Гоголь без центра. как кирилл серебренников уходил из основанного им театра и чем запомнится режиссер

Карьера в театре

Режиссурой Серебренников начал заниматься еще в студенческие годы. Началось все с любительской студии «69», а на поздних курсах перебрался на профессиональную сцену. Как пишет Википедия, за семь лет он сделал десяток постановках во всех театрах родного города – «Ангажементе», АТД имени Максима Горького и ТЮЗе.

Первой серьезной постановкой для Кирилла стал спектакль «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (по Пьеру Шефферу) в театре «Ангажемент». В нем он также ставил «Федру» (по Жану Расину), «Любоффь!» (по Мюррею Шизгалу) и др.

Активно Серебренников работал с местным ТЮЗом, где на его счету спектакли «Сад Себастьяна» (по пьесе Теннесси Уильямса), «Городок в табакерке» (по Владимиру Одоевскому), «Демон» (по Михаилу Лермонтову), «Я стою у ресторана» (по Эдварду Радзинскому) и «Женитьба» (по Николаю Гоголю). Засветился режиссер и в Академическом театре драмы – с постановкой пушкинских «Маленьких трагедий».

В Москву Серебренников перебрался в 2000 году. В столицу его пригласили по просьбе актрисы Аллы Демидовой. Там он начал сотрудничать с МХТ имени Чехова.

В МХТ он активно ставил как классику, так и современные пьесы. В числе классических постановок – «Лес» Александра Островского, «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Мещане» Максима Горького, «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта и «Зойкина квартира» Михаила Булгакова; в числе свежего – «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых, а также «Человек-подушка» Мартина Макдонаха.

Ближе к 40 Кирилл Серебренников задумался о том, чтобы передать свои идеи подрастающему поколению. В 2008-м он набрал экспериментальный актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ. Его выпускники спустя четыре года создали «Седьмую студию».

Интересные факты

Кирилл Серебренников уже много лет является вегетарианцем. Мясо он категорически не употребляет. Ему жалко животных, которых пускают на убой. А вот от рыбы режиссер так и не смог отказаться. Он уверен, что без нее его голова работала бы не так хорошо.

Свободное время режиссер посвящает йоге. Она помогает ему успокоить нервы и обрести душевное равновесие.

Серебренникова можно назвать настоящим шопоголиком. В Москве и зарубежных поездках он покупает большое количество одежды. При этом Кирилл совершенно не помешан на брендах. У него в гардеробе можно найти простые и дешевые вещи.

У известного режиссера существует странная привычка – надевать разные носки. К примеру, один из них может быть зеленым, а другой – красным.

РЕЖИССЕР

ПЕРВЫЕ РАБОТЫ

Первым режиссерским опытом Серебренникова стала постановка пьесы про Фридриха Энгельса, которую юноша написал в десятом классе и поставил в школе. Главным действующим лицом в спектакле была лионская ткачиха без рук. Сам Кирилл исполнил в спектакле роль немецкого политика.

Учась в институте, молодой человек начинает серьезно заниматься режиссурой. Вместе с группой единомышленников он посещает любительскую студию «69», где ставит спектакли и оттачивает свое мастерство.

ТЕАТР

На профессиональную сцену Серебренников приходит в начале 90-х годов. В театре «Ангажемент» он ставит спектакли «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе», «Федра», и «Любоффь!». С 1995 года режиссер начинает сотрудничать с Ростовским ТЮЗом. В репертуаре театра появляются спектакли «Сад Себастьяна», «Городок в табакерке», «Демон», «Я стою у ресторана», и «Женитьба».

В 1998 году режиссер переехал в Москву. Его первой постановкой в столице стал спектакль «Пластилин» на сцене Центра драматургии Рощина и Казанцева, после которого о Серебренникове начинают говорить как о подающем надежды режиссере и большом мастере. Зрители, не привыкшие к театральным экспериментам, были шокированы постановкой, в которой со сцены громко звучали запретные темы и ненормативная лексика. В спектакле собралась блистательная команда: Марина Голуб, Владимир Панков, Виктория Толстоганова, Андрей Кузичев.

Вскоре Олег Табаков пригласил Серебренникова в МХТ им. Чехова, где режиссер постоянно ставил спектакли с 2002 по 2013 гг. Репертуар театра пополнили спектакли «Мещане», «Изображая жертву», «Лес», «Господа Головлевы», «Человек-подушка», «Киже», «Трехгрошевая опера», «Зойкина квартира». Среди постановок Серебренникова в других театрах – «Сладкоголосая птица юности и «Голая пионерка» в «Современнике», «Околоноля» в Театре Табакова, «Мертвые души» и «Войцек» в Национальном театре Латвии.

На счету режиссера несколько оперных постановок. Он поставил оперу «Фальстаф» в Мариинском театре, «Золотого петушка» в Большом театре, и оперу «American Lulu» в берлинской «Komische Oper».

В 2008 году Серебренников набрал в Школе-студии МХАТ экспериментальный актерско-режиссерский курс, на основе которого в 2012 году была создана театральная труппа «Седьмая студия». С молодыми актерами режиссер поставил спектакли «Герой нашего времени», «ООхота на Снарка», «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь». Актеры играли на площадке «Платформа» на «ВинГоголь-Идиоты» (пьеса В. Печейкина по мотивам фильма Ларса фон Триера), «Пробуждение весны» (по мюзиклу С. Сейтера и Д. Шейка на основе пьесы Ф. Ведекинда), «Мертвые души», «(М)ученик» по М. фон Майенбургу, «Обыкновенная история», «Кому на Руси жить хорошо», «Машина Мюллер» и «Кафка». Репертуарную политику своего театра Серебренников определяет так: «Я хочу строить репертуар этого театра таким образом, чтобы в нем были названия, которых нет ни у кого. Либо спектакли с популярными названиями, но с уникальным решением. Это возможно, если за дело берется режиссер-автор».

КИНО

В 1998 году Кирилл Серебренников снимает свою дебютную полнометражную картину «Раздетые». К тому моменту он становится известным театральным режиссером, зрители начинают активно следить за его творчеством.

В начале 2000-х годов режиссер снимает сериалы «Ростов-папа» и «Дневник убийцы». Следом за ними выходят работы «Постельные сцены» и «Палата №6», но настоящий успех в кино приходит к режиссеру после картины «Изображая жертву». Серебренников перенес на экран пьесу братьев Пресняковых, поставленную на сцене МХТ в 2004 году. Главные роли в картине исполнили Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Марина Голуб, Федор Добронравов, и другие актеры. Фильм был отмечен множеством престижных кинематографических наград, в числе которых главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (2006).

В 2008 году состоялась премьера фильма «Юрьев день» с Ксенией Раппопорт в главной роли. Следующей работой режиссера стала новелла «Поцелуй креветки» в киноальманахе «Короткое замыкание».

В 2012 году режиссер снимает картину «Измена». В центре сюжета – история о мужчине и женщине, которые случайно узнают, что их супруги являются любовниками. Серебренников стал и соавтором сценария к фильму. Он признается, что на тему измены его натолкнула история из личного опыта.

В мае 2020 года на Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера картины Кирилла Серебренникова «Ученик». Режиссер, поставивший двумя годами ранее пьесу «Мученик» немецкого драматурга Мариуса фон Майербурга на сцене «Гоголь-Ученик», представленная на кинофестивале в программе «Особый взгляд», получила специальный приз имени Франсуа Шале.

Театр

Дебютный спектакль в профессиональном театре Серебренников поставил в «Ангажементе» в 1990 году. С этим театром Кирилл сотрудничал 5 лет. Постановки воспринимались неоднозначно. В 1995-м «Маленькие трагедии» на сцене Ростовского драматического театра местные мэтры раскритиковали, не оставив камня на камне. Прошло время, и многие изменили мнение — гордятся, что когда-то работали с Кириллом.

В один момент режиссер понял, что нужно переезжать в Москву. Два года после этого работал на телевидении. Вместе с Аллой Демидовой создал телепроект «Темные аллеи» для канала «Культура». Спустя время он вновь появился в кадре, на этот раз на телеканале ТВ-3 в авторской передаче «Другое кино», а затем на СТС выступил телеведущим ток-шоу «Детали».

Старт карьере в столице дал спектакль «Пластилин», который Кирилл поставил в ЦДР М. Рощина и А. Казанцева. Пьесу Василия Сигарева, ученика уральского драматурга Николая Коляды, никто из режиссеров ставить не хотел. В одном из интервью Серебренников сказал, что после прочтения пьесы понял — играть ее нужно иначе.

Кирилл Серебренников и Олег Табаков Он рисковал, потому что автора «Пластилина» никто в Москве не знал, новая русская драма была не в моде. Спектакль полгода не принимали, журналисты «разносили» его в СМИ, зрители уходили, не досмотрев до конца. Но в какой-то момент все изменилось, и народ пошел в театр, сменили гнев на милость и критики. Сегодня «Пластилин» называют культовой постановкой, общественным прорывом.

С возрастающим интересом к спектаклю росло и признание Серебренникова. Олег Табаков пригласил его в свой театр, где режиссер поставил спектакли «Терроризм», «Мещане», «Изображая жертву», «Трехгрошовая опера».

В 2005 году в «Современнике» состоялась премьера постановки Кирилла Серебренникова «Голая пионерка», созданной по мотивам романа Михаила Кононова. Главная роль досталась Чулпан Хаматовой, ее режиссер назвал национальным достоянием.

А спустя год Кирилл появился в студии передачи «Школа злословия» и рассказал, каким образом каждая его театральная постановка становится событием, триумфальным или скандальным.

Кирилл Серебренников в театре «Гоголь-центр»

В 2012 году Кирилл Семенович стал художественным руководителем «Гоголь-центра», а в 2015-м возглавил этот театр. На сцене шли его спектакли «Мертвые души», «Идиоты», «Обыкновенная история».

В конце 2021 года в «Гоголь-центре» состоялась премьера новой постановки Серебренникова «Похороны Сталина». Таким образом режиссер напомнил, что в день прощания с тираном, который закончился смертельной давкой, мир попрощался с другим человеком — композитором Сергеем Прокофьевым, к которому пришло гораздо меньше людей.

Кирилл Серебренников — обладатель престижных театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», им. К. С. Станиславского. В 2008 году режиссера пригласили в преподавательский состав Школы-студии МХАТ, где Кирилл набрал курс, выпускники попали в труппу «Седьмой студии», а затем в основной актерский состав «Гоголь-центра».

Быть просто режиссером и преподавателем Серебренникову мало. Вместе с коллегами Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и Романом Должанским он запустил фестиваль «Территория». В 2011 году основал проект «Платформа» в ЦСИ «Винзавод».

Интервью проекту snob.ru после освобождения из-под домашнего ареста

Подготовили: Арина Крючкова, Анна Воробьева, Юлиана Качанова

В кинотеатре «Октябрь» 1 июня в рамках открытой ретроспективы лауреатов «Кинотавра» прошел бесплатный показ фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». После него состоялась беседа режиссера с продюсером Александром Роднянским. Модератором встречи была Наталья Киселева. «Сноб» записал этот разговор, в котором обсуждалось, чем живет современное российское кино, почему Серебренников любит «Мстителей» и ненавидит кинофестивали и сожалеет, что сериал «Чернобыль» сняли не в России. О деле «Седьмой студии» участники дискуссии не сказали ни слова.

Уголовное дело

В 2017 году против режиссера было заведено уголовное дело, в котором его обвиняли в растрате государственных средств, выделенных на проекты «Седьмой студии». Об этом скандале стало известно в конце мая, когда начались обыски в квартире Серебренникова в Москве и в «Гоголь-центре». Сначала режиссер проходил по делу в качестве свидетеля, после задержания бухгалтера и ряда руководителей театра против Кирилла были выдвинуты обвинения в том, что именно он воровал деньги.

Режиссера поместили под домашний арест. За мэтра вступились коллеги, в том числе российские артисты Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов, Сергей Юрский и зарубежные актеры Кейт Бланшетт, Нина Хосс, Саймон Макберни, Софи Калле.

Без участия Серебренникова в «Большом театре» состоялась премьера спектакля «Нуреев», а в «Гоголь-центре» — «Маленьких трагедий» по Александру Пушкину. За последнюю Серебренников получил «Золотую маску». В феврале 2018 года режиссер понес большую утрату — в Ростове умерла его мама. Мужчина на время похорон был освобожден из-под стражи.

Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Измена»

Затем стало известно, что последняя картина режиссера «Лето» о жизни и творчестве Виктора Цоя попала в конкурсную программу Каннского фестиваля. Монтаж драмы он проводил, будучи уже под домашним арестом. Главные роли в фильме сыграли Тео Ю, Роман Билык, Ирина Старшенбаум.

Спектакль «Барокко», находясь дома, он выпустил в декабре 2018 года. А осенью представил первую постановку Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», которая позволила поклонникам творчества прожить полтора часа жизнью режиссера, находящегося под домашним арестом.

За этот период прошел не один суд, назначались экспертизы по делу о хищении 133 млн руб., а выступления на заседаниях Серебренникова публиковались на сайте радио «Эхо Москвы». Выдвинутые против себя обвинения Кирилл называл фарсом, абсурдом и беззаконием.

Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Лето»

Хотя представители следствия утверждали, что Кирилл может скрыться от правоохранительных органов или оказывать давление на свидетелей, суд решил снять с него домашний арест и отказался брать с режиссера подписку о невыезде.

Как только домашний арест сняли, он вернулся в родной «Гоголь-центр» и сразу приступил к работе. Весной 2019 года в честь 70-летнего юбилея Аллы Пугачевой там состоялся торжественный вечер. Кроме именинницы, его почетными гостями стали Кристина Орбакайте, Кирилл Серебренников, Надежда Михалкова и многие другие.

В сентябре того же года Кирилл получил приглашение на вручение премии GQ, победив в номинации «Человек года». Как и Юрий Дудь, в момент вручения статуэтки он негативно высказался о действующей власти, за что был раскритикован ведущими новостей канала «Россия 24». Впрочем, комментаторы поддержали именно призеров, оставляя под видеороликом комментарии, что полностью согласны с высказавшимися.

В 2021 году стало известно, что Серебренников закрыл «Седьмую студию»: все доходы после уголовного дела прекратились.

ИНТЕРВЬЮ

О творчестве

«Самое страшное — это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь. Страшно, что другим этого не видно».

Об отношении публики к его спектаклям

«У меня никогда не было задачи кого-то эпатировать. Просто мои спектакли немного другие, чем в традиционном русском театре».

О пессимистических спектаклях

«Все грустные мысли, которые есть по поводу мира и человека в нем, связаны с тем, что я людей как раз люблю, и мне хочется видеть их в другом качестве. А то качество, которое мы имеем сегодня, меня катастрофически не устраивает. Я очень хочу другого человека. Мне кажется, что это и есть главная задача искусства – помочь человеку измениться. Это трудно, но если стараться, то это возможно. Очень быстро его изменить в плохую сторону. И очень долго – в хорошую».

Об отличиях между кино и театром

«Когда ты начинаешь снимать кино, ты должен быть абсолютно подготовлен. Тебе нужно весь фильм держать в голове, придумать его от начала до конца. Когда ты делаешь спектакль, ты можешь вообще не знать, чем все закончится, и это ужасно интересно. Кино — это реализация твоей мечты, которая случилась год назад. В театре ты никогда не знаешь, чем все закончится».

О кино

«Я воспитан на таком кино, которое является авторским — не в том смысле, что оно нудное и непонятное, а в плане обязательного присутствия фигуры автора, будь то Хичкок, Спилберг, Скорсезе или Триер. Я за присутствие в кино персоналии, субъективности, демонстрации способности мыслить через эту художественную форму. Продюсерский подход это нивелирует, убирает субъективизм, старается все сделать максимально объективно

Абсолютно неважно, кто режиссер фильма «Трансформеры», но мне точно не хочется быть этим режиссером». 

По материалам сайтов gq.ru,colta.ru, interviewrussia.ru, rg.ru, novayagazeta.ru, inosmi.ru, mk.ru, vashdosug.ru, cinemotionlab.com, gogolcenter.com, vokrug.tv, esquire.ru, newizv.ru, kinopoisk.ru, snob.ru, watchrussia.com.

Карьера в кино

Дебют Кирилла Серебренникова как режиссера кино, согласно Википедии, пришелся на фильм «Замена собак микшированием» по пьесе «Урок» Эжена Ионеско. Сайт Кинопоиск же указывает в качестве дебюта эротическую мелодраму «Раздетые».

После этого была психологическая драма «Ласточка», поставленная по произведениям московского автора Нины Садур. Отметился режиссер и на сериальной ниве, в его фильмографии есть сериалы «Ростов-Папа» и «Дневник убийцы».

Возвращение в большое кино состоялось в 2003 году с драмой «Постельные сцены», вскоре после которой режиссер взял за классику. Он экранизировал чеховский рассказ «Палат №6» под названием «Рагин».

Однако успех как к режиссеру кино к Серебренникову пришел в 2006 году, когда на экраны вышла комедия «Изображая жертву» с Мариной Голуб, Федором Добронравовым, Анной Михалковой, Лией Ахеджаковой и Маратом Башаровым. Фильм получил главные призы фестивалей «Кинотавр» и Festa del Cinema в Риме.

На фестивале в Сочи отметили и следующий фильм Серебренникова «Юрьев день». В номинации «Лучшая женская роль» приз получила актриса Ксения Раппопорт.

Если «Юрьев день» показывали в рамках «Кинотавра», то «Измену», вышедшую в 2012 году, демонстрировали уже на Венецианском кинофестивале. Исполнительница главной женской роли Франциска Петри также получила награду на МКФ в Абу-Даби.

Вслед за Венецией Серебренников взялся покорять Канны. Туда поехал его фильм «Ученик» о подростке, ставшем религиозным фанатиком. Премьера состоялась в программе «Особый взгляд», в Каннах лента получила приз Франсуа Шале. В России лента была номинирована на премии «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон».

Наделал шуму и следующий фильм Серебренникова «Лето», рассказывающий о взаимоотношениях молодых Виктора Цоя и Майка Науменко. Фильм также участвовал в основной программе МКФ в Каннах и даже отхватил приз за лучший саундтрек. В России же лента получила рекордные 12 номинаций на премию «Ника» (однако дали ей только три статуэтки – за звук, монтаж и как открытие года).

В 2021 году также ожидается выход последнего фильма мастера. В этот раз он взялся экранизировать роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе». В картине снялись Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн и Тимофей Трибунцев.

Взгляды и общественная позиция

Серебренников — последователь буддизма и вегетарианец.

Принимал участие в протестных акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!».

После российско-грузинского конфликта 2008 года выразил готовность пройтись по Москве с плакатом «Я — грузин», подчеркнув нежелание «ссориться с народом, с которым связаны пожизненно культурными кодами, симпатиями, кинематографом, театром, всем-всем».

Был против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ.

Выступил в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина, обвинявшегося в оскорблении чувств верующих постановкой оперы «Тангейзер».

В интервью 2014 года назвал Россию «страной неотменённого рабства», где люди не ценят свободу, а между народом и бесконтрольной властью — огромная пропасть.

В 2015 году отметил, что Россия «живёт в телевизионной реальности и этой реальности слепо верит».

Детство и юность

Кирилл Серебренников (это его настоящая фамилия) родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать Ирина Александровна Литвин работала преподавателем русского языка и литературы в школе, отец Семен Михайлович Серебренников — хирургом, он доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института. По отцовской линии в венах режиссера течет еврейская кровь, а по маминой — украинская, поэтому сложно точно назвать национальность Кирилла.

Как написал Серебренников, он потомственный кинематографист, потому что его дед окончил ВГИК, хоть и был обычным украинским пастухом. Впоследствии Александр Иванович Литвин стал режиссером документальных фильмов киностудии «Молдова-фильм».

Кирилл посещал школу с физико-математическим уклоном, где был отличником, а в старших классах — комсомольским активистом. Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене, семья полностью поддерживала его в начинаниях. Эксперимент удался — зрители аплодировали. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень», постановка по которой также вызвала интерес у одноклассников и учителей.

Кирилл Серебренников в молодости В 1987 году юноша отправился получать образование — поступать на режиссерский факультет в Москву. Но руководитель курса Анатолий Васильев отказал абитуриенту, потому что Серебренникову в то время было 17 лет. Тогда он поступил на физфак Ростовского государственного университета, учился легко и окончил вуз с красным дипломом.

В дальнейшем Кирилл выбрал театральную стезю. Озарения свыше не было, просто в университете он организовал студенческий театр, ставил спектакли как режиссер и понял, что получает удовольствие не от физики, а от творчества.

После вуза Кирилл решил профессионально заниматься режиссурой. Он начинал со студии «69», работавшей на энтузиазме создателей. Параллельно с театральными опытами работал в ростовских телекомпаниях, снимал видеоклипы, телеспектакли, рекламные ролики.

Кирилл Серебренников сейчас

Несмотря на то, что Серебренников долгое время находился под следствием, он продолжал работать в «Гоголь-центре», регулярно радуя поклонников новыми проектами. Единственное, что помешало ему в реализации некоторых планов — пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале 2020 года. Мужчина даже успел выпустить новый фильм, получивший название «Петровы в гриппе».

Тем не менее Серебренников не отчаивался и даже на самоизоляции находил чем заняться. Режиссер составил список из 10 советов, как сидеть дома на карантине, и решил поделиться опытом с подписчиками.

А в феврале 2021-го стало известно, что Кирилл покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра»: истек срок его контракта. Новым худруком стал актер Алексей Агранович.

Уголовное дело против Серебренникова:

В мае 2017 года с обысков и задержаний началось дело «Седьмой студии», которое стало резонансным. Сначала фигурантов — включая Серебренникова — обвинили в хищении 133 миллионов рублей из бюджета, но затем сторона обвинения уменьшила сумму ущерба до почти 129 миллионов рублей. Потерпевшим в деле стало российское Министерство культуры: фигуранты якобы похитили деньги, выделенные ведомством на театральный проект «Платформа».

Защита фигурантов дела «Седьмой студии» настаивала на том, что деньги не могли быть украдены, поскольку в течение нескольких лет использовались на постановку спектаклей, до сих пор входящих в репертуар «Гоголь-центра». Несмотря на это, суд вынес обвинительный приговор. В июне 2020-го Серебренникова приговорили к трем годам лишения свободы условно и штрафу в размере 800 тысяч рублей.

За время расследования дела в поддержку Серебренникова выступали тысячи деятелей культуры из России и других стран, а также правозащитники, политики и активисты. Режиссер полтора года провел под домашним арестом и написал в заключении книгу — ее фрагмент можно прочитать на сайте «Сноба».

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector