Елизавета никищихина
Содержание:
- Фильмы
- Счастье Елизаветы Никищихиной, которое она разрушила сама
- Личная жизнь
- Смерть
- Детская обида Елизаветы Никищихиной
- Первая любовь и «Антигона»
- Последние годы жизни Елизаветы Никищихиной
- Загадочный виолончелист Алексей Познанский в жизни Елизаветы Никищихиной
- Первые роли в театре
- Пророчество Евгения Леонова
- Родители актрисы и отношения с ними
- Елизавета Никищихина: биография студенческих лет
- «Либо актриса, либо жена»
- Кино
- Елизавета Никищихина: причина смерти и место захоронения
- Замужество и перспективы в карьере
- «Высокие отношения!»
- Антигона
- Третий муж, спад карьеры и прогрессирующий алкоголизм
- Семья и протест ради мечты
- Работа в кино
- Рождение дочери, пагубная привычка и третий брак
Фильмы
В кино Елизавета попала после знаменитого спектакля «Антигона», где она сыграла вместе с Евгением Леоновым. В дни выхода постановки на улицах Москвы дежурила милиция, так зрители стремились увидеть эту работу. Но первые кинороли оказались проходными. И только в 1966 году Никищихина повстречала на своем пути творческий тандем Александра Алова и Владимира Наумова, снялась в экранизации сатирического рассказа Федора Достоевского «Скверный анекдот».
Евгений Леонов и Елизавета Никищихина в спектакле «Антигона»
До широкой публики фильм дошел только в 1987-м, и не случись так, возможно, судьба актрисы сложилась бы по-другому. Да и амплуа Никищихиной оказалось несколько однобоким. И молодой девушке, и женщине средних лет доставались героини по большей части нестандартные, отличающиеся чрезмерной простоватостью, даже экзотичностью.
Особым удовольствием Елизавета называла детский репертуар. Ее игра в «Пеппи Длинныйчулок» и «Расмус-бродяге» отличается обдуманной, тонкой передачей характера. Кикимора из сказки «Там, на неведомых дорожках» в исполнении актрисы вовсе не выглядела страшным персонажем. Еще одним заметным проектом Никищихиной стала многосерийная картина «Приключения Электроника», где она воплотила образ наивной, но такой заботливой помощницы профессора Громова — Марии.
Елизавета Никищихина в фильме «Приключения Электроника»
В промежутке между этими лентами в фильмографии артистки появились эпизоды в драме «И это все о нем» с Игорем Костолевским и Ларисой Удовиченко, в комедии «Вчера, сегодня и всегда» с участием Аркадия Райкина, Алисы Фрейндлих и Георгия Вицина. В картине «Все дело в брате» Никищихиной поручили главную роль учительницы. Партнерами актрисы по съемочной площадке выступили юные Роман Мадянов и Наталия Сеземан.
В 1963 году в комедии Владимира Грамматикова по сценарию Виктории Токаревой «Шла собака по роялю» Елизавета сыграла экранную мать Елены Кищик. В драме «Торпедоносцы» дочерью героини Никищихиной стала Вера Глаголева.
Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота»
В «Покровских воротах», снятых Михаилом Козаковым, Никищихина превратилась в жительницу коммуналки времен 50-х годов. В лирической комедии ее персонаж достойно выглядел на фоне игры Олега Меньшикова и Анатолия Равиковича, Инны Ульяновой и Елены Кореневой.
В знаменитой киносказке «Чародеи» вместе с Евгением Весником и Павлом Винником артистка перевоплотилась в члена комиссии, которой предстоит проверить действие волшебной палочки. Кинематографической удачей в карьере Никищихиной считается роль жены Собакевича в картине Михаила Швейцера «Мертвые души».
Елизавета Никищихина в фильме «Мёртвые души»
Героинь, которых предлагал кинематограф 90-х, Елизавета отвергала. Говорила, что, даже если нечего будет есть, не согласится воплощать уродство и деградацию. Последняя работа Елизаветы Никищихиной на экране – сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Премьера фильма состоялась через 3 года после смерти исполнительницы роли камер-фрау Крамер.
Счастье Елизаветы Никищихиной, которое она разрушила сама
Хватило Елизаветы не надолго, опять что-то произошло в театре и она взялась за бутылку. Евгений стойко выдерживал её запои, водил по врачам, создавал уют в доме и видимость семьи. Но позже его арестовали и он провел за решеткой несколько месяцев из-за его изданной в Америке книги «Красная площадь». Он был диссидентом, печатался в самиздате, а в их квартире часто собирались его единомышленники.
После возвращения Козловского из заключения их отношения с Никищихиной разладились и он ушел. Елизавета пыталась его вернуть, но не получилось. В один из дней дочь Катя приехала из пионерского лагеря и не обнаружила в квартире ни отчима, ни любимой собаки Армана.
Мать отдала её «в добрые руки». Понимала, что с уходом Евгения семья разрушилась и собаку она банально не прокормит. По сути она поступила также, как и её родители когда-то с ней — отдали в добрые руки бабушки.
Елизавета Никищихина с дочерью Катей, собакой Арманом и соседской таксой. Фото: 7 дней
И точно также Катя не простила ей этого поступка. Позже выяснилось, что через месяц собаки не стало — от тоски Арман просто перестал есть. Отношения матери и дочери стали другими. Катя росла, начала пропадать где-то с компаниями, а Елизавета… пила и пыталась получить себе хоть крохотные роли в театре и кино.
Решение отправить дочь к отцу, который уже обосновался к тому времени в США, выглядело в такой ситуации вполне логичным. Никищихина понимала, что Кате нужна семья и хорошее образование, иначе она рискует повторить её судьбу. За те несколько лет, что дочь провела в Америке, они окончательно друг от друга отдалились. С отцом же у Кати отношения не сложились и она ждала совершеннолетия, чтобы вернуться в Москву.
Когда переезд случился, мать она уже не узнала. Елизавета стала замкнутым человеком, подолгу сидела в своих мыслях, уставившись в одну точку. Тем не менее, продолжала работать.
Последняя роль Елизаветы Никищихиной в фильме «Принцесса на бобах» (1997)
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал Анатолий Агамиров, но этот брак очень быстро распался. Кстати, не в последнюю очередь из-за того, что в те годы она повстречала отца своего будущего ребенка Эрнеста Лейбова. Он и стал ее вторым мужем. Но простой семейной жизни ей не досталось, перед актрисой вновь встал тяжелый выбор.
В этот раз роль в постановке «Катерины» или ребенок. Никищихина решила, что если избавиться от еще одного ребенка, никогда не сможет выйти на сцену. Дочь назвали именем несостоявшейся героини. Но вскоре ее супруг решил эмигрировать в Штаты, но Елизавета отказалась, мол, нечего там делать русской актрисе. А после ссоры с дочерью она и ее отправила к бывшему супругу.
Семейное счастье, казалось, ждало Никищихину с третьим мужем Евгением Козловским. Но из-за диссидентских взглядов его не раз сажали, а актриса стала частой гостьей на Лубянке. Кроме того, начались проблемы и на работе, новый режиссер не котировал Никищихину. После очередного срыва Козловский просто ушел из семьи.
Смерть
Пресса много писала о том, что причина смерти Елизаветы Никищихиной крылась в алкоголизме. Дочь Екатерина считает, что все гораздо глубже. Пить актриса начала после того, как перестала играть в театре, который она ставила выше кинематографа. А ходить и выпрашивать роли – не в ее характере. Отправной точкой стал приход в труппу нового режиссера Александра Товстоногова, сына легендарного педагога и постановщика Георгия Товстоногова.
Мужчина почему-то игнорировал Елизавету, не давал работу, а та не собиралась выяснять отношения. Не выдержав очередного срыва жены, Козловский ушел из семьи. После конфликта с дочерью актриса отправила Катю в Америку к отцу. Когда Екатерина вернулась, то не узнала обстановку в доме – «запах валидола и уныния».
Могила Елизаветы Никищихиной и ее мамы
Позднее, когда дочь обзавелась семьей, Елизавета разменяла квартиру и поселилась в коммуналке, поближе к театру. Потом на Никищихину напали в собственном доме, пытались ограбить и задушить, из-за чего у артистки развилась астма. В ноябре 1997 года близкие обнаружили актрису мертвой – женщина подавилась яблоком. Предположения о том, что мать свела счеты с жизнью, Екатерина отвергает. Елизавета была верующим человеком, крестила дочь и никогда не пошла бы на такой шаг.
Вопросы с похоронами решил театр. Последним пристанищем Елизаветы Никищихиной стало Востряковское кладбище. В той же могиле в 2005 году похоронили мать актрисы, Надежду Павловну.
Детская обида Елизаветы Никищихиной
Кажется, что жизнь маленькой Лизы пошла как-то неправильно с самого детства. Конечно, это была не её вина. Никищихина — ребенок войны, она родилась 17 мая 1941 года. После её окончания отца отправили в Германию восстанавливать разрушенные города. Он взял с собой жену и двух сыновей, а старшая Лиза осталась с бабушкой в Ярославле на долгих 6 лет.
Наверное, у семьи были на это причины, но, если честно, понять это очень сложно. Вот и Лиза посчитала такой поступок предательством, с этой незаживающей раной и формировался её характер. Став подростком, она начала бунтовать и вскоре после 9-го класса под протесты отца отправилась в студию при театре Станиславского поступать в артистки.
Отец был категорически против этой профессии, считал всех актрис распущенными девицами и даже влепил Лизе пощечину:
Она ушла, громко хлопнув дверью, жила впроголодь где-то в костюмерной, потом в общежитии. Это была цена за первый в жизни выбор — или семья, или театр. Он будет возникать перед ней еще не раз и в каждом случае делать его будет мучительно больно для актрисы.
Елизавета Никищихина с родителями
По прошествии времени отношения с родителями у Елизаветы как-то восстановились. Её мать Надежда Павловна была доброй женщиной и впоследствии помогала воспитывать единственную дочь Никищихиной Катю. Но до счастливого момента её рождения Елизавета успеет услышать от врачей фразу, что у нее никогда не будет детей.
Первая любовь и «Антигона»
Получив шанс проявить себя во всей красе, молодая актриса поначалу со всем усердием взялась работать над ролью, ведь, кроме всего прочего, ее партнером был сам Евгений Леонов. Однако вскоре все стали замечать, что она изменилась: стала рассеянной и халатной.
Ответ на такое поведение был очень простым – Никищихина Елизавета влюбилась. Ее возлюбленным был талантливый молодой виолончелист Алексей Познанский. Несмотря на то что актриса обладала весьма скромными внешними данными, а ее избранник был писаным красавцем, Алексей ответил на чувства Никищихиной, и дело шло к свадьбе.
Но молодым людям нужно было дождаться возвращения жениха из армии. Вот только во время несения службы в танковых войсках Познанский из-за несчастного случая сломал позвоночник и вернулся домой калекой.
Вопреки этому влюбленная невеста не отказалась от него. Она старалась совмещать работу и уход за больным женихом, но после того как актриса получила главную роль в новой постановке, это стало невозможным. Последней решающей каплей стала беременность Елизаветы Никищихиной. Теперь перед ней стал непростой выбор: выйти замуж за любимого и родить ему ребенка или сыграть Антигону. Скрепя сердце актриса выбрала театр и, расставшись с Познанским, сделала аборт.
Премьера «Антигоны» стала настоящим событием в театральном мире Москвы. В одну ночь никому не известная Никищихина Елизавета превратилась в звезду. Смотреть спектакль приходила вся столица, а билеты на него можно было достать с большим трудом. Молодою артистку засыпали цветами, караулили у выхода из театра и просили автографы. Это был настоящий успех.
Последние годы жизни Елизаветы Никищихиной
Дочь не пошла по стопам Елизаветы, поступила на театроведческий факультет. Тогда она по молодости старалась дистанцироваться от пьющей матери и как можно реже бывать дома. На третьем курсе забеременела и вышла замуж, тогда и переехала к мужу Алексею.
Жизнь с ним не сложилась и пришлось разменять их с матерью квартиру, потому как вместе жить они категорически не могли. Катерина мать, конечно, не бросила — навещала, привозила внука, возила по больницам. Но все это было не то. Елизавета из тех людей, которые нуждаются в заботе постоянно.
Елизавета Никищихина с внуком Ваней / Екатерина Лейбова с сыном. Фото: 7 дней
В один из вечеров, видимо, собутыльники, с которыми Никищихина где-то познакомилась, решили её ограбить. Дочь нашла её на полу в квартире, ей сильно сдавили горло, из-за этого она стала впоследствии задыхаться и не могла есть твердую пищу. Какое-то время Елизавета еще жила с этим недугом и даже снималась в кино, но именно он и стал причиной её ухода из жизни.
В конце октября 1997 года Кате позвонили и сообщили, что мамы больше нет. Она подавилась яблоком. Как знать, может быть, и не случайно…
У Елизаветы Никищихиной было всё — слава, поклонники, настоящая любовь и семья. В финале практически все было разрушено. Кажется, она уже перестала улавливать разницу между сценой и реальной жизнью и не выходила из образа даже дома, наедине с собой. Тогда она говорила своей дочери:
Загадочный виолончелист Алексей Познанский в жизни Елизаветы Никищихиной
Первой серьезной любовью Никищихиной оказался Алексей Познанский — виолончелист из хорошей семьи. По официальной версии его тогда забрали в армию, откуда он вернулся инвалидом-колясочником и Елизавета не бросила его. Они собирались пожениться. Когда актрисе поступило предложение сыграть Антигону, она уже ждала ребенка и прервала беременность, сделав выбор в пользу театра. А потом этот Познанский как-то исчез из её жизни. Может, не простил.
Слева фото молодого человека, которое по версии многих источников принадлежит Алексею Познанскому. Справа — младший брат Никищихиной Владимир (источник — Семь Дней)
А вот другая версия, о которой в одном из интервью поведала подруга Елизаветы. Никаким инвалидом Познанский не был. Он действительно сделал предложение Никищихиной, но его мать была против, да и в день свадьбы он вдруг понял, что не любит Лизу. Так они и расстались. Но аборт она действительно сделала и врачи тогда сказали, что детей у нее больше не будет.
А был ли он на самом деле? Много позже дочь Никищихиной Екатерина подтверждала, что Познанский действительно существовал в жизни её матери, они расстались, как ни странно, друзьями и даже общались. Юная Катя сама неоднократно говорила с ним по телефону, но никогда его не видела.
Что интересно, на фото, которое по версии нескольких источников принадлежит именно Познанскому, он очень похож на младшего брата Елизаветы Владимира, рано ушедшего из жизни.
Первые роли в театре
Став артисткой столь уважаемого заведения, девушка начала добиваться крупных ролей. И довольно скоро заполучила их. Она дебютировала в пьесе «Машенька» в главной роли, дальше была Герда из «Снежной королевы» и девушка-гид из «Энциклопедистов».
С появлением в театре нового режиссера — Бориса Львова-Анохина — над карьерой молодой актриса нависла серьезная угроза. После просмотра работы молодой артистки он остался недоволен ей и вообще назвал бездарной. Режиссер предложил ей добровольно уволиться из его театра. Однако Никищихина Елизавета убедила Львова-Антохина оставить ее на испытательный срок, на протяжении которого смогла доказать, что способна на многое.
Впечатленный ее профессиональным ростом и каторжной работой над собою, в скором времени режиссер доверил ей роль в «Журавлиных перьях», а после нее предложил сыграть главную героиню в «Антигоне».
Пророчество Евгения Леонова
С самого начала у нее и в театре все складывалось удачно. Не послушавшись родителей, считавших профессию актрисы несерьезной, Лиза сама пришла в студию театра им. Станиславского. И очень скоро получила главную роль в «Антигоне» — в партнерстве с Евгением Леоновым. Дуэт получился фантастический. Москва стояла на ушах. Милиция едва сдерживала толпу желающих прорваться на спектакль.
Критики писали о новой звезде, взошедшей на театральном небосклоне. Это был суперуспех, невероятная удача. С таким дебютом на сцене девушка могла рассчитывать на сногсшибательную карьеру. На главные роли в кино. На приглашения лучших театров Москвы…
Но ее звезде не суждено было гореть долго. Почему судьбы многих талантливых людей трагичны? Почему талант не может идти рука об руку со счастьем, радостью, крепким здоровьем и настоящей любовью?.. Можно задать десятки этих «почему?». Но ответов не будет. На то она и судьба, чтобы распоряжаться.
Евгений Леонов, к слову, многое понял про Елизавету, едва увидев ее в театре на прослушивании. «Ты пройдешь, — сказал ей тогда актер. — Но советую хорошо подумать. У тебя будет трудная судьба…»
Он был старше на 15 лет и кое-что уже понимал про эту профессию. А для Лизы не было ничего важнее театра. Она готова была на все. И жертвовала не только личным счастьем, но и здоровьем.
Сцена из спектакля «Антигона» по пьесе Жана Ануйя. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн
Родители актрисы и отношения с ними
Никищихина Елизавета Сергеевна родилась в мае 1941 г. Судьба была благосклонна к ней с самого рождения: ее отец вернулся с войны живым и невредимым, и у девочки была полноценная любящая семья.
Однако все изменилось, когда юной Лизоньке исполнилось 6 лет. Сергей Никищихин был на 7 лет отправлен в рабочую командировку в ГДР. С собою он имел возможность забрать свою семью и поступил так, взяв собою супругу и сына. А вот Елизавета на все это время была оставлена жить у бабушки в Ярославле. Почему отец актрисы поступил так — неизвестно. Возможно, он вынужден был оставить одного ребенка на родине, в качестве своеобразного гаранта того, что он не сбежит с семьей в ФРГ. Как бы то ни было, его дочь так и не простила ему это поступка, сочтя его предательством. И хотя после возвращения в Москву родители забрали Лизоньку жить к себе, отношения с ними у девочки так и не наладились.
Возможно, именно для того, чтобы причинить боль родителям, шестнадцатилетняя Елизавета Никищихина (фото ниже) решила податься в актрисы. Узнав о том, что дочь поступила учиться в студию при Театре им. Станиславского, отец закатил огромный скандал и даже собирался применить силу к своей строптивой дочери, однако на крик сбежались соседи по коммуналке и защитили девушку. Среди защитников оказались молодые Андрюша Тарковский и его гость – Володя Высоцкий. Парни забрали расстроенную девушку с собою на дачу, где их актерская компания праздновала Новый год. Вернувшись на следующий день домой, Лиза собрала вещи и ушла.
Елизавета Никищихина: биография студенческих лет
Уйдя на вольные хлеба, девушка начала жить самостоятельно, однако это давалось ей нелегко. Стипендии едва хватало на одежду и пропитание. Часто Лизе приходилось жить впроголодь. Из-за московской прописки у нее были проблемы с получением общежития, иногда девушке приходилось ночевать прямо в гримерке или в костюмерной. Однако она не сдавалась, веря, что однажды станет великой актрисой.
К счастью для нее, через несколько месяцев отец оттаял и уговорил дочь вернуться жить домой. А после получения диплома Никищихина Елизавета получила приглашение работать в Театре им. Станиславского, который стал ее домом на долгие 34 года.
«Либо актриса, либо жена»
Когда началась работа над спектаклем «Антигона», Елизавета узнала, что беременна. Сделать первый аборт означало, что матерью она может уже не стать никогда. Риск большой. А отказаться от яркого дебюта — риск не меньше. Режиссер Львов-Анохин рассуждал как мужчина: «Либо ты актриса, либо жена».
Никищихина выбрала профессию. И, наверное, не жалела. Но вскоре судьба снова подкинула ей дилемму. Предлагали сыграть Катерину в «Грозе». А Лиза — вопреки прогнозам врачей — снова оказалась беременной. В этот раз она уже рисковать не стала. Режиссер простил, посоветовал назвать дочку Катей. Актриса так и сделала.
А вот большой, настоящей любви (чтоб раз и навсегда) судьба ей не послала. Официально Елизавета была замужем трижды, каждый раз выбирая интеллигентов: музыкального критика, врача-психиатра, писателя… Но подолгу ни с кем не жила. То брак себя исчерпал, то муж эмигрировал, а она не захотела, то человек оказался диссидентом — ей пришлось терпеть обыски в квартире и допросы на Лубянке…
Смоктуновский дрался из-за нее дважды. Почему Римма Быкова бросила артиста?
Подробнее
Кино
В кинематографе путь Елизаветы Сергеевны оказался гораздо менее ярким, но куда более изматывающим. В начале 1960-х она снялась в эпизодах нескольких фильмов, таких как «Совершенно серьёзно» и «Чудак-человек». В титрах начинающую артистку указывать не спешили.
Кадр из фильма «Чудак-человек»
В 1966-м Александр Алов и Владимир Наумов экранизировали сатирический рассказ Достоевского «Скверный анекдот». Никищихину утвердили на развёрнутую роль невесты мелкого чиновника Порфирия Пселдонимова. Если бы комедийная картина вышла в срок, то Елизавета стала узнаваемой гораздо раньше. Однако лента 2 десятилетия пролежала на «полке» и была показана только в 1987-м.
Кадр из фильма «Скверный анекдот»
Так получилось, что режиссёры видели актрису преимущественно в одном амплуа. Ей предлагали второстепенные гротескные роли добрых и немного нелепых женщин. Но даже к этим однотипным предложениям Елизавета Сергеевна относилась бережно. Она стремилась придать каждому образу узнаваемость и индивидуальность. Это ей превосходно удавалось, например, такой яркой и запоминающейся получилась её Нина в мелодраме Сергея Микаэляна «Расскажи мне о себе».
Кадр из фильма «Расмус-бродяга»
С большой теплотой и самоотдачей Никищихина снова и снова возвращалась к детским кинокартинам. В 1976-м в ленте Валентина Горлова «Всё дело в брате» она сыграла учительницу Елизавету Михайловну. Чуть позже были управляющая детского приюта Фрекен Хёк в «Расмусе-бродяге» и мама Вовика во «Фраке для шалопая».
Кадр из фильма «Покровские ворота»
В 1980-м артистка появилась в небольшой роли безымянной пассажирки в комедии Виктора Крючкова «Гражданин Лёшка». А спустя 2 года состоялось едва ли ни самое известное её появление в эпизоде блистательной кинокомедии Михаила Козакова «Покровские ворота». Устами Никищихиной литератор Нина Орлович произнесла восторженную фразу о высоких отношениях. Народной цитатой стали не только слова, но и неподражаемая интонация актрисы.
Среди проектов 1980-х годов, где Елизавета Сергеевна принимала участие, были драмы, музыкальные комедии, фильмы для юношества и экранизации русской классики. Она мелькала в «Чародеях» Константина Бромберга, в «Мёртвых душах» Михаила Швейцера. Зрители наблюдали её игру в драматических картинах «Виктория» и «Во бору брусника».
Кадр из фильма «Раскол»
К постперестроечному кино Никищихина относилась скептически, поэтому в 90-е снималась крайне мало. Она старалась тщательно выбирать материал, чтобы после не испытывать творческого стыда. Одной из наиболее заметных работ этого периода стала её террористка-народница Вера Засулич в историческом сериале Сергея Колосова «Раскол».
Кадр из фильма «Тайны дворцовых переворотов»
Последнее появление актрисы на экране состоялось уже посмертно. В 2000-м году в прокат вышла многосерийная приключенческая киноповесть Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов». В ней Елизавете Сергеевне досталась небольшая роль придворной дамы по фамилии Крамер.
Елизавета Никищихина: причина смерти и место захоронения
Однако новое жилище не спасло актрису. Одним ноябрьским днем 1997 г. обеспокоенные ее отсутствием соседи вызвали милицию. Стражи порядка, приехав, обнаружили в комнате тело Никищихиной. Вскрытие показало, что умерла она, подавившись куском яблока, которые ей нельзя было есть в целом виде. Была ли эта трагическая случайность, или Елизавета Сергеевна решила покончить с собой – никому уже не дано узнать.
Для ее друзей-актеров стало ударом известие о ее кончине. Многие из них пришли на похороны, чтобы отдать последнюю дань уважения своей талантливой коллеге, коей, без сомнения, всегда была Елизавета Никищихина.
Могила актрисы, стараниями близких и друзей, была размещена на Востряковском кладбище в г. Москве (17 участок).
Замужество и перспективы в карьере
Вскоре после разрыва с Агамировым познакомилась с психиатром из Ленинграда Эрнестом Лейбовым Елизавета Никищихина. Личная жизнь ее с тех пор стала по-настоящему счастливой. Дело в том, что после аборта 1965 г. актрисе объявили, что из-за операции у нее не будет больше детей. Но вскоре после начала отношений с Лейбовым она забеременела. Вскоре пара сыграла свадьбу, но тут случилось нечто очень серьезное.
Режиссер ее театра — Владимир Кузенков — предложил ей сыграть Катерину в «Грозе». Эта роль во все времена относилась к одной из самых желанной со стороны любой актрисы. Однако, узнав о деликатном положении Елизаветы Сергеевны, режиссер поставил ее перед выбором: либо роль, либо ребенок. На этот раз выбрала семью и счастье материнства Елизавета Никищихина. Дочь же, которая родилась у нее спустя 9 месяцев, получила имя Катерина, в честь той несыгранной роли.
В рекордно короткие сроки после рождения малышки актриса вернулась в театр. Однако по-настоящему хороших ролей ей не доставалось, и хотя в кино она была все так же востребованной («Рассказы о Кешке и его друзьях», «А у нас была тишина…», «Расмус-бродяга», « Капитанская дочка» и т. п.), тоска по сцене не оставляла ее, и актриса начал понемногу пить. Вскоре ей досталась главная роль в спектакле «Первый вариант Вассы Железновой», которая стала наивысшим достижением в ее театральной карьере. Казалось, все налаживается.
«Высокие отношения!»
Она могла с легкостью влезть в «шкуру» дворничихи, камер-фрау, директора школы, продавщицы. Ей были подвластны и классические персонажи Достоевского, Гоголя, и современные героини Токаревой, Липатова. Никищихина раскованно чувствовала себя в исторической ленте, драме. И словно создана была для комедий (это ведь фраза ее героини «Высокие! Высокие отношения!» в «Покровских воротах» стала любимой и цитируемой многими), детских фильмов и сказок. Небольшая роль очкастой ассистентки профессора Громова в «Приключениях Электроника» добавила ей популярности среди школьников и родителей. Любили ее в киножурнале «Ералаш». Да и звание лучшей Кикиморы Советского Союза (картина «Там, на неведомых дорожках») она получила заслуженно.
Кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках…» (1982)
Антигона
Никищихина появилась на свет 17 мая 1941 года в Москве. После 9-го класса, вопреки воле своего отца, считавшего, что профессия актрисы во многом сродни ремеслу дамы полусвета, она поступила в школу-студию при Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Этому театру она посвятила всю свою жизнь. В начале шестидесятых годов Елизавета начала сниматься в кино, дебютировав в эпизодах фильмов «Совершенно серьёзно» и «Командировка».
Примерно в то же время актриса познакомилась с музыкантом Алексеем Познанским, от которого забеременела. Алексей собирался жениться на Елизавете, но в то же время театральный режиссёр Борис Львов-Анохин сообщил, что из-за беременности снимает её с роли в спектакле «Антигона», где партнёром актрисы по сцене должен был стать Евгений Леонов. Елизавета приняла решение избавиться от неродившегося ребёнка. Познанский не смог простить ей этого и разорвал отношения.
Третий муж, спад карьеры и прогрессирующий алкоголизм
Брак с Эрнестом Лейбовым продлился всего 3 года, после чего супруг решил эмигрировать в США. Он хотел взять с собою и жену с дочерью, но Никищихина Елизавета отказалась переезжать в другую страну и вместе с Катей осталась в СССР.
Вскоре ей снова посчастливилось встретить хорошего мужчину, за которого она вышла замуж. Ее новым избранником был писатель-диссидент Евгений Козловский. Он стал любящим супругом для актрисы и заботливым отцом для ее Катеньки. Казалось бы, чего еще надо для счастья, но новые проблемы на работе разрушили эту идиллию.
Дело в том, что режиссер Анатолий Васильев, давший Никищихиной главную роль в пьесе «Первый вариант Вассы Железновой», был уволен из театра и перешел в другой. А человек, занявший его кресло, относился к актрисе не так хорошо. И если и давал Елизавете Сергеевне играть в спектаклях, то лишь крохотные роли.
Ходили слухи, что причиной этой дискриминации был ее новый супруг, находившийся из-за своих произведений в опале у власти. Так, из-за этого за все годы их совместной жизни квартиру пары трижды обыскивали, а саму Никищихину не раз приглашали на допросы.
Несмотря на это, в кино продолжала быть невероятно востребованной Елизавета Никищихина. Фильмы с ее участием заставляли смеяться до слез миллионы зрителей по всей стране. Однако главных ролей в кинокартинах так и не доставалось актрисе, и это очень печалило ее. Но она продолжала надеяться, что, может быть, вскоре ей предложат большую роль, которая вновь сделает ее известной, как раньше. Но ее мечтам не суждено было сбыться.
Нереализованность творческих амбиций сильно отражалась на Елизавете Сергеевне, и чтобы справиться с наступающей депрессией, она вновь начала пить. И много.
Дочь и супруг пытались помочь женщине избавиться от пагубной привычки и даже уговорили ее лечиться, но это не помогло. Вскоре за Никищихиной закрепилась репутация пьяницы, способной в любой момент сорваться. Из-за этого режиссеры стали бояться давать ей важные роли, а это только усугубляло состояние артистки.
Через некоторое время они с мужем развелись. Настоящей причины этого никто точно не знает. Одни утверждают, что это произошло из-за желания Козловского обезопасить жену от проблем из-за его скандальной славы. Другие же называют в качестве причины алкоголизм актрисы, с которым она уже не могла справиться.
Семья и протест ради мечты
Будущая актриса появилась на свет 17 мая 1941 года, в столице. Девочку воспитывала бабушка. Мать с отцом, забрав с собой старших братьев Лизы — Володю и Сашу, уехали на помощь разрушенной фашистами Германии. Они участвовали в восстановлении страны.
Так, девочка осталась без родительского тепла, и можно сказать была предоставлена сама себе. Елизавета росла мечтательной, она хотела стать актрисой. Но родственники не поддержали решение девушки поступить в театральный вуз. Отец и вовсе сказал, что дочь избрала себе неприличную профессию.
Елизавета Никищихина в детстве и юности.
Никищихина, разругавшись с родными, ушла из дома. Это был ее протест. Она ещё больше уверилась в желании посвятить себя сцене.
Работа в кино
После триумфальной «Антигоны» новоявленную звезду стал приглашать играть в кино. До этого она снималась в эпизодических ролях кинофильмов «Совершенно серьезно», «Крыса на подносе», «Чудак-человек», «Похождения зубного врача» и прочих. Однако по-настоящему разглядеть ее потенциал режиссеры смогли лишь после роли греческой девушки в прославленном спектакле. Благодаря ей Елизавета Сергеевна получила большую роль в ленте «Скверный анекдот». Но из-за негативной реакции критиков картина 20 лет пылилась на полке.
Параллельно начались проблемы и в театре. Борис Львов-Анохин был отстранен от руководства, а новый режиссер отменил все пьесы, в которых играла Никищихина. Для актрисы, любящей всем сердцем театр и пожертвовавшей ради него своим счастьем, это стало настоящим ударом.
К счастью, в кино ее не забывали. И хотя предлагали играть совсем небольшие однотипные роли, она была очень востребованной и подчас работала одновременно над 2-3 проектами.
В тот же период она познакомилась с критиком Анатолием Агамировым, между ними завязался роман. Об этой странице в судьбе актрисы известно мало. По одним сведениям, Елизавета и Анатолий поженились, но их скороспелый брак так же быстро распался. По другим – их отношения довольно скоро исчерпали себя, и влюбленные мирно расстались.
Но вскоре судьба предоставила ей новый шанс.
Рождение дочери, пагубная привычка и третий брак
Почти сразу же Елизавета Сергеевна встретила психиатра Эрнеста Лейбова. Вторая беременность снова поставила актрису перед выбором — в театре ей предложили главную роль в «Грозе».
Елизавета Никищихина и Эрнест Лейбов.
Актриса побоялась, что больше не познает счастье материнства, тем более что она долго не могла забеременеть. Поэтому на этот раз она сделала выбор в пользу ребенка. А когда родилась девочка, Никищихина назвала ее в честь несыгранной героини — Катериной.
Второму мужу тоже было сложно выносить пагубную привычку жены. А Елизавета, тоскуя по работе, продолжила пить еще сильнее. Воспитание дочери и существование в качестве домохозяйки очень угнетали ее. Когда Лейбов принял решение эмигрировать в США, Никищихину он с собой не позвал. Да она бы и не поехала.
Самым счастливым для актрисы стал третий брак с писателем Евгением Козловским. Он смог уговорить актрису закодироваться. Но спустя несколько лет Евгения посадили в тюрьму за диссидентскую деятельность.
Поначалу Никищихина носила передачки и терпеливо дожидалась супруга. Но ей все тяжелее давалась разлука, и она снова начала пить. Когда Козловский вернулся из заключения, он уже не мог справиться с запоями любимой, и им пришлось расстаться.
Актриса осталась одна, она отправила дочь к отцу в Америку. Когда девочка выросла, они разменяли жилплощадь, и Елизавета Сергеевна отправилась жить в коммуналку.