Фильм «два капитана»: актеры и судьба
Содержание:
- Дом доктора
- Дом Татаринова
- Москва в 1919 году
- Дом Киры
- Зоопарк
- Георгий Куликов (1924 — 1995)
- Географическое общество
- Николай Гриценко (1912 — 1979)
- Школа-коммуна
- Дом Ивана Павловича Кораблева
- Юрий Богатырев (1947 — 1989)
- Борис Токарев (1947)
- Третья студия МХАТ (Театр имени Евгения Вахтангова)
- Елена Прудникова (1949)
Дом доктора
Еще один адрес из романа, который можно определить более или менее точно. Иван Иванович, по профессии доктор, а по убеждениям — революционер, которого Саня с сестрой укрывали у себя дома в Энске, в Москве тоже живет на Садовом кольце. Судя по описанию, которое дает Каверин, он имеет в виду доходный дом Чепелевской (Зубовский бульвар, дом 13).
Когда-то Иван Иванович научил Саню говорить, обнаружив у мальчика редкий случай немоты без глухоты. Позже он будет часто возникать в его судьбе, будто ангел-хранитель, помогая не только как врач. Доктор поселится на Крайнем Севере и будет содействовать Сане в поисках следов экспедиции капитана Татаринова.
Дом Татаринова
Несмотря на свою неприязнь к Николаю Антоновичу, Каверин все же селит этого героя на 2-й Тверской-Ямской улице, где прошел его первый московский год. Почему писатель делится с ним местом, с которым связаны теплые личные воспоминания? Потому что директор живет не один, а с семьей своего брата — капитана, не вернувшегося из экспедиции по Северному морскому пути. Вместе с ним живут вдова капитана Марья Васильевна, ее мать Нина Капитоновна и дочь Катя, которая станет единственной любовью главного героя.
Со старушкой Ниной Капитоновной Саня встречается где-то на Тверской. Он помогает ей донести до дома тяжелые покупки, хотя та поначалу против: накануне при таких же обстоятельствах беспризорники украли у нее лимон. Узнав, что Саня приехал в Москву из Энска, она смягчается, ведь это и ее родной город.
Москва в 1919 году
В Москву главный герой романа, мальчик Саня Григорьев, приезжает из провинциального Энска (за условным топонимом скрывается родной город Каверина Псков). Оставшись без родителей и решив не отправляться с сестрой в приют, Саня и его лучший друг Петька Сковородников сбегают в Туркестан — туда, где тепло и апельсины растут прямо на улицах. Но успевают добраться только до Москвы, где их пути надолго расходятся. Саня попадает в приемник-распределитель для беспризорных, откуда его переводят в школу-коммуну.
Дети-беспризорники, оставшиеся без родителей, были настоящим бедствием послереволюционных лет. Первые школы-коммуны интернатного типа для сирот, детей красноармейцев и бедняков появились в Москве в 1918 году. Огражденные от дурного влияния улицы, вчерашние беспризорники здесь должны были превращаться в новых граждан новой страны. Жизнь в школе изменила взгляд главного героя на столицу — сперва показавшись грубой, грязной и страшной, теперь она очаровывает его. Вот как описывает Москву того времени от его имени Вениамин Каверин. Писатель, как и его герой, впервые приехал в Москву в 1919-м — в уста Сани он вкладывает собственные воспоминания:
Дом Киры
Повзрослевшая Катя, осознав подлость Николая Антоновича, уйдет из его дома. Со 2-й Тверской-Ямской она переедет на Сивцев Вражек — в квартиру к своей подруге Кире.
Для Сани это место сразу становится особенным — здесь они с Катей засиживаются до темноты на кухне Кириной мамы, здесь решают пожениться и быть вместе всю жизнь. Было оно особенным и для самого писателя: на Сивцевом Вражке жила его знакомая старушка, ставшая прототипом Нины Капитоновны. В «Письме к читателям» он пишет, что ее «еще недавно можно было встретить на Сивцевом Вражке, в той же зеленой безрукавке и с той же кошелкой в руке».
Зоопарк
Благодаря роману мы можем заглянуть в Московский зоопарк 1920-х годов — глазами писателя, конечно
Это было не лучшее время в жизни зоосада, но тем не менее оно связано с важной вехой. В 1924 году здесь открылся Клуб юных биологов, где преподавали известные зоологи Петр Смолин и Петр Мантейфель
Из клуба вышло не одно поколение советских ученых. Очевидно, в Клубе юных биологов занимался Валька — одноклассник Сани, с детства обожавший животных. К моменту, когда Саня, Катя и ее подруга Кира пришли на прогулку в зоопарк, Валька уже был младшим научным сотрудником некой экспериментальной лаборатории.
Георгий Куликов (1924 — 1995)
Георгий Куликов – заслуженный артист РСФСР, выпускник театрального училища имени Щепкина. С 1 мая 1944 года служил в Государственном академическом Малом театре. Его голосом озвучено множество радиоспектаклей. Сниматься в кино начал с 1955 года. Первую популярность принесла роль художника в картине Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Затем следователи такие работы, как: «Шестое июля», «Обыкновенный человек», «Человек, который сомневается», «Старики-разбойники», «Юркины рассказы».
Одной из лучших работ Георгия Куликова в советском кинематографе стал многосерийный фильм «Два капитана». Многогранный артист перевоплотился в образ учителя и наставника Сани Григорьева. Всего в творческой копилке артиста 85 работ. Последнюю свою роль он сыграл в 1990 году в фильме «Аферисты».
После продолжительной болезни, 24 декабря 1995 года Георгий Куликов ушел из жизни. По словам его сына, за год до кончины артист сильно похудел и осунулся. Родные думали, что такие изменения связаны с сахарным диабетом. Но после вскрытия выяснилось, что у артиста стремительно развивалась раковая опухоль. Похоронили Куликова на Троекуровском кладбище.
Географическое общество
Каверин поставил последнюю точку в «Двух капитанах» в 1944 году, действие романа тоже заканчивается в 1944-м. Писатель, как и многие его современники, предсказал победу за год до мая 1945-го. На последних страницах «Двух капитанов» капитан авиации Александр Григорьев, чудом выживший после серьезного ранения, гуляет по Москве со своей женой Екатериной Григорьевой. О победе говорится почти вскользь, но читатели в 1944 году понимают: ждать осталось недолго.
Победа в войне перекликается с личной победой капитана Григорьева. Начав свое расследование гибели экспедиции капитана Татаринова, он много раз пытался выступить в Географическом обществе с докладом об открытиях, которые успел сделать отец Кати, и об обстоятельствах, которые не дали ему вернуться. В 1944 году Саня прочитает свой доклад. В зале соберутся все — и Катя, и Валька, и Кира, и мама Киры, и Кораблев, и Николай Антонович. Последний будет повержен — а вместе с ним будет окончательно побежден старый мир.
Николай Гриценко (1912 — 1979)
Николай Гриценко – заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФР и СССР приобрел всенародную любовь зрителей, благодаря своему таланту и доброте. В советском кинематографе дебютировал в 1942 году в картине Юлия Райзмана «Машенька». Хотя роль была крошечной и в титрах не указали фамилию юного артиста, эта работа стала знаковой для Николая Олимпиевича.
Популярность к Гриценко пришла в 1967 году, колоритный артист сыграл главную роль в культовом фильме «Анна Каренина». Актер перевоплотился в образ сановника и супруга Анны Алексея Каренина. Следующей яркой работой была картина «Два капитана», в которой Николай Олимпиевич сыграл директора школы Николая Антоновича Татаринова. Его партнерами по съемочной площадке стали: Борис Токарев, Елена Прудникова, Зинаида Кириенко.
Гриценко был дважды женат. Первой супругой всенародного любимца стала актриса Ирина Бунина. Второй женой также была актриса Инна Малиновская, которая подарила артисту дочь Екатерину. За Николаем Олимпиевич ходила слава сердцееда, а его романы обрастали невероятными слухами.
В последние годы жизни артист болел рассеянным склерозом. Помимо серьезного заболевания, Гриценко злоупотреблял алкоголем, который усугублял ситуацию. Инна Малиновская не в силах самостоятельно справиться с недугом супруга, отправила его на лечение в психиатрическую больницу. Здесь Николая Олимпиевича избили соседи по палате, у которых он взял без спроса еду из холодильника. 8 декабря 1979 года из-за многочисленных ушибов и побоев сердце талантливого остановилось. Похоронили Гриценко на Новодевичьем кладбище в Москве.
Школа-коммуна
Школу писатель помещает не просто на Садовую-Триумфальную, а почти на Триумфальную площадь — указания на это встречаются в тексте дальше. Несмотря на довольно четко определенное местоположение, школа, в которой учился Саня Григорьев, не существовала в реальности. Но ее директор — Николай Антонович Татаринов, грузный самодовольный человек, бледнеющий от смеха и очень любящий поучать окружающих, — списан с натуры.
Прототип самого отрицательного персонажа романа, к финалу становящегося персонифицированным инфернальным злом, — Артур Генрихович Готалов-Готлиб, директор Псковской гимназии, в которой учился Каверин. Чем тот обидел своего ученика, история умалчивает, но, очевидно, воспоминание о директоре накладывается на впечатление от Москвы, куда будущий писатель впервые приехал в 16 лет.
О том, что именно Готалов-Готлиб послужил прообразом Татаринова, писали многие знакомые Каверина с его слов. Сам писатель в «Письме к читателям» в ответ на многочисленные вопросы уклончиво называет прототипом директора московской школы, которую он окончил в 1919 году.
Дом Ивана Павловича Кораблева
Полная противоположность Николая Антоновича — учитель географии Иван Павлович Кораблев, справедливый, честный и добрый. Это он организовал в школе любительский театр и открыл актерский талант в Гришке Фабере, утверждавшем, что все мужские роли в «Принцессе Турандот» написаны для него. Кораблев быстро становится главным авторитетом для учеников — к возмущению директора школы. Тот соперничает с географом не только в работе, но и в личной жизни: они оба влюблены во вдову капитана Татаринова. Марья Васильевна выходит замуж за брата покойного мужа из благодарности за заботу о ней и ее дочери, не зная, что Николай Антонович подстроил гибель экспедиции. Страшная правда откроется в доме Кораблева: Саня перескажет ей обрывок письма, найденного в энском детстве. Там капитан просит жену не верить его брату.
С этого момента начинается взросление главного героя. Всю свою дальнейшую жизнь Саня посвятит тому, чтобы найти следы погибшей экспедиции и доказать, что не оклеветал невинного человека, а сказал правду. Кораблев будет поддерживать Саню, как отец, а его холостяцкая квартира станет для главного героя чем-то вроде второго родительского дома. Вычислить местоположение дома, где жил Кораблев, несложно. Каверин дает довольно точные координаты: «Кораблев жил в Воротниковском переулке, в деревянном одноэтажном флигеле со ставнями и верандой, похожем на дачу». Также он упоминает, что из двора школы, то есть с Садовой-Триумфальной, были видны его окна. Значит, писатель имеет в виду перекресток Воротниковского переулка с Садовым кольцом.
Юрий Богатырев (1947 — 1989)
Юрий Георгиевич – талантливый советский актер, который внес непосильный вклад в развитие отечественного кинематографа и театрального искусства. К сожалению, его жизнь и творческая карьера оборвались слишком рано. Способность Богатырева перевоплощаться в самые неожиданные образы, значительно облегчило работу режиссеров.
Всесоюзное признание пришло к Юрию Георгиевичу после съемки в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Не менее успешными проектами стали: «Родня», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Человек из страны Грин». Отдельно стоит отметить его игру в экранизации романа Вениамина Каверина «Два товарища». В этой работе Богатыреву выпала честь сыграть Михаила Ромашова
Помимо съемок в кино Юрий Георгиевич часто работал на радио, где проходили многочисленные радиотрансляции. В определенный момент актер «сломался», не находя поддержки у родных и друзей стал злоупотреблять алкоголем. Причиной тому послужили душевные переживания. Богатырев состоял в фиктивном браке с актрисой Надеждой Серой. По словам покойного артиста, женщины вызывали у него лишь платонические отношения.
Когда Юрий Георгиевич совершил каминг-аут, в его адрес последовали нелицеприятные слова. Избавиться от боли и недопонимания ему помогал алкоголь. В феврале 1989 года артист умер, у Богатырева случился сердечный приступ. Медики, выполнявшие реанимационные мероприятия ввели ему дозу клофелина, который не совместим с антидепрессантами. Артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.
Борис Токарев (1947)
Всесоюзную любовь и популярность Борис Васильевич приобрел после выхода в прокат картины Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Токарев перевоплотился в образ пограничника Осянина. За год фильм посмотрели 66 000 000 зрителей. В том же 1972 году лента попала в номинацию на престижную премию «Оскар».
Борис Васильевич закрепил свой ошеломляющий успех картиной «Горячий снег». Роль командира огневого взвода Николая Кузнецова зацепила многих советских зрителей. С каждым годом фильмография талантливого артиста пополнялась новыми работами и предложениями. Несмотря на немалый успех, настоящий триумф ожидал Токарева в 1976 года, когда на экраны телевизоров вышел 6-серийный фильм «Два капитана».
Борис Васильевич блестяще сыграл роль капитана Саши Григорьева, именно этот образ запомнился нескольким поколениям телезрителям. С приходом 90-х годов актерская карьера Токарева сошла на «нет». В 2001 году советский артист выступил в качестве режиссера картины «Не покидай меня, любовь». В авторском проекте он сыграл ключевого персонажа Олега. Его партнерами по фильму выступили: Лариса Гузеева и Евгения Симонова.
В 1978 году Борис Васильевич возглавил экспериментальное молодежное творческое объединение «Дебют». Под его руководством были сняты такие популярные картины, как: «Нас венчали не в церкви», «Отшельник», «Моя Пречистенка», «Дистанция», «Прорицатель Омар Хайам. Хроники легенды» и других. В 2018 году состоялась премьера сериала «Динозавр», в котором Токарев сыграл следователя на пенсии.
Что касается личной жизни, то Борис Васильевич более сорока лет состоит в браке с актрисой Людмилой Гладунко. Пара познакомилась, когда им было всего лишь по 15 лет. После чего вместе поступили во ВГИК, а в 1969 году поженились. В середине 70-х годов у них родился сын Степан, который окончил Институт международных отношений.
Третья студия МХАТ (Театр имени Евгения Вахтангова)
В Москве начала 1920-х был только один театр, о чьей постановке «Принцесса Турандот» могли говорить все — от искушенной публики до школьников. Это была Третья студия МХАТ на Арбате, в 1926 году переименованная в Театр имени Вахтангова. Постановка сказки Карло Гоцци «Принцесса Турандот» стала последней режиссерской работой Евгения Вахтангова и вершиной его творческой биографии. Спектакль имел — без преувеличений — феноменальный успех, о котором сегодня напоминает фонтан «Принцесса Турандот», установленный перед входом в театр в 1997 году.
Вахтангов предложил оригинальную трактовку — спектакль внутри спектакля. Артисты играли актеров некого венецианского театра, разыгрывающих представление о принцессе Турандот. Зрители были в восторге — к оригинальному тексту Гоцци Вахтангов добавил злободневные комментарии, которыми обмениваются актеры между репликами своих персонажей. Спектакль во многом определил то, что сегодня называется вахтанговской школой: в нем ярко воплощена концепция Вахтангова о «театре-празднике».
Впрочем, Каверин выбирает для культпохода своих героев «Принцессу Турандот» не только как ярчайшее событие того времени. Здесь есть метафора: спектакль о принцессе, которая не хочет выходить замуж и пытается отвадить принцев, претендующих на ее руку, смотрит оказавшаяся в схожей ситуации Марья Васильевна. Жениться на ней мечтают сразу два человека, а она хранит верность пропавшему без вести мужу и не знает, что делать.
Елена Прудникова (1949)
Актерская карьера Елены Иосифовны началась в 1970 году с главной роли в мелодраме «Две сестры». Настоящий успех ожидал обаятельную артистку Ростовского театра драмы несколько позже. В 1976 году состоялась премьера 6-серийного сериала «Два капитана», в котором она сыграла роль Екатерины Татариновой. Ее перевоплощение в образ Кати до сих пор считается одним из лучших за всю карьеру.
В 1991 году Елена Иосифовна снялась в картине Вима Вендерса «Когда наступит конец света». Авторы фильма международного производства (Австралии, Германии, США, Франции) решили не дублировать героиню Прудникой. Так она стала первой русской не дублированной артисткой. С приходом 2000-х годов актриса практически перестала сниматься в отечественном кинематографе.
В 2017 году Прудникова снялась сразу в двух проектах: «Садовое кольцо» и «Частица Вселенной». С нынешним супругом Елена Иосифовна познакомилась в Москве. На тот момент актриса состояла в браке с парнем из Ростова, а ее возлюбленный, актер Андрей Смирнов находился на стадии развода с Натальей Рудной. Когда оба стали свободными сразу сыграли скромную свадьбу.
В браке у советских артистов появилось двое детей: Аглая и Алексей. Сейчас дочка работает редактором на киностудии Валерия Тодоровского, а сын занимается режиссурой и написанием сценариев. В 2011 году Елена Иосифовна вышла на пенсию. С тех пор наслаждается свободой и общением с внуками.