
  • В 1975-1977 гг. много снимался в кино, чаще всего артисту доставались роли второго плана, как правило, это были роли следователей.
  • В 1976 г. режиссёр Андрей Тарковский пригласил Анатолия сыграть главную роль в своей новой постановке Гамлет. Актёр согласился, покинул театр им. Ленсовета и перешел в московский театр Ленком.
  • В 1977 г. состоялась премьера «Гамлета», однако вскоре постановку закрыли, для артиста не нашлось других ролей, и он переключился на кинематограф. С тех пор актёр больше никогда не выступал на театральной сцене.
  • В 1979 г. снялся ещё в одном фильме Андрея Тарковского, который позже получил признание во всем мире. Артист воплотил образ Сарториуса в фантастической киноленте «Сталкер».
  • В 1980 г. сыграл главную роль в картине «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».
  • В 1981 г. получил звание Заслуженного артиста РСФСР и завоевал «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
  • В том же году получил травму на съёмках фильма «Остановился поезд»: артист упал с коня и был доставлен в больницу с ушибом грудной клетки. Врачи обследовали знаменитость и обнаружили у него рак легких. Актеру сделали операцию по удалению части пораженного органа, но так и не сообщили пациенту о страшной болезни.
  • В 1982 г. Анатолию стало плохо во время съёмок в Белоруссии. Его в срочном порядке перевезли в Москву, где специалисты поставили артисту неутешительный диагноз – метастазы в позвоночнике.
  • 11 июня актера не стало. Солоницын скончался у себя дома. Через несколько дней артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.

В фильме «Остановился поезд» (1982)

Смерть

В начале 1980-х годов Солоницын участвовал в ряде съемок и, однажды получив незначительную травму, прибег к помощи профессиональных врачей. У актера обнаружили онкологическое заболевание, при котором, по прогнозам, можно было жить и работать в течение месяца и нескольких дней.

Могила Анатолия Солоницына

На фотографиях Анатолий выглядел здоровым, поэтому поклонники ничего не подозревали и радовались фильмам «Остановился поезд» и «Раскиданное гнездо». Смерть по причине рака легкого в июне 1982 года сделала роль репортера Игоря Малинина последней работой актера в кино.

Общество скорбело об утрате, поэтому на могиле на Ваганьковском кладбище у статуи женщины в монашеской рясе всегда лежали букеты цветов. Солоницына признали неотъемлемым символом новой эпохи в советском кинематографе, которая длилась с конца 60-х до начала 80-х годов.

Кинокарьера

Солоницын родился в Богородске . Дебютом в кино стал короткометражный фильм Свердловской киностудии « Дело Курта Клаузевица» (1963) режиссера Глеба Панфилова . Солоницын наиболее известен на Западе по ролям в нескольких фильмах Андрея Тарковского , включая «Доктор Сарториус в« Солярисе » (1972),« Писатель »в« Сталкере » (1979), врач в« Зеркале » (1975) и главную роль в« Зеркале ». Андрей Рублев (1966). Действительно, именно Тарковский «открыл» его в процессе кастинга на Андрея Рублева. Солоницын был тогда никому не известным актером провинциального театра из Свердловска , но он воспользовался возможностью поехать в Москву и попробовать себя в кастинге на роль Андрея Рублева . Исторический консультант фильма посмотрел фотографии актеров с кастинга, указал на фотографию Солоницына и сказал Тарковскому: «Это Рублев» .

В своей книге « Скульптура во времени» Тарковский называет его своим «любимым» актером и пишет, что Солоницын должен был играть главные роли в каждом из своих фильмов « Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986), но актер умер еще до их постановки. . Тарковский восхищался умением Солоницына в полной мере воплощать замыслы режиссера. Когда Тарковский подумывал сделать экранизацию знаменитого романа Достоевского « Идиот» , Солоницын даже был готов сделать пластическую операцию, чтобы больше походить на культового русского писателя.

В бывшем Советском Союзе он также хорошо известен по ролям в фильмах « Дома среди чужих» (1974), «Поезд остановился» (1982) и многих других.

Семья

Актёр, выбравший для себя служение профессии, был женат трижды. Первый брак продержался лишь несколько месяцев. В Свердловске он сделал предложение молоденькой гримёрше, не отличающейся целомудрием. Пример Сони Мармеладовой не сработал, и пара рассталась.

Второй брак просуществовал 15 лет. Ему предшествовало длительное ухаживание. Лариса была моложе на 11 лет, и посещала театральный кружок, где преподавал Анатолий Солоницын. Фильмы и роли звали актёра в различные уголки страны, а рождение дочери в 1968-м заставило жену осесть на определённое время в Москве, где она поступила в МГУ.

Их отношения можно проследить по переписке. Находясь в экспедициях, актёр писал письма на нескольких страницах, что говорит о душевном родстве. Семья переехала в Петербург, где Лариса стала работать в театре заведующей литературной частью. Полугодовые отлучки и ревность сделали своё дело. Солоницын уехал в Москву играть Гамлета и больше в семью не вернулся. Лариса ненадолго пережила бывшего мужа, оставив несовершеннолетнюю дочь.

Третий брак оказался самым счастливым, хоть и недолгим. Светлана работала гримёром на картине «Сталкер». Ей удалось окружить мужа заботой и создать необходимый уют. Супруги жили в небольшой коммунальной комнатке в Люберцах, но не роптали. Вскоре родился сын Алексей, который, к сожалению, почти не помнит отца. Дети Солоницына связаны с кино, хотя сын первоначально получил юридическое образование.

Уход талантливого актера

Зимой 1981 года во время съемок у актера появились сильные боли в груди. Его срочно оперировали, но диагноз, рак легких, не давал никаких шансов.

Служитель Мельпомены еще успел сыграть к картине Вадима Абдрашитова «Остановился поезд». Во время съемок за его здоровьем постоянно следил врач. Актер очень мужественно переносил свою болезнь.

Один из последних фильмов, в котором снялся Анатолий Солоницын, была картина белорусской студии «Раскиданное гнездо». Талантливый актер сыграл роль странника. Съемки проходили в Минске, и после них Анатолий сразу попал в больницу.

Боли были очень сильные, но он стойко держался. Его навестил Тарковский, который собирался снимать в Италии фильм «Ностальгия». Главная роль предназначалась Солоницыну, но одаренному актеру не суждено было ее сыграть. Ушел из жизни в 47 лет…

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Непростая личная жизнь

Анатолий Алексеевич Солоницын не представлял свою жизнь без семьи и всегда мечтал о ней. Понравившейся женщине предлагал руку и сердце. В Свердловске познакомился с девушкой достаточно легкого поведения. Решив вытащить ее из такой жизни, предложил выйти за него замуж. Она согласилась, однако этот романтический брак долгим не оказался.

Второй брак продлился 15 лет. Женой Анатолия стала студентка Свердловского техникума. Они случайно столкнулись на улице. Девушка была расстроена из-за неудачно закончившегося любовного романа. Солоницын пригласил ее на вечернее выступление, где читал стихи.

Слева: Анатолий Солоницын с дочерью Ларисой (окончила ВГИК). Справа: Анатолий Солоницын с третьей женой Светланой и сыном Алешей (работал следователем, администратором на «Мосфильме»)

В 1968 году в семье родилась дочь Лариса. Артист был в постоянном творческом поиске. За 1960-1972 годы сменил несколько театров. Работал в Минске, Таллине, Ленинграде, Новосибирске. Общение с семьей было достаточно редким. Встречи раз-два в месяц отрицательно сказывались на отношениях.

Пока актер работал в Новосибирске, жена и маленькая дочь жили в Свердловске. Вскоре ему удалось получить квартиру и перевезти семью. Он обожал свою маленькую дочь. Относился к ней очень нежно и внимательно, выполняя все ее прихоти.

Бытовые проблемы, недостаток денежных средств его угнетало и нервировало. Солоницын очень любил жену и дочь. Но бытовые передряги привели к разрыву семейных отношений.

Александр Кайдановский (слева), Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма «Сталкер», 1979 год

Третья супруга артиста по профессии гример. Знакомство состоялось во время работы над фильмом «Сталкер». В этом браке родился сын Алёша. Анатолий Алексеевич покупает в Москве кооперативную квартиру, влезая в крупные долги, которые не смог выплатить до самой смерти.

Андрей Рублёв – «звёздная» роль

1965-й стал звёздным периодом в творческой судьбе Солоницына. Кинопробы проходили в Андрониковом монастыре, где сама обстановка вызывала благоговение и внутренний страх. Андрей Тарковский впервые встретился с потрясающей актёрской самоотверженностью. Солоницын сам предложил снять его с роли, если, по мнению режиссёра, он с ней не справится. Съёмки начались с последних сцен, где по сценарию Рублёв заговорил после длительного молчания. Голос должен был иметь некоторую хрипотцу и надтреснутость.

Чтобы быть убедительным, на три месяца замолчал и Анатолий Солоницын. Актёр по-настоящему постился и так прислушивался к словам Тарковского, что казался глиной в руках режиссёра. Фильм раскрыл их потрясающее духовное родство, проявившееся и в других картинах. «Андрей Рублёв» пролежал на полке ровно шесть лет, но с появлением на экранах получил всемирное признание, а Солоницын стал считаться на Западе российским актёром №1.

Прорыв

Актёру уже было 30, когда в его руки попала подписка журнала «Искусство кино» с опубликованным сценарием «Андрея Рублёва». Снимать картину должен был Андрей Тарковский, автор нашумевшей киноленты «Иваново детство». Анатолий Солоницын имел опыт киносъёмок: на свердловской киностудии у Г. Панфилова он сыграл главную роль в короткометражке «Дело Курта Клаузевица». Новый сценарий так увлёк его, что он оставил театр и отправился в Москву, надеясь пройти кинопробы. Не зная, что роль фактически уже обещана Станиславу Любшину, актёр предстал перед Тарковским.

Что разглядел в нём гений кино? Как смог уловить некую «достоевщину» и реальные исторические корни, ибо прадед Солоницына по имени Захар был и летописцем, и иконописцем? Никто не знает, как выглядел Рублёв, но режиссёр ни секунды не сомневался, что именно так, как представший перед ним провинциальный актёр. Это подтвердили и историки, выбиравшие среди 20 фотографий кандидатов, прошедших пробы. Тарковский отстоял перед худсоветом никому не известного артиста, ни разу не пожалев об этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector