Яншин, михаил михайлович

Биография[править | править код]

Михаил Яншин родился в Юхнове Смоленской губернии (ныне в Калужской области) в семье банковского служащего.

Учился в Москве: в 1909—1916 годах — в Ольховском городском реальном училище, в 1916—1919 — в Комиссаровском техническом училище, а в 1919 году стал студентом Высшего технического училища.

В 1919 году пошёл добровольцем в РККА.

В 1922 году поступил во Вторую студию МХАТ, а в 1924 вместе с другими молодыми студийцами (в частности, с Николаем Хмелёвым, Михаилом Кедровым и Борисом Ливановым) был принят в труппу МХАТа, актёром которого оставался до конца жизни.

Первыми заметными ролями актёра в Художественном театре стали Добчинский в «Ревизоре» и лакей Петрушка в «Горе от ума». Но знаменитой (а не «звёздной») для него оказалась роль Лариосика в пьесе «Дни Турбиных». В театре сыграл 50 ролей.

Впоследствии, оставаясь актёром МХАТа, работал в других театрах. Совместно с другими режиссёрами ставил спектакли в Московском мюзик-холле (1931), Центральном театре Красной армии (1932), Театре сатиры (1937). С 1934 по 1939 год был художественным руководителем Московского театра ЦК профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР, с 1937 по 1941 год руководил театром «Ромэн», с 1950 по 1963 год был главным режиссёром Московского драматического театра имени К. С. Станиславского.

Гастролировал в составе МХАТа в Чехословакии, Польше, Англии, Франции, США, Болгарии.

По его инициативе во МХАТ был приглашён Олег Ефремов.

Начиная с 1920-х годов, наряду с работой в театре много снимался в кино.

Один из артистов «Союзмультфильма», озвучивший героев множества мультфильмов. Часто работал с сёстрами Брумберг, написал для них сценарий мультфильма «Ночь перед Рождеством».

Работал на радио. В 1975 году состоялась премьера его звуковой книги «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает».

Михаил Михайлович Яншин скончался 17 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Личная жизнь

  • Первая жена (1926—1933) — Вероника Витольдовна Полонская (1908—1994), актриса театра и кино
  • Вторая жена (1934—1942) — Надежда Сергеевна Киселёва (Ляля Чёрная) (1909—1982), актриса театра «Ромэн». Заслуженная артистка РСФСР (1960). Ушла к Николаю Хмелёву.
  • Третья жена (с 1955) — Нонна Владимировна Мейер (1922—2017), актриса Драматического театра имени К. С. Станиславского.
  • Племянник — Александр Леонидович Яншин (1911—1999), учёный-геолог, академик АН СССР (1958).

Болел за московский футбольный клуб «Спартак».

Театр

Известность пришла к Яншину в 1926 году после спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Он играл 19-летнего Лариосика, который приехал из Житомира к Турбиным. 5 октября 1926 года состоялась премьера. В молодости все имеет значение. Успех молодому артисту предсказал кумир – Иван Михайлович Москвин, который сказал:

Михаил Яншин в роли Лариосика в спектакле «Дни Турбиных»

Слова оказались пророческими. С первого появления Лариосика полюбили как герои булгаковской пьесы, так и зрительный зал. Спектакль шел на сцене МХАТа 998 раз и только 8 раз Яншин не выходил на сцену в связи с болезнью. Остальные постановки сыграны с его участием и всегда успешно.

Во МХАТе Яншин сыграл более 50 разноплановых ролей. Артист от Бога, он умел перевоплощаться и целиком отдаваться образу. Менялся весь его облик и внутреннее состояние. Если нужно было сыграть старика, он тут же становился стариком.

Михаил Яншин на сцене

5 лет репетировал спектакль Булгакова «Мольер», который ставил Станиславский, а выпускал Немирович-Данченко. Сыграли 7 раз. В газете «Правда» появилась статья, уничтожавшая Булгакова и спектакль. Как стало известно позднее, она была напечатана по личному указанию Сталина.

Оставаясь верным МХАТу, Яншин сотрудничал и с другими театрами. Ставил спектакли в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной Армии, Театре сатиры. 5 лет был худруком Московского театра Центрального Комитета Профсоюза рабочих Мебельной и Музыкальной промышленности СССР.

Михаил Яншин в спектакле «Платон Кречет»

В 1937 году Яншина назначили главным режиссером театра «Ромэн». 4 года работал в цыганском театре с артистами, которые приходили прямиком из табора. Зачастую это были малограмотные или неграмотные люди. Они приносили песни и танцы. Яншин вспоминал, что в них было много искреннего и целомудренного, настоящего, которое теряется в сценических вариантах.

В 1969 году Яншин сыграл в спектакле «Нахлебник» Василия Семеновича Кузовкина. Роль была сложная, но ему удалось представить ее триумфально.

Михаил Яншин в спектакле «Школа злословия»

В 1950 году Михаил Яншин стал главным режиссером театра имени Станиславского. Здесь он трудился 13 лет, при этом никуда не уходя из МХАТа. Здесь поставил «Грибоедова», «Чайку», «Бесприданницу» и другие спектакли. Работая в театре Станиславского, Яншин открыл актера Евгения Леонова. Он разглядел в стеснительном юноше будущего любимца публики. Леонов, как и учитель, дебютировал в роли Лариосика.

Яншин, один из немногих корифеев театра, принял и поддержал прогрессивные изменения, которые принес во МХАТ новый руководитель Олег Ефремов.

Личная жизнь

Личная жизнь актера напрямую связана с театром. В момент первого успеха Михаилу Яншину было 24 года. Вместе со славой пришла любовь. Его избранницей стала самая красивая студентка МХАТа, дочь актера немого кино Витольда Полонского – Вероника

По фото того времени и сегодня понятно, чем привлекла девушка внимание молодого артиста

Михаил Яншин и Вероника Полонская

На тот момент Веронике было 18 лет. Молодые люди венчались в церкви. Шафером у молодоженов был Михаил Булгаков. А спустя 3 года Вероника Полонская влюбилась во Владимира Маяковского. Именно она была с ним в то утро, когда поэт выпустил пулю в сердце. О романе жены Яншин узнал из газеты. Конечно, брак, как союз любящих людей, перестал существовать. Официальный развод оформили в 1933 году.

Михаил Яншин и Ляля Черная

Спустя год Яншин женился во второй раз. В прошлом женщина известна в Москве как первая актриса цыганского театра. Фильм «Последний табор» принес ей всенародную славу.

Этот брак тоже распался. Артистка влюбилась в мхатовского актера Николая Хмелева. В 1942 году Яншин и Киселева (Ляля Черная) развелись. Что примечательно, Михаил Михайлович сохранил с бывшей женой дружеские отношения и даже стал крестным ее сына, рожденного в браке с Хмелевым.

Михаил Яншин и Нонна Мейер

Яншин по-настоящему любил Лялю. После смерти Хмелева помогал ей в работе и даже вернул в репертуар спектакли с ее участием. Спустя какое-то время бывшие супруги попытались восстановить отношения, но ничего не вышло.

Работая в театре Станиславского, Яншин поставил спектакль «Чайка», в котором Машу сыграла его будущая третья жена Нонна Мейер. Этот брак дал артисту покой и необходимую заботу. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, супруги были по-настоящему счастливы.

Фильмы

Фильмография актера почти такая же обширная, как и количество ролей в театре, а если отнести сюда и мультфильмы, в которых он озвучивал персонажей, то гораздо больше.

Михаил Яншин в фильме «Каторга»

В 1928 году Михаил Яншин снялся в первом фильме «Каторга» в роли телеграфиста. После этого появились: «Ревизор», «Последний табор», «Свадьба», «Двенадцатая ночь», «Большая перемена». В 1937 году Яншин получил орден «Знак почета».

Во время войны снялся в двух фильмах: «Первая Конная» и «Боевой киносборник №7». После войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Одной из ярких называют критики роль попечителя богоугодных заведений Земляникина в фильме «Ревизор» 1952 года.

Михаил Яншин в фильме «Ревизор»

Через 14 лет после первого успеха в спектакле «Дни Турбиных» Яншин сыграл в комедии нравов «Школа злословия». Фильм представляет собой сатиру на английское общество 18 века. В 1970 году Михаил Михайлович снялся в первом детском фильме «Как мы искали Тишку».

Отдельной строкой в творчестве Михаила Яншина идет работа с «Союзмультфильмом». Артист приложил руку к озвучке мультфильмов, счет которым идет на десятки. Советским детям хорошо знаком его голос, ведь он озвучивал крота в мультфильме «Дюймовочка», царя в «Вовка в Тридевятом царстве», быка в «Козленке, который считал до десяти» и многих других любимых персонажей.

Михаил Яншин в фильме «Как мы искали Тишку»

В 1960 году на экраны вышел цветной музыкальный фильм-сказка «Морозко». Михаила Яншина пригласили озвучить старичка-боровичка, которого играла Галина Борисова.

Последний кино-спектакль – «Соло для часов с боем» (О. Заградника). Прочтя пьесу впервые, Яншин увидел в ней потенциал. Спектакль и фильм имели успех. За эту работу артиста удостоили Государственной премии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector