Чистилище (фильм, 1997)
Содержание:
Жанр: стрельба в сердце
Война — бывалый герой кино: ровно как и любовь, часто попадающий под объектив. Все это легко объяснимо: извечных тем, о которых и песни поют, и просто так вспоминают, не много. А самоотверженность, патриотизм, человечность, присущие крайней политике — чувства глубокие: они о душевном — потому и цепляют. Потому мы и смотрим.
Впервые я услышал об этом фильме со стороны — из речи одного бывалого ВДВ-шника, описывающего своему приятелю всю мощь душераздирающего нечто, происходящего там, в «Чистилище». Не заинтересовать это хоть и краткое, но «сочное» повествование, не могло, и потому вполне ожидаемо было видеть, как я буквально через день уже искал в интернете потенциальный шедевр.
На экране компьютера промелькнуло вступление с текстом от Евангелие на фоне полуоркестровой музыки — кино началось обещающе. Но вот что было дальше, трудно сказать. Описать это возможно лишь как мазок крови, не просыхающий, к слову, до самой развязки. Картина пропитана нарывами, ранами, гноем. Море трупов — ими пахло в моем доме. Все бегут, кричат, даже плачут под безжалостные залпы артиллерии. На экране точное соответствие реальности — типичная, суровая война. Боя в фильме было даже больше сюжета: стрельба, кетчуп, прочая бутафория — фон будто бы старался перекричать смысл. Поначалу даже казалось, что основной посыл фильма — та самая кровь. Но проницательный зритель терпеливо ждал.
И, к счастью, он дождался. Завязка у фильма получилась очень даже неплохая.
Итак, город Грозный. В разгар первой Чеченской кампании русские осуществляли оборону больничного комплекса от местных радикалов. Командовал операцией Гвардии Полковник Суворов. Людей хоть и было достаточно, но только каких: «неоперившихся» солдат, не держащих в руке даже автомата. От того и все слезы — горы трупов росли, а силы все меркли. И не было кому вытащить всех их из «Чистилища». Задачу приходится решать силами лишь четырех наемников, удачно появившихся на поле боя, да силой неугасающего русских духа, способного, как оказалось в конце истории, на многое.
Фильм крепко «держится» на актерах: да, здесь также есть и «мясистый» смысл, но «Чистилище» в большей мере показывает, что далеко не последнюю роль играют в кино люди и их персонажи. И особенно явно это познается в сравнениях. Полковник Суворов — колорит, но только благодаря Виктору Степанову. С первого же взгляда за него вспыхивает и какое-то сопереживание, и тоска. Танкист Игорь Григоращенко, он же Роман Жилкин — ,тот же результат. Но его роль в этой картине куда больше — она превыше даже главных ролей. И не только по значимости.
Так же в этой картине снимался Дмитрий Нагиев. Трудно сказать, что актер он выдающийся. Впрочем, на него можно смотреть. Однако в фильме он все-таки сыграл достаточно объемную — чуть ли не главную — роль, а это сложно. Актер явно не дотягивает. Но куда хуже него справляется со своей работой его товарищ по «Модерну», Сергей Рост: только подумать, небольшое камео, а столько неприятных впечатлений. До сих пор в глазах эта депрессивно-вымученная улыбка.
Не смотря на достаточно серьезные проблемы, фильму удается главное — запомниться
Это крайне важно. Ведь собенно сегодня столько фильмов, которые вроде бы и со смыслом, и актер в них «что-то представляет из себя» , но они, увы, не запоминаются
Совсем. «Чистилище» явно не из таких картин. Все-таки у нее весомый сценарий — он будто бы стреляет в сердце, и где-то даже метко.
Картина очень хорошая. Увидеть ее не будет лишним. К тому же о войне снимают хоть и чрезмерно много, но редко когда «в цель». Сколько пальцев можно загнуть в пользу удачных проектов? Мало, но с «Чистилищем» хорошего кино в сумме будет чуть больше. Хотя бы даже на один фильм.
9 из 10
Просмотров: 2203
Оценка читателей: 8 из 10 (голосов 1)
Прототип Дукуза Исрапилова
Чеченский террорист Хункар-Паша Исрапилов, возглавлявший банду сепаратистов в восточных районах республики в 1990-е — 2000-е годы, до начала конфликта уже воевал в Абхазии в составе отрядов Конфедерации народов Кавказа и выступал на стороне Азербайджана в Нагорном Карабахе. Одним из самых известных его преступлений стало участие в теракте в Кизляре в качестве руководящего звена. По данным оперативной сводки ФСБ, он был ближайшим помощником Шамиля Басаева и занимал высокое место в военной иерархии самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия. По официальной версии, Исрапилов погиб, подорвавшись на мине в районе Алхан-Калы во время отхода из Грозного в феврале 2000 года.
63
Wow
20
Sad
17
Poop
6
Haha
5
Angry
3
Heart
2
Love
2
Yay
Прототип «Кобры»
Потомственный военный, подполковник запаса Алексей Викторович Ефентьев 1963 года рождения из Туркменской ССР к моменту Первой чеченской войны был уже опытным спецназовцем. За его плечами был Афганистан, Азербайджан и Нагорный Карабах. Служить, как и Григорашенко, отправился добровольцем. Его позывной «Гюрза» (в «Чистилище» приписанный другому персонажу) наводил страх на боевиков, а разведрота 166-й мотострелковой бригады, которой он командовал, звалась «бешеной». Самой известной операцией стала деблокада Координационного центра в Грозном, в ходе которой роте Ефентьева удалось спасти многих офицеров Армии и МВД, а также группу российских журналистов. «Гюрзу» четырежды представляли к званию Героя РФ, которое он так и не получил. Среди его наград – ордена «Красной Звезды», «Мужества» и «За военные заслуги», а также почетные медали. После Чечни воевал в Косово. В запас вышел в 2000 году, до 2013 года управлял колхозом в Воронежской области, занимался общественной деятельностью, растил с женой четверых детей. Неоднократно становился участником телепередач о войне в Чечне.
Прототип Игоря Григоращенко
Старший лейтенант Игорь Андреевич Григорашенко 1968 года рождения из Киргизской ССР командовал в Чечне мотострелковым взводом, а затем разведвзводом разведроты. До Первой чеченской войны служил матросом на Черноморском флоте. Выучившись на танкиста, отправился добровольцем в Кабардино-Балкарию. Невзоров познакомился с ним в январе 1995 года во время съемок документального фильма «Ад». Через несколько дней после интервью Григорашенко погиб от осколка мины. Посмертно был награжден Терским казачьим крестом «За бои в Чечне» 1 степени и серебряным крестом «За возрождение Оренбургского казачества». Похоронен в городе Прохладном.
Канон[править]
Согласно вероучению католической церкви, в Чистилище после смерти попадают те, кто умер в мире с Богом (т. е. не был атеистом, сознательным сатанистом, еретиком, неверным или отмороженным злодеем), но имеет за душой непрощённые грехи, в которых не успел покаяться при жизни. Для них на том свете организовано семь кругов искупления, на каждом из которых даётся возможность осознать соответствующий грех (из канонического списка), раскаяться в нём и очиститься (отсюда, собственно, и «чистилище»).
Подозрительно похоже на концепцию ада в иудаизме. Кража или конвергенция?
Чистилище — место между адом и раем, однако вектор движения здесь всегда восходящий. Души испытывают мучения, но, в отличие от ада, эти муки временные. Все, попавшие в Чистилище, в конце концов окажутся в раю, в чём им могут помочь молитвы живущих на земле и святых на небесах.
Концепция Чистилища отсутствует в Ветхом и Новом Завете (там говорится только о загробном очистительном огне), а сложилась только к XII веку, после чего была закреплена несколькими соборами и официально принята папской буллой в 1254 году.
Современное католическое богословие уже не полагает Чистилище конкретной локацией (см. ниже про Данте), а утверждает, что это скорее состояние, чем место. Чистилище просуществует до Страшного суда, когда ад будет окончательно запечатан, а вместо рая спасённым душам будут предложены для вечной жизни новое Небо и новая Земля.
Прототип полковника Суворова
Полковник Иван Алексеевич Савин родился в 1953 году в Ставропольском крае. В армии служил с 1971 года. В Чечне командовал 131-й отдельной мотострелковой бригадой. Главным подвигом Савина стал штурм Грозного в декабре 1994-го, во время которого его подразделение заняло и обороняло железнодорожный вокзал, находясь в полном окружении. В ходе операции бригада понесла большие потери, но задачу выполнила полностью. Когда после эвакуации убитых и раненых Савин приказал отступать, боевики отбросили группу полковника на прежний рубеж и забросали гранатами. Полковник, на тот момент уже дважды раненый, но до последнего продолжавший командование, погиб от осколка, попавшего ему в глаз. Его тело обнаружили почти месяц спустя и с почестями похоронили в родном селе Архангельское. В 2005 году Савин посмертно награжден званием Героя РФ.
Альтернативные точки зрения[править]
- Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной концепцией под названием мытарства
Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.
. Это пространство между землёй и небом («воздушная сфера»), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно, душу сдёргивают крюками и тащат в пекло под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви. С богословской точки зрения мытарства являются не чистилищем, а образом частного суда по смерти.
- В иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
- В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
- Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано,
умер так умерили ад, или рай — третьего не дано. - В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
- Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в т. ч. между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.
В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).