Премьера сериала «екатерина. самозванцы» на российском телевидении
Содержание:
- Содержание серий
- Портреты княжны Таракановой
- Михаил Горевой (Степан Шешковский)
- Драма на пустом месте
- Глупый наследник и его любвеобильная жена
- Дело княжны Таракановой
- Что она себе позволяет?
- Триумф бездарности
- О чем сериал «Екатерина. Самозванцы»
- Какая-то элита у нас трусливая получается…
- Происхождение
- Сюжет сериала «Екатерина. Самозванцы» — о чем фильм
Содержание серий
1 серия
1774 год. Российская Империя. На юге шестой год продолжается русско-турецкая война. Казна пуста. В это время во Франции объявляется самозванка — княжна Тараканова, которая выдаёт себя за внучку Петра Великого и претендует на российский престол. А на востоке Империи вспыхивает мужицкий бунт под предводительством Емельяна Пугачёва.
2 серия
Екатерина решает не уводить войска с турецкого театра военных действий для подавления восстания. В Париже Тараканова и её покровители князья Огинские получают поддержку французской короны. Пугачёв тем временем рассылает указ, в котором обещает крестьянам земли, а главное — свободу.
3 серия
Французы предлагают Пугачёву содействие в свержении Екатерины с престола. Екатерина пытается выяснить, был ли ребёнок у её предшественницы императрицы Елизаветы Петровны. А Наталья Алексеевна, жена наследника престола Павла Петровича, плетёт интриги с целью совершить переворот.
4 серия
Никита Панин просит Екатерину вернуть её внебрачного сына Алёшу в столицу и обещает позаботиться о нём. Наталья Алексеевна устраивает тайную встречу Софьи Разумовской с её ребёнком от царевича Павла Петровича.
5 серия
Павел Петрович вместе с Фон-Визиным разрабатывают проект Конституции. Никита Панин предлагает им свою помощь. Екатерина планирует отправиться в действующую армию вместе с Потёмкиным. Соратники сообщают Пугачёву, что генерал-аншеф Бибиков, командовавший войсками, мёртв.
6 серия
Лефевр заказывает портрет Таракановой для отправки европейским монархам. Опальный граф Шувалов, бывший фаворит Елизаветы Петровны, предлагает Таракановой содействие. Во время отсутствия Екатерины в столице, Никита Панин приглашает Павла Петровича на тайную встречу.
7 серия
После дуэли Андрею Разумовскому грозит каторга. Екатерина вместе с Никитой Паниным отправляется в Гатчину — в имение братьев Орловых. Никита Панин просит императрицу вернуть Алексея Орлова на службу.
8 серия
Никита Панин приносит Екатерине письмо, которое неизвестные подбросили ему в окно. Переодевшись в простых крестьян, Павел вместе с Андреем Разумовским отправляются в народ, чтобы отыскать портрет самозванца. У Екатерины и Алексея Орлова зарождается взаимный интерес.
9 серия
Екатерина влюблена в Алексея Орлова. Она решает отправить Орлова командовать русской эскадрой в Неаполе. В это время, втайне от Екатерины, обер-секретарь Степан Шешковский отправляет своих агентов для нападения на Тараканову и её покровителей князей Огинских.
10 серия
Наследник престола Павел Петрович передаёт Екатерине проект Конституции, над которым он работал вместе с Фон-Визиным. Армия под руководством Суворова одерживает одну победу за другой на юге Османской Империи. Андрей Разумовский оказывается в казематах Петропавловской крепости.
11 серия
Пугачёв захватывает пригороды Казани и освобождает свою жену и детей. Он пополняет свои ряды сторонниками и берёт новых пленников: Гавриила Державина и его верного друга Блудова. Среди сторонников Пугачёва оказывается Влас – сбежавший кучер Никиты Панина.
12 серия
Панину удаётся уговорить Екатерину назначить его брата Петра главой корпуса по подавлению пугачёвского бунта. Андрей Разумовский прибывает в Неаполь с секретной миссией. Турки, ожидая поддержки Запада, пытаются оттянуть заключение мирного договора.
13 серия
В стане Пугачёва зреет заговор. Его соратники недовольны близкими отношениями предводителя с дворянкой Харловой. В Неаполе разлетаются слухи о любовных похождениях Разумовского. Им заинтересовалась сама супруга короля Фердинанда Мария Каролина. Фердинанд лично приглашает Тараканову на королевский приём.
14 серия
Турки предлагают свою помощь Таракановой для достижения её целей. Неизвестные нападают на получившего командование эскадрой Алексея Орлова – он ранен. Суворов прибывает на Урал. Недовольство среди пугачёвцев растёт с каждым днем.
15 серия
Тараканова и Алексей Орлов проникаются симпатией друг к другу. Пугачёв схвачен и посажен в клетку. Его допрашивает сам Суворов. Уже в Москве Екатерина и Павел приходят в темницу, чтобы лично поговорить с бунтовщиком.
16 серия
Тараканову арестовывают и привозят в Петропавловскую крепость. Она понимает, что Алексей Орлов её предал. Екатерина видит чувства Орлова к Таракановой и не может его простить, однако, обещает пощадить Тараканову, если та подпишет отречение от престола…
Читайте на SoapTV.ru
- СеняФедя (3 сезон) — содержание серий
- Канцелярская крыса-2 (Россия, 2019) — содержание серий
- Братаны-3 (Россия, 2012) — содержание серий
- Хэппи (США, 2017-2019) — содержание серий
- Братаны-4 (Россия, 2014) — содержание серий
Портреты княжны Таракановой
«Княжна Тараканова»худ. Павел Сведомский
Не сохранилось ни одного портрета загадочной самозванки. Остались лишь словесные описания, которые, впрочем, очень субъективны. Граф Алексей Орлов описал девушку так:
Портрет графа А. Г. ОрловаВ. Эриксен. 1770-1783
По словам графа Валишевского:
Александр Михайлович Голицын
Князь Голицын, проводивший расследование и допросы самозванки описал её так:
Судить однозначно о внешности девушки затруднительно, а достоверных источников в виде картин или барельефов не сохранилось. Иногда встречаются упоминания о небольшом косоглазии «княжны», которое её совсем «не портило». Учитывая популярность этой молодой женщины, можно сделать вывод о её миловидности и хорошем образовании.
Картина «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого
К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864
При упоминании «княжны» многие вспоминают картину Константина Флавицкого. Яркий и драматический сюжет производит впечатление и надолго запоминается: красивая девушка в нарядном богатом платье гибнет во время потопа в Петропавловской крепости. На самом деле картина написана «по мотивам» событий, а сюжет полностью вымышлен. «Принцесса Владимирская» умерла от туберкулёза 4 декабря 1775 года. Причина смерти не вызывала сомнений, учитывая, что девушка задолго до заключения прибегала к помощи врачей. Потоп в Петропавловской крепости, из-за наводнения в Петербурге, действительно был, но спустя полтора года после смерти самозванки. Картина же написана в 1864 году и никак не может изображать «ту самую княжну». После смерти художника Павел Третьяков приобрёл полотно для своей коллекции.
Настоящая княжна Тараканова
Примечательно, что сама «принцесса Азовская» себя именовала как угодно, но не «княжной Таракановой» – это имя впервые появилось в книге «Жизнь Екатерины II, императрицы российской» французского дипломата Жана Анри Кастера, вышедшей в Париже на французском языке в 1797 году, то есть почти на 20 лет позже смерти самозванки. Позже Гельбиг и другие писатели «подхватили» имя таинственной двушки, под ним она и фигурирует в литературе и кинематографе до сих пор.
Следует отметить, что настоящая княжна Тараканова существовала и Екатерина II располагала всеми необходимыми сведениями о её жизни и местонахождении. Дочь Елизаветы Петровны и гетмана Разумовского – Августа Матвеевна Тараканова в возрасте сорока лет постриглась в монахини, получив духовное имя Досифея. Решение было принято ею добровольно (или почти) после встречи с Екатериной II в 1785 году. Досифея проживала при монастыре в одноэтажной каменной келье, на её содержание выделялись деньги из казны. При жизни императрицы Екатерины монахиня вела затворнический образ жизни, общалась с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым.
После смерти Екатерины II Досифею по праздникам навещали знатные и известные люди. Женщина хранила портрет матери и некоторые документы, которые о неизвестной причине однажды сожгла. По воспоминаниям современников, монахиня очень походила на мать внешне, имела отличное образование и хорошо знала несколько иностранных языков.
Умерла настоящая княжна Тараканова в 1810 году в возрасте 64 лет. Похороны прошли с большими почестями и необходимыми церемониями. Захоронена в в Новоспасском монастыре в усыпальнице рода бояр Романовых.
Михаил Горевой (Степан Шешковский)
Сериал «Екатерина. Самозванцы»: актер Михаил Горевой в роли Степана Шешковского, etvnet.com
Сериал «Годунов»: актеры и роли
Степан Шешковский состоял при «особых поручениях» императрицы и руководил Тайной экспедицией ею учрежденной. Обладая талантом к сыску, граф оказал неоценимые услуги Екатерине II, особенно в начале ее правления.
Советский и российский актер Михаил Горевой, принявший участие в создании картины «Екатерина. Самозванцы», снялся в проектах 2019 года «Русалки» и «Путь на остров каторжных». Артист преподавал сценическое мастерство в США и нередко снимается в международных картинах («Хантер Киллер», «Телохранитель киллера», «Отпетые напарники»). Среди знаменитых ролей Михаила Горевого — изобретатель Попов в боевике о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас».
В сериале также снимались актеры Игорь Балалаев, Александр Ткачев, Артур Иванов, Ола Кейру, Ангелина Стречина и др.
Драма на пустом месте
И, наконец, княжна Тараканова, она же принцесса Владимирская. Ей создатели сериала придумали совершенно фантастическую историю. Всё начинается с драматической сцены, как в парижскую тюрьму Коньсержери приходят поляки и француз — особый представитель короля Людовика XV, — чтобы освободить самозванку из заключения и использовать её против России.
Прежде всего, Тараканова никогда не была узницей Коньсержери. И версальский двор не имел никакого отношения к авантюре принцессы Владимирской. Более того, к 1774 году недавно очень напряжённые русско-французские отношения начали постепенно меняться. Ещё четыре года назад был отправлен в отставку старый недруг России герцог Шуазёль. Трещал по швам Северный аккорд — союз России, Пруссии и Великобритании против Франции и Австрии. Вскоре случитсяпереформатирование» системы альянсов, а Франция, в противовес англичанам, будет играть на русской стороне.
Создатели сериала стремительно нагнетают напряжённость. Всё плохо, великая Российская империя рушится под ударами врагов. Их желание подать сюжет как можно более яркими красками можно понять, но зачем заниматься откровенным враньём? История России красива и драматична и без того, чтобы рисовать апокалиптическую картину, где турки, Пугачёв и авантюристы сплетаются в зловещий клубок инспирированного из-за рубежа всемирного антирусского заговора.
Глупый наследник и его любвеобильная жена
Ну а теперь об исторических ляпах, куда же без них. Денис Фонвизин почему-то становится учителем наследника Павла Петровича, хотя в действительности он был секретарём дипломата графа Никиты Панина. Павел прямо обвиняет свою мать в государственном перевороте и убийстве императора Петра III. В реальной истории скандал такого уровня был просто невозможен. Малый двор наследника в те годы ещё не превратился в центр притяжения всех недовольных екатерининской политикой, а сам Павел полностью зависел от могущественной матери, которой не смел возражать.
Сам наследник показан каким-то мечтательным идиотом, увлечённым литературой и способным на изображение военного парада в лицах прямо в супружеской кровати. Разумеется, это приводит к тому, что он совсем безразличен к молодой жене Наталье Алексеевне, находящей утешение в объятьях молодого графа Андрея Разумовского. На самом деле Павел был восхищён красотой супруги, а связь немецкой принцессы с Разумовским, скорее всего, не перешла границы куртуазного поклонения Прекрасной Даме.
Ещё один ляп: Наталья просит у императрицы, а затем у мужа офицерский чин. Сценаристы, видимо, не понимают, что, хотя женщина могла стать шефом полка, она никогда не получала военные чины, выполняя лишь церемониальные функции да изредка надевая эффектно выглядящее мундирное платье. Известный своим педантизмом в военных вопросах Павел тут же соглашается с супругой и немедленно жалует ей чин подпоручика. Цирк да и только!
Дело княжны Таракановой
По распоряжению Екатерины II самозванка была передана петербургскому генерал-губернатору фельдмаршалу князю Голицыну для проведения следствия. Пленница с пятью слугами и горничной была доставлена в Петропавловскую крепость.
На допросе пленница рассказала, насколько могла подробно, о своём детстве. По сведениям «княжны», до 9 лет она жила в Киле с госпожой Перон или Пере, затем вместе с нянечкой Катериной переехала в Петербург, ожидала поездки в Москву к родителям, но этого не случилось. Вместо Москвы отправили на границу с Персией, где её чуть не отравил Пётр III, после чего с помощью некоего «татарина» вместе с няней перебралась в Багдад к богатому персу Гамету, год спустя уехала к персидскому князю Гали в Исфахан. Князь оплатил её образование под руководством французского учителя Жака Фурнье. Сам опекун часто называл девочку дочерью императрицы Елизаветы. В 1769 году Гали под именем Крымова привёз в Россию «принцессу», выдав за свою дочь; проехав через Германию и Францию, прибыли в Лондон, далее девушка продолжила путешествие в одиночестве, взяв себе имя «принцесса Али» т.е. «дочь Гали».
Далее пленница поведала о своих планах развивать торговые связи между Россией и Персией, а заодно навести справки о своих родителях и восстановить титул. В соответствии с показаниями «княжны»,Радзивилл с большим трудом убедил её ехать с ним в Стамбул, сама же она искренне отговаривала его от политических интриг, отрицая своё родство с Елизаветой, ведь не имела вовсе никаких тому доказательств. Себя дочерью императрицы не называла, притязаний на престол не имела – об этом говорили только в её окружении, хотя сама она придерживалась иного мнения. Все документы, изъятые в Пизе, по заверению пленницы, были доставлены 8 июля 1774 года в Рагузе анонимной посылкой.
Екатерина осталась не довольна результатом допроса:
Повторный допрос не принёс желанных результатов – самозванка своих показаний не меняла, настаивая на своём благородном происхождении, просила встречи с императрицей, упорно отрицала приписываемые ей притязания на престол, писала письма «влиятельным друзьям» с просьбами о помощи. Князь Голицын описал «Елизавету» так:
Тем временем состояние здоровья заключённой ухудшалось и по мнению врача самозванка вот-вот умрёт.
После долгих и бессмысленных допросов и очных ставок, Екатерина предложила заключённой освобождение в обмен на признание: девушке предлагалось рассказать правду о своём происхождении, раскаяться в обмане и признать своё простое происхождение; после чего она получила бы свободу и разрешение на брак с Филиппом Лимбургом, если того пожелает. Заключённая отказалась. Причиной тому, скорее всего, стала привычная для «княжны» атмосфера тайны – она просто не смогла бы жить «обычной женщиной», потому предпочла остаться благородных кровей, пусть и бездоказательно. 4 декабря 1775 года заключённая умерла в Петропавловской крепости, не открыв тайну своего происхождения даже на исповеди. Похоронена во дворе крепости без обрядов и церемоний. Официальная причина смерти – туберкулёз.
Свита «княжны» была освобождена, каждый получил по 100 рублей, после подписки о неразглашении подробностей дела. Слуги получили по 50 рублей и некоторые вещи хозяйки. Все были вывезены из России.
Что она себе позволяет?
Дальше — больше. Екатерина II, недовольная тем, что Наталья Алексеевна никак не может родить наследника престола, заключает с ней пари: кто родит первой. Понимаете, как это выглядит? Незамужняя императрица в беседе с женой наследника заявляет, я, мол, тут рожать собираюсь, так что ты поспеши, а то я выиграла. Для XVIII века это — настоящий скандал. А учитывая, что положение Екатерины II, занимавшей трон при живом законном наследнике Павле, и так было не слишком прочным, говорить такие вещи — это всё равно что совершить политическое самоубийство.
Русская императрица сообщает своему фавориту Григорию Потёмкину: мол, вот рожу я от тебя детей, и будут они править нашей империей. Ой, забыли создатели кино знаменитые слова графа Панина, сказанные ещё за десять лет до изображённых событий, когда очарованная Григорием Орловым ещё молодая и неискушённая в политических играх Екатерина была готова выйти за него замуж:Императрица может поступать, как ей угодно, но госпожа Орлова никогда не будет императрицей Российской». Самодержица всероссийская проглотила эти обидные слова и никогда более не позволяла своим чувствам взять верх над разумом.
Триумф бездарности
Теперь перейдём к самому плохому — актёрской игре. Надо признать, что в этой области в России царит настоящая катастрофа. Постепенно сцену и экран покидают актёрыстарой школы», а те, что приходят им на смену, в былые времена не прошли бы отбора в любительский спектакль сельского дома культуры. Эти актёры просто наговаривают в камеру отданный им в руки текст, не пытаясь изобразить НИЧЕГО. Перед зрителем может происходить всё что угодно — любовь, смерть, победы и поражения, — но скучный, монотонный, не способный изобразить хоть какое-то движение чувств голос современного российского лицедея немедленно убьёт любое впечатление от удивительных событий прошлого.
Абсолютно все актёры сериалаЕкатерина. Самозванцы» — это настоящая квинтэссенция бездарности. Глядя на их кривляние перед камерой, хочется снова и снова рассматривать каждый кадр с Хелен Миррен в роли Екатерины и Джейсоном Кларком в роли Потёмкина — потому что им можно верить. Это настоящие, хорошие артисты, и никакая разница в возрасте в 30 лет не способна помешать подлинному искусству. Поэтому хочу извиниться перед создателями сериалаЕкатерина Великая»: на самом деле вы очень даже неплохо поработали. Малость недотянули, конечно, но заданная вами планка, как бы она ни была невысока, для создателей сериалаЕкатерина. Самозванцы» оказалась совершенно непреодолима.
Задам наконец вопрос, который хотел задать уже несколько лет. Почему из фильма в фильм кочует один и тот же образ глупо хихикающих девиц? Сто́ит на экране появиться группе девушек, как мы слышим их весёлый заливистый смех, чем бы они ни занимались. Они могут вышивать гладью или готовить дворцовый переворот — всё едино, без дурацкого хихиканья не обойтись. Почему такого мы не встретим ни в одном иностранном сериале? Кто подсказал российским режиссёрам, сценаристам, актрисам эту идиотскуюнаходку»? Пожалуйста, прекратите смеяться и начните наконец хоть немножечко играть. Вас же этому несколько лет учили. Наверное.
О чем сериал «Екатерина. Самозванцы»
Весна 1774 года. Правление Екатерины оказалось под угрозой сразу с четырех сторон. Идет война с Турцией, которая может обернуться для России либо удачным миром, либо сокрушительным поражением. В Париже в руках беглых поляков и французских авантюристов оказывается важный козырь против Екатерины – Елизавета Тараканова, самозваная дочь Елизаветы Петровны.
В самой России разгорается крестьянское восстание Емельяна Пугачева – еще одного самозванца, объявившего себя Петром III. В Санкт-Петербурге опасность зреет прямо во дворце. В заговоре участвуют самые близкие – врагом Екатерины в битве за трон может стать ее собственный сын, невестка, бывший фаворит. Корона Российской империи в опасности…
Екатерина мечтает о семейном счастье, но даже власть самой могущественной женщины не вернет ушедшую любовь. Сумеет ли императрица понять и простить своего возлюбленного – или ее сердце ожесточилось, и она будет мстить? Там, где погасло одно чувство, очень скоро может вспыхнуть другое…
События, эхо которых доносится до наших дней, тайны престолов и тайны женского сердца – в новом сезоне киносаги о судьбе Империи и ее императрицы.
Одна-единственная женщина смогла соединить в своей судьбе власть над великой империей, авантюры, войны, заговоры, интриги – и любовь, которая заставляет историю изменить свой путь…
Съемки сериала «Екатерина. Самозванцы» проходили в исторических интерьерах: в самых красивых дворцах и усадьбах России. На экране можно будет увидеть красоты Кускова, Крутицкого подворья, Гатчины и Царского Села, а также суровость Петропавловской крепости.
Какая-то элита у нас трусливая получается…
В-первых, война с османами уже была выиграна, и это считалось фактом ещё год назад. Мир не был заключён лишь из-за воинственной позиции султана и интриг венского двора — ещё одной стороны, заинтересованной в разделетурецкого пирога». Однако в самом начале 1774 года султан сменился, а положение турок стало столь безнадёжным, что вся кампания 1774 года уложилась в два месяца боевых действий, после которых османы приняли русские условия и начали переговоры о мире.
Что же мы видим в сериале? Все русские сановники страшно боятся продолжения боевых действий, считая, что империя не вынесет военного напряжения. От Григория Потёмкина до генерала Суворова — все уговаривают Екатерину II немедленно остановить войну.
История Пугачёва подана крайне необычно. В реальности в начале 1774 года восставшие терпели поражение за поражением и правительство отлично понимало, что мятеж будет подавлен в самое ближайшее время. Пугачёв вместе с остатками своих войск бежал от преследовавшей его русской армии, сжигая уральские заводы, а затем прорвался к Волге, где запылали города и помещичьи усадьбы.
К этому времени бо́льшую часть восставших составляли уже не профессиональные воины-казаки, а едва умевшие держать оружие крепостные крестьяне. Так что, несмотря на спешную переброску войск, после завершения войны с турками для усмирения мятежников хватило тех регулярных частей, что были отданы под командование подполковника Ивана Михельсона ещё весной.
Происхождение
Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская была дочерью малоизвестного немецкого принца Ангальт-Цербстского, но через свою мать она была связана с герцогами Гольштейнскими. В 14 лет она была выбрана женой Карла Ульриха, герцога Гольштейн-Готторпского, внука Петр Великий и наследник русского престола как великий князь Петр. В 1744 году Екатерина прибыла в Россию, приняла титул великой княгини Екатерины Алексеевны и вышла замуж за своего молодого двоюродного брата в следующем году. Брак был полным провалом; последующие 18 лет были полны разочарования и унижения для нее.
Русью в то время управляла дочь Петра Великого, императрица Елизавета, чье 20-летнее правление сильно стабилизировало монархию. Посвященная огромному количеству удовольствий и роскоши и очень желающая придать своему двору блеск европейского двора, Елизовета подготовила путь для Екатерины.
Екатерина, однако, не стала бы императрицей, если бы ее муж был совсем нормальным. Он был чрезвычайно невротическим, мятежным, упрямым, возможно, импотент, почти алкоголик, и, что наиболее серьезно, фанатичный поклонник Фридриха II в Пруссии, врагом императрицы Елизаветы. Екатерина, напротив, была ясной и амбициозной. Ее интеллект, гибкость характера и любовь к России получили ее большую поддержку.
Она была унижена и скучала по своей прежней жизни. Она обладала живым умом и необычайной энергией. В течение одной жизни ее мужа у нее было по крайней мере три любовника; если верить ее намекам, ни один из ее трех детей, не был ребенком Петра. Однако ее настоящей страстью были амбиции; поскольку Петр был неспособен править, она довольно рано увидела возможность уничтожить его и управлять Россией сама.
Императрица Елизавета скончалась 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года по новому стилю). Россия, в союзе с Австрией и Францией, была вовлечена в семилетнюю войну против Пруссии. Вскоре после смерти Елизаветы Петр, ныне император, прекратил участие России в войне и заключил союз с Фридрихом II из Пруссии. Он не пытался скрыть свою ненависть к России и свою любовь к родной Германии; бесконечно дискредитируя себя своими глупыми поступками, он также готовился избавиться от своей жены. Екатерине оставалось только нанести удар: она имела поддержку армии, особенно полков в Санкт-Петербурге, где был Григорий Орлов. Также на ее стороне было общественное мнение в обеих столицах (Москва и Санкт-Петербург). 28 июня (9 июля по новому стилю) 1762 года она привела полки, которые сплотились к ее делу, в Санкт-Петербург и провозгласила себя императрицей и самодержцем в Казанском соборе. Петр III отрекся от престола и был убит через восемь дней. Хотя Екатерина, вероятно, не заказывала убийство Петра, оно было совершено ее сторонниками, и общественное мнение признало ее виновной. В сентябре 1762 года она была увенчана великой церемонией в Москве, древней столице царей, и начала царствование, которое должно было длиться 34 года в качестве императрицы Руси под названием Екатерина II.
Сюжет сериала «Екатерина. Самозванцы» — о чем фильм
Новая встреча с блестящими героями авантюрного века возвращает в эпоху, когда судьба государства зависела от решений одной-единственной женщины. Россия завоевала статус великой державы – и едва не погибла. Екатерина стала Великой – и едва не потеряла престол…
1774 год: от решения Екатерины зависит судьба России. Ее царствование оказывается под угрозой с четырех сторон.
Угроза с юга: либо выгодным миром, либо сокрушительным поражением может обернуться война России с Турцией.
Угроза с Запада: в руках беглых поляков и французских авантюристов в Париже оказывается важный козырь против Екатерины – самозванка Елизавета Тараканова. Она выдает себя за дочь Елизаветы Петровны.
Внутренняя угроза: крестьянское восстание Емельяна Пугачева разгорается на российском юге. Пугачев объявил себя императором Петром III, которому удалось чудесным образом спастись при покушении Ропше 28 июня 1762 года. Петр Федорович, называемый царем-избавителем, был объявлен наследником престола еще в 1742 году. Емельян Пугачев переманил на свою сторону донских казаков и осадил Астрахань. Пугачев обещает покончить в России с «бабским царством».
Опасность зреет и во дворце: дипломат и наставник великого князя Павла Петровича граф Никита Панин просчитывает варианты передачи власти от Екатерины Павлу. Чем все закончится?