Сколько мужей было у анны ахматовой, секреты ее личной жизни и сын
Содержание:
30-40-ые годы
Жизнь продолжалась и следующий удар Ахматовой судьба наносит поэтессе в 1924 году, когда её перестают печатать. Вплоть до 40-го года не выходит ни одно издание со стихами Ахматовой, и поэтесса ищет себя на новом поприще – она занимается изучением творчества Пушкина и переводами, зарабатывая ими на жизнь после исключения из Союза писателей. Чёрные 30-ые годы проходит под знаком страха неизбежного ареста, но его нет, несмотря на то, что многих коллег и друзей Анны отправили в ГУЛАГ и это был лучший вариант. Говорят, Сталин неплохо отзывался об Анне, настолько неплохо, что это оградило её от ареста, но не настолько хорошо, чтобы дать поэтессе возможность нормально писать.
Арестован сын Лев, пропал Мандельштам и другие поэты, но судьба сберегла Ахматову в эту лихую годину. Поэма «Реквием» пишется поэтессой с 35 по 43 год, она является одновременно реквиемом по себе и завещанием для потомков. Поэма полна скорби и боли, поэтому для понимания творчества поэтессы её просто необходимо читать и перечитывать.
Творчество
В творчестве Анны Ахматовой можно выделить два периода, границей между которыми стала Великая Отечественная война. Так, в любовном стихотворении «Небывалая осень» (1913 год) она пишет о покое и о нежности встречи с любимым человеком. Данное произведение отражает веху спокойствия и мудрости в поэзии Ахматовой. В 1935-1940 гг. она работала над поэмой, состоящей из 14 стихотворений — «Реквием». Данный цикл стал своеобразной реакцией поэтессы на семейные потрясения – уход из дома мужа и любимого сына. Уже во второй половине творчества, в начале Великой Отечественной войны, были написаны такие сильные гражданские стихотворения как «Мужество» и «Клятва». Особенности ахматовского лиризма заключаются в том, что поэтесса в своих стихотворениях рассказывает историю, в них всегда можно заметить некое повествование.
Темы и мотивы лирики Ахматовой также разнятся. Начиная творческий путь, автор говорит о любви, теме поэта и поэзии, признании в обществе, межличностных отношениях между полами и поколениями. Она тонко чувствует природу и мир вещей, в ее описаниях каждый предмет или явление обретает индивидуальные черты. Позже Анна Андреевна сталкивается с небывалыми трудностями: революция сметает все на своем пути. В ее стихах появляются новые образы: времени, революции, новой власти, войны. Она расстается с мужем, впоследствии его осудили на расстрел, а их общий сын всю жизнь мотается по тюрьмам из-за своего происхождения. Тогда автор начинает писать о материнском и женском горе. В преддверии Великой Отечественной войны поэзия Ахматовой приобретает гражданственность и патриотический накал.
Сама лирическая героиня не меняется с годами. Конечно, горе и потери оставили рубцы на ее душе, женщина со временем пишет еще более пронзительно и жестко. Первые чувства и впечатления сменяются зрелыми размышлениями о судьбах отечества в непростые для него времена.
Первые стихи
Как и многие великие поэты, Анна Ахматова написала своё первое стихотворение в 11 лет. Со временем у поэтессы появился свой неповторимый поэтический стиль. Одна из самых известных ахматовских деталей, появляющаяся в стихотворении «Песня последней встречи» — правая и левая рука и перепутанная перчатка. Данное стихотворение Ахматова написала в 1911 году, в возрасте 22 лет. В данном стихотворении чётко видна работа деталей.
Ранняя лирика Ахматовой является частью золотого фонда русской классики, посвященной отношениям мужчины и женщины. Особенно ценно, что читатель наконец-то увидел женский взгляд на любовь, до конца 19 века в России не было поэтесс. Впервые поднимаются конфликты женского призвания и ее социальной роли в семье и браке.
Сборники стихов и циклы
В 1912 году вышел первый сборник стихов Ахматовой «Вечер». Почти все стихи, вошедшие в этот сборник, были написаны автором в двадцатилетнем возрасте. Затем издаются книги «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI», каждая из которых имеют определенную общую направленность, главную тему и композиционную связь. После событий 1917 года она уже не может так свободно издавать свои работы, революция и гражданская война приводят к образованию диктатуры пролетариата, где потомственная дворянка подвергается нападкам критиков и полному забвению в печати. Последние книги «Тростник» и «Седьмая книга» не были напечатаны отдельно.
Книги Ахматовой не издаются вплоть до перестройки. Во многом это произошло из-за поэмы «Реквием», которая просочилась в зарубежные СМИ и была опубликована за границей. Поэтесса висела на волоске от ареста, и ее спасло лишь признание, что она ничего не знала о публикации работы. Разумеется, ее стихотворения после этого скандала еще долго не могли выйти в свет.
Комарово
В 1955 году, когда стихи Ахматовой снова стали появляться в печати. Литфонд предоставил ей маленький домик в посёлке Комарово на улице Осипенко, 3, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский. Пока «будка» в 1955 году обустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная ул., д. 36. В 2004 году дача была отреставрирована.
Смерть Анны Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова умерла в возрасте 66 лет от сердечной недостаточности. Похоронили выдающуюся российскую и советскую поэтессу в Комаровском некрополе под Ленинградом. Несколько памятников поэтессе расположены в Санкт-Петербурге. А музей Ахматовой находится в Фонтанном доме.
Жизнь в СССР
В 1946 году вышло постановление ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Данное постановление, прежде всего, было направлено против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Она более не могла печататься, а также с ней было опасно общаться. Даже родной сын винил поэтессу в своих арестах.
Ахматова зарабатывала переводами и случайными подработками в журналах. В СССР ее творчество было признанно «далеким от народа», а, следовательно, не нужным. Зато вокруг ее литературной фигуры собирались новые таланты, двери ее дома были открыты для них. Например, известно об ее близкой дружбе с И. Бродским, который с теплом и благодарностью вспоминал их общение в эмиграции.
ЧТО ЕЩЕ ПЫЛИЛОСЬ НА ЧЕРДАКЕ
Мазур назвала и другие вещи, от которых пришли в волнение коллекционеры
Так, например, сообщила об инскрипте Мандельштама, письме Блока и — внимание — письмах Марины Цветаевой! Как известно, от Марины Ивановны осталось не так много документов и меморий и, как говорил глава аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров, все, что связано с именем Цветаевой, ценится намного дороже аналогичных вещей Ахматовой
Поскольку верить Мазур — себя не уважать, обратимся к свидетельствам других очевидцев. Как отметил друг семьи Константин Кучерян, он тоже видел архив Баталова.
— В 2021 году в присутствии Маши мы пересматривали документы, — отметил Кучерян. — Я сам видел сценарий «Дамы с собачкой» с пометами Баталова, а еще — сервисную книжку на «Москвич», подаренный Ахматовой.
Еще одно любопытное свидетельство принадлежит другу семьи Владимиру Иванову. Тогда на передаче Иванов не стал особенно распространяться насчет сокровищ, но обмолвился, что «из ценностей» — держал в руках последний сборник Ахматовой с подписью «Милому Алешеньке, дружественно».
— Перед тем, как попасть в больницу, Алексей просил все это припрятать для Маши. Я передал ей, но у Маши документы пропали, — пожаловался Иванов.
Ранние стихи
После развода с мужем в 1905 году, Инна Эразмовна забрала детей и переехала в Евпаторию, где Анна из-за обострившегося туберкулеза вынуждена была проходить гимназический курс на дому. Много гуляла и наслаждалась морскими просторами. Она научилась плавать так хорошо, словно морская стихия была для нее родной.
Если перечитать ее ранние стихи, в том числе и те, что собраны в первой книге «Вечер», считавшейся насквозь петербургской, то можно удивиться тому, как много в них южных, морских реминисценций. Можно сказать, что внутренним слухом благодарной памяти она на протяжении всей своей долгой жизни постоянно улавливала никогда полностью не замиравшее для нее эхо Черного моря.
С 1906-го по 1907-й год Анна жила у родственников в Киеве, где поступила в последний класс Фундуклеевской гимназии. После ее окончания она записалась на юридическое отделение Высших киевских женских курсов, и начала переписку с уехавшим в Париж Гумилевым.
Тогда же состоялась первая публикация ее стихотворения «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус», издателем которого был Гумилев. Ахматова как-то сказала, что не любила Киев, но если говорить объективно и точно, она, скорее всего, не любила свое тогдашнее бытовое окружение. Постоянный контроль со стороны взрослых (и это после херсонесской вольницы!), и мещанский семейный уклад.
Брак с Гумилевом
В 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой, и 25 апреля 1910 года Анна Горенко и Николай Гумилев были обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом.
На венчании никого из родственников Гумилева не было, так как они считали, что этот брак продержится недолго. А в мае супруги оправились в свадебное путешествие в Париж, после чего провели лето в Слепневе, тверском имении свекрови А.И.Гумилевой.
О Париже Анна Ахматова вспоминала с иронией: «…Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию…»
Второе замужество
В 1918-м практически сразу после развода с Гумилёвым Анна оформила отношения с его близким товарищем востоковедом Шилейко. Нового супруга Ахматова именовала «катастрофой»: он сковывал творческую свободу жены и мог запросто растопить самовар томиком её стихов. Краткий брак завершился разводом.
Анна Ахматова и Владимир Шилейко
Владимир Казимирович тут же поспешил жениться заново, но Анна Андреевна из квартиры не съехала. Ещё несколько лет она проживала в его комнатах в Мраморном переулке, выгуливая хозяйского пса.
Биографы в описании этого периода ничего не сообщают о любовных взаимоотношениях Ахматовой на стороне. Видимо устав от бесконечных ухаживаний в стихотворении «Многим», датированном 1922-м годом женщина признаётся: «Как хочет плоть с душою разлучиться, так я хочу теперь – забытой быть».
1910
Ок. 22–28 февраля. «На масленицу я была в Петербурге, жила у отца на Жуковской. Была первый раз у Гумилевых». Валерия Срезневская, подруга Анны Ахматовой, вспоминала: «Приехала Аня. И сразу пришла ко мне. Как-то мельком сказала о своем браке, и мне показалось, что в ней ничего не изменилось; у нее не было совсем желания, как это часто бывает у новобрачных, поговорить о своей судьбе. Как будто это событие не может иметь значения ни для нее, ни для меня».Конец февраля. Ахматова — Срезневской: «Птица моя, — сейчас еду в Киев. Молитесь обо мне. Хуже не бывает. Смерти хочу. Вы все знаете, единственная, ненаглядная, любимая, нежная. Валя моя, если бы я умела плакать».
5 апреля. Прошение Гумилева ректору Санкт-Петербургского университета о браке: «Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить мне вступить в законный брак с дочерью статского советника Анной Андреевной Горенко».
21 апреля. Письмо Гумилева Брюсову: «Пишу Вам, как Вы можете видеть по штемпелю, из Киева, куда я приехал, чтобы жениться. Женюсь я на
А. А. Горенко, которой посвящены „Романтические цветы“. Свадьба будет, наверное, в воскресенье, и мы тотчас же уезжаем в Париж».25 апреля. Свадьба Ахматовой и Гумилева. Аманда Хейт, мемуаристка, записала со слов Ахматовой: «Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу, и никто из них не пришел на венчание, что глубоко оскорбило ее».2 мая. Отъезд в Париж. «В Париже поселились на rue Bonaparte, 10. Ходили по музеям, посетили средневековое аббатство Клюни, Зоологический сад, сиживали в любимых Гумилевым кафе Латинского квартала, были в ночных кабаре».Начало июня. Возвращение из Парижа. Сергей Маковский, главный редактор журнала «Аполлон», оставил запись об их совместном возвращении: «Анна Андреевна, хорошо помню, меня сразу заинтересовала, и не только в качестве законной жены Гумилева, повесы из повес, у которого на моих глазах столько завязывалось и развязывалось романов „без последствий“, — но весь облик тогдашней Ахматовой, высокой, худенькой, тихой, очень бледной, с печальной складкой рта, вызывал не то растроганное любопытство, не то жалость.
По тому, как разговаривал с ней Гумилев, чувствовалось, что он ее полюбил серьезно и гордится ею. Не раз и до того он рассказывал мне о своем жениховстве. Говорил и впоследствии об этой своей единственной настоящей любви».16 июня. Письмо М. Замятиной — В. Шварсалон: «В воскресенье, 13 июня, вечером были Гумилев с Гумильвицей (острота Юрия Никандровича Верховского), они на днях вернулись из Парижа. Она пишет стихи немного под Гумилева по неизбежности, а старается писать под Кузмина. Но в общем она сносно-симпатичная, только очень тощая и болезненная, но недурная, высокая, брюнетка».22 сентября. Отъезд Гумилева на четыре месяца в Африку. Ахматова напишет стихотворение:
«Я осталась одна в гумилевском доме. Как всегда, много читала, часто ездила в Петербург… побывала у мамы в Киеве и сходила с ума от „Кипарисового ларца“ «Кипарисовый ларец» — книга стихов Иннокентия Анненского, изданная в 1910 году, уже после смерти автора.. Стихи шли ровной волной, до этого ничего похожего не было. <…>
А тут и хвалить начали. <…> На эти бешеные и бесстыдные похвалы я довольно кокетливо отвечала: „А вот моему мужу не нравится“. Это запоминали, раздували — наконец, это попало в чьи-то мемуары».
Ок. 25 декабря. Воспоминания поэтессы Ирины Одоевцевой о рассказе Гумилева: «О том, что он подарил Ахматовой на Рождество в первый год, рассказал даже очень подробно: „Я купил у Александра на Невском большую коробку, обтянутую материей в цветы, и наполнил ее доверху, положил шесть пар шелковых чулок, флакон духов „Коти“, два фунта шоколада Крафта, черепаховый гребень с шишками — я знал, что она о нем давно мечтает — и томик „Les amours jaunes“ Тристана Корбьера. Как она обрадовалась! Она прыгала по комнате от радости“». По всей видимости, речь идет не о Рождестве 1910 года, поскольку его Гумилев провел в Африке.
Николай Гумилев в Царском Селе. 1911 год
Его «русалка» и ее «брат»
Анна Ахматова всегда имела необъяснимую связь над мужчинами. Ради нее они готовы были на все. Они восторгались ее красотой, царственной осанкой и гибкостью. Ахматова одним взглядом могла получать желаемое от находящихся рядом мужчин. Несмотря на такой успех у противоположного пола ее личная жизнь вращается вокруг одного мужчины –Николая Гумилева.
Этот человек стал для Анны Ахматовой счастьем и страданием. Они познакомились, когда девушке было всего 14 лет. На тот момент Николаю исполнилось 17 лет. Он влюбился в Анну с первого взгляда. Его заворожила необычная красота девушки, и он больше не мог думать ни о ком другом. Для молодого поэта Анна стала музой и источником вдохновения.
Пока девушка взрослела, Николай не переставал мечтать о ней как о своей жене. Он посвящал ей стихи, дарил охапки цветов, называл ее «русалкой», а она звала его своим «братом». Все это не производило на Анну особого впечатления. Она была влюблена в товарища Гумилева – Голенищего-Кутузова. Николай, понимая, что его чувства безответны в 1905 году сделал первую попытку самоубийства
Это была отчаянная попытка обратить на себя внимание. Но этим он только напугал Анну, и она еще больше разочаровалась в парне
На протяжении 4 лет Николай неоднократно предлагал Ахматовой выйти за него замуж, и каждый раз получал отказ. После отказов он пытался покончить жизнь самоубийством. Сколько бы это могло продолжаться, неизвестно, если бы Анна неожиданно для всех не согласилась стать женой Гумилева. Для нее Николай стал не любовью всей жизни, а просто тем, кто предначертан ей судьбой. Тогда Ахматова написала Голенищему-Кутузову, что сделает его счастливым.
Еще хуже ситуация стала после рождения их сына Льва. Гумилев не привык, что его свободу ограничивают, а еще он не выносил детского плача. Из-за этого пришлось отдать маленького сына на воспитание свекрови. Этот поступок Лев не простил матери до конца ее дней.
Муж Анны Ахматовой редко бывал дома. Все время он был в разъездах, искал вдохновения для своих произведений. Анна чувствовала себя вдовой при живом муже. Вскоре она встретила мужчину, который, по ее мнению, должен был стать хорошим мужем и отцом, и попросила у Гумилева развод.
Второй брак Анны Ахматовой
Владимир Шилейко – советский востоковед, поэт, ассириолог. Ходили слухи, что он оставался невинен вплоть до женитьбы на Анне Ахматовой. Знакомство началась со стихотворения «Муза», которое молодой человек посвятил девушке еще до 1913 года. Между молодыми людьми завязалась переписка. Это привело Анну к работе над новым циклом стихов под названием «Черный сон». Свое отношение к возлюбленному она попыталась сформулировать в произведении «Ты всегда таинственный и новый».
Сразу после развода с Гумилевым Анна выходит замуж за Шилейко (1918 год). Некоторое время супруги проживали в Шереметьевском дворце в комнате Владимира. Чуть позже семья переехала в Мраморный дворец, где проживали преимущественно сотрудники РАИМК. Двухкомнатная квартира казалась роскошными апартаментами. К этому времени Анна забрала своего сына, который стал проживать в новой семье.
Анна отмечала тяжелый характер своего супруга. Он не упускал возможности подшутить над женой, отметив ее слабости в познаниях иностранных языков. Чуть позже поэтесса признается, что не уходила от Владимира, поскольку видела его безумие. Как только поняла, что он может справиться без нее, сразу же ушла. Помог ей сделать выбор композитор Артур Лурье, который подыскал Анне работу в библиотеке. После развода Анна до середины 1922 года проживала в одной квартире с Шилейко, сохранив с ним дружеские отношения.
Был сыном своих родителей
События 30-40-х годов, захлестнувшие всю страну, не миновали и сына двух поэтов.1934 год ‒ в присутствии Ахматовой под арест берут Иосипа Мандельштама. В 1935-м, после убийства Кирова, вместе с Николаем Пуниным задержан Лев Гумилёв. Мужа и сына поэтессы обвиняют как участников контрреволюционной боевой организации. Анне Андреевне удаётся через Бориса Пастернака передать прошение в Кремль, и обоих отпускают. Роковой 1938-й год приносит новые потрясения: Гумилёв исключён из университета и арестован. По обвинению в терроризме и антисоветской деятельности Лев Николаевич находился под следствием полтора года. Именно тогда, выстаивая каждый день бесконечные очереди, чтобы у неё приняли передачу для сына, Ахматова начала писать цикл «Реквием».
Николай Гумилёв проходил по делу вместе со студентами Теодором Шумовским и Николаем Ереховичем и был приговорен к смерти. Но в это время его судьи сами были репрессированы, и приговор заменили на 5 лет лагерей. В заключении он работает землекопом, горняком меднорудной шахты, геологом в геофизической группе горного управления. После отбытия срока в 4-м отделении Норильлага ‒ ссылка в Норильск без права выезда.
По возвращении в Ленинград 32-летний Гумилёв вступает в Красную Армию и воюет на Первом Белорусском фронте. Среди боевых наград у солдата Великой Отечественной, рядового 1386-го зенитно-минометного полка ‒ медаль «За взятие Берлина».
После войны сын Ахматовой был восстановлен в ЛГУ, закончил аспирантуру и уже спустя три года защитил кандидатскую работу по истории. В дипломе СПбГУ (Ленинградского госуниверситета им. А.А.Жданова) значится, что студент Гумилёв Л.Н. начал своё обучение в 1934 году, а завершил его в 1946-м. Этот год становится началом тяжелейшего периода в жизни его матери ‒ вышло постановление ЦК компартии об «ошибках» Зощенко и Ахматовой. Опала поэтессы продлится долгие 8 лет.
Льва Николаевича берут на работу по специальности в Музей этнографии народов СССР. Но новый арест 1949 года обернулся для мужа и сына Ахматовой приговором без предъявления обвинения: Лефортовская тюрьма и 10 лет лагерей. Пунину через четыре года суждено было там погибнуть. Гумилёв отбыл на исправительно-трудовых работах 7 лет: лагерь особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, Междуреченск Кемеровской области, Саяны, Омск.
Все попытки матери помочь сыну ‒ тщетны. Ходатайство на имя Климента Ворошилова возвращается к Ахматовой через полгода с отказом. Он же сообщает в письмах, что единственным шансом выйти являются хлопоты близких. В 1950 году, ломая себя, во имя спасения сына она пишет цикл стихотворений, прославляющий Сталина ‒ «Слава миру». Но и это не помогло. Освободить Гумилёва «за отсутствием состава преступления» удалось только в 1956 году, во многом благодаря хлопотам Александра Фадеева.
