Марк захаров
Содержание:
- Биография Захаровой
- Обыкновенное чудо (1978)
- Деятельность в кинематографе и на телевидении.
- Убить дракона (1988)
- Формула любви (1984)
- Личная жизнь Марка Захарова
- Фильм третий: «Обыкновенное чудо»
- Выбор жизненного пути
- Фильм шестой: «Формула любви»
- Марк Захаров: путь к бессмертию
- Спектакль — Вальпургиева ночь (2017)
- Юнона и Авось (1983)
- Смена фамилии
- Захарова, Александра Марковна
- Литературное наследие Захарова
- Проснись и пой (1974)
- Театр
Биография Захаровой
Александра Марковна родилась 17 июня 1962 г. в трех местах сразу. Так указывает Википедия, и у меня нет оснований ей не верить. Вот они: Москва, РСФСР, СССР. Далее сразу же идет длиннейший перечень наград и заслуг перед Отечеством. Народная артистка Российской Федерации — этого звания она удостоена в 2001 году.
Детство Александры проходит за кулисами театра. Как же иначе, если отец, известный всему миру режиссер и мать, актриса Нина Лапшинова, живут театром, это их дом и семья. Гастроли маленькая Саша не пропускает, она ездит с родителями по стране, раз и навсегда в ее сердце поселяется самая большая любовь ее жизни. И наплевать на злопыхателей, один раз приняв решение, Захарова своему призванию не изменяет. Она много читает, но только художественную литературу, школьные учебники навевают тоску.
По окончании средней школы поступает в Щукинское училище. В 1983 его заканчивает и получает сразу пять предложений из столичных театров. Это ли не показатель несомненных актерских способностей, юная Александра не теряется в массовке даже в начале карьеры, индивидуальность и талант не скроешь.
Однако выбор сделан уже давным-давно. Ее манит Ленком, без него она свое будущее не видит. Но Марк Анатольевич не спешит принять дочь в труппу. Он проводит тайное голосование, и только получив одобрение большинства, зачисляет в актерский состав театра.
С тем, чтобы долгих 10 лет использовать ее исключительно в массовках. Это ли не испытание для молодой, подающей надежды актрисе. Но она с честью его выдерживает, понимает всю сложность положения отца и ничего для себя не просит.
Положение спасает Глеб Панфилов. Будучи режиссером спектакля «Гамлет» он утверждает Захарову на роль Офелии. И не ошибается с выбором. Ключевая женская роль в спектакле доверена молодой актрисе, риск был немаленький. Тот, кто знаком с этим произведением не понаслышке, понимает, о чем я пишу. Александра справляется, ее, наконец, замечает публика и оценивает критика. Огромный успех первой роли открыл для нее сцену. Захарову вводят в сложнейшие спектакли самых известных драматургов. Это и классика: Чехов, Островский, Гоголь, Ибсен, а также современные авторы — Венедикт Ерофеев, Владимир Сорокин и многие другие.
Но кто сегодня ходит в театр? Разве могла Александра Марковна заслужить всенародное признание, если бы осталась при своем отце и Ленкоме? Даже блистательные театральные роли, запомнившиеся истинным ценителям искусства, никогда не принесли бы ей широкой известности. Она так и осталась бы папиной дочкой, в таком случае переубедить московский жестокий бомонд было бы гораздо сложнее.
Для всех телезрителей Александра ассоциируется в первую очередь с аферисткой из картины «Криминальный талант», ну и селянкой из «Формулы любви». Хотя ролей у Захаровой в кино насчитывается немалое количество — около 40, среди которых, несомненно, есть не менее удачные. Но так часто бывает, что самая яркая, лучшая роль как бы затмевает все последующие. Саша Рукояткина (Криминальный талант, 1988 г) дала зрителю главное — понимание того, насколько разнообразен внутренний мир молодой актрисы, она сумела в одной роли прожить сразу несколько, перевоплощение было поразительное.
Сегодня Александра Захарова по праву является примой театра имени Ленинского Комсомола, в кинематографе она снимается не так часто, как хотелось бы рядовому зрителю, ее можно увидеть в сериалах и картинах:
- Неравный брак (сериал).
- Счастье ты мое (сериал).
- Не одинокие (сериал).
- Следы на песке (фильм).
Обыкновенное чудо (1978)
Комедия, Мелодрама, Мюзикл, Советский фильм, Фэнтези
tagМаги и Волшебники, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Евгений Шварц
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов
На свете жил бессмертный волшебник, который влюбился в смертную женщину. Бессмертный волшебник и молодая женщина поженились, но волшебник знал что скоро, по его меркам, женщина состарится и умрет, а ему после этого придется коротать вечность в одиночестве. Волшебник придумывает для своей жены красивую сказку, он превращает лесного медведя в молодого юношу, для того чтобы вернуться в свой лес, юноша должен быть поцелован принцессой. Принцесса целует медведя, но юноша не спешить вновь становиться медведем, ведь он успел полюбить прекрасную принцессу.
Деятельность в кинематографе и на телевидении.
Не менее успешно складывалась и деятельность Захарова в кино. Первые пробы в кинорежиссуре относятся к 1972-му году в фильме-сказке «Стоянка поезда – 2 минуты». Затем свет увидели такие его работы, как «Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо». Абсолютно все эти киноленты до сих пор находятся на устах и с успехом периодически показываются на различных телевизионных каналах. Мало того, фразы из них, такие, к примеру, как, произнесенная персонажем Семена Фарады «Хочешь большой и светлой любви?… Тогда приходи сегодня вечером на сеновал…», уже давно ушли в народные массы и используются обычными людьми в их повседневной жизни.
Как личность, обладающая множеством талантов, Марк Захаров успел также оставить свой творческий след и на телевидении. Под его началом на «голубые» экраны по всей стране выходили такие телеспектакли, как «Две комедии Бронислава Нушича» (1969 г.), «Пир во время чумы» (1974 г.), «Именем Земли и Солнца» (1981 г.), «Диктатура совести» (1988 г.), «Ва-Банк» (2004 г) и многие другие. Среди одних из последних телевизионных работ следует отметить «Женитьбу» (2012 г.), «Пер Гюнт» (2012 г.) и «Небесных странников» (2014 г.).
Убить дракона (1988)
Драма, Советский фильм, Фэнтези
tagПро драконов, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Евгений Шварц
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Александр Абдулов, Александра Захарова, Франк Мут
Каждый год на протяжении нескольких веков жестокий Дракон, правящий городом, получал от него новую жертву – молодую и красивую девушку, и жители, повздыхав, продолжали славить своего тирана. Доблестный рыцарь Ланцелот, попавший в город, вызывает Дракона на бой, но, оказывается, его подвиг никому не нужен: горожане привыкли к звероящеру и не желают свободы. После поединка, подсчитав отрубленные головы Дракона и нигде не найдя раненого рыцаря, они приписали победу бургомистру и зажили по-старому. И только Эльза, спасенная девушка, продолжала верить, что Ланцелот вернется, чтобы убить дракона в каждом из горожан.
Формула любви (1984)
Комедия, Мелодрама, Советский фильм
tagHD 1080, tagHD 720, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Алексей Николаевич Толстой
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Александр Абдулов, Нодар Мгалоблишвили, Александра Захарова
Загадочного графа Калиостро некоторые считают шарлатаном, другие же – чудом, посланным с небес. Однажды жителям российской глубинки выпала неожиданная честь принять графа в качестве гостя. Алексей и его тетушка, как радушные хозяева, окружают заботой не только графа, но и всех, кто путешествует вместе с ним. Среди прибывших есть одна молодая красавица, Мария Ивановна, которую Калиостро намерен влюбить в себя. Хозяин же дома, Алексей, тоже не без странностей. Он воспылал страстью к статуе и мечтает ее оживить. Однако, краткий визит графа докажет ему, что любовь между живыми людьми куда более прекрасна.
