Елена папанова — биография, новости, личная жизнь

Елена, дочь Анатолия Папанова: «Благодаря папе я была первой модницей института»

— Елена, хочется вашего отца вспомнить через замечательные фильмы, в которых он играл. Вот, например, «Время желаний». Там его герой, интеллигент Лобанов, страдает от эгоистки-жены. Это же фильм о том, как сделать близких счастливыми или наоборот. Ваш папа умел сделать вас счастливыми?

-Уже одна только мысль, что маме или мне может быть плохо, заставляла его страдать. Он был однолюб, они с мамой прожили почти 43 года, и он старался прежде всего обеспечить ее материально. Приносил маме все деньги, а она ими распоряжалась. Папа шутил, что он стена, за которой ей уютно. Любил удивлять, вот только сокрушался, что с цветами все у него предсказуемо — артисту их дарят почти каждый день, и он их, конечно, нес домой. А вот из поездок что-то обязательно привозил. Мне — сначала игрушки, потом, когда я стала девушкой, — красивую одежду. Такую, что я была главной модницей в институте благодаря папе. Помню, как он мне из Италии привез сапоги на платформе — самый писк был. А еще юбку и батники — это рубашки такие, с планкой. В Москве, в Советском Союзе такое нельзя было купить. Так папа был счастлив еще больше, чем я. Сиял, видя, как я радуюсь.

— В фильме «12 стульев» его герой (Киса Воробьянинов) брильянты тещины искал. А как ваш отец относился в жизни к материальным благам? Машина, дача, хрусталь с коврами?

— Машина была, и не одна. Сначала он купил за символические деньги списанную из воинской части «Победу». Потом — «Волгу», с оленем, 21-ю. Потом приобрел себе 24-ю «Волгу», «Жигули». Так что аскетом он не был — любил красивые вещи. Но и не стяжательствовал.

— В мультике «Летучий корабль» Папанов озвучивал Водяного, который пел: «Я водяной, я водяной, никто не водится со мной…» Как у него отношения складывались в реальности — в театре, с друзьями?

— Папа был человек довольно скрытный. У него почти не было друзей. В последнее время он поддерживал отношения только с Виктором Мережко. Еще были у него два друга-одноклассника, оба — художники. Но встречались они, может быть, раз в пять лет. И перезванивались редко. А так, чтобы вместе в баню, на рыбалку, у него такого не было. Он был одинокий волк. И далеко не тусовщик. Приятелей много было, особенно таких, которые хотели иметь с ним знакомство, а настоящих друзей — нет. Я таких не знаю. Семья и театр — вот этим он жил.

— «Любовь моя, печаль моя» — здесь он сыграл звездочета. Верил ли он в Бога? Или, может, в приметы?

— В приметы верил, да. Он же актер, а актеры почти все верят в приметы. На роль сесть, если упала, — это непременно. А вот вера в Бога… Он ни с кем не откровенничал на эту тему, но я думаю, верил. Потому что, когда мы ехали мимо церкви, он крестился. Однако, кажется, его веру подкосила смерть его матери. Он мне тогда сказал: «Я Его просил-просил, чтобы мама осталась жива, но Он меня не слышал…» Так что нельзя сказать, чтобы он был такой уж воцерковленный человек, скорее у него со Всевышним были свои, личные отношения.

— «Дом, где разбиваются сердца» (телеспектакль). Что могло разбить ему сердце, в чем видел смысл жизни, учил ли вас?

— Предательство близких людей наверняка разбило бы ему сердце. О смысле жизни он не особенно распространялся — не любил философских разглагольствований. Когда я поехала в первые свои гастроли, в Сибирь — Кемерово и Томск, — у меня как раз роман с моим будущим мужем начинался. И я скучала сильно! Написала домой жалобное письмо, мол, заберите меня отсюда. И папа мне прислал большой такой, развернутый ответ. Такое напутствие на всю жизнь. Я его храню. Много чего он мне там написал. Например: если ты хочешь быть актрисой, надо учиться жизни — а это тебе не курорт, надо смотреть по сторонам, наблюдать, а не плакаться о трудностях.

— Вы своему внуку показываете «Ну, погоди!», где Анатолий Дмитриевич озвучивал волка?

— Показываю! Поначалу, годика в три, он его очень любил! А сейчас внуку пять, и он сходит с ума от «Трансформеров». Малыш понимает, что в «Ну, погоди!» у Волка голос его прадедушки. Но он же еще маленький! Думаю, время пройдет — и внук снова полюбит этот ­мультфильм.

— Как вы обычно отмечали дни рождения Анатолия Дмитриевича?

— Его родители приезжали, сестра с мужем, их двое детей, мамины родственники — близким кругом собирались. Готовили ему рыбу обязательно — отец предпочитал рыбу, но по-простому, без изысков. Вообще папа любил, когда его поздравляли близкие.

[править] Фильмография

  • 1976 — Туфли с золотыми пряжками
  • 1976 — Мы вместе, мама
  • 1977 — Три весёлые смены — Ирина Привалова, вожатая в пионерском лагере
  • 1981 — Куда он денется!
  • 1981 — Ожидание
  • 1982 — Василиса Мелентьева (фильм-спектакль)
  • 1983 — Ложь на длинных ногах (фильм-спектакль)
  • 1987 — Следствие ведут ЗнаТоКи (Дело № 20 «Бумеранг») — работница АЗС
  • 1990 — Голос памяти (документальный)
  • 1991 — Дело Сухово-Кобылина
  • 1999 — Семейные тайны (документальный)
  • 2001 — Линия защиты — судья
  • 2005 — Лола и Маркиз
  • 2006 — Закон и порядок: Преступный умысел−1 — адвокат
  • 2007 — Сваха — Мария Марковна (Трикси — 18 серия)
  • 2010 — Учитель в законе. Продолжение — эпизод
  • 2010 — Школа — Валентина Харитоновна Мурзенко, учитель русского языка и литературы
  • 2010 — Москва. Три вокзала — Мария Сергеевна Пыжова
  • 2011 — Высоцкий. Спасибо, что живой — регистратор
  • 2011 — Краткий курс счастливой жизни — Зинаида Михайловна, мать Тимура
  • 2011 — След — мать директора фабрики
  • 2012 — Выхожу тебя искать 2 — Вера Георгиевна
  • 2012 — Кабы я была царица — Вера Константиновна
  • 2012 — Деффчонки — библиотекарь
  • 2013 — Женщины на грани — Зинаида Павловна
  • 2013 — Жить дальше — Лариса Викторовна Петрова
  • 2013 — Да и да — чиновница ФМС
  • 2014 — Дневник Луизы Ложкиной — Тамара Петровна, воспитательница
  • 2016 — Склифосовский 5 — свекровь Нины, мать Евгения
  • 2017 — Родное сердце — Алевтина Павловна
  • 2018 — Домашний арест — библиотекарь
  • 2018 — Декабристка — Савельева
  • 2018 — На краю — Зоя Аркадьевна, декан
  • 2018 — Анатомия убийства — Карташова
  • 2018 — Консультант. Лихие времена — Элеонора Степановна, мать Цыплакова
  • 2019 — Холодные берега — Тамара Русакова
  • 2019 — А у нас во дворе… 2 — заведующая поликлиникой
  • 2020 — Перевод с немецкого — Люся, домоправительница

Фильмы

Анатолий Дмитриевич был актером высочайшего уровня, но с киноиндустрией у него отношения наладились далеко не сразу. По словам коллег, Папанова просто гипнотизировала камера, и он долго не мог полноценно раскрыться на съемочной площадке, поэтому первое время появлялся в основном во второстепенных ролях.

Первый раз молодой Анатолий Папанов появился на экране еще до войны, в киноленте «Ленин в Октябре». Через 2 года фильмография начинающего артиста пополнилась эпизодом в комедии «Подкидыш». Комедийный талант артиста стал раскрываться в кино спустя десятилетия в лентах «Человек идет за солнцем», «Приходите завтра…», «Яблоко раздора».

Анатолий Папанов и Екатерина Савинова в картине «Приходите завтра»

В 1963 году Анатолию Дмитриевичу поступило предложение от режиссера Александра Столпера, который готовил к выпуску военную драму «Живые и мертвые». Папанову предстояло сыграть генерала, но сам артист не верил в свой драматический талант и несколько раз отказывал постановщику.

После премьеры фильма актер проснулся знаменитым. Киноленту посмотрел 41 млн зрителей. Фото Папанова-генерала попало на обложку выпуска журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 года. Эта роль была отмечена на 1-м ВКФ премией за лучшую мужскую роль.

Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»

Кинорежиссеры также обратили внимание на главное открытие года, и уже спустя время Анатолий Папанов блистал в разноплановых образах в фильмах «Родная кровь», «Стежки-дорожки», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота». Главные роли артист исполнил в драме «Наш дом», в военном фильме «Возмездие»

Анатолий Папанов появился и в популярной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где сыграл в актерском ансамбле с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Ольгой Аросевой, Андреем Мироновым. Среди громких работ актера числятся роли в кинолентах «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «12 стульев».

Анатолий Папанов и Андрей Миронов

У артиста есть 2 роли в кино, которые особенно запомнились и полюбились советским зрителям. Первый образ — контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но народ социалистических республик в нее просто влюбился. Многие фразы обаятельного злодея стали крылатыми, а Папанова до конца жизни узнавали на улицах благодаря роли в «Бриллиантовой руке».

Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука»

Второй образ помог Анатолию Дмитриевичу раскрыть на экране свой драматический талант. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» актер сыграл политического ссыльного Копалыча, тогда мастерство артиста было высоко оценено критиками и коллегами. К сожалению, сам артист скончался до того, как успел пожать плоды заслуженной славы.

Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го»

Запомнился Анатолий Папанов и своими работами на студии озвучивания. Голосом народного артиста говорят герои советских мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашкова», «Золотой мальчик».

Самым популярным героем в исполнении Папанова стал Волк из анимационного альманаха «Ну, погоди!». Творческий тандем Анатолия Дмитриевича с партнершей по цеху озвучивания Кларой Румяновой стал одним из самых знаменитых дуэтов советской анимации.

Анатолий Папанов и Клара Румянова

После выхода мультфильма на экраны Анатолий Папанов получал мешки писем от маленьких зрителей. В интервью актер пояснял, что вовсе не считает своего героя страшным и коварным, а со временем Волк и вовсе приобретает черты благородства.

Биография

Глядя на те комедийные образы, в которых актер представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком с тяжелой судьбой. Несмотря на ужасы войны, увиденные собственными глазами, артист до конца дней сохранил оптимизм и лучезарную улыбку, вдохновлявшую зрителей Советского Союза.

Памятник Анатолию Папанову в Вязьме

За время работы в кино и театре артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги, а в 1976 году советский астроном Людмила Чёрных назвала в честь актера открытый ею астероид №2480. В 2012-м, через 25 лет после смерти артиста, Анатолию Дмитриевичу поставили памятник на малой родине – в городе Вязьме.

Детство и юность

Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.

Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.

Анатолий Папанов в детстве

В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.

Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.

Анатолий Папанов в молодости

Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.

Анатолий Папанов прошел войну

Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.

Театр

В Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой Елена Папанова попала не случайно. Труппу в то время возглавлял ее учитель, он-то и взял «отличницу» в свой коллектив.

О первой крупной роли в театре актриса вспоминает: «Я только-только окончила курс Владимира Алексеевича Андреева и пришла в театр, когда заболела исполнительница одной из главных ролей спектакля «Дарю тебе жизнь» Раиса Семеновна Губина. Мне предложили ее заменить. Так я сыграла молодую маму, которая потеряла мужа, он погиб на заводской стройке. Моя героиня осталась одна с ребенком и ее не бросили, все помогали, кто как мог. С той роли все и началось».