После реабилитации Лев Николаевич Гумилёв работал в музее Эрмитажа, а с 1962 года и до конца жизни ‒ в Географо-экономическом институте при географическом факультете Ленинградского университета. 60-е годы для него были сопряжены с активной научной работой ‒ участие в экспедициях, защита двух диссертации, разработка теории пассионарного напряжения этнической системы. Учёный объяснял закономерности возникновения и развития народов и цивилизаций. Занимался историей Древней Руси и тюрков, хазар и хунну. На примере жизни Льва Гумилёва ‒ и личной, и научной ‒ можно изучать историю России XX века. Не раз вспоминал он с горькой усмешкой слова, сказанные в 49-м одним из следователей ГБ: «Вы опасны потому что умны».
Мы
Характерно, что в ее военной лирике главенствовало широкое и счастливое «мы». «Мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», «нам родина пристанище дала» — таких строк, свидетельствующих о новизне мировосприятия Ахматовой.
И о торжестве народного начала, у нее немало. Многочисленные нити родства со страной, прежде громко заявлявшие о себе лишь в отдельные переломные моменты биографии («Мне голос был. Он звал утешно…», 1917; «Петроград», 1919; «Тот город, мне знакомый с детства…», 1929; «Реквием», 1935-1940), сделались навсегда главными, наиболее дорогими, определяющими и жизнь, и звучание стиха.
Родиной оказались не только Петербург, не только Царское Село, но и вся огромная страна, раскинувшаяся на беспредельных и спасительных азиатских просторах. «Он прочен, мой азиатский дом», — писала она в одном из стихотворений, вспоминая, что ведь и по крови («бабушка-татарка») она связана с Азией и потому имеет право, не меньшее, чем Блок, говорить с Западом как бы и от ее имени.
Арест Гумилева
В ночь с 3 на 4 августа 1921 года был арестован Гумилев по так называемому «делу Таганцева». В статье В.Ставицкого подробно разбиралось «Дело Таганцева». И приводились полные тексты допросов Гумилева от 9, 18, 20 и 23 августа, а так же приговор Петрогубчека от 24 августа 1921 года.
Знакомство с этими документами не позволяет сделать вывод о том, что Гумилев играл в заговоре «видную роль». Скорее, роль его была пассивной и гипотетической. Она планировалась, но фактически не осуществилась: «Допрошенный следователем Якобсоном я показываю следующее: что никаких фамилий могущих принести какую-нибудь пользу организации Таганцева путем установления между ними связи, я не знаю и потому назвать не могу. Чувствую себя виновным по отношению к существующей в России власти в том, что в дни Кронштадского восстания был готов принять участие в восстании, если бы оно перекинулось на Петроград, и вел по этому поводу разговоры с Вячеславским».
В приговоре Петрогубчека главный пункт обвинения: «обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров». Как видим, даже губчека не обвинило Николая Степановича в принадлежности к руководству организацией, а лишь в обещании содействия. Обещание осталось невыполненным, поскольку восстание, было подавлено в Кронштадте и до Питера не дошло. В списке расстрелянных 25 августа1921 года по делу ПБО Гумилев – тридцатый.
Ахматова и Пушкин
В октябре 1921 года вышел пятый сборник стих Ахматовой «Anno Domini».
Анна Ахматова рассказывала: «…Примерно с середины 20-х годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкинa. Результатом моих пушкинских штудий были три работы — о «Золотом петушке», об «Адольфе» Бенжамена Сонстана и о «Каменном госте».
Все они в свое время были напечатаны. Работы «Александрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году», которыми я занимаюсь почти двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу «Гибель Пушкина». С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать…»
8 июня 1927 года был официально расторгнут брак Ахматовой с Шилейко.
Тем же летом Анна Ахматова лечилась в Кисловодске в санатории Центральной комиссии по улучшению быта ученых, где встретилась с Маршаком, Качаловым и Станиславским. Тогда же она познакомилась с литературоведом Николаем Ивановичем Харджиевым, дружба с которым продолжалась до последних дней ее жизни.
Гонения
1 сентября 1946 года Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей. Анна Ахматова оказалась в бедственном положении и без средств к существованию.
Борис Пастернак с огромнейшим трудом добился выделения 3000 рублей от Литфонда для голодающей Ахматовой. А в 1949-м году были снова арестованы Пунин и Лев Гумилев. Сын Ахматовой был осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года он был реабилитирован из-за отсутствия состава преступления.
Лишь 19 января 1951 года по предложению Александра Фадеева, Ахматова была восстановлена в Союзе писателей. А в мае у Ахматовой случился первый инфаркт миокарда. Перед отъездом в больницу от Ардовых она вызвала Э.Герштейн и передала ей на хранение рукописи и документы.
Выписавшись из больницы, Ахматова жила в доме у Ардовых, но вскоре узнала, что вместе с семьей Пунина она выселена из Фонтанного Дома на улице Красной Конницы. А 21 июня 1953 года она получила известие о смерти Николая Пунина в воркутинском лагере в поселке Абезь.
Незадолго до этого 4 марта 1953 года в канун годовщины смерти Сталина в 1953 году в присутствии Лидии Чуковской Ахматова произнесла историческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха».
1911
25 марта. «Гумилев вернулся из своего путешествия в Африку (Аддис-Абеба).
В нашей первой беседе он между прочим спросил меня: „А стихи ты писала?“ Я, тайно ликуя, ответила: „Да“. Он попросил почитать, прослушал несколько стихотворений и сказал: „Ты поэт — надо делать книгу“».
«Вернувшись в Царское Село, Коля написал мне два акростиха (они в моем альбоме) — „Ангел лег у края небосклона…“ и „Аддис-Абеба — город роз…“.
В те же дни он сочинил за моим столиком „Из города Киева…“ — полушутка, полу — страшная правда».
Начало мая. Ахматова одна уезжает в Париж. Встречается с художником Амедео Модильяни. «В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что все остальное… недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц…».
1 / 6
Женщина, лежащая на кровати. Рисунок Амедео Модильяни. Около 1911 года
Поза Ахматовой на этом рисунке могла быть вдохновлена танисским сфинксом, выставленным в Лувре.
Text and photo Richard Nathanson 2015 / richardnathanson.co.uk
2 / 6
Обнаженная в профиль с зажженной свечой. Рисунок Амедео Модильяни. Около 1911 года
Вероятнее всего, на этот рисунок Модильяни вдохновила Анна Ахматова.
Text and photo Richard Nathanson 2015 / richardnathanson.co.uk
3 / 6
Голова с шиньоном. Карандаш. Рисунок Амедео Модильяни. Около 1911 годаText and photo Richard Nathanson 2015 / richardnathanson.co.uk
4 / 6
Анна Ахматова в образе акробата. Рисунок Амедео Модильяни. Около 1911 годаText and photo Richard Nathanson 2015 / richardnathanson.co.uk
5 / 6
Рисунок Амедео Модильяни. Около 1911 годаText and photo Richard Nathanson 2015 / richardnathanson.co.uk
6 / 6
Голубая кариатида, стоящая на коленях. Рисунок Амедео Модильяни. Около 1911 года
Исследователи полагают, что, в отличие от большинства анонимных кариатид Модильяни, лицо этой принадлежит Анне Ахматовой.
Text and photo Richard Nathanson 2015 / richardnathanson.co.uk
Начало июля. «Я приехала в Слепнево прямо из Парижа, и горбатая прислужница в дамской комнате на вокзале в Бежецке, которая веками знала всех в Слепневе, отказалась признать меня барыней и сказала кому-то „К слепневским господам хранцужанка приехала“».
В Слепневе. Анна Ахматова (в центре), Мария Кузьмина-Караваева (слева от Ахматовой), Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (справа от Ахматовой) и другие. 1911 год
Ок. 15 июля. С Гумилевым Ахматова отправилась на именины В. Д. Кузьмина-Караваева в усадьбу Борисково (недалеко от Слепнева). «В никаких цирковых программах я не участвовала. А когда все в Подобине и Дубровке валялись на сеновале, может быть, раза два и демонстрировала свою гибкость. У Веры Алексеевны был, по-видимому, довольно далеко зашедший флирт с Николаем Степановичем, помнится, я нашла не поддающееся двойному толкованию ее письмо к Коле, но это уже тогда было так не интересно, что об этом просто не стоит вспоминать».
22 декабря. Во Владикавказе покончил жизнь самоубийством Михаил Линдеберг, юноша, влюбленный в Ахматову. Почти через два года, после самоубийства поэта Всеволода Князева (май 1913-го), несчастно влюбленного в подругу Ахматовой, Ольгу Глебову-Судейкину, Ахматова напишет стихотворение, посвященное гибели обоих юношей, — «Высокие своды костела…».29 декабря. В Сан-Ремо (Италия) умерла Мария Кузьмина-Караваева. «НС был действительно влюблен в Машу и посвятил ей весь первый отдел „Чужого неба“».