Игорь лесов: самое страшное
Содержание:
Известные враги
Из основных недругов отмечены наземные и пернатые хищники, которые оказывают большую угрозу подрастающему потомству. Так, ястреб-перепелятник часто охотится на молодняк, а другие плотоядные разоряют глухариные гнезда.
Выделены такие враги птицы:
- енотовидная собака;
- барсуки, лисицы;
- куницы, ласки;
- хорьки;
- ежи;
- сапсаны, тетеревятники;
- вороны;
- филины, совы.
Когда наблюдается рост популяции какого-либо из обозначенных хищников, сокращение глухарей неизбежно. Из практики известно катастрофическое уничтожение пернатых при массовом размножении енотовидных собак, лисиц.
Описание[]
Главные герои сериала — опытный следователь ОВД «Пятницкий» Сергей Глухарёв и его лучший друг Денис Антошин, сотрудник районной ДПС. Друзья детства погружаются в мрачный мир современного мегаполиса, который совсем не ласков к своим обитателям.
Сергей постоянно встречается со своей непосредственной начальницей Ириной Зиминой. Они любят друг друга и давно могли бы пожениться, но тогда кому-то из них придется уйти из органов. Эта ситуация сохраняется на протяжении всех трех сезонов сериала.
Первый сезон
Первая серия вносит существенные изменения в жизнь Сергея и Дениса. К Сергею на стажировку приходит молодой студент юрфака Николай Тарасов. Николай — во многом наивный идеалист. Стажировка, а затем работа в ОВД «Пятницкий» постепенно открывают ему глаза на реальное положение вещей в этом мире. Денис снимает проститутку Настю и влюбляется в неё. Их непростые отношения будут развиваться на протяжении всего сериала.
Постер второго сезона
Глухарёв планомерно обучает Тарасова мастерству следователя. Несмотря на небольшие разногласия Сергею и Николаю удается сработаться, стать замечательными коллегами и настоящими друзьями. Николаю удается подружиться с Денисом, а также выстроить хорошие профессиональные отношения с Зиминой. Глухарев в середине первого сезона знакомит Колю со своей сводной сестрой Мариной. Молодые люди постепенно влюбляются друг в друга и впоследствии живут вместе. В 42-й серии Зимина получает погоны подполковника. Одновременно с ней повышен в звании и майор Карпов, начальник службы криминальной милиции. Захаров получает повышение в должности и предлагает занять кресло начальника отдела Зиминой, но просит не говорить об этом Карпову. Стас метит на должность начальника ОВД. Настя становится «мамой». Денис крайне недоволен этим и идет разговаривать с владельцем борделя Альбертом Холмским по кличке «Алик». Но тот стреляет в ногу Антошина из травматического пистолета. В последствии Алик мешает жить Насте и Денису. В 48-й серии Антошин убивает его. Проваливший проверку из УВД, Денис вынужден написать рапорт по собственному желанию.
Большая часть серий посвящена отдельным эпизодам из жизни главных героев (например отдельное уголовное дело, которое расследует Глухарев) и представляет собой законченную историю. Также в сериале присутствуют истории, которые длятся несколько серий. Они существенно влияют на судьбы главных героев.
Второй сезон
Продолжение истории о суровых буднях следователя Глухарёва и его друга Антошина, бывшего инспектора ГИБДД. С момента последних событий прошло два месяца. Вновь первая серия расставляет все по новым местам. У Антошина и Глухарева пропасть. Глухарь очень зол на Дениса. Николая Тарасова подозревают в убийстве Алика (но опознать его следователь не смог). ФСБ задерживает следователя, ведущего дела Тарасова, во время получении взятки о закрытии дела. Антошин при содействии Зиминой устраивается работать оперативником в ОВД «Пятницкий». Настя устраивается работать в фонд помощи бездомным. В 33-й серии появляется новый начальник следственного отдела майор юстиции Игорь Морозов. На первый взгляд, идеальный следователь. Но тайно занимается поставкой и продажей наркотив. Погиб в автокатастрофе. Виктора Тарасова, отца Николая Тарасова, убивают в кафе. В ходе расследования убийства адвоката были ранены Коля и Глухарь.
Третий сезон
Постер третьего сезона
Глухарёв поправился после тяжёлого ранения и, получив звание майора юстиции, работает на должности Начальника СО. Только с каждым месяцем и ему, и Тарасову, и Антошину всё сложнее находить себе и их работе оправдание, потому что мир оказывается мрачнее и сложнее, чем можно было представить.
Преступники злы и циничны, но «люди в погонах» далеко не всегда выигрывают в сравнении с ними. Карпов «жестит» район. Тарасов начинает терять свои идеалы. Антошин, переживая разрыв с Настей, начинает потихоньку спиваться. Но несмотря ни на что, они ещё как-то находят в их работе что-то светлое.
В конце третьего сезона начальник ОВД «Пятницкий» Ирина Зимина получает статус судьи и покидает отдел. Исполняющим обязанности начальника отдела назначают Карпова. Глухарев в свете последних событий записывает и выкладывает в интернет видео о реальной работе в МВД. Подполковник Карпов в состоянии алкогольного опьянения расстреливает двух сотрудников ГИБДД и девятерых гражданских людей. Задержан группой захвата. Суд признал Карпова невменяемым и назначил лечение в психиатрической больнице, откуда выходит спустя год.
В кино результат должен быть сразу
— Страшный сон преподавателя, что он забыл конспект лекции дома, фотографа — что забыл аккумулятор к камере. А актера?
— Мне иногда снится кошмар, что я вдруг на сцене театра, сейчас начнется спектакль, полный зал. И я совершенно не помню свою роль!
— Согласны ли с тем, что игра в кино остается навсегда, а игра в театре — одномоментна?
— Я согласен, что разница есть, в кино действуют несколько другие законы. Кино — это во многом техническое искусство: искусство монтажа. Там ты можешь даже вообще что-то не сыграть, но как надо смонтируют, и все будет.
— Вы не преувеличиваете?
— Поверьте, это искусство техники. Тот, кто занимается фотографией, знает, что весьма посредственный кадр можно обработать так, что он будет производить впечатление. Так и в кинематографе: многое можно «вытянуть»: наложить музыку, подобрать план.
— То есть в кино вам легче играть?
— Нет, тяжелее. Вернее, поначалу там тяжелее, потому что в кино результат должен быть сразу, и ты должен его выдать. Там нет такой подготовки, как в театре. Входишь в кадр, мотор, и начали — и ты должен быть убедительным. И все недостатки твоей игры вылезают сразу.
— А потом еще сто пятьдесят дублей…
— Сейчас уже не дают сто пятьдесят дублей, такого нет. Можно повторить, но если ты затягиваешь процесс, исполнительный продюсер начинает сильно ругаться, оператор и так далее. Обычно два-три дубля, и всё.
— А спектакли, снятые на видео?
— Это совершенно не то, что спектакль вживую. В объективе камеры все существует по другим законам, нежели на сцене. И если ты посмотрел спектакль в зале, а потом смотришь его на экране, то видишь, что это два разных продукта.
— Современный зритель привык к быстрой смене картинки, как это изменяет театр и кино?
— Кино может переформатироваться, а театр не изменится никогда — природа другая. Там ты выходишь живой, ты теплый. Эта жизнь и теплота проходит через сценическое действие, и именно она определяет его ритм. Если в спектакле возникает пауза, то это настоящая пауза, в ней есть тайна, и она та же самая и сейчас, и сто лет назад. В театре на сцене может стоять стул — и этого будет достаточно. А в кино нужно нечто другое. И кроме того, сколько лет кинематографу?.. А театру уже около пяти тысяч лет.
— Как мне кажется, смотря зарубежные сериалы, больше сопереживаешь героям эмоционально. Это разница школ?
— Это не разница школ, это разница подхода к репетиции. На Западе подготовительный период к съемкам идет просто колоссальное время. Чтобы снять одну сцену, они могут за день прийти на площадку и репетировать. Или, если что-то не получается, могут сказать: «Нет, сегодня мы не будем снимать, надо еще поработать». Если бы в нашем кинематографе было так, то с нашими актерами, с их талантами можно было бы горы свернуть. А у нас буквально на всем экономят, бюджета не хватает. Снимают быстро. Если оператор что-то наснимал, он уже не может это отсмотреть, за ночь обдумать и на следующий день пойти переснять.
— А разница в подготовке актеров как таковой есть?
— Наверняка сказать не могу, но, скорее, на Западе уровень актерского профессионального образования немножко хромает по сравнению с нашим. Наша отечественная школа на очень серьезном уровне находится, и она до сих пор остается подвижнической.
— Есть ли у вас роль мечты?
— Конкретно, наверное, тоже не скажу, потому что в кино не актер находит роль, а роль находит актера.
— А цель на ближайшее время?
— Как говорят великие, играть на сцене, быть на сцене — это уже высший пилотаж.
Размножение и потомство
Период глухариного тока припадает на март-апрель. Самцы собираются в отведенном для спаривания месте в сумеречное время. При заходе на посадку они сильно шумят крыльями. Обычно на один ток приходится от 2 до 10 представителей мужского пола. Однако существуют протяженные территории в глубоких чащах, где насчитывается одновременно несколько десятков самцов.
Между птицами поддерживается строгое правило по соблюдению дистанции к ближайшему соседу в 150 — 500 м. Токование происходит обычно ближе к рассвету. Шумно спускаясь на землю, певцы издают пронзительные звуки, прерываются на шумное похлопывание крыльями, прыжки, стойки. В некоторых случаях самцы пересекаются, вступают в схватки, цепляясь друг за друга клювами.
В разгар брачного сезона на ток стягиваются глухарки, они начинают интенсивно вить гнезда в укромных местах
На готовность к спариванию указывает неустанное приседание копалухи, на которую обязательно обращает внимание самец, который заводит себе сразу 2—3 «невесты»
Конец токования совмещается с массовым появлением молодой свежей листвы. Высиживание яиц (от 4 до 14 штук) длится на протяжении месяца. Вылупившиеся птенцы достаточно самостоятельны, уже в первый день жизни они приступают к самостоятельному питанию. Изначально они поедают мелких насекомых, постепенно переходя на ягоды и молодые побеги. Уже через неделю молодняк взлетает на небольшую высоту и располагается на ветках до 1 м.
Через месяц птенцы уже полноценно летают. Половое созревание самцов наступает к 2 годам, у самок — к 3 годам жизни. В более молодом возрасте глухарки часто бросают гнезда или попросту теряют яйца.
Продолжительность и образ жизни
Говоря о том, перелетная ли птица глухарь или нет, стоит отметить, что это предпочтительно оседлая дичь, которая способна совершать только сезонные и крайне редкие перекочевки. Причиной тому выступает тяжелый лёт, которого достаточно только для перемещения с гор в низины и назад.
Птица ночует исключительно на деревьях, там же предпочитает и кормиться. Днем спускается на землю. Летом глухарь поселяется в ягодниках, местах, богатых на муравейники и ручьи. Вблизи водоемов он запасается камнями для перетирания грубого потребляемого корма в виде побегов, листьев, почек. В зимнее время для ночевки выбираются сугробы, в которые особь попадает с ветвей деревьев или с лёта, после чего затаивается и остается там на темное время суток.
С приходом сильных морозов и при пурге глухарь сидит по несколько суток в снежной толще, где теплее на 5—10 градусов, по сравнению с внешней средой. В некоторых случаях такие убежища становятся склепами, когда из-за резкой оттепели, сменяющейся морозом, создается прочная ледяная корка.
В период «точения» он не отвлекается на внешние раздражители, становясь легкой мишенью для охотников и различных хищников
В любой другой ситуации птица хорошо реагирует на шум, все отчетливо слышит и видит, ведет себя очень осторожно. Из практики известно, что от человека дичь спасается в полном молчании
Завидев же собаку или лису, недовольно скрипит и шумит крыльями. Известно, что скорость их размахов превосходит частоту вдохов. В таком случае птица может попросту задохнуться, но опасное состояние предотвращается наличием развитой и крепкой дыхательной системы, имеющей дополнительные воздушные мешочки.
Глухарь в среднем проживает около 12 лет. Если он содержится в неволе в хороших условиях, возраст может достигать и 18 лет. Из практики известно, что птица никогда не займет для обитания дерево, на котором произошло убийство близкого сородича. Такое дерево затем пустует на протяжении нескольких лет. Ученые до сих пор не могут рационально объяснить поведение пернатых.
Распространенные виды и их ареал
Изначально к роду Tetrao Linnaeus относили 12 видов пернатых. Но с течением времени их стали разделять на 2 основные группы:
- Tetrao parvirostris — каменный глухарь;
- Tetrao urogallus — обыкновенный глухарь.
Так, западноевропейские представители создают звуки, похожие на хлопок пробки при откупоривании бутылки. Практически такие же сигналы подают особи, заселяющие Прибалтику. Классическую «песню» издают южноуральские глухари, к этому мнению склонятся многие орнитологи. Родиной птицы считается южный Урал, а именно следующие его районы:
- Зилаирский.
- Белорецкий.
- Бурзянский.
- Учалинский.
В настоящее время отмечается масштабное сокращение поголовья пернатых. Тем не менее, среда обитания распространяется на западную и центральную Азию, северную часть европейского континента.
Птица встречается в следующих странах:
- Германия.
- Шотландия.
- Финляндия.
- Северная Португалия.
- Швеция.
- Карелия.
- Кольский полуостров.
- Испания.
- Болгария.
- Эстония.
- Беларусь.
- Украина.
Глухарь обыкновенный часто встречается в европейской России, включая и западную Сибирь. Непосредственно в холодном регионе страны преобладает каменный вид пернатых, его ареал сопоставим с широтами лиственной тайги.
Глухарь часто поселяется в лесных и болотистых чащах с обильными ягодниками.
Писать тексты показалось сложным, и я решил научиться выступать
— Вы помните, когда осознали, что актерская профессия станет делом жизни?
— Нет, но я помню другой момент. Я всегда хотел быть историком-археологом и поступал в Иркутске в университет на исторический факультет. Не добрал баллов, не поступил, но на кафедре ко мне хорошо отнеслись — видимо, чувствовали, что я должен быть историком,— и предложили стать сотрудником их музея, поработать там какое-то время и за этот период подготовиться к экзаменам на следующий год. Я пришел в этот музей, а мне говорят: «Слушай, у нас есть еще архитектурно-этнографический музей русского зодчества — такая деревня под открытым небом. Езжай туда экскурсоводом».
И я поехал. Там был построен для сотрудников большой коттедж, а поскольку помещения пустовали, их сдавали всяким богемным людям. Туда приезжали актеры, писатели, я с ними стал общаться. Думаю, что повлияло именно это. И кроме того, я там прочитал столько книг! Было много времени, читал практически беспрерывно — и очертания этого мира стали каким-то образом для меня формироваться. Это был конец 80-х, книги были в дефиците, и я их постоянно обменивал — одни на другие.
А потом я поехал поступать в Иркутское театральное училище. Это было как в тумане — даже не помню уже, что читал, как читал, но из всего потока поступавших прошли двое — я и одна девушка.
— То есть неожиданно даже для самого себя?
— Видимо, логика была, просто раньше мне не могло прийти это в голову — я родом из маленького города Зима и вырос без каких-либо жизненных впечатлений об искусстве. А разговоры о театре, о литературе, в которые я окунулся, меня не только определенным образом напитали, но и пробудили желание как-то соответствовать. Когда с писателями общаешься либо с журналистами, это «соответствовать» значит — уметь писать тексты, а для меня это было сложно. А чтобы быть «своим» среди людей, связанных с театром, нужно уметь выступать на сцене,— и это мне показалось легче, чем обучиться литературному мастерству.
Естественно, авантюризм здесь тоже сыграл свою роль. Я не думал о последствиях этого шага, о том, как его воспримут мои родные. После поступления поехал домой к родителям. Сообщил им новость, и они восприняли ее в полном молчании — и пока я два дня находился дома, все молчали.
— А как вы сами поняли, что это уже не авантюра, а путь?
— В первый же день, когда я пришел учиться,— это было такое знаковое внутреннее впечатление, очень сильное. Я приехал, утром пришел в училище, подошел к доске расписания и стал смотреть, какая первая лекция у первого курса. И я просто гляжу на это расписание, толком его не вижу и чувствую, что во мне начинает происходить какой-то очень сильный процесс.
Такого в моей жизни прежде никогда не было. Это было что-то мощное и в то же время очень спокойное, как бы всеобъемлющее. Наступил покой, что-то в моем сознании изменилось, и дальше само все пошло. И с того момента так и продолжается — несмотря на мои ошибки, глупости, как-то все идет по определенной дороге.
Статус вида и его популяция
Европейские природные защитники приводят примерную цифру относительно численности пернатых, которая варьируется в пределах 200—300 тысяч пар. Глухарь занесен в Приложение Директивы Европейского союза, которым охраняются дикие птицы. В перечне находятся уязвимые и исчезающие виды, которым грозит полное вымирание. Более того, такая птица отмечена в Приложении Бернской конвенции.
Неуклонное снижение популяции глухаря легко объяснимо следующими факторами:
- создание штучных осушительных каналов;
- массовая вырубка лесов, при которой разрушаются выводковые места, токи;
- охота в промысловых масштабах;
- увеличение численности дикого кабана;
- гибель выводков, спровоцированная недобросовестными сборщиками грибов или ягод.
Глухарь в настоящее время имеет статус исчезающего вида — он внесен в Красную книгу Беларуси, России, Украины. Экологи бьют тревогу и настаивают на создании охраняемых мини-заказников в местах крупных токовищ. В этих зонах должна прекратиться вырубка лесов и запрещена охота. Только так может сохраниться популяция глухаря.