Юрий катин-ярцев
Содержание:
Детские и юношеские годы
На свет будущий артист появился в 1912 году в Москве. По происхождению он потомственный дворянин из-под Рязани.
Юрий в семье оказался единственным ребенком. Мальчик много читал, сильно увлекался театром. С удовольствием Юрий посещал автозаводскую театральную и студию при дворце самодеятельности.
После окончания школы без особых усилий вчерашний школьник поступил в Щукинское училище. Но спустя месяц актер ушел сражаться на фронт, где стал, отличившись, орденоносцем.
Даже на войне Катин-Ярцев не бросил занятий театром. Он сам ставил любительские спектакли, читал своим сослуживцам, приобретая навыки актерского мастерства.
К учебе молодой человек вернулся лишь после завершения сражений. Он закончил выбранное ранее училище.
Юноша застал произведший на него сильное впечатление курс Е. Вахтангова. Бывшему фронтовику удалось найти общий язык со всеми.
Получивший диплом выпускник стал преподавать и поступил на службу в театр на Малой Бронной. Катин-Ярцев впоследствии заслужил славу одного из самых лучших педагогов.
Театр и фильмы
Творческая биография Юрия Васильевича началась в 1950-х, он поступил в Театр на Малой Бронной, который искренне полюбил. На киноэкранах актер появился в советском фильме «Школа мужества», органично вписавшись в компанию признанных творческих светил.
В последующие пару десятилетий Катин-Ярцев живыми выступлениями радовал тысячи людей. В спектаклях, поставленных на сцене талантливыми московскими режиссерами, одаренный выпускник «Щуки» сыграл десятки главных ролей.
В зрелом возрасте, наступившем в середине 1970-х, Юрий вернулся в кинематограф и появился в картине о старине. В драме Элема Климова «Агония» партнерами театрального профессионала стали Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих и Велта Лине.
В тот же период шла работа над советским сериалом о разведке, который сценарист Юлиан Семенов назвал «Семнадцать мгновений весны». Воссоздавая образ ученого Рунге, оказавшегося в застенках гестапо, мастер мгновенного перевоплощения достиг поразительной глубины.
Слава постучалась в дверь актера после фильма «Приключения Буратино», друга папы Карло Джузеппе полюбили взрослые и малыши. Было заметно, что в характер светлого, обаятельного персонажа выдающийся гражданин Страны Советов вложил частицу широкой души.
В дальнейшем в фильмографии Катина-Ярцева появились блестящие эпизоды, сделавшие классические картины признанными шедеврами кино. В «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» актер сыграл роль библиотекаря, а в «Петровке, 38» — неприметного приятеля Арно.
Несомненным успехом Юрия Васильевича стала комедия «Тот самый Мюнхгаузен», за эту работу съемочная группа удостоилась ряда международных призов. Не меньшей популярностью пользовалась кинолента «Трое в лодке, не считая собаки», показанная по телевизору в конце 1970-х годов.
В редких беседах с журналистами, опубликованными в газетах, артист с любовью и вдохновением говорил о маленьких ролях. Он вспоминал выдающиеся проекты «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», «Незваный друг», «Каникулы Кроша» и «На гранатовых остовах».
Юрий Катин-Ярцев в роли Джузеппе в фильме «Приключения Буратино
В 80-х, разрываясь между театром и кинематографом, Катин-Ярцев сыграл Александра Суворова в исторической драме «Багратион». После этого в актерском портфолио появились такие фильмы, как «Отче наш», «Визит к Минотавру», «Приморский бульвар» и «Казенный дом».
В наиболее плодотворный период Юрий Васильевич стал преподавателем, он воспитал и представил зрителям десяток талантливых учеников. Константин Райкин, Наталья Гундарева, Леонид Ярмольник и Яна Поплавская благодаря наставнику присоединились к элите из творческих кругов.
Являясь непревзойденным мастером литературного художественного слова, мужчина ставил моноспектакли с участием известных коллег. Чтецы Юрий Мышкин, Яков Смоленский, Павел Любимцев и Вадим Маратов считали, что исполнитель роли Джузеппе — талантливый уникальный человек.
Катин-Ярцев ходил на работу, пока позволяло здоровье. Он не отказывал режиссерам, предлагавшим роли в кино. Последний фильм «Возвращение “Броненосца”», законченный в середине 1990-х, актеру, отдавшему жизнь искусству, увидеть было не суждено.
Жизнь и дела семейные
В течение длительного времени личная жизнь исполнителя не складывалась удачно. В одиночестве он оставался довольно длительное время.
Женился актер в сорок четыре. В браке у него родился единственный ребенок, сын Михаил. Позднее он стал известным историком, специалистом по исследованиям в области генеалогии.
Известность Юрия Васильевича как педагога обеспечил его индивидуальный подход к каждому из студентов. Все ученики помнят мастера.
Они рассказывают, что на курс он брал всех, каждому подбирал роли и отличался предельными тактичностью и деликатностью. Так, по воспоминаниям Е. Симоновой, именно такой подход стал определяющим в ее будущей актерской карьере.
Огромное значение для педагога имело мастерство художественного чтения, он подолгу проводил репетиции мизансцен. Огромное значение Юрий Васильевич придавал чтению классики. Он активно участвовал в телеэкранизациях романов. Ученики помнят преподавателя как внимательного, отзывчивого и доброго педагога.
Знаменитый артист покинул мир в 1994. Зрителям запомнилось его творчество по небольшим ролям. Но именно Катин-Ярцев поднял искусство эпизода на уровень профессионального мастерства.
Благодаря изумительному характеру друзей у Юрия Михайловича было очень много. Потому и в брак, вероятно, он вступил столь поздно. Во многом поклонники информацией о знаменитом отце обязаны именно единственному сыну актера.
Преподавание и игра
Ученики же полагают, что более всего актер напоминает себя самого в образе дворецкого Томаса. Да и кинокартина о Мюнхгаузене принесла исполнителю и преподавателю подлинные известность и признание.
Чрезвычайно высоко оценивается работа Юрия Васильевича в экранизации произведения В. Распутина «Прощание с Матерой». Особенно хорошо удавались исполнителю персонажи людей наивных и простых. Но учениками отмечено, что образы под силу Катину-Ярцеву были самые разные, благодаря многогранности преподавателя-актера.
Особенно драматичным получился персонаж редактора Достоевского, простого служащего, искренне желающего помочь Федору Михайловичу. Небольшая роль особенно запомнилась актеру.
Юрий Васильевич был всегда занят. Он много играл в театре, снимался в кино, преподавал. В жизни своих студентов актер принимал живейшее участие. Жизнь Катина-Ярцева от театральной и училищной оказалась неотделимой.
В число наиболее знаковых киноработ актера вошли «Агония» и «Прощание». Он исполнил в первой ленте Пуришкевича, члена Государственной императорской думы, страстного, волевого и весьма властного человека.
Актерская игра сделала экранную личность незаурядной во всех отношениях: красноречивой и энергичной. В «Прощании» Катину-Ярцеву персонаж достался философский. Он сыграл пожилого и непростого человека.
С детства умел зарабатывать
Кстати, в этом году у фильма тоже юбилей: 45 лет. Стало быть, во время съемок Катину-Ярцеву было 54 года. И именно «Приключения Буратино» сделали актера известным на всю страну. Полтора десятка прежних работ не могли принести ему такой славы, какую принес Сизый Нос — старый столяр, взявший в руки полено, чтобы сделать ножку для стола или еще что-нибудь…
Роль-то небольшая. Но запомнили Катина-Ярцева и взрослые, и дети. По крайней мере, в лицо его и сегодня знают многие из тех, кто был советским ребенком.
Стать артистом Юра готовился с детства: много читал, посещал две театральные студии. И в детстве же начал сам зарабатывать. За каждое написанное от его имени письмо дедушка давал мальчику пятачок. И Юра тратил его не на мороженое или газировку, а на очередную книгу. В 8 лет он остался без отца (Василий Нилович был потомком дворян Рязанской губернии, работал бухгалтером), который умер от тифа. Мать поднимала Юру одна. Так что баловать сына было особо не на что.
Статья по теме
Уникальный дуэт. Папанов и Миронов сыграли свои лучшие роли в паре
Последние статьи
-
Как роль Лени Голубкова сыграла злую шутку с актером, и почему символ эпохи 1990-х жил впроголодь: Владимир Пермяков сегодня, 09:19 -
Что поразило Петра I в Амстердаме, и зачем он приказал приезжать в Петербург с камнями 1.12.2021, 23:42 -
Почему так пугают и при этом пользуются популярностью куклы реборн — точные копии младенцев 1.12.2021, 21:42 -
Самые креативные народные арт-объекты из России, которые оценили интернет-пользователи 1.12.2021, 20:56 -
Как дочь простого смотрителя маяка прославилась на всю Америку и круто изменила свою жизнь: Айда Льюис 1.12.2021, 18:08 -
В особняке Тюдоров с мрачным прошлым обнаружили тайную комнату с загадочными настенными росписями 1.12.2021, 16:45 -
Как проходили самые громкие королевские разводы: Долгое ожидание, компенсация за хорошее поведение и другие нюансы 1.12.2021, 14:19 -
Музыка любви композитора Эннио Морриконе длиной в 70 лет 1.12.2021, 12:06 -
Последняя любовь Александра Градского и тайная женитьба на молодой возлюбленной незадолго до смерти 1.12.2021, 10:47 -
+1 Инженер-железнодорожник, яхтсмен, однолюб, примерный семьянин: Малоизвестные ипостасти Гарика Сукачева 1.12.2021, 09:23
Все статьи
Путь к вершинам мастерства
С середины пятидесятых начались киноработы. Одной из первых стала картина В. Басова «Школа мужества». После дебюта последовали роли небольшие, оставшиеся без внимания критики зрителя.
Признание пришло после пятидесяти. Образ Джузеппе в киносказке о Буратино принесла Катину-Ярцеву всеобщую любовь. Персонаж стал самым популярным в кинобиографии. Далее последовали знаковые, пусть и небольшие, образы гренадера в музкомедии «Трое в лодке не считая собаки», астронома в «Семнадцати мгновениях весны». Зрителям запомнились яркие герои.
Наибольшая известность досталась работе в киноленте Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В ставшем культовом фильме Юрий Васильевич перевоплотился в Томаса, дворецкого. Искренний и бескорыстно верящий во все чудачества эксцентричного хозяина Томас зрителю оказался очень симпатичен.
Он единственный не поверил в мнимую гибель барона. Роль стала наиболее знаковой благодаря переданных актером простоте, наивности и трогательной преданности героя. Знаковые роли Особенно высоко ценил Катин-Ярцев свою небольшую работу в исторической кинокартине о Багратионе.
Ему досталось воплощение на экране образа знаменитого русского полководца Александра Суворова. Между собою и им исполнитель находил нечто общее, поэтому мастеру удалось настолько правдоподобное воплощение личности Александра Васильевича.
Потомок дворянского рода
Актер в юности | Фото: kino-teatr.ru
Юрий Васильевич был человеком, который вокруг себя распространял ауру интеллигентности, порядочности. Понятие интеллигентности в русском понимании – это обязательно порядочность, это не просто интеллектуальный человек интеллектуального труда, но еще и особые какие-то качества морали. Мне кажется, он был высочайше порядочный человек. Вообще, тогда Щукинское театральное училище в своем педагогическом составе имело несколько людей уникальных не только по дарованию, но и по своим человеческим качествам. Это были лучшие люди театрального мира, такие аристократы духа
Быть требовательным к себе и снисходительным к другим
Режиссеры любили работать с актером. Да и как было не любить: он был органичен в любой роли, хотя в основном ему предлагали эпизоды. Он просто знал, что делать и как. И выполнял свою работу безупречно. В конце концов, не он ли вырастил в своей мастерской плеяду «народных»? Гундарева, Райкин, Богатырев, Смехов, Симонова… Его ученики превосходили его по известности, регалиям, даже по любви зрителей. Они снимались много и в главных ролях. А он учил, воспитывал, был для них отцом, советчиком. И просто добрым человеком, к которому можно было подойти с любой проблемой, бедой. И который часто плакал из-за того, что обидели… кого-то из его учеников.
Со студентами Юрий Васильевич занимался до последнего. Даже когда уже не мог выходить из дома — ребята приходили к нему сами. Понимая, что такого учителя больше не будет. Попасть на курс Катина-Ярцева считалось большим везением.