На родной сцене артистка исполнила множество разнохарактерных ролей. А о самых любимых она рассказала в одном из интервью: «Их несколько. Роль мисс Эндрю в детском спектакле «Мэри Поппинс». Я любила эту роль за то, что каждый раз ее можно было играть по–разному, она давала большое поле для импровизации, можно было хулиганить… Сейчас этого спектакля, к сожалению, в репертуаре нет. Я очень любила «Женитьбу Бальзаминова», где играла кухарку Матрену. Любила «Мещанскую свадьбу», в которой играла невесту…»

Театральные работы:

  • «Старший сын» — Подружка
  • «Бал воров» — Курортница, Кормилица
  • «Дарю тебе жизнь» — Таисья
  • «Горное гнездо» — Дочка Сарматова
  • «Память» — Маланья
  • «Конец — делу венец» — Марианна
  • «Любовь — книга золотая» — Параша
  • «Адам женится на Еве» — Хэла
  • «Василиса Мелентьева» — Марья
  • «Последний посетитель» — Секретарша
  • «Второй год свободы» — Гражданка Парижа
  • «Приглашение на казнь» — Отец города
  • «За чем пойдешь, то и найдешь» — Матрена
  • «Воспитанница» — Гавриловна
  • «Светит, да не греет» — Степанида
  • «Мария Стюарт» — Маргарита Керл
  • «Мэри Поппинс» — Мисс  Эндрю
  • «Смерть Тарелкина» — Г-жа Брандыхлыстова
  • «Пеппи — Длинный чулок» — Фру Лаура
  • «Перед заходом солнца» — Паула

В стенах Ермоловского театра артистке удалось приобрести интересный сценический опыт во время тематического фестиваля короткометражных спектаклей «Театральный альманах».  

«Я сразу согласилась участвовать, хотя никого не заставляли. Актерам позвонили и сказали, что если они захотят принять участие в фестивале, нужно бросить записку со своей фамилией в специальный ящик. Общаться с молодыми режиссерами — огромное удовольствие. Когда долго работаешь в одном театре, закостеневаешь. А тут какая-то новая волна, что-то свежее. Мне понравились почти все спектакли, которые были на фестивале. Я считаю, что наш режиссер — Талгат Баталов — очень способный парень, и я рада, что с ним познакомилась», — поделилась актриса.

В фестивальном спектакле «Сто лет на сцене» Елена исполнила одну из ведущих ролей. Работу над образами артистка увлеченно описывает: «Наш спектакль рождался необычно. Сначала режиссер с нами беседовал несколько дней, задавал разные вопросы — мы не могли понять, к чему это. Потом оказалось, что наши разговоры записывали, а потом расшифровывали, и каждый в итоге получил текст, который сам и наговорил. Когда разговариваешь, не очень следишь за логикой, поэтому, когда я увидела свой текст, подумала: как это можно читать, это ведь какие-то обрывки мыслей! И стала пытаться сделать текст более гладким. Но потом Талгат Баталов придумал каждому свой образ и задачу. Я, например, была педагогом актерского мастерства. И тогда я поняла, что нужно возвращать всю нелогичность в текст, чтобы все было с юмором. Конечно, участие для меня было огромным удовольствием «.

В Театре Ермоловой актриса служит с 1976 года, пережила и неоднократную смену руководящего состава, и раскол коллектива. Оставаясь верной своему «дому», она параллельно оттачивала актерское мастерство «на стороне», но под началом бессменного режиссера Ермоловского театра Алексея Левинского. «Я много лет работала в студии «Театр» у Алексея Левинского совершенно бесплатно. Там я играла то, что не играла в театре. И мне было очень интересно работать с Лешей…», — призналась артистка.

А с 2014-го года в жизни Елены Папановой появилась новая увлекательная работа, теперь уже в уникальном театре для детей и взрослых — детском Рыжем театре, организованном режиссером Романом Светловым. У «Театра» существует несколько основных направлений деятельности: кукольные спектакли, актерская школа, творческие вечера, благотворительные праздники. Одна из последних крупных работ актрисы на этой площадке — комедия по пьесе Рэя Куни «Смешные деньги».  

Кинематограф

В кино Елена Папанова дебютировала в 1976 году. В это время она снялась в мелодраме Ярослава Лупия «Мы вместе, мама» и мюзикле-сказке Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Туфли с золотыми пряжками». Актрису заметили и стали приглашать в детские фильмы: Ожидание», «Три веселые смены» и другие.

В 90-х годах артистка практически не появлялась на экране. В 2002-ом она мелькнула в эпизодических ролях сериалов «Линия защиты» и «За кулисами», и снова исчезла вплоть до 2010-го года.

Такие длительные перерывы в творческой жизни актрисы были связаны с рождением дочерей. «Я упустила момент, можно сказать, упустила свой шанс. Когда вышла из декрета, время ушло, кино изменилось, да и во мне, конечно, мало чего осталось от той молоденькой русопятой девочки», — поясняет Елена.

«Школа»

Благодаря режиссеру Валерии Гай Германике состоялось возвращение актрисы на телеэкраны. Ее пригласили на роль учителя русского и литературы Валентины Харитоновны в молодежный телесериал «Школа».

О своем образе в фильме артистка рассказывает: «Эта героиня больше положительная, нежели отрицательная. Она представляет собой продукт своего времени, советского времени. Мы с Лерой хотели показать зрителю педагога не от Бога. Валентина Харитоновна знает свой предмет, но она не учитель от природы, нет у нее такого призвания, ее дети не любят, она не может найти к ним подход, она не очень понимает современную молодежь. Я не хочу сказать, что все учителя советского времени такие же, но такие часто встречаются».

Играть учительницу актрисе было не так уж сложно, в подобной роли она пробовала себя в реальной жизни. «У меня и в жизни был педагогический опыт, преподавала сценическую речь в школе искусств, в институте. Мне было откуда черпать информацию для своей роли. Я знаю, как общаться с подростками. То есть можно сказать, что сыграла саму себя – вела себя, как на занятиях», — делится артистка.

Скандально известный сериал вызвал массу споров вокруг себя. Одних он шокировал, другим очень понравился. Актриса высказала свое мнение по этому поводу: «Про «Школу» говорят, что в этом сериале много чернухи. А я считаю, что негатива в нем не больше, чем в других. Просто он снят в документальной манере, и возникает ощущение, что все по-настоящему. Современную молодежь я не считаю плохой. Вообще, несмотря на смену поколений, души людей не меняются».

Елена Папанова с Валерией Гай Германикой, несмотря на разделяющие их годы, очень быстро сработались, и актриса объясняет это так: «Я действительно встретилась с талантливым режиссером. Это редко бывает. Она молодая, но я подчинялась с удовольствием. На площадке мне с ней работалось очень хорошо, Лера много чего подсказывала. Я считаю Леру своей крестной в кино, потому что после «Школы» меня стали звать в другие картины. Не могу сказать, что завалена работой, но есть интересные предложения».

Спустя год актриса снялась еще в одном фильме Гай Германики, о чем рассказала: «Я играла маму одного из главных героев в проекте Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни», эдакую деревенскую бабу, которая приезжает из провинции к сыну и обкрадывает его гражданскую жену. Честно сказать, играть эту роль мне было очень интересно!»

Позже артистка приняла участие в таких проектах, как: биографическая драма «Высоцкий. Спасибо, что живой» с Сергеем Безруковым, Оксаной Акиньшиной, Андреем Паниным, мелодрама «Кабы я была царица…» по одноименному роману Веры Колочковой, молодежный сериал «Деффчонки», фильм Владимира Хотиненко «Кто-то теряет, кто-то находит» с Ярославом Бойко и Марией Порошиной, детектив Марата Кима «Женщины на грани», популярный сериал «Склифосовский-4» с Максимом Авериным  и другие.

В 2014-ом году на экраны вышла мелодрама по мотивам романа Алисы Луниной, где актриса исполнила эпизодическую, но яркую, роль. Елена поделилась: «Я снялась в сериале с рабочим названием «Новогодний рейс «Питер — Москва» Наны Джорджадзе. У меня там роль второго плана, я играю соседку по коммуналке тетю Таню. Мне съемки очень понравились, тем более что у меня там были замечательные партнеры — Оксана Фандера, Света Ходченкова — прямо звездная компания собралась, и мне кажется, что и у меня самой что-то получилось».

2015-ый год принес актрисе три киноработы. Она сыграла воспитательницу детского сада в комедии Анны Сарухановой «Дневник Луизы Ложкиной», Яхонтову в мелодраме «Коммуналка», гостью в мини-сериале Бориса Грачевского «Между нот, или Тантрическая симфония».

А в 2016-м завершилась работа артистки в четвертом сезоне проекта «Москва. Центральный округ» с Владимиром Меньшовым и сериале «Семейные обстоятельства» с Марией Порошиной, Константином Лавроненко, Анной Каменковой, Артуром Вахой и другими.

ПАПАНОВА ЕЛЕНА ИНТЕРВЬЮ: МОНГОЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

— Анатолий Дмитриевич много снимался. У него оставалось время на какие-то увлечения? — Все его интересы сводились к работе. Актерская профессия крайне тщеславна-актеры стремятся к популярности. Папа очень долго — до сорока лет — оставался неизвестен. Зато в конце жизни уже не мог спуститься в метро — его узнавали даже в кепке и темных очках! — Ваша семья была обеспеченной? — По тем временам папа получал много. Другое дело, что материальные блага у него никогда не стояли на первом месте. Едет за границу с театром — ну, привезет что-то мне и маме. А сам не любил наряжаться. Актеров, чересчур следящих за модой, насмешливо называл «Артист Артистыч». Вот машины ему, как любому мужчине, очень нравились. После «Живых и мертвых» какая-то воинская часть продала ему по дешевке списанную «Победу». Потом он купил «Волгу», после нее — «пятерку». Вот и весь автопарк народного артиста СССР. Михаил Державин рассказывал, как однажды спросил у папы: «Папанов Анатолий, что вы так далеко от театра поставили машину?». А он: «У нас артистки в драных колготках ходят — что ж я буду на машине подъезжать?». В театре зарплаты всегда были маленькие — хорошо кормило лишь кино. — Вам Анатолий Дмитриевич материально помогал? С жильем например? — Когда я вышла замуж, родители купили нам с мужем однокомнатную квартиру. Вообще отец очень близко к сердцу воспринимал чужие неприятности. За пару лет до смерти он впервые набрал курс. Все студенты — из Монголии. Это был педагогический эксперимент. Он настолько прикипел душой к этим ребятам, что постоянно бегал, решал все их проблемы. То просил за кого-то в общежитии, то успокаивал ректорат, когда нависала угроза отчисления. Об этом я узнала годы спустя: папы уже не было, когда ко мне приехал один из его бывших учеников и все рассказал. За глаза они называли его папашей, поскольку уважали как родного отца. Ребята вернулись в Улан-Батор, всем курсом работают в единственном городском театре. Когда прихожу на кладбище, нахожу на могиле монгольских божков — всегда новых. Значит, бывшие студенты до сих пор помнят его, навещают.

Дочери Елены не стали актрисами. Может, внук пойдет по ее стопам и стопам прадедушки? (актриса Папанова Елена и ее семья на фото)

Личная жизнь

Елена Папанова состоит в браке со своим бывшим однокурсником уже более сорока лет. Такой крепкий и счастливый союз – редкость в актерских семьях. «С Юрием Титовым мы учились на одном курсе в ГИТИСе. В дипломном спектакле «Как вам это понравится» по Шекспиру играли любовь, которая очень скоро стала для нас не сценической, а вполне реальной», — делится Елена.

Сразу после института молодые люди решили расписаться. Родители были против такого раннего брака, да и их смущало то, что избранник Лены не был москвичом. Однако она снова пошла наперекор родителям. Елена призналась: «Когда мы с ним только поженились, все говорили, что меня, дочь Папанова, Юра выбрал именно ради карьеры. Из-за этого мы с ним стали еще ближе: муж всегда стремился доказать мне и всем остальным, что любит меня «просто так». Брак оказался долгосрочным и счастливым. В нем родились две дочки – Мария и Надежда.

Знаменитый дедушка во внучках души не чаял. Актриса рассказала: «Когда было мое детство, он (отец) набирал темп, снимался, делал себе карьеру. Когда появились внучки, он был уже состоявшийся артист, здесь то, что не проявилось ко мне, проявилось особенно на девочках. Папа обожал внучек: Машу и Надю. Переживал, что из-за работы не мог уделять им столько времени, сколько хотел. Приезжая к нам, папа привозил игрушки, книжки, читал девочкам вслух».

Елена оказалась очень ответственной и требовательной мамой. Дочери росли в любви, но строгости. По стопам родителей не пошли, однако актрису это вовсе не огорчает: «Своими девочками я горжусь. Они обе получили хорошее образование, на что я потратила немало сил. Маша окончила Институт стран Азии и Африки МГУ, знает корейский язык. У нее своя небольшая фирма. А Надя училась на экономическом факультете университета печати. Она у нас — заместитель заведующего отделом в одном банке».

Актриса дважды бабушка, у нее есть внук и внучка. Елена старается воспитывать их так, чтобы в первую очередь быть им другом. О старшем с улыбкой говорит: «Боюсь, что Машин сын Игаль (его папа, мой зять Саша, — гражданин Израиля, поэтому мальчику дали такое необычное для нас имя) станет актером. Во всяком случае, сцены, которые он мне закатывает по дороге в детский сад, свидетельствуют о его актерских талантах. А кто знает, вдруг пойдет в прадедушку?»

Возможно, правнуки продолжат славную актерскую династию Папановых. Примечательно, что Елена Папанова во время замужества оставила девичью фамилию. Тогда ее уговорили родители. И дочери актрисы, по папе Титовы, при получении паспорта стали Папановыми.

[править] Биография

Елена Анатольевна Папанова родилась 20 ноября 1954 года в Москве, в семье актёра Анатолия Дмитриевича Папанова (1922—1987) и актрисы Надежды Юрьевны Каратаевой (1924—2019).

В детстве (до достижения 15-летнего возраста) жила в семье бабушки и дедушки по материнской линии, после чего переехала в квартиру родителей на улице Алексея Толстого (ныне — Улица Спиридоновка).

1961—1971 — училась в школе.

1971—1976 училась в ГИТИСе, по специальности актёр драматического театра и кино, педагог — В. А. Андреев.

С 1976 работает в Московском драматическом Театре им. М. Н. Ермоловой.

В 2002 году безуспешно пыталась отсудить 5 млн рублей у и «Мосфильма» за использование образа Папанова в рекламе леденцов «Антиполицай».

В 2009 году в издательстве «Эксмо» вышла книга Елены Папановой «Хочу рассказать… Книга об отце».

В 2010 году актриса исполнила роль учительницы русского языка и литературы в телесериале «Школа» («Первый канал»).

В 2011 году приняла участие в программе «Жестокие игры». Елена Анатольевна прошла до 3 тура из 4. В 2012 году сыграла роль матери Тимура в телесериале «Краткий курс счастливой жизни».

С 2014 года Елена Папанова работает также в детском Рыжем театре (улица Руднёвка, дом 4), организованном режиссёром Романом Светловым.

Елена Папанова (дочь Папанова): личная жизнь

Актриса состоит в браке уже несколько десятилетий. Избранником был ее однокурсник. Его зовут Юрий Титов. В дипломной постановке «Как вам это понравится» они играли возлюбленных. И эта сценическая любовь превратилась в реальную. Начался бурный роман.

Родители Елены были решительно настроены против этого раннего брака. Кроме того, их смущал тот факт, что жених был не москвичом. А он все равно приезжал на электричке в столицу из своего родного Ногинска. Многие говорили, что Юрий выбрал Елену исключительно ради карьеры.

Несмотря ни на что, свадьба состоялась. После диплома Юрий, в отличие от своей жены, не смог трудоустроиться. А со временем он и вовсе ушел из профессии.

Как бы то ни было, этот союз оказался более чем крепким и счастливым. Во всяком случае, именно в нем появились две дочки. Их зовут Маша и Надя.

ЕЛЕНА ПАПАНОВА: НЕВЗРАЧНЫЙ, ЗАТО ТАЛАНТЛИВЫЙ

— Папанова Елена Анатольевна, вашего папы не стало, когда ему было всего 64 года… — Это произошло внезапно… В тот день, 5 августа 1987 года, он приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в «Холодном лете 53-го». Вечером собирался сесть на поезд и отправиться в Ригу, где гастролировал Театр сатиры. Ему бы сразу туда лететь! Но отец хотел проведать своих студентов. Прибежал взмыленный домой, заскочил в душ — лето выдалось в тот год очень жарким… И сердце остановилось. Мама долго не могла прийти в себя — они прожили вместе больше сорока лет. — Где родители познакомились? — В ГИТИСе. Когда папа вернулся с фронта, шел добор, и его приняли без экзаменов. А мама уже там училась. Она была на два года младше, но тоже прошла войну — работала на санитарном поезде, развозила раненых по госпиталям. Они сразу сдружились — им было о чем поговорить. А потом маме стал оказывать знаки внимания племянник Ворошилова, друг папиного приятеля. Отец заревновал — сам принялся за ней ухаживать. И мама выбрала его. Бабушка отговаривала: «Надь, он хороший, только ведь невзрачный». Дело в том, что после войны папа худющий был как спичка, да еще сильно хромал — из-за тяжелого ранения. На фронте он пробыл недолго, около года, был старшим сержантом. Под Харьковом осколком снаряда его ранило в ногу. Ему сделали несколько операций и комиссовали. Но мама никого слушать не стала. Ответила: «Зато он самый талантливый на курсе» — и вышла замуж. А с возрастом папа стал интересным мужчиной! — Как сложилась их судьба после свадьбы? — Они расписались на четвертом курсе. После окончания ГИТИСа уехали всем курсом работать в Клайпеду. Года через два вернулись в Москву. Поселились с мамиными родителями, в комнате огромной коммуналки. Я родилась лишь через шесть лет. Ради моего комфорта комнату перегородили картонными коробками, оклеили обоями — получились две узенькие клетушки. Помню, в той квартире был невероятно длинный коридор с телефонной будкой. И комнаты, комнаты, комнаты… Отдельно женский и мужской туалет. Ни ванной, ни душа — мыться ходили в баню. Но бытовые проблемы никак не отразились на их отношениях. Они жили душа в душу — никогда не слышала, чтобы ругались.

Вторая попытка

Несмотря на то, что Лена очень любила и уважала мать и отца, она рискнула и подала документы в МХАТ. Но провалилась, дойдя лишь до второго тура.

После экзамена девушка пришла домой в расстроенных чувствах. На семейном совете было решено нанять Елене преподавателя, чтобы тот подготовил ее к поступлению.

На следующий год ей удалось поступить сразу в три учебных заведения. Она выбрала ГИТИС. Ведь его окончили родители и познакомились там друг с другом. Там же Лена встретила свою первую и единственную любовь — Юрия Титова.

Мать была настроена против замужества дочери. Отец держал нейтральную позицию, но тоже не испытывал восторга. Влюбленная пара все же поженилась, и Папановы смирились, даже купив молодой семье однокомнатную квартиру.

Семья прежде всего

На многих жизненных этапах Елена повторила творческий путь своего папы. Она рано начала сниматься, но настоящая слава и признание настигли ее уже в 55-летнем возрасте. Елена считает, что первым успехом она обязана Валерии Гай Германике.

До 15-летнего возраста Елена жила с бабушкой, так как ее родители были очень заняты на репетициях и съемках. Затем она переехала жить к матери и отцу. Девушка начала ходить на занятия в театральную студию и рассказала родителям о своих планах продолжения актерской династии. Однако они выступили против такого решения.

В студенческий период, во время учебы в ГИТИСе у Елены начались отношения с Юрой Титовым. После окончания ВУЗа они поженились. В скором времени у них одна за другой родились две дочки. Совмещать материнство с театральными выступлениями практически не получалось.

В 22-летнем возрасте актриса дебютировала в съемках кинофильма в эпизодах. Вероятно, успех пришел бы к ней намного раньше, но рождение детей заставляло ее приостанавливать актерскую деятельность.

Но Елена уверяет, что никогда не жалеет о том, что в молодости пропустила много интересных ролей. Еще в молодости она поняла, что главными приоритетами в ее жизни являются дети и муж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector