Азазель (роман)

Появления[]

1.01 «Пилот»

Азазель, пробравшись в детскую комнату маленького Сэма, капает ему в рот демонской крови. В этот момент туда заходит Мэри, мать Сэма и Дина, и Азазель убивает её.

1.11 «Пугало»

Мэг связывается с Азазелем после того, как Сэм вернулся искать брата. Она говорит, что могла бы их убить, но потом соглашается с Азазелем.

1.21 «Спасение»

Появляется в доме Холтов в городке Салвейшн, чтобы напоить своей кровью Рози Холт. Однако ему мешает Сэм, который вбегает в детскую и стреляет в него из Кольта. После Азазель превращается в туман и исчезает.

1.22 «Чёртова западня»

Азазель вселяется в Джона, рассчитывая на то, что Дин в него не станет стрелять. И оказывается прав. Но Сэм стреляет ему в ногу, чтобы демон вышел из отца. Далее Сэм везёт брата и отца в больницу, но их на полном ходу сбивает грузовик, за рулём которого сидит демон.

2.01 «Когда пробьёт мой смертный час»

Винчестеры попадают в больницу. Джон, опираясь на то, что Дин не выживет, заключает сделку с Азазелем, но на особых условиях — он мгновенно должен умереть и попасть в ад, а также отдать кольт. Когда Джон соглашается, Азазель убирает жнеца, который пришёл за Дином и возвращает его к жизни.

2.09 «Кроатон»

Азазель со своими подручными пытаются выяснить подвержен ли Сэм вирусу Кроатон. Для этого они заражают население городка Ривер Гроу. После того, как выясняется, что у Сэма иммунитет, одержимый демоном Дуэйн Таннер связывается с Азазелем и докладывает о результатах.

2.21 «Ад срывается с цепи. Часть 1»

Азазель появляется во сне Сэма, и говорит, что кроме него есть ещё несколько особенных детей, как и он, но Сэм является его любимцем, фаворитом. Также он рассказывает, что особенными этих детей сделала его кровь. Когда Сэм спрашивает, зачем тот убил Мэри и Джессику, Азазель отвечает, что Мэри «оказалась не в то время не в том месте», а Джессика «выводила Сэма из формы».

2.22 «Ад срывается с цепи. Часть 2»

Пушка детям не игрушка.— Азазель забирает Кольт у Дина, «Ад срывается с цепи. Часть 2»

Азазель является Джейку и говорит, что тот последний оставшийся в живых, и должен кое-что для него сделать. Затем демон отдаёт ему кольт и говорит, что это ключ, и только лишь из него на всей земле можно убить Азазеля. Джейк направляет кольт на него, но Азазель не пугается, а начинает обещать Джейку награду в виде счастья его семье, богатства, власти и прочего. Однако Джейк не принимает предложение. Тогда Азазель угрожает его семье, и Джейк соглашается.

Позже, когда врата были открыты, и Азазель смог войти на территорию защищённого от демонов кладбища, он телекинезом прибивает Дина к надгробью и говорит, что он весьма благодарен ему, за то, что тот вернул Сэма, ведь Азазелю Сэм нравился гораздо больше, чем Джейк.

Дин убивает Азазеля

А ты знаешь выражение: если сделка слишком хороша, тут что-то не так. Кому, как не тебе, знать, что мёртвым место среди мёртвых.— Азазель об оживлении Сэма, «Ад срывается с цепи. Часть 2»

Азазель издевательски спрашивает, действительно ли Дин думает, что то, что он вернул «стопроцентно чистого Сэма». Демон направляет кольт на Дина, готовясь убить его, но дух Джона Винчестера, выбравшегося из ада, захватывает демона внутри человека, давая Дину время. Дин успевает подобрать кольт и застрелить Азазеля.

4.03 «В начале»

Дин попадает в 1973 год и там встречает Азазеля. Дин узнаёт, что желтоглазый пришёл в их дом потому, что Мэри Винчестер заключила с ним сделку.

4.22 «Восстание Люцифера»

Азазель появляется во флешбеке, рассказывающем о событиях 1972 года. Он взывает к Люциферу, и тот отвечает из своей клетки, вселившись в одну из убитых монахинь. Люцифер дал задание Азазелю — найти Лилит, чтобы она взломала 66 Печатей, а сам демон должен был найти особенное дитя.

Азазель является Дину в галлюцинации

6.01 «Изгнание на Мейн-Стрит»

Азазель появляется в качестве галлюцинации Дина. Это происходит в результате впрыскивания яда джинна. Азазель утверждает, что его воскресил Бог, и издевается над Дином, но Сэм его спасает. Позже, когда джинны опять поймали Дина и отравили, он увидел Азазеля во второй раз, но тогда демон начал кормить Бена своей кровью, говоря, что это сделает его сильным.

12.22 «Кто мы есть»

Дин проникает в сознание к Мэри, чтобы достучаться до её настоящей части (так как ей «промыли мозги»), и говорит об Азазеле.

История[]

Пока Люцифер находился в заключении в Клетке, Азазель правил Адом от его имени. Тем не менее, он никогда не прекращал попыток освободить господина. Потратив многие годы на поиски входа в темницу Люцифера, наконец в 1972 году ему удалось это сделать. Врата располагались под монастырём Святой Марии. Там, зарезав монахинь, вызвал своего господина и получил от него указания. Его задача состояла в освобождении из ада Лилит, которая должна была взломать 66 печатей. Также он должен был найти особенных детей. Для этого Азазель приходил в дома и предлагал людям то, чего они хотят за разрешение на вход через 10 лет.

2 мая 1973 года он столкнулся с будущей матерью Дина и Сэма — Мэри Кэмпбелл. Азазель вселился в отца Мэри, Сэмюэля Кэмпбелла, и убил её мать и жениха Джона. А после предложил обычные условия: он воскрешает Джона, а она впускает его в дом через 10 лет. Мэри неохотно, но согласилась.

2 ноября 1983 года Мэри обнаружила, что Азазель стоит над кроваткой Сэма и даёт выпить каплю своей крови ребенку. Когда она забежала в комнату, Азазель пригвоздил её к потолку и сжег. Это заставило Джона и его детей посвятить свою жизнь охоте и мести.

В разное время его сосудами были: отец Доминик Лене, доктор Браун из Лоуренса, Сэмюэль Кэмпбелл, Джон Винчестер и даже жнец Тесса. Однако наиболее часто он появлялся в теле безымянного уборщика из больницы Су-Фолс.

Роман «Азазель»

Азазель

Роман «Азазель» относится к поджанру конспирологического детектива. То есть сюжет строится на некой теории заговора и обязательно в концепте произведения фигурирует зашифрованная тайна (код, шифр). Примерами таких детективов можно назвать истории Дэна Брауна (в том числе «Код Да Винчи»), линейку захватывающих сюжетов Тома Клэнси о Джеке Райане, в какой-то степени произведения Юлиана Семёнове о Максиме Исаеве (он же Всеволод Владимиров, он же Макс Отто фон Штирлиц).

Как и в любом другом детективе, в романе «Азазель» происходит загадочное событие, все обстоятельства которого изначально скрыты от глаз читателя.

На дворе 1876 год, Москва. Среди белого дня, в Александровском саду, пускает себе пулю в лоб некто Петр Кокорин, весьма богатый и успешный молодой человек. Состава преступления нет, криминальных мотивов тоже, и московские правоохранители не обращают на происшествие никакого особенного внимания. Газетчики же  не упускают такой новости в своих сводках.

На одну из таких заметок натыкается следственный пристав Судебного управления Ксаверий Феофилактович Грушин. Ярый критик современной молодежи, убеждённый консерватор. Все недовольства и нравоучения он выливает на своего молодого письмоводителя, коллежского регистратора* Эраста Петровича Фандорина.

Для справки

*Коллежский регистратор – чин государственного служащего, равный армейскому чину прапорщика. Это был чин 14 класса, согласно «Табелю о рангах». Предоставлялся лицам, вступающим на государственную службу из «низов общества». Данный чиновник даже не смотря за выслугу лет мог оставаться в этом чине на протяжении всей жизни.

В ходе дискуссии со своим непосредственным начальством, юный секретарь впервые и проявляет свою интуицию и смекалку. Настояв на том, что в деле что-то нечисто, он получает добро на посещение квартиры покойного, в которой находит завещание.

Завещание весьма неординарное. Все имущество Кокорина передается сиротскому дому, владелицей, которого является госпожа Эстер (подданная Великобритании). В документе фигурирует душеприказчик Николай Ахтырцев.

Вооружившись этими и еще парой других зацепок, Эраст Петрович Фандорин отправляется на первое свое сыскное дело. Но внезапно терпит неудачу — он чудом остается цел после нападения на него членом тайного общества, именуемого «Азазель».

На помощь московскому сыскному управлению, где работает Фандорин, присылают молодого петербургского статного советника Ивана Францевича Бриллинга.

Он перестраивает сыскное отделение на новый лад, модернизирует его в ногу со временем. Одним словом, у Эраста Петровича появляется новый прогрессивный начальник, благосклонный к молодому человеку. Бриллинг с особым рвением берется за поимку таинственной организации «Азазель», параллельно становясь наставником для совсем еще «зеленого» Фандорина.

С этого момента начинается закручивание сюжета, в котором Фандорину придется побыть тайным агентом, посетить все части света и не раз оказаться на волосок от смерти.

Мнение о книге «Азазель» Бориса Акунина

Этот роман примечателен тем, что перед читателем предстает вовсе не опытный и матерый сыщик, а всего лишь молодой, доверчивый и инициативный юноша, который понятия не имеет, как устроен этот мир.

Даже начальник Грушин относится к юноше скептически: больно нежен, чересчур тонкого воспитания.

У Фандорина довольно сложная судьба. С 12 лет он остался сиротой. Мать потерял с младенчества, отец покончил собой из-за банковских долгов. Пришлось бросить учебу и поступать на государственную службу.

Главный герой только начинает осознавать, что судьба благосклонна к нему и ограждает его от многих опасностей, пример тому невероятное везение, как в экстремальных ситуациях, так и в азартных играх.

Поэтому становление Фандорина как личности — основополагающий психологический момент романе.

Прибавим к этому необыкновенный живой слог автора и в результате это произведение будет прочитано очень быстро.

Борис Акунин

К тому же Акунину удалось ненавязчиво передать дух того времени. Напомню, что события романа разворачиваются в Российской империи второй половины XIX века. Эпоха правления Александра II (1855—1881).  Время активного развития революционных движений, целью которых было свержение самодержавия. В романе они представлены нигилистами.

Не остаются у автора  в стороне научные достижения и открытия, большое внимание уделяется и моде того времени. К примеру, появление в мире аппарата Белла (он же телефон) очень интересно презентовано для читателя

В целом, получилось динамичное, остросюжетное произведение, дополненное различными историческими фактами.

Технические данные (DVD)[]

  • Издатель: Первая видеокомпания
  • Формат: 16:9
  • Треки: Dolby Digital 2.0, Dolby Digital 5.1, DTS
  • Регион: 5
  • Язык: русский
  • Субтитры: отсутствуют (обычное издание) / Русские (только подарочное издание)
  • Продолжительность: 125 мин.
  • Дополнения (обычное издание): Фильм о фильме, Клип группы «Ногу свело» на песню «Идем на Восток»
  • Дополнения (подарочное издание):
    • «На площадке Турецкого гамбита» — фильм + режим интерактивного просмотра
    • комментарии режиссёра
    • «Турецкий гамбит. Правила игры» — как снимался фильм
    • «Турецкий гамбит. Рисунок игры» — путь создания изобразительного решения фильма
    • «Турецкий гамбит. На месте событий» — фильм Леонида Парфёнова и Бориса Акунина
    • «Турецкий гамбит. Рождение кадра»
    • «Турецкий гамбит. Жертвуя фигуры»
    • Сцены, не вошедшие в фильм
    • Сцена войны — альтернативный вариант
    • Спецэффекты
    • Клип группы «Ногу свело» на песню «Идём на Восток»
    • Пресса о фильме

История его падения

Служители Торы верят, что Азазель был низвергнут архангелом Рафаилем — исцеляющим ангелом, наказывающим демонов и падших ангелов, который столкнул непокорного в яму, затерянную в песках времени, и закрыл ее огромным камнем. И с того времени ждет заключенный в этой темнице Азазель, когда его выпустят, и он увидит свет. Но не знает он, что даже в момент освобождения свет останется недоступным его глазам. Согласно легенде свет он сможет увидеть, пройдя через очищающее пламя огня.

Согласно записям имама Риды: джинна Иблиса первоначально называли Харис в переводе на русский язык означает «стражник», «труженик». Аллах создал его из могущественного огня, чтобы он верно служил ему. Харис преданно нёс службу Всевышнему и тогда Ясноликий возвысил и приблизил его к себе, поставив в один ряд с высшими ангелами. Но, когда Могущественный, создав первого человека Адама, велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса: «В чем причина твоего неповиновения?».  На что Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, сделанного из обычной глины, в то время как Харис создан из могущественного огня.

После этих слов Всевышний разгневался и низверг джинна с небес и дал ему новое имя иблис Азраил, которое переводится как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня. Но Аллах отказался, тогда падший ангел поклялся, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов и стал их предводителем.

Облик демона пустыни

Демон Азазель — страшный бородатый мужчина гигантского роста с козьими рогами на голове, держащий на поводке чёрного козла.

Ранние ханаанские легенды описывали демона Азазель как большого исполинского червяка, обитающего в пустыне.

Произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже описывает этого демона, правда, там он Азазелло (с испанской ноткой), выступающий роковым соблазнителем и убийцей. Булгаков считал, что Азазелло — это древне-иудейский демон.

В фильме «Сверхъестественное» он предстает желтоглазым демоном и доверенным лицом Люцифера, Князем Ада, обладающим уникальными способностями. Он нечувствителен к обыкновенным методам уничтожения дьяволов. Согласно версии сценаристов, во время заточения Люцифера, Азазель управлял Преисподней и не претендовал занять трон Хозяина. Он предпринимал множество попыток освободить своего господина в течение многих лет. Наконец, он нашел Врата Грёз — вход в темницу, где стояла Клетка, удерживающая Хозяина Ада. Врата были расположены под монастырем Святой Марии. Там, лишив монахинь жизни, демон вызволил из плена своего господина и получил от него план действий.

Характер[]

Один демон описал Азазеля как тирана, и вряд ли без оснований. Он очень хитрый и умный, манипулирует людьми и демонами. Он настолько уверен в своих силах, что дал Джейку кольт, который открывает врата ада, и сказал, что это единственное оружие на Земле, способное убить его. Любит смотреть на мучения людей.

Демон Кейси упоминала Азазеля как полководца, который поведёт за собой адское войско

У него определённо есть чувство юмора, кроме того, Азазель может быть очень болтлив даже во время важного события или боя.

Кейси: «Азазель был тираном, но он объединял нас.»
Дин: «Азазель?»
Кейси: «Ты думаешь, друзья звали его Желтоглазым? У него было имя. После того, как вы его убили, всё развалилось.»
— беседа Дина и Кейси, «Град грехов»

Князь Ада Рамиель также охарактеризовал Азазеля как амбициозного фанатика, чрезвычайно преданного Люциферу и его планам и целям, в то время как другие демоны уже отказались от этого.

Сюжет[]

Эраст Петрович Фандорин — коллежский регистратор в московской полиции. Лишившись родителей, ему пришлось самому зарабатывать на хлеб, и он решил посвятить свою жизнь расследованиям.

В это время в Москве происходит подозрительное и странное самоубийство, а между тем несколько человек утверждают, что видели, как некий молодой человек предпринимал попытки застрелиться. Начальник Фандорина, Ксаверий Феофилактьевич Грушин, считает, что самоубийца просто хотел пощекотать себе нервы, играя перед смертью сам с собой в русскую рулетку, и посылает Фандорина с простым заданием — опросить свидетелей, и выяснить, один ли это был человек, или группа самоубийц. Во время расследования Фандорин влюбляется в одну из свидетельниц — дочь генерала Эверт-Колокольцева. Сопоставляя показания очевидцев, Фандорин приходит к выводу, что в русскую рулетку играло двое, и один застрелился, другой — выжил. Благодаря необычной внешности выжившего коллежский регистратор находит его — им оказывается студент Московского Императорского Университета Николай Степанович Ахтырцев. Ахтырцев рассказывает, что сыграть его с другим студентом в русскую рулетку убедила некая Амалия Казимировна Бежецкая, обещая выигравшему свою любовь, но при условии, что все свое имущество оба завещают директрисе сети частных детских приютов — леди Эстер.

Однако Амалия не выполнила свое обещание, а Ахтырцев узнал ее самую страшную тайну…

Внезапно на улице некий альбинос нападает на студента и убивает его, а Фандорин выживает только чудом.

Спустя неделю Эраст приходит в сознание. Убитый оказывается внуком канцлера Российской Империи, и за проявленную отвагу Эраста Петровича повышают до титулярного советника. Из Санкт-Петербурга прибывает новый начальник — статский советник Иван Францевич Бриллинг. Бриллинг знакомит Эраста с современными методами сыска и отпрвляетт на новое задание — Амалия Бежецкая таинственно исчезла, и полиция получает информацию о том, что граф Ипполит Александрович Зуров знает о ее местонахождении. Фандорин выигрывает у графа, шулера и картежника, не имея никакого понимания, как играть в карты, и выведывает у него, что Амалия отправилась в Лондон и остановилась в гостинице «Зимняя королева».

Вскоре Фандорин выходит на след Амалии, и узнает, что она занимается канцелярской работой в террористической группировке «Азазель». Чудом спасаясь от смерти благодаря графу Зурову, сыщик узнает, что у организации свои люди повсюду.

Благодаря письму, отпрвленномуу Амалией, Фандорин находит главу группировки — помощника леди Эстер, Каннингема. При аресте злодея выясняется, что Бриллинг — агент «Азазеля», но случайность вновь спасает Фандорина.

В конце концов Фандорин понимает, что глава «Азазеля» — «благотворительница» леди Эстер, которая с помощью тысяч воспитанных в ее приютах детей собирается завоевать мир. Фандорин побеждает агентов «Азазеля», а леди оканчивает жизнь самоубийством.

Между тем, между Лизой Эверт-Колокольцевой и Фандориным вспыхивает роман, они женятся, но сразу же после венчания выжившие агенты «Азазеля» убивают жену Эраста. Он погружается в глубокую депрессию и седеет.

В ролях[]

  • Егор Бероев — Эраст Петрович Фандорин
  • Ольга Красько — Варвара Суворова
  • Александр Балуев — генерал Скобелев
  • Александр Лыков — капитан Перепёлкин
  • Дмитрий Певцов — граф Зуров
  • Дидье Бьенемэ — журналист Шарль д’Эвре
  • Виктор Вержбицкий — румынский полковник Лукан
  • Даниэль Ольбрыхский — журналист Шеймас Маклафлин
  • Гоша Куценко — турецкий полковник Измаил-Бей
  • Владимир Ильин — генерал Мизинов
  • Алексей Гуськов — подполковник Казанзаки
  • Александр Олешко — Пётр Яблоков
  • Марат Башаров — Митя Гриднев
  • Евгений Лазарев — Император Александр II
  • Андрей Краско — Унтер-офицер
  • Анатолий Кузнецов — генерал Конецкий
  • Андрей Руденский — Лествицкий
  • Сергей Газаров — видинский губернатор
  • Станислав Дужников — Буфетчик
  • Леонид Куравлёв — Майор
  • Виктор Бычков — Хорунжий
  • Валдис Пельш — Данченко

Силы и способности[]

Азазель очень древний и могущественный демон, один из главных сторонников Люцифера. Он занимал высокий пост в адской иерархии и был лично ответственен за то, чтобы подготовить Люциферу подходящий сосуд. Он показал ряд способностей, которых не имели даже такие сильные и древние демоны: Лилит и Каин. Он единственный демон, который не восприимчив к святой воде (даже Дин с меткой Каина испытывает боль и временно теряет координацию) и дьявольским ловушкам.

  • Бессмертие — как и все демоны, потенциально бессмертен и может жить вечно.
  • Одержимость — как и все демоны, способен вселиться в тело человека и полностью контролировать его. Однако эта способность развита в большей степени, поскольку он сумел контролировать жнеца.
  • Неуязвимость — Азазель имеет иммунитет ко всему обычному оружию. Единственное средство, способное убить его — это кольт. Он также единственный демон (кроме Лилит, хотя на неё святая вода действует, но очень слабо), который продемонстрировал абсолютную неуязвимость к святой воде и демоническим ловушкам.
  • Сверхсила — он имеет огромную сверхчеловеческую силу, по которой превосходит людей, демонов и призраков (однако Джон Винчестер смог его удерживать).
  • Телекинез — он способен двигать и кидать предметы и людей одной лишь силой мысли.
  • Биокинез — способен вызвать кровотечение силой мысли. Его появление также вызывало массовую гибель скота.
  • Пирокинез — мог создавать и управлять огнем. Его власть над огнем был достаточно обширной, так что он мог сжечь целые здания в течение нескольких минут или даже секунд.
  • Электрокинез — его присутствие заставляло электронные устройства барахлить, и часы останавливаться. Он также мог это сделать по своей воле.
  • Воскрешение — может воскрешать людей, но для этого нужно совершить сделку.
  • Регенерация — любое ранение, полученное обычным оружием, он может мгновенно заживить. Но если ранение получено сверхъестественным оружием, оно будет заживать гораздо дольше.
  • Искривление реальности — Азазель способен, так же как и демоны перекрёстков, изменять реальность, например, за проданную душу или позволение войти в дом.
  • Телепортация — Азазель может переместиться в любое место, куда пожелает.
  • Манипуляции погодой — в присутствии Азазеля погода начинает портиться: температура понижается и наступает гроза, массивные колебания температуры и резкие порывы ветра.
  • Восприимчивость к сверхъестественному — Азазель может видеть сверхъестественных существ, такими, какие они есть (например: демоны, жнецы, адские псы, ангелы и т.д.)
  • Магия — многие демоны обладают познаниями в магии, включая его «дочь» Мэг. Он вызвал Люцифера, сделав жертву в виде монахинь, чтобы разговаривать с ним через клетку.
  • Иммунитет — Азазель был застрахован от нескольких демонических слабостей, он был неуязвим для святой воды, соли и был в состоянии ходить по Святой Земле.
  • Сверхчеловеческая выносливость — как и любому демону, Азазелю не нужен отдых или еда, чтобы выживать.
  • Улучшенные чувства — Азазель по запаху может определить кровь.
  • Наделение способностями — накапав в детстве некоторым людям своей крови, он наделил их сверхспособностями, однако после его смерти они частично исчезли.
  • Устойчивость к экзорцизму — его нельзя изгнать, прочитав экзорцизм.
  • Исцеление — он исцелил смертельно раненого Дина и восстановил сломанную шею Джона за сделку.
  • Заключение сделок — может совершать сделки за душу или позволение войти в дом.

Киноляпы[]

Знатоки исторических реалий нашли в фильме массу анахронизмов и просто несоответствий во внешнем виде, одежде, манере поведения героев, используемом оружии и так далее. Достаточно объёмные списки киноляпов можно найти в статьях, приведённых в разделе . Вот некоторые характерные примеры:

  • Сотник (герой Виктора Бычкова) рассуждает о городе Мурманске. Но сам город был основан только в 1916 году как Романов-на-Мурмане, а нынешнее название он получил только после революции. Этот ляп напрямую скопирован из книги.
  • В начальной сцене фильма — «поле с подсолнухами», Фандорин убегает от турок с винтовкой Бердана (берданкой), в следующем кадре она чудесным образом превращается в винчестер. Это происходит из-за того, что из режиссёрской версии вырезан момент, когда Фандорин отбрасывает свою винтовку и подхватывает с поля боя винчестер, лежащий рядом с убитым солдатом. В этой же сцене — головки подсолнухов сбиваются пулями слишком часто, для такого эффекта по Фандорину должны были стрелять из автоматического оружия и, безусловно, при такой плотности огня он не мог бы остаться невредимым.
  • Нашивки на руках у иностранных журналистов, освещающих ход войны со стороны Российской империи, сделаны неправильно. В 1877 году были введены бело-сине-красные повязки с чёрным двуглавым орлом и буквами «В.» и «К.» справа и слева. В фильме на нашивке жёлтый орёл и надпись по кругу.
  • В кадрах фильма, где показывают карту с обозначенной на ней Плевной, название написано как «Plevna». В действительности, правильное написание: «Pleven». В русских надписях на картах и документах, показанных в фильме, смешана старая и новая орфография — почти везде есть твёрдый знак на конце слов, но нет букв «ять» и «i»).
  • В начале фильма д’Эвре играет на хроматической губной гармошке. Подобный тип гармошки появился только в 1924 году.
  • Варя поёт романс Шварца и Окуджавы в палатке, д’Эвре аккомпанирует на инструменте по звуку похожем на пиано (клавесин), но это не пиано, а физгармонь. Мы видим над клавиатурой на вертикальной панели рычаги включения регистров. Физгармонь — это духовой инструмент (портативный орган) и звук у него должен быть как минимум у аккордеона (там такие же голоса установлены). Воздух на голоса подаётся из мехов, которые накачиваются двумя ножными педалями. При этом у играющего должны быть характерные движения тела (как при езде на велосипеде). Фирма Hofberg (Лейпциг) начала производство пиано и физгармоней с 1892 года.
  • В фильме много оружия и одежды, реально появившихся на несколько лет, а то и десятилетий позже русско-турецкой войны.
  • Много ляпов в военной форме героев; иногда форма не соответствует времени или обстоятельствам, иногда же герои одеты в форму, которой вовсе никогда не было.
  • Основной сюжетно-значимый ляп, как книги, так и фильма — в русской армии описываемого периода не использовались никакие шифровальные машины. Особо важные депеши пересылались с курьером, текущие сообщения передавались по электрическому телеграфу открытым текстом, так как не существовало средств перехвата. И в любые времена, в любой армии совершенно невозможным было нахождение средств связи и шифрования в палатке без дополнительной охраны, с возможностью свободного доступа. То есть отправка «подложной» телеграммы была в реальности невозможна.
  • Ряд ляпов явно вызван изменением сюжета книги для фильма — заменой «главного злодея» с д’Эвре на Перепёлкина. Например, когда Варя и д’Эвре бегут от раненого «фальшивого» Анвара, Исмаил-бей (знающий Анвара в лицо) кричит преследующим их туркам: «Не стреляйте! Вы попадёте в Анвара-эфенди!». Между тем Перепёлкина в данной сцене нет, зато присутствует д’Эвре. Есть и другие сцены, в которых, как в книге, присутствует д’Эвре, хотя по логике сюжета должен присутствовать Анвар, то есть, в случае фильма, Перепёлкин. В других случаях замена д’Эвре на Перепёлкина произведена, но в результате сюжет потерял реалистичность. Например, д’Эвре мог драться на дуэли без каких-либо последствий для себя, а вот Перепёлкин после дуэли в реальности неизбежно пошёл бы под трибунал — он не только нарушил официальные законы, запрещающие дуэли, но и убил офицера союзной армии во время боевых действий.

Интересные факты[]

  • До 12 сезона считался единственным желтоглазым демоном в мире сериала.
  • Желтоглазые демоны более известны как Князья Ада.
  • При заключении сделки, люди видели его жёлтые глаза, но успокаивали себя тем, что это просто на его глаза так падал свет.
  • Несмотря на жёлтые глаза, облако, оставляемое им при покидании тела, было чёрным.
  • Азазель — первый из главных антагонистов, умерших от рук Дина.
  • Единственный демон, который называл других демонов детьми.
  • Возможно, именно Азазель приказал Абаддон убить всех Просвещённых в 1958 году. 
  • В переводе его имя означает «Отпущение», а также упоминается как Падший Ангел, связанный с земными женщинами и нефилимами.
  • Единственный Князь Ада, который был показан больше, чем в одном сосуде.
  • Единственный Князь Ада, который заключил с кем-то сделку.

Интересные факты[]

  • Сценарий фильма написал Борис Акунин, автор сам внёс изменения в финал картины.
  • Все трюки, кроме одного (прыжка с пятого этажа на карниз четвёртого), Егор Бероев выполнял сам.
  • В титрах фильма, где снималось огромное количество животных, авторы не поставили необходимую ремарку «При съёмках фильма ни одно животное не пострадало». Потому что пострадали. Во время батальной сцены Гошу Куценко (Исмаил-бей) на деревянной повозке должны были везти 40 гусей. Гоша эту сцену тщательно репетировал, но по ошибке пиротехников все гуси погибли. Гоша сильно переживал. Сцена в фильм не вошла, в кадре остался только взрыв.
  • В другой раз по ошибке, также связанной с пиротехникой, сильно пострадал Егор Бероев: на съёмках первой сцены фильма четыре подсолнуха были заряжены пиротехническими устройствами, имитировавшими разрывы пуль. Сцена была рассчитана по шагам актёра (чтобы он не подставлялся лицом под разрывы), но Егор сбился с шага — и фрагменты подсолнухов полетели ему в лицо, по счастливой случайности не задев глаз.
  • В сцене, где Фандорин, замаскировавшись под мужика (в фальшивой бороде и шляпе), встречает Варю из госпиталя, Эраста Петровича озвучивает… Леонид Парфенов. Так человек, который не любит беллетристику и не увлекается детективами, передал привет зрителям.
  • Александру Балуеву (Соболев) досталась танцующая лошадь. От долгого стояния лошадка начинала ритмично качать головой и перебирать ногами.
  • Александр Олешко (Петя Яблоков), в жизни имеющий вполне нормальное зрение, провёл все съёмки в жутких очках с толстенными стёклами в шесть диоптрий, чтобы обеспечить своему герою нужный взгляд и выражение лица. На вопрос «Как вам съёмки „Турецкого гамбита“?» актёр отвечает: «В полном невИдении».
  • Музыку к фильму написал Горан Брегович, работавший вместе с Эмиром Кустурицей над «Временем цыган». А мелодия «Времени цыган» балканскими позывными звучит в прологе «Гамбита».
  • Французский актер Дидье Бьенэмэ, сыгравший в фильме французского журналиста Д’Эвре, умер от сердечного приступа в 42 года, не дожив до премьеры фильма совсем немного. Дидье Бьенэмэ не успел озвучить свою роль, и режиссер фильма Джаник Файзиев решил сохранить голос актера, записанный в процессе съемок.
  • Егор Бероев пробовался на роль Эраста Фандорина еще для экранизации «Азазеля», но так как выглядел старше, чем требовалось по книге, ему было отказано.
  • Что касается поисков турецкого шпиона. Все решалось гораздо проще. Анвар-эфенди занимал довольно высокий пост, что для немусульманина в Османской империи, равно как и выполнение ответственных поручений подобного уровня было невозможно. Следовательно, Анвар должен был быть обрезан, согласно мусульманским канонам. Фандорину достаточно было потребовать спустить штаны у всех, кто был в журналистском клубе. Хотя это и было бы моветон.

Чтобы не было моветона — элементарное приглашение в баню (кто отказался под любым предлогом — тот Анвар). Но фокусы с баней были уже в совсем другом фильме и книге («Статский советник»), а автору художественного произведения нельзя повторяться 😉
Тем не менее, Анвар был мусульманином (иначе Паша после шахматной партии не пригласил бы его молиться), а насчёт обрезания… Тут следует вспомнить и успехи арабской медицины (она была когда-то впереди Европы всей) — есть подозрение, что, будь Анвар и Фандорин реальными историческими персонажами, турки бы это «заделали», без шрама.

От клерка до гения сыска

Кстати, спорная хронология произведений объясняется и самой биографией, которой Акунин наделил своего персонажа.

Так, по сюжету известно, что Эраст Петрович родился в 1856 году, ровно на 100 лет раньше своего создателя Бориса Акунина. Он потомственный дворянин из разорившейся семьи, его отец после своей внезапной смерти оставил единственного сына без средств к существованию. Именно этим событием из детской биографии Фандорина Акунин в своем следующем романе «Турецкий гамбит» объясняет необычную способность героя выигрывать в любой азартной игре или споре, исход которого определяется случайностью.

После русско-турецкой войны Фандорин в 1878 году получает назначение секретарем посольства Российской империи в Японии и следует оттуда на пассажирском судне «Левиафан», где расследует серию загадочных убийств. О жизни сыщика в Японии рассказывает уже следующее произведение — вторая часть романа «Алмазная колесница», а также рассказ Сигумо из цикла «Нефритовые четки». После возвращения в Москву Фандорина назначают на должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе — о его приключениях в этот период рассказывают повести «Пиковый валет», романы «Статский советник», «Любовница смерти» и «Коронация». За это время Фандорин проходит путь от клерка столичной полиции до высокопоставленного чиновника, но своему главному хобби — расследованиям — не изменяет. 

Персонажи[]

  • Эраст Петрович Фандорин — главный протагонист, чиновник Московской Полиции, затем агент Третьего Отделения.
  • Иван Францевич Бриллинг — глава Московской Полиции, агент Третьего Отделения. Воспитанник приютов леди Эстер, член «Азазеля»
  • Елизавета Александровна Эверт-Колокольцева — возлюбленная, а затем жена Эраста Фандорина. Была убита агентами «Азазеля».
  • леди Эстер — директриса сети частных приютов, глава «Азазеля». Создала спецпрограмму воспитания детей, основала «Азазель». Мечтает о всемирной технократической империи.
  • Амалия Казимировна Бежецкая — возлюбленная Ахтырцева и графа Зурова. Занимается в «Азазеле» канцелярской работой.
  • граф Ипполит Александрович Зуров — друг Фандорина. Карточный шулер.
  • Николай Степанович Ахтырцев — студент Московского Университета. Внук канцлера Горчакова. Убит Ахимасом Вельде.
  • Ксаверий Феофилактьевич Грушин — начальник Фандорина. Крайне консервативен.
  • Ахимас Вельде — наемный убийца, работающий по контракту с организацией «Азазель».
  • Лаврентий Аркадьевич Мизинов — генерал-адъютант, начальник Третьего Отделения.
  • Порфирий Мартынович Пыжов — сотрудник российского посольства в Лондоне. Боевик организации «Азазель».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector