Елена санаева: мужья и дети. личная жизнь
Содержание:
Профессиональная деятельность
Артистка Елена Санаева имеет большой театральный опыт. С 1967 года, после окончания театрального вуза Елена была принята на работу в труппу Московского театра киноактёра. С 2009 года Елена служит в составе труппы «Школы современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза. Принимала участие в таких спектаклях, как «Последний ацтек», «Звёздная болезнь», «Аккомпаниатор», «Пока наливается пиво», «Медведь», «Дом», «Русское враньё» и другие.
В кино молодая актриса дебютировала в 1967 году в историко-биографическом киноромане режиссёра Загида Сабитова «Генерал Рахимов», где исполнила роль Люси. После выхода этой картины девушку пригласил сниматься в свои фильмы Василий Шукшин. Фильмография Елены состоит почти из 80 разных по жанру полнометражных киноработ. Принимала участие в многочисленных документальных проектах. Актрисе достаточно успешно удавалось играть комедийные персонажи.
Большую роль в творчестве Елены сыграло участие в сказке «Приключения Буратино» (1975), где актрисе досталась харизматичная роль лисы по имени Алиса. Сама Елена называет себя острохарактерной актрисой.
Яркими проектами в кинокарьере Елены можно назвать следующие фильмы: «Странные люди» (дочь Рязанцева), «Печки-лавочки» (Леночка Степанова), «Нос» (дочь Подточиной), «Жил-был настройщик» (Лена), «Чучело» (Маргарита Ивановна), «Тайна «Чёрных дроздов» (Дженнифер Фортескью), «Парфюмерша» (Таисия Константиновна) и «Новая старая сказка» (Баба-Яга).
Несмотря на преклонный возраст, Елена и сегодня играет на театральной сцене, пишет автобиографические книги и снимает документальные картины.
Елена Санаева озвучила много советских мультфильмов. В их число вошли «Приключения пингвинёнка Лоло», «Слонёнок пошёл учиться», «Счастливый Григорий» и другие. Периодически актриса участвует в различных телевизионных программах, где является главной героиней. Среди них можно назвать «Наедине со всеми», «Судьба человека» с Юрием Корчевниковым, «Мой герой» и другие.
Последние проекты с участием артистки вышли в 2017 году. Это фильмы «Парфюмерша-2», «Парфюмерша-3» и «Следствие любви», где Елене досталась главная роль – Демьяновой Светланы Алексеевны. В 2018 году вышел проект «Дневник новой русской», где также можно было увидеть Елену в одной из значительных ролей.
Фильмы
В 1967 году Елена Санаева в первый раз попала в кино — в военную ленту «Генерал Рахимов». Затем последовали драма «По Руси» и экранизация рассказов Антона Чехова «Главный свидетель».
Василий Шукшин пригласил девушку в киноальманах «Странные люди». В этой картине Санаева сыграла в дуэте с отцом. Позднее они вновь появлялись в паре в лирической комедии «Печки-лавочки».
Карьера актрисы развивалась, режиссеры все чаще видели Елену в главной роли, но все перевернул фильм-сказка «Приключения Буратино». Лиса Алиса вошла в историю советского кинематографа, но надолго вогнала Санаеву в комедийное характерное амплуа. Таковы, например, работы в «Честном волшебном» и «Приключениях Али-Бабы и сорока разбойников», в комедии «По улицам комод водили…» и «Куда исчез Фоменко?».
В 1977-м Ролан Быков задействовал жену в экранизации произведения Николая Гоголя «Нос». Спустя 2 года супруги предстали в главных ролях в музыкальном фильме «Жил-был настройщик».
Елена Санаева и Нонна Гришаева
Вернул Елену к серьезным сценариям Быков в 1983 году, когда начал снимать подростковую социальную драму «Чучело». Санаева передала на экране характер руководительницы взбунтовавшегося класса.
Одновременно ee пригласили на съемочную площадку детектива «Тайна “Черных дроздов”» по роману Агаты Кристи. Главную роль артистка получила в трагикомедии «Оно», где также сыграли Наталья Гундарева и Светлана Крючкова.
В XXI веке Елена продолжила сниматься, в том числе и на первом плане. Частью фильмографии актрисы становятся семейный фильм «Новая старая сказка», мелодрамы «Время для двоих», «Медсестра» и «Парфюмерша». В последней она перевоплотилась в маму персонажа Марии Куликовой. В детективе «Следствие любви» ee экранной дочерью стала Нонна Гришаева.
Трудная личная жизнь
О своей семье артист говорить не любил. Только спустя много лет, когда его внук написал книгу «Похороните меня за плинтусом», ставшую бестселлером, тайна была раскрыта. В повести описаны с биографической точностью сам Всеволод Санаев, биография, личная жизнь и жена.
Внук Павел Владимирович Санаев не только писатель, но и очень разносторонняя творческая личность. Он имеет актерское и режиссерское образование. Эта была его первая и успешная работа в литературе. Знаменитый дед, безусловно, гордился им.
Сейчас известно, что жена Всеволода Санаева, Лидия Санаева. Познакомился с ней известный артист перед войной, когда находился на гастролях в Киеве вместе с труппой МХАТа.
Лидия Антоновна, в то время Гончаренко, училась там на филолога. Всеволод сразу влюбился, и девушка ответила взаимностью. Несмотря на желание молодых людей поженится, родители невесты были против. Однако, когда пришла пора возвращаться в Москву, Лидия последовала за ним. Любовь и молодость преодолели все преграды, и, несмотря на утверждения родных, что это должно быстро закончиться, они прожили вместе более пятидесяти лет.
Она стала хорошей женой и прекрасной матерью для дочери, но отношения в семье часто были напряженными. Причиной тому постоянные депрессии, которые бывали у женщины. В свое время после неудачно рассказанного анекдота ее вызывали в соответствующие органы, и впечатлительная Лидия решила, что за ней установили слежку. После одного такого срыва она лежала в психиатрическом отделении столичной больницы.
Усугубила положение еще одна трагедия. В начале войны, когда Всеволод Васильевич был на гастролях, жена с маленьким сыном эвакуировалась в Казахстан, где малыш заболел и умер от дифтерии. Эта стало ударом для семьи, и только когда в 1943 году родилась дочка, все немного успокоилось.
Елена, как любой ребенок, часто болела. Но мать боялась потерять второго ребенка, поэтому опекала ее как могла. Страх преследовал женщину всю оставшуюся жизнь. Несмотря на любовь к жене, Санаев порой не хотел возвращаться домой. Там приходилось контролировать себя больше чем на сцене. Каждое неловко сказанное слово вызывало истерику или ссору.
Не менее сложными были отношения с дочерью. С первым мужем, Владимиром Конузиным девушку буквально развела властная мать, так как считала, что простой инженер ей не пара. Всеволод Васильевич предпочел не вмешиваться в конфликт. В результате, несмотря на рождение сына Павла, будущая актриса с ним рассталась.
Вторым избранником актрисы Елены Санаевой стал знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. Он вырвал девушку из душного маминого мира, но взять с собой сына бабушка не позволила, оставив его при себе заложником. Хотя Павел с благодарностью вспоминает минуты общения с отчимом. Жизнь у бабушки стала для него адом.
Отношения родителей к дочке
Они очень любили свою дочку и оберегали ее от всяческих невзгод. Всей семьей они часто собирались в киноэкспедиции, чтобы снять очередной репортаж. В это время Елена открыла для себя много нового.
По ее словам, мама была сильно любила отца и была ему предана. В общем, в отношениях между родителями Елены царило спокойствие и умиротворение. Поэтому девушка выросла таким хорошим и приятным человеком.
Был и еще один случай, когда девочка заболела желтухой, религиозная мать хотела провести обряд крещения в православной церкви. Однако в то атеистическое время подобные действия были запрещены и могли вызвать подозрения у следственных органов.
Фильмы
В 1967 году Елена Санаева первый раз попала в кино. Это была военная лента «Генерал Рахимов», за которой последовали драма «По Руси» и экранизация рассказов Антона Чехова «Главный свидетель». Там в новелле «Дума» девушка исполнила главную роль подсудимой вдовы Каплунцевой.
Елена Санаева в фильме «Приключения Буратино»
В этом фильме на Елену обратил внимание режиссер Василий Шукшин и пригласил в киноальманах «Странные люди». Интересно, что в этой картине Санаева сыграла в дуэте с родным отцом, перенеся родственные отношения на экран
Позднее они вновь появлялись в паре у Шукшина в лирической комедии «Печки-лавочки». Вскоре последовали роли в приключенческом фильме «За облаками – небо» и военном «На ясный огонь».
Творческая биография актрисы развивалась по счастливому сценарию, режиссеры все чаще видели Елену в образе главных героинь, но все перевернул фильм-сказка «Приключения Буратино», принесший актрисе всесоюзную славу. Роль Лисы Алисы вошла в историю советского кинематографа, но на долгое время вогнала Санаеву в образ комедийной характерной актрисы. Артистку зовут и на небольшие, но яркие роли в сказки «Честное волшебное» и «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», и в комедии «По улицам комод водили…» и «Куда исчез Фоменко?».
Елена Санаева в фильме «Чучело»
В 1977 году Ролан Быков задействовал актрису в экранизации произведения Николая Гоголя «Нос», где сам сыграл главную роль, а Елена Санаева предстает в образе дочери Подточиной. Фильм стал первой «взрослой» кинокартиной Ролана Быкова, до этого режиссер работал в основном над детскими сказками. Спустя два года оба актера предстали в главных ролях в музыкальном фильме «Жил-был настройщик». В 1980 году артистка снялась в образе заведующей фабрики детских игрушек в комедии «Амнистия». Действие фильма проходит в окружении надувных крокодилов и плюшевых мишек.
Вернул Елену Санаеву к серьезным сценариям Ролан Быков в 1983 году. Режиссер начал снимать подростковую социальную драму «Чучело», где дал актрисе возможность безупречно передать характер классной руководительницы взбунтовавшегося класса.
Елена Санаева в фильме «Медсестра»
Помимо Санаевой, в фильме блестяще исполнили роли Юрий Никулин и совсем юная Кристина Орбакайте. Одновременно Елену Всеволодовну пригласили на съемочную площадку детектива «Тайна «Черных дроздов» по роману Агаты Кристи. Санаева одинаково хорошо преображалась и в актрис народного театра в фильме «Искренне Ваш», исполняющих роль Бабы-Яги, и в председателя суда в кинокартине «Подсудимый», и в торговку пельменями в драме «Без солнца». Главную роль артистка получила в трагикомедии «Оно», где, помимо нее, сыграли Наталья Гундарева, Светлана Крючкова. Вместе с супругом в 1995 году сыграла в детском фильме «Русский паровоз».
В XXI веке Санаева продолжила сниматься, в том числе и в главных ролях. Частью фильмографии актрисы становятся семейный фильм «Новая старая сказка», а также мелодрамы «Время для двоих», «Медсестра» и «Парфюмерша».
Личная жизнь
На сегодняшний день Елена Санаева является вдовой. Первым супругом актрисы был инженер Владимир Конузин. Мужчина получил высшее образование в Авиационно-технологическом институте. К кино Владимир никакого отношения не имел. Поженились они в 1967 году на день рождения общей знакомой.
Елена с сыном Павлом
На тот период Елена три года была неудачно влюблена в другого мужчину, но так как посчитала Владимира неплохой партией, вышла за него замуж без любви. В браке молодых людей родился сын, которого назвали Павлом (1969 года рождения). Через два с половиной года супруги расстались. После развода Владимир не принимал участия в воспитании сына и не встречался с ним.
Второй раз и последний Елена Санаева вышла замуж за известного кинорежиссёра и Народного артиста СССР Ролана Быкова. Творческие личности познакомились в 1972 году во время съёмок картины режиссёра Юрия Рогова «Докер», который снимался в Кишинёве. Ролан с первого взгляда влюбился в актрису, несмотря на то, что у него была масса поклонниц его таланта.
На тот момент Елене было 29 лет, а Ролану – 42 года. К тому же режиссёр ростом был на голову ниже актрисы, но творческую пару это никак не смущало. С первых дней знакомства режиссёр настойчиво звал актрису замуж. Уже через год в ресторане «Лидо» в Таллине Ролан сделал предложение руки и сердца Елене.
После школы Павел учился во ВГИКе на сценарном факультете и стал озвучивать фильмы зарубежного производства. Также стал отличным российским переводчиком. На сегодняшний день сын актрисы является популярным писателем.
Павел рано стал жить самостоятельно, с 20 лет. Сегодня он женат на Алёне Фониной и имеет дочку Веронику (внучка Елены). В свободное время актриса любит проводить время с любимой внучкой, часто водит её на разные кружки (пение, рисование).
Рост артистки составляет 168 см. Елена не любит летать самолётами, предпочитает передвигаться между городами на поезде. Несмотря на то, что у Ролана был тяжёлый характер, жили супруги счастливо до 1998 года до смерти кинорежиссёра. Жили они в кирпичном доме на Пятницкой. Во время съёмок фильма «Чучело» Ролан получил инфаркт, который привёл к плачевным последствиям со здоровьем.
К тому же режиссёр много курил, постоянно нервничал на работе. В итоге, через два года у Ролана были обнаружены метастазы в лёгких. Прожили супруги вместе 25 лет. У артистов была дача, на которой они периодически любили проводить время.
После потери супруга актриса выпустила «Стихи Ролана Быкова» (2010 год) и его дневники «Я побит, начну сначала» (2010 год). Также Елена сняла как режиссёр-документалист киноработу о жизни Ролана «Жизнь на вырост» и выпустила сказку Быкова «Заколдованная Принцесса» и его уникальный фотоальбом. Также Елена сняла автобиографические картины о жизни Юрия Германа, Юрия Роста.
Елена Санаева активно принимает участие в общественной деятельности. Является создателем Детского фонда имени Ролана Быкова.
Близких подруг у Елены нет. Москву актриса называет городом разлук, так как она разъединяет людей. Именно когда актриса смирилась с одиночеством, её стали активно приглашать на различные светские и творческие встречи, а также фестивали. По характеру Елена оптимист и называет жизнь большим счастьем. Считает свою жизнь очень интересной. Артистка не стесняется своего возраста.
Смерть Всеволода Санаева
Всеволод Васильевич с неуемной жизненной энергией работал на съемочной площадке до конца жизни, пока позволяло состояние здоровья.
В 75 лет актер перенес серьезный инфаркт, но выжил, по словам дочери, исключительно ради любви к жене – боялся оставить ее без поддержки. В 1995 году Лидия Антоновна умерла, а через десять месяцев скончался и Всеволод Антонович.
Причиной смерти актера стало тяжелое онкологическое заболевание – рак легкого. Могила Санаева и его супруги находятся на Новодевичьем кладбище в Москве.
В память о вкладе актера в театральное киноискусство в декабре 2011 года вышел почтовый конверт с нанесенным на него фото Всеволода Санаева.
Примечания[ | ]
- filmportal.de — 2005.
- идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- Санаев Всеволод Васильевич / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- Всеволод Санаев в энциклопедии Кругосвет
- ↑ 123456Леонид Филатов . Чтобы помнили.РЕН ТВ (2001)
- Санаев Всеволод Васильевич Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 640 с., 96 л. ил.
- Санаев Всеволод Васильевич // Киносозвездие
- Вдова Ролана Быкова: «Проклятый рак отнял у меня и мужа, и отца» (неопр.) .StarHit (9 августа 2018).
- Елена Санаева: «Понимая, что у отца рак, я тянула с похоронами мамы»
- «Оптимистическая трагедия Всеволода Санаева» — документальный фильм на ТВ Центре
- Всеволод Санаев. Творческая биография
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 декабря 1995 года № 553-рп «О поощрении Союза кинематографистов России и ведущих мастеров отечественного кинематографа»
Фильмография актрисы
Как и отмечалось, Елена Санаева была и есть замечательная актриса, которая не только вживается в роль, но и прекрасно ее отыгрывает. Поэтому ее часто приглашали сниматься в кино, большая часть которого вышла еще во времена Советского Союза.
Так давайте узнаем, в каких фильмах снималась Елена. Мы выбрали только самые известные и наиболее узнаваемые, список предоставлен ниже:
- «Главный свидетель».
- «Дни хирурга Мишкина», где играет Таисью.
- «Додумался, поздравляю!» Сыграла роль случайной попутчицы.
- «Нос», взялась за игру дочери Подточиной.
- «Искушение» – отыгрывает второстепенную героиню Лену.
- «По улицам комод водили» – обычная пассажирка.
- «Жил-был настройщик» – опять же, играет Лену.
- «Русский паровоз».
- «Новая старая сказка» – это относительно новый фильм, где Елена играет Бабу-Ягу.
- «Золотая рыбка в городе N».
- «Время для двоих».
- «Парфюмерша».
- «Умник».
- «Медсестра».
- «Парфюмерша 2».
В общем, фильмография у Елены достаточно обширная, но выше представлены только самые популярные кинокартины актрисы.
Учеба
После обучения в школе девочка надумывала поступать по своей любимой специальности в театральный ВУЗ. К этому ее подталкивал отец, который долгое время занимался кинематографом, Елена часто за ним наблюдала, и ей нравилась работа актрисы.
Неожиданно для себя, у нее возникает сильное желание поступить в ГИТИС на театральный факультет. Елена, конечно, успешно проходит кастинг и поступает туда, куда всегда хотела.
Она учится у знаменитого советского деятеля искусства – Михаила Царева, который многому обучил девушку. Вот так начиналась личная биография Елены Санаевой в качестве начинающей актрисы.
Детские годы
Елена Всеволодовна Санаева родилась 21 октября 1942 года в городе Самара, который с 1935 по 1991 год носил название Куйбышев. Семья находилась там в эвакуации.
Отец Всеволод Васильевич Санаев (1912–1996) в то время был начинающим артистом театра (МХАТ) и кино. Впоследствии он стал Народным артистом СССР, сыгравшем главные роли в фильмах «Оптимистическая трагедия», «За нами Москва», «Белые росы» и многих других (свыше 100).
Мать Елены – украинка Лидия Антоновна Гончаренко, в замужестве Санаева (1918–1995), филолог, познакомилась с будущим мужем во время его гастролей в Киеве. Молодые люди поженились, поселились в Москве, у них родился сын Алексей – старший брат Елены. В 1941 году он умер в возрасте двух с половиной лет. У матери начались проблемы с психикой. Рождение дочери в конце 1942 года стало для нее отдушиной, она безумно любила свою Леночку и никуда ее не отпускала, одержимая страхом потерять.
Елена Санаева в детстве
Еще одним испытанием для матери стала болезнь дочери желтухой в 1947 году. Пятилетняя Лена была в шаге от смерти, врачи-гомеопаты рекомендовали лечить ее лимонами и сахарным сиропом. В этот же период больную девочку покрестил приглашенный в дом священник, и мать молилась за ее здоровье.
В том же 1947 году 35-летнего отца Елены – Всеволода Санаева сразил инфаркт. Переживания за дочь и мужа еще больше усугубили психическое состояние матери. При всей своей безумной любви она стала для Лены домашним тираном, наказывая дочь за малейшее непослушание.
Во время учебы в школе Санаева занималась в драмкружке, играла даже таких серьезных героинь, как Нина Заречная в чеховской пьесе «Чайка». Однако артисткой девушка становиться не собиралась. Она считала себя «гуманитарием» и думала о профессии театроведа или литературоведа. Поступать в вуз сразу после школы девушка не решилась – выпускные оценки у нее были неважными, и ей необходимо было подготовиться.
Театральные работы[ | ]
МХАТ
- «Горячее сердце» А. Н. Островского (сезон 1937—1943)
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова (сезон 1937—1943)
- «Гроза» А. Н. Островского (сезон 1937—1943)
- «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1937)
- «Фронт» А. Е. Корнейчука (1937)
- «Трудовой хлеб» А. Н. Островского (1940)
- «Воскресение» Л. Н. Толстого (сезон 1952—1956)
- «Поздняя любовь» (сезон 1952—1956)
- «Последняя жертва» А. Н. Островского (сезон 1952—1956)
- «На дне» М. Горького (сезон 1952—1956)
- «Дачники» М. Горького (сезон 1952—1956)
- «Горячее сердце» А. Н. Островского (сезон 1952—1956)
Театр им. Моссовета
- «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. А. Каца (1943)
- «Нашествие» Л. М. Леонова (1943)
- «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре (1944)
- «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1946)
Театр-студия киноактёра
- «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву
- «Софья Ковалевская» братьев Тур
- «Мандат» Н. Р. Эрдмана
- «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева
- «Бедность не порок» А. Н. Островского
Детство и юность
Всеволод Васильевич Санаев родился в России (тогда Российская империя) 25 февраля 1912 года в небогатой многодетной семье рабочих (12 детей в семье). Мальчик рос на окраине промышленного города Тулы. Учеба в школе давалась Всеволоду с трудом, да и учился он нехотя. По этой причине Василий Санаев забрал сына из школы и отправил осваивать рабочую профессию на фабрику, производившую гармони.
Актер Всеволод Санаев
Так будущий актер стал подмастерьем на предприятии, где работал и его отец. В обязанности юноши входила сборка и настройка музыкальных инструментов. В 16 лет Всеволод уже сам обучал профессии двоих подмастерьев. Во время работы на фабрике юношу не покидала мысль о том, что он занимается не тем, к чему лежит душа.
Еще в детстве Всеволод с матерью ходил в театр, где гастролирующий Московский Художественный театр показывал спектакль по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Мальчик очень был впечатлен игрой актеров, атмосферой театра, но даже мечтать о театральной карьере не смел. Однако Всеволод стал с удовольствием посещать в качестве слушателя любительский театр в Туле «Серп и молот». Достигнув положительных результатов в актерской игре, молодой человек хоть и не с первого раза, но поступил в драматическую студию.
Всеволод Санаев в юности
Уже в 1930 году Санаев стал актером дублирующего состава театра, работавшего при ОАО «Тульский патронный завод». Карьера его стремительно шла вверх. Через год Всеволод уже работал актером в Тульском государственном академическом театре драмы имени М. Горького. Для дальнейшего профессионального развития молодому человеку необходимо было получить профильное образование.
Старший наставник в театре готовил Всеволода к вступительным экзаменам на театральный рабочий факультет в Москве. Несмотря на порицание семьи (родители рабочих специальностей не воспринимали всерьез увлечений взрослого сына), Санаев уехал в столицу учиться.
Всеволод Санаев в молодости
Окончив рабфак, Всеволод повышал профессионализм в театральном техникуме под руководством Николая Плотникова. Учитывая острый недостаток финансов, вечерами молодому человеку приходилось напряженно работать. Усердие Всеволода помогло ему по окончании техникума поступить в Государственный институт театрального искусства, где наставником будущего актера стал талантливый режиссер Михаил Тарханов.
С 1943 года Всеволод сменил еще несколько театров, на сцене которых выступал. В 1943 году он работал в Государственном ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академическом театре имени Моссовета, а в 1946 – в Государственном театре киноактёра. В 1952 году Санаев хотел перейти во МХАТ, но предложенные роли его не устроили: жена актера тяжело заболела, и семья остро нуждалась в деньгах.
Детство и юность
Родилась Елена в Самаре в семье известного режиссёра и Народного артиста СССР Санаева Всеволода Васильевича (1912-1996 – годы жизни). Мать девочки, Лидия Антоновна (1918-1995 – годы жизни), занималась домашним хозяйством. Постоянно страдала депрессиями и манией преследования.
Такое состояние у женщины появилось после того, как она знакомым рассказала анекдот про советскую власть, и соседи донесли на неё. Лидии устроили допрос, который негативно повлиял на её душевное состояние. Несмотря на этот факт, Лидия была ярким и одарённым человеком, тонкого ума, ироничная и много знающая. Она всегда помогала и поддерживала супруга во всём.
С ранних лет Елена Санаева наблюдала за работой отца, ездила с ним в киноэкспедиции. Со школьных лет она представляла себя только в творческой профессии.
После окончания общеобразовательной школы девушка поехала в Москву, где с первого раза поступила в знаменитый столичный Институт театрального искусства. Мастерству актёра Елену обучал куратор курса –Народный артист СССР Царёв Михаил Иванович (1903-1987 – годы жизни). В 1966 году девушка окончила ГИТИС и стала дипломированной актрисой.
Воспоминание о детстве
Ни для кого не секрет, что актриса Елена Санаева – дочь знаменитого советского актера Всеволода Васильевича Санаева. Она родилась в военном 1943 году, много и часто болела, но родители готовы были жизнь отдать, чтобы выходить единственную дочь после смерти ее двухгодовалого братика Алеши. Малыш умер в эвакуации от дифтерита, осложненного корью, навсегда оставив глубокую душевную рану в сердце матери — Лидии Антоновны. О непростых и драматических отношениях в семье Санаевых публика узнала из повести «Похороните меня за плинтусом», которую написал сын актрисы, Павел. Некоторыми своими воспоминаниями о детстве и молодости Елена Санаева делилась в интервью. Она рассказала о том, как в пятилетнем возрасте заболела желтухой, справиться с которой в те годы было очень трудно, и мама самоотверженно лечила дочку, носила на руках на свежий воздух и, наконец, решилась крестить девочку. Обряд провели дома, над тазиком, надев на бледную шейку Лены медный крестик. После этого она пошла на поправку.
Воспоминания актрисы о матери и об отце полны благодарности и теплоты. Может быть, в те непростые годы Елена Санаева научилась состраданию, терпению, умению помочь и поддержать человека. Актриса вспоминает, как мама в 1952 году, рассказав на коммунальной кухне анекдот, оказалась под угрозой доноса и заболела «манией преследования». Потом женщина всю жизнь страдала депрессией, которая, помноженная на властный характер и тоску по несбывшимся мечтам, превращала Лидию Антоновну в домашнего тирана и провоцировала ссоры с близкими людьми.
Начало карьеры писателя Павла Санаева
В 1995-ом Санаев трудился над официальными переводами многих известных фильмов, среди которых «Властелин колец» по мотивам книг Джон, «Очень страшное кино», «Остин Пауэрс» и многие, многие другие. Такая работа как никакая другая подходила для будущего режиссёра и сценариста. Уже в 2002-ом он написал сценарий к фильму «Последний Уик-Энд», ставший режиссёрским дебютом Санаева. Через десять лет книга, написанная когда-то с подачи Ролана Антоновича, стала настоящим бестселлером, сделавшим Санаева одним из самых известных писателей современной России. Автор назвал её «Похороните меня за плинтусом». ВГИК он окончил в 1992-ом, а книга вышла в 2003-ем.
Рекламы не было, но «сарафанное радио» сделало своё дело, и тираж 20 тысяч экземпляров разошёлся очень быстро. Общий же тираж уже перевалил за пятьсот тысяч экземпляров. Произведение и сегодня пользуется немалой популярностью, оно переведено на французский и немецкий.
По книге снят фильм, многие театры поставили спектакли. Менее всего Автор доволен фильмом, так как, по его мнению, он очень далёк от настроения, переданного в книге.
Павел Санаев: Люди живут ложными воспоминаниями Недавно вышло новое подарочное издание, в котором появилось сорок иллюстраций и три не публиковавшихся ранее главы. Эти главы были изначально написаны Санаевым, но в книгу не вошли. После того, как появилась идея подарочного издания с иллюстрациями, он переработал эти главы и ввёл их отдельно в конце произведения.
Павел считает, что Ролан Антонович похвалил бы его за вышедшую книгу. Если бы в своё время он не заставил Павла прекратить заниматься видеокассетами, скорее всего, эта книга никогда бы не появилась.
Часто у Санаева спрашивают, всё ли в книге правда, так ли было в его детстве, как описано. Автор не раз повторял и повторяет вновь, что это всего лишь литературное произведение и забывать об этом не стоит. В книге, безусловно, присутствуют некоторые элементы автобиографии, но по большей части это вымысел автора.
Павел попробовал себя и в короткометражном кино. Дебют состоялся в Литве, получасовой фильм с названием «Каунасский Блюз» был снят для литовского телевидения.
Через год на экраны вышла кинолента «Последний Уик-Энд», ещё через два года – «Нулевой километр», а в 2009-ом появился нашумевший фильм «На игре». Эта работа вызвала много толков о том, считать её жестокой или нет. Уже в 2010-ом последовала вторая часть истории с названием «На игре 2».
Писатель Павел Санаев с женой
Санаев сожалел, что о роли в его жизни Быкова, о его мудром воспитании, в его произведении «Похороните меня за плинтусом» ничего не написано. Чтобы отдать Ролану Антоновичу своего рода долг, он написал «Хроники Раздолбая». Кто-то из читателей считает, что это продолжение первого романа, а кто-то – что это отдельное произведение. Автор убедительно попросил читателей это произведение не считать его автобиографией.