Побег из шоушенка
Содержание:
Талантливая режиссура
Начнем с того, что Стивен Кинг — тот еще привереда. Это можно понять по интервью, которое мы перевели.Многие фильмы, снятые по его романам, откровенно не понравились писателю, который впоследствии едко высказался о картинах. Тем не менее, окончательный сценарий Дарабонта, написанный в 1992 году, понравился Стивену Кингу.Дарабонт в то время не был успешным режиссером в Голливуде и едва сводил концы с концами. Но у него была мечта — снять экранизацию романа Стивена Кинга. И когда эта мечта сбылась, мир кино пополнился потрясающим примером слияния двух талантливых людей — Стивена Кинга и Фрэнка Дарабонта.
Боб Гантон (Сэмюэл Нортон)
Фильм «Побег из Шоушенка»: актёр Боб Гантон в роли Сэмюэла Нортона | torrentom.com
Директор Нортон – начальник исправительного учреждения «Шоушенк» – со временем делает Дюфрейна бухгалтером по своим тюремным финансовым махинациям. Благодаря финансовому таланту Дюфрейна тюрьма получает статус образцовой. Директор Нортон все заслуги приписывает себе. После побега Энди Дюфрейна и публикации статьи о коррупции в Шоушенке начались аресты.
Роль директора Нортона сыграл Боб Гантон. До работы в кино участвовал в войне во Вьетнаме. Снимается с 1972 года и по сей день. Из последних фильмов играл в «24 часа: Искупление», «Ирландец», «Va-банк», «Линкольн для адвоката», «Весёлые каникулы» и «33». Также снялся в двадцати двух сериалах.
Детство актера
Родители актера Тима Роббинса были творческими людьми. Отец — Гил Роббинс музыкант, а мама актриса в театре. Но родители были очень набожными людьми и воспитывали своих детей в очень строгих католических обычаях. Отец много раз отговаривал Тима от актерской карьеры, так как не хотел, чтобы сын пошел по стопам матери. Когда Тиму исполнилось 12 лет, то он все-таки выпросил у родителей разрешения участвовать в театральном кружке в средней школе. Отец Тима до последнего думал, что сын одумается и выберет другую профессию.
Отец Тима вложил много сил и денег, чтобы отправить его учиться в Нью-Йорк. Там он поступил в университет и два учебных года отрывался не на шутку. Почти каждый день Тим Роббинс устраивал вечеринки, а об учебе совсем забыл. Видимо он почувствовал, что вырвался из опеки строгих родителей и вдали от них можно делать все, что захочешь. Но спустя время Тима все-таки исключили из университета, и он вернулся к родителям. Гил Роббинсон после такого события решил не препятствовать своему сыну и одобрил, чтобы Тим пошел учиться хотя бы в киношколу Калифорнийского университета.
Режиссеры сразу же отметили талант начинающего актера
Высокий и красивый молодой человек с задумчивым взглядом сразу же привлек внимание к себе. Изначально, Тим Роббинс начал свою актерскую карьеру с известных сериалов таких, как «Санта Барбара», «Блюз Хилл-Стрит» и другие
Личная жизнь Тима Роббинса не особо удалась. Первая супруга актера была модель — Кэрол Перкинс, с которой он счастливо прожил до 1981 года. Но его интрижка на стороне оказалась раскрытой, и супруга ушла от него. Со второй супругой Сьюзан Сарандон, Тим познакомился на съемках драмы «Дархэмские быки». Хотя актриса была на 13 лет старше Тима, это не помешало закрутить страстный роман, а в последствии создать семью. Сьюзан родила Тиму двух прекрасных сыновей. Также известно, что Тим воспитал и дочку от предыдущего брака.
На сегодняшний день Тим Роббинс продолжает покорять кинематограф. В 2018 году он снялся в главной роли в сериале «Здесь и сейчас».
Режиссёр
Режиссёрское кресло занял молодой и мало кому тогда известный режиссёр Фрэнк Дарабонт. На его счету к тому времени был лишь триллер под названием «Похороненные заживо». «Шоушенк» — его второй фильм. Но уже здесь он смог в полной мере проявить свое мастерство. Благодаря отличному актёрскому составу и съемочной группе, он смог создать выдающееся произведение искусства.
За свою карьеру Фрэнк Дарабонт снял крайне мало работ, но все они в итоге становились хитами. Спустя несколько лет после этого фильма режиссер создал легендарную «Зеленую милю», после чего порадовал «Мажестиком». Затем было лёгкое затишье, продлившееся до 2007 г., когда на экраны вышел новый шедевр мастера «Мгла». После этого по непонятным причинам он вновь взял серьёзную паузу, которая длится и по сей день. Будем надеяться, что он ещё вернется к режиссёрской работе.
Неожиданный сюжетный поворот
Конечно, название фильма говорит само за себя, и зритель знает, что рано или поздно произойдет побег. Но никто даже предположить не может, как Энди выберется из тюрьмы.Спустя 2 часа от начала фильма и после 20 проведенных в тюрьме лет, Энди сбежал. А сам побег стал настоящим шоком для зрителей — герой сбежал с помощью крохотного молотка для обработки камня, в реальности такую задумку практически невозможно осуществить. Но тем не менее — это один из лучших сюжетных поворотов в истории кино.
Неожиданная и интересная концовка ждёт вас не единожды, если вы заглянете в наш список лучших сериалов HBO.
Воплощение повести Кинга на экране затмило оригинал
Можно сколько угодно говорить о безусловном таланте Стивена Кинга, но стоит признать — повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» намного короче и скуднее на детали, а экранизация смогла сделать из, казалось бы, обычного рассказа мощное кинопроизведение.После просмотра ты даже не задумываешься, что у фильма есть первоисточник. Предлагаем ознакомиться с «фишками», которые режиссер внедрил в фильм:
- Закадровый голос. Во времена выхода фильма, закадровый голос считался у режиссеров дурным тоном. Большинство сценарных пособий утверждают, что в хорошем кино такие клише использовать не будут. Режиссер картины Фрэнк Дарабонт решил по-другому и не прогадал. Рассказчиком выступает Морган Фримен, голос которого с тех пор стал каноничным для объяснений во многих фильмах.
- Один тюремный директор. В повести Стивена Кинга в тюрьме целых три директора, которые сменяют друг друга. Режиссер фильма решил оставить одного директора. Сэмюэл Нортон — квинтэссенция всего плохого, что есть в фильме. Он алчный, лицемерный и жадный — в общем, воплощение всех человеческих пороков. И именно этому колоритному начальнику Энди и предстояло противостоять. Наблюдать за их вечной гонкой — одно удовольствие.
- Брукс — один из главных героев. В первоисточнике персонаж библиотекаря Брукса упоминался вскользь и не был важным для повествования. Дарабонт решил иначе и выдвинул героя на первый план. На примере персонажа зрителям показывают суть системы заключения — здесь вас не пытаются перевоспитать или сделать лучше. Суть тюремного заключения состоит в обезличивании заключенных, лишении их собственных мыслей и желаний.
Отличный актерский состав
Можно бесконечно говорить о гениальном сюжете, потрясающей операторской работе и звуковом сопровождении, но нельзя забывать главное — без актеров фильм не был бы таким кассовым и не приобрел бы статус культового.Морган Фриман и Тим Роббинс справились со своими ролями безупречно. Кстати, в повести Кинга персонаж Фримена — светлокожий. Но будем честны, актер настолько гармоничен в своей роли, что трудно представить кого-то иного на его месте.Стоит отметить игру второстепенных персонажей, а в особенности директора Сэмюэля Нортона, гениально сыгранного Бобом Гантоном. Ты всей душой ненавидишь этого персонажа и не понимаешь, как в одном человеке могут сочетаться такие ужасные качества.
Идея фильма
Фильм поднимает множество философских тем и извечных вопросов. В картине говорится о надежде, искуплении и справедливости. Но этим светлым темам противопоставляется идея обезличивания. Она воплощается в устройстве тюрьмы и тех, кто стоит в ее главе — лицемерном работнике охраны и жадном директоре. Главная цель этих персонажей — полностью уничтожить личность заключенного, внедрить в его голову новые идеи и правила, приняв которые, человек уже не сможет нормально жить на свободе.От отрицательных персонажей в фильме зависит многое, а именно — какой будет жизнь заключенных после выхода из тюрьмы. Например, директором движет желание сделать из людей обезличенных кукол, жизнь которых на свободе будет казаться хуже тюремной.Фильм запомнился в первую очередь тем, что поднимает темы, актуальные во все времена. Даже сейчас, в XXI веке, мы сопереживаем главному герою и искренне удивляемся методам воспитания в Шоушенке.
«Побег из Шоушенка»
«Побег из Шоушенка» (фильм 1994 года) является представителем жанра тюремной драмы. Данная тематика никогда не пользовалась огромной популярностью в кинематографе. До «Шоушенка» существовало всего несколько более-менее знаковых голливудских фильмов, достойных внимания, — «Побег из Алькатраса» и «Полуночный экспресс». Однако тем фильмам так и не удалось стать хитами. Большая часть поклонников кино вряд ли даже о них сейчас вспомнит. Так что именно «Шоушенк» можно по праву считать первой тюремной драмой, сумевшей войти в историю на долгие годы и внести солидный вклад в развитие кинематографа в целом. «Побег из Шоушенка» (фильм 1994 года) получил огромное количество положительных отзывов и практически сразу обрел статус культового. Такое случается далеко не часто.
Но что самое интересное, при всем успехе картина «Побег из Шоушенка» не получила ни одной статуэтки на церемонии «Оскар». Было несколько номинаций, включая «лучший фильм» и «лучшую мужскую роль». Но, по мнению академиков, в том году были куда более достойные номинанты. В прокате «Побег из Шоушенка» также не стал хитом, с горем пополам окупив свой бюджет. Это далеко не единственный случай в истории кино, когда провалившийся фильм в итоге признавался одним из главных шедевров Голливуда.
Символизм
Особое внимание в фильме уделено символам, которые не так заметны при просмотре фильма
- Христианские мотивы. В фильме постоянно звучат цитаты из Священного писания, а молоток, ставший ключом к спасению, Энди и вовсе хранит в Библии, на страницах второй книги «Исход». Сам Дюфрейн предстает перед зрителями в образе пророка. Он отбывает наказание за преступление, которое не совершал (неправедный суд), ему дали два пожизненных срока (вечные мучения) и в конце он освобождается и начинает другую жизнь под новым именем (воскрешение и освобождение).
- Операторская работа. Круговой панорамной съемкой оператор показал бессмертие сюжета и его извечные проблемы. Плавные переходы и крупные планы лиц на уровне глаз дают проникнуться жизнью героя.
«Побег из Шоушенка» заслуженно считается лучшим фильмом в истории кино. Это картина о несправедливости, человеческой алчности и лицемерии. Фильм — пример настоящего триумфа человеческого искупления и образец продуманного сценария. А прекрасный актерский дуэт, в чьей искренности и правдивости не сомневаешься ни на секунду, вызывает исключительно положительные эмоции. Финал фильма будто говорит нам — справедливость восторжествовала.
Что здесь есть[править]
- Въевшаяся привычка (в книге) — Рэд, выйдя по амнистии после почти сорока лет тюрьмы, позывы в туалет испытывает в строго определённое время.
- Два в одном и три в одном — все начальники тюрьмы, что есть в романе, слились в фильме в одного.
- Засунь это себе в… (в книге) — так Энди протащил в тюрьму 500 долларов в начале своей отсидки. А рассказчик Рыжий в конце своей отсидки точно таким же образом вытащил из тюрьмы свою рукопись. Книжка, собственно, не особо большая, но тем не менее.
- Не в ладах с юриспруденцией — против Энди только мотив да несколько косвенных улик. С таким багажом доказательств его дело вряд ли бы даже до суда дошло, и в худшем случае он бы отправился в СИЗО на доследование, но никак не в тюрьму на пожизненное. Тогда, конечно, были случаи и менее обоснованных приговоров, но касались они более маргинальных и более чёрных элементов.
- Порочная бисексуальность — «сестрички».
- Сменить расу в адаптации — Ред потому и получил такое прозвище, что он рыжий, как и все ирландцы. В экранизации персонаж внезапно становится негром, но талант оказался превыше внешности — Морган Фримен сыграл шикарно. А прозвище «Ред» превратили в шутку: «Наверное, потому что я ирландец!» В качестве обоснуя в финале выясняется, что .
- Тюрьма развивает — благодаря усилиям главного Энди Дюфрейна этот троп стал актуальным в случае его товарищей по несчастью.
- Убить в адаптации — в оригинале паренёк, способный доказать невиновность Дюфрейна, был переведён на режим с послаблениями, где даже была возможность время от времени видится в женой, что для него было гораздо приятнее, маячившей на горизонте перспективы свиданий с «сёстрами», если не замолчит. В фильме — парень погибает, якобы при попытке побега.
- Украсть шоу — многим картина запомнилась игрой не столько Роббинса, сколько Фримана.
Сюжет[править]
В 1947 году банкир Энди Дюфрейн на основе убедительных косвенных доказательств был приговорен к двум пожизненным срокам за убийство жены и ее любовника. Он оказывается в исправительном заведении Шоушенк, управляемом начальником тюрьмы Самюэлем Нортоном. Энди удается подружиться с другим заключённым, чернокожим Редом, также отбывающим пожизненный срок. Ред много лет провел в тюрьме и занимается контрабандой (за исключением оружия и наркотиков). Через него Энди добывает геологический молоток, с помощью которого делает каменные шахматы. Позже Ред передает ему большой постер Риты Хэйворт, а затем постеры с Мэрилин Монро и Ракель Уэлч.
Однажды Дюфрейн слышит, как начальник охраны Байрон Хадли жалуется коллегам на налоги, которые ему придется заплатить с наследства. Энди объясняет ему, как можно обойти поборы с помощью дыры в законодательстве. Вскоре о бухгалтерских талантах Энди узнают охранники не только Шоушенка, но и в соседних тюрьмах, откуда они приезжают к нему консультироваться по налоговым вопросам. Энди переводят на должность помощника престарелого библиотекаря Брукса Хатлена, чтобы он мог полностью посвятить себя финансовой работе.
В то же время Энди испытывает сексуальные домогательства со стороны банды «Сестры». В благодарность за услуги Дюфрейна начальник охраны Хадли так избивает лидера банды Богса, что тот оказывается парализованным, а остальные члены банды перестают преследовать Энди. Дюфрейн использует свои хорошие отношения с тюремщиками, чтобы расширить библиотеку. Однажды ему достается пластинка с оперой «Женитьба Фигаро», и ему удается проиграть отрывок из нее по тюремному радио, за что он попадает в карцер.
Начальник тюрьмы Нортон придумывает схему с использованием заключенных на общественных работах. За возможность использовать дешёвый труд узников вместо квалифицированных рабочих он получает откаты. В обмен на работу в библиотеке и личную камеру Энди помогает Нортону отмывать деньги под видом вымышленного Рэндала Стивенса. Библиотекарь Брукс добился досрочного освобождения, но оказался неспособен жить вне тюрьмы и повесился. Энди посвящает ему тюремную библиотеку.
В 1965 году в тюрьму прибывает молодой грабитель Томми Уильямс. Ему удается подружиться с Редом и Энди, который помогает Томми получить аттестат зрелости. Узнав о деле Энди, Томми вспоминает о своем сокамернике, Элмо Блатче, который рассказывал ему о том, что совершил то самое преступление, за которое был осуждён Энди. С помощью Томми Дюфрейн мог бы доказать свою невиновность, но начальник тюрьмы Нортон отказывается помогать ему, опасаясь, что на свободе Энди разоблачит его махинации, и не желая терять бесплатного финансиста. После ожесточенного спора Нортон отправляет Энди в одиночку и приказывает начальнику охраны Хадли убить Томми «при попытке к бегству».
Энди возвращается в свою обычную камеру и рассказывает Реду о своей мечте — жить в Сихуатанехо, мексиканском городе на берегу Тихого океана. Он предупреждает Реда, чтобы тот после освобождения обязательно посетил сенокос рядом с Бакстоном, штат Мэн, где он оставит коробку с посланием. На следующий день во время утренней проверки камера Энди оказывается пустой. Прибывший на место происшествия злой начальник тюрьмы бросает один из камней Дюфрейна в постер Ракель Уэлч, который камень пробивает насквозь. За ним оказывается туннель, который Энди рыл 20 лет своей жизни в тюрьме. В ночь перед побегом узник подменил w:гроссбух Нортона тюремной Библией, прихватил свои шахматы и форму одного из охранников. Затем он через туннель пробрался в канализацию, через которую сбежал во время грозы.
После побега Дюфрейн снял со счетов большую часть «откатных» денег Нортона и отправил свидетельства его коррупции в местную газету. Прибывшей в тюрьму полиции удалось арестовать только начальника охраны, потому что Нортон совершил самоубийство.
Отбыв 40 лет, Ред досрочно вышел из тюрьмы, поселился в квартире, где когда-то повесился библиотекарь Брукс, и стал работать в том же продуктовом магазине. Последовав совету Энди, Ред посещает Бакстон, где находит коробку с деньгами и записку с напоминанием о Сихуатанехо. Нарушив условия освобождения, Ред отправляется в Мексику, где встречает своего друга.
Тюремный человек в Шоушенке
На протяжении фильма Побег из Шоушенка (Shawshank Redemption) два главных героя, Энди Дюфрейн и Ред, изрекают целый ряд интересных, метафоричных и вполне открытых рассуждений о нашей жизни, которые пришли к ним, как к заключенным к пожизненному ограничению свободы в тюрьме Шоушенк. Фильм Shawshank Redemption заставляет задуматься о всей устоявшейся системе правовых отношений. Может ли убийство человека или нескольких быть наказано питанием, кровом над головой и работой? Ни для кого не секрет, что содержание тюрем в любом государстве обременительно для общества. Фактически, семьи жертв преступлений или люди, которых обворовали, продолжают дальше из своих налогов оплачивать тюремные апартаменты тех же преступников, которые принесли столько горя. В одних штатах практиковалась смертная казнь, в качестве почти библейского назидания, в других, как мы видим в экранизации романа Стивена Кинга – убийцы в тюрьме Шоушенк получают шанс продолжить свое никчемное существование. Можно ли назвать существование за решеткой, которое мы видим на экране жизнью. Это риторический вопрос, который, в том числе, заочно задают нам создатели и сам Фрэнк Дарабонт, как режиссер и автор сценария.
Одни заключенные в тюрьме Шоушенк, снятой в Мэнсфилдской тюрьме, получают привилегии и способны, конечно, благодаря своим незаурядным способностям, выделиться из общей массы и даже получать аудиенцию руководства. Лучшие годы для Энди Дюфрейна кажутся нам вполне комфортными. У него определенная свобода действий в этих стенах, возможность заниматься любимым делом (хоть и с нечестными намерениями, в силу обязательств перед начальником), развивать библиотеку и быть полезным заключенным и охране Шоушенка. Но как все кардинально может меняться, если чаша равновесия склонится в неблагоприятную сторону. Темный мрак карцера и паек из воды и хлеба, побои, сексуальное насилие, уничтожение трудов долгих лет
Даже наш главный герой Эгнди Дюфрейн, который был исключительным заключенным, всегда ходил по тонкой грани – одно неосторожное замечание стоило ему стольких мучений. Поэтому полноценной такую жизнь точно не назовешь, а для кого-то она становится сущим кошмаром
Для какого-нибудь мелкого воришки, которого избивает охрана, унижают и насилуют заключенные, который не видится с близкими и потерял всякий смысл жизни – каждый день пребывание в тюрьме Шоушенк будет испытанием.
Еще один важный аспект этой темы, который негласно занимает ваш разум во время просмотра фильма Побег из Шоушенка – это именно пожизненное заключение – как говорит Рэд: «Именно жизнь они и отбирают». Насколько должна давить мысль о том, что тебе больше не предстоит пройтись походкой свободного человека по улицам ближайшего города, не прогуляться по тому самому лугу с дубом, прямо как из стихотворения Роберта Фроста. Целью такой жизни становится просто ее продолжение и иждивение у судьбы и случая, на предмет более или менее благоприятного стечения обстоятельств в конкретный день, а после на следующий. Когда жизнь ограничена территорией тюрьмы Шоушенк в четверть квадратного километра, а большая ее часть – тесной сырой камерой, с плакатом пышной девицы на стене.
Герой Моргана Фримана, как формирующий историю персонаж, говорит о таком понятии как «тюремный человек», которое, будучи услышанным где-нибудь, наверняка вызовет ассоциации именно с фильмом «Побег из Шоушенка». История Брукса Хэнленда глубоко трагична и трогательна, даже при заметной второстепенности героя. Те несколько минут экранного времени, особенно за монологом в письме, которые посвящены ему за стенами Шоушенка, формируют костяк основной сюжетной линии, в том числе двух главных персонажей. Молодой парень, заключенный в тюрьму Шоушенк за убийство в 1905 году, превращается с годами и десятилетиями в дряхлого старика с кривой походкой. Тюрьма Шоушенк действительно сделала из него другого человека, как и обещает каждый из директоров. Того молодого юнца, который видел автомобиль только мельком, уже нет. Вместо него остался пожилой человек за 70, который не находит себя в новом для него мире
Он был важной особой, образованной и начитанной, отвечал за библиотеку. Вне стен исправительного учреждения Шоушенк он получает снисходительную должность в новомодном супермаркете, где мужчина в костюме, вдвое моложе него, говорит с Бруксом, как с ребенком, с искоркой пренебрежения в глазах
Одной из самых эмоциональных сцен в фильме остается та самая надпись – то немногое, что осталось после целой личности. За такие кадры, снятые в довольно сдержанной манере, просто обожаешь этот фильм.