Личная жизнь Марка Захарова
Любовь всей своей жизни Марк Захаров встретил во время учёбы в ГИТИСе, Нина Лапшинова училась на один курс младше. Однажды смешливая и симпатичная Нина, отвечавшая за выпуск студенческой газеты, подошла к Марку, решив попросить его нарисовать карикатуру.
Марк Захаров и Нина Лапшина в молодости
Семейная легенда Захаровых гласит, что Марк в тот же вечер пошёл провожать Нину домой и впервые поцеловал её возле её дома под пожарной табличкой с надписью «Б8», которую он снял в память об этом событии. Табличка навсегда стала главным экспонатом семейного мини-музея, она символизировала начало долгой и счастливой любви Марка Захарова и Нины Лапшиновой.
Молодой Марк Захаров с женой и дочкой
Брак режиссёра продолжался 58 лет, до смерти Нины Тихоновны в 2014 году. В фильме своего мужа Лапшинова появилась всего лишь один раз, в картине «12 стульев» она сыграла роль супруги отца Фёдора.
Супруги были счастливы в браке на протяжении 58 лет
Виктор Мережко, друживший с Захаровым, отмечал, что в семейной жизни авторитарный и вспыльчивый нрав Марка Анатольевича уравновешивал мягкий и покладистый характер его жены Нины Тихоновны. Единственная дочь режиссёра Александра родилась в 1962 году, но внуков она своему отцу не подарила. Александра Захарова стала актрисой, в 2001 году была удостоена звания Народной артистки РФ.
Дочь Марка Захарова Александра: в детстве и сейчас
Фильм третий: «Обыкновенное чудо»
В этом фильме Марк Захаров, кажется, собрал все то, что любил больше всего:
- за основу взята пьеса Евгения Шварца, которого режиссер любил невероятно и именно по его пьесам снял и поставил лучшие свои проекты;
- в главной роли снялся Олег Янковский – носитель тех самых, любимых Захаровым, вторых планов: Марка Анатольевича подкупала двойственность характера в Янковском, когда зритель до самого конца не может определиться со своими чувствами к герою – сопереживать ему или сомневаться в нем;
- здесь есть волшебник, который создает волшебный мир внутри нашего, реального, и это прием тоже очень любил Марк Захаров;
- здесь есть песни Геннадия Гладкова;
- а еще в этом фильме больше театра, чем художественного кино, и театр был самой большой любовью режиссера.
Поклонников «Обыкновенного чуда» приглашаем пройти тест и вспомнить крылатые фразы из фильма.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Фото: kinopoisk.ru
Выбор жизненного пути
Из биографии Марка Захарова следует, что с выбором профессии он определился далеко не сразу. Интерес к драматическому искусству у него возник еще в детстве, что во многом является заслугой матери. Марк изучал актерское мастерство в детских театральных студиях, играл в любительских спектаклях.
После окончания школы молодой человек намеревался продолжить образование в инженерно-строительном институте имени Куйбышева, но не набрал необходимое для поступления количество баллов. Далее молодой человек попытался стать студентом Военно-инженерной академии, однако его не взяли из-за обвинений в адрес отца.
Сложно предположить, чтобы он делал дальше, если бы не вмешательство матери. Именно Галина Сергеевна посоветовала сыну поступать в театральный вуз. Семейная легенда гласит, что женщине приснился вещий сон, благодаря которому ей открылось призвание Марка.
Фильм шестой: «Формула любви»
За основу фильма взята повесть Алексея Толстого, сильно переработанная Григорием Гориным. Это, конечно, настоящий хит, прекрасная и яркая музыкальная комедия, и даже те, кто никогда не видел ни одного фильма Захарова, уж песню «Уно моменто» слышали точно.
И, пожалуй, об этой самой «Неаполитанской песне» стоит сказать подробнее. В большинстве фильмов Захарова герои исполняют песни Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима, и этот фильм – не исключение. Но для «Неаполитанской песни» стихи написал сам Геннадий Гладков. Юлий Ким много смеялся по этому поводу, потому что поздравляли с замечательной песней как раз его.
Текст песни – набор цитат из настоящих итальянских песен, не имеющих никакого отношения к переводу, который озвучивает в фильме Жакоб. На самом деле перевод первого, к примеру, куплета, звучит примерно так: «Море, красивая женщина, / Какая красивая песня, / Знай, что я люблю тебя, всегда люблю / Красивая женщина, море. / Верить, петь / Дайте мне момент, / Который мне больше нравится. — Один, один, один, один момент, / Одно, одно, одно чувство, / Один, один, один комплимент / Это таинство, таинство, таинство».
Кадр из фильма «Убить дракона». Фото: kinopoisk.ru
Марк Захаров: путь к бессмертию
Марк Анатольевич Захаров скончался 28 сентября 2019 года, не дожив до собственного 86-летия буквально несколько дней. Ушел из жизни великий человек, и вместе с ним ушла целая эпоха. Уже, к сожалению, давно нет в живых многих из тех звезд, у кого учился, с кем дружил и даже некоторых тех, кто был взращен под крылом Марка Захарова. Их нет, но великие творения остались с нами и продолжают радовать даже сейчас, спустя многие десятилетия.
И вместе с ними в образах собственных героев живут и знаменитые актеры не столь давнего прошлого. Вот Семен Фарада устами сыгранного им персонажа предлагает отведать большой и чистой любви на сеновале невинной, но красивой деревенской девушке, прекрасно сыгранной Александрой Захаровой. А вот второй слуга (Абдулов) усмиряет не в меру разбушевавшийся пыл того же самого героя известием о том, что любви не получится, поскольку девушка со своим дядей-кузнецом туда придет. Ничего не выходит также и у их экранного хозяина. Граф Калиостро (Нодар Мгалоблишвили), даже сейчас вот буквально на наших глазах «остается с носом», поскольку на самом деле ничего не смыслит в настоящей любви. Он всегда ведь использовал это чувство исключительно во имя достижения каких-то собственных, чаще всего попросту меркантильных, целей. А вот когда довелось полюбить самому, он, великий маг и всемогущий волшебник, вдруг терпит крах. И тем больнее, тем печальней для его уязвленного честолюбия развивающиеся события, что его противник не какая-то именитая шишка, а простой, практически ничего еще не смыслящий в жизни, парень. Граф, правда, упускает один очень важный нюанс: этот парень умеет любить и способен принимать любовь в ответ. А на что способен Калиостро? Добиваться своего обманным путем?
Фильмы и спектакли Марка Захарова не просто по-настоящему добрые. Они обязательно чему-то учат, служат наставлению зрителя на путь истинный, пусть и сложный, но единственно верный! Любой персонаж, кого ни возьми, даже эпизодический, всегда прописан настолько хорошо, настолько правдиво, что где-то поневоле можно узнать собственного начальника-самодура, сыгранного блистательным Леоновым в роли короля из фильма «Обыкновенное чудо». В другом же месте вдруг начнет прорисовываться образ мечтательного чудака с достаточно амбициозными замашками спасти весь мир, каковым на кинопленке был запечатлен Мюнхгаузен Олега Янковского. А уж «детей лейтенанта Шмидта», таких же точно, как и киногерой Андрея Миронова в фильме «12 стульев», всегда можно было и, есть подозрение, что и в будущем можно будет встретить на наших улицах.
Все без исключения произведения талантливого режиссера навсегда останутся актуальными. Они есть тот самый памятник нерукотворный, который себе воздвиг Марк Захаров. Биография этого человека — один постоянный и непрерывный акт творения, растянувшийся на всю его достаточно продолжительную и в физическом плане, и в творческом аспекте жизнь. И если кто-то из нас все еще задается вопросом о том, как надо жить, то ответ нужно искать в судьбах великих людей прошлого и настоящего. Жизнеописание Марка Анатольевича является ярким примером, образцом, достойным и подходящим для подражания в любых обстоятельствах, в любых условиях, в каких только может оказаться человек!
Марк Захаров. Я оптимист, но не настолько…:
Возможно вам также будет интересно узнать краткую биографию Шекспира.
Спектакль — Вальпургиева ночь (2017)
Драма, Русский фильм, Спектакль
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Игорь Миркурбанов, Александра Захарова, Виктор Раков
Всем хорошо известна пьеса Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». В театральной постановке она дополнена эпизодами из других пьес автора, и в конечном итоге, получился довольно необычный сценарный коктейль. Веничка проживает немного другую судьбу, в отличие от своего книжного визави, он умудряется сбежать из психиатрической клиники, провести время в ресторане и попасть на поезд из Москвы до станции Петушки. Здесь он встречает самых разных людей, разношерстных и не всегда приятных. Типичная дорожная болтовня о политике и философии, приправленная алкоголем и всевозможными байками. С появлением убийц путешествие Венички подходит к концу.
Юнона и Авось (1983)
Драма, Мелодрама, Музыка, Мюзикл, Советский фильм, Спектакль
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов
Как много сказано прекрасных слов о любви, а всё кажется, что недостаточно! Этот фильм – ещё один чудесный гимн любви. Сюжет известный и совсем не оригинальный: немолодой русский граф и юная дочь губернатора Сан-Франциско влюбились друг в друга. Однако им не дано было соединить свои судьбы. Граф, думая, что покидает свою возлюбленную на краткий срок, так и не смог вернуться к ней. А она до последних дней своей жизни осталась верной их любви: «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду …». Сколько в этой истории нежности, искренности, свежести и чистоты!
Смена фамилии
Был ли Марк Захаров при рождении записан Марком Ширинкиным, источники умалчивают. Как и сам режиссер, который в своих воспоминаниях не называет фамилию предков по отцовской линии. Вряд ли стоит всерьез рассматривать версию неблагозвучности, тем более что изначально фамилия имела иное значение. Этимология ее восходит к слову «ширинка» — так в старину называли цельное полотнище, отрезок ткани, полотенце. Согласно «Словарю древнерусских личных собственных имен», в давние времена такую фамилию мог носить человек, занимавшийся ткачеством.
Когда и по какой причине произошла смена фамилии, и Марк стал Захаровым, неизвестно. Это фамилия его деда по матери, Сергея Николаевича, который в Гражданскую войну сражался на стороне Колчака и впоследствии уехал в Австралию.
Захарова, Александра Марковна
Родилась 17 июня 1962 г. в Москве в семье Марка Анатольевича Захарова (род. 1933) и Нины Тихоновны Лапшиновой (1932-2014). Отец – режиссер театра и кино, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком». Мать была актрисой.
В 1983 г. Александра Захарова окончила актерский факультет Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина (ныне — Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова, Москва), где обучалась в мастерской Юрия Катина-Ярцева.
В том же году принята в труппу Московского государственного театра им. Ленинского комсомола (ныне — Московский государственный театр «Ленком»). Была задействована в постановках: «Гамлет» по трагедии Уильяма Шекспира, «Поминальная молитва» и «Шут Балакирев» по пьесам Григория Горина, «Чайка» по пьесе Антона Чехова, «Варвар и еретик» по роману Федора Достоевского «Игрок» и др. В настоящее время занята в спектаклях: «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова, «Попрыгунья» по рассказу Антона Чехова и комедии Аристофана «Птицы», «День опричника» по романам Владимира Сорокина «День опричника» и «Теллурия», «Пер Гюнт» по мотивам драмы Генрика Ибсена, «Ва-банк» по мотивам комедии Александра Островского «Последняя жертва», «Вальпургиева ночь» по мотивам произведений Венедикта Ерофеева, «Женитьба» по комедии Николая Гоголя и «Безумный день, или женитьба Фигаро» по комедии Бомарше. Александра Захарова известна в качестве киноактрисы. Дебютной для нее стала роль Эстер Джонсон в сатирической комедии Марка Захарова «Дом, который построил Свифт» (1982). В дальнейшем снималась в фильмах и сериалах: «Формула любви» по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1984, режиссер Марк Захаров), «Криминальный талант» по повести Станислава Родионова (1988, Сергей Ашкенази), «Серые волки» (1993, Игорь Гостев), «Тонкая штучка» (1999, Александр Полынников), «Другая жизнь» (2003, Елена Райская), «Следы на песке» (2009, Сергей Степанченко) и др. В общей сложности исполняла роли в более чем тридцати фильмах и сериалах.
Народная артистка РФ (2001). Награждена орденами Почета (2007), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012), Александра Невского (2019). Удостоена Государственной премии РФ в области театрального искусства за 1996 г. и за 2002 г., а также премии правительства РФ в области культуры за 2011 г.
Отмечена российской театральной премией «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль» (2001, за роль Екатерины I Алексеевны в постановке «Шут Балакирев»; 2008, за роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба»).
Была замужем за актером Владимиром Стекловым.
Литературное наследие Захарова
На педагогической ниве Марк Захаров дебютировал в 1983 году, когда начал работать в своей родной альма-матер – ГИТИСе профессором кафедры режиссуры.
Еще одной важной вехой в его жизни стала общественная деятельность. С 1973 и по 1991 годы Марк Анатольевич был членом Коммунистической партии Советского Союза
Расстался с данным политическим объединением весьма нестандартным и даже феерическим способом – сжег свой партийный билет во время одного из прямых эфиров программы «Взгляд» на телевидении. В эфире этой же программы буквально за 2 года до того выступил с откровенным заявлением по поводу необходимости захоронения тела Ленина, согласно всем христианским канонам. В том же 1989 году был избран депутатом Верховного Совета СССР от Союза театральных деятелей. Соответственно, являлся действительным членом этого Союза, а также членом Союза писателей Москвы, Союза кинематографистов Российской Федерации, Национальной академии киноискусств и наук России, а также Российской академии кинематографических искусств «Ника». Ему также было присвоено звание почетного члена Российской академии художеств. Наконец, стоит отметить, что Марк Анатольевич принимал активное участие в консультативном Совете по вопросам культуры при Президенте РФ в 1992–1993 годах. Во время правления последних двух Президентов он не был включен в состав данного Совета. Однако свою активную гражданскую позицию продолжал проявлять в других, только что указанных организациях и направлениях.
Интересную страницу биографии Захарова открывает его литературное творчество. В разное время он стал автором нескольких произведений:
- «Старается парень» – юмористический сборник, опубликованный в 1965 году;
- «Смешно и не смешно» – фельетоны и эстрадные монологи, выпущенные в 1968 году;
- «Разгром» – поэма-драма, созданная в соавторстве с Иосифом Прутом, увидела свет в 1970 году;
- «Автоград – ХХІ» – книга выпущена совместно с Юрием Висбором, 1975 год;
- «Контакты на разных уровнях», «Суперпрофессия», «Театр без вранья», «Ленком – мой дом. Лицедейство без фарисейства» – книги, соответственно, 1988-го, 2000-го, 2007-го и 2020 годов публикации.
Проснись и пой (1974)
Комедия, Музыка, Советский фильм, Спектакль
Режиссеры: Марк Захаров, Александр Ширвиндт
В ролях: Георгий Менглет, Нина Архипова, Борис Кумаритов
Этот телеспектакль Московского театра Сатиры был поставлен в 1973 году по одноименной пьесе М. Дярфаша «Проснись и пой!» талантливым дуэтом режиссеров, которые раньше вместе никогда не работали Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, причем у Александра Ширвиндта это был безусловно успешный дебют. Будапешт. Дом семьи Орбок. Пожилая пара, Пишта и Эржи, живут привычным, устоявшимся бытом. Их сын Дьюла ищет себя, он устал от однообразной жизни дома, поучений родителей, он хочет свободы. Неожиданно в доме появляется молодая, обаятельная и веселая Каролла, которой суждено перевернуть жизнь семьи с ног на голову, заставить всех посмотреть на себя новыми глазами, и измениться. Каролла приносит в дом любовь и радость, Дьюла влюбляется в неё, а старый Пишта вновь влюбляется в собственную жену.
Театр
Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.
3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.
В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.
Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.
Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.
В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.
В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».
В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.
Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.
Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.
В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.
Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».
Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.
Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.
13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.