Кольцова, мира михайловна
Содержание:
Детство и юность
Алексей Васильевич Кольцов родился 3 (15) октября 1809 года в старинном русском городе Воронеже. Его отца Василия Петровича Кольцова хорошо знали в городе как солидного домовладельца, занимавшегося не менее солидным делом — прасолом, или скупкой и торговлей скотом. Кроме того, он брал в аренду земли под посев зерновых, скупал большое количество леса под сруб и вообще был человеком предприимчивым, жестким и азартным. Полной противоположностью мужу была мать Алексея Кольцова Прасковья Ивановна, урождённая Переславцева, тихая, добрая женщина, не получившая даже начального образования. В семье были и другие дети, но все они были либо намного старше, либо намного моложе Алексея.
В 11 лет мальчик поступил в двухклассное уездное училище, проучившись в нем около полутора лет. Образование сына не стояло в числе приоритетов его властного и сурового отца, и когда ему понадобился помощник, чтобы управляться со скотом, он, не долго думая, забрал сына из училища. Вся сознательная жизнь поэта впоследствии была связана с преодолением глубокой внутренней драмы истинного таланта и того отупляющего образа жизни торговца-прасола, которым он был от рождения.
К этому времени Алексей уже успел пристраститься к чтению. Сначала сказки, а потом и более серьезные произведения вошли в обыденное и серое существование сына купца из провинции, раскрасив эту жизнь удивительными красками и заполнив ее новыми смыслами и идеями. Его самый близкий друг Варгин (история сохранила для нас это имя), умирая, оставил Кольцову свою большую коллекцию книг. Это было настоящее сокровище, буквально обрушившееся на молодого поэта, целый мир, который он жадно впитывал всем своим естеством.
В то время судьба сводит его с воронежским продавцом книжной лавки Дмитрием Кашкиным, человеком умным, начитанным, увлеченным русской словестностью. Он подбирал для Кольцова подходящие книги из своей библиотеки, формируя тем самым его литературный вкус, и, по-видимому, стал для начинающего поэта первым настоящим учителем и советчиком в его литературном творчестве.
Портрет в юности
Память
В Воронеже
Именем А. В. Кольцова названы сквер, гимназия, библиотека, Воронежский государственный академический театр драмы и улица в Воронеже.
Могила А. В. Кольцова
Могила А. В. Кольцова сохраняется в Литературном некрополе недалеко от Воронежского цирка. На надгробии ошибочно приведена дата смерти Алексея Васильевича. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.
Гравюра первого надгробия на могиле А.В. Кольцова
Надгробный памятник на могиле Колльцова (до реконструкции)
Надгробный памятник на могиле А.В.Кольцова в Воронеже (после реконструкции)
Могила_отца_А_В_Кольцова
Могила матери А В Кольцова
Памятник на могиле сестре А.В.Кольцова (Воронеж)
Одна из сторон памятника на могиле А.В.Кольцова
Памятники А. В. Кольцову
В Кольцовском сквере в 1868 году установлен бюст поэта. Памятник поэту в 1976 году установлен также на Советской площади Воронежа. Последний в 2020 году демонтирован с площади, и в 2020 году установлен на Кольцовском бульваре Кольцовской улицы.
Памятники А. В. Кольцову в Воронеже
Бюст Алексея Кольцова в центре Воронежа, 28.06.2009
Памятник Алексею Кольцову
Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова
Государственный Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова
В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Воронежскому государственному драматическому театру было присвоено имя Алексея Васильевича Кольцова. За год до этого главный режиссёр театра Фирс Ефимович Шишигин поставил спектакль «Алексей Кольцов» по одноимённой повести В. А. Кораблинова. Премьера состоялась в мае 1958 года. Воронежский писатель и журналист Валентин Ющенко писал в то время:
19 июня 1958 года в рамках Декады профессионального и самодеятельного искусства Воронежской области в Москве спектакль «Алексей Кольцов» был показан на сцене театра имени Вл. Маяковского. Многие актёры после этого были награждены почётными званиями.
В других населённых пунктах
Именем поэта названо село Кольцово (бывшее — Сергиевское) в Калужской области.
Кольцовская улица в Таганроге переименована (бывшая Выгонная) в честь поэта в 1909 году.
В честь поэта в 1981 году в Святошинском районе Киева назван бульвар.
Сын-бунтовщик
Между тем, короткого школьного периода хватило Алексею Кольцову для того, чтобы пристраститься к чтению и познакомиться с людьми, разделяющими такие же интересы. И, подчинившись отцу и занимаясь малоинтересными ему торговыми делами, Алексей не пожелал отказаться от своих увлечений.
Молодой Алексей Кольцов в кругу семьи
Его поддержал приятель, сын купца Варгина, не разделявшего взглядов Василия Петровича Кольцова на образование, и имевшего небольшую личную библиотеку. Сын разрешил товарищу пользоваться ею, а потом завещал ему свои книги (Варгин-младший умер молодым).
Помог юноше и крупный воронежский книготорговец Дмитрий Кашкин. Он держал в своем доме нечто вроде литературного клуба, и в течение 5 лет разрешал Кольцову бесплатно пользоваться своей личной (весьма богатой) библиотекой. Немало дала Кольцову дружба с семинаристом Андреем Сребрянским – позже он оставил семинарию, учился в университете и сумел заинтересовать друга философией.
«Кольцов со стадом в степи», художник В.Шаврин, 1954 г.
Вопреки политике семьи, будущий поэт Алексей Кольцов и сам покупал книги. Он тратил на них средства, выдаваемые на развлечения и сладости. Таким путем в его руки попал поэтический сборник И. Дмитриева, сделавший его поэтом.
Фильмография
- 1989 — Секретная океанская помойка (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1990 — «Военная тайна» (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1990 — «Две руки» (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1990 — «Как Ниночка Царицей стала» (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1991 — Маленькая Колдунья (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1992 — «Глаша и Кикимора» (Союзмульфильм)- композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1992 — «Братья по разуму» (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1992 — «Чудаки» (Кристмас филмз) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1992 — «Дошел» (Кристмас филмз) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1992 — «Пятая Нога» (Крисмтас филмз)- композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1994 — «Жили-были» (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1995 — «Считалка для троих» (Союзмульфильм) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1995 — «Про бокс» (Союзмульфильм — «Фитиль») — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1996 — Телефильм о Государственном хореографическом ансамбле «Березка» — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 2000 — «Новые приключения Карандаша и Самоделкина» (Союзмульфильм)- композитор, исполнитель, аранжировщик
- 2008 — «Как помирились Солнце и Луна» (Пилот) — композитор, исполнитель, аранжировщик
- 1989 — «Барашек» — исполнитель, аранжировщик
- 1990 — «Иванушко» — исполнитель, аранжировщик
- 1990 — «Крылатый, лохматый и масляный» — исполнитель, аранжировщик
- 1990 — «Стихи с бегемотом» — исполнитель, аранжировщик
- 1991 — «Мисс Новый Год» — исполнитель, аранжировщик
- 1991 — «Приключения кузнечика Кузи 2» — автор и исполнитель инструментального саундтрека
- 1996-97 — Анимационные ролики (более 20-ти) для канала Муз-ТВ — продюсер, автор и исполнитель инструментального саундтрека
Рождение таланта
Когда это произошло, Кольцову было около 16 лет. Он оказался под таким сильным впечатлением, что начал активно изучать творения других поэтов, а также сам попытался создавать нечто подобное. Никаких знаний по теории и методике стихосложения у него не было, и условий для творчества тоже. Писать приходилось чуть ли не в седле, наблюдая за гуртами скота.
Первые стихи Кольцова были явно подражательскими – он пытался «повторять» своего любимого Дмитриева, а также Дельвига, Жуковского и Пушкина. Но природный вкус позволил ему и на таких сочинениях отточить стиль и проявить свою одаренность. Вероятно, первым пробу пера молодого поэта оценил все тот же Дмитрий Кашкин.
Белинский и Кольцов, критик и поэт
В 1830 году воронежского поэта впервые напечатали. Правда, узнать, что опубликованы произведения именно Кольцова, было непросто – их, без указания авторства, разместил в своем сборнике некто В.И. Сухачев. Но в том же году молодого литератора посетила и удача – среди покупателей скота оказалась богатая дворянская семья Станкевичей. Так поэт-самородок познакомился с Николаем Владимировичем Станкевичем – историком, философом, общественным деятелем, заметной персоной в литературных кругах.
Станкевич получил сильное впечатление от знакомства с Алексеем Кольцовым, и немедленно принял меры – опубликовал в 1831 году подборку его стихотворений в «Литературной газете», с указанием имени автора и со своим благожелательным предисловием (а это кое-что значило в глазах читающей публики). Кроме того, он ввел Кольцова (бывавшего в столице по торговым делам) в круг московских и петербургских литераторов. Несколько лет постоянных наездов в Москву и Петербург изменили творческую судьбу Кольцова и заметно повлияли на его биографию.
Алексей Кольцов читает стихи в гостиной у Плетнева
Вокруг Станкевича группировался целый кружок (в него входил и Белинский, и так познакомились будущие друзья). Его участники все отнеслись к Кольцову с уважением и интересом. Они способствовали публикации его стихотворений в нескольких популярных изданиях («Телескопе», «Молве» и других), а в 1835 году нашли средства для издания отдельного небольшого сборника поэта.
Творчество Алексея Кольцова полностью базировалось на фольклорной основе, у него были примитивные рифмы (а иногда вовсе рифм не было), но в его стихах отображалась особая моральная чистота человека, готового довольствоваться малым. Не будучи крестьянином, Кольцов отразил в своих произведениях мировоззрение лучшей части русского крестьянства. И «великие» (хорошо образованные, влиятельные литераторы из высших слоев) сумели понять и оценить его талант и личность. Кольцов был в хороших отношениях с Одоевским, Жуковским, Пушкиным. Александр Сергеевич обеспечил Кольцову публикацию в «Современнике». Литераторы даже прозвали любимую воронежским поэтом пятисложную строку «кольцовской».
Кольцов и Пушкин, Жуковский и Кольцов (фрагменты картин)
На родине его тоже оценили. После столичных публикаций в губернии выяснили, что у них появилась знаменитость – поэт Алексей Кольцов. Воронеж был горд известностью земляка, а местный губернатор стал почитателем его творчества. После того, как в 1837 году в город приехал Жуковский (в качестве учителя совершающего «воспитательное путешествие» наследника престола) и много общался с Кольцовым, престиж поэта в глазах земляков уже не вызывал сомнений.
Творчество
Ранние поэтические опыты Алексея Кольцова представляют подражания стихотворениям Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Козлова, Хераскова и других поэтов; в этих произведениях поэт только ещё нащупывает собственную художественную манеру. Но и среди них уже налицо такие стихотворения, в которых нельзя не видеть будущего творца песен. С другой стороны, попытки писать в духе книжной поэзии наблюдаются у Кольцова до самой смерти, вперемежку с песнями, да и среди последних некоторые ближе к книжным формам, чем к той специфической манере, в которой можно видеть особенности кольцовского стиля. Другой жанр Кольцова — думы, которые по форме схожи с его песнями, а по содержанию представляют своеобразную поэтическую философию. Познакомившись мельком с философскими спорами столичных друзей, главным образом в кружке Белинского, Кольцов пытается уяснить себе в думах мировые проблемы. Любимым стихотворным размером зрелого Кольцова был пятисложник, который (в дань памяти поэту) стиховеды нередко обозначают как «кольцовский пятисложник».
Творческий подъём
Вторую свою поездку в Москву, а затем в Петербург А. В. Кольцов совершил в 1836 году. Его, выходца из мещанской семьи, ласково принимают в самых известных домах обеих столиц. Среди его новых знакомых В. Ф. Одоевский, А. А. Краевский, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Н. И. Надеждин, композитор Ф. Н. Глинка, художник А. Г. Венецианов. Стихи поэта с успехом печатаются в лучших столичных журналах. В это же время Алексей Васильевич знакомится с А. С. Пушкиным, перед которым благоговеет. На смерть своего кумира в 1837 году поэт напишет стихотворение «Лес», в котором через эпические образы передаст всю силу и величие пушкинского гения.
В родном Воронеже слава Кольцова достигла немыслимых высот, когда к нему в 1837 году с визитом заехал сам Жуковский, сопровождающий цесаревича в путешествии по России. И хотя влиятельные знакомые сына не раз помогали Василию Петровичу Кольцову в делах, отец по-прежнему недоволен литературной деятельностью Алексея. С великим неудовольствием суровый глава семейства отпускает поэта в Москву в 1838 году. На этот раз Алексей Васильевич не занимается прасольскими делами, а предается приятному времяпрепровождению: посещает театры и музеи, подолгу беседует с Белинским, занимается философией. По совету друга-критика Кольцов приступает к написанию своих знаменитых «дум». Его литературный талант, так долго томившийся в «оболочке» скучного купеческого быта наконец-то достигает расцвета.
Последняя поездка Алексея Васильевича в столицу относится к 1840 году. Невыгодно завершив отцовские дела и потратив вырученные от продажи скота деньги, Кольцов впадает в глубокое уныние и с тяжелым сердцем возвращается в Воронеж. Здесь его ждут унылые серые будни, нескончаемые отцовские упреки и… новая любовь.
Награды и звания
- Заслуженная артистка РСФСР (5 марта 1971 года) — за заслуги в области советского хореографического искусства
- Народная артистка РСФСР (14 июля 1978 года) — за заслуги в области советского хореографического искусства
- Народная артистка СССР (18 августа 1989 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и плодотворную общественную деятельность
- Народная артистка Украины (19 апреля 2004 года) — за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю плодотворную творческую деятельность
- Народная артистка Республики Северная Осетия — Алания ()
- Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (21 декабря 2012 года) — за цикл программ, направленных на сохранение наследия Н. С. Надеждиной.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (14 июля 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 октября 1998 года) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Ветеран труда»
- Почётная грамота Президента Российской Федерации (30 апреля 2014 года) — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность
- Благодарность Президента Российской Федерации (21 сентября 2002 года) — за большие заслуги в развитии отечественного хореографического искусства
- Медаль Дружбы (Вьетнам, )
- Почётная грамота Правительства Москвы (17 ноября 2003 года) — за большие творческие достижения в развитии хореографического искусства
- Медаль «За выдающийся вклад в развитие китайско-российских отношений» (КНР), ()
- Памятный знак «За выдающийся вклад в развитие российской культуры и сотрудничество» (2005)
- Золотой орден «Служение искусству» (Международная Академия Культуры и Искусства, )
- Медаль и Международная премия Святых Равноапостольных Братьев Кирилла и Мефодия (Московская Патриархия и Славянский фонд России, )
- Приз «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» (журнал «Балет», 2001)
- Орден Святой Екатерины
- Орден «Миротворец» (Pax Tecum)
- Орден «Во славу Отечества»
- Орден «За вклад в культуру»
- Орден «Содружество»
- Медаль имени П. Вирского (Украина)
- Нагрудный знак «Почётный пограничник»
- Лауреат Международных фестивалей «Spring Friendship art festival» (Корея)
- Именная Звезда на Площади Славы Отечества в Москве (2011)
- Почетный гражданин города Майами (США)
- Почетный ветеран Подмосковья
- Член Союза театральных деятелей (с )
- Действительный член Международной Академии информатизации (2002)
- Академик Международной Академии Культуры и Искусства (2010)
- Академик Международной Академии Меценатства (2010)
Смерть
Алексей Кольцов скончался в возрасте Христа осенью 1842 года. Причиной смерти стало обострение туберкулеза, усугубленное равнодушием семьи. Отец не давал денег на лечение, младшая сестра Анисья, готовящаяся к свадьбе, усиливала страдания больного курением благовоний и шумной беготней с подружками. Мещанское окружение травило Алексея как загнанного зверя. Только мать и медик Малышев с участием относились к угасающему литератору. Надгробие над могилой в Воронежском некрополе содержит ошибку в дне смерти Кольцова.
Биография поэта легла в основу двух художественных фильмов – «Песня о Кольцове» (1959) и «На заре туманной юности» (1997). В Воронеже донскому самородку установлены 2 памятника, причем более ранний (бюст работы А. А. Кюи) – один из первых российских монументов литераторам вообще.
Памятник Алексею Кольцову в Воронеже / Dmitry Bulgakov, Википедия
Интересный факт: обе скульптуры «кочевали» по городу – бюст развернули на 180 градусов и перенесли на несколько метров вглубь сквера, а 10-метровый гранитный памятник, выполненный И. А. Савичевым, через 20 лет после установки переместился с Советской площади к драматическому театру, носящему имя поэта.
Художники (особенно земляки стихотворца) продолжают создавать портреты Алексея Васильевича. Как правило, живописные полотна воспроизводят диалог Кольцова с «солнцем русской поэзии» («Встреча Пушкина с Кольцовым» Г. А. Гончарова; «Пушкин и Кольцов» В. П. Криворучко; «Иль у сокола крылья связаны» И. Е. Лопатина), пробуждение в юном прасоле поэтического вдохновения («Юность поэта» Г. А. Гончарова; «Рождение песни» М. И. Лихачева), общение литератора-самоучки с родной природой («Кольцов в Донских степях» Г. А. Гончарова).
Путь к успеху
Развитию кольцовского таланта в немалой степени поспособствовал воронежский книгопродавец Кашкин. Человек образованный и умный, Кашкин всячески поощряет юного поэта, даёт ему дельные советы по написанию стихов, разрешает безвозмездно пользоваться своей библиотекой. Благодаря покровительству старшего товарища Алексей Васильевич познакомился с творчеством М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, И. Ф. Богдановича. В начале 1830-х г.г. Кольцов входит в культурный круг Воронежа и сближается с семинаристом А. П. Серебрянским, под влиянием которого обретает вкус к философскому мышлению. Рождаются первые серьёзные произведения – «Молитва», «Божий мир», «Великая тайна».
Дальнейшее будущее поэта определила счастливая случайность. Н. В. Станкевич, купец Воронежской губернии, владелец винокуренного завода, куда местные торговцы скотом загоняли свои стада для кормления бардой, однажды долго ждал своего камердинера. Явившийся наконец слуга объяснил своё опоздание тем, что за ужином заслушался песнями вновь прибывшего прасола Кольцова и в доказательство привёл несколько оставшихся в памяти куплетов. Заинтригованный помещик загорелся желанием познакомиться с поэтом-скототорговцем. При личной встрече Алексей Васильевич передал Н. В. Станкевичу тетрадку своих стихов, и тот в 1831 году опубликовал на страницах «Литературной газеты» несколько произведений. В своём рекомендательном письме Николай Владимирович представляет Кольцова, как « самородного поэта, который нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогой, ночью, сидя верхом на лошади». Так на литературном небосклоне зажглась новая звезда…
В мае того же 1831 года А. В. Кольцов по отцовским делам впервые выезжает в Москву, где знакомится с людьми из окружения Станкевича, в том числе и с В. Г. Белинским, ставшим впоследствии его ближайшим другом. В московском «Листке» поэт публикует несколько стихотворений. В 1835 году выходит первый печатный сборник Кольцова, в который вошли такие известные произведения, как «Размышления поселянина», «Не шуми ты, рожь», «Сельская пирушка». Кстати, В. Г. Белинский принял это издание без особого сочувствия, но признал в воронежском прасоле «талант небольшой, но истинный».
Детство и юность
Алексей Кольцов родился осенью 1809 года в зажиточной семье воронежского мещанина, отличавшегося крутым нравом. Мать поэта не владела грамотой. И Василий Петрович Кольцов, занимавшийся преимущественно перегонкой мелкого рогатого скота по донским степям и торговлей, и его жена Прасковья Ивановна прожили свыше 75 лет и пережили сына Алексея. Точное число детей прасола (так тогда называлось занятие Кольцова-старшего) неизвестно.
Родители Алексея Кольцова / Википедия
Алеша, пристрастившийся в уездном училище к чтению, казался чужим в суровой патриархальной семье, не имевшей книг и относящейся к сочинительству как к глупой дворянской забаве. По словам Белинского, в среде Кольцовых крестьянская грубость дополнялась мещанской гордыней. Через полтора года отец забрал мальчика, освоившего азы грамматики и арифметики, из учебного заведения – счел, что полученного образования сыну достаточно.
Будущий поэт продолжал жадно читать: пользовался библиотекой приятеля, купеческого сына Варгина, и тратил на книги деньги, выдаваемые на лакомства. В дальнейшем удовлетворять страсть к чтению парню безвозмездно помогал воронежский книготорговец Кашкин. Особенное впечатление на юного Кольцова произвели сборник восточных сказок «Тысяча и одна ночь» и поэзия Ивана Дмитриева.
Портрет Алексея Кольцова в молодости / Mikhail Terebenev, Википедия
Первые стихи Алексей сочинил в 16 лет. Впоследствии стихотворец рассказывал Белинскому о потрясении, охватившем его южной ночью, когда слова, бродившие в голове, и чувства, теснившиеся в груди, вдруг соединились в поэтические строки. Огромное влияние на формирование Кольцова-поэта оказали студент Андрей Сребрянский и профессор воронежской семинарии Вельяминов, а заезжий проходимец Сухачев ухитрился издать дебютные стихотворения Алексея под своим именем.
Ссылки
- Ирина Анисимова (интервью с Мирой Кольцовой). . Новые Известия (8 декабря 2011). Дата обращения: 3 мая 2012.
- Соня Бакулина (интервью с Мирой Кольцовой). . Jewish.ru (1 апреля 2011). Дата обращения: 3 мая 2012.
- Ида Ким (интервью с Мирой Кольцовой). . Газета «Коммунар» (17 марта 2011). Дата обращения: 3 мая 2012.
- Виктор Тамарин (интервью с Мирой Кольцовой). . Московский Комсомолец (17 февраля 2010). Дата обращения: 3 мая 2012.
- . РИА Новости (21 декабря 2008). Дата обращения: 3 мая 2012.
- . VESTI.RU (21 декабря 2008). Дата обращения: 3 мая 2012.
- Ольга Конодюк. . ШколаЖизни.ру (7 декабря 2008). Дата обращения: 3 мая 2012.
Личная жизнь
В браке Алексей Васильевич никогда не состоял, но романтические чувства ему были знакомы. В 18 лет поэт испытал первое сердечное томление, влюбившись в крепостную своего отца, добрую и красивую девушку Дуняшу. Однако Василий Петрович счел недопустимым союз сына с прислугой и в одну из своих деловых поездок продал Дуняшу донскому помещику. От горя Алексей заболел и едва не умер. Едва оправившись от нервной горячки, безутешный юноша пытался вернуть возлюбленную, но поиски оказались напрасными. По слухам Дуняша не то вышла замуж, не то зачахла от тоски. Свою боль от душевной раны Кольцов сполна излил в стихах «Первая любовь», «Ты не пой, соловей», «Последняя борьба», «Измена суженой».
Оказавшийся неудачным первый любовный опыт оставил глубокий след в душе поэта. Отец не раз пытался женить Алексея, предлагая ему самые выгодные партии, но тот чурался невест, будто чёрт ладана. Как потом напишет В. Г. Белинский в посмертной статье о Кольцове: «…обаять и покорить эту сильную натуру могла только женщина с сильным характером, которой страсти и воля не останавливались перед деревянным болваном общественного мнения, перед лицемерным судом безнравственных моралистов, глупых умников и невежественных глупцов». И такую женщину Алексей Васильевич встретил, вернувшись из своей последней поездки в Москву. Варвара Григорьевна Лебедева – купеческая вдова, статная, полная жизни и огня красавица сумела растопить лёд в сердце поэта. Рядом с ней, обожавшей достаток и веселье, Кольцов вновь начал улыбаться и строить планы на будущее. В своём письме к Белинскому он описывает предмет своего обожания размашисто, не жалея красок: «С меня ростом, брюнетка, стройна до невероятности, хороша чертовски, умна, образованна порядочно, много читала, думала, страдала, кипела в страстях. Голубые большие глаза, чёрные брови, тело – мрамор, тёмно-русые волосы, коса – шёлк, дивная коса, ножки лучше нет в Воронеже, и что больше – она меня немножко любит». Интересен тот факт, что Лебедева и Кольцов были знакомы с юности. В 1829 году Алексей даже писал стихи для милой Вареньки («Послание В. Г. О.). Настоящей же страсти суждено было вспыхнуть спустя годы.
Преисполненный радужных надежд поэт планирует перебраться с новой возлюбленной в Петербург, к Белинскому, вот только средств на переезд нет ни у него, ни у неё. Именно материальные трудности предопределили печальный исход этих отношений. Вскоре Лебедева соглашается стать компаньонкой состоятельного помещика и отправляется к нему в поместье. Кольцов отпускает свою Варвару без единого упрека и даже оправдывает её не слишком благовидное решение: «Она права, что уехала: чем же ей было жить. Не воздухом же питаться». Горе по утраченной любви поэт выплакал в проникновенном стихотворении «Разлука», впоследствии положенном на музыку А. Л. Гурилевым. Жить ему остаётся несколько месяцев.
Биография
Мира Кольцова родилась 21 декабря 1938 года в Москве.
Окончила хореографическое училище при ГАБТ СССР (ныне — Московская государственная академия хореографии) (—) и театроведческий факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИСа) (—).
Свою творческую деятельность начала в 1957 году в Государственном академическом хореографическом ансамбле «Берёзка», где служит уже шестьдесят лет. В течение первых двадцати лет являлась ведущей солисткой ансамбля, исполнявшей все сольные балетные партии. В 1978 году заняла должность первого помощника народной артистки СССР Надежды Сергеевны Надеждиной — основателя ансамбля «Берёзка». С 1979 года, после смерти Н. С. Надеждиной — художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля. В 1982 году ею была создана программа памяти Надежды Надеждиной.
С 1987 года ансамбль выступает с программой, в которой множество постановок его нового художественного руководителя. В совершенстве овладев стилем и хореографической пластикой ансамбля «Берёзка», она умело использует это в подготовке и выпуске новых постановок и программ, много работает по воспитанию нового поколения артистов ансамбля, обогащая их профессиональное мастерство передачей им всех тонкостей исполнительского стиля и хореографических традиций «Берёзки», выступления которой за эти годы видели десятки миллионов зрителей в России и более чем 80-ти странах на пяти континентах земного шара.
В разные годы была главным балетмейстером декад русского искусства в Киеве, Варшаве, Софии, Белграде, Берлине. В 1996 году была главным балетмейстером фестиваля «Славянский базар» в Витебске, а в дни юбилейных торжеств, посвящённых 850-летию основания Москвы — церемонии закрытия и спектакля-дивертисмента «Москва на все времена» в Лужниках ().
Помимо широкой концертной деятельности участвует в благотворительных акциях, занимается популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры. Любит классическую и оперную музыку, русскую литературу XIX—XX веков, политическую и историческую публицистику.
С 2002 года — профессор кафедры народного танца Московского государственного университета культуры и искусств.
Судьба воронежского поэта
Но получилось так, что краткая биография Кольцова оказалась насыщенной неудачами. Стихотворения, пусть и напечатанные, и одобренные мэтрами литературы, не имели никакого значения в глазах властного отца. Василия Петровича интересовал только заработок, а его-то сын в дом не приносил. Мало того, в 1840 году он завершил деловые предприятия в столице с явным убытком, и глава семейства был в бешенстве.
Не везло Алексею Кольцову и в личном плане. В молодости он влюбился в Дуняшу — девушку крестьянского происхождения, бывшую служанкой в их доме. Но глава семейства вновь решил все по-своему. Не желая «мезальянса», он во время очередной поездки сына силком выдал служанку замуж за донского казака из отдаленной станицы. Склонный к рукоприкладству муж возлюбленной поэта вскоре насмерть забил несчастную женщину. Вернувшийся домой Алексей был поставлен перед фактом и тяжело воспринял случившееся, едва не умерев от сразившей его горячки. Тоска по Дуне вдохновила Кольцова на создание ряда стихотворений.
Незадолго до собственной смерти Алексей Васильевич повстречал другую любовь – купеческую вдову Варвару Лебедеву. Голубоглазую брюнетку с тонкой талией он считал воплощенным совершенством и тратил на нее последние деньги, усугубляя отношения со своим отцом. Но вскоре Варвара уехала из Воронежа, став содержанкой офицера.
Ко всему этому добавились серьезные проблемы со здоровьем. Чахотка мучила поэта в течение года. Отец отнесся к неожиданной напасти равнодушно и не желал давать денег на лекарства. Лишь мать и приходящий к Кольцову доктор относились к нему с сочувствием. 29 октября (10 ноября) 1842 года «поэт-мещанин», «поэт-прасол» Кольцов Алексей Васильевич умер тихо и незаметно.
Поэзия
Хотя стихи Алексея Кольцова о природе зачастую включают в хрестоматии для детей, в творчестве поэта нет ничего адресованного малолетней аудитории. Многие произведения литератора («Молитва», «Могила») проникнуты глубокой скорбью.
Ранние стихотворения Алексея Кольцова были подражанием творчеству Жуковского, Дельвига и Пушкина. Однако в лучших произведениях поэт волшебным образом воплощал в авторской лирике народную поэзию. Для творчества Кольцова, как и для русского фольклора, характерны напевность и использование парной связки слов («грусть-тоска», «степь-трава», «воет-завывает»). Неслучайно многие стихотворения поэта стали песнями.
Алексей Кольцов в гостях у Пушкина. Рисунок Петра Бореля / Газета «Воронежский кульер», Википедия
Наиболее удачными стихотворениями Кольцова являются «Не шуми ты, рожь», «Косарь» и «Урожай». Глеб Горбовский считал литератора уникальным певцом аграрного труда. Безыскусные стихи Кольцова, в которых рифмы либо отсутствовали, либо были примитивно-глагольными, высоко ценил автор «Евгения Онегина», принявший донского самородка в Петербурге в 1836 году. В память о поэте литературоведы называют любимый им размер «пятисложником Кольцова».