Ия арепина: скандальная пощёчина и несчастливые браки в судьбе советской красавицы
Содержание:
- Конец пятидесятых
- Расцвет карьеры
- Личная жизнь
- Личная жизнь
- Детство и юность
- Клеймо скандалистки
- «Моя жизнь — сплошная череда трагедий»
- Учеба
- Личная жизнь
- Последние годы
- «Так хочется, чтобы всегда была весна!»
- Детство и юность
- «Жить помогали «отдушины»
- ВГИК (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- В памяти навеки (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Краткая биография
- «Могу умереть в любую минуту…»
- Разочаровалась в любви
- Детство и юность
- Несчастливые браки, дети и уход актрисы
- В памяти навеки
- Вывод
Конец пятидесятых
После окончания ВГИКа в 1954 году Ия Арепина пришла работать в московский Государственный театр киноактера, посвятив ему более тридцати лет своей жизни. Кроме того, в пятидесятые стали выходить картины, в которых актриса играла следующие роли:
- студентка в фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди»;
- невеста Алеши Поповича Аленушка в былине Александра Птушко «Илья Муромец»;
- дочь смотрителя маяка Марийка в драме Григория Крикуна «Девушка с маяка»;
- роль Дуняши в совместной русско-индийской картине «Хождение за три моря»;
- артистка цирка Мими в драме Константина Юдина «Борец и клоун»;
- сестра главного героя Полинка в драме Юрия Музыканта «Всего дороже»;
- озорная сельская девчонка Настенька в киноповести Михаила Ершова «Под стук колес»;
- невеста главного героя Стася Яновская в киноповести Владимира Корш-Саблина «Красные листья»;
- Вера в военном драматическом фильме Леона Саакова «На дорогах войны».
Расцвет карьеры
Самой главной ролью в своей жизни Ия Арепина считала воплощение образа Маши Мироновой в экранизации повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Ее партнерами по фильму стали Сергей Лукьянов и Олег Стриженов. Актриса стала узнаваемой и популярной, к ней пришла настоящая слава. В этом же 1959 году вышли еще две картины с ее участием: «Хмурый Вангур» и «Особый подход». В первом фильме Арепиной досталась одна из главных ролей — студентки Наташи. Во втором актриса сыграла заведующую детским садом. Далее последовали следующие роли:
- одна из главных ролей — Варенька Бутырлина в экранизации рассказа Льва Толстого «После бала»;
- роль Инги в драме Виктора Соколова «Когда разводят мосты»;
- роль Анны в картине «Каждый осенний вечер»;
- небольшая роль в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир»;
- эпизод в мелодраме Александра Володина «Происшествие, которого никто не заметил»;
- мать Романа в фильме для школьников «Мальчишки — народ хороший»;
- сестра главного героя в драме «Калина красная», снятой Василием Шукшиным;
- роль Аглаи в фильме Ольги Козновой «Транзит на север»;
- роль врача в драме Рубена Мурадяна «Здесь мой причал»;
- небольшая роль в детективе Андрея Разумовского «Предварительное расследование»;
- мать главного героя в научно-фантастической драме Константина Осина «Что-то с телефоном»;
- учительница в комедии Владимира Храмова «Печники»;
- эпизод в драме Александра Воропаева «На пороге»;
- роль жены Филиппа Кузьмича в социальной драме Александра Воропаева «Не забудь оглянуться»;
- эпизод в мелодраме Олега Кавуна «Бег по солнечной стороне».
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы была сложна и противоречива. Первой ее любовью, о которой официально узнало советское общество, стал Ю.М. Кун, разделявший с Ией ее кинематографическое поприще. От большой любви родился сын Юлий.
Дочку Ладу Ия родила уже во втором браке с Вадимом Мильштейном, работавшим переводчиком-синхронистом. По собственным признаниям актрисы, с распадом второй семьи она утратила веру в мужчин, в возможность нахождения гармонии с ними и их мужским самолюбием.
Один из них предложил Ие стать его любовницей – взамен ей было обещано стремительное продвижение по карьере. Ия демонстративно отказалась и сорвала съемки, уверенная в своей правильной женской позиции. Но советская конъюнктура отказалась разбираться в тонкостях произошедшего и обвинило Ию в недостатке профессионализма и срыве картины.
Личная жизнь
Любому процессу Ия отдавалась полностью, и любовь не стала исключением. Она не могла любить вполсилы, хотела растворяться в человеке, жить в атмосфере романтики и счастья, хотела заботиться о ком-то, получая отдачу.
Но её мужчины, очевидно, хотели другого, поэтому личная жизнь актрисы Ии Арепиной не сложилась.
Первым мужем звезды был оператор Юлий Кун, с которым она познакомилась на съёмках фильма «Степные зори». Это была очень красивая пара, их отношения развивались стремительно, но после нескольких лет брака любовь ушла, остались только ссоры и обиды. Семья распалась, несмотря на наличие общего сына, которого тоже назвали Юлием.
Отношения с сыном у Арепиной не сложились. Он очень рано ушёл из дома и даже не давал маме общаться со своими детьми.
Вторым мужем Ии был Вадим Мильштейн. Он, как и первый супруг, был очень хорош собой: статный, высокий (на других Арепина и не обращала внимания). Пара очень хотела иметь детей, но ничего не получилось. То ли эта проблема всему виной, то ли сложные характеры супругов – непонятно, но брак распался.
Ия разочаровалась в мужчинах, замуж выходить больше она не хотела. Но мечта иметь ещё одного ребёнка натолкнула её на знакомство с молодым мужчиной, от которого она и родила в 1968 году дочку Ладу. К воспитанию девочки своего «случайного знакомого» Арепина не привлекала.
Несчастья в личной жизни актрисы Ии Арепиной на фото и в кадре не мешали ей выглядеть счастливо.
Детство и юность
2 июля 1930 года в городе Ардатов Мордовии появилась на свет Ия Арепина. Папу артистка вспоминала как эрудированную, разносторонне развитую личность. Он обожал литературу, музицировал на гитаре и балалайке. Отец и назвал ее непривычным именем Ия (с древнегреческого значит «фиалка»). Мама Ии, как и большинство крестьян, жившие в первой трети XX века, была необразованная.
Ия с юных лет мечтала быть актрисой. В период обучения в школе девочка посещала драматический кружок, пыталась не пропускать ни единого кинофильма из тех, которые демонстрировали в кинотеатре родного города. Дабы приобрести желанный билет на киносеанс, Арепина продавала укроп – лишних денег семья не имела, поэтому как ни крути нужно было зарабатывать деньги на удовольствия собственными силами.
После начала Второй мировой войны, многодетной семье Арепиных было очень трудно. Ребенком Ия ходила в лес совместно с сестрами, кормилась травой, ягодами — всем, что было съедобное. В голодные 40-е лес с дарами природы являлся истинным спасителем, и любовь к нему артистка хранила всю свою жизнь.
Получив среднее образование, девушка приняла решение осуществить заветную мечту и поступить в театральное. Нужные документы Ия послала во все вузы столицы, но отозвался только ВГИК. Вдохновленная успехом, она сложила чемодан и уехала завоевывать столицу.
В юности актриса была низкого роста, миниатюрной блондинкой. Такой она и предстала перед экзаменационной комиссией — смешно одетая и причесанная. Завершающим «штрихом» в образе были черные густые брови, нарисованные карандашом. Своеобразную кандидатку взяли к себе мастера В. Ванин и В. Белокуров.
Беззлобно подшучивать над робкой провинциалкой продолжали и в период обучения в вузе. Не ведая, что на лекции возможно доехать на трамвае, она ежедневно пешком шла километр. В институте у нее было прозвище «наивность номер один».
Ия Арепина в молодости
В 1954 году Арепина закончила институт и поступила на службу в Театр-студию киноактера, где и проработала до 1985 года. Среди ее работ: роль Снегурочки в представлении по одноименному произведению А. Островского; Шурка в спектакле «Егор Булычёв и другие» по Горькому; Варвара в спектакле «Гроза» А. Н. Островского; Шура в представлении «Русские люди» К.Симонова.
В фильме «Земля и люди» (1955)
Клеймо скандалистки
Вскоре Ию Арепину полюбило и кино. Самой удачной за всю актерскую карьеру Арепиной стала роль Маши Мироновой в фильме «Капитанская дочка». После ошеломительного успеха актриса снялась еще в десяти картинах. Пока однажды просто не исчезла с экрана… навсегда.
За роль Тони в фильме «Большая семья» Ия Арепина получила приз Каннского фестиваля как лучшая актриса.
Это случилось мгновенно. Мало кто знает, что Арепина ушла из кино со скандалом. По слухам, как-то на съемках очередного фильма актриса получила от молодого режиссера «неприличное» предложение. Мужчина намекал Арепиной на радужные перспективы в кино, главные роли, высокие гонорары, если она станет его любовницей. Но молодая актриса, считавшая эту «роль» оскорбительной для себя, решила проучить мерзавца. У всех на глазах Ия отказала молодому режиссеру и, хлопнув дверью, покинула съемочную площадку с гордо поднятой головой. Тогда Ия еще не знала, что это за ней захлопнулась дверь… советского кинематографа. Уверенная в своей правоте, Арепина без обиняков изложила весь инцидент в объяснительной записке, но в ответ получила лишь… выговор за срыв съемок. После этой «постельной» сцены за актрисой прочно закрепилась дурная слава скандалистки. В 70—80-х режиссеры фактически перестали ее снимать.
«Моя жизнь — сплошная череда трагедий»
ПОСЛЕДНИЕ лет пять к ней стали часто обращаться журналисты, режиссеры рекламных роликов. Но она всем говорила: «Раньше надо было вспоминать. А теперь поздно». На роли бабушек в «домиках в деревне» и прочих сюжетов она рекомендовала взять своих приятельниц из театра, давала номера их телефонов. Лишь однажды, года два назад, одному журналисту и теледеятелю удалось-таки уговорить ее на участие в вечере, посвященном актерам прошлых лет, который проходил в Доме кино Союза кинематографистов. В нем приняли участие многие из тех, кого называли «актерами одной-двух ролей». Сыграв свои роли, сделавшие их знаменитыми, они затем по разным причинам ушли в тень.
И хотя Ия Арепина часто повторяла: «Моя жизнь — сплошная череда трагедий», — в целом на нищенское и ужасное существование она пожаловаться не могла, в том числе благодаря заботе и помощи дочери. И тем трагичнее однажды оказалась ситуация с упоминанием Ии Алексеевны в телепрограмме «Серебряный шар». Ведущий Виталий Вульф в одном из недавних выпусков, говоря о бедственном положении звезд прошлых лет, сказал, что блистательная актриса Ия Арепина последние годы провела на паперти и вот так там и умерла, всеми забытая…
Он, Вульф, был прав лишь в одном. Да, об Ие Арепиной, может быть, и забыли. Но те, кто знал Ию Алексеевну, скажут, что никогда в жизни ее характер не позволил бы унижаться, прося милостыню. Ей проще было умереть с голоду, чем протянуть руку за подаянием.
Учеба
После окончания школы смелая девушка приехала покорять в Москву. Здесь в биографии Ии Арепиной наступили желанные перемены. Решив поступать во ВГИК, будущая звезда подготовилась основательно. Выщипав свои светлые брови, она нарисовала широченные черные дуги, которые совершенно не подходили к прическе — двум белокурым хвостикам. Парадный свитер девушки был по-деревенски подпоясан ремнем. На ногах — огромные шерстяные носки. Но необычнее всего был выбранный репертуар: речь революционера Павла Власова из повести М. Горького «Мать». Своим суровым монологом и нелепыми бровями Арепина так рассмешила комиссию, что была принята на курс Василия Васильевича Ванина. Поначалу однокурсники посмеивались над Ией. Но отзывчивая и незлобивая провинциалка быстро заслужила всеобщую любовь за непосредственность и яркую индивидуальность.
Личная жизнь
С первым супругом, Юлием Куном, она познакомилась еще в 1954 г. на киносъемках ленты «Степные зори», где тот был оператором. В скором времени после знакомства пара направилась в загс. Вскоре в семье появился на свет первенец – сын Юлий. Но отношения не заладились и спустя недолгое время брак распался. С сыном у актрисы в дальнейшем отношения также не сложились: он рано ушел из дома, и затем он не разрешал своим детям видеться бабушкой.
Первый муж – Юлий Кун
Второй муж – переводчик Вадим Мильштейн. Совместно они прожили шесть лет. Оба очень хотели детей, но в этом браке актрисе так и не удалось родить. Возможно, это и послужило причиной расставания Арепиной и со вторым мужем.
Приехав как-то в родной Ардатов, она познакомилась там с мужчиной, значительно моложе ее. От этой связи в 1968 г. у Арепиной родилась дочь Лада. Отец не принимал участия в воспитании ребенка. С ней и внуком Артемом артистка и провела последние свои дни.
Последние годы
В конце 90-х к Ие Алексеевне стали обращаться режиссёры… рекламных роликов. На их предложения сняться в рекламе она всегда отвечала отказом, предлагая номера телефонов своих коллег из театра.
Отдушиной актрисы стал любимый пёс, с которым она ежедневно гуляла по лесу. Но настоящее счастье звезда испытала, когда дочь Лада родила ей внука Артёма. Теперь прогулки по лесу они совершали втроём.
В 2003 году Ие Алексеевне предложили преподавать азы актёрского мастерства детишкам. Она долго сомневалась, но всё же решилась. Казалось бы, вот дело, которое будет приносить пользу и ей, и окружающим. Но приступить к нему актрисе так и не удалось.
«Так хочется, чтобы всегда была весна!»
— МНЕ было три-четыре года. В семье знали, что гостей развеселить смогу только я
Мама говорила: «Ну, Иенька, как ты поешь?» Я важно так встану и затягиваю куплет: «Жили у бабуси два веселых гу-уся…» Детская такая песенка, помнишь? Потом в школьные годы я занималась в драмкружке, играла в спектаклях по пьесам Островского. Папа был начитанным, веселым, играл на балалайке, гитаре
Мама была неграмотной.
Окончив школу, белокурая красавица, у которой не было отбою от ардатовских женихов (Ардатов — маленький город в Мордовии. — О. Р.), упаковала деревянный чемодан, перетянутый большими ремнями, и отправилась в Москву. На внутренней стороне чемоданной крышки были наклеены две фотографии любимых актрис того времени: наша Любовь Орлова и голливудская звезда Одри Хепберн, на которую, как считала сама Ия, а потом и ее поклонники, она была похожа внешне.
Все получилось, как в известном старом фильме, когда провинциалка впервые приехала в столицу: «Все вокруг идут в затылок друг другу, и никто не здоровается…». Ия вышла из вагона на перрон, поставила чемодан на асфальт и встала, не зная, куда дальше идти. Долго так стояла, пока онемевший язык «не оттаял» и она не спросила у кого-то, как проехать по нужному ей адресу.
Документы она отправляла во все театральные вузы Москвы, но вызов ей пришел только из ВГИКа. Там она предстала перед приемной комиссией в самовязаных шерстяных носках, вязаной же кофте, подпоясанной нелепым широким поясом. На голове — два «хвостика», перетянутых резинками. «А что это у вас такое на лице?» — громко спросил один из членов комиссии, давясь от смеха. Там вместо бровей были нарисованы две черные толстые дуги. «Вы же блондинка!» Девушка вспыхнула и возмутилась: «А что тут такого? Просто мне захотелось брови, как у всех. Мне что, нельзя?!»
Она прочла монолог Павла Власова из Горького. Громко, сдвинув к переносице свои нарисованные брови и выставив вперед одну ногу. Комиссия от смеха чуть не сползла под стол: девушка изо всех сил старалась казаться серьезной и взрослой. И грозной! А еще эти брови…
— Когда я уже стала учиться, нас поселили в общежитии, которое находилось в Подмосковье, куда надо было добираться на электричке. А то, что от института до станции можно было доехать трамваем, я не знала и не догадывалась. И топала каждый день по несколько километров, жуя на ходу батон, который называла «большой булкой». Потом мне девчонки все объяснили. Вот такая я была, из глухой провинции. (Смеется.)
Она вела что-то вроде дневника, куда иногда записывала свои мысли и ощущения. «Так хочется, — писала Ия, — чтобы всегда была весна! Во всем и везде!» Она искренне верила, что в мире нет зла, грязи, жестокости и подлости. И не была готова к тому, что когда-нибудь судьба обязательно столкнет ее с этими темными сторонами жизни. За свой идеализм и максимализм, причем во всем, Ия Арепина потом всегда и страдала. И в работе, и в любви.
Детство и юность
Ия Алексеевна Арепина родилась 2 июля 1930 года в Ардатове Мордовской автономной области (ныне — республика Мордовия). Отца актриса вспоминала как образованного, всесторонне развитого человека, который любил читать, играл на музыкальных инструментах — гитаре и балалайке. Он и нарек девочку необычным именем Ия — в переводе с древнегреческого оно означает “цветок” или “фиалка”. Мать Арепиной, как и многие крестьяне, жившие в первой трети XX века, грамоте обучена не была.
Актриса Ия Арепина
Девочка с детства мечтала стать артисткой. В интервью Ия Алексеевна рассказывала, как в 3-4 года выступала перед гостями с детскими песенками. Во время учебы в школе Арепина занималась в драмкружке, старалась не пропускать ни одного фильма из тех, которые показывали в кинотеатре родного города. Чтобы купить заветный билет на сеанс, девочка торговала укропом — лишних денег в семье не было, поэтому волей-неволей приходилось добывать средства на развлечения самостоятельно.
Когда началась Вторая мировая война, многодетному семейству Арепиных пришлось нелегко. Маленькая Ия ходила в лес вместе с сестрами, питалась травой, ягодами — одним словом, всем, что годилось в пищу. В голодные 40-е лес с его природными дарами был настоящим спасителем, и любовь к нему актриса сохранила на протяжении всей жизни.
Ия Арепина в молодости
Окончив школу, Арепина решила исполнить давнюю мечту и поступить в театральное. Необходимые документы она разослала во все столичные вузы, но откликнулся один лишь ВГИК. Окрыленная удачей, Ия собрала чемодан (на внутренней стороне его крышки красовались фото Одри Хепберн и Любови Орловой) и отправилась покорять Москву.
В молодости Ия Алексеевна была невысокой, хрупкой блондинкой. Такой она и появилась перед приемной комиссией — нелепо одетая и причесанная. Финальным “штрихом” в образе абитуриентки стали черные брови, густо нарисованные карандашом. Когда девушка принялась с выражением читать монолог главного героя романа Максима Горького “Мать”, комиссия не удержалась от смеха. Необычную претендентку на место взяли к себе мастера Василий Васильевич Ванин и Владимир Вячеславович Белокуров.
Ия Арепина
Добродушно посмеиваться над скромной провинциалкой продолжали и во время учебы в институте. Не зная, что на занятия можно добираться на трамвае, Арепина каждый день пешком проходила целый километр. Во ВГИКе девушку прозвали “непосредственность номер один”. Под “номером два” ходила подруга Ии, будущая заслуженная артистка РСФСР Нина Крачковская.
На профессиональную сцену актриса вышла уже в студенческие годы — ей достались роли Снегурочки в спектакле по одноименной пьесе Александра Островского и Шурки в постановке “Егор Булычев и другие” по Горькому. В 1954 году учеба во ВГИКе была окончена, после выпуска девушка устроилась в Театр-студию киноактера (ныне — Государственный театр киноактера). Там она служила до 1985 года.
«Жить помогали «отдушины»
ПОЧЕМУ ее звезда так быстро погасла? Однажды на съемках очередного фильма, который снимал молодой режиссер, произошел типичный для кинематографических кругов случай. Этот режиссер пожелал, чтобы холодная красавица Ия Арепина стала его любовницей. Он раскинул перед ней красивые карьерные перспективы в случае, если она согласится. Но девушка, вместо того чтобы воспользоваться ситуацией, как сделали бы многие на ее месте, вдруг отказала. И не просто отказала, а во всеуслышание. Потому что даже представить себе не могла, что успеха можно добиться через постель. Свои роли она получала на общих основаниях, проходя через все этапы кинопроб, чем очень гордилась. Ия собралась и самовольно уехала в Москву (съемки проходили где-то в провинциальном местечке. — О. Р.). Вышестоящему руководству она написала объяснительную, рассказав в ней о причине своего внезапного отъезда. В ответ получила… строгий выговор за срыв съемок.
Режиссер не простил Ие ее выпада, тем более — ее заявления с рассказом о происшедшем. И вышло так, что после ЧП другие режиссеры перестали приглашать «упрямую скандалистку» даже на пробы.
Одной из последних картин, в которых снялась Ия Алексеевна, была эпизодическая роль в знаменитом фильме Василия Шукшина «Калина красная». Она очень давно любила его как режиссера и артиста, мечтала у него сняться. И однажды ее мечта исполнилась, он предложил ей в «Калине красной» роль родной сестры главного героя, которого играл сам. Ия Арепина была на седьмом небе от счастья.
Потом было еще несколько маленьких ролей, и… все стихло. Больше никто никуда ее не приглашал. Она стала играть только в Театре киноактера, иногда ездить на гастроли со спектаклями. И так — много лет подряд. Молчало кино, молчали СМИ. Жить помогали «отдушины»: дочь, собака и лес.
ВГИК (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
После окончания школы невысокая блондинка с красивыми чертами лица решила переехать в Москву, чтобы поступить в театральный. Документы она отправила во все вузы, но получила вызов только из ВГИКа.
Девочка обожала Одри Хепберн, поэтому, наклеив на крышку своего деревянного чемодана её фото, будущая актриса Ия Арепина отправилась завоёвывать столицу.
Девчушка в толстых шерстяных носках с двумя нелепыми хвостиками на голове покорила приёмную комиссию своей непосредственностью. Она выщипала белые брови до единого волоска и нарисовала широкие чёрные дуги. Уверенная в своей неотразимости девушка прочитала монолог Павла Власова из романа «Мать».
Арепину приняли в институт. Она попала в мастерскую В. Ванина и В. Белокурова.
Ия жила в общежитии, которое находилось в Подмосковье. Добираться до него нужно было электричкой. Девушка даже не догадывалась, что до станции ходил трамвай, поэтому она каждый день ходила по несколько километров пешком, жуя по пути большую булку, пока однокурсницы ей всё не объяснили.
Уже во время обучения Арепина играла в спектаклях «Снегурочка» и «Егор Булычев и другие». В 1954 году Ия окончила ВГИК.
В памяти навеки (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Актриса Ия Арепина умерла 24 июля 2003 года. Это случилось под утро. Ночью произошёл очередной приступ астмы. Ия Алексеевна долго терпела, не шла на кухню за лекарствами, чтобы не разбудить Артёма и Ладу. А когда она наконец решилась, то не дошла, потому что по дороге случился сердечный приступ.
На похоронах звезды было всего чуть более десяти человек. Только близкие родственники и две актрисы из театра, в котором работала Ия Алексеевна.
Арепина завещала, чтобы её кремировали, а прах развеяли над морем или похоронили в родном Ардатове.
Родственники не исполнили последнюю волю звезды. Похоронили её в Москве, на Николо-Архангельском кладбище, чтобы любой желающий мог навестить её могилу.
Место, где покоится Ия Алексеевна, располагается на небольшом возвышении, в стороне от других могил. Она спит в одиночестве, в окружении любимых «друзей» — сосен и берёз.
Можно с уверенностью сказать, что Ия Арепина «по национальности» была актрисой. Несколько картин, в которых она сыграла, принесли ей всероссийскую любовь и славу. Некоторые не могут достигнуть такого успеха за всю свою актёрскую жизнь.
А её стати и грации могли бы позавидовать многие современные звёзды.
Краткая биография
- 1953 – Первые шаги в кинематографе сделала в кинороли Вари в молодежном кинофильме «Степные зори».
- 1954 – Первый крупный успех принесла ей главная кинороль в кинофильме «Большая семья», где она сыграла Тоню Журбину.
- 1955 – Лауреат ежегодного кинематографического фестиваля в номинации «Лучший актёрский состав» за киноленту «Большая семья». В этом же году снялась в киноленте «Земля и люди» в роли студентки.
- 1956 – Арепина сыграла главную роль в кинофильме «Девушка с маяка». В сказке «Илья Муромец» снялась в кинороли Аленушки.
- 1957 – Актриса снялась в драмах «Борец и клоун» и «Всего дороже».
В фильме «Борец и клоун» (1957)
- 1958 – Одна из блестящих киноролей актрисы стала кинороль Маши Мироновой в кинофильме В.П. Каплуновского «Капитанская дочка». Кинолента завоевала множество наград на отечественных и международных фестивалях. Снялась в главных ролях киноповестей «Красные листья» и «Под стук колес». Одновременно сыграла Веру в военном кинофильме «На дорогах войны», а также Дуняшу в историческом кинофильме «Хождение за три моря».
- 1959 – Актриса сыграла главную роль заведующей детсадом в музыкальном кинофильме «Особый подход», а также главную роль в приключенческой драме «Хмурый Вангур».
- 1961 – Сыграла Вареньку Бутырлину в короткометражной ленте «После бала».
- 1962 – В молодежном кинофильме «Когда разводят мосты» снялась в роли Ингы.
- 1964 – Приглашена на роль Анны в фильм-спектакль «Каждый осенний вечер».
- 1965 – Сыграла эпизодическую роль во второй серии историко-военного кинофильма «Война и мир».
- 1967 – В мелодраме «Путешествие, которого никто не заметил» снялась в эпизодической роли.
- 1972 – Снялась в роли матери главного героя в школьном спортивном кинофильме «Мальчишки – народ хороший».
- 1973 – Роль сестры Егора Прокудина в киноленте «Калина красная» и роль Аглаи в фильме-спектакле «Транзит на север».
В фильме «Калина красная» (1973)
- 1976 – Сыграла роль доктора в драме «Здесь мой причал».
- 1978 – Приглашена на маленькую роль секретаря в детективе «Предварительно расследование».
- 1979 – Снялась в короткометражной ленте «Что-то с телефоном» в роли матери главного героя.
- 1982 – В комедии «Печники» по мотивам А. Т. Твардовского сыграла учительницу.
- 1986 – Снялась в эпизодической кинороли публицистической драмы «На пороге».
- 1988 – Роль жены Филиппа Кузьмича сыграла в социальной драме «Не забудь оглянуться».
- 1992 – Сыграла маленькую роль в киноленте «Бег по солнечной стороне».
- 2003 – Актриса умерла 24 июля.
В фильме «Не забудь оглянуться» (1988)
«Могу умереть в любую минуту…»
ИЯ АЛЕКСЕЕВНА жила неподалеку от Кузьминского парка, куда последние лет 15 почти каждый день ходила гулять.
— Я люблю бродить по этому лесу. Особых занятий у меня нет. Собачку свою возьму, что старушке еще надо? Видишь пруд? (Мы шли по парку. — О. Р.) Вот на нем меня и хватил первый инфаркт… Я перенесла два инфаркта подряд, в 91-м и в 92-м годах. Так что могу умереть в любую минуту. Врач сказал, что это эмоциональный стресс… Да, мы, актеры, — группа риска. Это же бесконечные нервотрепки, напряжение.
В 94-м актриса заболела астмой. Она боялась, что не успеет дождаться внуков от дочери. Ей очень хотелось, чтобы Лада родила. Потому что так, увы, сложилось — с внуками от старшего сына она почти не общалась.
Около трех лет назад то, о чем Ия Алексеевна молилась, сбылось. Лада, наконец, родила — сына Артема. Поэтому последние годы жизни Ии Арепиной были наполнены радостью общения с внуком. Счастливая бабушка сажала в коляску Артема, брала пса Чипа и отправлялась с ними в свой любимый лес.
…В течение жизни Ия Алексеевна иногда общалась с подругами-актрисами: Валентиной Телегиной, известной по фильмам «Степные зори», «Павел Корчагин», «Три тополя на Плющихе» (ее уже давно нет в живых), Тамарой Носовой («Молодая гвардия», «Карнавальная ночь», «Здравствуйте, я ваша тетя!»), Антониной Максимовой (роль матери в «Балладе о солдате»). Ию Алексеевну очень любила Любовь Соколова, с которой они созванивались и изредка встречались.
— Правда, у меня нет подруги, которой бы я могла позвонить среди ночи… Нет… Даже сама не знаю, почему так получилось.
Разочаровалась в любви
«ВЕДЬ если я люблю, и люблю сильно, почему ко мне могут относиться в полсилы?» — недоумевала молодая Ия. Ей казалось, что в любви всегда должны царствовать романтика и полная отдача друг другу… Увы, в жизни все гораздо прозаичнее. Тем более когда рядом оказываются две творческие личности с амбициями и страстями.
Ия Арепина, в которую после успеха «Капитанской дочки», по словам Стриженова, «была влюблена вся Россия», первый раз вышла замуж за кинооператора Юлия Куна. Они познакомились на съемках картины «Степные зори» в 1954 году. Оба были молоды и хороши собой, но при этом оба горячие и гордые. У них родился сын, которого тоже назвали Юлием. Через несколько лет брака любовь разбилась, красивая и знаменитая пара развелась. С сыном отношения у Ии не сложились, он рано ушел из дому…
Вторым мужем Ии Алексеевны стал Вадим Мильштейн, синхронный переводчик. Тоже красавец, как и первый муж. На обычных мужчин актриса и не глядела, ей нравились исключительно красивые и высокие. Вначале все было прекрасно. Они очень хотели ребенка, однако зачать его никак не получалось, и в конце концов семья распалась. Но не потому, что не было детей. Так же, как и в первом браке, всему виной — сложные характеры.
— Мой первый муж сделал мне много неприятностей и даже хотел помешать моей карьере. Но ему это, к счастью, не удалось. Второй брак тоже не состоялся. Теперь коротаю свой век, дожидаясь внуков от дочери дочери Ладе на момент интервью было 26 лет. — О. Р.).
Когда Ие Арепиной было тридцать с хвостиком, она, гостя у родных в Ардатове, познакомилась с молодым мужчиной. Еще раз выходить замуж она, разочаровавшаяся в мужчинах, не собиралась, а родить еще одного ребенка очень хотелось. Так на свет появилась дочка Лада, будущий юрист.
Детство и юность
Ия родилась в июле 1930-го года, в напряженнейшее время для Советского Союза. Ее родина – город Ардатов, составляющий ныне часть Республики Мордовия, во время войны переживший тяжелые испытания голода и всеобщего дефицита.
Ия с детства росла в окружении многочисленных родных сестер и братьев. Она – седьмой ребенок, познавший и тяжесть нехваток, и радость взаимопомощи.
Возможно, желание выделиться было ответом на детскую потребность в особенном к себе отношении, поскольку Ия признавалась, что желание стать актрисой возникло у нее еще в самом юном возрасте и не оставляло все годы.
Ия рисковала даже подачей себя, но ее порыв и огненное желание пробиться на сцену пленили комиссию, и в 1954-ом году Ия с блеском оканчивает училище.
Несчастливые браки, дети и уход актрисы
Не только творческая, но и личная жизнь у Ии Арепиной не сложилась. В 1953 году актриса познакомилась с оператором киностудии Юлием Куном. Чувства были сильные, и молодые люди решили узаконить отношения. Вскоре у пары родился наследник, которого нарекли, как и отца – Юлием.
Этот брак продлился недолго. Однажды Арепина призналась, что
супруг требовал оставить карьеру, ревновал к партнерам. Нужно было кому-то
уступить, но этого не произошло и брак распался. Когда сын вырос, тоже не мог с
Ией Алексеевной найти общий язык. Из-за непонимания ушел из дому, практически
не общался с матерью.
Вторым мужем актрисы стал Вадим Мильштейн. Он работал синхронным переводчиком. Ия в буквальном смысле потеряла голову из-за статного красавца.
Мечтала родить любимому человеку ребенка. К сожалению, она так и не смогла забеременеть. В семье начались ссоры и упреки, которые привели к разводу.
Начинать новые отношения Арепина больше не хотела. Однако
мечта родить еще одного ребенка не покидала её. Актрисе было более тридцати
лет, когда в родном поселке познакомилась с молодым парнем. Некоторое время они
встречались, но как только Ия узнала, что беременна разорвала отношения. Когда
пришел срок, актриса родила дочку и назвала её Ладой.
Не сложившаяся личная жизнь, неудачи в творчестве, переживания подорвали здоровье Ие Алексеевне. После перенесённых двух инфарктов стала развиваться астма. С каждым днем ей становилось хуже, и только мечта о внуке давала силы жить. Когда дочь подарила актрисе долгожданного внука, её радости не было предела.
К сожалению, 24 июля 2003 года прекрасной актрисы не стало. Возле монумента Ии Арепиной всегда лежат живые цветы. Поклонники помнят талантливую актрису, которая так блистательно сыграла белокурую красавицу Машеньку в фильме «Капитанская дочка».
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
В памяти навеки
Актриса Ия Арепина умерла 24 июля 2003 года. Это случилось под утро. Ночью произошёл очередной приступ астмы. Ия Алексеевна долго терпела, не шла на кухню за лекарствами, чтобы не разбудить Артёма и Ладу. А когда она наконец решилась, то не дошла, потому что по дороге случился сердечный приступ.
На похоронах звезды было всего чуть более десяти человек. Только близкие родственники и две актрисы из театра, в котором работала Ия Алексеевна.
Арепина завещала, чтобы её кремировали, а прах развеяли над морем или похоронили в родном Ардатове.
Родственники не исполнили последнюю волю звезды. Похоронили её в Москве, на Николо-Архангельском кладбище, чтобы любой желающий мог навестить её могилу.
Место, где покоится Ия Алексеевна, располагается на небольшом возвышении, в стороне от других могил. Она спит в одиночестве, в окружении любимых «друзей» — сосен и берёз.
Можно с уверенностью сказать, что Ия Арепина «по национальности» была актрисой. Несколько картин, в которых она сыграла, принесли ей всероссийскую любовь и славу. Некоторые не могут достигнуть такого успеха за всю свою актёрскую жизнь.
А её стати и грации могли бы позавидовать многие современные звёзды.
Вывод
Сейчас ее имя мало кто вспомнит. При жизни актриса не добилась каких-либо званий либо наград. Но на рубеже 50-х – 60-х годов XX века Ия Арепина являлась одной из популярнейших актрис СССР. Но, к сожалению, ее карьера была загублена молодым режиссером, который хотел, чтобы она стала его любовницей. После инцидента ее «уволили» с площадки, и с тех пор за ней, не без стараний того режиссера, закрепилась слава скандалистки.
За всю жизнь актриса не получила почти ни одной награды. После киносъемок в «Капитанской дочке» у нее была возможность получить звание заслуженной артистки, но она отказалась.
В фильме «Капитанская дочка» (1958)
Ей предлагали обучать детей азам актерского мастерства. Она с радостью согласилась, хотя и были сомнения. Но, увы… Не успела.
Многие телезрители знают ее по кинолентам 50-х – начала 60-х годов. Артистку будут помнить именно такой, как в этих кинофильмах — молодой, красивой, ясноглазой блондинкой.