Юлия борисова: что стало с настасьей филипповной из «идиота» пырьева

Тайна скопцов

Мы немного знаем про семью Рогожиных: это богатые петербургские купцы, глава семейства умер, оставив два с половиной миллиона наследства, а дом их, «большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеле­ного», находится на Гороховой улице. На нем князь Мышкин видит табличку с надписью «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина». Звание почетного гражданина освобождало жителей города от рекрутской повин­но­сти, телесных наказаний и подушной подати. Но самое главное — это был знак престижа. В 1807 году были установлены особые правила для купцов: чтобы получить такое звание, нужно было 20 лет состоять в первой гильдии, а затем подать особое прошение в Сенат. Получается, что Рогожины либо достаточно старый купеческий род, либо же крайне успешный и не стесняющийся требо­вать себе почестей.

Еще при деде Парфена Рогожина комнаты в доме снимали скопцы, проповедо­вавшие аскетизм и безбрачие. Последнее подтверждалось и закреплялось буквально оскоплением — как мужским, так и женским. Секта существовала во многом благодаря покровительству со стороны известных купеческих семей, ценивших деловые качества скопцов. Сектанты держали меняльные лавки, но простым разменом денег не ограничивались, выполняя почти весь воз­мож­ный спектр банковских операций, в том числе по хранению денег. Специаль­ного и строгого законодательства для регулирования такой деятельности не было, и это открывало простор для серых финансовых операций. А бла­го­даря отказу от всех возможных страстей и вредных привычек скопцы были надежными партнерами.

Община скопцов в Якутии. Конец XIX — начало XX века

Связь со скопцами может быть указанием как на то, что состояние Рогожиных отчасти накоплено с помощью незаконных схем, так и на то, почему отец семьи так обозлился на сына Парфена, когда тот потратил деньги на укра­шения для Настасьи Филипповны. Это не просто потеря богатства, но еще и поступок во имя плотской страсти.

Биография Достоевского — кратко и самое главное

Ф.М. Достоевский

Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию.  Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.

Сам автор вспоминает: «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.

После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.

В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.

В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».

Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.

Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.

В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Для справки
*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855)

Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Для справки
*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.

Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».

изображение смертной казни — расстрел

Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.

Прототип Настасьи Филипповны Барашковой

Настасья Филиппова — женщина гордая, умная и красивая, однако судьба её сложна и трагична с самой юности. Настолько, что ничем хорошим её история не может закончиться по определению. В романе дан её типаж, но лишь внешнего сходства для актрисы, решившейся воплотить этот образ в кино, будет совершенно недостаточно. Эта роль на грани сумасшествия, а иногда и за ней.

Несмотря на всю смелость сравнений её с реальными людьми, некоторые специалисты считают, что у Барашковой всё-таки был прототип

Это возлюбленная Фёдора Михайловича Аполлинария Прокофьевна Суслова, с которой он имел неосторожность пройти путь от любви до ненависти. Она могла превратить одновременно и в кошмар, и в радость жизнь любого, кто находился рядом

Собственно, так впоследствии произошло и с её официальным супругом Василием Розановым.

Аполлинария Прокофьевна Суслова

Тайна доктора Б-на

Восемнадцатилетний юноша Ипполит Терентьев болен чахоткой. При первом знакомстве с Мышкиным и другими героями романа в Павловске он расска­зы­вает всем, что умирает:

Позже он сознается, что солгал:

Так зачем же он сказал неправду, кто такой Б-н и почему так важно было имен­но его мнение? Б-н — это Сергей Петрович Боткин, один из самых известных петербургских терапевтов того времени. В 1860-м Боткин защитил диссер­тацию, стал профессором и в возрасте 29 лет возглавил терапевтическую кли­нику, открыв при ней научную лабораторию

В разные годы у него лечились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Несколько раз к Боткину обращался и Достоевский. В 1867 году, в котором происходит действие романа, попасть на прием к знаменитому врачу было непросто. Он много работал в клинике, сократил личную практику и принимал пациентов вместе со студентами, наглядно объясняя методы и принципы работы.

Сергей Боткин. Около 1874 года

Достаточно быстро у Боткина появилась репутация врача, который никогда не ошибается, хотя коллеги по цеху и журналисты пытались этот образ раз­венчать. В 1862 году якобы допущенная им ошибка едва не стала сенсацией. В клинику поступил молодой мужчина, у которого Боткин заподозрил тромбоз воротной вены. По тем временам это было смелое предположение — такая болезнь подтверждалась только после вскрытия, а диагностировать и лечить тромбоз тогда не умели. Терапевт предсказал мужчине скорую смерть. Время шло, пациент оставался жив, продолжая мучиться. Он протянул более 120 дней под постоянным наблюдением Боткина, пережил операцию, но потом все-таки умер. При вскрытии патологоанатом извлек воротную вену, в которой был тромб

Упоминая в разговоре Боткина, Ипполит пы­та­ется убедить своих собеседников, что действительно скоро умрет, и привлечь их внимание

Любовь Варягина — первая в истории исполнительница роли Настасьи Филипповны. Фильм «Идиот» (1910)

Первая экранизация романа случилась еще в эпоху немного кино в Российской империи в 1910 году. До этого Петр Чардынин уже экранизировал произведения Гоголя и Лермонтова и теперь решился на Достоевского. Фильм представлял из себя сюжеты, не всегда связанные между собой, из десяти ключевых сцен романа.

Любовь Варягина была певицей и актрисой московского Театра Ф.А. Корша и в короткий период с 1909 по 1911 годы сыграла ряд главных ролей в немом кино. Кстати, она же первой воплотила образ Татьяны Лариной на экране.

Первая экранизация романа «Идиот», 1910 года. Любовь Варягина в роли Настасьи Филипповны (слева)

Тайна золотых кистей

Рогожин в начале романа, рассказывая о том, что случилось с их семьей после смерти отца, ругается на своего брата и грозит ему уголовным преследованием.

Согласно уголовному кодексу XIX века, у Рогожина действительно была воз­можность (пусть и небольшая) избавиться от родственника и претендента на наследство.

Святотатство, к которому относилась и кража церковного имущества, считалось преступлением в России с XVIII века. За святотатство ссылали в Сибирь — срок ссылки зависел от характера преступления. Например, за похищение иконы из церкви давали пятнадцать лет, за кражу из церковного хранилища — 6–8 лет, и т. д.

Но гроб отца Рогожина, судя по всему, находился в их доме в Петербурге — поэтому брат смог срезать золотые кисти ночью. Преступление произошло не в церкви и не в церковном помещении, а потому суд интересовало вовсе не святотатство, а предмет кражи. И тут главный вопрос в том, когда это все произошло — до отпевания или после. Если после, то покров — освященный предмет, который использовался в церковном обряде: обрезание кистей обер­нулось бы каторгой. Если же до, то с помощью хорошего адвоката брат смог бы избавиться от обвинений Парфена.

Сэцуко Хара — японская Настасья Филипповна

Кадр из фильма «Идиот» (1951), режиссер Акира Куросава

Много позже, в 1975 году, Акира Куросава снимет фильм с участием советских актеров «Дерсу Узала» и завоюет нашему кинематографу еще один «Оскар». А в 1951 году он уже был известным режиссером и наконец-то смог экранизировать свой любимый роман «Идиот». Куросава был почитателем русской классики:

Однако с сюжетом он поступил очень вольно, перенеся его действие в послевоенную Японию, за что не раз подвергся критике и, как ни странно, именно у себя на родине.

Сэцуко Хара, сыгравшая в фильме главную роль, была настоящим символом японского кино, очень востребованной в его «Золотой век» — 50-е годы.

Тайна смертной казни

Ожидая приема у Епанчиных, князь Мышкин заводит беседу о смертной казни с их камердинером:

Далее князь начинает фантазировать о мыслях приговоренного к смерти в последние минуты перед казнью. Однако в 1860-е годы смертная казнь в России существовала. Согласно Уложе­нию о наказаниях уголовных и исправительных 1866 года, смертная казнь на­значалась за такие преступ­ления, как бунт против верховной власти, утаивание факта прибытия из мест, где буйствует чума, государственная измена, покуше­ние на императора. В том же 1866 году был казнен Дмитрий Каракозов, пытав­шийся убить Александра II, а член революционного кружка «Организация» Николай Ишутин приговорен к смерти (правда, потом это наказание было заменено пожизненным заключением). Ежегодно российские суды приго­варивали к казни 10–15 человек.

1 / 2

Николай Ишутин. 1868 годoldserdobsk.ru

2 / 2

Илья Репин. Портрет Дмитрия Каракозова перед казнью. 1866 годWIkimedia Commons

Конечно, рассказ князя Мышкина о казни и его фантазия о последних минутах приговоренного — это история самого Достоевского, осужденного на смерть в 1849 году. Наказание ему заменили на каторгу, но «последние минуты» перед смертью ему пришлось пережить.

Почему же князь Мышкин заявляет, что смертной казни в России нет? Конеч­но, едва приехав из Европы, он мог не знать, что происходит в стране. Но поче­му же другие герои, живущие в Петербурге и окрестностях, соглашаются с ним и удивляются рассказам о заграничных экзекуциях? Ошибка ли это? Нет, не ошибка. Достоевский намеренно искажает реальность, чтобы поделиться своим опытом и в то же время избежать проблем с цензурой. Красочные опи­сания казни в России и переживаний русского приговоренного могли не про­пустить в печать, а если бы и пропустили, публикация обернулась бы пробле­мами. В начале 1860-х годов Достоевский уже с этим столкнулся. В журнале «Время», который он издавал вместе с братом Михаилом, вышла статья Ни­колая Страхова «Роковой вопрос» про Польское восстание. Уже после публи­кации текст сочли провокационным, и журнал был закрыт.

Тайна осла

Князь Мышкин у Епанчиных. Кадр из фильма «Идиот». Режиссер Иван Пырьев. 1958 год

В гостях у Епанчиных князь Мышкин рассказывает, что после обострения падучей его отправили в Швейцарию:

В этот момент сестры Епанчины начинают смеяться, поясняя, что они сами и видели, и слышали осла. Для жителей Центральной России в XIX веке осел был диковинным животным. Узнать, как он на самом деле выглядит, можно было из книг — например, из описаний путешествий по среднеазиатским регионам и южным странам. В Петербурге ослов наравне с дикими козами и другими редкими экспонатами помещали в зверинцы — небольшие пере­движные или стационар­ные зоопарки того времени.

Зато читающая публика знала, что осел — это дурак и символ глупости. Из ба­сен, переводившихся с французского, образ глупого животного пере­ко­чевал в другие литературные жанры и переписку. До 1867 года слово «осел» упо­треб­лялось исключительно как ругательство. Поэтому в разговоре Мыш­кина с княжнами и возникает путаница

Князь искренне рассказывает Епан­чиным о важном для него событии, а барышни издеваются, практически прямо на­зы­вая его дураком — никакой двусмысленности в их речи нет. Мышкин не оби­жается, фактически в первый раз на страницах романа стерпев прямое неза­служенное оскорбление

Фильмы

В кино Юлия Борисова снималась мало. В 1958 году актриса снова сыграла Настасью Филипповну в экранизации романа Федора. Достоевского «Идиот». Картина вышла на экраны в том же 1958 году. До сих пор игра актрисы и сам фильм считаются гениальными, лучшей экранизации романов Достоевского еще не было.

В 1969 году зрители увидели картину «Посол Советского Союза», в которой Борисова сыграла главную роль — Елену Кольцову. Прототипом героини стала Александра Коллонтай, знаменитая женщина-дипломат.

Режиссер фильма Георгий Натансон категорически отказался снимать какую-либо другую актрису. Он долго уговаривал Борисову. Георгию Натансону это удалось, когда режиссер кратко и емко описал героиню фильма: умница, красавица, дочь генерала, участница революции и теоретик любви. После последних слов Юлия Константиновна рассмеялась и согласилась.

Последней работой Юлии Борисовой в кино стал фильм «Иркутская история», в котором актриса сыграла гулящую Вальку. Фильм вышел на экраны в 1973 году. Режиссеры предлагали Юлии Борисовой разные роли, но актриса отказывалась, потому что не было человеческого масштаба, который мог заинтересовать артистку.

Юлия Борисова в роли Кручининой (кадр из фильма-спектакля «Без вины виноватые)

Это вовсе не означало, что актриса перестала появляться на телеэкранах. Юлия Борисова играла в фильмах и спектаклях. Уже в следующем году телезрители увидели актрису в главной роли Эпифании в экранизации спектакля театра имени Вахтангова «Миллионерша» по одноименной пьесе Бернарда Шоу. Затем последовали телеспектакли «Конармия» и «Насмешливое мое счастье».

В 1977 году актриса снова исполнила главную роль. Юлия Борисова сыграла роль Анисьи в фильме-спектакле «На золотом дне» по пьесе Мамина-Сибиряка в постановке все того же государственного Академического театра имени Вахтангова.

Затем была главная роль в телепостановке пьесы «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира. Не обошлись без телевизионной адаптации и две пьесы, в которых Ольга Борисова блистала в театре. Телезрители вскоре тоже увидели актрису в драме «Без вины виноватые» Островского в роли провинциальной актрисы Елены Кручининой, и в спектакле «Милый лжец» по пьесе Килти в роли Патрик Кемпбелл.

После этого актриса на десять лет пропала с телеэкранов, но в 2012 году вернулась в фильме-спектакле «Пристань», а через два года в «Евгении Онегине».

Тайна убийства Настасьи Филипповны

«Я ее клеенкой накрыл, хорошею, американскою клеенкой, а сверх клеенки уж простыней, и четыре склянки ждановской жидкости от­купоренной по­ста­вил, там и теперь стоят», — рассказывает Рогожин князю Мышкину. Детали этого убийства Достоевский взял из реальной жизни.

Как известно, Достоевский использовал выдержки из криминальной хроники при работе над романом «Преступле­ние и наказание». Таким же был метод работы над «Идиотом». Достоевский тогда находился за границей и очень переживал, что утрачивает связь с роди­ной и книга не станет злободневной

Чтобы сделать роман современным и правдоподобным  Наблюдение исследовательницы творчества Достоевского, Веры Сергеевны Любимовой-Дороватов­ской., он читал все попадавшиеся ему российские газеты, обращая особенное внимание на сообщения о громких происшествиях

Герои романа «Идиот» активно обсуждают два криминальных случая. Первый из них — это убийство шести человек в Тамбове. Преступником был 18-летний юноша Витольд Горский, его жертвами — семья Жемариных, в которой он да­вал уроки. На суде обвинители пытались представить преступление как поли­тическое и идеологическое, однако не смогли доказать эту версию. Второй ин­цидент — это убийство и ограбление ростовщика в Москве, совершенное 19-летним студентом Московского университета, которому не хватало денег на свадьбу  Эти два случая не имеют отношения к сюжету «Идиота», но могли заинтересовать Достоев­ского перекличками с его предыдущим рома­ном «Преступление и наказание». Писатель переживал, что читатели не увидят в его про­изведениях связи с реальностью. В «Идиоте» он настойчиво пытается убедить читателей и крити­ков в том, что его предыдущий роман не был пустой фантазией..

Но главным газетным заимствованием «Идиота» стало убийство Настасьи Филипповны. В 1867 году газеты сообщили об убийстве ювелира Калмыкова в Москве. Совершил его московский купец Мазурин. Как и Рогожин, после смерти отца он стал полноправным наследником огромного купеческого со­стоя­ния и большого дома, где в итоге и совершил свое преступление. Не зная, что делать с трупом, он первым делом пошел и купил американскую клеенку и ждановскую жидкость — специальный раствор, который применяли для борьбы с сильными неприятными запахами и обеззараживания воздуха. И если эта жидкость была уникальным в своем роде товаром, то выбор клеенок в ма­газинах был довольно широким. Тот факт, что и реальный убийца, и Рогожин выбирают именно американскую, которая обычно использовалась для обивки мебели, можно считать прямой отсылкой для читателей, знакомых с делом Мазурина.

К слову сказать, современники писателя почти никогда не обвиняли его в кро­вожадности, не концентрировали внимание на том, как подробно он описывает преступления, и не допускали, что он может на досуге продумывать убийства. Судя по всему, они сразу разгадывали все загадки, которые оставлял для них писатель

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Маргиналия дня

Рожающие мужчиныСтихотворение дня

Григорий ДашевскийХайку дня

Рансэцу о смерти

Архив

Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы

Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.

Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.

В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.

фильм Идиот (1958 год)

Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.

Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.

Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным.  Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.

В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:

Юлия Борисова — первая советская Настасья Филипповна

Юлия Борисова в фильме «Идиот» (1958)

К съемкам фильма «Идиот» Иван Пырьев шел долгих десять лет, — никак не мог подобрать подходящих актеров. Юлии Борисовой роль Настасьи Филипповны принесла всесоюзную известность, однако других работ в кино у нее крайне мало. Борисова — актриса исключительно театральная. Эту же роль она сыграла на сцене родного для себя Вахтанговского театра.

Экранизация принесла Пырьеву оглушительный успех, многие считают её по сей день лучшей в истории, но, увы, она так и осталась незавершенной. К съемкам второй части режиссер приступить не смог, так как Юрий Яковлев, сыгравший князя Мышкина, наотрез отказался снова примерять на себя этот образ.

Сериал «Достоевский» (2010)

И, конечно, наш список был бы неполным без знаменитого сериала Владимира Хотиненко. Это вольная кинобиография Федора Михайловича. От участия в кружке петрашевцев до написания «Братьев Карамазовых» — этот период из жизни Достоевского выхватил режиссер. К слову, видные филологи-достоевисты Людмила Сараскина и Игорь Волгин с трактовкой Достоевского в популярном мини-сериале не согласились. Хотиненко обвиняли в недостоверности и излишней гламурности. А сам Хотиненко говорил: «Достоевского я полюбил, я понял его как человека и сроднился с ним. Достоевский был очень сложным человеком с очень непростым характером. Иногда вредный, но с удивительно тонким чувством юмора». Но кажется, что благодаря все тому же Миронову экранизации многое простили.

Кадр из сериала «Достоевский» (2010) Владимира Хотиненко. Фото: kinopoisk.ru

Тайна газеты Indépendance Belge

Главное СМИ романа «Идиот» — это бельгийская газета Indépendance Belge. Ее название упоминается в романе несколько раз, а генерал Иволгин и Настасья Филипповна — заядлые читатели этого издания. На газетной заметке завязана небольшая конфликтная сцена между этими двумя персонажами. Генерал, лю­бящий пофантазировать и выдать чужую историю за свою, рассказывает, как выкинул из поезда болонку своей попутчицы, обидевшись на замечание. Настасья Филипповна говорит, что несколько дней назад читала о таком же случае в газете.

Первая полоса газеты L’Indépendance Belge. 24 августа 1866 года

Indépendance Belge — одно из самых популярных изданий того времени, с кор­респондентской сетью по всей Европе, особенно во Франции и Германии, мощ­ным новостным блоком и резкой левацкой позицией. В России ее читали, осо­бенно популярной она не была  Петербургские газеты ссылались в своих публикациях на нее реже, чем, напри­мер, на издания France, Times или Italia., но в кофейнях того времени — в XIX веке в подобных заведениях имелась подборка периодической печати для посети­телей — ее всегда можно было найти. Купив хотя бы чашку кофе, можно было получить доступ к иностранным газетам и журналам. Так и поступали многие студенты, иногда заказывая одну чашку на двоих или на троих.

Почему же из всех газет, доступных в Российской империи, Достоевский выбрал именно эту? Потому что сам читал и любил ее. С Indépendance Belge он познакомился еще в 1850-е годы в Семипалатинске, когда вышел с каторги и поступил на военную службу. Тогда он подружился с Александром Егоро­ви­чем Врангелем — чиновником Министерства юстиций, стряпчим уголовных дел. У Врангеля он стал одалживать книги и газеты, в том числе Indépendance Belge. Врангель выписывал еще немецкую газету Augsburger Allgemeine Zeitung, однако Достоевский увереннее читал по-француз­ски. Поэтому имен­но бельгийское СМИ тогда стало для него основным источником информации о европейских событиях. Ее же он читал во время работы над «Идиотом», находясь за границей, о чем неоднократно вспоминала его супруга Анна Григорьевна.

Личная жизнь Юлии Борисовой

Она всегда старалась никого не впускать в свою личную жизнь, и поэтому о семье Юлии Константиновны известно не очень много. В сорок девять лет актриса овдовела – муж Юлии Борисовой Исай Исаакович Спектор умер рано – ему было всего пятьдесят восемь лет.

На фото: Юлия Борисова с мужем

Борисова очень тяжело переживала смерть мужа, ей казалось, что и ее жизнь окончена, и только осознание того, что у нее есть еще сын, ради которого нужно продолжать жить, заставило ее взять себя в руки.

С будущим мужем Юлия Константиновна познакомилась в театре – Спектор тогда работал замдиректора, был женат уже во второй раз, но, увидев начинающую актрису, посмотрев, как она играет, был сражен наповал.

Борисова в спектакле «Много шума из ничего»

Позже они познакомились ближе, несмотря на наличие у Исая Исааковича семьи, начали встречаться. Когда Юлия сказала, что ждет ребенка, Спектор сделал ей предложение. Они поженились, Борисова родила сына, и вскоре после родов снова вышла на сцену.

Она просто не могла не играть и даже маленький ребенок не стал для этого препятствием – Юлия Константиновна брала сына на гастроли, и маленький Саша с пеленок узнал, что такое театральная жизнь.

Он стал первым и единственным из детей Юлии Борисовой и Исая Спектора, но когда вырос не стал продолжать театральную династию – Александр Исаевич Борисов служит в Министерстве иностранных дел.

Муж Юлии Борисовой навсегда остался единственным мужчиной всей ее жизни – после его смерти актриса больше не выходила замуж, а посвятила себя работе, сыну и внукам. У нее всегда было много поклонников, но ни одному не давала шансов – Юлия Константиновна всегда отличалась твердостью характера и принципиальностью, и навсегда сохранила любовь к рано ушедшему мужу.

Исай Спектор был удивительным человеком – умным, благородным, ответственным.

Он не отличался внешней красотой, но его душевные качества затмевали все остальное.

Вокруг него всегда было много народа – люди тянулись к нему, и он относился ко всем душевно и искренне. Работа для Спектора значила очень много – он целыми днями пропадал в театре, но Юлия Константиновна не обижалась на мужа, ведь она также как он любила театр.

Исай Исаакович долгие годы проработал директором-распорядителем Вахтанговского театра и очень много сделал на своем месте.

Сейчас Борисова продолжает выходить в театральной постановке «Возьмите зонт, мадам Готье», в котором играет женщину, сбежавшую из дома из-за того, что сценические приемные дети Юлии Борисовой хотели сдать ее в психиатрическую лечебницу. Вместе с ней в этом спектакле играет ее правнук – одиннадцатилетний Никита, сын одной из двух внучек Юлии Константиновны.

На фото: актриса с правнуком

И сегодня личная жизнь Юлии Борисовой скрыта от глаз окружающих – актриса не дает интервью, избегает публичности, потому что это ей не нужно.

Она любит проводить время в кругу близких – сына и его семьи.

С внучкой Машей и правнуком

Общение с внучками и правнуками делает ее по-настоящему счастливой. Она продолжает ездить со спектаклями на гастроли, правда, по состоянию здоровья уже не летает на самолетах и даже в дальние поездки отправляется по железной дороге.

Борисова в спектакле «Визит старой дамы»

Специально для Юлии Борисовой к девяностолетию Театра им. Вахтангова был поставлен отрывок из пьесы «Визит старой дамы», а в 2013 году она была приглашена в постановку «Евгений Онегин», в которой читала «Сон Татьяны».

Бандо Тамасабуро V — первый мужчина в роли Настасьи Филипповны

Бандо Тамасабуро V в ролях Настасьи Филипповны и князя Мышкина

Фильм «Настасья» (1994) — гремучая смесь, созданная польским режиссером Анджеем Вайдой на базе японского театра кабуки. Настасью Филипповну играет актер-мужчина Бандо Тамасабуро V, выступающий в редком амплуа оннагата (женских ролях). Кстати, он ныне считается национальным достоянием своей страны и лучшим на этом поприще.

По задумке режиссера тот же актер должен был сыграть князя Мышкина, что оказалось самым сложным для него. Мужчин Бандо Тамасабуро до этого не играл много лет.

Что касается Анджея Вайды, то это не первая вольная трактовка режиссера русской классики. В 1971 году он был первым в мире, кто экранизировал «Мастера и Маргариту». Правда, в сценарий он тогда включил только «библейские» сцены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector