Отец матвей (2014)
«Летописец» жизни Христа
Случайно ли, что второй день Рождественского поста в церковном календаре совпадает с днем памяти апостола Матфея — одного из двух евангелистов, рассказавших нам о рождении Спасителя? Пожалуй, нет. В церковном предании бывают такие закономерности, сложенные из цепочки случайностей, что оно становится Преданием Священным.
Автор первого Евангелия — довольно любопытная фигура. По твердой уверенности ранних отцов Церкви (Папий Иерапольский, Ириней Лионский, блаженный Иероним), он единственным из евангелистов писал изначально по-еврейски, а не по-гречески — а греческий текст является как раз переводом. То есть определить, насколько Матфей был образован и как воспринимал свое апостольское служение, сложно: возможно, он и вовсе не планировал проповедовать язычникам.
Призвание Матфея
А вот Закон Моисея и писания Пророков он знал очень хорошо. Общее мнение библеистов: Евангелие от Матфея написано с целью убедить читателя, что Иисус Христос — подлинный Мессия, предсказанный пророками, «новый Моисей», заключающий Новый Завет Бога с Его народом. Как Моисей, Он с рождения подвергся преследованиям (приказ Ирода убивать вифлеемских мальчиков аналогичен приказу фараона уничтожать еврейских мальчиков). Как Моисей, Он пришел проповедовать Слово Божье из Египта (Моисей спасен и воспитан фараоновой дочерью, Иисус — укрывался от Ирода в Египте). Как Моисей, Он проповедует с горы (Нагорная проповедь соответствует откровению на Синае). В той же Нагорной проповеди Он полемизирует с Законом («вы слышали… а Я говорю вам…»), таким образом, его заменяя.
Матфей часто подтверждает свои слова ссылками на пророков: «да сбудется реченное», «сбылось реченное»
Для него и его читателей важно: Иисус есть Христос, Мессия, обещанный Избавитель и Царь Израиля. . Однако на этом Матфей не останавливается
По Воскресении, утверждает он, Христос более не принадлежит одному Израилю — Он раздает Себя всему человечеству. Уже не «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (10:5–6), а «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (28:19). Но это не внезапный «разворот на сто восемьдесят градусов», а логичное продолжение темы Нового Завета: накануне Тайной Вечери, объясняя действие женщины, омывшей Его миром, Он предупреждает, что «будет проповедано Евангелие в целом мире» (26:13), а уже на самой Вечере подчеркивает, что Его Кровь — это и есть Новый Завет, она изливается за многих (26:27-28). И именно потому, что Христос — новая жертва, принесенная за многих, после Воскресения Его Слово и проповедуется многим за пределами Израиля. Теперь Он уже Царь всего мира!
Однако на этом Матфей не останавливается. По Воскресении, утверждает он, Христос более не принадлежит одному Израилю — Он раздает Себя всему человечеству. Уже не «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (10:5–6), а «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (28:19). Но это не внезапный «разворот на сто восемьдесят градусов», а логичное продолжение темы Нового Завета: накануне Тайной Вечери, объясняя действие женщины, омывшей Его миром, Он предупреждает, что «будет проповедано Евангелие в целом мире» (26:13), а уже на самой Вечере подчеркивает, что Его Кровь — это и есть Новый Завет, она изливается за многих (26:27-28). И именно потому, что Христос — новая жертва, принесенная за многих, после Воскресения Его Слово и проповедуется многим за пределами Израиля. Теперь Он уже Царь всего мира!
Итак, простой сборщик налогов Матфей оказывается не просто «летописцем» жизни Христа, но и одним из первых богословов.
Яркий пример того, как просвещенный светом истины человек «прыгает выше головы». В этом смысле Матфей очень похож на своего коллегу — «старшего мытаря» Закхея из 9-й главы Евангелия от Луки, который, пожелав видеть Иисуса, влез на смоковницу, потому что был мал ростом. Вот и Матфей влез на «смоковницу», можно даже сказать — древо Жизни, Священное Писание, чтобы узнать Христа.
Обвиняемый в «язычестве»
Сравнительно недавно в церковный календарь внесли имя священномученика Филумена Святогробца, трагически погибшего почти в наши дни — в 1979 году. Он был настоятелем храма у колодца Иаковлева, где произошла историческая встреча Христа с самарянкой (Ин. 4), и постоянно получал угрозы: его обвиняли в «язычестве» и «осквернении святого места». А в конечном итоге его жестоко убил психически больной мужчина, иудей, ранее убивший врача-абортмахера и целую смешанную арабо-еврейскую семью. Душевнобольной мужчина считал, что выполняет волю Бога.
Архимандрит Филумен
Эта мрачная история напоминает подобную ей трагедию в Оптиной пустыни, произошедшую в Пасху 1993 года: трех насельников обители зарезал также душевнобольной человек, считавший, правда, что осуществляет приказы диавола. Что ж, в его случае враг рода человеческого действовал более откровенно.
Но тем не менее в обоих мрачных событиях есть просвет. Слово «мученик» в оригинале значит «свидетель».
И оптинские новомученики, и священномученик Филумен своей жизнью, посвященной Христу, и смертью стали свидетелями Его силы.
Такой силы, борьба с которой озлобляет физически, но с которой невозможно тягаться. Ведь гибель насельников прославленного русского монастыря в первый день Пасхи не остановила радости Воскресения, а гибель архимандрита со Святой Земли в первый день Рождественского поста не отдалила радости Рождества.