Павел санаев
Содержание:
Трудная личная жизнь
О своей семье артист говорить не любил. Только спустя много лет, когда его внук написал книгу «Похороните меня за плинтусом», ставшую бестселлером, тайна была раскрыта. В повести описаны с биографической точностью сам Всеволод Санаев, биография, личная жизнь и жена.
Внук Павел Владимирович Санаев не только писатель, но и очень разносторонняя творческая личность. Он имеет актерское и режиссерское образование. Эта была его первая и успешная работа в литературе. Знаменитый дед, безусловно, гордился им.
Сейчас известно, что жена Всеволода Санаева, Лидия Санаева. Познакомился с ней известный артист перед войной, когда находился на гастролях в Киеве вместе с труппой МХАТа.
Лидия Антоновна, в то время Гончаренко, училась там на филолога. Всеволод сразу влюбился, и девушка ответила взаимностью. Несмотря на желание молодых людей поженится, родители невесты были против. Однако, когда пришла пора возвращаться в Москву, Лидия последовала за ним. Любовь и молодость преодолели все преграды, и, несмотря на утверждения родных, что это должно быстро закончиться, они прожили вместе более пятидесяти лет.
Она стала хорошей женой и прекрасной матерью для дочери, но отношения в семье часто были напряженными. Причиной тому постоянные депрессии, которые бывали у женщины. В свое время после неудачно рассказанного анекдота ее вызывали в соответствующие органы, и впечатлительная Лидия решила, что за ней установили слежку. После одного такого срыва она лежала в психиатрическом отделении столичной больницы.
Усугубила положение еще одна трагедия. В начале войны, когда Всеволод Васильевич был на гастролях, жена с маленьким сыном эвакуировалась в Казахстан, где малыш заболел и умер от дифтерии. Эта стало ударом для семьи, и только когда в 1943 году родилась дочка, все немного успокоилось.
Елена, как любой ребенок, часто болела. Но мать боялась потерять второго ребенка, поэтому опекала ее как могла. Страх преследовал женщину всю оставшуюся жизнь. Несмотря на любовь к жене, Санаев порой не хотел возвращаться домой. Там приходилось контролировать себя больше чем на сцене. Каждое неловко сказанное слово вызывало истерику или ссору.
Не менее сложными были отношения с дочерью. С первым мужем, Владимиром Конузиным девушку буквально развела властная мать, так как считала, что простой инженер ей не пара. Всеволод Васильевич предпочел не вмешиваться в конфликт. В результате, несмотря на рождение сына Павла, будущая актриса с ним рассталась.
Вторым избранником актрисы Елены Санаевой стал знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. Он вырвал девушку из душного маминого мира, но взять с собой сына бабушка не позволила, оставив его при себе заложником. Хотя Павел с благодарностью вспоминает минуты общения с отчимом. Жизнь у бабушки стала для него адом.
Детство и юность
Всеволод Санаев родился в Туле. В семье было 9 детей, а Сева учился плохо, да еще и озорничал. Поэтому отец, Василий Санаев, в 14 лет отправил его на патронный завод, а потом на фабрику по изготовлению гармоней, где работал и сам. Мальчик собирал и настраивал инструменты. Через 3 года у него были в подмастерьях 4 ученика. Но работа не приносила юноше удовлетворения, он часто вспоминал постановку «Дядя Ваня», которую показывал МХАТ, приехавший в Тулу на гастроли. Стал ходить на репетиции любительского театра, названного «Серп и молот», в 1930-м году пробился во вспомогательный состав театра Патронного завода.
Волшебство сцены постепенно засасывало Севу все больше. Он стал актером Тульского драмтеатра, где ему помогли подготовиться к экзаменам на театральный рабфак Москвы. Отец был против отъезда сына, опасаясь, что он вместо нормальной работы займется баловством. Но юноша все равно уехал. Учился и зарабатывал себе на пропитание.
В юности и молодости
Фильмография актрисы
Как и отмечалось, Елена Санаева была и есть замечательная актриса, которая не только вживается в роль, но и прекрасно ее отыгрывает. Поэтому ее часто приглашали сниматься в кино, большая часть которого вышла еще во времена Советского Союза.
Так давайте узнаем, в каких фильмах снималась Елена. Мы выбрали только самые известные и наиболее узнаваемые, список предоставлен ниже:
- «Главный свидетель».
- «Дни хирурга Мишкина», где играет Таисью.
- «Додумался, поздравляю!» Сыграла роль случайной попутчицы.
- «Нос», взялась за игру дочери Подточиной.
- «Искушение» – отыгрывает второстепенную героиню Лену.
- «По улицам комод водили» – обычная пассажирка.
- «Жил-был настройщик» – опять же, играет Лену.
- «Русский паровоз».
- «Новая старая сказка» – это относительно новый фильм, где Елена играет Бабу-Ягу.
- «Золотая рыбка в городе N».
- «Время для двоих».
- «Парфюмерша».
- «Умник».
- «Медсестра».
- «Парфюмерша 2».
В общем, фильмография у Елены достаточно обширная, но выше представлены только самые популярные кинокартины актрисы.
Биография
Советский кинематограф кардинально отличается от современного российского не только качеством производимых кинолент. Телезрители всего СНГ и сейчас продолжают смотреть «Иронию судьбы, или с легким паром» каждый Новый год, да и вне праздников не против пересмотреть фильм «Волга, Волга» режиссера Григория Александрова, «Сердца четырех» Константина Юдина и другие.
Всеволод Санаев в фильме «Волга, Волга»
Секрет успеха кинофильмов периода Советского Союза связан не только с ностальгией, исторической ценностью и режиссурой, большой вклад в их популярность вносит душевная игра актерского состава.
Счастливые гастроли
Очень быстро молодой актёр стал одним из ведущих актёров прославленного театра. Одновременно он начал сниматься в кино. Сначала была эпизодическая роль в фильме «Волга-Волга», потом он сыграл в картине Пырьева «Любимая девушка», а настоящий успех пришёл к Всеволоду Санаеву после съёмок в «Оптимистической трагедии».
На гастролях МХАТа в Киеве актёр познакомился со студенткой филфака Лидией Гончаренко, которая училась и одновременно работала в городской прокуратуре. Статная красавица не испытывала дефицита мужского внимания, однако Всеволод Санаев стремительно покорил её сердце: через месяц она уже садилась вместе с ним в поезд «Киев – Москва».
Жизнь и работа с Роланом Быковым
В 1972 году Режиссер Юрий Рогов пригласил 29-летнюю Елену Санаеву на роль Варвары в социальной драме «Докер». Ее мужа в этом фильме должен был играть Ролан Антонович Быков. В свои 43 года он уже давно состоялся как актер и режиссер, 15 лет прожил в браке с актрисой Лидией Николаевной Князевой.
Съемки «Докера» проходили в Молдавии, в городе Кишинев. Санаева, которая боялась летать на самолетах, поехала на поезде и опоздала к началу съемок. Быков сердился, предлагал заменить незнакомую ему артистку на Майю Булгакову или Люсьену Овчинникову. Но когда приехала Санаева и заявила, что раз она здесь – значит снимать должны именно ее, Ролан Анатольевич мгновенно влюбился в девушку с крутым характером и стал проявлять знаки внимания. Вопреки сценарию, в первый же съемочный день он поцеловал ее прямо в кадре.
Быков был невысоким – на голову ниже Санаевой и не блистал красотой, но при этом слыл покорителем женских сердец. Перед его обаянием и харизмой не устояла и Елена, и через год после встречи они стали жить вместе, а вскоре – и работать.
В 1975 году супруги снялись в одном из самых ярких хитов детского кинематографа – сказке «Приключения Буратино» режиссера Леонида Нечаева.
С Роланом Быковым в сказке «Приключения Буратино» (1975)
Парочка Лиса Алиса и Кот Базилио прославилась на всю страну и за ее пределами. Но комедийный образ Алисы повлиял на кинокарьеру Санаевой: режиссеры перестали предлагать ей роли лирических героинь и стали воспринимать ее как характерную актрису. Санаева в большом количестве играла второстепенных персонажей – подруг, соседок, попутчиц, матерей и т.д.
Вместе с мужем Елена Всеволодовна снялась еще в нескольких фильмах:
- В 1975 году в военной драме «На ясный огонь» Санаева и Быков сыграли семью Дубасовых – генерала Льва Пантелеймоновича и его жену Нину Викторовну.
- В 1976 году в сказке «Деревня Утка» Санаева играла маму восьмилетней девочки Оли, а Быков – доброго сказочного персонажа Шишка, живущего за печкой в деревенском доме бабушки.
- В 1977 году супруги сыграли мужа и жену в 1-й и 2-й сериях трехсерийного фильма «Дни хирурга Мишкина».
- в 1979 году в комедии «Жил-был настройщик», соавтором сценария которого был Быков, исполнили главные роли настройщика Ивана Ивановича и его возлюбленной Лены. В этом же году Санаева и Быков вместе снялись еще в двух фильмах – комедии «Пена» и сказке «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», где Ролан играл предводителя разбойников, а Елена – духа пещеры Сим-Сим.
- В 1985 году в трагикомедии Аллы Суриковой «Искренне Ваш…» супруги изобразили ведущую актрису театра Нину и главного режиссера Постникова. В детективе «Подсудимый» того же года Елена играла председателя суда Ирину Андреевну, а Ролан – адвоката.
- В 1989 году Санаева и Быков снимались вместе в трагикомедии Сергея Овчарова «Оно» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Как режиссер Ролан Быков не очень охотно снимал жену в своих фильмах. Главных ролей он ей не предлагал, выбирая других актрис. Тем не менее, Елена Всеволодовна снялась в нескольких картинах своего супруга:
- В 1977 году сыграла роль дочери штаб-офицерши Подточиной в фильме «Нос» по повести Н.В. Гоголя, сам Быков перевоплотился в коллежского асессора Ковалева.
- В 1982 году в лирической комедии «Свадебный подарок» Санаева и Быков сыграли друзей хозяина квартиры Ольгу и Яшу.
- В 1983 году в драме «Чучело» Санаева играла учительницу Маргариту Ивановну Кузьмину. Быков, кроме режиссуры, воплотил образ дирижера оркестра в Суворовском училище. В этом же фильме в роли Васильева – одноклассника Лены Бессольцевой – снялся сын Елены Всеволодовны Павел Санаев.
- В 1995 году в детском приключенческом фильме «Русский паровоз» Елена сыграла мадам Шапшикину – секретаря «американского бизнесмена» Джона Сильвера в исполнении Ролана Быкова.
В тех фильмах, где Санаева не работала вместе с мужем, она часто снималась вместе с отцом Всеволодом Санаевым, как правило оба – в эпизодических ролях: «Частная жизнь» (1982), «Тайна «Черных дроздов»» (1983) и др.
Карьера
В детстве Санаев снялся с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело» и мелодраме Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных». Окончив в 1992 году ВГИК, молодой человек предпочел не продолжать актерскую карьеру, а заниматься тем, что приносило бы стабильный доход. Таким делом стали авторские переводы американских кинокартин, зачастую нелегальных.
Эта работа навела Павла на мысль о создании собственного кино. Фильм «Каунасский блюз» становится его дебютом в качестве режиссера и сценариста. В 2007 году вышла лента «Нулевой километр» о друзьях, которые переезжают из провинции в российскую столицу. В съемках поучаствовали Светлана Ходченкова, Александр Лымарев, Константин Крюков, Иван Жидков.
Прожившая непростую жизнь, познавшая смерть первенца и ужасы войны, Лидия Санаева отличалась характером сильным, склонным к деспотизму и домашнему насилию. Писатель не раз вспоминал, что чувствовал любовь бабушки, но проявления теплоты и заботы были похожи на ненависть. В этом и состоит фабула повести «Похороните меня за плинтусом»: человек многогранен, хочет дарить любовь близким, но под действием жизненных коллизий его характер сломлен, а благие намерения приобретают уродливые оттенки.
Все персонажи взяты писателем из реальной жизни, однако он настаивает на том, что не следует путать литературных героев с реальными людьми. Книгу напечатали в 2003 году, никакой специальной рекламной кампании не было, но она стала бестселлером. Сюжет перенесен на театральные подмостки, а в 2009-м осуществлена экранизация.
В произведении, переведенном на ряд европейских языков, не раскрыта роль Быкова. Желая исправить упущение, Санаев выпустил в 2013 году первую часть романа «Хроники раздолбая», воспринимаемую как продолжение повести. Сам автор ставит эту работу в отдельный ряд и не исключает, что и по ней снимет фильм.
Павел Санаев с дочерью
В 2014-м Павел за 2 недели придумал сценарий для комедии «Полное превращение» о риелторе, которому в руки попадает некое устройство, помогающее менять личность. На первом фестивале, где фильм был представлен, он получил приз зрительских симпатий. Санаев к тому же впервые выступил продюсером. Снимать должны были фантастический триллер, но спонсоры в последний момент отказались выделить средства. Ему ничего не оставалось, как спасать ситуацию.
Боевики «На игре» и «На игре – 2. Новый уровень» поставлены режиссером по собственным сценариям, базирующимся на трудах Александра Чубарьяна. Здесь Павла интересует та грань экранного насилия, за которой зритель осознает, что герои переступили некую условную черту и перестали отличать живых людей от графических моделей в играх.
В 2017 году на официальном сайте писатель сообщил, что готовит «Хроники раздолбая – 2: Спор на балу Воланда». Это продолжение истории о человеке, раздираемом противоречиями, который пытается найти свое место в жизни, поймать удачу и выйти победителем из жизненных передряг.
Первые звоночки
Вспоминая прочувствованную еще в детстве атмосферу театра, он решился попробовать на сцене и себя. Сначала пришел слушателем в тульский театр «Серп и молот», потом сам стал играть.
Поверив в себя, мальчик загорелся идеей поступать в театральный, однако родители, привыкшие к каторжной работе, идеи ребенка восприняли в штыки и даже поскандалили с ним, когда тот собирался в столицу. Однако он все равно уехал.
Санаев поступил на театральное отделение рабфака в Москве, потом был театральный техникум, жизнь впроголодь и постоянные подработки, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Но юноша строго следовал выбранной однажды дороге. После техникума он поступил в ГИТИС, и лишь после этого начал выходить на подмостки в театре Моссовета.
В радости и в горе
Всеволод Васильевич старался, как мог, разрядить домашнюю атмосферу. Пытался сгладить постоянное недовольство жены, придирки её переводил в шутки. Он появлялся в доме и словно зажигался небольшой источник света и тепла. Но иногда заканчивалось и его терпение.Однажды он даже сказал своей матери, приехавшей к ним в гости, что хочет расстаться с Лидией, сил нет терпеть. Но мать строго покачала головой, погладила сына по руке и сказала: «Санаевы так не поступают». Они ещё долго о чём-то говорили, сидя на кухне. Но когда коллеги предлагали актёру развестись с супругой, теперь уже Санаев качал головой, поясняя: не может он оставить ту женщину, которая родила ему двоих детей и подарила свою молодость.
Больше никогда вопросы о разводе не поднимались. Актёр просто помогал своей супруге не расклеиться совсем: шутил, водил на прогулки, когда у него было на это время, кормил. Правда, когда ему приходилось уезжать на съёмки, Лидия Антоновна плакала и уговаривала остаться, она боялась умереть без него. При этом с посторонними людьми жена актёра была сдержана и добра, её любили все соседи за теплоту и участие. А близкие часто страдали от перепадов её настроения.
Когда Елена родила сына Пашу, ей часто приходилось просить маму о помощи. Она с радостью занималась сыном, но при этом обвиняла дочь в том, что она едет на съёмки вместо того, чтобы заниматься ребёнком. Паша часто оставался с родителями Лены, а позже ей стоило немалых трудов отвоевать сына у собственных родителей. Просто они очень его любили, хоть и были достаточно строги с мальчиком.К счастью, когда Елена вышла замуж за Ролана Быкова, он сумел каким-то немыслимым образом объединить всю семью. Поначалу Всеволод и Лидия Санаевы встретили его в штыки, но позже поддались обаянию зятя. С тех пор прекратились всякие распри в отношении Павла.
Лидии Антоновне поставили диагноз «склероз мозга» и она медленно угасала. Дочь терпеливо ухаживала за ней и мысленно просила прощения за все обиды, которые когда-то нанесла маме. Лидия Санаева ушла из жизни в 1995 году, а через 10 месяцев покинул этот мир Всеволод Санаев. Они прошли вместе через все испытания, долгое время жили под гнётом болезни жены. Всеволод Васильевич готов был носить её на руках и кормить с ложечки. Только бы его Лидия была жива. Он так и не смог смириться с утратой.Дочь Всеволода и Лидии Санаевых пошла по стопам своего отца, как и другие известные актрисы. Они росли в творческой среде, часто бывали на репетициях в театре и на съёмочной площадке, видели, с какими трудностями приходится сталкиваться актёру. Однако ничто не могло заставить их отказаться от мечты.
Начало карьеры писателя Павла Санаева
В 1995-ом Санаев трудился над официальными переводами многих известных фильмов, среди которых «Властелин колец» по мотивам книг Джон, «Очень страшное кино», «Остин Пауэрс» и многие, многие другие. Такая работа как никакая другая подходила для будущего режиссёра и сценариста. Уже в 2002-ом он написал сценарий к фильму «Последний Уик-Энд», ставший режиссёрским дебютом Санаева. Через десять лет книга, написанная когда-то с подачи Ролана Антоновича, стала настоящим бестселлером, сделавшим Санаева одним из самых известных писателей современной России. Автор назвал её «Похороните меня за плинтусом». ВГИК он окончил в 1992-ом, а книга вышла в 2003-ем.
Рекламы не было, но «сарафанное радио» сделало своё дело, и тираж 20 тысяч экземпляров разошёлся очень быстро. Общий же тираж уже перевалил за пятьсот тысяч экземпляров. Произведение и сегодня пользуется немалой популярностью, оно переведено на французский и немецкий.
По книге снят фильм, многие театры поставили спектакли. Менее всего Автор доволен фильмом, так как, по его мнению, он очень далёк от настроения, переданного в книге.
Павел Санаев: Люди живут ложными воспоминаниями Недавно вышло новое подарочное издание, в котором появилось сорок иллюстраций и три не публиковавшихся ранее главы. Эти главы были изначально написаны Санаевым, но в книгу не вошли. После того, как появилась идея подарочного издания с иллюстрациями, он переработал эти главы и ввёл их отдельно в конце произведения.
Павел считает, что Ролан Антонович похвалил бы его за вышедшую книгу. Если бы в своё время он не заставил Павла прекратить заниматься видеокассетами, скорее всего, эта книга никогда бы не появилась.
Часто у Санаева спрашивают, всё ли в книге правда, так ли было в его детстве, как описано. Автор не раз повторял и повторяет вновь, что это всего лишь литературное произведение и забывать об этом не стоит. В книге, безусловно, присутствуют некоторые элементы автобиографии, но по большей части это вымысел автора.
Павел попробовал себя и в короткометражном кино. Дебют состоялся в Литве, получасовой фильм с названием «Каунасский Блюз» был снят для литовского телевидения.
Через год на экраны вышла кинолента «Последний Уик-Энд», ещё через два года – «Нулевой километр», а в 2009-ом появился нашумевший фильм «На игре». Эта работа вызвала много толков о том, считать её жестокой или нет. Уже в 2010-ом последовала вторая часть истории с названием «На игре 2».
Писатель Павел Санаев с женой
Санаев сожалел, что о роли в его жизни Быкова, о его мудром воспитании, в его произведении «Похороните меня за плинтусом» ничего не написано. Чтобы отдать Ролану Антоновичу своего рода долг, он написал «Хроники Раздолбая». Кто-то из читателей считает, что это продолжение первого романа, а кто-то – что это отдельное произведение. Автор убедительно попросил читателей это произведение не считать его автобиографией.
Любовь к кинематографу
Поначалу большого количество ролей в театре у начинающего актера не было, и Всеволод Васильевич иногда принимал участие в киносъемках.
Первым фильмом, в котором он участвовал, была лента «Частная жизнь Петра Виноградова». Его снял Александр Мачерет. В картине талантливый актер сыграл роль красноармейца в небольшом эпизоде.
Это небольшая работа стала началом большого пути в киноискусстве. Несмотря на то что большой славы она не принесла, успех был совсем близко. За ней последовали более значимые работы:
- В 1938 году Санаев снялся в культовом фильме того времени «Волга, Волга». Режиссер Александров доверил молодому актеру две небольшие, но заметные роли. После этого фильма количество предложений сниматься возросло в несколько раз.
- В 1940 году в киноленте «Любимая девушка», режиссером которой был Иван Пырьев, актер сыграл главную роль, ставшую первой работой такого уровня в его жизни. Его герой обычный токарь, который переживает любовную драму. Сюжет картины прост и заключается в том, что у героя произошла нелепая ссора с любимой девушкой, возникли подозрения в ее измене, и они расстались, после долгих перипетий, стараниями друзей и родственников, наконец, произошло логичное примирение и воссоединение семьи.
Его герой обычный сельский житель Федор Филимонович Ходас или Федос, как называет его сосед и друг. Он прощается со своим домом и всем, что составляло смысл жизни, так как бесперспективную деревню поглощает город. Жить в многоэтажном доме не хочется, и человек страдает. Все что он хочет успеть в оставшейся жизни — это устроить судьбу сыновей, а там и помирать можно, считает он. Режиссер Добролюбов снял культовый фильм, который актуален до сих пор, и в этом ему помогал звездный ансамбль актеров.
Санаев Павел Владимирович: фильмография
Актерский послужной список Павла Владимировича пока невелик – всего пять работ. Впервые на съемочной площадке наш герой оказался во время съемок фильма «Чучело» (1983 г.). В этой ленте он сыграл Васильева – очкарика, который один из всего класса, заступался за главную героиню Лену Бессольцеву.
После этого были работы еще в четырех картинах. В ленте «Три светильника» (1985 г.) Павел исполнил эпизодическую роль. В картине «Зонтик для новобрачных» (1986 г.) ему досталась более крупная роль — сына Краскова. В фильме «Первая утрата» (1991 г.) Санаев сыграл военнопленного, а в ленте «Нулевой километр» (2007 г.) – Максима.
«Мне стыдиться нечего»
Пятнадцать лет Всеволод Санаев был секретарем Союза кинематографистов. Отвечал за самую склочную секцию — бытовую. Это путевки, больницы, похороны, квартиры. Телефонные звонки донимали его с 8 утра, какой-нибудь истерический голос вопил: «Вы дали путевку актрисе N, а вместо нее поехала сестра!» На что он спокойно отвечал: «А вы что хотите, чтобы я стоял на вокзале и проверял, кто едет по путевке?» Отец никогда никому не отказывал в помощи и сам при этом никогда не жаловался: «У меня все хорошо. Мне всего хватает». Жена все время ворчала: «Ну правильно, одни секретари едут в Лондон, Париж, а тобой все дыры затыкают». А он и не рвался туда. Другое дело — рыбалка. Леонид Дербенев, Николай Крючков, Вячеслав Тихонов были желанными товарищами в этом занятии. Как говорил ему Николай Афанасьевич: «Старичок, я теперь, когда мне роль предлагают, спрашиваю: рыбалка есть? Есть — я ваш, а нет — отказываюсь». Когда разваливался СССР, многие выкидывали партбилеты. Отец не выкинул: «Мне стыдиться нечего. Я наверху не был. А на своем месте кому мог — помогал».
В последние годы жизни отца часто узнавали на улице, подходили к нему, пожимали руки или просто улыбались с неизменными словами: «Как мы вас любим, как мы вам верим. Вы только живите, живите подольше». А он потом говорил мне: «Лель, конечно, мы стреляные гильзы, но все же приятно, что люди так относятся». И улыбался в усы.
Прошло уже больше 10 лет, как Всеволода Санаева нет с нами, но не бывает и дня, чтобы я не вспомнила о нем. У отца на руке была татуировка, сделанная еще в молодости, — якорь. Перед спектаклем или съемками он густо замазывал ее гримом. Теперь мне думается, что она, несмотря на то что отец потом пытался ее свести, была очень символична. Ведь Всеволод Санаев и есть человек-якорь — надежный, золотой человек.
Статья по теме
Павел Санаев: «Кино я люблю снимать больше, чем писать книги»