Олег шкловский
Содержание:
Личная жизнь
Первой избранницей артиста стала студентка МХАТа Галина Петровна. Пара расписалась еще во время учебы, но не смогла сохранить отношения. Причиной развода стала измена мужа.
С первой женой Галиной
Второй раз Олег Шкловский отправился в ЗАГС с Еленой. Девушка работала уборщицей в театре и мечтала об актерской карьере. В 1980 году в семье родилась дочь Мария, а через три года появился Михаил. Брак распался по причине алкогольной зависимости и измены Олега Менделевича. Связь со своими детьми Шкловский поддерживал и после расставания. По окончании МГУ дочь стала лингвистом, а сын пошел по стопам отца. Михаил в браке с актрисой Марией Рыщенковой воспитывает двоих детей.
Знакомство с третьей женой Натальей произошло во время гастролей Олега в Риге. Девушка также училась во МХАТе. В 1995 году в браке родился сын Даниил. Вскоре Наталья ушла к другому мужчине. Наследник Шкловского окончил ВГИК и работает оператором.
С третьей женой Натальей и сыном Даниилом
В период совместной жизни с Натальей актер на время покинул профессию, чтобы прийти к Богу. Несколько лет мужчина преподавал восточные боевые искусства, пел в церковном хоре и восстанавливал храм.
Сейчас Олег Менделевич живет в гражданском браке с Татьяной Писоцкой. Женщина заведует трапезной при храме.
С Татьяной Писоцкой
Творческая деятельность
На экранах артист тоже появлялся довольно часто. Ежегодно он принимал участие в съемках различных проектов. Но наиболее знаковые роли Олега Шкловского: Жорж Переплетчиков из проекта «Дежа Вю», Лёва Грачёв из киноленты «У попа была собака», Авраам Гольд из фильма «Под небом Вероны», и др.
В новом тысячелетии востребованность знаменитости возросла многократно. Он появился в образе Георгия Урядова в сериале «Не родись красивой» (2005-2006 гг.), Угрюмова из криминальной драмы «Джокер» (2009 г.), дяди Вани в «Синдроме Шахматиста» (2013 г.) и др.
Фото – кадр из сериала “Не родись красивой”
В дальнейшем звезда не оставил карьеру. Мужчина продолжает принимать участие в проектах, хоть и нечасто. Все из-за того, что по его мнению, современные сценарии не выдерживают критики. «Большинство произведений я выбрасываю», — признается маэстро.
Детство и юность
Виктор Шкловский появился на свет 12 (24) января 1893 года в Санкт-Петербурге. Отец преподавал математику, затем стал профессором Высших артиллерийских курсов, а мать вела домашнее хозяйство. Семья была большой, но из всех детей до старости дожил только Виктор. Его старших братьев Владимира и Николая расстреляли, сестра Евгения умерла от голода в Петрограде.
Виктор Шкловский в молодости
В ранние годы биографии Шкловский не мог похвастаться хорошей успеваемостью. Его неоднократно исключали за плохую учебу, пока юноша не попал в гимназию имени Николая Шеповальникова, которую в итоге окончил серебряным медалистом. Уже тогда Витя увлекался литературой, а его произведения печатали в журнале «Весна».
Поэтому, когда пришло время выбирать будущую профессию, парень отдал предпочтение историко-филологическому факультету Петербургского университета. В этот период Шкловский много читал, что повлияло на формирование собственного стиля.
С началом Первой мировой войны Виктор отправился на фронт добровольцем. Он продолжал интересоваться литературой, что сблизило его с Юрием Тыняновым и Борисом Эйхенбаумом, с которыми Шкловский в итоге основал школу русского формализма. В своих статьях «Воскрешение слова» и «Искусство как прием» писатель сформулировал основные понятия нового направления и описал прием отстранения, при котором знакомые вещи подаются в непривычном виде.
В военное время парень был участником Февральской революции, состоял в комитете Запасного броневого дивизиона и заседал в Петроградском совете. На фронте он продемонстрировал силу и мужество, когда повел полк в атаку под огнем противника. В тот день Виктор был ранен в живот, но продолжал подбадривать солдат, несмотря на боль и кровь. За этот подвиг он удостоился Георгиевского креста.
Виктор Шкловский и жена Серафима Суок
После реабилитации Шкловский участвовал в эвакуации российских войск из Персии. Вернувшись в Петроград, молодой человек присоединился к эсерам, из-за чего подвергся преследованиям. Автор скрывался в психиатрической больнице в Саратове, затем выехал в Киев и стал участником провалившейся попытки свержения Павла Скоропадского.
Только благодаря ходатайству Максима Горького расследование по делу было приостановлено. Некоторое время мужчина читал лекции по теории литературы при издательстве «Всемирная литература», позже стал профессором Российского института теории искусства.
Еврейская тема в творчестве Шкловского
Обращения Шкловского к еврейской теме немногочисленны, но в достаточной мере декларативны: так, описывая свое пребывание в Персии в 1917–18 гг., Шкловский отмечал «… на востоке была … одна черта, которая меня с ним примиряла. — Здесь не было антисемитизма» («Сентиментальное путешествие»; ср. там же описание погрома и попытки Шкловского остановить его).
В прозе Шкловского «еврейский элемент» выступает скорее элементом стиля (ср. ироническую самоаттестацию в «Сентиментальном путешествии»: «Я тоже полуеврей и имитатор»).
Наиболее содержательные высказывания Шкловского о еврейском вопросе даны в его рецензии на фильм «Еврейское счастье» (1925), поставленный по рассказам Шалом Алейхема. Наряду со скептицизмом в отношении к сионистскому движению («Сейчас уже видно, что из сионизма, из еврейского государства в Палестине выйдет только южный курорт для богатых евреев»), Шкловский с энтузиазмом высказываеля об изменении социокультурного статуса евреев Советского Союза («Еврейское счастье»).
Теме освоения земель Крыма и северного Причерноморья еврейскими колонистами был посвящен снятый по сценарию Шкловского и В. Маяковского по заказу ОЗЕТа документальный фильм «Еврей на земле» (режиссер А. Роом, 1926; о фильме и съемках см. статью Шкловского «С точки зрения ветра»; «Советский экран», № 39, 1926).
Шкловский принял участие в подготовленной Еврейским антифашистским комитетом «Чёрной книге» (документальный очерк «Немцы в Кисловодске») — сборнике показаний очевидцев и документов об уничтожении нацистами евреев на территории СССР и Польши (опубликован Иер., 1986).
В художественно-мемуарной книге «Жили-были» (М., 1962) Шкловский подробно пишет о своем еврейском происхождении (глава «Отец»), а также упоминает своих еврейских родственников — «дядю Исаака-путешественника» (Дионео, см. выше) и «единокровного брата Евгения» — талантливого врача, убитого белыми.
Детство и юность
Шкловский родился в первые послевоенные годы в Москве, по национальности он еврей. Жили очень бедно, семья ютилась в бараке, а чтобы прокормиться, родителям приходилось выполнять больше стандартной смены. Поэтому мальчик частенько целыми днями был закрыт в доме один.
Будущий актер рано начал работать, поэтому успел окончить только 8 классов школы. Сначала трудился в «Марьиной роще», а затем подался на «Мосфильм». Подростка взяли помощником звукооператора, но уже в первый день случился конфуз – он неправильно протянул провод, о который споткнулся Иван Пырьев.
В дальнейшем Олег поднабрался опыта, успел освоить ремесло радиомонтажника и даже сняться в фильме. Дебют артиста состоялся в картине «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным в главной роли. Он сыграл бандита, который спускается с холма вместе с подельником.
Олег Шкловский в молодости
Но на съемочной площадке ленты вновь не обошлось без приключений. Молодого рабочего поселили не в гостиницу, а на раскладушке в загоне для собак, которых он ежедневно гладил и подкармливал. Поэтому, когда включилась камера и псу дали команду «фас!», он бросился к Олегу, чтобы облизать, а не схватить, как планировалось по сценарию.
Вскоре будущей звезде надоело на «Мосфильме», и он решил уйти. Юноша работал грузчиком и шофером на производстве оборудования для молочной отрасли. Позднее планировал отправиться в армию, но мама была против и слегла в больницу с гипертоническим кризом.
Тогда Олег начал искать способы избежать призыва и понял, что нужно поступать в театральный институт. Он экстерном сдал программу за 8–11-й классы и получил аттестат, с которым отправился на прослушивание в Школу-студию МХАТ. Хотя у парня почти не было актерского опыта, он настолько проникновенно прочел стих, что его отправили сразу в 3-й тур.
Дипломным спектаклем исполнителя стало «Преступление и наказание», где он сыграл Свидригайлова. Эту роль Шкловский запомнил на годы, ведь впервые почувствовал поразительный контраст между молодостью и старостью
Именно там на будущего выпускника обратил внимание Олег Ефремов, позвавший в труппу «Современника»
Ранние годы
Отец — крещеный еврей, мать — немецко-русского происхождения.
Шкловский — племянник русского народника, публициста и этнографа Дионео (И. Шкловский, 1865–1935).
Учился в Петербургском университете на филологичеком факультете. Печататься начал в 1908.
Принимая активное участие в литературной и художественной жизни столицы. Известно, в частности, о посредничестве Шкловского в 1913 г. в конфликте между О. Мандельштамом и В. Хлебниковым, вызванным отношением последнего к делу М. Бейлиса.
Выступил в печати в 1914 г. брошюрой «Воскрешение слова», послужившей импульсом к созданию кружка молодых филологов, преобразованного в 1916 г. в ОПОЯЗ (Общество по изучению поэтического языка) и, как и другие публикации Шкловского 1915–17 гг., заложившей основы так называемого формального метода в литературоведении. В 1916 году вышли в сборнике ОПОЯЗа статьи «О поэзии и заумном языке», «Искусство как прием» и др.
В 1914–17 – в армии, старший унтер-офицер. Георгиевский кавалер.
Творчество
1923–30 гг. — наиболее плодотворный период многолетней литературной деятельности Шкловского как теоретика и историка литературы:
- «Ход конем», 1923;
- «О теории прозы», 1925;
- «Удачи и поражения М.Горького», 1926;
- «Материал и стиль в романе Льва Толстого “Война и мир”», 1928;
- «Поиски оптимизма», 1931;
писателя и эссеиста:
- «Сентиментальное путешествие», 1923;
- «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза», 1923 (в книгу включены письма Эльзы Триоле к Шкловскому),
- «Третья фабрика», 1926;
литературного критика и кинокритика:
- «Гамбургский счет», 1928;
- «Поденщина», 1930;
киносценариста:
- «Крылья холопа», 1926;
- «По закону», 1926;
- «Капитанская дочка», 1928, и др.
С середины 1920-х гг. много работал в кино как сценарист и теоретик.
В январе 1930 г. Шкловский опубликовал в «Литературной газете» статью «Памятник научной ошибке», знаменовавшую распад формальной школы и ставшую первым из компромиссных по отношению к официально установленным нормам советской литературной жизни шагов Шкловского.
Написал литературоведческие работы:
- «Заметки о прозе Пушкина», 1937;
- «За и против. Заметки о Достоевском», 1957;
С конца 1920-х гг
Шкловский уделял все большее внимание беллетристическим произведениям:
- «Матвей Комаров житель города Москвы», 1929;
- «Марко Поло», 1936;
- «Жизнь художника Федотова», 1936 (в 1955 году переработана и издана под названием «Повесть о художнике Федотове»);
- «О Маяковском», 1940;
- «Минин и Пожарский», 1940;
- «Лев Толстой», 1963;
- «Эйзенштейн», 1973;
Автор сценариев «Минин и Пожарский» (1940), «Навои» (1947, совместно с А.В. Спешневым) и др. Вернулся к литературоведению лишь в период «оттепели» («Художественная проза. Размышления и разборы», 1959).
Позднее творчество Шкловского-литературоведа («Тетива», 1970) во многом полемично по отношению к идеям, которые он развивал в молодости и которые к 1960-м гг. в рамках доктрины русского формализма получили мировое признание.
Роли в театре
На большой сцене Михаил Шкловский дебютировал в 1989 году в постановке «Приключения Тома Сойера». Он сыграл роль его лучшего друга и соратника Гекельбери Финна.
Также в театре играл Шпунтика в пьесе «Незнайка-путешественник», Вашингтона в «Чисто английском привидении» по мотивам произведения Оскара Уайлда, Тайкоути в пьесе Бориса Акунина по мотивам его японских произведений.
Его последними заметными ролями стали маркиз де ля Моль в «Красном и черном» Стендаля, Эгль в «Алых парусах» Александра Грина, бесстрашный барин в «Бесстрашном Барине» Афанасьева, Стивен в постановке Тома Стоппарда «Рок-н-ролл».
Параллельно Шкловский сотрудничал в независимом театральном проекте. Играл в спектакле «Театр по правилам и без». В «Добром театре» отметился ролью Сильвы в пьесе «Старший сын» Александра Вампилова.
Семья и дом
В личной жизни Олега Шкловского всегда царил хаос. Первый супружеский опыт артист приобрел будучи студентом. Парень влюбился в сокурсницу Галину и сделал ей предложение. Однако семейный быт затянул его в депрессию. Вскоре юноше надоело сидеть дома и он начал гулять.
Его новой пассией оказалась Елена, вместе с которой молодой человек работал в театре. Когда жена узнала об измене, брак расторгли и свободный Олег второй раз пошел под венец. Елена подарила знаменитости двоих детей: сына Мишу и дочь Машу. К сожалению, даже дети не смогли перевоспитать свободолюбивого мастера. И однажды он ушел из семьи.
Фото – кадр из фильма “Синдром Шахматиста”
Третьей женой знаменитости стала Наталья. Девушка родила от звезды сына Даниила, но когда поняла, что представляет из себя ее муж, ушла к другому.
Через несколько лет в личной жизни Олега Шкловского появилась Татьяна. Пара живет вместе, и по словам актера, он нашел в спутнице то, что искал много лет. Хотя при этом мужчина не спешит делать своей возлюбленной предложение.
Кинематограф
В кино молодой актер дебютировал в 2002 году, снявшись в эпизоде в сериале «Главные роли». Затем принял участие в боевиках «Кодекс чести-1» и «Таксист», а также в детективной ленте «Инструктор».
В 2005 году Михаил сыграл в популярном ситкоме «Не родись красивой» вместе со своим отцом Олегом Шкловским.
В биографическом музыкальном фильме «Утесов. Песня длиною в жизнь» артисту досталась роль Мишки Япончика в юности.
Первые главные роли получил в 2007 году в мелодраме «Игры в солдатики» и музыкальной комедии «Национальное достояние», а потом в картинах «А счастье где-то рядом» и «Как развести миллионера».
«Версия»
Одна из последних работ Михаила Шкловскогов — в криминальном детективе Романа Иванова «Версия».
«Подразделение N» – новая группа при Главном управлении внутренних дел Москвы, призванная расследовать самые нестандартные и запутанные дела. В группу вошли люди с неоднозначной биографией, от которых давно хотели избавиться начальники других подразделений. Это сотрудники полиции, имеющие множество выговоров, втянутые в служебные расследования, нередко пренебрегающие уставом. Их бы давно уволили из органов, если бы не их результативность и уникальные навыки…
Ко всеобщему удивлению руководителем группы назначают Ивана Новицкого (Михаил Шкловский). Он моложе всех членов группы. Майор в 28 лет, которого за глаза все называют Ванечкой и пытаются разгадать секрет его головокружительной карьеры.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1964 | Ко мне, Мухтар! |
бандит, укравший окорок |
1971 | Свой остров (фильм-спектакль) | Ниглас |
1971 | Собака Баскервилей |
сэр Генри Баскервиль |
1972 | Визит вежливости |
Валерий, сын префекта Помпеи |
1975 | Здравствуйте, я ваша тётя! |
Джеки Чесней, сын полковника Чеснея, жених Бетти |
1978 | Двенадцатая ночь |
Фабиан, бывший слуга графини |
1985 | Зимний вечер в Гаграх |
Игорь, друг Мельниковой |
1985 | Контрудар |
комбриг Драгунский |
1986 |
Дополнительный прибывает на второй путь |
|
1986 | Бармен из «Золотого якоря» | Флеран |
1987 | Нужные люди | фотограф |
1989 | Дежа вю |
Жорж Переплётчиков, лейтенант одесской милиции, ревнивый муж (под прикрытием) |
1989 | Узник замка Иф | Дебре |
1991 |
Игра на миллионы |
|
1991 |
И возвращается ветер… |
|
1992 | Устрицы из Лозанны |
Стас Грахов, сотрудник прокуратуры |
1992 | Я обещала, я уйду | доктор |
1993 |
Бездна, круг седьмой |
|
1993 | У попа была собака… | Лёва |
1993 | Благотворительный бал |
Сэм Блументал, устроитель бала» |
1994 | Любовь французская и русская | Жак |
1996 | Попадальщик | |
1998 | Крутые: смертельное шоу |
Талгат Талгатович, владелец охранного агентства |
2000 | Армия спасения |
американский генерал |
2003 | Пан или пропал |
Генрих Густавсон |
2003 | Инструктор | Арияр |
2003 | Радости и печали маленького лорда | Хавишам |
2004 | Медная бабушка |
полковник Абас-ага |
2005 |
Талисман любви |
|
2005 | Не родись красивой |
Георгий Юрьевич Урядов, начальник отдела кадров «Зималетто» |
2005 | Звезда эпохи | Арчибальд |
2005 | Под небом Вероны |
раввин Авраам Гольд |
2006 | Очарование зла |
Дуглас, резидент советской разведки в Париже |
2007 | Сыщик Путилин |
Зейдлиц, ротмистр |
2007 | Национальное достояние | генерал-майор |
2007 |
Срочно в номер |
|
2007 | Паутина | |
2007 | Золушка.ru |
Георгий Попандопулос, муж Камиллы, отец Алекса и Теодора |
2008 | Рубеж атаки | |
2008 | Две судьбы |
Зиновий Павлович |
2008 | Ответный ход | |
2008 | Две сестры |
Вениамин Коган |
2008 | Другое лицо | |
2009 | Сёмин |
«Шансон», авторитет |
2009 | Джокер |
Марк Аркадьевич |
2009 | Поединок |
Марк Аркадьевич |
2010 | Экстренный вызов |
Юрий Николаевич |
2011 | Зимнее танго |
Август Иванович, управляющий |
2011 | Месть | |
2012 | МУР. Третий фронт |
Шантрель (Генрих Карлович Гоппе) |
2013 | Убийство на 100 миллионов |
Сергей Крючков |
2013 | Не плачь по мне, Аргентина! |
Рудольф Аскольдович, хозяин танцевального клуба |
2014 | Практика |
Гиппократ Моисеевич Шульман |
2014 | Похищение Евы |
Арсений Петрович, жених Валентины |
2014 | Синдром Шахматиста | дядя Витя |
2015 | Джокер: Возмездие |
Марк Аркадьевич |
2015 | Джокер: Операция «Капкан» |
Марк Аркадьевич |
2017 | Искупление |
Георгий Иванович |
Театр и фильмы
Первый день в театре стал для звезды одновременно радостным и грустным, ведь сразу после того, как Ефремов представил нового актера, он объявил об уходе во МХАТ. «Современник» возглавила Галина Волчек, которая сразу же дала Олегу главную роль в спектакле «Свой остров».
В последующие годы артист служил сцене и снимался в кино. Поклонники полюбили его после появления в картине «Здравствуйте, я ваша тетя!», где он воплотил Джекки Чеснея. По воспоминаниям знаменитости, премьера прошла неудачно и никто из зрителей не смеялся. Позже стало ясно, что комедия больше подходит для телевидения, чем для показа на большом экране кинотеатра.
Но после 20 лет игры на сцене исполнитель вдруг понял, что ему не хватает свободы. Он вышел из театра и направился прямиком в церковь, чтобы спросить совета у батюшки. Тот предложил звезде заняться строительством храма. После 30 лет мужчина осознанно принял православие и подался на стройку. Там он успел попробовать себя в качестве землекопа, реставратора, дворника, повара и чтеца, пел на клиросе и занимался заготовкой стройматериалов.
Олег Шкловский в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!»
Актер не прекращал сниматься в кино, и фильмография стремительно пополнялась новыми работами. В 1993 году на экраны вышла картина «У попа была собака», за съемки в которой Шкловский удостоился премии фестиваля «Созвездие». Но жюри пришлось потратить немало времени, чтобы разыскать исполнителя и вручить приз. Он случайно обнаружился на божественной литургии в восстановленном его усилиями храме.
Другим ярким персонажем, воплощенным знаменитостью, стал Авраам Гольд из фильма «Под небом Вероны». По признанию артиста, поначалу никто из близких даже не узнал его в образе фанатично беспощадного раввина.
С годами востребованность исполнителя не снизилась, а, пожалуй, даже возросла. В 2005 году он присоединился к актерскому составу сериала «Не родись красивой», где воплотил Георгия Урядова. Его персонаж – интриган и дамский угодник.
Олег Шкловский в фильме «Дежа вю»
Большую популярность Шкловский вновь ощутил после выхода на экраны боевика «Джокер». Там он сыграл криминального авторитета Угрюмого, к которому обращается главный герой, чтобы войти в криминальный мир и работать киллером. Хотя изначально персонаж звезды кажется отрицательным, оказывается, что он не так прост.
Востребованность этой картины у зрителей повлекла за собой съемки продолжения – «Джокер. Возмездие», вышедшего в 2015 году. В этот же период актер участвовал в создании криминального экшена «Синдром Шахматиста». Там он сыграл дядю Ваню – учителя главных героев.
Криминальный мини-сериал был основан на теме кунфу и боевых искусств. На съемках артисту пригодился жизненный опыт, ведь в прошлом он преподавал детям восточные единоборства и мог выполнить некоторые трюки самостоятельно.
Следующим ярким образом знаменитости стал врач Гиппократ Моисеевич Шульман из медицинского сериала «Практика», который позже получил продолжение. Параллельно с этим он работал над новыми частями «Джокера», возвращаясь к роли Угрюмого.