Леонтьев авангард николаевич, актер: биография, личная жизнь, творчество
Содержание:
- Народный артист РФ Евгений Миронов рассказал, какой тернистый путь прошел, чтобы попасть в школу-студию МХАТ. Важную роль в его судьбе сыграл наставник Авангард Леонтьев, который занимается педагогикой уже порядка 40 лет.
- Леонтьев, Авангард Николаевич
- Детство и юность
- Театр
- Творчество
- Театр
- Первая главная роль в кино
- Театр и фильмы
- Фильмы
- Карьера
- Режиссер
- Кинематографическая карьера
- Личная жизнь и интересные факты
Народный артист РФ Евгений Миронов рассказал, какой тернистый путь прошел, чтобы попасть в школу-студию МХАТ. Важную роль в его судьбе сыграл наставник Авангард Леонтьев, который занимается педагогикой уже порядка 40 лет.
Однажды выпускник саратовского театрального училища Евгений Миронов решил получить высшее образование у своего земляка Олега Табакова и отправился в Москву поступать в школу-студию МХАТ.
Евгений Миронов: «Показался нескольким педагогам, а на курсе у Олега Павловича Табакова было несколько педагогов. Последний из них мне сказал: „Поезжай в Саратов свой, месяца через три-четыре подготовь еще раз отрывок, приедешь“. Я понял, что если я уеду, то я уже не вернусь. Последний шанс мне подарила заведующая учебной частью. Посмотрела на меня таким материнским взглядом: „Ты знаешь, есть замечательный артист, он педагог на курсе Леонтьев. Он, может, мне кажется, помочь“. Я говорю: „А как мне с ним связаться?“. Она дала мне телефон».
Миронов договорился о встрече. Но ждал у служебного входа театра «Современик» певца Валерия Леонтьева.
Евгений Миронов: «Я другого Леонтьева не знал. Думаю: ничего себе. Подходит небольшой человек: „Здравствуйте. Вы Миронов?“. Подумал, что Леонтьев послал кого-то. Я не узнал Авангарда Николаевича тогда. Он говорит: „Я Леонтьев“».
Они поднялись в репетиционный зал, где около двух часов Авангард Леонтьев слушал весь его репертуар.
Евгений Миронов: «Видимо, хотел понять природу мою. Потом он назначил уже показ, договорился с Табаковым, и меня взяли».
Сегодня Евгений Миронов уже народный артист страны и руководит Государственным театром Наций. Рядом с ним и его учитель Авангард Николаевич Леонтьев. Свое необычное имя он получил в честь старшего брата, погибшего на Курской дуге.
На вопрос о том, как жить с именем брата, Авангард Николаевич отвечает: «Хорошо. Лучше, чем не жить».
Авангард Леонтьев: «Меня родили сразу после войны. Поскольку родителям было уже за 40, они, если бы остался братик жив, третьего ребенка уже не рожали».
Авангард Николаевич родился в Москве в семье инженера и домохозяйки. Все детство провел в драмкружке при центральном Доме пионеров. Будущую профессию он выбрал уже в семь лет.
Авангарду Леонтьеву было 22, когда зрители впервые разглядели его в кино и на сцене. За 50-летнюю карьеру он сыграл более 40 ролей на театральных подмостках и создал 70 образов на большом экране. К профессии артист до сих пор не остыл.
Авангард Леонтьев: «Нужно научиться ждать. Меня очень выручала педагогика. Я Табакову, помимо всего прочего, безмерно благодарен за то, что он меня втянул в педагогику и дал мне вторую профессию. И когда у меня не было съемок или ролей в театре, я с таким легким сердцем несся к студентам. Я знал, что мне спешить не надо, что я смогу им отдать все то время, которое мне бы хотелось».
Табаков и Леонтьев познакомились еще студентами в школе-студии МХАТ. Олег Павлович был старше и сразу взял шефство над младшим товарищем, отвергнув имя Авангард, он прозвал Леонтьева Гаврюшей. Табаков позвал Леонтьева в «Современник» сразу же после окончания вуза и потом все время тянул за собой.
Сам Табаков рассказывал, что, когда они вместе с Леонтьевым переоборудовали угольный склад в студию, они неделю мыли там туалет. Олега Павловича очень раздражало, что в «очагах культуры были очень плохие, вонючие и часто немытые туалеты».
Евгений Миронов рассказал программе «Однажды…», что Табаков был очень строгим педагогом и нетерпимо относился к грязным помещениям.
Евгений Миронов: «Бывало он, проходя мимо, когда в театре Табакова в подвале уже были репетиции, видел что-то пыльное, писал неприличное слово и уезжал. Репетиция заканчивалась на этом, пока не отдрают это помещение».
Авангард Леонтьев преподает уже 40 лет. Его имя гарантия качества, его методика строжайший секрет. Среди его воспитанников 50 заслуженных и 30 народных артистов страны, в числе которых и суперзвезды: Апексимова, Смоляков, Зудина, Машков, Заворотнюк и Евгений Миронов.
Евгений Миронов: «Когда мы учились, было голодное время. Он покупал нам мешки картошки, завозил в общежитие. Он может в любой момент позвонить студенту и сказать: „Я за тобой заеду в 9:30 утра в воскресенье. Поедем на кладбище“. Какое кладбище? На Новодевичье мы приезжаем, он берет тряпку из багажника, ни слова не говоря, подходит к памятнику Антона Павловича Чехова и начинает его мыть. Дальше мы переходим к бюсту Гоголя».
Сам Авангард Николаевич считает, что не надо ждать от учеников благодарности.
Авангард Леонтьев: «Они имеют право не быть благодарными. Бывают из них такие, которые даже материализуют благодарность не забывают, позванивают, ролишки подбрасывают, что очень существенно для нашего брата бывает. Приятно такие подарки от них получать, но это необязательно. Они своим ученикам отдадут и своим детям все то, что нужно».
Леонтьев, Авангард Николаевич
Родился 27 февраля 1947 г. в Москве в семье Николая Ивановича и Александры Александровны Леонтьевых. Получил имя в честь старшего брата, погибшего в возрасте 19 лет в 1943 г. во время боев на Курской дуге. В подростковом возрасте посещал занятия в школьном драмкружке, затем — в студии художественного слова при Московском городском Дворце пионеров, которой руководила ученица Константина Станиславского и Евгения Вахтангова Анна Бовшек. В старших классах самостоятельно организовал школьную театральную студию, ставил в ней спектакли и выступал в качестве актера.
В 1968 г. окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (ныне — Школа-студия, институт, им. Вл.И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре им. А.П. Чехова), где учился на курсе Павла Массальского.
В том же году начал работу в театре «Современник». Исполнял роли в спектаклях: «На дне» по пьесе Максима Горького, «С вечера до полудня» и «Вечно живые» по пьесам Виктора Розова, «Двенадцатая ночь» по комедии Уильяма Шекспира, «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова и др. С 1974 г. работал театральным педагогом в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы. С 1976 г. в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС, ныне — Российский университет театрального искусства — ГИТИС) и с 1985 г. в Школе-студии МХАТ преподавал на курсах под руководством Олега Табакова. Среди его учеников: Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Серебряков и др. В 1987 г. в Театре-студии под руководством Олега Табакова («Табакерка») в качестве режиссера совместно с руководителем театра осуществил постановку «Полоумный Журден. Мольериана», а также исполнил в ней главную роль. Самостоятельными режиссерскими работами Авангарда Леонтьева в «Табакерке» стали спектакли «Прищучил» по пьесе Барри Киффа (редакция 1991 г.) и «Не все коту масленица» по пьесе Александра Островского (1999). Как ассистент режиссера работал с Никитой Михалковым над спектаклем «Механическое пианино», поставленным в римском театре «Арджентина» (1987, Италия), и с Андреем Кончаловским над спектаклем «Чайка» по пьесе Антона Чехова, поставленным в парижском театре «Одеон» (1988-1989, Франция). С 1989 по 2001 гг. руководил актерскими курсами в Школе-студии МХАТ, подготовив три выпуска. Учениками Авангарда Леонтьева были Анастасия Заворотнюк, Олеся Судзиловская, Максим Дрозд и др. В 1990-2000-х гг. был задействован в нескольких антрепризных постановках. В 2001-2012 гг. исполнял на сцене Московского художественного академического театра (МХАТ) им. А.П. Чехова роль Ричарда Уилли в спектакле «№13» по комедии Рэя Куни. С 2004 г. является актером труппы МХАТ им. А.П. Чехова. В настоящее время занят в спектаклях «Лес», «Последняя жертва», «Правда — хорошо, а счастье лучше» по пьесам Александра Островского и «Шинель» по повести Николая Гоголя. Авангард Леонтьев снимался в фильмах и сериалах: «Смешные люди» по мотивам рассказов Антона Чехова (1977, режиссер Михаил Швейцер), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» по роману Ивана Гончарова «Обломов» (1979, Никита Михалков), «Один и без оружия» (1984, Владимир Хотиненко и Павел Фаттахутдинов), «Серп и молот» (1994, Сергей Ливнев), «Утомленные солнцем» (1994, Никита Михалков), «Пятый угол» (2001, Сергей Газаров и Джаник Файзиев), «Превращение» по новелле Франца Кафки (2003, Валерий Фокин), «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова (2006, Александр Котт) и др. В 2014 г. снялся в роли фокусника в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар» по мотивам произведений Ивана Бунина. В общей сложности Авангард Леонтьев принимал участие в съемках около сорока фильмов и сериалов, также занимался озвучиванием мультфильмов. Выступает с сольными чтецкими программами, в ходе которых исполняет произведения Льва Толстого, Николая Лескова, Антона Чехова и Фазиля Искандера.
Член Союза кинематографистов РФ. В 2014 и 2020 гг. возглавлял жюри Саратовского областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин».
Народный артист РФ (1995). Награжден орденами Дружбы (2009) и Почета (2018). Удостоен Государственной премии РФ за 1994 г. (за роль Чичикова в спектакле Творческого центра имени Вс. Мейерхольда «Нумер в гостинице города NN» по поэме Николая Гоголя «Мертвые души»).
Лауреат премии Международного театрального фестиваля «Контакт-1995» (Торунь, Польша) и премии Олега Табакова (2011).
Является составителем сборника «Великое культурное противостояние. Книга об Анне Гавриловне Бовшек» (2009).
Детство и юность
Авангард Леонтьев появился на свет 27 февраля 1947 года в российской столице Москве, по национальности он русский. Авангард был поздним ребенком в семье инженера и домохозяйки, рос вместе со старшим братом Валерием, который с детства прививал будущей знаменитости любовь к искусству. Он приносил домой пластинки с классической музыкой, которыми заслушивался Леонтьев. Вскоре мальчик понял, что восхищается Петром Чайковским, и спустя годы попытался разделить эту страсть со своими учениками.
Авангард Леонтьев в молодости (кадр из фильма «Былое и дум»)
Когда Гарику было 6 лет, он решил стать актером, и родители поддержали сына в его увлечении. Первый школьный спектакль оказался для маленького артиста провальным, он играл гнома и потерял сознание из-за того, что мать сделала слишком тугую бороду. Но это не отразилось на желании находиться на сцене, и вскоре мальчик начал посещать художественную студию в Доме пионеров, где учился у знаменитой Анны Бовшек.
По воспоминаниям актера, учительница посвящала всю себя любимому делу и передала этот запал своим воспитанникам. Она была не просто педагогом, а просветителем, прививала детям интерес к литературе, искусству и учила любить родину. В 2009 году вышла книга, посвященная Бовшек, при создании которой Леонтьев выступил автором-составителем.
Профессиональное актерское образование исполнитель получил в Школе-студии МХАТ, где его руководителем был Павел Массальский. Сначала он не подавал больших надежд, но уже ко второму курсу наверстал упущенное и успешно окончил вуз в 1968 году, после чего стал артистом театра «Современник».
Театр
В 1968 году, после выпуска, получает хорошее предложение от «Современника». Конечно же, кто знает этого талантливого актера, понимает, что практически 30 лет он отдал этому театру. Здесь были сыграны самые лучшие роли на тот момент: «На дне», «Вишневый сад», «Карамазовы и ад» и многое другое. Несмотря на большую занятость, успевал сотрудничать и с «Табакеркой» и с МХАТом. Таким образом, был очень востребованным актером. Его всегда с радостью принимали в стенах любого театрального учреждения.
Авангард Леонтьев на сцене театра
Режиссеры, которые занимались постановками комедийных антреприз, очень любили приглашать Леонтьева в качестве актера.
Он играл роль Чичикова, Деклана Доннеллана, Людовика Ноты и т.д. То есть комедийный жанр был намного ближе к актеру, чем остальные.
Актер Авангард Леонтьев до сих пор принимает участие в театральных постановках
С 2004 года является ведущим актером студии МХТ, которая также оценила талант Авангарда Леонтьева по достоинству. Его отношения со студентами и коллегами, не раз становились причиной обсуждения ориентации Авангарда Леонтьева, которые склонялись к нетрадиционной.
Творчество
Роли в театре
Московский театр «Современник»
- «На дне» Максима Горького — Алёшка
- «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Льва Устинова и Олега Табакова — Четверг
- «Принцесса и дровосек», по пьесе Галины Волчек и Маргариты Микаэлян — Царь-батюшка (1969)
- «С вечера до полудня» Виктора Розова — Альберт
- «Большевики» Михаила Шатрова — телеграфист
- «Балалайкин и К°» по пьесе Сергея Михалкова (по Михаилу Салтыкову-Щедрину) — Балалайкин ;Прудентов, письмоводитель
- «Вечно живые» Виктора Розова — Миша
- «Двенадцатая ночь» Шекспира — Фесте, шут Оливии
- «И пойду! И пойду!» Юрия Карякина (по Фёдору Достоевскому) — Смешной человек
- «Карамазовы и ад» Валерия Фокина по Климонтовичу на темы позднего Фёдора Достоевского — Чёрт
- «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева — председатель поссовета
- «Погода на завтра» Михаила Шатрова — Романов, рабочий авто Александра Вампилова — Базильский
- «Квартира Коломбины» Людмилы Петрушевской — Пьеро и др. персонажи (1984)
- «А поутру они проснулись» Василия Шукшина — Сухонький
- «Вишнёвый сад» Антона Чехова — Гаев ;Епиходов
МХТ имени Чехова
- 1992 — «Урок жёнам» по пьесе Мольера. Режиссёр: Михаил Ефремов —Арнольф
- 2001 — «№ 13» Рэя Куни. Режиссёр: Владимир Машков —Ричард Уилли, помощник премьер-министра
- 2004 — «Лес» по пьесе Александра Островского. Режиссёр: Кирилл Серебренников —Аркадий Счастливцев
- 2004 — «Последняя жертва» по пьесе Александра Островского — Дергачёв, приятель Дульчина
- «Тартюф» Мольера — Клеант, шурин Оргона
- «Шинель» Николая Гоголя — Башмачкин
- 2015 — «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Александра Островского — Грознов
Театры и частные антрепризы
- 1994 — «Нумер в гостинице города NN» по поэме «Мёртвые души» Николая Гоголя. Режиссёр: Валерий Фокин —Чичиков / Центр имени Вс. Мейерхольда (Государственная премия РФ, 1994; Премия Международного театрального фестиваля «Контакт-1995», Торунь, Польша)
- 2000 — «Борис Годунов» Александра Пушкина. Режиссёр: Деклан Доннеллан — Василий Шуйский / МКТС
- 2000 — «Обнажённые одеваются» Луиджи Пиранделло. Режиссёр: Роман Козак — Людовико Нота / Театр им. А. С. Пушкина
- 2006 — «Фигаро. События одного дня» Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Режиссёр: Кирилл Серебренников — Бартоло / «Театральная компания Евгения Миронова»
Режиссёр театра
- 1987 — «Полоумный Журден (Мольериана)», по пьесам Михаила Булгакова (совместно с Олегом Табаковым) — «Табакерка»
- 1989—1990 — «Предложения», по пьесам Антона Чехова и Владимира Соллогуба — МХТ имени Чехова
- 1987 — «Механическое пианино» Антона Чехова (ассистент режиссёра Никиты Михалкова) — Театр «Арджентино», Рим
- 1988—1989 — «Чайка» Антона Чехова (ассистент режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского) — Театр «Одеон» — Театр Европы, Париж
- 1999 — «Не всё коту масленица» Александра Островского — «Табакерка»
Фильмография
- 1969 — Студент — паренёк из ресторации
- 1972 — Стоянка поезда — две минуты — зритель
- 1973 — Былое и думы — мужик
- 1974 — Мегрэ и старая дама — Кастен, инспектор полиции
- 1974 — Вот такие истории — Голубчик
- 1977 — Смешные люди! — святой отец Кузьма
- 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Иван Алексеевич Алексеев
- 1979 — Маленькие трагедии — Соломон
- 1980 — Тайна Эдвина Друда — Эдвин Друд
- 1981 — Всё наоборот — физрук
- 1981 — Переходный возраст — Аурел
- 1983 — Месье Ленуар, который… — Гийом
- 1984 — Один и без оружия
- 1984 — Предел возможного
- 1986 — Путешествие мсье Перришона — Жан, слуга Перришона
- 1987 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 — подсудимый Персен
- 1987 — Очи чёрные — чиновник в Петербурге
- 1989 — СВ. Спальный вагон
- 1990 — Попугай, говорящий на идиш — унтер-офицер Заремба
- 1992 — АБВГД Ltd
- 1994 — Подмосковные вечера — редактор
- 1994 — Утомлённые солнцем — шофёр полуторки
- 1994 — Серп и Молот — член ЦК
- 1996 — Ревизор — Бобчинский / Добчинский
- 1998 — Сибирский цирюльник — дядя Николя
- 2001 — Гражданин начальник (14-15 серии) — Илья Ильич Огородников, адвокат
- 2002 — Превращение — Управляющий
- 2005 — Примадонна — Станислав Адамович Миловский, отец Людмилы Миловской (Миледи)
- 2005 — Есенин — Луначарский
- 2005 — Адъютанты любви — Павел I
- 2006 — Парк советского периода
- 2006 — Герой нашего времени — доктор Вернер
- 2007 — Русская игра — Псой Стахич Замухрышкин, подложный чиновник
- 2007 — Подруга банкира — Станислав Адамович Миловский, отец Людмилы Миловской (Миледи)
- 2011 — Охотники за бриллиантами — Валентин Голованов / Эммануил Штерн
- 2014 — Солнечный удар — факир
- 2017 — Время первых — Юрий Борисович Левитан
- 2018 — Ван Гоги — отец Маши
- 2019 — Одесский пароход — Сёма, гость на свадьбе
- 2020 — Приказ (короткометражный) — ветеринар
1978 — Большая докторская сказка — Антраша
Театр
С дипломом актёра Авангард Леонтьев был принят в «Современник», где отыграл 16 спектаклей. Некоторые из них были классическими постановками на пьесы Чехова, Горького и других писателей. Эти спектакли прекрасно дополнили творческую биографию молодого актёра. Он мастерски исполнял роли и в иных пьесах на сценах других театров (в театре имени Чехова, в «Табакерке»). Актёр берётся за любую роль, то он Акакий Акакиевич Башмачкин, господин Журден или князь Василий Шуйский. Многие актёры приходят на озвучивание мультфильмов. Авангард попробовал свои силы и в этом амплуа и очень успешно. Это и авторский текст, который звучит в «Сказке о царе Салтане», и озвучивание мультфильма по сказке «Петух и боярин», это и анимационный фильм «Мена».
Артист ставил спектакль в театре как режиссёр. Иногда он сам играет в тех спектаклях, которые ставит. Всего у Леонтьева 6 режиссёрских работ в разных театрах. Артист зарекомендовал себя в качестве педагога для молодых актёров.
В педагогической деятельности Авангард очень известная личность. Первым заметил этот дар артиста Олег Павлович Табаков, который позвал к себе талантливого лицедея. Позже 2 года актёр читал лекции для школьников в Бауманском Дворце пионеров. Был и ГИТИС, и МХАТ. 12 лет он выпускал актёров в жизнь, среди его знаменитых выпускников Евгений Миронов и Владимир Машков. Сейчас педагог имеет звание профессора.
Первая главная роль в кино
Свою первую главную роль талантливый актер Леонтьев сыграл в 1979 году в киноленте «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» режиссера Никиты Михалкова. Главный герой – Илья Обломов, который целые дни проводит на диване. Ему постоянно снится его деревня, родители, то, как жили в деревне. Уехав из деревни, Илья Обломов, которого так успешно играет Авангард Николаевич, перестал интересоваться и тем, как распоряжается приказчик в деревне.
В результате этого Обломовка стала постепенно исчезать и уже прибыли никакой не приносила. И лишь только приезд его друга детства Штольца вносил небольшое оживление в его «сонный» распорядок жизни. В один такой приезд Андрея он даже успел влюбиться, но, получив отказ, снова стал вести свой прежний образ жизни.
Театр и фильмы
За годы служения театру Леонтьев неизменно оставался востребованным артистом, чье появление на сцене вызывало восторг у публики. Он играл в постановках «На дне» Максима Горького, «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира и «Вишневый сад» Антона Чехова, а также в спектаклях «Лес», «Урок женам» и «Последняя жертва» в МХТ имени Чехова.
На экранах Авангард Николаевич дебютировал еще в молодости, отметившись эпизодической ролью в фильме-спектакле «Студент». В последующие годы фильмография исполнителя пополнилась такими проектами, как «Былое и думы», «Вот такие истории» и «Смешные люди!».
Актер неоднократно сотрудничал с режиссером Никитой Михалковым. Все началось со съемок в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», которая принесла звезде популярность. После этого они работали над картинами «Очи черные», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». При создании мини-сериала «12» Леонтьев помогал кинематографисту развивать его персонажа.
Значимую роль в биографии Авангарда Николаевича сыграл Олег Табаков. Он был не просто его наставником и коллегой по площадке, но и другом по жизни. Табаков привел актера в преподавание, к которому он давно испытывал интерес. Сначала знаменитости доверили заниматься с воспитанниками студии при Дворце пионеров, затем он получил возможность быть педагогом в ГИТИСе и своей альма-матер — Школе-судии МХАТ.
Авангард Леонтьев и Юрий Богатырев похожи (кадры из фильма «Двенадцатая ночь»)
В разные годы выпускниками преподавателя были Марина Зудина, Евгений Миронов и Владимир Машков. Он был наставником Даниила Страхова, который позже перевелся в другое учебное заведение, но остался благодарен педагогу. Все ученики отзывались об Авангарде Николаевиче как о человеке исключительной доброты, который не жалел сил и времени на их всестороннее развитие.
По своей методике преподавания артист учил подопечных не пытаться стать другим человеком на сцене или в кадре, а попробовать представить себя в иных обстоятельствах, что помогало сделать образ более живым. Этим правилом он пользовался и в своей карьере, делая яркими и запоминающимися даже эпизодических героев.
Не удивительно, что с возрастом востребованность Авангарда Николаевича не снизилась. В 2005 году исполнитель снялся в сериале «Адъютанты любви», где воплотил Павла I. Он попытался изменить восприятие своего персонажа, которого часто изображали глупым.
Спустя год Леонтьев исполнил не менее ответственную роль в драме «Герой нашего времени». Он предстал перед зрителями в образе доктора Вернера. После этого актер стал появляться на экранах реже, потому что отказывался от неинтересных предложений и посвящал все свое время игре на сцене.
Фильмы
Первый раз в кинематограф Авангард попал на съёмочную площадку к Никите Михалкову. Снимали фильм по роману «Обломов». Как и первая роль, так и несколько последующих были эпизодическими и второстепенными. Иногда актёру приходилось сниматься в двух картинах сразу. Удачным получился у Леонтьева герой одноимённого фильма Эдвин Друд. Популярность к актеру пришла не сразу. С началом 2000 годов актеру не прекращают поступать приглашения от режиссёров.
Актёр снимается в детективе, в котором его герой адвокат активно задействован в развитии событий фильма. В копилке ролей Леонтьева есть роль в фильме «Есенин», там он сыграл Луначарского. Затем была роль Павла Первого в исторической ленте, доктора Вернера и диктора Левитана. Уже смело можно сказать, что в кино Авангардом сыграно 32 роли. Кинематографическая биография актёра с каждым годом расширяется, потому что его любят режиссёры.
Карьера
На подмостках «Современника» Леонтьев воплотил более двух десятков образов. Режиссеры-постановщики предлагали ему играть преимущественно характерных персонажей. Авангард принял участие в таких постановках, как:
- «На дне»;
- «Принцесса и дровосек»;
- «Вечно живые»;
- «С вечера до полудня»;
- «Двенадцатая ночь»;
- «Не стреляйте в белых лебедей»;
- «А поутру они проснулись»;
- «Вишнёвый сад».
В 1974 году Леонтьев попробовал себя в преподавательской деятельности. Начинал работать в драмстудии при Дворце пионеров. А затем по приглашению Олега Табакова, с которым давно дружил, Леонтьев стал преподавать на курсах Школы-студии МХАТ.
В начале девяностых Авангард перешел в МХТ имени Чехова. На его сцене он сыграл в таких спектаклях, как:
- «Урок женам»;
- «Лес»;
- «Тартюф»;
- «Шинель».
С середины девяностых начал принимать участие в частных антрепризах. В это же время попробовал себя и в роли театрального режиссера.
Кинодебют Авангарда состоялся в 1974 году. Тогда он сыграл в фильме «Мэгре и старая дама». На его счету участие в трех десятках фильмов и сериалов, среди которых «Сибирский цирюльник», «Солнечный удар», «Есенин».
Режиссер
Со временем Авангард Леонтьев почувствовал необходимость реализовать на сцене и свои режиссерские способности. В 1987 году он (совместно с Олегом Табаковым) поставил в Театре п/р Табакова спектакль «Полоумный Журден». Затем были постановки в МХАТе имени А.П. Чехова: «Предложения» по пьесам А.П. Чехова и В. Соллогуба (1989-1990 годы), а также в римском Театре «Арджентино» — «Механическое пианино» Чехова (1987 год, в качестве ассистента режиссера Никиты Михалкова) и в Париже, в Театре Европы — «Чайка» Чехова (1988 год, в качестве ассистента режиссера Андрея Кончаловского).
В 1999 году Леонтьев уже самостоятельно поставил в Театре п/р Олега Табакова спектакль «Не все коту масленица» по пьесе А.Н. Островского.
А вообще, Авангард Николаевич считает, что актер и режиссер — это совершенно разные планеты: «И я — актер. Я поставил полтора-два спектакля в своей жизни, и то только потому, что хотелось своих студентов занять. Чтобы они бифштекс сыграли, а не гарнир. Ведь обычно в театре актеры лет десять в массовке играют, прежде чем дождаться нормальных ролей. И я ставил спектакли, чтобы мои ребята могли расти. А так не ставлю – нет потребности. А у режиссера она есть. Он спать не может – так ему хочется поставить. Это склад мозга особый – режиссура. И, наверное, должна быть какая-то предрасположенность. А у меня ее нет. Да и времени особенно на это не было. У меня столько жизни ушло на студентов – я так ими увлекался и был доволен своей судьбой, что меня никуда больше и не тянуло. А сейчас вообще уже пора о вечном подумать».
Кинематографическая карьера
Начиная с 1972 года, Авангард Леонтьев, фильмы которого всегда интересны зрителям, стал сниматься в кино. Но сначала ему предлагали лишь небольшие эпизодические и второстепенные роли. В 1974 году талантливый актер снимается сразу в двух кинолентах: «Мегрэ и старая дева» и «Смешные люди!». А уже через пять лет в кинокартине «Маленькие трагедии» режиссера Михаила Швейцера Авангард Николаевич играет Соломона.
Талантливо сыграл актер Леонтьев и роль Эдвина Друда в 1980 году в киноленте «Тайна Эдвина Друда» режиссера Александра Орлова. В небольшой английский город приезжает некий господин по имени Эдвин Друд. Он вместе со своей прекрасной невестой Розой Буттон останавливается у своего дяди, но вскоре неожиданно исчезает. После небольшого расследования выясняется, что Эдвин убит, но теперь следует найти того, кто совершил это преступление и убил молодого человека, а ведь подозреваемых много.
Авангард Николаевич в 1981 году снимается сразу в двух кинолентах: «Все наоборот» и «Переходный возраст», где он талантливо играет Аурелия. В первом фильме актер Леонтьев играет роль физрука. Вчерашние школьники Андрей и Наташа, едва познакомившись, решили, что они так сильно влюблены друг в друга, что немедленно должны жениться. Но жизнь вместе оказывается совсем не такой, как они мечтали. Взрослые проблемы показывают то, что молодые люди совсем разные, и такие же разные у них интересы. Вскоре они расстаются.
Но все-таки слава и популярность приходят к талантливому актеру Леонтьеву в 2000 годах, когда он начинает много сниматься. Ему постоянно поступали предложения о работе. Так, в 2001 году он снялся в многосерийной киноленте «Гражданин начальник» режиссера Николая Досталя. Убит личный шофер известного в городе криминального авторитета. Расследовать это преступление поручается следователю Павлу Пафнутьеву. Герой, которого играет Авангард Николаевич, появляется в этом детективе лишь только в четырнадцатой серии. А затем в следующей серии адвокат Илья Огородников, которого и играет Леонтьев, становится активным участником всех событий этого фильма.
В 2002 году актер Леонтьев снимается в кинокартине «Превращение», где играет небольшую роль управляющего. А уже через три года играет еще и роль отца Миледи в киноленте «Примадонна». Но особенно интересно им была сыграна роль Луначарского в 2005 году в многосерийной кинокартине «Есенин» режиссера Игоря Зайцева. В этом фильме следователь Хлыстов получает посмертную фотографию Сергея Есенина, где видно, что известного поэта убили. Он начинает свое расследование, но каждый раз что-то мешает продвигаться расследованию дальше. В финале кинокартины следователь все-таки погибает. При расследовании показывается и история жизни великого поэта.
В этом же году актеру Леонтьеву пришлось играть и императора Павла Первого. В киноленте «Адъютанты любви» рассказывается о Петре Черкасове, который основал военную разведку в России. Его стремления благородны и чисты, но не все так получается, как хотел и задумывал. В этом многосерийном фильме реальные исторические факты перемешаны с художественным вымыслом. Играл он успешно и талантливо и доктора Вернера в кинокартине «Герой нашего времени» режиссера Александра Котта.
В 2021 году известный и талантливый актер Леонтьев снялся в киноленте «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева. В этой исторической киноленте, посвященной первому космонавту и тем, кто помог совершить первый выход в космическое пространство, Авангард Николаевич играет Левитана, который своим прекрасным голосом сообщает по радио все космические новости. В настоящее время в кинематографической копилке актера Леонтьева насчитывается тридцать две киноленты.
Личная жизнь и интересные факты
- Артист не женат и детей не имеет.
- Рост Авангарда составляет 170 см.
- Знакомые и друзья называют артиста человеком кристальной честности, для которого деньги не имеют в этой жизни никакого значения.
- Никиту Михалкова Авангард считает идеальным режиссёром для всех актёров. Называет его требовательным и одновременно человеком, с которым всегда легко работается.
- Артиста назвали именем Авангард в честь его старшего брата, который погиб во время Отечественной войны в 1943 году в возрасте 19 лет (на Курской дуге). Иногда артист для облегчения запоминания для своих знакомых называет себя – Гариком.
- В детстве Авангард некоторое время болел подростковым ревмокардитом.
- Своей жизнью актёр доволен, при этом он признаётся, что часто грустит. Но грусть Авангард считает естественным человеческим качеством, а радоваться актёру также приходилось в жизни очень много раз. В людях актёр не любит неискренность. Умеет читать людей по мимике лица. Взглянув в глаза, он может многое понять о человеке.
- Авангард является атеистом, но при этом искренне уважает других верующих людей и религии. Только именно тех людей, которые верят по-настоящему: тихо и беззаветно. Все члены семьи Авангарда были атеистами, и даже бабушка, которая родилась в 1869 году.
- В своё время актёр Лев Круглый предлагал Авангарду работать в Париже в их семейном театре, где играли русскую классику. Актер ответил отказом, также как и на многие другие предложения эмигрировать за границу. О том, что не уехал из страны, артист никогда не жалел.
- Для коллег Авангард является высоконравственной личностью. Имеет водительские права. Очень любит автомобили.
- Наиболее загадочным российским и мировым писателем актёр считает – Гоголя, так как он всегда хотел быть полезным России и жаждал нравственно её поднять. Любимым литературным произведением Авангарда является роман «Война и мир».