Олег борисов
Содержание:
- Детство и юность. Раннее взросление
- Сегодня увольнения не будет (1958)
- Рецепт её молодости (1983)
- Сын актера
- За двумя зайцами (1961)
- Роли в кино
- Фильмография: Актер
- Обучение
- Борисов Лев Иванович
- Роли в кино
- БАБУШКИ И ДЕДУШКИ
- Интересные факты
- Театр
- Первые кинопробы: эпизодические персонажи и роль в фильме Тарковского
- Театральные работы
- Семья как спасение
Детство и юность. Раннее взросление
Олег Борисов родился в 1929 году в Ивановской области в поселке Яковлевский (сейчас Приволжск). При рождении мальчику дали имя Альберт. В семье его звали Аликом, а Олегом стали называть во времена студенчества. Известность получил как Олег Борисов.
Детские годы прошли в селе Карабиха близ Ярославля. Мама Надежда Андреевна была агрономом, а отец Иван Степанович работал директором сельскохозяйственного техникума.
В войну Алик с мамой были отправлены в эвакуацию. Там, подростком, он включился во взрослую трудовую жизнь – работал трактористом и даже трудился на лесоповале. Школу оканчивал в Москве.
Вместе с матерью посещал драмкружок, принимал участие в представлениях, участвовал и в школьной самодеятельности. Возможно, тогда и приходило понимание своего предназначения.
В молодости
Сегодня увольнения не будет (1958)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Советский фильм
Режиссеры: Андрей Тарковский, Александр Гордон
В ролях: Алексей Алексеев, Петр Любешкин, Олег Мокшанцев
Во время земельных работ, бригада коммунального хозяйства обнаруживает немецкий склад боеприпасов, оставшийся со времен войны. 30 тонн взрывчатки пролежали в земле 15 лет. По инструкции разминировать нельзя — к ним и прикасаться опасно. Но и взрывать невозможно! — вокруг жилые кварталы. Дело поручают группе капитана Галича. К 10 утра следующего дня все население эвакуируют за черту города, а в зловещем котловане 7 человек начинают игру со смертью…
Рецепт её молодости (1983)
Комедия, Мюзикл, Советский фильм
tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Карел Чапек
Режиссер: Евгений Гинзбург
В ролях: Людмила Гурченко, Олег Борисов, Александр Абдулов
Знаменитая певица Эмилия Марти, гастролируя по Европе, неожиданно становится ценным свидетелем в длящейся годами судебной тяжбе. Альбер Грегор претендует на наследство барона Пруса, но подтвердить это могут лишь давно утерянные документы об их родстве. Однако Эмилия знает, где хранятся важные бумаги, и проявляет осведомленность в делах барона, скончавшегося более ста лет назад. Оказывается, очаровательная певица была близко знакома с покойным. А секрет ее молодости – в волшебном напитке алхимика Макропулоса, который она выпила триста лет назад.
Сын актера
Конечно же, поклонников великого русского актера не может не занимать и судьба его единственного сына. Мальчик Юра появился на свет в 1956 году, когда его родители еще проживали в Киеве. Несмотря на свою занятость Борисов всегда старался проводить много времени с наследником, до самой смерти актера у них были замечательные отношения.
Актером Юрий Борисов не стал, однако, как и знаменитый отец, связал свою жизнь с кинематографом. Зрителям могла запомниться снятая им лента «Мне скучно, бес», в которой главную роль получил знаменитый папа. Интересно, что именно этот фильм стал для Олега последним. Отцу и сыну нравилось сотрудничество, есть и другие их совместные проекты, менее известные публике.
К сожалению, Юрия не стало в 2007 году, смерть сына Борисова наступила в результате инфаркта. За несколько лет до этого Борисов-младший успел опубликовать дневники покойного отца, дав книге название «Без знаков препинания». Публикация была приурочена к 70-летию со дня рождения знаменитого актера.
За двумя зайцами (1961)
Комедия, Мюзикл, Советский фильм
tagHD 720, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Михаил Старицкий
Режиссер: Виктор Иванов
В ролях: Олег Борисов, Маргарита Криницына, Николай Яковченко
Советская кинокомедия с Олегом Борисовым в главной роли.Голохвастый содержит небольшую цирюльню, но дела его идут очень плохо. И он решает жениться на богатой невесте. Она, конечно, совсем не красавица, но этот брак обеспечит ему безбедное существование в будущем. Он делает предложение ей. А параллельно, по велению сердца, хочет связать свою судьбу с другой. Только вот скрыть свои план двойной жениться ему никак не удастся. Поэтому придется скрываться от разъяренных невест и женского населения города. .
Роли в кино
Еще в конце 30-х годов Александра Борисова стали приглашать сниматься в кино, первая его роль в ленте Чеслава Сабинского «Днепр в огне» была еще небольшой, тем более что фильм не сохранился до наших дней. Спустя год после первой пробы в кинематографе его утвердили на роль Назарки в ленте «Друзья». Здесь снимались замечательные артисты того времени, и актер Александр Борисов смог многому научиться у Б. Бабочкина, Н. Черкасова и других.
Война внесла свои коррективы, и в кинематограф артист вернулся только в 1948 г. Небольшие роли не приносили удовлетворения талантливому актеру, все изменилось через год, когда он сыграл одну из важнейших ролей в своей жизни. Образ академика Ивана Павлова в одноименном фильме принес ему всенародную популярность, а также актер был удостоен нескольких престижных премий. Этот фильм рассказывал о судьбе великого русского ученого, создателя учения о высшей нервной деятельности.
Биографическое направление было особенно популярно в начале 50-х, поэтому сразу после «Академика Ивана Павлова» Борисова стали приглашать на роли других известных исторических персонажей. Так, он снялся в ленте об Александре Попове, где ему досталась роль близкого помощника ученого Петра Николаевича Рыбкина. Особенно актер запомнился в образе композитора М. П. Мусоргского, исполненные в фильме песни быстро ушли в народ.
Фильмография: Актер
- Мне скучно, бес (1993)
- Гроза над Русью (1992)
- Луна-парк (1992)
- Единственный свидетель (1990)
- Искушение Б. (1990)
- Слуга (1988)
- Отцы (1988)
- Садовник (1987)
- Запомните меня такой (1987)
- Прорыв (1986)
- По главной улице с оркестром (1986)
- Проверка на дорогах (1985)
- Контракт века (1985)
- Аткинс (1985)
- Перед самим собой (1985)
- Макар-следопыт (1984)
- Парад планет (1984)
- Подросток (1983)
- Рецепт ее молодости (1983)
- Кража (1982)
- Остановился поезд (1982)
- Остров сокровищ (1982)
- Прозрачное солнце осени (1982)
- Две строчки мелким шрифтом (1981)
- Други игрищ и забав (1981)
- История одной любви (1981)
- Россия молодая (1981)
- Рафферти (1980)
- Эндшпиль (1980)
- Последняя охота (1979)
- Сегодня и завтра (1979)
- Соль земли (1978)
- Вторая попытка Виктора Крохина (1977)
- Женитьба (1977)
- Житейское дело (1976)
- Рассказ о простой вещи (1975)
- Дневник директора школы (1975)
- Гамлет Щигровского уезда (1975)
- Обещание счастья (1974)
- Крах инженера Гарина (1973)
- Принц и нищий 1972)
- Кража (1970)
- На войне как на войне (1968)
- Живой труп (1968)
- Виринея (1968)
- Мятежная застава (1967)
- На диком Бреге (1966)
- Рабочий поселок (1965)
- Нос (1965)
- Дайте жалобную книгу (1964)
- Укротители велосипедов (1963)
- Стежки-дорожки (1963)
- Большая дорога (1962)
- Балтийское небо (1961)
- За двумя зайцами (1961)
- Наследники (1960)
- Черноморочка (1959)
- Олекса Довбуш (1959)
- Простая вещь (1958)
- Город зажигает огни (1958)
- Когда поют соловьи (1956)
- Дети Солнца (1956)
Видео
Источники
- https://24smi.org/celebrity/3281-oleg-borisov.htmlhttps://biographe.ru/znamenitosti/oleg-borisov/https://www.culture.ru/persons/4024/oleg-borisovhttps://russia.tv/person/show/person_id/101380/
Обучение
Талантливый юноша стремился каким-то образом проявить себя, так что очень рано стал участвовать в любительских постановках, которые в 30-е годы XX века были особенно популярными в стране Советов. В каждом дворе, доме культуры или даже на чердаке старого дома играли скетчи, пели частушки, энтузиастов было много, тем более что за выступления брали небольшие деньги.
В 1927 году он оканчивает знаменитую студию при Ленинградском академическом театре, где до этого и выступал на непрофессиональной сцене. В это время там преподавал легендарный Ю. М. Юрьев, у которого актер Александр Борисов перенял особую манеру исполнения — с полной отдачей, с пониманием и воплощением психологии персонажа на сцене и на экране.
Ленинградская театральная школа по сей день считается лучшей в России, здесь прививали умение до конца осознавать свою роль, продумывать детали и вживаться в характер героя. Будь то костюм или особенности речи, манеры двигаться и т. д. – все должно быть вложено в образ от начала до конца. Александр Борисов с ответственностью воспринял все наставления, что и помогло ему впоследствии стать народным артистом, получить несколько государственных наград и сыграть множество ведущих ролей в театре и кино.
Борисов Лев Иванович
Актер театра и кино. Народный и Заслуженный артист Российской Федерации. Играл на сцене Московского государственного Театра-центра имени Марии Ермоловой. Известен по фильмам «Конференция маньяков», «Легенда о Тампуке», «Сосед», «Штрафбат», «Атаман», «Демидовы».
Лев Борисов родился 8 декабря 1933 года в городе Плес, Ивановская область. Уже в школе участвовал в театральной самодеятельности. Хотя семья высказалась против решения стать актером, парень все же уехал в Москву, где поступил в театральное училище имени Бориса Щукина.
После окончания училища в 1956 году Борисов приглашен в театр Киноактера, где проработал четыре года. Затем, до 1974 года являлся актером Театра драмы на Спартаковской улице. Далее, играл на сцене Областного театра имени Александра Островского, а затем Московского драматического театра имени Константина Станиславского.
С 1987 года Лев Иванович становится актером Московского Театра-центра имени Марии Ермоловой. На сцене этого театра сыграл множество ролей, среди которых работы в спектаклях: «По соседству мы живем», «Дом, где разбиваются сердца», «Бесноватая», «Мария Стюарт», «Царь Максимилиан», «Суббота, воскресенье, понедельник». В последние годы актер также играл в антрепризе «Чужая жена и муж под кроватью».
В кино Борисов дебютировал в картине Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости». Затем снимался в таких легендарных фильмах, как «Высота», «Военная тайна», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Ровесник века». В 1960-х годах практически ушел из кинематографа, в связи с занятостью в театре и постоянными гастролями по стране. Вновь много сниматься актер начал с конца 1970-х годов
Среди его работ последующих лет: «12 стульев», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «И снова Анискин», «Особо важное задание», «Похождения графа Невзорова», «Демидовы», «Визит к Минотавру», «Смиренное кладбище», «Ширли-мырли»
Со своим братом Олегом Борисовым в одном фильме Лев Иванович снялся лишь однажды, в 1987 году в фильме «Садовник». Несмотря на огромное количество киноработ, настоящая слава и известность пришли к актеру после роли в детективно-криминальном сериале «Бандитский Петербург». В последующие годы продолжил активно сниматься и в других телесериалах: «Штрафбат», «Атаман», «Савва», «Батюшка», а также и в художественных фильмах «Конференция маньяков», «Весьегонская волчица».
Борисов играл в кино самые разные роли в картинах всевозможных жанров: драмах, комедиях, боевиках, мелодрамах, приключенческих лентах. Созданные им персонажи всегда привлекают своей глубиной, яркостью исполнения и точностью характеристик.
Несмотря на популярность актера в кино, большую часть времени по прежнему уделял театру. Блестящее актерское мастерство и бесценный опыт позволяли Борисову в любой своей работе сочетать высокое интеллектуальное начало с удивительной простотой исполнения, каждая его роль является законченным образом, а каждый выход на сцену становится настоящим подарок зрителям. Его работы в театре и кино вошли в золотой фонд отечественного искусства.
Лев Борисов умер ранним утром 15 ноября 2011 года в реанимации Боткинской больницы после перенесенного инсульта. Церемония прощания с актером прошла в Центральном доме кино Москвы 17 ноября 2011 года. Похоронен на шестом участке Троекуровского кладбища.
Награды Льва Борисова
Заслуженный артист Российской Федерации (1994)
Народный артист Российской Федерации (2001) — за большие заслуги в развитии театрального искусства
Творчество Льва Борисова
Роли в театре
Театр имени М.Н. Ермоловой
1987 — «По соседству мы живем» — дед Василий 1988 — «Дом, где разбиваются сердца» — Рендол 1989 — «Приглашение на казнь» — директор тюрьмы 1991 — «Бесноватая» — чиновник 1992 — «Сверчок на печи» — Калеб 1994 — «Село Степанчиково» — Фома Опискин 1996 — «Мария Стюарт» — сэр Паулет 1999 — «Прибайкальская кадриль» — Саня Арефьев 2000 — «Царь Максимилиан» — могильщик, посол 2001 — «Суббота, воскресенье, понедельник» — Антонио
Роли в кино
Еще в конце 30-х годов Александра Борисова стали приглашать сниматься в кино, первая его роль в ленте Чеслава Сабинского «Днепр в огне» была еще небольшой, тем более что фильм не сохранился до наших дней. Спустя год после первой пробы в кинематографе его утвердили на роль Назарки в ленте «Друзья». Здесь снимались замечательные артисты того времени, и актер Александр Борисов смог многому научиться у Б. Бабочкина, Н. Черкасова и других.
Война внесла свои коррективы, и в кинематограф артист вернулся только в 1948 г. Небольшие роли не приносили удовлетворения талантливому актеру, все изменилось через год, когда он сыграл одну из важнейших ролей в своей жизни. Образ академика Ивана Павлова в одноименном фильме принес ему всенародную популярность, а также актер был удостоен нескольких престижных премий. Этот фильм рассказывал о судьбе великого русского ученого, создателя учения о высшей нервной деятельности.
Биографическое направление было особенно популярно в начале 50-х, поэтому сразу после «Академика Ивана Павлова» Борисова стали приглашать на роли других известных исторических персонажей. Так, он снялся в ленте об Александре Попове, где ему досталась роль близкого помощника ученого Петра Николаевича Рыбкина. Особенно актер запомнился в образе композитора М. П. Мусоргского, исполненные в фильме песни быстро ушли в народ.
БАБУШКИ И ДЕДУШКИ
О своих родителях папа рассказывал?
Очень часто. Я, к сожалению, их не знала, бабушки и дедушки не стало еще до моего рождения. Бабушка, Надежда Андреевна, была агрономом, дедушка — директором сельхозтехникума. Они познакомились, когда бабушка была его студенткой. Поженились, родились сыновья, потом началась война. Дедушка ушел в военкомат в гражданской одежде, а вернулся в военной. Началась подготовка к эвакуации из Ярославля, где они тогда жили, в Алма-Ату, деда назначили начальником поезда. Естественно вся семья была рядом. Из Алма-Аты деда отправили на фронт, а бабушка с двумя сыновьями осталась, пыталась закрепиться на заводе, но мест не было. Полгода скитаний, после которых они вынуждены были вернуться назад, в родной Ярославль. Обратная дорога была безумно долгой и тяжелой… Уже много лет спустя у меня был дипломный спектакль по пьесе Рощина «Эшелон», где в одной из сцен люди едут в холодном вагоне и греются у теплушки-печурки и каждый пытается привязать свой чайник к этой буржуйке. Папу растрогало до слез. На него нахлынули воспоминания, как они ехали во вшах, в холоде, в голоде. И как Олег на одной из станций решил набрать в маленькое ведерко уголька в соседнем товарном вагоне. Он полез поверху, а папа стоял на шухере. А там часовой с винтовкой. Олег взял, сколько смог, уголька, быстро спрыгнул и вернулся довольный, что обрадует маму. Отец только много лет спустя понял, что часовой-то все видел, просто сделал вид, что не заметил.
Что вы еще знаете о детстве двух братьев?
Отец рассказывал, что они с Олегом пасли коров. Старший был на лошади, умел ездить без седла, а папа, поскольку младший, бежал босиком и загонял. Однажды они должны были перегнать стадо из одного села в другое, один теленок отбился. Папа побежал за ним, а трава-то высокая, и он видел только хвост теленка. Вдруг хвост пропал. Молодой загонщик только успел подумать: «Куда теленок мог пропасть, провалился, что ли?» И в ту же секунду сам провалился в навозную яму, к теленку. Прискакали спасители на лошадях, первым делом, конечно, вытащили теленка. Папа, вспоминая, смеялся: «Вот так я всю жизнь в дерьме, но не до конца».
И Олег, и папа очень любили играть в футбол. Набивали покрышку сеном, это и был футбольный мяч. Папу тренировал брат, он очень любил забивать ему мячи. Учились оба плохо, были проблемы с точными науками. Но зато имели успех в драматических кружках. В 1946 году мама переехала с ребятами в Москву, работала агрономом и экскурсоводом на ВДНХ. Была великолепной портнихой, обшивала всю семью и брала работу на дом. Ее мама, Анна Васильевна, в основном занималась воспитанием внуков, была очень добрым и мудрым человеком. Но баловала детей, особенно Льва, как младшего. Имена сыновьям дала мама: Олег, по паспорту Альберт, — в честь приехавшего тогда из Европы принца Альберта. Льва назвали в честь Льва Толстого.
А вас назвали в честь другой бабушки?
Родители ждали мальчика, уже дали имя Иван в честь дедушки. Но родилась девочка, мама, увидев меня, сказала: «Это моя Надежда». Папа ей ответил: «Какие могут быть сомнения, в честь моей мамы и назовем». Окончательную точку поставил таксист, который вез нас из родильного дома. Посмотрев на двух уже взрослых родителей, сказал: «Конечно, девочку назовите Надеждой, так как это ваша надежда!»
Какие отношения были между братьями?
Мы часто ходили друг к другу в гости, вместе отмечали дни рождения и всегда бывали на премьерах. Олег Иванович и Лев Иванович были тесно связаны друг с другом. Мне досадно, что я не успела ближе пообщаться с Олегом Ивановичем, была юной и застенчивой, а он всегда был строг и задумчив. Когда пишут, что папа завидовал брату, это жалкие вымыслы. Отец по натуре человек не завистливый. Да, у него были в жизни перипетии, но именно благодаря им он стал тем, кем стал. А Олег очень переживал, что у папы первая часть творческого пути была трудной… Сын Олега Ивановича Юра стал режиссером. В свое время он пришел в ГИТИС к своему другу-педагогу посмотреть дипломный спектакль, мы встретились (я тогда училась на первом курсе). Бросилась к нему, мы обнялись. Он говорит: «Ну что, как тебе?» Отвечаю: «Все хорошо». Юра всепонимающе улыбнулся, он-то уже знал, что ждет студента театрального, когда двери вуза выплевывает его в море жизни. Мы из-за разницы в возрасте общались, но не дружили. Вот сейчас, думаю, сдружились бы. Но, к сожалению, Юра ушел из жизни в 2007-м…
Интересные факты
Однажды после гастролей в Америке он на свой страх и риск привез в Ленинград книгу Михаила Чехова, тогда запрещенную в СССР. Это издание позже переходило из рук в руки среди актеров Александрийского театра.
Александр Борисов был множество раз награжден престижными Государственными премиями: он имел четыре Сталинских премии, премию имени К. С. Станиславского, звание народного артиста РСФСР и СССР, Героя Социалистического Труда, имел орден «Знака почета».
Еще до войны он женился на актрисе Александрийского театра Ольги Бибиной, у них было двое детей – Касьян и Людмила. Александр никогда не пользовался своей славой, не был агитатором или противником системы. Участие в зарубежных поездках, всевозможные государственные награды не изменили того факта, что прежде всего Александр Борисов – актер
Семья, дети всегда были одной из основных целей в его судьбе, но отнюдь не самой важной. Для творческого человека главное в жизни – воплотить свой талант, весь потенциал как артиста
Борисову это удалось, он вошел в плеяду звезд советских актеров, но что самое важное, он остался в памяти людей.
Театр
После окончания Щукинского училища в 1956 году Лев Борисов был принят в штат Московского государственного театра киноактера, где проработал до 1960 года. С 1962-го служил в Калининградском областном драмтеатре. В 1971-1978-м был актером Московского областного театра им.Островского, с 1978 по 1981-й — Театра им.Маяковского. В 1981 году он перешел в Театр Станиславского, а с 1987 года работал в Театре им.Ермоловой.
Кроме того, в последние годы жизни Лев Борисов играл в антрепризе «Чужая жена и муж под кроватью» — вместе с дочерью Надеждой Борисовой, ее мужем Алексеем Кравченко и Григорием Сиятвиндой.
Театральные работы
- Слуга («Поздняя любовь» А.Островского)
- Тони («Ночь ошибок» О.Голдсмита)
- Майор («Дамы и гусары» А.Фредро)
- Плинер («Проводы» И.М.Дворецкого)
- Мерчуткина («Юбилей» А.П.Чехова)
- Спиридон («Совет да любовь» В.Ф.Тендрякова)
- Морозов («Женатый жених» А. И. Кузнецова и Г.Г.Штайна)
- Григорий Федорыч («Самая счастливая» Э.Я.Володарского)
- Отец («Порог» А.А.Дударова)
- Янаке Дудуляну («Мамочка Анета» А.Кирицеску)
- Кемп («Быть или не быть?» У.Гибсона)
- Месткомовец («Не был… Не состоял… Не участвовал…» Ю.И.Макарова)
- Отец («Перевозчик (Мост)» Е.Шанявского)
- Перфишка («Постояльцы» по повести М.Горького «Трое»)
- Ной («Ной и его сыновья» Ю.Михайлова)
- Марголин («Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» А.3.Ставицкого)
- Дед Василий («По соседству мы живем» С.Л.Лобозерова)
- Рэнделл («Дом, где разбиваются сердца» Б.Шоу)
- Директор («Приглашение на казнь» по В.В.Набокову)
- Калеб («Сверчок на печи» по Ч.Диккенсу)
- Фома Опискин («Степанчиково» по повести Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»)
- Амиас Паулет («Мария Стюарт» Ф.Шиллера)
- Саня Арефьев («Прибайкальская кадриль» В.П.Гуркина)
- Могильщик и Посол («Царь Максимилиан» А М.Ремизова)
Первые кинопробы: эпизодические персонажи и роль в фильме Тарковского
Олег Борисов в роли капитана Галича в художественном фильме Александра Гордона и Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет» (1958)
Олег Борисов (у микрофона слева) на вечере в театре. Киев, Украина. Фотография: borisovborisov.ru
Олег Борисов в роли Юрко Фарасюка в художественном фильме Алексея Коренева «Черноморочка» (1959)
В 1955 году Олег Борисов впервые снялся в кино. Многие актеры из театра подрабатывали на съемках, и он тоже решил пойти на пробы. Борисова одобрили на роль рабочего-подпольщика в фильме Марка Донского «Мать». Затем были картины «Когда поют Соловьи», «Черноморочка», «Простая вещь». В 1958 году журналист Татьяна Бродская в газете «Труд» писала о фильме «Город зажигает огни», в котором играл Борисов: «То развязный, то застенчивый, веселый, задумчивый, грубоватый, но чуткий, всегда искренний и непосредственный — таков Сергей у О.Борисова. И он завоевывает симпатии зрителя, понимающего, что Сергей — это не просто легкомысленный, беспечный малый, а человек, искалеченный войной».
В 1958 году Олег Борисов снялся в фильме у Андрея Тарковского. Тогда режиссер был еще студентом ВГИКа, и искал актеров для своей курсовой работы «Сегодня увольнения не будет». Борисов в это время как раз приехал с театром на гастроли в Москву: после спектакля к нему подошли Андрей Тарковский и его однокурсник Александр Гордон и пригласили на главную роль. В дневнике актер написал: «Сценарий понравился, и я согласился не раздумывая
Все лето мы провели в Курске Этот фильм стал важной частичкой моей жизни. Вероятно, содружество с Тарковским могло бы продолжиться — он приглашал меня в картину «Иваново детство», но из-за занятости в театре я сниматься не смог»
В эти годы Олег Борисов играл в Киевском Государственном Русском драматическом театре имени Леси Украинки. В 1959 году состоялась премьера спектакля «Комедия ошибок» по Шекспиру, где актер сыграл сразу две роли: Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского.
Театральные работы
Уже после первых ролей стало понятно, что родился талантливый и необычный артист. Друзья и соратники по сцене отмечали непосредственность и легкость его игры, актер Александр Борисов славился своей интеллигентностью, какой-то лиричностью. Он никогда не был замечен в театральных распрях или борьбе за лучшие роли, а все его работы, даже небольшие, сыграны им искренне и с душой.
До 1937 года вся его жизнь была связана только с родной сценой. Здесь он выходил в образах известных героев русской классики: Юродивый из «Бориса Годунова» по одноименному произведению А. С. Пушкина, острохарактерный Петр из пьесы «Лес» А. Н. Островского, Мелузов из «Таланты и поклонники» того же автора и многие другие.
Еще в 20-е годы XX века Александринский театр был вынужден взять тот курс культурного развития, который диктовала советская власть. На этой сцене ставилось бесчисленное количество пьес про революционеров, партийных деятелей и достижения нового коммунистического общества. Борисову, как и другим актерам, тоже приходилось участвовать в политизированных и откровенно плохих пьесах, но, по отзывам очевидцев, эти артисты могли сыграть хорошо все что угодно, в том числе и пьесы на политагитационную тематику. Даже закоренелые политработники в его исполнении приобретали особенные черты и живой характер.
Смотреть галерею
Семья как спасение
Жену, Аллу Латынскую, Олег встретил в Киеве. Влюбился, увидев ее фотографию. Они поженились в 1954, через три года после знакомства. Сын Юрий родился в 1956. Алла, журналист по профессии, работала на телевидении, а после переезда в Ленинград устроилась в Ленфильм.
С женой Аллой и сыном Юрием
Надежный семейный тыл был одним из факторов, помогавшим Олегу Ивановичу долгое время противостоять серьезному заболеванию: в конце 70-х у него обнаружили лимфолейкоз. Несмотря на это, он продолжал работать в театре и постоянно снимался в кино.
Юрий получил консерваторское образование по специальности музыкальная режиссура. Осуществил множество постановок, создал либретто для нескольких опер. Автор и режиссер последнего фильма с участием отца «Мне скучно, бес». Подготовил к изданию его дневниковые записи. Юрий умер в 2007 году.
Среди коллег и режиссеров притчей во языцех был неуживчивый характер Олега Ивановича. Он осознавал свой недостаток – гордость, писал об этом в дневнике, каялся. Для него была невыносима зависимость актерской профессии. Тяготился тем, что его потенциал не используется в полной мере. При этом не шел на компромиссы даже ради самых желанных ролей, если его точка зрения расходилась с режиссерской. Был нетерпим ко всякому непрофессионализму – режиссерскому и актерскому и не скрывал этого.
С женой, сыном и племянницей